В русском языке большинство согласных звуков бывают мягкими и твёрдыми, это качество является смыслоразличительным. Сравните слова:
- мел - мель;
- банка - банька;
- гость - гост.
Однако существуют и такие, твёрдость которых является постоянным качеством, это значит, что они всегда твёрдые.
Согласные звуки: [ж]
Он встречается в следующих словах:
- жизнь [жыз"н"].;
- жидкий [жытк"ий];
- жимолость [жымъльс"т"];
- живой [жывой];
- дрожит [дражыт];
- сторожит [старажыт];
- жужжит [жужыт];
- рыжий [рыжый];
- блажит [блажыт].
При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и , а слышится звук [ы]. При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.
Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:
Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст - совсем как живой, только перевёрнутый.
Звук [ш]
Это твердый в отличие от [ж], который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:
- ширь [шыр"];
- шить [шыт"];
- шифон [шыфон];
- шифоньер [шыфан"йэр];
- мыши [мышы];
- тишина [т"ишына];
- ерши [йиршы];
- гроши [грашы];
- спешит [сп"ишыт];
- завершит [завиршыт].
Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком [ж]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».
Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:
Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору - там у неё малыши.
Подведём всегда твёрдые служат опознавательными признаками орфограммы "И после Ж и Ш".
Звук [ц]
Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством - это [ц]. С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:
- цифра [цыфра];
- циркуль [цыркул"];
- цирк [цырк];
- цитрон [цытрон];
- акация [акацыйа];
- лекция [лекцыйа];
- секция [с"экцыйа];
- санкция [санкцыйа].
Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него [ы], однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:
- цып-цып-цып;
- на цыпочках;
- цыплёнок;
- цыкнуть;
- цыган.
Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:
- синицын;
- сестрицын;
- около больницы;
- без водицы;
- у молодицы;
- у девицы.
Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:
В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.
Подведём итоги: всегда звуки в алфавите - это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.
Замена Ж на Ш
Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:
- замуж [замуш];
- уж [уш];
- невтерпёж [нефтерпёш];
- ложка [лошка];
- рожки [рошк"и].
Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:
Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.
Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка - сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.
Когда ставится Ь после Ж и Ш
По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:
- мышь;
- ложь;
- дрожь;
- брошь;
- чушь;
- сплошь;
- не трожь;
- слышишь.
Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:
- Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
- Наречий: наотмашь.
- Глаголов: идешь, положь.
Используем для тренировки такие предложения:
Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.
Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?
Когда Ь после Ж и Ш не ставится
Всегда твердые согласные звуки [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:
- Существительных не 3 скл.: малыш, сторож, покрытие для крыш.
- Краткого прилагательного: хорош, пригож.
- Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж.
Текст для тренировки:
Мой малыш хорош, пригож и на папу похож. Будет лётчиком он, полетит выше крыш, уж за ним не уследишь.
О и Ё после шипящих и Ц
Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:
- шёл [шол];
- шёпот [шопот];
- шёлк [шолк];
- жёрнов [жорноф];
- жёлудь [жолудь];
- шорох [шорох];
- шоссе [шосэ];
- жокей [жок"эй].
Название этой орфограммы- «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем -Ё, в случае отсутствия такового - пишем О». Давайте проверим:
- жёлудь - желудёвый;
- шёлк - шелка;
- жёрнов - жернова;
- шорох - нельзя проверить;
- жокей - нельзя проверить.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:
- моржовый;
- большого.
Без ударения нужно писать букву -Е:
- оранжевый;
- грушевый.
После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- цокольный;
- церковный;
- торцовый;
- борцовский;
- сланцевый;
- глянцевый;
- полотенце;
- рыльце.
Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:
"Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.
В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.
Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!
Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы".
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.
Гласные звуки
В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.
- Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
- Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.
Ударные и безударные
Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.
Йотированные гласные
Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:
- стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
- стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
- стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.
Согласные звуки
Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.
Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.
Звонкие и глухие согласные
По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные - образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные - образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.
Звонкие согласные | Глухие согласные | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
й → [й"] | б → [б], [б"] | п → [п], [п"] | ч → [ч"] |
л → [л], [л"] | в → [в], [в"] | ф → [ф], [ф"] | щ → [щ"] |
м → [м], [м"] | г → [г], [г"] | к → [к], [к"] | ц → [ц] |
н → [н], [н"] | д → [д], [д"] | т → [т], [т"] | х → [х], [х"] |
р → [р], [р"] | ж → [ж] | ш → [ш] | |
з → [з], [з"] | с → [с], [с"] | ||
9 непарных | 11 парных | 11 парных | 5 непарных |
20 звонких звуков | 16 глухих звуков |
По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с
- парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р
- всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ
- всегда глухие (непарные).
Непарные звонкие согласные называются сонорными.
Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ
- шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ
- шумные.
Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые согласные | Мягкие согласные | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
[ж] | [б] | [б"] | [ч"] |
[ш] | [в] | [в"] | [щ"] |
[ц] | [г] | [г"] | [й"] |
[д] | [д"] | ||
[з] | [з"] | ||
[к] | [к"] | ||
[л] | [л"] | ||
[м] | [м"] | ||
[н] | [н"] | ||
[п] | [п"] | ||
[р] | [р"] | ||
[с] | [с"] | ||
[т] | [т"] | ||
[ф] | [ф"] | ||
[х] | [х"] | ||
3 непарных | 15 парных | 15 непарных | 3 парных |
18 твёрдых звуков | 18 мягких звуков |
Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки - это очень облегчит ему понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие - над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.
Как гласные «командуют» согласными
Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш - твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.
Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то - мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и
Развивающие игры
Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА - ТЯ, НА - НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.
Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА - ЛЯ, ЛО - ЛЁ, ЛЫ - ЛИ и т.д.
В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие - твердые, а зеленые - мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие - зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.
Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры - рыба - баранки - кино и т. д.
Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!
Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.
По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].
Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.
На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.
Вступление
В русском языке все буквы, как гласные, так и согласные буквы являются его основой. Ведь благодаря буквам образуются слоги, а с помощью слогов мы составляем слова, со слов выражения, предложения и так далее.
Но сегодняшний урок мы начнем с изучения согласных букв русского языка.
Согласные буквы
Различают согласные буквы и звуки. Что же это за такие буквы, которые называются согласными? Чтобы понять, что такое согласные буквы давайте узнаем о происхождении слова «согласные». А называются они так потому, что всегда идут рядом с гласными или вместе с гласными.
Между согласными буквами и гласными существует кардинальное различие. Если вспомнить о том, что все гласные можно легко тянуть или даже пропеть, то согласные буквы нужно произносить максимально коротко. Исключением являются только шипящие согласные буквы, поскольку их тоже имеется возможность тянуть.
В алфавите русского языка насчитывается двадцать одна согласная буква и 37 согласных звуков.
Согласные звуки
Звонкие и глухие звуки
Согласные буквы разделяются на звонкие и глухие звуки. Вот обратите внимание на буквы, которые написаны по парам. Если внимательно посмотреть, то в каждой паре имеется одна буква, имеющая глухой звук, а другая - звонкий.
Глухие буквы означают глухой звук, а когда их произносим мы слышим лишь шум, в то время как произнося звонкие буквы, мы можем услышать уже не только шум, но и голос.
Б – П, З – С, Д – Т, Г – К
Но в данный момент мы видим буквы, имеющие пару. Данных пар в русском языке можно насчитать одиннадцать штук. Но не всем буквам достались пары, поэтому в русском алфавите есть еще и непарные звонкие, а также непарные глухие.
Упражнение: Придумайте слова к парным звонким и глухим звукам.
Мягкие и твердые звуки
Кроме звонких и глухих буквы алфавита могут иметь мягкие и твердые согласные звуки.
Во время произношения звуков в соответствии с тем, какой звук мы произносим, меняется положение нашего языка. При произношении мягких согласных наш язык принимает одно положение, а при твердых – совершенно иное.
Теперь давайте попробуем произнести вначале мягкие звуки, а потом твердые. Если вы заметили, то при произношении мягких согласных, мы язык немножко сдвигаем вперед и при этом слегка приподнимается его средняя часть. А вот когда мы произносим твердые согласные, то наш язык слегка оттягивается назад.
Гласные буквы и звуки в русском языке
Сейчас предлагаем вам вспомнить, гласные звуки и буквы какие есть в русском языке. Этих букв нас всего десять:
Произнося гласные звуки, в отличие от согласных, во время произношения мы можем их тянуть или пропеть, и при этом ощущаем, как воздух проходит через всю ротовую полость, и мы четко слышим свой голос.
Упражнение 1.
Напишите слово роза
1. Смените в этом слове букву з на с.
2. Какое слово получилось?
3. Что теперь изменилось в третьем звуке, и как он стал звучать?
4. Назовите все гласные буквы в этом слове?
5. Какие согласные звуки в этом слове?
Упражнение 2.
Кот, сок, мал, пир, лук, бал
1. Замените в данных словах гласные буквы на другие гласные.
2. Какие слова вы получили?
3. Запишите новые слова, которые у вас получились.
4. Как читаются гласные звуки в предыдущих словах?
5. Как нужно читать звуки, твердо или мягко, в вновь образованных словах?
Домашнее задание
1. Гласные и согласные буквы - в чем их отличие?
2. А чем отличие букв от звуков?
3. Совпадает ли количество букв русского алфавита с количеством звуков?
4. Почему в русском языке гласных звуков меньше, чем гласных букв?
5. Как вы можете объяснить, почему звуков больше, чем букв?
6. На какие виды делятся согласные звуки?