Управление вооружения мо рф. Замы Министра обороны РФ: имена, звания, достижения. Борисов Юрий Иванович

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Российской Федерации вопрос безопасности является одним из первостепенных, потому что обеспечивать и поддерживать ее на территории самого большого по территории государства в мире - задача не из легких. В связи с этим за пару десятилетий в стране установилось максимально стабильное и надежное управление обороной России. Даже само здание, где осуществляет свою деятельность министерство обороны, впечатляет своими масштабами. В нем работают ответственные и исполнительные люди, благодаря которым Россия сохраняет свой статус великой державы и внушительное влияние в мире.

Общие сведения

Замы Министра обороны, их достижения и награды являются основной темой данной статьи. Всего их десять, и каждый из них в равной степени отвечает за тот или иной компонент структуры безопасности в стране. Практически все эти специалисты дослужились до звания генерала армии, параллельно имеют ученые степени в науке, большинство из них являются действующими государственными советниками РФ 1-го класса. Они четко понимают задачи, стоящие перед ними, и на данный момент успешно занимаются реализацией нового плана по обороне страны, отчет по которому будет предоставлен в 2020 году.

В 2012 году указом президента объявлялась смена военного руководства государства. Был заменен, в первую очередь, Министр обороны. Вместо Анатолия Сердюкова Президент выбрал на эту должность Сергея Кужугетовича Шойгу. Вместе с ним за 2010-2013 годы были поставлены новые замы Министра обороны.Всех новых сотрудников отбирали тщательнейшим образом из различных государственных структур, и они вовсе не считаются "своими людьми". При назначении оценивались, прежде всего, их профессионализм, репутация на прежней работе и способности качественно и в срок отчитываться о выполнении поставленных задач.

Герасимов Валерий Васильевич

Итак, первый зам Министра обороны РФ и по совместительству начальник генштаба ВС - Всю свою жизнь он посвятил службе в армии. После окончания двух военных образовательных учреждений в разные годы возглавлял Дальневосточный, Северо-Кавказский, Ленинградский и Московский военные округа. С 2012 года командует Центральным военным округом. В том же году Валерий Васильевич получил должность начальника Генштаба ВС РФ, параллельно став, по указу В.В. Путина, первым заместителем С.К. Шойгу. В его подчинении, по сравнению с коллегами, находится большее число военных органов.

В целом в его ведении находятся вопросы организации рабочего процесса Генштаба, оперативного управления связью ВС, военно-топографический отдел. Его основная задача - поддерживать высокий уровень боеготовности ВС государства. Помимо этого, Герасимову В.В. подотчетны военная милиция Московской области, служба безопасности и полетов авиации, военно-оркестровый отдел. У него имеется доступ к архивам ВС.

Основные ордена:

  • За заслуги перед Отечеством (третьей степени).
  • Св. Георгия (четвертой степени).
  • За заслуги перед Отечеством (четвертой степени).
  • За службу Родине в ВС СССР (третьей степени).

Цаликов Руслан Хаджимелович

Еще один новый зам Министра обороны РФ- Цаликов Руслан Хаджимелович, заслуженный экономист России (имеет докторскую степень). Проработав долгое время в сфере ведения хозяйства, он вскоре стал министром финансов Северной Осетии. Но уже в 2000-х отошел от финансово-экономической деятельности, сейчас работает в сфере гражданской обороны, контролирует ЧС и содействует их ликвидации. Р.Х. Цаликов возглавляет финансовую инспекцию. Ему отчитываются по строительным проектам Минобороны. Обеспечение судебно-правовой деятельности, оптимизация работы информационных институтов (пресс-служб), сотрудничающих с министерством, также входят в рамки его должностных обязательств.

  • третья степень).
  • Ордена А. Невского и Дружбы.
  • Несколько медалей.

Борисов Юрий Иванович

Наиболее известный среди коллег - Ю.И. Борисов - зам Министра обороны РФ с 2012 года. До вступления в должность был трудоустроен в военно-промышленном секторе, занимался исследованием и развитием радиоэлектроники (доктор технических наук). В Минобороны Борисов ведает вопросами вооружения страны, руководит закупками ВВСТ, его хранения, модернизации, применения и уничтожения. Через него проходят все гособоронзаказы, узаконивается разработка новых видов оружия.

Носит ордена:

  • За заслуги перед Отечеством (четвертая степени).
  • Почета.
  • им. Г.К. Жукова.

Антонов Анатолий Иванович

А.И. Антонов, зам Министра обороны России и специалист по международным отношениям, располагает следующим рядом полномочий. Во-первых, он устанавливает и поддерживает отношения с иностранными военными ведомствами, ведет наиболее важные переговоры с коллегами из других стран в роли полномочного посла РФ. Во-вторых, его рассмотрению подлежат все заключаемые Россией военные международные договоры, так как за их выполнение он несет личную ответственность.

Ему присуждены:

  • «За заслуги перед Отечеством» (орден, 4-я степень).
  • Ордена Дружбы, А. Невского.
  • Орден «За военные заслуги».

Попов Павел Анатольевич

Как и все новые замы Министра обороны, Попов П.А. назначен на данный пост за свой профессионализм и исключительную исполнительность. Его работа связана с развитием военно-научных отраслей. Руководит институтами разработки и распространения различных инноваций в военном деле, продвигает развитие робототехники, телекоммуникаций, ИТ.

Имеет следующие ордена:

  • За службу Родине в ВС СССР (третья степень).
  • За заслуги перед Отечеством (вторая степень).
  • За военные заслуги.

Панков Николай Александрович

Этот специалист в прошлом занимался научной и преподавательской деятельностью (защитил кандидатскую по юридической науке) и является государственным служащим, будучи уволенным с военной службы. Помимо основной должности Н.А. Панков еще и статс-секретарь Министерства обороны. Педагогический опыт определил его круг обязанностей. Он занимается подбором и подготовкой военных специалистов на разных уровнях, предоставляя список потенциальных кадров на рассмотрение Президенту России. Ему поручено обеспечивать в военных кругах дисциплину и соблюдение порядка, способствовать повышению качества военного образования, физического, психологического и морального воспитания будущих офицеров.

Награжден орденами:

  • За заслуги перед Отечеством (2, 3, 4-й степени).
  • Почета.
  • Александра Невского.

Садовенко Юрий Эдуардович

Ю.Э. Садовенко - действительно достойный своей должности новый зам Министра обороны. Он имеет за плечами боевой опыт, регулярно принимал участие в спасательных операциях, лично занимался предотвращением различного рода ЧС. Сейчас же его работа связана с организационными и координационными мероприятиями Минобороны. Он выступает посредником между ЦОВУ и федеральными органами. Наряду с этим формирует отчеты по уровню исполнительности поступающих в Минобороны приказов и задач, а также рассматривает обращения граждан в министерской приемной.

Удостоен:

  • Орденом «За заслуги перед Отечеством» (второй и четвертой степени).
  • Орденами Почета и А.В. Суворова.
  • Имеет Благодарность от Верховного Главнокомандующего ВС.

Булгаков Дмитрий Витальевич

Глубокоуважаемый зам Министра обороны. Звание Героя Российской Федерации подтверждает авторитетность и блестящую репутацию этого человека. Около 14 лет он проработал в штабе Тыла ВС РФ и стал его начальником. Ведет активную научно-исследовательскую деятельность и на его счету уже более 70 работ, за которые ему был вручен ряд премий (им. Г.К. Жукова, А.В. Суворова и т. д.). Является профессором, а также доктором экономических наук. Сейчас в круг его обязанностей входят все вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения ВС и эксплуатационного содержания воинских частей. В его прямом подчинении находятся такие управления, как бронетанковое, ракетно-артиллерийское, транспортное, метрологическое.

Имеет следующие награды:

  • Орден А. Невского.
  • четвертой степени).
  • За службу Родине в ВС СССР (орден третьей степени).

Иванов Тимур Вадимович

Все замы Министра обороны,назначенные в 2010-е годы, обладают огромным опытом работы в военных и связанных с ними структурах. И Т.В. Иванов не исключение, ведь он посвятил 13 лет работе в топливно-энергетической отрасли производства, и даже удостоен звания Почетного работника ТЭК. В качестве заместителя Минобороны он решает вопросы, связанные с жилищным и имущественным обеспечением (включая накопительно-ипотечное), оказанием медицинских услуг, проведением государственной экспертизы.

Из наград:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» (второй степени).
  • в области науки и техники.

Шевцова Татьяна Викторовна

Единственная представительница слабого пола в штабе заместителей. Изначально она строила свою карьеру в Федеральной налоговой службе РФ, со временем возглавив ее. В рамках новой должности курирует финансовый отдел Минобороны. Иными словами, возглавляет процессы планирования, распределения бюджета, определения окладов сотрудников. Руководит отделами по составлению экономических прогнозов и по обеспечению социальных гарантий военнослужащим.

Достижения:

  • За заслуги перед Отечеством (орден четвертой степени, медаль ордена второй степени).
  • Звание Заслуженного экономиста РФ.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

Главное управление боевой подготовки и службы войск ВС РФ;

Военная инспекция МО РФ;

Служба безопасности полетов авиации МО РФ;

Военно-оркестровая служба ВС РФ.

Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель Министра обороны РФ

Главное оперативное управление ГШ ВС РФ;

Главное управление ГШ ВС РФ;

Главное организационно-мобилизационное Управление ГШ ВС РФ;

Управление начальника связи ВС РФ;

Управление радиоэлектронной борьбы ГШ ВС РФ;

Военно-топографическое управление ГШ ВС РФ.

Статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ

Главное управление кадров МО РФ;

Главное управление воспитательной работы ВС РФ;

Управление по вопросам государственной гражданской службы МО РФ;

Направление по взаимодействию МО РФ с органами законодательной и исполнительной власти.

Начальник вооружения ВС РФ — заместитель Министра обороны РФ

Управление начальника вооружения ВС РФ;

Главное ракетно-артиллерийское управление МО РФ;

Главное авто-бронетанковое управление МО РФ;

Метрологическая служба МО РФ;

Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ.

Начальник Тыла ВС РФ — заместитель Министра обороны РФ

Управление начальника тыла ВС РФ;

Главное военно-медицинское управление МО РФ

Центральные управления МО РФ:

* Военных сообщений;
* Автомобильно-дорожное;
* Ракетного топлива и горючего;
* Продовольственное;
* Вещевое.

Управление начальника экологической безопасности;

Командование ЖДВ.

Начальник расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ — заместитель Министра обороны РФ

Воинские части и организации расквартирования и обустройства

Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации;

Главное управление государственного заказчика капитального строительства МО РФ;

Главное управление обустройства войск МО РФ;

Главное квартирно-эксплуатационное управление МО РФ;

Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства МО РФ»;

Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Начальник службы экономики и финансов МО РФ

Служба экономики и финансов МО РФ

Главное финансово-экономическое управление МО РФ;

Управление труда и заработной платы гражданского персонала МО РФ.

Начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации

Аппарат (Служба МО РФ)

Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ;

Главное правовое управление МО РФ

Управление МО РФ по контролю за выполнением договоров (НЦУЯО);

Управление делами МО РФ;

Управление пресс-службы и информации МО РФ;

Финансовая инспекция МО РФ;

Канцелярия МО РФ;

Управление по работе с обращениями граждан МО РФ;

Экспертный центр Аппарата Министра обороны РФ.

Пресс-секретарь Министра обороны Российской Федерации

Управление физической подготовки ВС РФ

ГЛАВНЫЕ КОМАНДОВАНИЯ

Сухопутных войск

Управления:

Начальника инженерных войск ВС РФ;

Начальника войск РХБ защиты ВС РФ;

Начальника ракетных войск и артиллерии;

Начальника войсковой ПВО.

Военно-воздушных сил

Военно-морского флота

КОМАНДОВАНИЯ

Ракетных войск стратегического назначения

Воздушно-десантных войск

Космических войск

Популярные статьи

Возобновлен набор курсантов в Рязанское училище ВДВ. 30 июля 2012 года в российских средствах массовой информации появилось сообщение, со ссылкой на помощника командующего ВДВ полковника Романа Кутузова, о том, что Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище...

Флагман ВМФ России ТАРК "Петр Великий" стал орденоносцем. 30 июля 2012 года президент России Владимир Путин наградил орденом Нахимова тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", который является одним из самых крупных боевых кораблей в мире, сообщила в понедельник...

13 апреля 2012 года в СМИ появилась информация о том, что министр обороны обнародовал приказ за номером 341, зарегистрированный в Минюсте в двадцатых числах марта под номером 23518 и опубликованный впервые на прошлой неделе. Он носит длинное и малопонятное несведущему человеку...

Появившаяся в открытом доступе информация о закупках и поставках вооружения и снаряжения для нужд ведомства господина Нургалиева наталкивает на мысли о подготовке МВД России к войне. Иначе чем объяснить, что полицейское ведомство закупает гранаты, снайперские...

В России в скором времени появится Национальная гвардия, подчиненная лично президенту страны. Сформирую ее на основе Внутренних войск МВД и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию Минобороны, а также...

14 марту 2012 года в интервью ведущим российским СМИ начальник главного управления кадров министерства обороны РФ генерал-лейтенант Виктор Горемыкин заявил, что военное ведомство России планирует создать сеть пунктов отбора на военную службу по контракту по всей...

08 марта 2012 года, в связи с празднованием Международного женского дня, в российских СМИ пресс-службой господина Сердюкова была размещена очередная радостная реляция о том, как Минобороны РФ на деле борется со стереотипом, что служба в армии "не женское дело": на офицерских...

20 февраля 2012 года ведущее российское издание "Российская газета" опубликовала очередной программный материал, подготовленный командой кандидита в Президенты России Владимира Путина. На этот раз, в преддверии Дня защитника Отечества, материал касается вопросов обороны,...

23 февраля 2012 года все наши кандидаты и политики будут со всех возможных информационных площадок клятвенно заверять ветеранский и служивый электорат в беспримерном уважении и благодарности к ветеранам за из жизненный и гражданский подвиг - жизнь положенную на благо...

Командующий 5-м флотом ВМС США вице-адмирал Марк Фокс заявил, что Иран наращивает свой военно-морской потенциал в Персидском заливе и готовит к применению быстроходные катера и подлодки, которые могут быть использованы смертниками. «Они увеличили количество подлодок и...

02 февраля 2012 года в Северодвинске состоялось совещание с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина, которое было посвящено проблемам выполнения Гособоронзаказа в части военного кораблестроения и развития Военно-морского флота на дальнюю перспективу. На данном совещании...

10 февраля 2012 года в Москве состоится расширенное заседание коллегии МВД России с участием Президента РФ Дмитрия Медведева, на котором будут подведены итоги масштабной полицейской реформы, дана оценка эффективности работы полицейских и поставлены задачи на перспективу....

03 февраля 2012 года представитель Западного военного округа по СФ капитан первого ранга Вадим Серга обнародовал в СМИ информацию о том, что после январского повышения денежного довольствия надводные силы Краснознаменного Северного флота (КСФ) смогли укомплектовать на 100%...

28 января 2012 года на общем собрании Академии военных наук, состоявшемся в Москве, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил о том, что Россия должна быть готова к войнам в воздушно-космической и информационной сферах. "Вы видите, что центр...

Министерство Обороны Российской Федерации является государственным органом, ответственным за политику в области обороны и оборонных мероприятий в государстве.

Исторический экскурс

Русское государство появилось и развивалось в нелёгкой обстановке. Именно поэтому почти сразу же, с возникновением армии , возникла и нужда в едином органе, ответственном за проведение различных военных мероприятий, а также управление войсками. Ситуация изменилась в 1531 году. Именно тогда был создан Разрядный приказ (или Разряд). В компетенции данного органа был набор рати и обеспечение её припасами. Позже в интересы Разряда вошло также строительство крепостей и засечной черты. Кроме того, Разрядный приказ осуществлял управление войсками на южных окраинах государства. В течение второй половины XVI, а также всего XVII веков Разрядный приказ продолжал распоряжаться военными делами державы.

Ситуация изменилась лишь в начале XVIII века, когда реформы Петра I коснулись практически всех сфер жизни Российского государства. Не обошли они, естественно, и военное дело. Таким образом, на смену Разрядному приказу пришла Военная коллегия, которая выполняла по сути те же функции с тем лишь отличием, что время татарских набегов на Русь прошло, и особое внимание южным рубежам государства уже не требовалось. Именно при и благодаря Военной коллегии русское оружие одержало славные победы над Турцией, Швецией, Польшей и Пруссией, присоединив к стране огромные территории.

В начале XIX века был издан специальный манифест императора Александра I. Согласно ему Военная коллегия была упразднена. На смену ей пришло Министерство военно-сухопутных сил . Спустя шесть лет, в 1808 году, это Министерство было реформировано в Военное министерство с теми же функциями и полномочиями.

Отечественная война 1812 года ознаменовала новую эпоху военной истории. Сложная ситуация на полях сражений с Францией требовала кардинального изменения Военного министерства согласно новым требованиям, что и было осуществлено в том же году. Благодаря изменениям в структуре министерства, был образован ряд отделений: инженерное, инспекторское, артиллерийское, аудиторское, провиантское, медицинское и комиссариатское. Отдельно также стоит упомянуть министерский совет и канцелярию, не входившие ни в одно из отделений, но являвшееся составной частью министерства.

В 1815 году на небольшой промежуток времени (примерно на год) Военное министерство России стало на время частью Главного Штаба. Тем не менее, такой способ организации управления военными делами быстро показал свою несостоятельность.

Спустя 20 лет настала очередь снова объединить Главный Штаб и Военное министерство. При этом на этот раз Главный Штаб стал частью последнего. Однако никаких качественных изменений в структуре Военного министерства не происходило ещё на протяжении 24 лет. Всё изменила Крымская война, в ходе которой русская армия понесла серьёзные потери. Стала очевидной отсталость армии России в техническом и организационном аспектах.

В 1861 году император Александр II назначил генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина военным министром. Именно Милютин и стал инициатором обширной военной реформы в государстве, ставшей словно свежим глотком воздуха для едва оправившейся от поражения армии. В ходе реформы была введена территориальная система военного управления, проявившаяся в создании военных округов на территории страны. Также была введена воинская повинность для всех сословий, что решило ряд проблем с комплектованием армии. Отдельным пунктом стало также принятие на вооружение нового стрелкового оружия.

Военная реформа Д. А. Милютина отразилась и на структуре Военного министерства. Так, по состоянию на 1870 в него входили: императорская главная квартира, Главный штаб, канцелярия военного министра, военный совет, а также главные управления (артиллерийское, военных учебных заведений, казачьих войск, интендантское, инженерное, военно-судебное и военно-медицинское).

Однако пользоваться преимуществами этих военных реформ России пришлось недолго: в ходе Русско-японской войны в 1904-1905 годах вскрылись её недостатки и, если для 1870-х она была вполне современной, то к началу XX века она полностью устарела. Для более эффективного управления армией в ходе русско-японской войны был создан Совет государственной обороны, упразднённый в 1908 году. Также последовал ряд мер, призванных серьёзно реорганизовать армию Российской империи, но полностью выполнить их не удалось.

Министерство обороны на современном этапе

16 марта 1992 года было создано Министерство обороны Российской Федерации. Данный федеральный орган отвечает за государственную политику в военной сфере, а также управление в области обороны.

В тяжёлых условиях Министерству обороны удалось сохранить Вооружённые Силы, а также обеспечить их развитие и оснащение новыми видами техники. С началом 2000-х ситуация начала улучшаться. Этот же период ознаменовался рядом крупных перемен в структуре Вооружённых Сил и Министерства обороны РФ. С 1991 по 2007 годы на посту министра обороны сменилось шесть человек (Б. Н. Ельцин, П. С. Грачёв, М. П. Колесников, И. Н. Родионов, И. Д. Сергеев, С. Б. Иванов).

В 2007 году, после назначения на пост министра обороны А. Сердюкова, началось проведение военной реформы, которая должна была полностью изменить Вооружённые Силы России и существенно их модернизировать. Военная реформа предполагала:

  1. Упразднение военных округов и замену их оперативно стратегическими направлениями. Так, вместо шести военных округов было сформировано четыре направления: «Центр», «Восток», «Запад» и «Юг».
  2. Ликвидация таких оперативно-тактических единиц, как дивизии и корпуса и переход на бригадную структуру Вооружённых Сил.
  3. Широкое задействовании в жизнеобеспечении армии гражданских специалистов (например, гражданские повара в столовой).
  4. Глубокая реформа системы военных учебных заведений.
  5. Существенное смягчение условий несения воинской службы для солдат-срочников (например, разрешение пользоваться телефонами, бег в кроссовках вместо армейских ботинок и т.д.).
  6. Перевод на бригадную систему Военно-Воздушных Сил .
  7. Сокращение органов военного управления.
  8. Начало крупномасштабного процесса перевооружения армии.

Однако довести до конца эту реформу не удалось. В 2012 году вместо Анатолия Сердюкова министром обороны Российской Федерации был назначен Сергей Шойгу. С его именем связывают начало качественно нового периода в истории Вооружённых Сил России и Министерства обороны в частности.

Структура Министерства обороны Российской Федерации

На сегодняшний день Министерство обороны России — это сложная, но весьма стройная и хорошо организованная структура. Основными структурными единицами Министерства являются: Генеральный Штаб Вооружённых Сил, Главных управлений и служб, Центральных управлений, службы экономики и финансов, служб расквартирования и обустройства, аппарата, главных командований, командований и печатных органов Министерства обороны.

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления Министерства обороны, а также основным органом, осуществляющим оперативное управление Вооружёнными силами. Состоит он из следующих управлений:

  1. Главное оперативное управление — орган Генерального штаба, ответственный за планирование военных операций различного уровня.
  2. Главное управление (оно же — Главное разведывательное управление) — является органом Генерального штаба, ответственным за ведение внешней разведки.
  3. Главное Организационно-мобилизационное управление Министерства обороны имеет своей функцией проведение мобилизационных мероприятий на территории страны, а также занимается вопросами подготовки к возможным боевым действиям.
  4. Военно-топографическое управление — орган Генерального штаба, осуществляющий топографическое обеспечение армии (например, картами или планами местности).
  5. 8-е управление — управление, ответственное за шифрование, дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.
  6. Управление оперативное подготовки осуществляет оперативное планирование действий.
  7. Управление строительства и развития системы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
  8. Национальный центр управления обороной Российской Федерации — выполняет функции главного командного пункта для Генерального штаба.
  9. Военно-оркестровая служба.
  10. Архивная служба.
  11. Военно-научный комитет.

Центральные управления в составе Министерства обороны России представлены следующими структурами:

  1. Центральное управление военных сообщений, которое является представителем Министерства обороны на сухопутных, воздушных, речных и железнодорожных путях.
  2. Центральное автомобильно-дорожное управление.
  3. Центральное продовольственное управление, осуществляющее обеспечение Вооружённых сил питанием .
  4. Центральное управление ракетного топлива и горючего.
  5. Командование железнодорожных войск.
  6. Центральное вещевое управление.
  7. Управление начальника экологической безопасности.
  8. Единый центр заказа и поставок тыла.
  9. Ветеринарно-санитарная служба.
  10. 9-е Центральное управление — данное управление обеспечивает функционирование специальных объектов, находящихся в распоряжении Министерства обороны.

Служба расквартирования и обустройства осуществляет расселение личного состава Вооружённых сил, а также решение ряда жилищных проблем. Данная служба имеет следующие подразделения:

  1. Непосредственно службу расквартирования и обустройства.
  2. Управление обустройства войск.
  3. Управление по реализации жилищных программ.
  4. Главное квартирно-эксплуатационное управление.
  5. Центральное организационно-плановое управление капитального строительства, осуществляющее организацию строительства новых домов для военнослужащих и их семей.

Служба экономики и финансов осуществляет обеспечение личного состава Вооружённых сил денежным довольствием, а также выполняет все связанные с финансами функции. Подразделяется на:

  1. Главное финансово-экономическое управление.
  2. Управление труда и заработной платы гражданского персонала.
  3. Департамент учёта и отчётности.
  4. Департамент финансового планирования.

Служба Министерства обороны Российской Федерации (Аппарат) имеет в своём составе следующие структуры:

  1. Главное управление международного военного сотрудничества.
  2. Управление по контролю за выполнением договоров.
  3. Главное правовое управление.
  4. Управление делами Министерства обороны.
  5. Финансовая инспекция.
  6. Управление пресс-службы и информации.
  7. Канцелярия.
  8. Приёмная.
  9. Экспертный центр Аппарата.
  10. Хозяйственное управление.
  11. Управление генеральных инспекторов.
  12. Воздушно-десантных войск и Ракетных войск стратегического назначения .

    Печатные органы Министерства обороны Российской Федерации представлены такими периодическими изданиями, как: «Военно-исторический журнал», «Воин России» и «Красная звезда».

    Заключение

    Сегодня Министерство обороны Российской Федерации – это мощный орган, способный оперативно осуществлять военное управление в стране. Нет смысла доказывать, что мощь и сила армии заключается именно в возможности этой силой управлять. Структура же Министерства обороны устроена таким образом, чтобы сделать управление армией максимально чётким и точным. В этом помогает не только строгий отбор штата для Министерства, но и новые технологии.

    Система управления Вооружёнными Силами РФ постоянно совершенствуется. Опыт, полученный в результате боевых действий в Сирии, всячески анализируется, систематизируется и учитывается при планировании дальнейших действий армии. Другой важной задачей, возложенной, впрочем, не только на Министерство обороны, является борьба с международным терроризмом, который имеет целью нанесение огромного ущерба всему миру.

    Тем не менее, в такой сложной международной обстановке Министерство обороны России с честью и достоинством продолжает выполнять свои прямые обязанности и выполнять их с большим успехом, а эффективность его работы весьма высока. Исходя из всего этого, хочется, конечно, сделать вывод, что с началом 2010-х годов наступил долгожданный период возрождения Российской Армии.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них