Правописание производных предлогов задание 13 егэ. Урок русского языка в условиях подготовки к егэ "правописание производных предлогов"

В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, предлогов .


Образцы формулировок заданий

Найдите предлоги в предложениях 15 - 18 .
Из предложений 12 -16 выпишите все предлоги .

Что требуется для выполнения заданий В2

Нужно уметь отличать предлоги от других частей речи: сочетаний существительных с предлогом, деепричастий, наречий, частиц, союзов и др.

Материал для справок

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через .
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Производные предлоги часто путают с другими частями речи.

С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в , на , к , под , над , вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение , в течение , в связи с , в зависимости от , по направлению к и др.

Составные предлоги часто путают с другими частями речи.

Примеры омонимии предлогов с другими частями речи:

Сложи лист вдоль .
Вдоль — наречие.

Идём вдоль улицы.
Вдоль — предлог.

Аня сделала задание несмотря на трудности.
Несмотря на — предлог.

Списки предлогов и примеры к трудным случаям можно найти в :
СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Предлоги, а также:
СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Предлоги.

Научиться находить предлоги в текстах помогут наши тренинги.

Тренинг № 1

Найдите в тексте все предлоги

Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести! За год до дуэли Рушкин писал графу Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю своим детям". Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное им не нужно, всё остальное неважно. Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию истины.

(По Д. Шеварову)


Тренинг № 2

Найдите в тексте все предлоги

Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создаётся определённый образ жизни. Здесь есть о чём поспорить: противоположная позиция — мы, мол, только наблюдатели, а не творцы, и разве можно диктовать языку свои законы, уж куда он, язык, захотел, туда и повернулся... Реально это выглядит так: лезет в нашу жизнь словесная непристойность — да разве с ней управишься? Такова жизнь... Но всякая жизнь требует сознательного управления, и управлять приходится прежде всего своим сердцем, где и рождаются мысли. Тогда и жизнь, создаваемая языком, словом, становится либо благоденствием, либо бедствием. Это закон активного формирования языком образа жизни общества.

Необходимо вселять в сознание каждого человека (и почаще об этом говорить, особенно в школе), что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Классическая формула определения человека во всех гимназических учебниках словесности: человек — создание словесное, а "сила ума и дар слова", по словам главного учителя Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанского, — главное отличие человека от других одушевлённых созданий.

(По Вл. Аннушкину)

Тренинг № 3

Найдите в тексте все предлоги

Вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья уже проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу . Сегодня разговор пойдет о предлогах. Для успешной сдачи ЕГЭ тема предлогов должна быть проработана очень тщательно. В этом занятии мы будем говорить о морфологии и употреблении предлогов.

Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.

I. Предлог - служебная (незнаменательная) часть речи, выражающая в предложении логико-грамматические отношения между именами существительными (а также местоимениями-существительными, прилагательными, перешедшими в существительные), которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами), например: выстрел из-за угла, отсутствовать в течение месяца, делать наперекор ей, скучать по новенькой . Грамматическая роль предлогов заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Морфологический разбор предлога.

  1. Происхождение предлога (непроизводные и производные)
  2. Структурное строение (простые, двойные, составные)

Комментарии к морфологическому разбору:

1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью . Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:

1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма ;
2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений ;
3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий .

Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.

По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.

2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:

1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.

ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.

Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.

  1. Предлог всегда принадлежит имени существительному (или заменяющему его местоимению) и уточняет косвенный падеж.
  2. Предлог вместе с существительным (или заменяющим его местоимением) входит в словосочетание, где это существительное (или местоимение) выступает зависимым словом. При этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный (грамматический) вопрос, включающий в себя предлог. Существительное с предлогом образуют предложно-падежное сочетание.
  3. В предложении производный предлог часто можно заменить синонимичным производным или непроизводным предлогом, а существительное с предлогом - синонимичным или аналогичным существительным с таким же предлогом.

Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:

1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.

В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды . Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за .

Во втором предложении употреблен простой предлог в и существительное в предложном падеже следствии . Это существительное с предлогом входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: наметились (где?, в чём?) в следств ии. Его можно заменить аналогичным существительным тоже с предлогом в - в расследовании.

Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.

Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.

  1. Отряд расположился вблизи опушки. Неприятель подошёл очень близко .
  2. Роща осталась позади . Позади дома начинался овраг.
  3. На дополнительные занятия нужно прийти после уроков. Сделай эту работу после .
  4. Ребёнок удивлённо глядел вокруг. Вокруг школы был разбит фруктовый сад.
  5. Дверь открывалась внутрь. Внут ри ящика ничего не было.
  6. Сестра встала сзади . Маша оказалась позади меня.
  7. Мой друг смело идёт навстречу опасности. Машина уже выехала, я пошёл ей навстречу.
  8. Алексей вышел, не смотря ни на кого. Мы пойдём в кино, несмотря на большую занятость.
  9. Благодаря заботам врачей больной поправился. Футболисты покидали поле, благодаря своих болельщиков за поддержку.

Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.

  1. Неудачи в сельском хозяйстве шли по линии отсутствия квалифицированных работников.
  2. В связи с отсутствием на ферме кормов возникла угроза падёжа скота.
  3. Миша не захотел есть манную кашу по причине её невкусности.
  4. Несмотря на отдельные недостатки, заводу удалось в целом справиться с заданным заданием.
  5. Игнорируя приказ ректора и правила по технике безопасности, студент Яшин ввиду недостатка времени применил выход из института не через дверь, а через окно.
  6. Вследствие ремонта железнодорожного полотна, растянувшегося во времени ввиду погодных условий, поезд по маршруту между Москвой и Клином опоздал по отношению к расписанию.
  7. Благодаря массе новых впечатлений, Саша, возвратившись домой по окончании занятий, быстро предался сну.
  8. В декабре в институте было намечено приглашение иностранных студентов на прощальный бал по причине их отбытия к местам постоянного проживания.
  9. В настоящее время в школах ведутся разработки перевода учащихся на новую программу в связи с введением единого экзамена по доминирующему количеству предметов.
  10. Во избежание затоваривания помещения необходимо вынести лишние ненужные вещи со склада.

II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.

1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходит ь (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении "после чего-либо" предлог по употребляется с предложным падежом , например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.

2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже , например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.

Не путайте местоимения в дательном падеже, которые пишутся с предлогом по раздельно, и наречия поскольку и постольку. Местоимение сколько - грамматическое числительное, и его можно заменить числительным: По скольку яблок получил каждый ребёнок? По семь яблок получил каждый ребёнок.

Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.

3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.

Задание. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Найдите ошибку в употреблении предлога в предложении Благодаря крушению поезда люди пострадали. Как можно исправить предложение?

4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом , например: идти (навстречу кому?) навстречу другу , грохотать (подобно чему?) подобно грому , делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам . Сын поступал наперекор желанию отца.

Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу . Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату .

Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с брат ом.

Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.

5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с , имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Найдите словосочетания главного слова и зависимого вместе с предлогом и пометьте главное слово условным значком.

  1. Виталию удалось хорошо устроиться на работу по (окончание) института.
  2. Благодаря (хорошая погода) цветы в нашем саду наконец-то распустились.
  3. По (завершение) строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
  4. Для контрольных работ понадобятся по (несколько) тетрадей в клетку и в линейку.
  5. По (сколько) ручек нужно купить? 6. По (сколько) ты не выучил уроки, то гулять не пойдёшь.
  6. Каждый раз, поступая по-своему, я иду наперекор (желание) отца.
  7. По (возвращение) из Рима сестра долго рассказывала о достопримечательностях этого города.
  8. По (прибытие) на место зимовки новые участники экспедиции вышли (на) встречу старожилам.
  9. Школьники пришли (на) встречу с участниками концерта.
  10. Будучи в разлуке с любимым братом, Маша так соскучилась по (он).
  11. Движение поездов происходит согласно (расписание).

Правописание производных предлогов.

Прежде чем выполнять предложения, вспомните правило:

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:

достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла.

Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.

Различайте!
Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),
он сохранил удивительную свежесть лица.

Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя)) вниз,
он осторожно прошёл по краю обрыва.


Пишутся слитно предлоги:

ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.

Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом:

вследствие – из-за; навстречу – к; ввиду – из-за;
наподобие – вроде; насчёт – о, об; вслед – за и т.д.

Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за)) перегрева.
Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия)).

Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за)) надвигающейся грозы.
Иметь в виду (сущ. с предл.);

держаться в виду (сущ. (близко от берега)) берега.


Пишутся раздельно предлоги:
в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение,
в отличие от, в заключение, в завершение
имеют на конце -е.

Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончании
-и.

Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени.

Не спать в течение суток.
(пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго?)

Поворот в течении (сущ.) реки,
вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

Упражнение 1. Списать, вставить пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи ). Обращайте внимание на написание производных предлогов (выделенные слова являются производными предлогами )

В виде бронирова_ого жилета, в течение рискова_ого путешествия, в продолжении

рифмова_ой повести, вроде шнурова_ого ботинка, вместо газирова_ой воды,

наподобие кова_ого сундука, застрахова_ый впоследствии, в связи с костюмирова_ым

балом, в заключение заинтересова_ого разговора, вследствие взволнова_ости, ввиду

загазова_ости, иметь в виду шифрова_ую запись, насчёт лакирова_ых сапог, несмотря

на запланирова_ую встречу.

Упражнение 2. Списать, вставляя пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи, правописание производных предлогов )

На_счёт жела_ого подарка, в_течени_ письме_ого экзамена, в_роде кова_ого железа,

в_ продолжени_ камее_ого века, наподоби_ тонирова_ого стекла, в_заключени_

напряже_ой подготовки, не_смотря на це_ые сведения, в_виду измене_ого

расписания, в_виде краше_ого столба, вместо торжестве_ой встречи, в_следстви_

неравноце_ого обмена, в_последстви_ удивле_о спрашивал, в_связи с неожида_ым

приказом, иметь в_виду упроще_ый вариант.

Упражнение 3.Списать, раскрывая скобки. Определи, к какой части речи относится слово!

Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на

семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение

являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги,

один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место,

чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли

(на)встречу с одноклассниками.8) Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли

пораньше. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.9) (В)продолжени_ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

10)(В)следстви_ аварии лифт не работал (в)течение недели..11) (В)начале урока мы

читали текст. 12)Мы идём в поход (в)месте с родителями. 13) (В)месте падения

метеорита образовался кратер. 14) (В)течени_ реки наблюдалось какое-то тревожное

спокойствие.

Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав

Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на

возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать

достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она

выглядит (на) подоби… « длиннющей и худющей пирамиды ». Но при этом интересно

отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока с

лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из

экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)

виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские

приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви... своей необычности,

башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её

макеты с собой (в) виде маленьких сувениров.

Тестовые задания.

Тест №1

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.

А.Блок

1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.

2. Каким членом предложения является предлог?

  1. 1.Обстоятельством.
  2. 2.Дополнением.
  3. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги .

1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

    1. А.Причинное значение.
    2. Б.Значение цели.
    3. В.Значение пространства(места).
    4. Г.Временное значение.

4.Укажите непроизводные предлоги .

1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

5.Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)

1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

6.Проанализируйте написание производных предлогов .

1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.

8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, - и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).

А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.

9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).

Тест № 2

1 На месте пропусков пишется и

а) идти в течени... дня;

б) вследстви… невнимания;

в) в течени… реки пороги;

г) занимался в продолжени… года.

2. На месте пропусков пишется е

а) эти герои действуют в продолжени… романа;

б) трудно отыскать ошибку в следстви…;

в) вспомнил об этом впоследстви…;

г) смотрел на него в течени… минуты.

3. Пишется слитно

а) (в)течение получаса;

б) (в)продолжение дня;

в) (в)следствие засухи;

г) (в)следствии допущена ошибка;

4 . Пишется слитно

а) обнаружить (в)последствии недочет;

б) включить (в)следствие;

в) иметь это (в)виду;

г) (в)течение многих лет.

5 . Пишется раздельно

а) говорить (на)счет похода;

б) (в)виду недостатка времени;

в) узнал (в)последствии;

г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно

а) (в)следствие непогоды;

б) (в)виду болезни;

в) что-то (в)роде дневника;

г) согласуй (в)роде.

Предлоги и союзы - это служебные части речи , при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания . И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике ) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи , именем существительным или же предлогом. Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг др угу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова - это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра - из-за сильного ветра;
  • узнать насчёт заявления - узнать о заявлении;
  • спустя пять минут - через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг - обошёл (где?) вокруг дома;
  • стоит (где?) впереди - бежал (где?) впереди меня.

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени);
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за );
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие ).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

  • Мы вышли из комнаты, благодаря хозяев за радушие. Можно заменить деепричастие на глагол: Мы вышли из комнаты и поблагодарили хозяев за радушие . Здесь благодаря является деепричастием.
  • Благодаря учителям мы смогли поступить в институт. В этом случае замена выделенного слова на глагол изменит смысл фразы и будет некорректна. Следовательно, здесь благодаря - предлог.

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства - играл, не смотря на струны , чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных . Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями. Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба;
  • поинтересовался насчёт новой должности;
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий;
  • продолжил работать сверх выполненного плана;
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

Особые случаи употребления

Предлоги - это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже . В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине - предложный падеж;
  • для (кого? чего?) друзей - родительный падеж;
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства - винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению;
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка - наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Я взял её с собою в поездку, несмотря на хрупкий возраст моего ребёнка, я повёз её к моему другу, который жил в Сибири. (Л. Чарская, «Сибирочка»)

…Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

…Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела… (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых - омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело. Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом. Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание - слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола; но когда вдоль - производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль ). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении ), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

Готовимся к ЕГЭ. Готовимся к ЕГЭ. Правописание производных предлогов, союзов, наречий Автор работы: заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Гагарина Смоленской области Наталья Николаевна Покровкова Русский язык, 11 класс

Тест на основе шаблона Баженова А.А.

  • (С)ЛЕВА, в нескольких метрах от изгороди, стоял КАКОЙ(ТО) незнакомый шалаш.
  • Замёрзли реки и озёра, да только (С)ВЕРХУ, а рыба вся (В)ГЛУБЬ ушла.
  • (В)ТЕЧЕНИЕ столетий люди ошибочно думали, БУД(ТО) бы воздух - это ничто.
  • По краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали деревья, казавшиеся(ИЗ)ДАЛИ крошечными, как побеги салата.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.
  • Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.
  • У подножия ели, просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.
  • (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
  • (В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
  • Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
  • Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.
  • (С)ПРАВА от нас вьётся хорошо заметная, но ВСЁ(ЖЕ) давно не хоженая тропинка.
  • В этом доме писатель жил (ПО)ДОЛГУ, если не уезжал (ЗА)ГРАНИЦУ или на юг.
  • (В)НАЧАЛЕ весны это дерево белое и пушистое, БУД(ТО) облако, спустившееся на землю.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (НЕ)СМОТРЯ на многочисленные предупреждения, нарушают дисциплину одни и ТЕ(ЖЕ) ученики.
  • ВРЯД(ЛИ) стоит надеяться, что ситуация изменится (В)ТЕЧЕНИЕ ближайшей недели.
  • (ЧТО)БЫ мне ни говорили, я (ТО)ЖЕ хочу увидеть матч своими глазами.
  • Дождь (В)МИГ прекратился, КАК(БУДТО) где-то вверху закрыли кран.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (ПО)ТОМУ, как человек говорит, можно судить о его образовании, а ТАК(ЖЕ) о положении в обществе.
  • Путники напряжённо вглядывались (В)ДАЛЬ степи, ЧТО(БЫ) не сбиться с пути.
  • (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада автотрасса была закрыта, ТАК(ЧТО) сообщение между городами на время было прервано.
  • (ПО)НАЧАЛУ во дворе настороженно встретили появление новой собаки, однако (ЗА)ТЕМ наша такса стала общей любимицей.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Он всегда появлялся внезапно и ТАК(ЖЕ), как его брат, внезапно исчезал, ЧТО(БЫ) через год появиться снова.
  • Имейте (В)ВИДУ, что одно и ТО(ЖЕ) событие по-разному воспринимается разными людьми.
  • (В)СЛЕДСТВИЕ инцидента никто не пострадал, но садовый дом сгорел (ДО)ТЛА
  • (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ месяца вы должны будете ежедневно принимать эти таблетки.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • (В)БЛИЗИ было видно, что глаза её блестят ТАК(ЖЕ) озорно, как всегда.
  • Действия героя никак не вытекают из обстоятельств и в ТО(ЖЕ) время (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ понятны.
  • Тропа была ГДЕ(ТО) совсем рядом: шаг, (ПОЛ)ШАГА от неё.
  • Алина направилась к матери, и та ДА(ЖЕ) не шелохнулась, ни одного шага не сделала ей (НА)ВСТРЕЧУ.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • ТАК(ЖЕ) мощно, как (В)ВЕРХ, эвкалипты растут и в толщину.
  • (В)СКОРЕ на вечернем небе (ИЗ)ЗА большого дерева показался молодой месяц.
  • (В)ДАЛИ виднеются побелевшие крыши монастыря, попудренные горы и (ОТ)ТОГО еще более темное, со сталью, море.
  • ВРЯД(ЛИ) я КОГДА(НИБУДЬ) увижу реку более таинственную, чем эта.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • К середине октября поля МАЛО(ПОМАЛУ) желтеют, лишь (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеет посаженная под зиму рожь.
  • Хотя мы покидаем родные места, ВСЁ(ТАКИ) мы (С)НОВА возвращаемся к ним.
  • ПОЧЕМУ(ТО) солнце не могло меня согреть, огонь от костра ТО(ЖЕ) не грел, а лишь обжигал.
  • Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно – можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.