Соотношение 10 и 5 бальной системы. Десятибалльная шкала оценки женской внешности

Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы – это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности, как проблема и потребность, практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.

Систе́ма оце́нивания зна́ний – система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах принято использовать цифровые обозначения разрядов, причём допускаются дробные оценки, другие шкалы (например, в ) по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствует балл 5.

В истории российского просвещения изначально, как и в Европе, существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразной и короче, она чаще заменялась цифровой, причём направление шкалы установилось противоположным германскому.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России ещё в начале XIX века. Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г). Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре – когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» – слабые успехи; «2» – посредственные; «3» – достаточные; «4» – хорошие; «5» – отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странах постсоветского пространства

С 11 января 1944 года в российских школах введена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости учащихся согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения РСФСР № 24 от 10 января 1944 года.

В соответствии с инструкцией Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, установлены следующие критерии оценивания учащихся:

Оценка

Описание

5

Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

4

Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

3

Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

2

Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

1

Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Согласно Инструкции Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, при определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно).

В вузах и ссузах России оценки знаний установлены Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 22 июня 1990 года № 432 «Об утверждении Положения о формах контроля учебной работы учащихся дневных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений». Согласно данному нормативному документу знания, умения и навыки учащихся по всем формам контроля учебной работы, включая учебную и технологическую практики, оцениваются в баллах: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно). Лабораторные работы, практические занятия и преддипломная практика оцениваются: «зачтено», «незачтено». Учебные заведения культуры и искусства могут использовать другие системы оценок успеваемости учащихся, согласованные с вышестоящим органом.

При разработке новой системы оценки было выделено пять уровней учебной деятельности (или степени овладения новым материалом):
Первый уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

Второй уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, то есть неосознанное воспроизведение.

Третий уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

Четвёртый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи

Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения и т. п.).

Обозначенные критерии и признаки условно структурируются по трём группам:

предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, осмысленность знаний и др.)

содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);

индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно каждому уровню установить определённый диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями.

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся:

0 Отсутствие ответа или отказ от ответа

1. Низкий (рецептивный)

1 Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету

2 Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения

2. Удовлетворительный (рецептивно-продуктивный)

3 Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности.

4 Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.

3. Средний (репродуктивно-продуктивный)

5 Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата.

6 Полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.

4. Достаточный (продуктивный)

7 Владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п.

8 Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.

5. Высокий (продуктивный творческий)

9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции.

10 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

Всего найдено: 23

Здравствуйте! Как правильно - десятибалль ный шторм или десятибальный шторм?

Правильно: десятибалль ный шторм .

Вопрос № 284383

Как правильно пишется: высокобальный, пятибальный или с ЛЛ?

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова пишутся с двумя л: высокобалль ный, пятибалль ный .

Вопрос № 283345

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно баЛЛь ная оценка поставщика или баЛьная оценка поставщика? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оценка в баллах называется балль ной .

Подскажите, пожалуйста, почему пишут "бально-рейтинговая система" с одним "л"? Как правильно нужно писать? По логике: балль но... Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Балль ный – от балл (оценка, единица измерения); бальный – от бал (танцевальный вечер). Правильно: балль но-рейтинговая.

Вопрос № 275323
Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста, правильно ли следующее написание слова: двухсотбалль ный? Корректно ли вообще его употребление во фразах типа «оценивать по двухсотбалль ной шкале», или, быть может, предпочтительнее, такое написание - 200-балль ный, что как раз и встречается в текстах?

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта написания: двухсотбалль ный и 200-балль ный . Выбор варианта зависит от стиля текста.

Как правильно - "бально-рейтинговая система", или "балль но-рейтинговая система"?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 267296
Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться в следующем вопросе. Если состояние пути оценивается баллами, то как правильно говорить и писать: "Путь нулевой балль ности" или "Путь с нулевой балль ностью"?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны.

как писать правильно: баЛЛь но-рейтинговая или баЛьно-рейтинговая

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 253851
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как правильно писать: "стобалль ники" или "стобальники"?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: стобалль ник (от сущ. балл ).

Вопрос № 248621
Здравствуйте! Как правильно писать: баЛьно-рейтинговая или баЛЛь но-рейтинговая? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: балль но-... (от слова балл ).

Вопрос № 236986
Добрый день, подскажите, пожалуйста, правильно ли я написала:
БаллЬ ная система оценки.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно. Правописание можно проверять в «Проверке слова», набрав бал*ный.

Уже в этом году в стране начнется эксперимент по новой, более дробной, оценке успеваемости учащихся - 10-балльной шкале.

Об этом недавно заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Но, как выяснилось, в Москве уже есть школы, которые сделали это еще в прошлом веке. В одну из них - гимназию N 1587 в Марьине - отправился корреспондент "РГ".

Семь по геометрии

Гимназия N1587 в Марьине десять лет работает по новой методике. Перешла на 10-балльную систему, когда ЕГЭ и в помине не было. Необычный эксперимент начался здесь десять лет назад. Директор школы случайно попала на семинар в областной педуниверситет и, узнав о новой методике оценки знаний, решила попробовать это у себя. Районные власти не возражали, родители тоже высказались "за", а вот некоторых учителей пришлось уговаривать. Особенно долго сопротивлялись педагоги старших классов - боялись, что могут испортить аттестаты медалистам. Вдруг придется слабые пятерки исправить на твердые четверки? Если ученик в течение года не получает самый высокий из возможных баллов, как же ему давать медаль? В конце концов убедили и их.

Разработали шкалу оценок для каждого предмета и вида заданий. К примеру, 10 баллов по русскому языку получит тот, кто не просто демонстрирует отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе, "читает артистично, пишет без единой ошибки, чисто и аккуратно".

Возьмем физику. Десятку поставят только в том случае, если познания ученика выходят за рамки школьной программы. Это оценка знаний олимпиадного уровня. Заслужить ее непросто. Но никто тут слез по этому поводу не льет. В аттестат-то все равно идет пятерка, и не важно, сколько у тебя баллов - 8, 9 или 10.

По словам директора гимназии Надежды Тимашковой, все, кроме обратного перевода баллов в аттестат, их устраивает:

"Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться - заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра - пять, послезавтра - шесть"...

Гордая четверка

Учительница русского языка Галина Анатольевна Бирюкова - кандидат педагогических наук. Диссертацию защитила по новой десятибалльной системе и уверяет, что на высокие отметки своим ученикам не скупится: "На прошлом уроке поставила 10 баллов, а девятки ставлю часто. В соседней с нами 893-й школе тоже используют десятибалльную систему, а в Сургуте есть лицей, где учеников оценивают по 12-балльной системе. Это более объективная шкала оценок".

Противники пятибалльной системы приводят аргумент: пятерки, четверки, тройки бывают очень разными. "Есть тройка с минусом и четверка с двумя плюсами - заметил в беседе с президентом РФ Дмитрием Медведевым один из лауреатов конкурса "Учитель года" Вадим Муранов. - В школе всего три положительные оценки, а ЕГЭ выставляется по 100-балльной шкале".

Действительно, при существующей системе, к примеру, за отличные знания пятерку получит и одаренный школьник - победитель олимпиады, и тот, кто просто выучил урок. А в гимназии выбор из трех отметок - 8, 9, 10. Олимпийцу поставят десятку, а усердному школьнику - 8.

Правда и то, что 10-балльная система в целом соответствует шкале ЕГЭ. Поэтому переход на ЕГЭ в этой гимназии прошел легче, чем в других школах. И ученикам, и учителям был понятен принцип оценки: за каждый навык, умение, правильный ответ - свой балл. Шкала ЕГЭ оказалась очень понятной и прозрачной: получил 80 баллов - все равно что в гимназии 8. Значит, результат отличный. Получил 50 - это 5 баллов, то есть тройка. И ни одному школьнику из этой гимназии не пришло в голову доказывать, что, набрав 50 баллов, он успешно сдал ЕГЭ.

Вот только есть опасность, что и в десятибалльной системе останутся невостребованные оценки - допустим, десятки. Ведь даже в гимназии, куда дети попадают по конкурсу, десять баллов ставят редко. Что уж говорить про рядовую школу!?

Еще нюанс - золотая медаль дается за выдающиеся достижения в учебе. Если раньше - за пятерки, то при новой системе, видимо, за десятки. Медалистов явно поубавится. Возможно, при поступлении в вузы встанет трудный вопрос обратного перевода оценок тех, кто уже получил пятибалльный аттестат, в десятибалльную систему.

Зайдем на урок химии? - предлагаю напоследок директору гимназии.

В классе идет объяснение новой темы. Шепотом спрашиваю у школьницы за первой партой: "Какую последнюю оценку получила по химии?" "Четыре". В переводе на привычную систему - слабенькая тройка, тройка с минусом. Но как звучит - "четыре"!

А как у них

Все школы Беларуси перешли на десятибалльную систему с 1 сентября 2002 года. Школы Молдавии используют шкалу в 10 баллов, Украина - 12 баллов, Франция - 20 баллов.

Справка "РГ"

Что и за что (математика)

1 балл (очень слабо) ученик списывал с доски, записывал под диктовку учителя, пытался вникнуть в материал

2 балла (слабо) может повторить часть основных определений, не способен самостоятельно выполнить ни одного практического задания с этой теорией

3 балла (посредственно) запомнил большую часть материала, но объяснить не может, путается в ответах

4 балла (удовлетворительно) запомнил все, выполняет практические задания с помощью учителя

5 баллов (недостаточно хорошо) может объяснить некоторые вопросы теории, решает только те задачи, где известен алгоритм

6 баллов (хорошо) отвечает на большинство вопросов, показывает осознанность теоретических знаний, редко допускает вычислительные ошибки

7 баллов (очень хорошо) четко и логично излагает теоретический материал, применяет теорию на практике, крайне редко допускает вычислительные ошибки

8 баллов (отлично) полное понимание сути теории, применение на практике, успевает выполнить практические задачи в отведенное время. Может сам исправить свою ошибку

9 балов (великолепно) легко выполняет практические задания, решает нестандартные задачи

10 баллов (прекрасно) нестандартно применяет полученные знания на практике, может самостоятельно получать дополнительные знания, работая с литературой и компьютером.

Людмила Тимчишина, кандидат педагогических наук, директор гимназии N 11, Королев, Московская область:

То, что диапазон оценок станет шире, - лучше для школы. Не поставишь ведь ученику пять с минусом или четыре с двумя плюсами в журнал или аттестат. Возьмем, к примеру, отличников. Золотая медаль, конечно, она и есть золотая, только проба бывает разная. Пятерки тоже разные. У одного - натянутые, у другого - честные. Пять с минусом превращается в пятерку, четыре с минусом - в четверку. Но разница-то между этими оценками, согласитесь, есть.

Против

Сергей Менделевич, заслуженный учитель России, директор школы N 57, Москва:

Главный минус десятибалльной системы - трудоемкость оценивания для учителя. Если сейчас у него выбор из трех границ - 5/4, 4/3, 3/2, то при десятибалльной системе границы растянутся и понадобятся четкие единые критерии для каждого предмета и вида заданий, а также для самых низких оценок, допустим, для двойки. Придется искать ответ на вопросы: где проходит граница между удовлетворительной и неудовлетворительной оценкой, кого можно переводить в следующий класс, а кого нет...

0

5-балльная система против 10-балльной: что лучше?

Система оценивания знаний – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала. Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная. Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценивание их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния на становление личности

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество. Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив. Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения. Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки. Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно система оценивания в школе. Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно. Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-балльная система: плюсы и минусы

По задумке шкала от 1 до 5 демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

Оценка

Характеристика ученика

Вообще не знает и не понимает учебный материал

Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах

Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и на письме

Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а на письме допускает лишь незначительные ошибки

Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

Плюсы:

  • система традиционная и привычная, а поэтому понятна и ученикам, и родителям;
  • хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.

Минусы:

  • критерии оценивания не дают возможности точно и объективно оценить знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т. д.);
  • система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
  • плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
  • очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя.

10-балльная система: плюсы и минусы

Основное отличие этой системы – более глубокая классификация и детализация учебных достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Оценка

Характеристика

Уровень учебной деятельности

Полное отсутствие учебной активности

Неудовлетворительно

Различие, распознавание, поверхностное знакомство с предметом

Почти удовлетворительно

Удовлетворительно

Запоминание и неосознанное воспроизведение

Весьма удовлетворительно

Понимание теории, осознанность

Весьма хорошо

Очень хорошо

Полное владение теоретическим материалом

Почти отлично

Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний

Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т. д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценивания знаний хоть немного, но более адекватным. Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы. Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.


Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще. По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок. Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.