Революции в творчестве а блока. «Тема революции в творчестве Блока и Маяковского. Сочинение по литературе на тему: Революция в творчестве Александра Блока

Сочинение

Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Всё это — реальные вехи путей России, важные моменты её истории, на которые живо откликнулись эти поэты.

«О, четырежды славься, благословенная!» -- такими словами Маяковский встретил Великую Октябрьскую революцию. С октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего, изменением действительности. Резко меняется тональность его стихов. Пафос, решительное отрицание враждебной человеку реальности, гротескное её изображение (персонажи сатирических гимнов, образ Повелителя Всего), мрачные картины людского горя уступают место мажорному утверждению начавшихся в стране коренных перемен.

«Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — эти первые образцы социалистического искусства захватывают своей искренностью, верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством. В неискренности поэта не могли упрекнуть даже его враги. Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей обстановкой. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти «сытых». Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:

Напрасно пухлые руки взмолены, —

Не остановить в его неслышном карьере.

Республик и царств беря барьеры.

В дни исторического перелома Маяковский убеждённо встаёт в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс обновления жизни. Он глубоко убеждён, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтобы оно стало подлинно действенным, всё должно быть перестроенным: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Именно поэтому Маяковский работает в «Окнах РОСТа». В желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства — источник новаторства Маяковского.

Своё восприятие новой действительности было и у Александра Блока. В январе 1918 года поэт опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передаёт поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция.

Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.

Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.

Таким образом изображение революции в творчестве Блока и Маяковского различно, но их роднит то, что они восторженно приняли перемены, хотя Блока и пугала их масштабность. Каждый поэт видел своё лицо революции: у Блока это был карающий меч, а у Маяковского — всепобеждающая сила.

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году вПетербурге. Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отецпоэта был профессором философии и права Варшавского универсетета.

ЖенаБлока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущийпоэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово

(недалекоот города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

иискуству. Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научнымипереводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала

тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок

закончилисторико-философский факультет Петербургского университета, еще

будучистудентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный

эпизодиз студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин

В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала

«Мирбожий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии,

Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог

знает что творится!» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это

былообидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших

похвалах» . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время.

Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется.

Развитиепромышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают

еёинтенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными

поискамив философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века». Наивный и

плоский«реализм», прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять;

«гармонические»средства стиха XIX века в значительной мере стираются.

Дерзко-с вызовом в литературу входят новые силы: КонстантинБальмонт,

ВалерийБрюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковскийобосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

ио новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направленияв литературе.Это, так называемые «старшие символисты».

Десятилетиемпозже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные,не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоимнеобыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованиемчего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок-наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу подпсевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии,жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романовДостоевского, поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва.А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза,имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческоезначение.

Стихи юного А.Блока, еще нигде непечатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художницеО.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый, живший по соседству. В письмах ЗинаидеГиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, чтоБоря Бугаев (А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока ввосторге.

В январе 1903 года началась их переписка,причем оба написали одновременно

так, что письма встретились и разминулись в дороге,чему было придано мистическое

значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блокприехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка“аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока, приняли его ксердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал“греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но какпоэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста, он принялучастие в нескольких

любительских и полупрофессиональныхспектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя, как средствосамовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколькосотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, азатем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют.Блок сразу выступил не

как начинающий, а как сложившийся поэт, которого сталисопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц,знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не былмеханическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), онтщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции, где каждоестихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтическойфилософией В.С.Соловьева: идея

ВечнойЖенственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия

связывалисьс началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно, нои по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждомв то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубежедвух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильноевлияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживаниячеловека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложилсяв нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтическиеискания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-

створчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.

Идиалистическаянастроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы,сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевностьстиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясьотненависного ему рационализма и позивитизма, овладевая техникой

символизма,Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающихнедоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливойстихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобноезатемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф оТаинственной,

НепостижимойЖенственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основойпервой книги лирических

произведений Блока, которому сам поэтпридал вид и значение лирического дневника.

Однокоэта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционнойлиберальной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

“Стихахо Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильнодумать, что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия,космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэтприсально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричноготруда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

вкниге второй (стихи 1904-1908 гг.). Революция 1905 года пробудила в поэте

сознаниегражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на

голодныхи сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическаялирика: «Сытые», «Митинг», «Вися над городом всемирным…» ,

однакореволюцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно-

какличную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет.

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907).

Заглавиеуказывало на открытие поэтом «образа грядущего мира», связанного

сдвижением народа, социальных низов. В открывающем том програмном

стихотворениита, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата».

Сумятитцагородской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих

городв традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, - во всей его фабрично-

заводскойи бытовой неприглядности. Постепенно из мистико-романтического

трубадураБлок превращается в поэта, которому дороги судьбы России.

Другая тема – природы, «пузырей земли» – своейматериальной плоскостью

такжеразрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме». Блок рассорился со

своимидрузьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь

изменуканонам символизма.

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие

от ПрекраснойДамы, образ земной, земной, реальный и притом ресторанный, хотя

ипротивопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокийчеловек в состоянии

психологическойдепрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние

алкоголем.Этот образ автобиагрофичен, лиричен, соответствует мировосприятию и

«бродяжническойжизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

впути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно

любит.Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только

датой, но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве

Блокаогромная тема Родины.

Третьякнига стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии

Блока, здесьпоэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы

прежнего«декаденства», стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой.Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,

выражает боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну.

Россиявообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе

иинтеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к

пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только

лирикиБлока, но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.

Именноэта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его

творческогонаследияво всех жанрах.

Февральскуюреволюцию 1917 года Блок встретил восторжено, с надеждой

наизменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе, он

писалматери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

Весной1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть

однимиз редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшейдеятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии

проходилав Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом

работыв ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской

власти(1921г).

КОктябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.

Вноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение

дневника, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

Внесколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение

«Скифы»,посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с

Западом,и статья «Интеллигенция и революция»

Поэма«Двенадцать», вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее

толкованиекак слева, так и справа. Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждалот этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции

неозначала для поэта политической, агитационной направленности поэмы.

В«Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическаяидеализация большевистского переворота, если она в какой- то мере и

присутствуетв произведении, соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим

изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из

народныхнизов, выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной

позициипоэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но

вто же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в

произведении–пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.

С1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись

революцииБлоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегосяв самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

революции.

Характерно, чтоне только писательская элитат в лице А.Ахматовой,

Д.Мережсковского,З.Гиппиус, Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы

Блока,но и сам революция, ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,

темболее, что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных

органахлевых эсеров, с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии

имеллитературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко

временномуаресту и допросу в ЧК.

Блокповерил в очистительную силу революции, вообразил себе ее

«музыкальныйнапор», услыхал «шум от падения старого мира» ,-«страшного мира»

неприязньк которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес

интеллигенциии буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,

состояние близкое к помешательству, могут служитьматериалом для психопатолога.

Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, ипомогают нам только понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации”толкала поэта в стихию

революции.

Переворот в сознании Блока, его новыепроизведения вызвали целую бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэтабыла для всех вне всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение”для тех и других.

Блок “принял “ идею революции, будучи не искушенным вреальной политике,

ждал от революции совсем не того, что она неслареально. Скоро выяснилось,

что ожидаемая очищающая “стихия”, “музыка”революции, появление “человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера несостоялись.Блок уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а онаобернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма иневиданным падением

ОбразХриста в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

Всепоследующее время, до самой кончины – стало кресным путем для Блока.

Блокне только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,

вкоторую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно

1921года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный

отъездв санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряданедорозумений и проволочек

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”

Тема Родины и революции в творчестве А. А. Блока

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора.

Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время поэт наполняет свои произведения большой сыновней любовью к Родине. Он верит в талантливость и духовную силу народа, верит, что Россия пройдет через очистительный огонь катастроф и выйдет из них невредимой и обновленной:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Главным в цикле является мотив дороги, пути. Исторические пути страны прослеживаются с седой древности. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте. Огромной стране соответствует трудный, тернистый путь. Уникальность ее – в сосуществовании на одной территории множества различных народов с разными культурами, но с русской душой:

…где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

В стихотворении «На поле Куликовом» поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

Трагическая история страны, ее народа – это крестный путь, который она должна пройти, чтобы достичь истинного величия.

Блок воспринимал Родину как «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек». В древней, «неповоротливой», огромной России поэт видел мощные силы. Родина – это мать, которая любит и теряет своих детей. Блок предсказывал, что придет время, когда «границы сотрутся и родиной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная вселенная».

Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать» 1918 г.), которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и запечатлел в своей поэме.

Блоку удалось показать масштабность произошедших событий, воссоздать тревожную, напряженную и зловещую атмосферу последствий политического переворота на самом раннем этапе, на стадии осмысливания, когда еще нет ничего определенного. Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.

Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, «паршивого пса» означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция: обновление или мрак и жестокость.

В 12 главе впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Иисус Христос. В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдется без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несет «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.


Реферат
на тему:

«Революция в творчестве

Есенина и

Маяковского»
Революция в творчестве Александра Блока

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

(Александр Блок)
“И вечный бой! Покой нам только снится” – эти слова, как нельзя лучше характеризующие поэта, также написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!”.

Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех... знамен, и

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сырость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев! ”
Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.

Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средствам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!
И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.

Не ушел он от ножа...
Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “Слушайте революцию!”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи!
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз! ” (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.

Революция в творчестве Сергея Есенина
О С. Есенине Блок писал: "Сергей Есенин появился в русской литературе внезапно, как появляются кометы в небе". И действительно, этот тончайший лирик, певец русской природы быстро и легко занял особое место в литературе, многие его произведения были положены на музыку и стали песнями.

Русская земля предстает перед поэтом как печальный "покойный уголок", "родина кроткая", "сторона ковыльной пущи". Весь мир для него окрашен в светлые, радужные тона. Русский пахарь, рус­ский крестьянин, еще совсем недавно такой земной и мир­ный, превращается в отважного, гордого духом богатыря - великана Отчаря, который держит на своих плечах "нецелованный мир". Есенинский мужик - Отчарь наде­лен "силой Аники", его "могутные плечи - что гранит-гора", он "несказанен и мудр", в речах его "синь и песня". Есть в этом образе что-то от легендарных богатырских фигур русского былинного эпоса. Отчарь заставляет вспомнить прежде всего былинный образ богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, которому была подвластна великая "тяга земли", который играючи распахивал "чис­тое поле" своей чудо-сохой. "Отчарь" - один из первых поэтических откликов Есенина па события Февральской революции 1917 года. Это стихотворение было написано Есениным летом 1917 года во время пребывания в родном селе. В сентябре "Отчарь" печатает одна из петроградских газет. В этом стихотворении, так же как в написанных не­сколько ранее, в Петрограде, "Певущем зове" и "Окто­ихе", тема революционного обновления страны раскры­вается в образах, носящих чаще всего космический, пла­нетарный характер. Отсюда пророческий смысл этих стихотворений, их ораторски-полемическая ритмическая структура.

Радуйтесь!

Земля предстала

Новой купели!

Догорели

Синие метели,

И земля потеряла

В мужичьих яслях

Родилось пламя

К миру всего мира!

Так начинает Есенин свой "Певущий зов". В "Октоихе" этот стык "земного" с космическим получает свое дальнейшее развитие:

Плечьми трясем мы небо,

Руками зыбим мрак

И в тощий колос хлеба

Вдыхаем звездный злак.

О Русь, о степь и ветры,

И ты, мой отчий дом!

В "Октоихе", так же как в "Певущем зове" и "Отчаре", мифологические образы и библейские легенды на­полняются новым, революционно-бунтарским содержа­нием. Они очень своеобразно переосмысливаются поэтом и трансформируются в стихах в картины "мужицкого рая" па земле. Гражданский пафос этих стихотворений находит свое образное выражение в романтической мечте поэта о гармонии мира, обновленного революционной бурей: "Не губить пришли мы в мире, а любить и верить!". Стремление к равенству, братству людей - главное для поэта. И еще: уже февральские события порождают совер­шенно иной социальный настрой в лирических стихах Есенина. Он радостно приветствует приход нового дня свободы. Это свое душевное состояние он с огромной поэтической силой выражает в прекрасном стихотворе­нии "Разбуди меня завтра рано...". С. Толстая-Есенина рассказывает, что "по словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую револю­цию". С революционным обновлением России связывает Есенин теперь и свою дальнейшую поэтическую судьбу.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Ощущение того, что теперь и он - сын крестьянской Руси - призван стать выразителем дум, чаяний и стрем­лений восставшего народа, с огромным пафосом пере­дает Есенин в стихотворении "О Русь, взмахни крылами...". В своем поэтическом манифесте Есенин выдвигает благородную, демократическую идею: показать во всей красоте и силе революционную Русь. Поэт стремится расширить художественный горизонт, углубить социальную проблематику своих произведений. Следует особо выделить "маленькую поэму" Есенина "То­варищ", написанную им по горячим следам февральских событий в Петрограде.

Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону вос­ставшего народа. "В годы революции,- писал Есенин,- был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Все, что свершалось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо. "Сегодня пересматривается миров основа",- утверж­дал Владимир Маяковский. "Революционный держите шаг!"-призывал сынов восставшей России Александр Блок. Великие перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Мы радугу тебе - дугой,

Полярный круг - на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Все больше Есенина захватывает "вихревое" начало, вселенский, космический размах событий. Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, подчеркивал: "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, толь­ко потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...". Однако осмыслить глубоко, сознательно все зна­чение исторических и социальных перемен в жизни на­рода, особенно русской деревни, связанных с борьбой за торжество идей Великого Октября, он, естественно, смог далеко не сразу.

Поэт поначалу односторонне воспринимает период военного коммунизма, ему трудно еще понять, что проти­воречия этого времени будут быстро преодолеваться раз­витием самой новой действительности. Именно в этот сложный период классовых битв, требовавших от художника особенно четкой и ясной идейной позиции, и проявился наиболее ощутимо "крестьянский уклон" Есенина. Не следует думать, что этот "уклон" - следствие только субъективных сторон мировоззрения и творчества поэта. На самом деле никакого "крестьянского уклона" не было. В произведениях Есенина прежде всего отражены те конкретные, объективные противоречия, ко­торые были характерны для русского общества в пе­риод пролетарской революции, что собственно и не понравилось идеологам "железной дисциплины", в этом был главный конфликт поэта и "революции".

Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

"Мне очень грустно сейчас,- пишет Есенин в 1920 го­ду,- что история переживает тяжелую эпоху умерщвле­ния личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал..." Рухнули утопические мечты поэта о социализме как "мужицком рае" на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в "Инонии".

Особенно тяжело, временами трагически, в 1919-1921 годах переживает поэт революционную ломку ста­рых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий внутренний смысл имеет в "Сорокоусте" рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребен­ка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульми­национного звучания:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых копей Победила стальная конница?

Вспомним одно из самых проникновенных и человечных лириче­ских стихотворений - "Не жалею, не зову, не плачу...", написанное им в 1921 году. Как философски мудры в ном раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с ка­кой художественной силой выражена в нем любовь к лю­дям, ко всему живому на земле!

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Дух бродяжий, ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Когда вчитываешься в позднего Есенина, поражаешься тому, что, оказывается, почти все, о чем мы только сейчас заговорили вслух после семидесятилетней безгласности,- почти все это уже было сказано и предвидено гениальным поэтом. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедря­лось заезжими эмиссарами в быт деревни, взрывало его изнутри и привело теперь к всем известному состоянию.

"Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять... Конец всему" - таковы были впечатления Есе­нина тех лет. Они дополняются воспоминаниями сестры поэта Александры Ксениной: "Помню наступивший голод. Страшное время. Хлеб пекли с мякиной, лузгой, щавелем, крапивой, лебе­дой. Не было соли, спичек, мыла, а об остальном уж и думать не приходилось... К власти наряду с честными людьми пролезли "лабути", имеющие длинные руки. Жилось этим людям совсем неплохо..."

1 июня 1924 г. Есенин пишет "Возвращение на родину". Образ запустения, но уже не чеховско-бунинского, в котором была поэзия, а какого-то надрывного, беспросветного, пред­вещающего "конец всему", встречает нас в самом начале этой маленькой поэмы. "Колокольня без креста", кресты кладбища, кресты, которые - образ гражданской войны! - "как будто в рукопашной мертвецы, за­стыли с распростертыми руками". Убогий быт разоренной года­ми -междоусобного раздора - деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии... Внук, не узнавший деда, еще один образ сим­вол - эпохи, еще одно страшное прозрение будущего. Как это контрастирует с пушкинским: "внук... обо мне вспомянет"!..

Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении тех же дней "Русь советская":

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Приемлю все,

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Многое из того, что произошло в стране, предугадал Есенин. в своей лирике лета 1924 г. и в поэме "Анна Снегина", задуман­ной тогда же. Поэма тесно связана со всей лирикой Есенина, она вобрала в себя многие ее мотивы и образы, Если же говорить о традици­ях, то в год окончания работы над поэмой - 1925-й - Есенин писал: "В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину". И пушкинская традиция, конечно же, при­сутствует в поэме. Плодотворнее, думается, говорить о пушкинском начале в широком смысле, на что, кстати, ссылал­ся и сам Есенин в приведенном высказывании. Прежде всего это - народность. Есенин, пройдя через искушение изысканной метафорой, пришел к такому пони­манию искусства, которое определяется верностью художника "простоте, добру, правде". Эти ориентиры выразились в языке поэмы, точнее - во всем бо­гатстве разговорной народной речи, что бросается в глаза с пер­вых строк. В поэме Есенина персонажи "самовоспроизводятся" через речь и оттого сразу приобретают пластически зримые чер­ты живою лица. Речь каждого настолько индивидуальна, что нам хорошо помнятся и возница, и мельник, и старуха, и Анна, и даже ее мать, которая произносит всего одну фразу, но опреде­ляется в ней, и Прон, и Лабутя, и, конечно же, сам главный ге­рой.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, это, конечно же, печальная закономер­ность, трагедия многих русских людей того времени. Разлука с Анной Снегиной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное и поэме - все че­ловечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда - как память, как "живая жизнь", как свет да­лекой звезды, указывающей путь в ночи:

Далекие, милые были!…

Тот образ во мне не угас

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Этот эпилог был очень важен для Есенина - поэта и челове­ка: ведь это все помогало ему жить, бороться в себе со своим "черным человеком", а также выдерживать нечеловеческую борь­бу с ненавистниками России и русского поэта. и тема времени в поэме тесно связаны. В узко-хронологическом смысле эпическая основа поэмы такова: основная часть это рязанская земля 1917 г. в пятой главе - эскизный набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси периода страшных потрясений, свидетелем которых становится поэт и герой "Анны Снегиной" (дей­ствие в поэме кончается 1923 г.). Разумеется, за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа, но все это, повторяю, дано эскизно, хотя и с довольно характер­ными поэтическими картинками. После строк о времени революции, когда "чумазый сброд! Играл по дворам на роялях! Коровам тамбовский фокст­роты, следуют стихи иной тональности:

Шли годы

Размашисто, пылко...

Удел хлебороба гас.

Есенин как бы провидел то время, когда удел хлебороба выльется в трагедию 1929 1933 гг. Саркастически звучат в поэме слова, ко­торыми представители разных интеллектуальных слоев именова­ли крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик!

Владелец землей и скотом,

За пару измызганных "катек"

Он даст себя выдрать кнутом.

Сам Есенин не идеализирует русское крестьянство; он видит ею неоднородность, видит в нем и мельника с его старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжи­мающего от прибыли руки... При этом нельзя забывать, что положительные начала, своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов ста­рухи мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, подлинной трагедии, от кото­рой и впрямь, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея"... Перекличка с этим возникает и в конце поэмы в письме мель­ника

Дуровая зыкь она.

Хошь верь, хошь не верь ушам -

Однажды отряд Деникина

Нагрянул на криушан.

Вот тут и пошла потеха-..

С потехи такой-околеть-

Со скрежетом и со смехом

Гульнула казацкая плеть...

Такая "потеха" никому не на пользу, разве что Лабуте, тре­бующему для себя "красный орден"...Осуждение войны - империалистической и братоубийствен­ной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Снегиной. Причем порой голос персо­нажа сливается с голосом автора, как, например, в словах пись­ма мельника однажды поэт говорит прямо от себя:

Как прекрасна Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

И чувствую в скулах упрямых

Жестокую судорогу щек...

Потрясающая душу человечность русской классической литературы, ее "лелеющая душу гуманность" живет в поэме Есенина.

В январе 1925 г., находясь на Кавказе, Есенин закончил свою последнюю и главную поэму. Широта исторического пространства поэмы, обретаемая героем в конце ее открытость жиз­ненным впечатлениям, лучшим движениям души прямо соответ­ствуют народным идеалам, выразителем которых был и остается в своих лучших творениях великий русский поэт С.А.Есенин - "поэтическое сердце России". И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и "воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь".

А. Блок и С. Есенин - великие поэты России
В творчестве Блока и Есенина, несмотря на индивидуальные стиль и литературные традиции каждого, есть много общего. Оба они сходятся в понимании Родины, России, которая для них всегда была самым дорогим, любимым, что только может быть у человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов.

И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значение в жизни родины. У обоих в произведениях можно найти множество прекрасных строк о родной земле, о природе, о любви, о своем народе. Эти поэты всегда были предельно искренни в своих стихотворениях, все их размышления и переживания нашли отражение в творчестве.

Судьба обоих поэтов трагична, и иной, наверное, быть не могла, поскольку нервы их всегда были напряжены до предела. Есенин погибает в 30 лет, не сумев до конца побороть в себе кричащие противоречия, вызванные сложностью переломной эпохи. За четыре года до него ушел в небытие Блок, создав свою гениальную поэму "Двенадцать", но не выдержав контрастов и напряжения первых лет революции.

А. Блок и С. Есенин подняли русскую поэзию на качественно новую ступень, открыли новые пути ее развития. Их произведения находят отклик и в душах наших современников, поскольку несут в себе бесконечную любовь к Родине, природе, своему народу и, конечно, к женщине.

Революция в творчестве Владимира Маяковского
В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая, исключительная роль. Он первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. В наши дни при диаметрально противоположной оценке этого переломного события истории видны глобальные масштабы совершенного им подвига. Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим талантом и участвовал в освободительной борьбе.

Эти обстоятельства сыграют огромную роль, когда придет пора зрелости - поэтической, гражданской и человеческой.

Талант поэта стремительно обретал самостоятельность. Несмотря на некоторую затемненность и абстрактность поэтической мысли, уже трагедия "Владимир Маяковский", а особенно последовавшие за ней поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" открывали совершенно новую страницу в истории литературы. Поэма "Облако в штанах" достигла такой масштабности и социального накала не только потому, что она содержит пророческие слова о близящейся революции, но и по самому характеру восприятия капиталистической действительности и отношения к ней поэта. Империалистическая война, по признанию Маяковского, отодвинула в сторону споры об искусстве. Поэтом целиком завладели темы социального характера. Лейтмотивом его творчества становится крик: долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, - человеку. В поэзии Маяковского все сильнее звучат трагедийные ноты не примирения, а борьбы. Как личную трагедию воспринимает поэт участь миллионов людей, которых кучка "жирных" обрекает на самоистребление.

В социалистическую литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; входит, глубоко уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир подлинных хозяев планеты и Вселенной. "О, четырежды славься, благословенная!" - такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности. Резко меняется тональность стихов поэта. "Ода революции", "Левый марш", "Мистерия-Буфф" - это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее. Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. "Необычайнейшее", почти фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой революцией. В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс революционного обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтоб оно стало подлинно действенным, все должно быть перестроено: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Ведь никогда перед художником не стояла столь огромная задача - содействовать объединению миллионов людей на основе новых социальных и нравственных принципов, принципов взаимосвязи и взаимообогащения. В этом искреннем желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства во имя счастья миллионов - источник новаторства Маяковского. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски путей оздоровления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. "Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры" - эти метафоры относятся и к слову поэта. Именно эти поиски средств безотказного воздействия поэтического слова на сознание, чувства, действия масс и составляют важнейшую черту "творческой лаборатории" Маяковского. Его слово, действительно, "полководец человечьей силы", его голос - голос эпохи. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе народа, судьбе миллионов - это поэт, образ которого обретает личность. "Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем" - таково "я" Маяковского в поэме "Хорошо!". Это "я" советского человека в наивысшем проявлении его убеждений и чувств. Высоко ценя активность личности, он прекрасно понимает значение революционных событий для формирования сознания, психики человека. Вот почему его послеоктябрьские поэмы почти всегда многолюдны и событийны. В поэме "Хорошо!" нашел особенно широкое применение принцип изображения советской действительности в диалектическом единстве героического и повседневного, точнее, героического в повседневном, обыденном. "Я дни беру из ряда дней, что с тыщей дней в родне. Из серой полосы деньки". "Тыщи дней" - это десять послеоктябрьских лет. И почти каждый серенький день достоин войти в историю. "Хорошо!" - поэма о любви. О любви к родине, преображенной революцией. О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Как увековечить это? Нужны новые поэтические формы. Потому-то решительно заявляет поэт:

Ни былин,

Ни эпосов,

Ни эпопей.

Телеграммой

Воспаленной губой

По имени - "Факт".

У Маяковского события революции и послеоктябрьской истории страны, даже самые незначительные, служат утверждению большой поэтической идеи. В поэме "Хорошо!" - это идея возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства, ставшего для трудящихся подлинным отечеством. Оно еще очень молодо, отечество трудового народа. Об этом ненавязчиво напоминают вкрапленные в ткань поэмы ассоциации с юностью, молодостью. Это образ ребенка на субботнике, метафоры: земля молодости, страна-подросток, весна человечества. Такой подход к фактам действительности имел принципиальное значение. Реализм поэмы - это реализм утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. "Жизнь прекрасна и удивительна!" - таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, любовно подмечая ростки нового прекрасного в жизни страны, поэт не устает напоминать и о том, что "дрянь пока что мало поредела", что еще "очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг". Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками - "Во весь голос". Эта поэма - одно из самых ярких и талантливых выступлений поэта в защиту социалистической направленности творчества. Это не только разговор с потомками, но и исповедь-отчет революционного поэта перед самой высокой инстанцией - центральной контрольной комиссией коммунистического общества.

Явившись

В Це Ка Ка

Светлых лет,

Над бандой

Поэтических

Рвачей и выжиг

Я подыму,

Как большевистский партбилет,

Все сто томов

Партийных книжек.

Партийность в поэме-исповеди - это не только политический и эстетический, но и нравственный принцип, определяющий главную черту поведения художника - бескорыстие, а значит, и подлинную свободу.

Не накопили строчки,

Краснодеревщики

Не слали мебель на дом,

Свежевымытой сорочки,

Скажу по совести,

Мне ничего не надо.

В этих признаниях выражена твердая уверенность поэта в том, что борьба за коммунизм - высший, поистине универсальный критерий прекрасного. Очищая нравственную атмосферу от таких стимулов буржуазного мира, как корысть, карьеризм, жажда личной славы, она создает условия для полного проявления художниками своих способностей и талантов, способствующих расцвету искусства.

Все, сделанное Маяковским в искусстве, - это подвиг величайшего бескорыстия. И как бы ни была трагична личная судьба поэта, в истории всемирной литературы трудно найти пример такого удивительного соответствия между потребностями эпохи, ее характером и - личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.

Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю
– Все равно: принимаю тебя!
Александр Блок
У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится”, который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А. М. Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!”.
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения – символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом зовет”.
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые – “сытые” – “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех… знамен, и
Так – негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!”
Однако – и на это очень важно обратить внимание – Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно
– Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой.
Не ушел он от ножа…
Но в целом поэма – гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: ” Слушайте революцию!”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически:
“Кругом – огни, огни, огни…
Оплечь – ружейные ремни… “,
То натуралистично:
“В зубах цигарка, примят картуз.
На спину надо б бубновый туз! ” (знак каторжника).
Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей. Сегодня вопрос о роли революции – один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А. М. Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К.

Сочинение по литературе на тему: Революция в творчестве Александра Блока

Другие сочинения:

  1. Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма “Двенадцать”, которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья “Интеллигенция и. Революция”, создававшиеся одновременно Read More ......
  2. Александр Александрович Блок – поэт, который уловил противоречие и величие той эпохи, в которой он жил. Он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая искренне и бесстрашно пыталась определиться в сложной общественной и идейной борьбе, найти свое место в народной Read More ......
  3. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, Read More ......
  4. Странное то было время… Грань веков, грань эпох, время смутных предчувствий и новых идей. Период, когда искусство слова напрочь лишилось плоти, обретя дух. Тема искусства в поэзии эпохи символизма была одной из ведущих. Не чужд этой теме и ранний Блок: Read More ......
  5. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты Read More ......
  6. Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это – реальные вехи путей России, важные моменты ее истории, Read More ......
  7. Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе. В творчестве трех крупнейших Read More ......
Революция в творчестве Александра Блока