Как капитан I ранга Медведев потопил китайскую подводную лодку. Что будет, если атомная подлодка России протаранит субмарину США — NatInterest Об инциденте рассказывает

Еще до того как началось обвальное разрушение армии и флота, военной контрразведки, произошли события, наглядно продемонстрировавшие полную нашу неспособность защитить Отечество…

Американская подводная разведывательная лодка «Батон-Руж» на 30-метровой глубине столкнулась с нашей атомной подлодкой… И где? В российских водах Кольского залива! Говоря языком военных моряков, «Батон-Руж» вела слежку за нашей ракетной лодкой «непрерывно, имея перед собой опознанную, обнаруженную цель, которую в случае получения приказа или военных действий обязана уничтожить»!

Сколько времени она охотилась – сказать трудно: может несколько дней, неделю, месяц. В случаях, когда схвачен с поличным, хотя бы извиняются и оправдываются: вот-де, находясь в нейтральных водах, из-за неисправности приборов отклонился от маршрута и нечаянно на несколько метров залез на чужую акваторию…

Конечно, это сказочка для маленьких ребят, а не взрослых дядей. Посудите: где Потомак, а где Кольский? На расстоянии многих тысяч миль…

Но американская сторона и не думала извиняться. Назревал скандал.

По всем мировым канонам в любой стране подобный инцидент рассматривается как шпионаж. Раскрутить его следовало по-крупному, на весь мир. Заставить американцев сполна расквитаться за этот неприятный для них политический ляп. Однако наш Президент и правительство не только не потребовали сатисфакции, а тут же (не дай бог, если янки опередят и принесут свои извинения!) стали вещать по всем каналам, что эпизод с подлодкой США не повлияет на российско-американские отношения.

В который раз… утерлись.

Правда, в 1960 годы уже был подобный инцидент с американской подводной лодкой «Скорпион», но тогда…

Командовал ею молодой и наглый командир, который заходил в наши базы на Севере как к себе домой на Потомаке и работал там под перископом. Советские станции перехвата не могли его поймать…

Потом лодка пропала, и американцы долго не могли ее найти. Только недели через две после исчезновения один из советских моряков-операторов глобального слежения за подводными установками вдруг вспомнил странный щелчок…

При переходе из Средиземного моря в районе Азорских островов на глубине порядка 4600 метров, он слышал щелчок, напоминающий взорвавшийся балончик электролампочки.

Пленки с записями шумов дали американцам. Они их прокрутили и нашли этот щелчок. Заложили в компьютер, который и выдал им местонахождение лодки. И подняли со дна морского обломки «Скорпиона».

Сейчас «Батон-Руж» решал те же задачи разведки, что и «Скорпион» (Осенью 2000 года в этом же районе Баренцева моря во время учений погибла самая современная атомная подводная лодка (атомный крейсер, флагман флота России) «Курск». Одна из версий гибели – столкновение с подводной лодкой-тараном США во время испытания последней… – Примеч. авт.)

Если раньше можно было все валить на ядерное противостояние с СССР и необходимость разведки в чужих водах, то теперь действия «Батон-Руж» против дружеской России можно расценивать как наглость, хулиганство, демонстрацию своей безнаказанности и силы. Контрразведка еще сохраняла свои позиции, но наша дипломатия уже не служила России.

…Успешно осуществив разведку в Кольском заливе и оставшись безнаказанным, в сентябре того же 1991 года американский Президент Буш, он же бывший директор ЦРУ, известный больше как «кормилец» голодной России (это он уничтожил в одночасье мощную государственную сеть птицефабрик от Крыма до Полярного круга и от Бреста до Камчатки, дающую в изобилии свежую, безвредную и дешевую отечественную куриную продукцию, завалив российский рынок своими заморскими одноименными ляжками), вдруг предложил новую «наперсточную игру», – «американскую мирную инициативу разоружения»:

– Я прекращаю дальнейшую разработку боеголовок к «Трайденту-2»!

Это заявление последовало сразу же за разведывательной миссией «Батон-Руж» в Кольском заливе. Снова демократические чепчики летели в воздух: зачем нам такая обременительная армия, зачем нам столько ракет, когда дружественная Америка прекращает производство мощных боеголовок «W-88», «МХ». Кричали, даже когда специалисты Генштаба раскрыли подноготную «благих намерений» США. Их доводы мало кого интересовали, не польстилась даже «демократическая» пресса.

На самом деле заявление о прекращении разработки боеголовок к «Трайденту-2» было вынужденной для администрации Буша мерой. Уже с 1989 года стояла перед американцами проблема технологической чистоты процесса производства этих боеголовок в городе Боулдер, штат Колорадо: только в 1989 году завод сбросил в окружающую среду 100 тонн (!) радиоактивной воды. Восстали «зеленые». Общественность США потребовала закрыть объект. Завод закрыли для модернизации и технологического обновления, а нам подсунули «мирную инициативу» и приглашение к дальнейшему разоружению. Красиво, экономно, по-американски.

Для убедительности Буш заявляет и об отказе дальнейшего производства ракет «МХ». Правильно. А зачем они США? Ведь 50 ракет уже развернуто! И еще сохранено достаточное количество ракет «Минитмен-3». Если не будет этих мощных боеголовок по 0,5 мегатонн, то в США уже произведено свыше 3600 боеголовок «W-76» для «Трайдент-1». Мощность в 3–5 раз меньше, чем у «Трайдент-2», а точность в 4 раза выше!

Вывод: ракеты, оснащенные боеголовками «Трайдент-1», имеют боевой эффект в 18 раз выше! Чисто американская арифметика!

Буш заявил и о намерении ликвидировать тактические ядерные ракеты наземного базирования. Правильно, к чему они сейчас, после развала Варшавского договора. Американцы снимают тактическое ядерное оружие с кораблей, складируют или частично уничтожают. Оно им не нужно, ибо все атомные подводные лодки, как известная нам «Батон-Руж», сохраняются.

Зато американцы не трогают тактическое ядерное оружие на самолетах тактической и стратегической авиации, поскольку их все еще вдохновляет опыт войны в Персидском заливе.

Все, что предложил Буш, выдавая за мирную инициативу и благие намерения – вынужденная мера для США! Опять же за наш счет…

А бомбардировщики США? Они имеют неограниченный радиус действия с дозаправками, несут крылатые ракеты с точностью 10–35 метров. Точность изумительная! Боеготовность дежурных самолетов 5-15 минут!

К 1992 году США имели 1905 носителей, на которых размещено 13 042 ядерных заряда!

Сравните: у англичан 384 заряда, у французов – 434, у китайцев – 217.

Вот почему, когда советское правительство пыталось неоднократно втянуть в процесс сокращения и ограничения ядерных вооружений Великобританию, Францию и Китай, они почти хором отвечали:

– Когда Америка с Россией подойдут к нашему «мизерному» уровню, тогда мы добровольно лишим себя статуса ядерных держав и вольемся в переговоры. А пока у нас сотни, у вас десятки тысяч – нам с вами не о чем разговаривать.

Таких слов не нашлось у России в разговоре с Америкой.

Да что они могли сказать, эти президенты – Президент СССР Горбачев, и Президент России Ельцин, если оба молча бросили на произвол судьбы и предали такого боевого друга как Президент Афганистана Наджибулла, который, оставшись без поддержки, 16 апреля 1992 года был свергнут.

Более того, 3 января 1993 года Ельцин с президентом США Бушем подпишет второй Договор о сокращении стратегических вооружений, в соответствии с которым США и Россия возьмут на себя обязательства сократить на две трети (!) число имеющихся ядерных боеголовок!

Эх, знать бы где упасть – мы б соломки подстелили…

Столкновение АПЛ «К-276» с американской АПЛ «Батон Руж».

11 февраля 1992 г. столкнулась наша АПЛ «К-276», названная потом «Костромой» под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя с американской АПЛ «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес».

В 1992 г., когда как будто уже окончилась холодная война, прекратилось геополитическое и идеологическое противостояние России и США (во всяком случае, с нашей стороны), мы отвели свои лодки от американских берегов, а планы операций подводных сил ВМС США практически не изменились. Американская атомная лодка «Батон Руж» водоизмещением 6000 тонн, вооружённая ракетами «Томагавк», занималась сбором разведывательной информации о военно-морской активности советского ВМФ в районе Кольского полуострова.

Американская лодка после обнаружения советской лодки пристроилась за нейв её кормовом секторе, в зоне акустической тени, и на параллельном
курсе пересекла вместе с нашей лодкой границу территориальных вод России.

Через некоторое время акустики «К-276» обнаружили какие-то неясные шумы. Командир капитан 2 ранга Локоть подвернул, чтоб
дать возможность акустикам более точно определить источник шума. Этот маневр пропустили на американской лодке, контакт у них был потерян.
Командир американской лодки коммандер Гордон Кремер стал метаться, началвсплытие, в надежде осмотреть чистоту горизонта, а может и обнаружить
там подводную лодку под перископом. Для уточнения обстановки он бездумновсплыл на перископную глубину, чем окончательно потерял возможность
обнаружения К-276 гидроакустическими средствами, и сам оказался в мертвой зоне ее средств наблюдения (почти над ней).

Так как наступило время очередного сеанса радиосвязи с командным пунктом флота, Игорь Локоть вынужден был начать всплытие на перископную глубину без дополнительного уточнения обстановки на поверхности. В это время, в 20.16 и произошло столкновение. При подходе к перископной глубине «К-276» ударила американскую АПЛ передней частью ограждения боевой рубкив прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько относительно небольших пробоин, позволивших «Батон Руж» самостоятельно дойти до своейВМБ. Но ее корпус получил внутренние напряжения, сделавшие ремонт лодки нецелесообразным, и она была списана из боевого состава ВМС США, а ее командир снят с должности, что у них случается крайне редко. По неофициальным данным тот таран обошёлся американским подводникам в пять жизней. Наша участница этого инцидента через год уже несла боевую службу в океане. Если бы «К-276» начала всплытие на 7-10 секунд раньше, то она ударила бы американскую субмарину своей носовой частью, имеющей мощный набор корпуса, и проломила бы ее борт, что привело бы к затоплению АПЛ ВМС США. В другом случае могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах «К-276», и тогда погибли бы обе атомные лодки на входе в Кольский залив в 10 милях от берега, в районе, через который проходят все корабли и суда, идущие в Мурманск, Североморск и из них.

«Кострома» входит сейчас в состав той же 7-й дивизии, что и «Курск». На боевой рубке этой лодки нарисована красная пятиконечная звезда с цифрой «1» в центре. Так в годы Великой Отечественной войны наши подводники вели счётсвоим победам. Традиции у подводников живы. Командир «Костромы» Владимир Соколов так ответил на вопрос а не ругается ли начальство на такую символику: «Вначале, конечно, морщились, мол, американцы нам теперь друзья, затем вроде как попривыкли, ну а после «Курска» кто и что может мне сказать на этот счёт? Разве только то, что цифра уж очень не велика!»

Как ни странно, но при том подводном инциденте об опасности экологической катастрофы, угрожающей радиоактивным заражением не только северным берегам России, но и всей Скандинавии, не проронили ни слова ни экологи Норвегии, ни международный «Гринпис».

Президент России Борис Ельцин обвинил тогда США в продолжении развёртывания своихподводных сил в непосредственной близости от российских берегов. Чтобы уладить скандал, тогдашний президент Америки Джордж Буш-старший (его сын, Буш-младший, ныне также американский президент) прилетал в Москву, и, пообещав большой кредит, сумел кое-как уладить дело. Но этот факт столкновения своей лодки американцы упорно скрывали от мировой общественности в течение нескольких лет.

Валерий Алексин, разбирался с этим столкновением, пришёл к выводу, что оба командира и в мыслях не имели желания столкнуться, оно не было преднамеренным. Но американский командир совершил ряд нарушений, таких, как вход в территориальные воды РФ, направил корабль в зону полигона боевой подготовки, координаты которой доведены до сведения всех государств, как зоны чрезвычайно высокой степени риска. А после того, как потерял контакт с нашей лодкой, он должен был, как этого требует хорошая морская
практика управления кораблём, во избежание столкновения не совершать лихорадочные маневры, а застопорить ход и осмотреться, более детально
прослушать горизонт, оценить обстановку.

Может сложиться впечатление, что всегда американские подводники выступали в роли кошек, гоняющих беспомощных советских котят. В апреле 1980 г. при проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки командир АПЛ К-314 Валерий Хоровенков, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовал ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых (2-3 км) с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнал под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта ТОФ. Надо только, чтобы все себе четко представляли, что такие гонки без правил подводных объектов водоизмещением по 5000 тонн каждый на скорости 55 км/час добром не кончаются. При любом неверно понятом маневре оба гиганта разобьют друг друга всмятку вместе с 250 человеками их экипажей, ядерными реакторами и почти сотней ракет и торпед. Отваги и воли к победе командирам наших атомоходов не занимать. Только не надо испытывать их терпение.

После столкновения лодок в 1992 году бывший подводник из первого экипажа первой атомной лодки Советского Союза контр-адмирал в отставке Н.Мормуль написал статью, которая была опубликована в «Комсомольской правде» под названием «Не валяй дурака, Америка!» с вопросом в подзаголовке: «Почему бы нам не подать в суд на ВМС США?» В статье он описал это столкновение, заключил, что «…авторство неуклюжего маневра принадлежит командиру субмарины США. Почему бы американской стороне, в таком случае, не оплатить стоимость ремонта нашей повреждённой лодки?» И далее высказал идею, «что Военно-морскому флоту СНГ следует обратиться с иском в Международный суд и её восстановление произвести за счёт ВМС США». «Восстановление нашей лодки потребует серьёзных материальных затрат. Дружба дружбой, а виноват – плати…. Если мы сегодня промолчим, если не будем действовать по принятым в цивилизованном обществе законам, нас просто не поймут – в первую очередь за рубежом».

Н.Мормуль обратился тогда с письмом к Главнокомандующему ВМФ России адмиралу флота В.Чернавину. Получил ответ. Это был доклад начальника Главного штаба ВМФ адмирала К.Макарова с резолюцией Главкома – «Согласен». Вот этот доклад Главкому, его приводит в своей книге «Катастрофы под водой» Н. Мормуль.

«Командующему ВМФ адмиралу флота В.Н.Чернавину. Докладываю: обращение в Ваш адрес контр-адмирала запаса Мормуля Н.Г. о компенсации ущерба за счёт ВМС США через Международный суд за столкновение нашей ПЛ с ПЛ «Батон Руж» в феврале 1992 года рассмотрено.
Установлено следующее.

1. Международных правил предупреждения столкновений субмарин в подводном положении не существует. МППСС-72 обеспечивает безопасность плавания кораблей и судов, находящихся только в надводном положении, на визуальной или радиолокационной видимости друг удруга.

2. Учитывая, что вопрос предупреждения столкновений подводных лодок международным правом не урегулирован, оснований для обращения в международный суд нет.

3. В столкновении этих подводных лодок, равно как и любых других судов, виноваты оба командира.
Степень вины каждого из них установить в данном случае не представляется возможным.

4 .По случаю данного столкновения от имени правительства России вручена нота правительству США. Основной причиной столкновения стало нарушение подводной лодкой ВМС США границы территориальных вод России. Американской стороной факт нарушения наших тервод отрицается. Вопрос о данном инциденте обсуждён на 6 съезде народных депутатов РФ.

5. Российская и американская стороны признали существование проблемы предотвращения инцидентов с подводными лодками. В мае 1992 года В Москве состоялась первая рабочая встреча представителей ВМФ России и ВМС США по данному вопросу, в ходе которой нами были предложены конкретные меры предупреждения столкновений ПЛ наших стран в полигонах боевой подготовки ВМФ.

Стороны условились продолжить диалог по данному вопросу.

Относительноустановления взаимопризнанных границ территориальных вод в ближайшее время будут начаты переговоры экспертов двух стран по линии МИД РФ.

Адмирал флота К. Макаров».

В 1992 году, после столкновения АПЛ «К-276» «Кострома» и «Батон Руж», Главным штабом ВМФ был подготовлен проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод». Оно включало в себя организационные, технические, навигационные и международно-правовые мероприятия. С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: «Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов кнам по этой проблеме». Однако вскоре после этого тогдашний начальник штаба ВМС США адмирал Бурда застрелился, а АПЛ НАТО продолжают ходить в Баренцево море, как в свой огород, подвергая опасности подводные лодки ВМФ России, жизнь их экипажей и угрожая экологическими катастрофами всей Северной Европе. Так этот договор и не был подписан, а вопросов по этой проблеме с гибелью «Курска» только прибавилось.

«Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно. Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погоня советских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью, глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт, вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучи обнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».
«Задача обесшумливания советских подлодок в восьмидесятых годах решаться начала. Правда, они всё равно оставались в 3—4 раза шумнее американских АПЛ типа «Лос-Анджелес».

Вот такие высказывания постоянно встречаются в российских журналах и книгах, посвященных отечественным атомным подводным лодкам (АПЛ). Взята эта информация не из каких-либо официальных источников, а из американских и английских статей. Именно поэтому ужасная шумность советских/российских АПЛ и есть один из мифов США.

Следует отметить, что с проблемами шумности столкнулись не только советские кораблестроители, и если нам удалось сразу создать боевую АПЛ, способную нести службу, то у американцев проблемы с первенцем оказались серьезнее. «Наутилус» имел множество «детских болезней», что так характерны для всех экспериментальных машин. Его двигатель выдавал такой уровень шума, что сонары - главное средство ориентирования под водой - практически глохли. В результате во время похода в Северных морях в районе о. Шпицберген, эхолокаторы «проглядели» дрейфующую льдину, которая повредила единственный перископ. В дальнейшем американцы развернули борьбу за снижение шумности. Для достижения этого они отказались от двухкорпусных лодок, перейдя к полуторокорпусным и однокорпусным, пожертвовав при этом важными характеристиками субмарин: живучестью, глубиной погружения, скоростью хода. В нашей стране строили двухкорпусные. Но были ли советские конструкторы не правы,а двухкорпусные АПЛ столь шумными, что их боевое применение стало бы бессмысленным?

Было бы, конечно, хорошо взять данные по шуму отечественных и зарубежных АПЛ и их сравнить. Но, сделать это невозможно, потому что официальная информация по данному вопросу до сих пор считается секретной (достаточно вспомнить линкоры Айовы, по которым реальные характеристики были раскрыты только по прошествии 50 лет). По американским лодкам вообще нет никакой информации (а если она появится, то относиться к ней следует столь же осторожно, как к информации о бронировании ЛК Айова). По отечественным АПЛ иногда встречаются разрозненные данные. Но что это за информация? Вот четыре примера из разных статей:

1) При проектировании первой советской АПЛ создавался комплекс мер по обеспечению акустической скрытности…… Однако амортизаторы для главных турбин создать так и не удалось. В результате подводная шумность АПЛ пр. 627 на повышенных скоростях возрастала до 110 децибел.
2) ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий для того времени уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). Её шумность на полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот была менее 80, в инфразвуковом - 100, в звуковом - 110 децибел.

3) При создании АПЛ третьего поколения удалось достигнуть снижения шумности по сравнению с лодками предыдущего поколения на 12 Децибел, или в 3,4 раза.

4)Начиная с 70-х годов прошлого века АПЛ снижали свою шумность в среднем на 1 дБ в два года. Только за последние 19 лет - с 1990 года по настоящее время - средняя шумность АПЛ США снизилась в десять раз, с 0,1 Па до 0,01 Па.

Сделать какой-либо вменяемый и логичный вывод по этим данным об уровне шума в принципе невозможно. Поэтому нам остается один путь - проанализировать реальные факты службы. Вот наиболее известные случаи из службы отечественных АПЛ.

1) В ходе автономного похода в Южно-Китайском море 1968 г. подлодка К-10 из числа первого поколения атомных ракетоносцев СССР (675 проект), получила приказ на перехват авианосного соединения ВМС США. Авианосец «Энтерпрайз» прикрывал ракетный крейсер «Лонг-Бич», фрегаты и корабли обеспечения. В расчетной точке капитан 1 ранга Р. В. Мазин вывел субмарину через оборонительные рубежи американского ордера прямо под дно «Энтерпрайза». Прикрываясь шумом винтов исполинского корабля, подводная лодка сопровождала ударное соединение тринадцать часов. За это время были отработаны учебные торпедные атаки по всем вымпелам ордера и сняты акустические профили (характерные шумы различных судов). После чего К-10 успешно покинула ордер и на дистанции отработала учебную ракетную атаку.В случае реальной войны все соединение было бы уничтожено на выбор: конвенциональными торпедами или ядерным ударом. Интересно отметить, что американские специалисты оценивали проект 675 крайне низко. Именно эти подлодки они окрестили «Ревущими коровами». И именно их не смогли обнаружить корабли авианосного соединения США. Лодки 675-го проекта использовались не только для слежения за надводными кораблями, но иногда «портили жизнь» и американским атомоходам, несшим дежурство. Так, К-135 в 1967 году в течении 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ «Патрик Генри», оставаясь не обнаруженной сама.

2) В 1979 г. во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 (пр.671) осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США. Поход продолжался 6 месяцев. Участник похода А.Н. Шпорко докладывал, что советские АПЛ действовали в персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование и отработать условное уничтожение. Впоследствии эти выводы были подтверждены данными разведки. В то же время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности применения оружия и в случае получения приказа они были бы отправлены на дно с вероятностью близкой к 100%

3)В марте 1984 года США и Южная Корея проводили свои очередные ежегодные военно-морские учения Team Spirit.. В Москве и Пхеньяне внимательно следили за учениями. Для наблюдения за американской авианосной ударной группой, состоящей из авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей США была отправлены торпедная атомная подводная лодка К-314 (пр.671, это второе поколение АПЛ, также упрекаемое за шумность) и шесть боевых кораблей. Через четыре дня К-314 удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем проводилось в течение последующих 7 суток, затем после обнаружения советской АПЛ, авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. "К-314" оставалась вне территориальных вод.

Потеряв гидроакустический контакт с авианосцем, лодка под командованием капитана 1-го ранга Владимира Евсеенко продолжила поиск. Советская субмарина направилась в предполагаемую точку нахождения авианосца, но его там не оказалось. Американская сторона хранила радиомолчание.
21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выяснения обстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было начало одиннадцатого. По словам Владимира Евсеенко, было замечено несколько американских кораблей, которые шли навстречу. Было принято решение погружаться, но было поздно. Незамеченный экипажем подводной лодки авианосец с выключенными ходовыми огнями двигался со скоростью около 30 км/ч. К-314 находилась впереди Kitty Hawk. Произошел удар, за ним еще один. Сначала команда решила, что повреждена рубка, но при проверке воду в отсеках не обнаружили. Как выяснилось, при первом столкновении был погнут стабилизатор, при втором был поврежден винт. Ей на помощь был выслан огромный буксир «Машук». Лодку отбуксировали в бухту Чажма, в 50 км к востоку от Владивостока, где ей предстояло пройти ремонт.

Для американцев столкновение было также неожиданным. По их словам, после удара они увидели удаляющийся силуэт подводной лодки без навигационных огней. Были подняты два американских противолодочных вертолета SH-3H. Сопроводив советскую подводную лодку, они не обнаружили у нее каких-либо видимых серьезных повреждений. Тем не менее, при ударе у подводной лодки был выведен из строя гребной винт, и она стала терять скорость. Винтом был поврежден и корпус авианосца. Оказалось, что его днище было пропорото на 40 м. К счастью, никто в этом инциденте не пострадал. Kitty Hawk был вынужден отправиться на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах перед тем, как вернуться в Сан-Диего. При осмотре авианосца был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, а также куски звукопоглощающего покрытия подводной лодки. Учения были свернуты.Происшествие наделало немало шума: в американской прессе активно обсуждалось, как подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к авианосной группе ВМС США проводящей учения, в том числе с противолодочной направленностью.

4) Зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство России в Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании с просьбой оказать помощь члену экипажа подлодки 671РТМ (шифр «Щука», второе поколение+), который перенес на борту судна операцию по удалению аппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только в условиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца «Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столько умилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией и Великобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что во время того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в том районе, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовские противолодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Но атомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхность для передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русская подлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слежения за противолодочными силами, ведущими активный поиск. Примечательно, что англичане в официальном заявлении сделанном для СМИ первоначально отнесли «Щуку» к более современному (более малошумному) проекту 971, и только после признали, что не смогли заметить по их же утверждениям шумную советскую лодку пр. 671РТМ.

5) В одном из полигонов СФ недалеко от Кольского залива 23 мая 1981 года произошло столкновение советской АПЛ K-211 (ПЛАРБ 667-БДР) и американской подлодкой типа «Стёрджен». Американская подводная лодка протаранила своей рубкой кормовую часть K-211, во время отработки ей элементов боевой подготовки. Американская субмарина не всплыла в районе столкновения. Однако в районе английской базы ВМФ Холи-Лох через несколько суток появилась американская атомная подлодка с ярко выраженным повреждением рубки. Наша подлодка всплыла, и пришла в базу своим ходом. Здесь субмарину ожидала комиссия, которая состояла из специалистов промышленности, флота, проектанта и науки. К-211 была поставлена в док, и там во время осмотра были обнаружены пробоины в двух кормовых цистернах главного балласта, повреждение горизонтального стабилизатора и лопастей правого винта. В повреждённых цистернах нашли болты с потайными головками куски плекса и металла от рубки субмарины ВМФ США. Более того, комиссии по отдельным деталям удалось установить, что советская субмарина столкнулась именно с американской подлодкой типа «Стёрджен. Огромные ПЛАРБ пр 667 как и все ПЛАРБ не был предназначен для резких маневров, от которых не могла бы увернуться американская АПЛ, поэтому единственное объяснение данного происшествия это то, что «Стерджент», не видел и даже не подозревал о нахождении в непосредственной близости К-211. Следует отметить, что лодки типа «Стерджен предназначались именно для борьбы с подводными лодками и несли соответствующие современное поисковое оборудование.

Следует отметить, что столкновения подводных лодок не так уж редки. Последним для отечественной и американской АПЛ было столкновение у острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года АПЛ К-276 (вступила в строй в 1982 году) под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая осуществляя слежение за кораблями ВМФ России в районе учений, проворонила российскую АПЛ. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.


6)Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии судов проекта 671РТМ стало их участие в крупных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных силами 33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавшими уверенность Соединенных Штатов в возможности своего ВМФ решать противолодочные задачи.
Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодки проекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта 671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 - К-147. Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан для военно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Начались интенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этом действующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетными подводными лодками ВМФ США в районе их боевого патрулирования (например, у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общей продолжительностью 28 часов. А К-147 оборудованная новейшей системой слежения за АПЛ по кильватерному следу, используя указанную систему и акустические средства, выполнила шестисуточное (!!!) слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар». Кроме того субмарины изучали и тактику действия американской противолодочной авиации. Американцам удалось установить контакт только с уже возвращающейся на базу К-488. 1 июля операция «Апорт» завершилась.

7) В марте-июне 87-го года провели близкую по размаху операцию «Атрина», в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ — К-244 (под командованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (под командованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (под командованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованием капитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитана второго ранга А.Ф. Смелкова). Хотя о выходе атомных подлодок из Западной Лицы американцы узнали, они потеряли суда в Северной Атлантике. Вновь началась «подводная охота», к которой привлекли практически все противолодочные силы американского Атлантического флота — самолеты берегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомных подлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскими силами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковые группы и 3 новейших судна типа «Столуорт» (корабли гидроакустического наблюдения), которые использовали мощные подводные взрывы для формирования гидроакустического импульса. К поисковой операции были привлечены корабли английского флота. По рассказам командиров отечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолько большой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха и сеанса радиосвязи. Для американцев потерпевшим неудачу в 1985 году необходимо было вернуть себе лицо. Несмотря на то, что в район были стянуты все возможные противолодочные силы ВМС США и их союзников, атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть района Саргассова моря, где советскую «завесу» наконец обнаружили. Первые непродолжительные контакты с подлодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛ проекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенность военно-морского командования США и политического руководства страны (нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны», которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во время возвращения на базу для отрыва от противолодочных средств американских ВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средства гидроакустического противодействия, до этого момента советские АПЛ успешно скрывались от противолодочных сил исключительно благодаря характеристикам самих субмарин.

Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, что военно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использовании Советским Союзом современных атомных подлодок не смогут организовать сколько-нибудь эффективного противодействия им.

Как видим из имеющихся фактов, американские противолодочные силы не были способны обеспечить обнаружение советских АПЛ в том числе и первых поколений, и обезопасить свои ВМС от внезапного удары из глубин. А все заявления что «Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно» не имеют под собой основы.

Теперь разберем тот миф, что большие скорости, маневренность и глубина погружения не дают никаких преимуществ. И вновь обратимся к известным фактам:

1)В сентябре-декабре 1971 г. советская атомная субмарина проекта 661 (номер К-162) совершала свой первый поход на полную автономность с боевым маршрутом от Гренландского моря до Бразильской впадины.В октябре подлодка встала на перехват авианосного ударного соединения ВМС США, во главе которого шел авианосец «Саратога». Субмарину смогли засечь на кораблях прикрытия и попытались отогнать. В обычных условиях засечка подводной лодки означала бы срыв боевой задачи, но только не в этом случае. К-162развивала скорость свыше 44 узлов в подводном положении. Попытки отогнать К-162, или оторваться на скорости не имели успеха. Шансов у «Саратоги» при максимуме хода в 35 узлов не было никаких. В ходе многочасовой погони советская подлодка отработала учебные торпедные атаки и несколько раз выходила на выгодный ракурс для пуска ракет «Аметист». Но самое интересное, что подводный крейсер маневрировал столь быстро, что американцы были уверены, что их преследует «волчья стая» - группа субмарин. Что это значит? Это говорит о том, что появление лодки в новом квадрате было для американцев столь неожиданным, а точнее неожидаемым, что они считали это контактом с новой ПЛ. Следовательно в случае боевых действий поиск и нанесение ударов на поражение американцы производили бы совершенно в другом квадрате. Таким образом не уйти от атаки, ни уничтожить субмарину при наличии высокой скорости АПЛ практически невозможно.

2) Вначале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, которая действовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд, она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциального противника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря на все попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «с хвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того как командир советской субмарины получил с берега соответствующие приказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-го проекта — пожалуй самым неоднозначным и ярким судном в истории советского подводного кораблестроения. Этот проект заслуживает отдельной статьи. АПЛ пр.705 имели максимальную скорость хода, которая сопоставима со скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальных противников», но главное, благодаря особенностям энергоустановки (не требовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановки при увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводяными реакторами), были способны развить полный ход за минуты, имея практически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скорость позволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного или надводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаружена гидроакустиками противника. По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева, в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могла развернуться «на пятачке», что особенно важно во время активного слежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» не давала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы (то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны для осуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.

Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодки проекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения от торпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка могла на максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и уже спустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командиры атомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говорили что, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скорости до максимальной и одновременном выполнении разворота с изменением глубины заставлять противника следящего за ними в режиме шумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке — заходить «в хвост» противника «по истребительному».

3) 4 августа 1984 атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. К-278 совершила плавание и маневрирование на глубине 1027м, а на глубине 1000 метров произвела торпедную стрельбу. Журналистам это кажется обычной блажью советских военных и конструкторов. Им непонятно зачем нужно достижение таких глубин, если американцы в то время ограничились 450 метрами. Для этого надо знать океанскую гидроакустику. Увеличение глубины снижает возможность обнаружения не линейно. Между верхним, сильно прогретым слоем океанской воды и нижним, более холодным, лежит так называемый слой температурного скачка. Если, скажем, источник звука находится в холодном плотном слое, над которым расположен теплый и менее плотный слой, звук отражается от границы верхнего слоя и распространяется только в нижнем холодном слое. Верхний слой в этом случае представляет собой «зону молчания», «зону тени», в которую не проникает шум от гребных винтов подводной лодки. Простые шумопеленгаторы надводного противолодочного корабля не в состоянии будут ее нащупать, и подводная лодка может чувствовать себя в безопасности. Таких слоев в океане может быть несколько, и каждый слой дополнительно скрывает субмарину. Еще больший скрывающий эффект имеет ось земного звукового канала ниже которой находилась рабочая глубина К-278. Даже американцы признавали, что обнаружить АПЛ на глубине от 800 м и более невозможно никакими средствами. Да и противолодочные торпеды не рассчитаны на такую глубину. Таким образом К-278 идущая на рабочей глубине была невидима и неуязвима.

Возникают ли после этого вопросы о важности максимальных скоростей, глубины погружения и маневренности для субмарин?

А теперь приведем заявления официальных лиц и учреждений, которые почему-то отечественные журналисты предпочитают игнорировать.

По данным ученых из МФТИ приведенным в труде «Будущее стратегических ядерных сил России:дискуссия и аргументы»(изд. Долгопрудный, 1995).ю даже при самых благоприятных гидрологических условиях (вероятность их возникновения в северных морях не более 0,03) АПЛ пр. 971 (для справки: серийное строительство началось в далеком 1980 году) могут обнаруживаться американскими АПЛ «Лос Анджелес» с ГАКAN/BQQ-5 на дальностях не более 10 км. При менее благоприятных условиях (т.е. при 97% погодных условий в северных морях) обнаружить российские АПЛ невозможно.

Имеется и заявление видного американского военно-морского аналитика Н.Полморана сделанное на слушаньях в комитете по национальной безопасности палаты представительства конгресса США: «Появление русских лодок 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в шумности гораздо раньше, чем мы могли себе предположить. По данным ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность русских лодок 3-го поколения, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки США, была ниже шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles»

По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда (Jeremi Boorda)сделанного в 1995году, американские корабли не в состоянии сопровождать российские АПЛ третьего поколения на скоростях 6-9 узлов.

Вероятно, этого достаточно, чтобы утверждать, что российские «ревущие коровы» в состоянии выполнить стоящие перед ними задачи при любом противодействии противника.

Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Основные данные АПЛ проекта "945"Барракуда", "Сиерра" класс:

Водоизмещение: 5300 т / 7100 т.
Главные размерения:
длина - 112,7 м
ширина - 11,2 м
осадка - 8,5 м
Вооружение:4 - 650 мм ТА 4 - 533 мм ТА
Скорость: 18/35 узл.
Экипаж: 60 чел., в т.ч. 31 офицер

Основные данные АПЛ "Батон Руж" (№ 689), типа "Лос-Анджелес":

Водоизмещение: 6000 т / 6527 т.
Главные размерения: длина - 109,7 м
ширина - 10,1 м
осадка - 9,89 м.
Вооружение: 4 - 533 мм ТА, ПКР "Гарпун".
Скорость: более 30 узлов подводная.
Экипаж: 133 чел.

Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "Л-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Кострома" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Костромы" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.
Фото Костромы после столкновения:






В результате столкновения "Кострома" повредила себе ограждение рубки и вскоре была отремонтирована. Пострадавших с нашей стороны нет. "Батон Руж" была окончательно выведена из строя. Один американский моряк погиб.
Хорошая однако вещь - титановый корпус. На данный момент на СФ - 4 таких корпуса: Кострома, Нижний Новгород, Псков и Карп.

А вот что написали наши деятели, наши проффэссионалы по разбору данного происшествия:

Причины столкновения ПЛА СФ К - 276 С ПЛА "БАТОН РУЖ" ВМС США

1. Обьективные:

Нарушение иностранной ПЛА территориальных вод России

Неверная классификация шумов ПЛА из-за предположительного использования аппаратуры маскировки акустического поля под шум РТ (GNATS).

2. Недостатки в организации наблюдения:

Некачественный анализ информации на УОИ и самописце прибора 7А-1 ГАК МГК-500 (не выявлен факт наблюдения обьекта столкно¬вения - цель N-14 на минимальном удалении по соотношению С/П в различных частотных диапазонах)

Неоправданно большие (до 10 мин) пропуски в измерении пеленгов до цели, что не позволило использовать методы уточнения дистанции до цели по значению ВИП

Неграмотное использование активных и пассивных средств на курсе прослушивания кормовых курсовых углов, что привело к использованию всего времени лежания на этом курсе лишь на работу П/С эхопеленгования,а в режиме ШП горизонт остался фактически непрослушанным

Слабое руководство операторами ГАК со стороны командира ГАК, что привело к неполному анализу информации, ошибочной классификации цели.

3. Недостатки в деятельности расчета "ГКП-БИП-ШТУРМАН":

Бузрасчетное время прослкшивания горизонта на курсах 160 и 310 градусов,что привело к малому времени лежания на этих курсах и созданию неоптимальных условий для работы операторов ГАК;

Некачественное документирование обстановки и измеренных ПДЦ;

Отсутствие организации вторичной классификации целей;

Командир БЧ-7 свои обязанности по выдаче рекомендаций команди¬ру ПЛ на специальное маневрирование для уточнения КПДЦ в соответствии со ст.59 РРТС-1 не выполнил;

Опасность столкновения с малошумной, маневрирующей на малой дистанции целью, выявлена не была.
Как всегда виноваты наши расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого не волновали на тот момент технические возможности нашей акустики. Выводы конечно из аварии сделаны были. Но они были сделаны не в сторону улучшения качества наших технических средств наблюдения, а в сторону появления на свет кучи разных "инструкций" о том, что льзя и что нельзя, чтобы было лучше и чтобы вдруг опять не протаранить случайно наших "друзей" в наших терводах.


Звездочка на рубке с "единичкой" внутри обозначает один подбитый вражеский корабль. Так рисовали звезды во время Второй Мировой Войны.

09:08 am - Столкновение "Костромы" с "Батон Ружем" 11.02.92г

Столкновение атомной подводной лодки К-276 (СФ) с атомной подводной лодкой "Батон Руж" (ВМС США) 11 февраля 1992 года.

Основные данные АПЛ проекта "945"Барракуда", "Сиерра" класс:

Водоизмещение: 5300 т / 7100 т.
Главные размерения:
длина - 112,7 м
ширина - 11,2 м
осадка - 8,5 м
Вооружение:4 - 650 мм ТА 4 - 533 мм ТА
Скорость: 18/35 узл.
Экипаж: 60 чел., в т.ч. 31 офицер

Основные данные АПЛ "Батон Руж" (№ 689), типа "Лос-Анджелес":

Водоизмещение: 6000 т / 6527 т.
Главные размерения: длина - 109,7 м
ширина - 10,1 м
осадка - 9,89 м.
Вооружение: 4 - 533 мм ТА, ПКР "Гарпун".
Скорость: более 30 узлов подводная.
Экипаж: 133 чел.

Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "Л-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Кострома" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Костромы" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.
Фото Костромы после столкновения:






В результате столкновения "Кострома" повредила себе ограждение рубки и вскоре была отремонтирована. Пострадавших с нашей стороны нет. "Батон Руж" была окончательно выведена из строя. Один американский моряк погиб.
Хорошая однако вещь - титановый корпус. На данный момент на СФ - 4 таких корпуса: Кострома, Нижний Новгород, Псков и Карп.

А вот что написали наши деятели, наши проффэссионалы по разбору данного происшествия:

Причины столкновения ПЛА СФ К - 276 С ПЛА "БАТОН РУЖ" ВМС США

1. Обьективные:

Нарушение иностранной ПЛА территориальных вод России

Неверная классификация шумов ПЛА из-за предположительного использования аппаратуры маскировки акустического поля под шум РТ (GNATS).

2. Недостатки в организации наблюдения:

Некачественный анализ информации на УОИ и самописце прибора 7А-1 ГАК МГК-500 (не выявлен факт наблюдения обьекта столкно¬вения - цель N-14 на минимальном удалении по соотношению С/П в различных частотных диапазонах)

Неоправданно большие (до 10 мин) пропуски в измерении пеленгов до цели, что не позволило использовать методы уточнения дистанции до цели по значению ВИП

Неграмотное использование активных и пассивных средств на курсе прослушивания кормовых курсовых углов, что привело к использованию всего времени лежания на этом курсе лишь на работу П/С эхопеленгования,а в режиме ШП горизонт остался фактически непрослушанным

Слабое руководство операторами ГАК со стороны командира ГАК, что привело к неполному анализу информации, ошибочной классификации цели.

3. Недостатки в деятельности расчета "ГКП-БИП-ШТУРМАН":

Бузрасчетное время прослкшивания горизонта на курсах 160 и 310 градусов,что привело к малому времени лежания на этих курсах и созданию неоптимальных условий для работы операторов ГАК;

Некачественное документирование обстановки и измеренных ПДЦ;

Отсутствие организации вторичной классификации целей;

Командир БЧ-7 свои обязанности по выдаче рекомендаций команди¬ру ПЛ на специальное маневрирование для уточнения КПДЦ в соответствии со ст.59 РРТС-1 не выполнил;

Опасность столкновения с малошумной, маневрирующей на малой дистанции целью, выявлена не была.
Как всегда виноваты наши расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого не волновали на тот момент технические возможности нашей акустики. Выводы конечно из аварии сделаны были. Но они были сделаны не в сторону улучшения качества наших технических средств наблюдения, а в сторону появления на свет кучи разных "инструкций" о том, что льзя и что нельзя, чтобы было лучше и чтобы вдруг опять не протаранить случайно наших "друзей" в наших терводах.


Звездочка на рубке с "единичкой" внутри обозначает один подбитый вражеский корабль. Так рисовали звезды во время Второй Мировой Войны.