Какие приметы войны были в 1941 году. Война и приметы. Талисманы, обереги, приметы

Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.

Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.

Леший

Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий.

На Русском Севере еще в недавние времена говорили так: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из-под корня, с земли, окрикнет мальчишек: "Зачем так делаете неладно!", — если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес».

Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.

Водяной. Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде.


Русалка. Резьба по дереву. XIX в.

Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу.

Еще больше злых духов, считали славяне, водится в болоте. «Было бы болото, а черти найдутся», — говорили в народе. Грозящим опасностями болотам язычники также приносили жертвы.

Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.


Домовой

Домовой. В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым.

Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме.

При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье». Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым.

У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались. Дело в том, что этот мифологический персонаж был связан с культом предков. Изначально домовыми считались души умерших предков, основателей рода.

Имя: Домовой (Domovoy)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: домашний дух

Домовой: история персонажа

Среди славянских духов, к которым относятся Водяной, и так далее, домовой занимает важное место. Потусторонний дух следит за жизнью людей, помогает нерадивым хозяевам наладить быт и предупреждает любимчиков об опасностях. Неизвестно, где конкретно зародился колоритный персонаж, но следы домового угадываются в сказках и легендах всего мира.

История происхождения


Возникновение персонажа в Древней Руси связывали с ритуалом «строительная жертва». Жители деревень подходили к постройке нового дома с большим уважением и во время закладки жилища совершали жертвоприношение, гарантирующее спокойную жизнь. Череп жертвы, чаще быка или овцы, закладывали в восточный угол дома. Там, после завершения стройки, и рождался домовой.

Подчинялся домовой исключительно и . Поэтому некоторые обряды, дошедшие до современности, схожи с ритуалами, которые посвящались богу скота. Как и Велес, домовой имел две ипостаси: дорожил (добрый) и дворовой (бес). Позже оба понятия объединились в одном персонаже, придав существу своеобразный характер.


Со временем история появления домового на свет модифицировалась. Незаметным жителем дома стал не потусторонний дух, а призрак умершего человека, связанный родственными связями с семьей, которой принадлежал дом. Не отпетый или назначенный высшими силами усопший обязан был защищать родных и близких.

С приходом на Русь христианства миф о домовом переплелся с библейскими образами. Теперь мужчина, который охранял дома людей, получил статус падшего ангела. Разгневанный Бог выгнал с Небес неугодных сыновей, а те, упав на землю, поселились среди простых смертных. Тот, кто при падении угодил в дом, оставался в нем навсегда.


Со временем церковь открыто высказала осуждение ритуалов, которые направлены на задабривание барабашки. Священнослужители заявляли, что домовые имеют демоническое происхождение, поэтому потусторонних жителей надо изгонять из собственного жилища.

Впрочем, подобные увещевания не искоренили старых традиций. А образ домового (правда, под другими именами) легко найти в русском, украинском, белорусском, болгарском и сербском фольклоре.

Домовой в жизни

Известно поверье, что домовой живет в каждом доме. Мужчина проводит значительную часть времени за печью или на чердаке. В давние времена домовой чаще проживал на конюшне или в сарае, теперь же барабашка прячется в дверном проеме или в еловых ветках, которыми знающие люди украшают квартиры.


Нельзя привязывать к незаметному сожителю оценочное значение. Плох или хорош домовой, зависит только от хозяев или от календарных церковных дат. Если в повседневные дни барабашка практически не проказничает, то в Рождество, на Ивана Купалу и в поминальные дни существо творит пакости. В старину домовой издевался над домашним скотом, а в современных реалиях, часто прячет или разбивает хозяйские вещи.

Никто не знает точно, каково семейное положение домового. Поговаривают, что мужчина живет в браке. Семья домового в точности повторяет состав семьи, в доме которой проживает существо. Поэтому персонажа иногда сопровождают супруга домовиха и дочь домовинка.


Но существует теория, что домовой женского пола – еще одна из разновидностей потусторонней силы. Якобы, если в доме обитают исключительно женщины, то барабашка принимает женский облик. Поэтому домовой вовсе не обязан вступать в брак.

О внешности существа ходит не меньше легенд, чем о происхождении. Точно известно, что домовой обладает зооморфными чертами и способностью к перевоплощению. Мужчина наделен длинными ушами и легко превращается в домашнее животное, чтобы не пугать хозяев.


В богатых домах домовой покрыт густой шерстью, в бедных – тело мужчины лишено растительности. Чаще существо представлено в образе долговязого старика, способного принимать облик умерших в доме людей.

С подопечными домовой общается при помощи разнообразных знаков, редко показываясь на глаза людям. Например, существо душит хозяев квартиры во сне. Эзотерики трактуют такое поведение потусторонней силы двояко. Либо домовой обиделся на жителей дома, либо предупреждает домочадцев о переменах в жизни.


Довольно часто существо гладит хозяев дома. Если человеку посчастливилось почувствовать приятное тепло и мохнатость ладони Домового, то вскоре в семье появятся деньги. Другой исход ждет тех, кто ощутит холодное прикосновение. Это значит, что вскоре семью ждут большие вынужденные траты, к которым стоит подготовиться.

Другие проявления существа связаны с взаимоотношениями между людьми. Домовой не любит ссор и всячески демонстрирует отношение к событиям при помощи шума. Жена домового кричит, если в доме ожидается потеря. За ленивое отношение к скоту или хозяйству семью, где живет домовой, тоже ждет неприятное наказание.

Домовой в культуре

В различных религиях и странах домовой имеет разный набор функций. К примеру, в исламе нет полного аналога домовому. В поверьях мусульман схожим функционалом обладают добрые джинны. Существа селятся в домах, где нет собак, картин и колокольчиков. Джинны одеваются в зеленые одежды и добры к уставшим матерям, поэтому по ночам качают колыбели с новорожденными, чтобы те не плакали.


У славян функционал домового разнится в зависимости от региона. Существо по имени Стопан обитает на юге страны. Потусторонний житель дома предстает перед хозяевами жилища в виде змеи. Основная задача южного домового – забота о семье. Мужчину мало интересует хозяйство, зато Стопан внимательно следит, чтобы в семье не было ссор.

На севере полноправным владельцем дома считался Суседок или Батанушек. Существо отвечает привычным представлениям о домовом. Пожилой мужчина живет в подполе или на чердаке и внимательно следит за хозяйством, оповещая хозяев дома о болезнях скота или надвигающихся переменах.

В Беларуси домовой известен под именами Хатник, Дамавик и Господар и следит за домом и семьей. Белорусский хранитель очага наделен специальной монетой, которая возвращается к хозяину даже после траты. «Паваротны рубель» домовой дарит только добропорядочным хозяевам домов.


В Украине живет «хатнiй дiдко», который призван следить за жильем и скотом.

В Европе похожий персонаж встречается тоже довольно часто, но на зарубежных домовых возложена исключительно функция следить за порядком. Брауни, дуэнде, фейри и прочих европейских духов мало заботят хозяева домов.

Домовой – добрый Дух, хранитель домашнего очага. Один из предков, основателей данного Рода или Дома.

Учёные называют Домового энергетической Субстанцией дома или квартиры.

Домовой есть везде, где живут люди. Он смотрит за хозяйством и порядком в доме.
Изображали Домового в виде Старца, умудрённого Опытом. Статуэтки делали из дерева, глины и чаще всего с чашей в руках для Требы. Максимальный размер – аршин высотой. А минимальный – два вершка.

Называли домового по-разному: Дедушко, Хозяин или Хозяюшко, Соседушко (т.к. живёт по соседству с людьми), Шишок (что значит небольшого роста). Егор Кузьмич или просто Кузьмич – это если Домовой балует, любит поиграть, пошалить, «подкузьмить». Нафаник, от слова Навь. Домового, живущего в доме из поколения в поколение, называли по имени. Которое уже знали, т.к. общались с ним в течение нескольких веков.

Очень не любил Домовой, когда его называли Чёртом, т.е. тем, кто находится за чертой восприятия.

Христианские Попы (Прах Отцов Предавшие) очень не любят Домовых. Они ходят по домам и квартирам и гоняют Домовых святой водой, запугивая людей, объясняя им, что это Бесы.
Наши предки с Домовыми дружили, заботились друг о друге. Была взаимопомощь и взаимоподдержка.

Такие отношения с Домовым были нормальными ещё до середины 20-го века.

Хозяйский угол был углом Домового и Хозяев дома, там ставилась чаша, для угощения Домового.

Веник в доме ставили у порога и так, чтобы Домовому было удобно за него взяться (он ведь маленького роста), чтобы выметать нечисть из дома.

Домовой не поедает пищу, которую ему кладут в чашу, как человек. Он забирает из продуктов Энергию, которая ему необходима, т.к. при уходе за домом, он тратит энергию.

Самой высокоэнергетической пищей считались молоко, сливки, сметана. Масло. Этим и угощали Домового. Для блинчиков и оладушек ставили ещё одну чашу. Впрочем, угощать Домового можно всем, что едите сами.

Кроме Хозяйского угла Домовой любит жить под печью. В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе. Считается, что в каждом доме живет домовой — покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах — под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы. Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.

Ароматы томлёной в ней еды привлекают его. На это место раньше вешали шторки, чтобы не беспокоить Домового.

В квартирах Домовой также любит жить на кухне, в платяном шкафу или под кроватью «любимчика».

Раньше покрывало на кровати делали до самого пола или вешали подзор, также, чтобы не беспокоить Домового.

Следили, чтобы Домовой не заигрывался. Так как он любит детей, то может выбрать одного и ночью путает ему волосы (пытается заплести косички).

Если домовой влюбится в девочку, то не даст ей выйти замуж. Что тогда делали? Шили или вязали домовому шапочку, свитерок, носочки. Делали мебель. И в ответ на заботу и опеку довольный Домовой делал свадьбу радостной. Как говорится: «Долг платежом красен».


Домовой любит сидеть на пороге, поэтому в дверях лучше не стоять.

Если Домового довести до «белого каления», то тогда он превращается, как сейчас говорят, в Барабашку или Полтергейст. Потому что в ответ на заботу поучил неуважение. Также повести себя Домовой может, когда в доме скандалы, драки, пьянки. Так как это всё противоестественно, а Домовой существо естественное и привык жить в естественных условиях. Нельзя угощать Домового спиртным!!!

«Жизнь Человека считают Летами, а Домового Веками».

Если ты что-то не видишь вокруг себя, то это вовсе не значит, что этого не существует.
Наше отношение к Домовому – это отношение к Окружающему Миру.
«Желайте другим того, чего желаете себе».
«Любите ближнего своего, если он того достоин».

Самое сильное желание человека на войне - выжить. Поэтому все солдаты чуточку суеверны. Неважно, защищает ли оберег от пуль на самом деле. Важно, что его ношение придает уверенности в себе и собственной неуязвимости, ослабляет страх перед смертью и помогает сконцентрироваться на выполнении боевой задачи. В этом смысле солдатские суеверия и ритуалы действительно работают. Некоторые приметы сохранились со времен Первой и Второй мировой войн. Другие изобретены участниками современных военных конфликтов.

Приметы - предсказания войны

Считается, что перед войной рождается больше мальчиков, чем девочек якобы для компенсации будущей убыли мужского населения. Интересно, что ученые пытались проверить справедливость этой приметы. В 1946 году была опубликована работа крупного советского статистика и демографа С. А. Новосельского «Влияние войны на половой состав рождающихся». Ученый использовал данные по рождаемости в Англии, Франции и Германии перед, во время и после Первой мировой войны. Перед войной соотношение «мальчики-девочки» было обычным - 103 к 100. Сразу после войны наблюдался незначительный всплеск рождаемости среди мальчиков: на 100 младенцев женского пола приходилось 106–108 детей мужского пола.

Признаками надвигающегося крупного военного конфликта считаются небесные знамения, увеличение числа ворон, необычно громкий волчий вой зимой и… изобильный грибной урожай. К сожалению, научных данных о справедливости этих примет нет.

Талисманы

Обычай носить обереги очень старый. В дореволюционные годы охранительными талисманами служили иконки со святыми. С распространением атеизма солдаты стали использовать в качестве оберегов портсигары, кисеты, шарфики и носовые платки. Во Вторую мировую солдатам раздавали так называемые паспорта смерти - патрончики с завинчивающейся крышкой, куда вкладывалась ленточка с личными данными. Такой патрончик помогал определить личность солдата в случае его гибели. Суеверные бойцы выбрасывали подобные паспорта, чтобы не накликать смерть, и заменяли его оберегом.

Надежным талисманом считалось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Его надлежало переписать от руки и хранить у сердца. Похожим образом «работали» письма родных. Считалось, что сила их любви способна отвести пулю. Воины-афганцы носили с собой ключи от квартиры или безделушки из дома.

Распространенным амулетом служила пуля. От солдат - участников Первой мировой перешел обычай хранить патрон из первой выданной обоймы. Патрон можно было использовать только после окончания войны.

Оберег следовало держать в строжайшей тайне. Талисман, о котором стало известно посторонним, терял охранительную силу.

Ритуалы перед боем

Еще в Первую мировую солдаты перед боем старались помыться и переодеться, чтобы «предстать перед Богом чистыми». Со временем обычай трансформировался в прямо противоположный. Во Вторую мировую появился запрет на мытье-бритье перед боем. Обычай существует и сейчас. Подводники, например, во время походов ходят бородатыми.

У летчиков-штурмовиков в Великую Отечественную существовала мода надевать на боевые вылеты «счастливую» одежду. Герой Советского Союза Н. И. Пургин летал на задания в одной и той же, уже изрядно поношенной и порванной гимнастерке. К концу войны на его счету было 232 боевых вылета. Николай Иванович умер в возрасте 84 лет. Дело, конечно, не в гимнастерке, а в таланте и умении прославленного летчика. Однако суеверия, связанные с приносящими удачу предметами одежды, очень живучи и успешно работают и в мирное время. Майк Тайсон, например, на матчи поддевал под форму университетские шорты и носил футболку с номером 23, который, как он считал, приносил ему удачу.

В Афганистане бойцы перед боем тоже не мылись и не брились. Существовали и специфические ритуалы. Так, индивидуальный пакет закладывали в металлический приклад автомата. Считалось, что это каким-то образом сохраняет жизнь. Верили, что «пуля заменщика ищет». Поэтому за два месяца до замены боец старался не принимать участие в боевых операциях. Это называлось «лечь на сохранение».

Перед боем запрещено что-либо дарить, материться и есть. Последнее табу имеет практический смысл: повышает шансы на выживание в случае ранения в живот.

Большинство подобных примет и ритуалов основано на совпадениях. Например, у летчиков существует запрет фотографироваться перед вылетом. Возможная причина появления этого табу - гибель героя Первой мировой войны П. Н. Нестерова, который сфотографировался накануне полета и разбился.

Суеверия по отношению к убитым

В Великую Отечественную существовал строгий запрет брать что-либо из личных вещей убитого, надевать его одежду, занимать его койку. Нельзя было показывать на себе место чужого ранения. До сих пор в военной среде бытует традиция третий тост пить не чокаясь - за погибших товарищей.

Предчувствия

Во время Второй мировой бытовала примета: если боец начинал вспоминать прошлое, родителей, случаи из детства, одним словом, как бы просматривать прожитую жизнь, значит, он будет убит в ближайшем бою. Солдаты старались не слушать такие рассказы и держаться от обреченного подальше, чтобы не притянуть смерть. Сам боец, говорят, не замечал этого отчуждения и находился в своеобразной эйфории. Многие участники военных конфликтов рассказывают о случаях, когда люди как бы предчувствовали близкую гибель, прощались с товарищами, вручали письма родным и т. д.

Этому феномену есть психологическое объяснение. По данным американских психологов, средний срок полной боеспособности человека на войне - 60 дней. Потом накапливается физическая и психологическая усталость. Как следствие - снижается внимание, концентрация и скорость реакции. Это увеличивает вероятность попасть под пулю.

М. Патраш

«Чтобы не было войны!» - один из главных тостов за любым застольем в не столь давние времена, когда память о Великой Отечественной войне была ещё свежа. Удивительно, но, пытаясь предугадать, будет всё-таки война или нет, народ до сих пор чутко прислушивается к молве. Потому что есть проверенные временем приметы, которые могут указывать на предстоящие тяжёлые испытания.

Облизываясь на выложенный в тарелку «мировой закусон» - опята свежего засола, не забудьте провозгласить первый тост за то, чтобы не было войны. Ведь пугающе большой урожай грибов, если верить народной молве, - точно к внезапному началу масштабного кровопролития.
Примета древняя, она живёт с тех времён, когда междоусобные конфликты были делом обычным и случались гораздо чаще, чем выпадало грибное лето. И если в какой-то местности на самом деле грибов вырастало хоть косой коси, люди были уверены: беда непременно придёт и к ним. Наблюдательный русский народ с языческих времён отталкивался от совпадений, часто роковых. Увязали значительное событие с природным явлением - поверье сформировалось. Порой, правда, слишком уж диковинное. Например, перед самой отменой крепостного права в нескольких российских губерниях на домашнюю птицу напал мор. Последовавшую великую реформу крестьянские политологические умы задним числом увязали с локальным бедствием. Однако затем целых полвека никакими судьбоносными новациями и не пахло, а куры всё-таки время от времени массово отбрасывали копыта.

Но военные приметы - особый набор поверий. Грибы - самое распространённое из них, вроде того, что связано с демографией. Считается, что в год, когда мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек, война случится непременно. Потому что Всевышний (или Богородица?) заранее позаботился о том, чтобы восполнить грядущие потери среди мужского населения.

Не так давно кто-то из журналистов обнаружил опубликованную в 1946 году работу С.А. Новосельского «Влияние войны на половой состав рождающихся» в сборнике трудов «Вопросы охраны материнства и детства» кафедры организации здравоохранения Ленинградского педиатрического института. Отталкиваясь от данных по рождаемости в Англии, Франции, Германии и отдельных городах России в период с 1908 по 1925 год (до начала Первой мировой войны, годы её течения и несколько лет спустя), автор пришёл к выводу: в конце войны мальчиков в странах-участницах на самом деле рождалось больше, но совсем незначительно. А непосредственно перед её началом показатели были обычные, как в любой другой мирный год.

Так же и грибы: два подряд грибных года были перед нападением Германии на Советский Союз, а ещё раньше - накануне русско-японской войны. Однако и погода, согласно источникам, была соответствующая - дождливая, но не «гнилая».

Вообще, если брать последнюю мировую войну, роковой для нас 1941 год почти ничем не предвещал надвигающуюся грозу. Правда, на западе страны, в Белоруссии, в июне наблюдались длительные сполохи на небе, которые тамошние жители толковали однозначно: грядёт война. Да ещё луна часто являлась багрово-красной, как будто указывала на большую кровь. Но через границу была уже оккупированная немцами Польша, и, значит, некоторая тревожность присутствовала.

Справедливости ради отметим, что накануне вторжения немцев в Польшу 1 сентября 1939 года в белорусских сёлах то и дело говорили о неминуемой войне. Именно отталкиваясь от общеизвестных примет. Так, паутина, затянувшая колодец, считалась верным признаком грядущих лишений. То ли пауки, голодая, шире раскидывали сети, то ли народ, охваченный предчувствием общей беды, брал на карандаш всё, что подтверждало его опасения, но получалось, что слухи буквально черпались из колодца.

Плохо растапливались печи - дрова отсырели почти повсеместно. Хлеб частенько получался кислый. Молоко, наоборот, тем летом отдавало горечью, хотя трава, где паслись коровы, была той же, прошлогодней. Народ, как говорится, кумекал, тревожные ожидания нарастали. Да и зверьё в лесах вело себя наглее обычного, к человеческому жилью приближаясь уже не только ночью, но и в светлое время суток. Словно чуяло будущее пиршество смерти и в нетерпении спешило занять место. Над деревнями, как над кладбищами, тучами кружило вороньё. Вдобавок волки зимними ночами выли сильнее, чем всегда, и, как заметили охотники, протаптывали «голодные тропы» в сторону Запада - туда, откуда, если вспомнить старые поверья, на радость хищникам придёт смерть и пожива. Ну и грибы - их и впрямь было видимо-невидимо…

Кстати, есть мнение, будто распространённая грибная примета на самом деле не прямая, а «побочная». Дескать, знатному урожаю грибов, как давно подмечено, обычно сопутствует богатый урожай хлеба, а он издавна считался почти доказанным признаком скорой войны. Но и в 1939, и в 1940 году, последнем для нас мирном, хлеб, как назло, уродился в меру. Поэтому вдали от западных границ народ безмолвствовал: ни слухов, ни примет…
К примеру, все знают самое распространённое суеверие: пустые бутылки непременно убирать со стола прочь. Они, мол, к покойнику. На самом же деле опорожнённую посуду, скажут вам хранители традиций, следует не ставить под стол, а оставлять, но обязательно положить её горизонтально. На недоумённое «а почему?» ответят с уверенностью знатоков из «Что? Где? Когда?»: в старину бутыли были плоскими, поэтому каждая опрокинутая на стол посудина означала, что сегодня покойнику среди пьющих не быть - вон сколько выпили за здоровье!
Правда, кое-где наблюдались явления другого порядка. То, что в народе называют знамениями. Это «разовые» явления в отличие от «проверенных» веками примет. Скажем, «плачущие» иконы. Накануне Великой Отечественной войны иконы Богородицы в ряде храмов по всему Советскому Союзу вдруг начали дружно слезоточить. Священники, зная отношение властей к церковным чудесам, просили прихожан не распространяться о них, но разве шило в мешке утаишь? Нередко приходилось официально дезавуировать будоражащие православных слухи: мол, это выдумки, храм работает в обычном режиме. Кроме того, сами настоятели не знали, как толковать эти знамения. Ведь неизвестно, какие события с ними надо увязывать: местные или в мировом масштабе. Хотя старинное поверье имеется и известно широко: плачет Матерь Божия - это к слезам народным.

Иконы то там, то тут «плачут» и самообновляются по сей день, но серьёзные бедствия, к счастью, происходят гораздо реже. Зато есть одна примета, прямо касающаяся церкви: когда среди молящихся в храме становится всё больше военных, война неминуема. Но перед первой чеченской войной в православных храмах Северного Кавказа было буквально не протолкнуться. Сработала примета? Вряд ли. В регионе не первый год пахло порохом, и люди молились за мирное разрешение кавказских проблем.

И всё же порой случалось нечто вовсе загадочное. В 1914 году, перед Первой мировой войной, монахи Валаамского монастыря увидели в небе неопознанный летающий объект, который однозначно истолковали как военное знамение - и не ошиблись. Про «летающие тарелки» тогда просто не знали. Летящий объект в виде креста со смесью ужаса и изумления наблюдали и жители Владивостока - за несколько дней до начала антияпонской военной операции в 1945 году.

Вообще, уверяют знатоки народных обычаев и поверий, в приметы можно верить лишь тогда, когда они наблюдаются в совокупности. Если, скажем, демографический перекос дополняется невесть откуда взявшимися очередями в магазинах, массовым бегством тараканов из домов, длительными необычными явлениями в атмосфере вроде дождя из падающих звёзд или кровавых закатов, то да, по всем приметам должна быть война. Правда, совсем не обязательно, что она случится. Вечно ошибающиеся политологи всё-таки сегодня вызывают больше доверия, чем народные приметы.

Хотя есть одна неоспоримая примета, которая подтверждалась не раз. За несколько лет до начала масштабных войн наблюдался большой прорыв в науке и культуре. В России накануне 1914 года блистало созвездие талантов, развивалась индустрия, делались эпохальные открытия. Да и перед Второй мировой войной научно-технический прогресс шёл семимильными шагами, а военные действия его только подстёгивали. Сейчас в нашей науке, увы, былого прорыва давно нет. С культурой плоховато, в застое литература, кинематограф… Значит, по всем приметам спокойно жить можно ещё не один год?