Шерлок холмс морфий. Правда о Шерлоке Холмсе. Каким порокам предавался мыслитель с Бейкер-стрит (5 фото)

С какого момента все пошло вкривь и вкось ? Все так хорошо начиналось . Затем постепенно нас стали терзать смутные сомнения, и мы начали беспокоиться о том, что прежнее обещание останется невыполненным . Увы, мы оказались абсолютно правы . Нет, я не говорю о президентстве Барака Обамы . Я имею в виду новую версию Би-би-си "Шерлок".
Первый сезон был выше всяких похвал . Быстрый, ловкий, упоительно умный, и все это было сделано так, что мы тоже почувствовали себя умными . Бесконечная череда моментов " о, вижу " , когда все вставало на свои места и, как и бедный, не успевающий доктор Ватсон , мы зрители , наконец, понимали ход мысли Великого Детектива. Головоломка складывалась, когда последний хитрый маленький кусочек попадал на свое место .
Все это было так, как и должно быть. К ак в великолепных, вечных , оригинальных книгах сэра Артура Конан Дойла .

И Бенедикт Камбербэтч был великолепен. Его, конечно, не перепутать с Грегори Пеком даже в лондонском тумане. Его можно вежливо охарактеризовать как "нестандартный красавец".
Он идеально подошел для этой роли , и в скором времени обрел армию обожателей " Cumberbitches " которые следовали за каждым его шагом.

И вот теперь мы хромаем через невнятный четвертый сезон, где все пошло ужасно неправильно. Адаптация Гэтисса и Моффата о великом сыщике начинает выглядеть такой же неумной, каким Шерлок Холмс видит себя в "Желтом лице". (Единственный оригинальный рассказ, в котором Холмс не может решить загадку).
Упорный, харизматичный, вызывающе модный, немного отчужденный, своенравный гений. Это был чудесный образ с какой стороны ни посмотри, и вряд ли найдется кто-то, кому бы он не понравился.
Есть моменты, которые цепляют даже сейчас.
Турист, загадочно убитый в пустом поле, без очевидного орудия убийства в поле зрения? Его ударил по голове собственный бумеранг. Конечно, все так и было.
Надо признать, что в оказалось первым предупреждением.

Сериал превратился из умного в заумный, из интеллектуального в хитровыдуманный . После б лестящих головоломок , мы наблюдаем нечто странное на экране и даже совершенно неправдоподобное. Неговоря уже о мелодраматичности и чрезмерности, как в плохих мыльных операх.
Последний эпизод с ужасным серийным убийцей Калвертоном Смитом тому блестящий пример.
Все это дело оказалось вызвано необходимостью вытряхнуть Джона Ватсона из его глубокого горя после смерти жены и от его отчуждения от Шерлока Холмса, которого он винит в ее смерти. Миссис Ватсон прыгнула перед предназначенной Шерлоку пулей, что было явно "неправдоподобно".
Замысел таков , что Шерлока должны были почти убить , а Ватсон должен был со всех ног броситься ему на помощь , и они опять стали бы лучшими друзьями . Это даже не "неправдоподобно", это просто глупо. Можно почти услышать сэра Артура Конан Дойла, гневно возмущающегося из викторианской Англии . Что же касается внезапного появления сестры Шерлока , о которой никто раньше не упоминал...

Что еще хуже , персонаж Шерлока начал и поганить. Блестящий , хладнокровный, слегка устрашающий детектив, созданный в оригинальных историях, постепенно превратился в невнятную, одурманенную наркотиками развалину , хотя до сих пор он ходит в дизайнерском пальто за £ 1000 . Наркоманы гламурны , как видите .
Вы всегда знали, что создатели собирались уделить большое внимание наркотическому пристрастию Шерлока . В рассказах Дойля мы видим немного больше, чем мимолетное упоминание кокаина для стимуляции работы мозга в особо трудных случаях , мы знаем, что он плюет на сон в положенное время . Это не такая большая угроза здоровой жизни (Зигмунд Фрейд тоже принимал кокаин ).
Но главное, когда это было? Это было в 1890-е, когда кокаин в Великобритании не был вне закона. Его запретили только в 1920 году. Но сейчас, когда вы делаете адаптированного Шерлока Холмса с аддикцией к внутривенным наркотикам (это видно по его руке), вы целиком и полностью меняете персонаж.
Вы делаете его жалким наркоманом, "героинщиком", как говорит доктор Ватсон, или "обдолбанным торчком", как прекрасно выразился сам Шерлок. Разумеется, сериал становится очень современным. И великий детектив, как результат, потерял свое кристально чистое достоинство. Что еще хуже, он стал обычным преступником в угоду собственной прихоти, чего оригинальный Шерлок Холмс никогда не делал.

При всей своей склонности к инакомыслию, он глубоко чтил закон, игнорируя правила только тогда, когда было необходимо раскрыть преступление. Теперь же он превратился в немытого распускающего слюни балбеса.
Выраженных в модной манере и вызывающих смешки отсылок к теме наркотиков было ещё больше в связи с тем, что сама миссис Хадсон в действительности оказалась вдовой крупного наркоторговца.
Миссис Хадсон! Отсюда и тот факт, что она водит «Астон Мартин» и за рулём лихачит не хуже гонщика Стига из «Top Gear». Очень правдоподобно, да? Хотя не знаю, возможно, нам рассказывают о расширении женских возможностей в 21 веке.
Наряду с «Астон Мартин» у нас были вертолёты, террористы, бомбы, сцены пыток… И все должны стрелять друг в друга по той или иной причине. Всё это гораздо больше напоминает бондиану, а не уютный и одновременно увлекательный мир оригинальных историй о Холмсе.
Может быть, создатели «Шерлока» настраивают зрителей на свой следующий проект? В недавнем интервью Гэтисс сказал: «Я бы очень хотел поработать над Бондом. Мы как-то раз ходили в паб со Стивеном Моффатом, условившись не говорить о «Докторе Кто» или «Шерлоке». Закончилось тем, что мы весь вечер обсуждали Джеймса Бонда. Придумали по-настоящему хорошую историю».

Наконец, мы увидели, как этот новый, потакающий своим прихотям Шерлок оказался тем, кем был на самом деле — самым сентиментальным героем тысячелетия, дарящим своему другу Уотсону щедрые душещипательные объятия в сцене, которая заставила бы Бэзила Рэтбоуна бежать без оглядки.
Холмс из оригинальных рассказов был достойным восхищения символом викторианской Англии, со всей самоуверенностью и сложностью.
Но, возможно, каждое поколение получает того Холмса, которого заслуживает. Холмс Бенедикта Камбербэтча, как мы узнали, начал даже пользоваться Твиттером, по поводу чего и Уотсон вздохнул: «Он и вправду двинулся».
Камбербэтч остаётся убедительным актёром — хотя сейчас, должно быть, ему и Мартину Фриману не терпится перейти на новое пастбище, поскольку из этого уже выжали всё до капли.
Тоби Джонс в роли мерзопакостного Калвертона Смита был едва ли не самым гипнотически ужасным экранным злодеем, которого мы видели — как и ожидалось от такого замечательного актёра.
Само воплощение зла, он, кажется, мог передать омерзительность персонажа одними маленькими кривыми зубами. Его улыбка будет сниться в кошмарах.
Конечно же, за основу его образа был взят Джимми Сэвил — однако, поскольку сериал «Шерлок» является продуктом ВВС, очевидно, что показывать, как многочисленные преступления совершаются под прикрытием корпорации, не стали.
Тем не менее, всё хорошее заканчивается, это верно для многих телесериалов. Шерлоку в самом деле пора отложить иглу, сделать себе чашку какао и отправиться в постель.
Или, в качестве поклона в сторону оригинала, удалиться на покой в Сассекс и заняться разведением пчёл.

Шерлок Холмс и наркотики

Даже если бы Конан Дойл был провидцем, способным заглянуть на сто лет вперед, он и то не мог бы наделить своего героя пороком более актуальным для будущих читателей. Причем, Холмс принимает не широко популярный опиум, а морфий (предшественник героина) и кокаин, который только в 1885 году начали продавать в виде раствора для инъекций.

О вреде опиума и морфия к концу XIX века уже знали, но вот о кокаине в конце 1880-х среди ученых всего мира развернулись ожесточенные споры: лекарство это или отрава. В 1887 году, когда был написан «Этюд в багровых тонах», как раз вышла последняя работа будущего отца психоаналитики, Зигмунда Фрейда, в защиту кокаина.

Конан Дойл, будучи врачом и вообще передовым человеком, конечно знал об этих спорах, а также о том, что к началу 1890-х кокаин был признан таким же опасным, как опиум и морфий (хотя до какой степени они опасны, он все-таки не представлял - это выяснилось гораздо позже).

Потому и Холмс у него знает о вреде наркотиков, однако пренебрегает опасностью и считает, как и все в его время, что легко сможет избавиться от наркотической зависимости, если захочет. «И наркотики вредят здоровью, - говорит он Ватсону. - Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь».

У меня странный организм. Я не помню случая, чтобы работа утомляла меня. Зато безделье меня изнуряет.

Однако Ватсон шуток со здоровьем не понимает, поэтому очень болезненно относится к привычке своего друга и пытается его урезонить: «Но подумайте, какую цену вы за это платите! Я допускаю, что мозг ваш начинает интенсивно работать, но это губительный процесс, ведущий к перерождению нервных клеток и в конце концов к слабоумию… Как можете вы ради каких-то нескольких минут возбуждения рисковать удивительным даром, каким природа наделила вас?»

К сожалению, теперь Холмс-наркоман - это уже некий штамп, за которым теряется настоящий Холмс. Во многих фильмах, а также рассказах, написанных другими авторами, он законченный наркоман, не расстающийся со шприцом. Хотя у Конан Дойла он принимает наркотики очень редко и только в то время, когда страдает от безделья. Более того, в поздних рассказах он с помощью Ватсона избавляется от пагубной привычки. И судя по тому, как это описывается, Конан Дойл повидал немало наркозависимых людей и хорошо знал, о чем пишет:

«Я по опыту знал, как опасно оставлять без работы его чрезвычайно активный мозг. Много лет я боролся с его пристрастием к наркотикам, которое одно время чуть было не погубило его поразительный талант. И теперь, даже в состоянии безделья, он не испытывал влечения к этому искусственному возбудителю. Но я понимал, что опасная привычка не уничтожена совсем, она дремлет; и всякий раз, как я замечал его осунувшееся аскетическое лицо и беспокойный блеск в глубоко посаженных глазах, я чувствовал, что сон неглубок и пробуждение близко».

Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает цель жизни. Посмотрите в окно. Как уныл, отвратителен и безнадежен мир! Посмотрите, как желтый туман клубится по улице, обволакивая грязно-коричневые дома. Что может быть более прозаично и грубо материально? Какая польза от исключительных способностей, если нет возможности применять их? Преступление скучно, существование скучно, ничего не осталось на земле, кроме скуки.

Из книги Шерлок [На шаг впереди зрителей] автора Бута Елизавета Михайловна

Шерлок Холмс Между нами говоря, почему люди не думают? Вас это не бесит? Почему им просто не подумать? Таксист Каким был бы Шерлок Холмс, если бы родился в конце XX века? Скорее всего, он ходил бы в школу, знал о том, как пользоваться смартфоном и боролся бы с курением, ибо в

Из книги Шерлок Холмс автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Шерлок Холмс и литература После первых недель знакомства доктор Ватсон написал в своем списке, что у Холмса нет никаких знаний в области литературы. Однако внимательному читателю его ошибка становится видна почти сразу же - буквально через пару страниц между ними

Из книги автора

Шерлок Холмс и Шекспир На отношении Холмса к Шекспиру стоит остановиться отдельно. Все-таки на протяжении всей эпопеи он цитирует не менее четырнадцати пьес великого драматурга, а одну из них - «Двенадцатую ночь» - дважды, из чего, как уже было сказано, холмсоведы даже

Из книги автора

Шерлок Холмс и философия По мнению доктора Ватсона знаний в области философии у Холмса тоже не было. И снова доктор ошибался. Возможно, Холмс и не особо увлекался философскими теориями, но учитывая его глубокие познания в лингвистике, истории, религии и музыкальной

Из книги автора

Шерлок Холмс и религия Безусловно, Холмс, как и Конан Дойл, был человеком своего времени, поэтому рациональное мышление сочеталось у него с верой в Бога. Без фанатизма, естественно, но и без малейших признаков атеизма. Конан Дойл был ярым противником научного материализма

Из книги автора

Шерлок Холмс и политика Трудно сказать, насколько Холмса интересовала политика, но одно несомненно - с таким братом, как Майкрофт, он был в курсе различных нюансов управления Британской империи, о которых большинство обывателей и не слышали.Скорее можно сказать, что

Из книги автора

Шерлок Холмс и музыка В десятом пункте своего списка доктор Ватсон не ошибся, Холмс действительно хорошо играл на скрипке. Причем, он мог играть как для других - исполнять что-нибудь известное, так и для себя - импровизировать, будучи погруженным в свои мысли о

Из книги автора

Шерлок Холмс и дети Точнее - Шерлок Холмс и беспризорники, потому что с другими детьми он в книгах Конан Дойла почти не общается.В повестях «Знак четырех» и «Этюд в багровых тонах», а также в рассказе «Горбун» на Холмса работает компания лондонских беспризорных

Из книги автора

Шерлок Холмс и женщины Чаще всего Холмса почему-то считают женоненавистником. Вероятно, такое мнение основывается прежде всего на его заявлении, что «женщинам никогда нельзя доверять полностью, даже лучшим из них» и на двух известных фразах Ватсона: «Все чувства, и

Из книги автора

Шерлок Холмс и полиция Среди поклонников Холмса почему-то широко бытует мнение, что он скрывал найденные улики от полиции, чтобы всегда быть впереди них. Возможно в этом виноваты экранизации, в некоторых из которых он именно так и поступает.Но в произведениях Конан Дойла

Из книги автора

Что курил Шерлок Холмс? Холмс был заядлым курильщиком, в этом нет никаких сомнений. При первой же встрече, договариваясь с Ватсоном о совместном проживании, он спрашивает: «Надеюсь, вы не против запаха крепкого табака?» И в дальнейшем он курит практически в каждом

Из книги автора

Шерлок Холмс - писатель Некоторые из написанных Холмсом работ уже упоминались, но конечно на этой его деятельности стоит остановиться подробнее. Разумеется, он не был профессиональным литератором, как доктор Ватсон, все его произведения носили научный и/или

Из книги автора

Шерлок Холмс и пресса Как известно, Холмс не стремился к тому, чтобы о нем писали в газетах. Однако самими газетами он очень интересовался.В те времена печатные издания были единственными СМИ, именно они распространяли информацию и формировали общественное мнение. Газеты

Из книги автора

Шерлок Холмс и эмоции Принято считать, что Холмс был человеком малоэмоциональным. Эту репутацию ему создал конечно же Ватсон, написавший в «Скандале в Богемии»: «По-моему, он был самой совершенной мыслящей и наблюдающей машиной, какую когда-либо видел мир».Чтобы разбить

Из книги автора

Шерлок Холмс и расизм Странная тема, не так ли? Однако она активно обсуждается с тех пор, как в 2011 году рассказы о Холмсе попали в список знаменитых детских книг, в которых есть скрытый расизм. Поводом к этому послужили три эпизода:1) В «Знаке четырех» автор называет

Из книги автора

Шерлок Холмс и наркотики в современных экранизациях Поскольку проблема наркомании не теряет актуальности, вопрос о пагубном пристрастии Холмса поднимался в большинстве экранизаций. Конечно, кроме рассчитанных на семейный просмотр - в советском сериале с Ливановым,

11/10/2013

Сегодня поговорим о так называемых вертикально-горизонтальных сериалах. Не знаю, используется ли этот термин на Западе, но наши продюсеры его вовсю применяют. Хороший вертикально-горизонтальный сериал - мечта любого канала, в том числе потому, что в теории такой сериал может быть бесконечным.


Э то сериалы, в которых, с одной стороны, каждая серия имеет законченный сюжет, а с другой стороны, есть сквозная история с участием основных героев. Эта бесконечная история одновременно и слабое звено таких сериалов. Скажем, основа сквозного сюжета - зарождающая любовь между героями, и вот она все зарождается и зарождается и никак не может зародиться. С какой-то серии это начинает немного раздражать.

Такой сериал удается, когда в нем создается уютная атмосфера, когда он становится домом для зрителей, когда им приятно туда погружаться. Тут должны быть очень точно подобраны типажи основных персонажей.

Один из ярких примеров работ такого рода - американский сериал «Менталист», начатый Бруно Хеллером в 2008 года. Сериал жив до сих пор, он идет уже шестой сезон, в каждом сезоне от 22 до 24 серий (это обычный американский формат).

Главный герой этого сериала - психолог, полужулик, полугипнотизер, полуаналитик. И вот некий страшный злодей и убийца, называющий себя Красным Джоном, убивает его жену и дочь. Главный герой, пытаясь найти этого Красного Джона, вступает в вымышленную структуру - Калифорнийское бюро расследований, начинает помогать их работе, раскрывая разные загадочные случаи.

В сериале нет супердраматургии. Он держится на уникальном актере Саймоне Бейкере с замечательной внешностью и иронией. Вообще сериал очень целомудренный, голых дяденек и тетенек в нем нет, его спокойно можно смотреть детям. И это хорошее этнографическое пособие по жизни Юга Америки.

Второй вертикально-горизонтальный сериал, который я могу порекомендовать, называется «Касл». Я сначала думал, что только мне этот сериал нравится, потому что главный герой - писатель-детективщик Ричард Касл, который, увлекшись женщиной-полицейским, прилепился к отделу по расследованию убийств. И на протяжении всех серий между ними - писателем и детективом - разворачивается любовь. Но оказалось, что сериал нравится не только мне - в США он тоже очень популярен. Сейчас стартовал его шестой сезон. Там замечательные актеры - Натон Филлион, он играет писателя, и Стана Катич, которая играет полицейского детектива.

«Касл» более легкий и смешной, чем «Менталист», хотя и в «Менталисте» есть юмор, только несколько более черный. «Касл» можно смотреть всей семьей, поскольку он совершенно невинный, очень динамичный и хорошо снятый. Но главное - его создатели сумели создать атмосферу. Не знаю, сколько они еще продержатся, потому что это каторжная работа и невозможность для актеров сниматься в чем-нибудь другом. Хотя в сериале есть и звезда Бродвея Сьюзен Салливан, она играет маму Касла, бывшую актрису. Эта роль идеально ей подходит, и смотреть на нее одно удовольствие.

Я бы нашим сценаристам, режиссерам и продюсерам советовал бы на этих двух сериалах учиться. Просто можно технологии перенимать. Иногда, например, в «Касле» видно, что на изготовление серии не хватило то ли денег, то ли времени, а может, это и задумка такая. И тогда серия делается на основе воспоминаний героев, берутся куски из прошлых эпизодов. Из 48 минут серии даже 30 минут может быть снятым раньше. Но все равно - как здорово это у них получается.

Еще один такого рода американский сериал - новый. Прошел только один сезон, сейчас стартовал второй. Он называется «Элементарно», его даже показывали у нас на Первом канале.

Это очередной перепев историй про Шерлока Холмса. Американцы не вспоминают первоисточник. Дело происходит в наши дни в Америке. Их Шерлок Холмс - наркоман. У него есть компаньонка, бывшая врач - Джоан Ватсон. Она работает компаньонкой, которых приставляют к наркоманам, чтобы они не срывались.

Суперпроницательного англичанина Холмса играет известный английский актер Ли Миллер. Интересное решение Мориарти. Мне, кстати, всегда было страшно обидно за Мориарти. С ним обходились несправедливо. В СССР особенно. По Конан Дойлу, Мориарти - не уголовник, а марксист-анархист. Понятно, что у нас такой Мориарти был невозможен, и его в сериале Масленникова сделали королем уголовного мира. А в «Элементарно» Мориарти и вовсе становится женщиной со связями в террористических кругах.

Этот сериал не шедевр, но хорошая работа. Интереса к нему добавляет то, что в каждой серии обязательно присутствует небольшой ликбез из разных отраслей человеческой деятельности. И это еще одна иллюстрация того, что если неплохим писателем когда-то была придумана хорошая драматургическая история, то ее реинкарнация может происходить бесконечно.

1. Начнём с табака и его заменителей.

Вроде бы, тут всё понятно – Helps me think, говорит Шерлок, опуская руку с тремя никотиновыми пластырями на диван. “Дело на три трубки” – вторит ему откуда-то из-за клубов табачного дыма Холмс.
Не выпуская изо рта свою темную глиняную трубку, Холмс мысленно путешествует по дартмурским болотам в поисках таинственной собаки, Шерлок при помощи никотиновых пластырей находит путь в коммуникатору Дженнифер Уилсон. Никотин – не топливо, но машинное масло для двигателя – холмсовского мозга.

Да, я использую ту же аналогию, что сам Шерлок в начале “Собак Баскервиля”:

Ох, Джон, я так тебе завидую.
- Ты мне завидуешь?
- Твой мозг, он такой спокойный, так прямолинейно мыслит и так редко используется. Мой же как двигатель, вырвавшийся из-под контроля. Ракета, рвущаяся на части, застряв на пусковой платформе. Мне нужно дело!

Обратите внимание на это – “мне нужно дело!” То есть когда дела нет – двигатель перегревается на холостых оборотах от безделья и вот-вот разорвется на части.
Так зачем тогда Шерлок в этом эпизоде ищет по комнате свою сигаретную заначку? Что он собирается обдумывать? Дела-то нет!

Или Шерлок использует никотин не только для симуляции, но и для расслабления? Чтобы замедлить свой двигатель, спасти его от взрыва? Одно и то же средство – с двумя противоположными целями? Взбодрить мозг, усыпить мозг – решение одно – никотин? Курильщики, поясните, пожалуйста!

2. Кой-чего покрепче.

“Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещренную бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворенно вздохнул.
Три раза в день в течение многих месяцев я был свидетелем одной и той же сцены, но не мог к ней привыкнуть. Наоборот, я с каждым днем чувствовал все большее раздражение и мучался, что у меня не хватает смелости протестовать. Снова и снова я давал себе клятву сказать моему другу, что я думаю о его привычке, но его холодная, бесстрастная натура пресекала всякие поползновения наставить его на путь истинный. Зная его выдающийся ум, властный характер и другие исключительные качества, я робел и язык прилипал у меня к гортани. Но в тот день, то ли благодаря кларету, выпитому за завтраком, то ли в порыве отчаяния, овладевшего мной при виде неисправимого упрямства Холмса, я не выдержал и взорвался.
- Что сегодня, – спросил я, – морфий или кокаин?
Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. – Кокаин, – ответил он. – Семипроцентный. Хотите попробовать?
- Благодарю покорно! – отрезал я. – Мой организм еще не вполне оправился после афганской кампании. И я не хочу подвергать его лишней нагрузке.
Холмс улыбнулся моему возмущению.
- Возможно, вы правы, Уотсон, – сказал он. – И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь.
- Но подумайте, – горячо воскликнул я, – какую цену вы за это платите! Я допускаю, что мозг ваш начинает интенсивно работать, но это губительный процесс, ведущий к перерождению нервных клеток и в конце концов к слабоумию. Вы ведь очень хорошо знаете, какая потом наступает реакция. Нет, Холмс, право же, игра не стоит свеч! Как можете вы ради каких-то нескольких минут возбуждения рисковать удивительным даром, каким природа наделила вас? Поймите, я говорю с вами не просто как приятель, а как врач, отвечающий за здоровье своего пациента.
Шерлок Холмс не обиделся. Наоборот, наш разговор, казалось, развлекал его.
- Мой мозг, – сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, – бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай – и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете.
это начало “Знака четырех”
“- Как несправедливо распределился выигрыш! […] Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остаётся вам?
- Мне? – сказал Холмс. – А мне – ампула с кокаином.
И он протянул свою узкую белую руку к несессеру.”
а это – финал “Знака четырех”

Холм объясняет причину приема наркотика тем, что его ум требует напряженной деятельности. Но если “дайте мне дело – и я забуду про искусственные стимуляторы” (и впрямь, стоит Генри Найту произнести “hound” – и сигареты летят в сторону) , значит кокаин используется как стимулятор? Стимулятор чего тогда во второй цитате? На что направляем стимулированную наркотиком напряженную умственную деятельность, когда дело только что закрыто? Внутрь себя? Лежим на диване и путешествуем по mind palace, ничего конкретно там не ища? В чем смысл таких путешествий? Я ничего не знаю о механизме действия морфия или кокаина и прошу помощи зала.
Или опять – и для стимуляции, и для расслабления? Принимаем одно и то же вещество с двумя противоположными целями?

Когда Лестрейд устраивает обыск в квартире Шерлока, он весело объявляет эту акцию именно поиском наркотиков – не оружия, не детской порнографии, не нелегального программного обеспечения:)
Он знает Шерлока вот уже пять лет… что такоего он о нем знает? Нечто такое, что позволяет ему предположить, что что-нибудь противозаконное может быть обнаружено?

Это перестанет быть притворством, если мы что-нибудь обнаружим.
- Я чист!
- А твоя квартира…? Вся ли?
- Даже не курю.
чудесный уход от прямого ответа про квартиру, вам не кажется? :)

Холмс принимал наркотики, это понятно. Вопрос всё же – с какой целью?

Шерлок принимал наркотики в прошлом? Весьма вероятно.
Если да – с какой целью? Какое действие на свой мозг он мог желать вызвать?

Шерлок Холмс и его дурные наркотические привычки.
«Мой мозг, — сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, — бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай — и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете.»
Комментарий Ватсона:
«Мы действительно переживали один из периодов бездействия. Это всегда доставляло мне немало беспокойства, ибо я по опыту знал, как опасно оставлять без работы его чрезвычайно активный мозг. Много лет я боролся с его пристрастием к наркотикам, которое одно время чуть было не погубило его поразительный талант. И теперь, даже в состоянии безделья, он не испытывал влечения к этому искусственному возбудителю. Но я понимал, что опасная привычка не уничтожена совсем, она дремлет; и всякий раз, как я замечал его осунувшееся аскетическое лицо и беспокойный блеск в глубоко посаженных глазах, я чувствовал, что сон неглубок и пробуждение близко.»
В рассказе «Скандал в Богемии»
Ватсон пишет:- «Между тем Холмс, ненавидевший своей цыганской душой всякую форму светской жизни, оставался жить в нашей квартире на Бейкер-стрит, окруженный грудами своих старых книг, чередуя недели увлечения кокаином с приступами честолюбия, дремотное состояние наркомана — с дикой энергией, присущей его натуре.»
в романе «Знак четырех» открытым текстом говорится, что наш несравненный Шерлок Холмс употребляет наркотики:
- « Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещренную бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворенно вздохнул.

Три раза в день в течение многих месяцев я был свидетелем одной и той же сцены, но не мог к ней привыкнуть.

— Что сегодня, — спросил я, — морфий или кокаин?

Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом.

— Кокаин, — ответил он. — Семипроцентный. Хотите попробовать?

— Благодарю покорно! — отрезал я. Холмс улыбнулся моему возмущению.

— Возможно, вы правы, Уотсон, — сказал он. — И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь.

— Но подумайте, — горячо воскликнул я, — какую цену вы за это платите! Я допускаю, что мозг ваш начинает интенсивно работать, но это губительный процесс, ведущий к перерождению нервных клеток и в конце концов к слабоумию. Вы ведь очень хорошо знаете, какая потом наступает реакция. Нет, Холмс, право же, игра не стоит свеч! Как можете вы ради каких-то нескольких минут возбуждения рисковать удивительным даром, каким природа наделила вас? Поймите, я говорю с вами не просто как приятель, а как врач, отвечающий за здоровье своего пациента.»
Весь Запад 60-70 годы сидел на ЛСД
Наркотики - основной стимулятор Запада.
Поэтому наркотическая река из Афганистана не пересохнет никогда.
Разные народы по разному переносят воздействие наркотиков.
Видимо,это похоже на реакцию народов Севера и американских индейцев на простой алкоголь.
От постоянного употребления растительных наркотиков (галлюциногенов,коки,анаши)у этих народоа не происходит разрушения личности.В то время когда крепкие спиртные напитки их убивают.
Европейцы погибают от передоза наркотиков,но трудно найти целые селения,которые сидят поголовно на наркотиках.
А селения северных народов,где пьющих 75% - полно.
Лучшая музыка Ролинг Стоунз была написана под воздействием ЛСД.
Битлз посвятили песню этому наркотику "Люси в небе с алмазами"
Многие художники импрессионисты баловались наркотиками.
Может быть западноевропейского человека наркотики действительно стимулируют в творчестве?
Если так,то это ещё одна причина не доверять Западу.
Многое указывает на то,что Запад в результате спокойной и размеренной жизни теряет стимул творчества.
Может поэтому велись опиумные войны,может поэтому война - стимулятор для Запада.
Значит войны,инициированные Западом будут всегда.