К общественным насекомым не относятся. Коллективные насекомые. Пчелы и муравьи. Чем общественные насекомые отличаются от одиночных: сравнение, сходства и различия

Муравьи - социальные насекомые

Ну, а что из себя представляют муравьи - все их видели. Это отдельное семейство перепончатокрылых насекомых, в отряд перепончатокрылых кроме муравьев входят и другие очень знаменитые, известные обитатели земли, как пчелы, осы. И муравьи отличаются от пчел и ос прежде всего тем, что у них есть бескрылые рабочие. Все пчелы, все осы, они крылатые, скажем так, почти все. Крылатыми муравьями являются только самки и самцы до спаривания. У муравьев есть три касты.

Все перечисленные насекомые - это насекомые общественные, но небольшой оговоркой: пчелы и осы бывают и одиночные и социальные. А все муравьи исключительно социальные. Нет ни одного вида среди муравьев, который бы вел одиночный образ жизни. А муравьев вообще-то больше десяти тысяч видов по всему миру.

Что такое социальность для насекомых? Это означает, что они обитают постоянным сообществом, длительно существующим сообществом, которое мы называем семьей, поскольку по происхождению она семья. И эта семья состоит из трех каст - это самки, которые откладывают яйца, то есть это репродуктивная особь, это самцы, которые появляются в семье на очень короткое время и после оплодотворения самок у большинства видов самцы погибают. Погибают естественным образом, их жизнь закончилась. Но есть некоторые виды, у которых система немножко другая, но таких видов в России нет, поэтому мы на своих отечественных муравьях сосредоточимся. Большую часть населения составляют рабочие особи. В принципе это физиологически недоразвитые самки, которые выполняют все функции по строительству гнезда, по добыче пищи, по обороне, по выкармливанию расплода, по уходу за самкой и личинками. То есть всю, собственно, жизнь семьи обеспечивают рабочие особи. И когда мы говорим об организации семьи, об эволюции социального образа жизни у муравьев, то это прежде всего развитие взаимоотношений в системе рабочих особей, которые по мере того, как семья увеличивается, начинают выполнять разнообразные функции и получают возможность, во-первых, реализовывать специализацию, а во-вторых, они оказываются в состоянии выполнять целый ряд задач, которые в малочисленных семьях просто невозможны. Это, например, поддержание активной температуры в гнезде.

Муравьи в принципе по происхождению, они все насекомые тропические, субтропические. И пока они обитали и обитают там, все проблемы, связанные с поддержанием температуры, там решают естественным путем. Правда, бывает ситуация, когда им приходится устраивать вентиляцию для того, чтобы не было перегрева. А вот в наших условиях, условиях умеренного климата, ситуация иная. Для того, чтобы у муравьев нормально развивались личинки, а муравьи – это насекомые с полным превращением. То есть у них отдельно сначала развивается личинка, потом она окукливается, куколку они большинство видов оплетают коконом и потом уже из куколки выходит взрослое насекомое, которое дальше не растет и морфологически не меняется в течение всей своей взрослой жизни.

Сколько живет муравей?

Муравей живет очень долго. Если говорить о жизни рабочей особи, то рабочий муравей у наших обычных муравьев может жить до семи лет. А яйцекладущая самка до 20 лет - это абсолютный рекорд мира насекомых. Они потому так долго и живут, что у них хорошо отлаженная социальная система. Ту высокую продолжительность жизни, о которой мы так печемся, они организовали уже давно.

Цель: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, роли в природе и в жизни человека.

Тип урока : урок аналитического мышления.

Ход урока

работа в группах

I. Мотивационная беседа

(урок начинается с обращения к детям с вопросами о семье):

  • Что ты можешь сказать о своей семье?
  • Как ты можешь одним словом охарактеризовать свою семью?
  • Почему твоя семья самая дружная?

Семья - семь Я, все вместе. Несмотря на то, что мы изучаем насекомых, семейные отношения есть и среди них. К таким насекомым относятся пчелы, муравьи. Речь сегодня пойдет о пчелах.

II. Интрига

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Почему? Об этом вы узнаете в конце урока.

III. Воспоминание

Работа в группах:

1 группа: Развитие с полным превращением
2 группа: Развитие с неполным превращением
3 группа: В чем сходство и отличие 2 типов превращения. В чем преимущество развития с полным превращением.

IV. Изучение нового материала (возврат к интриге)

Пчелы - общественные насекомые. Сообщество - большая семья. Они делятся пищей друг с другом, ухаживают друг о друге.
У матки тело длинное, брюшко вытянутое. Трутни средней величины с крупными глазами. Рабочие пчелы имеют приспособления для сбора пыльцы (щеточка, корзинка, зеркальце)
Рабочих пчел в семье 100 тыс, они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Трутни никакого участия в работе не принимают. Основная задача - оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют трутней из улья и они погибают. Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах6 взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчел имеется «язык танца». Сложное поведение общественных насекомых - инстинкт.
Пчелы строят соты. Они ползают по цветкам и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощь. Специальных щеточек. Вскоре там образуется комочек пыльцы. Перга - пропитанная медом пыльца. У пчел есть расширенный зобик - медовый. Там образуется мед. За год пчелиная семья получает 100 кг меда. (презентация)

V. Действенное закрепление

1 группа: заполните таблицу:

2 группа: В чем сходство матки, трутня, рабочей пчелы

3 группа: Какие продукты дают пчелы? Как они образуются.

Задания для всех групп:

Объясните термины: матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, зобик, перга, роение, инстинкт, «язык пчел».

Поясните высказывания:

Если на земле вымрут пчелы, человечеству останется жить 4 года.
Альберт Эйнштейн

Пчелы могут рассказывать своим товарищам о том, где находятся цветки со сладким нектаром.
Аристотель

Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.
Коран


VI. Раскрытие интриги

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Более того, можно утверждать, что и своим происхождением человек в значительной степени обязан пчеле. Ведь именно она на протяжении миллионов лет, без устали опыляя растения, развивала и совершенствовала растительный мир планеты, а с ним и мир животный.

Многие тысячелетия живет она рядом с человеком, но ничто и никто не может её приручить. В то же время именно пчела, имеющая страшное оружие против врагов, позволяет человеку бесцеремонно вторгаться в свое жилище и производить в нем любые (в пределах разумного) изменения и перестановки, а раз в год забирать жизненно важное – свою пищу.

VII. Задание на дом

Параграф 28. Тип членистоногие, подготовка к проверочной работе.

Образуют между собой организованные группы (общества), дейст-вующие как единое целое. Таковы многие перепончато-крылые — муравьи и шмели, а также некоторые пчелы и осы. Сходный образ жизни приобрели и термиты — насе-комые с неполным превращением .

Семья

В основе группы у всех общественных насекомых лежит семья, но семья сильно разросшаяся и преобразовавшаяся.

Она состоит из плодовитой самки (ее называют маткой или царицей) и множества ее бесплодных дочерей, образующих касту рабочих. Матка обычно много крупнее рабочих, и орга-низм ее приспособлен производить очень большое количество яиц. Рабочие кормят матку, строят камеры для яиц и личинок и выкармливают личинок, пока они не превратятся в куколку. В большинстве случаев матка живет дольше бесплодных до-черей (у муравьев 6—7 лет, вплоть до 18 лет). Рабочие строят и ремонтируют гнездо, очищают его, вентилируют, обогрева-ют, защищают снаружи и на подступах к нему. Они занима-ются разведкой новых источников пищи, собирают ее, сносят в гнездо, где могут разными способами упаковывать, консер-вировать и перерабатывать. Они могут ухаживать за план-тациями грибов или своими «дойными животными».

Общественные насекомые все время делятся пищей друг с другом и каждый может пользоваться ее запасами.

Каждая рабочая особь имеет программы для всех форм труда, необходимого для процветания семьи. Обычно на-секомое переключается с одного вида труда на другой в зависимости от своего возраста.

Но у некоторых общественных насекомых рабочие разделены на подкасты — например, фуражиров (собирателей пищи) и сол-дат. Последние имеют отличное от фуражиров строение тела — мощные приспособления для защиты и нападения. Они защи-щают гнездо и фуражиров, ведут территориальные войны, но сами добывать пищу не могут.

У термитов состав семьи несколько иной: рабочая каста состоит из бесплодных особей обоего пола, а их отец содержит-ся в гнезде вместе с самкой и оплодотворяет ее по мере надоб-ности.

Общение (коммуникация)

Члены семьи очень четко взаимодействуют между со-бой, понимают друг друга благодаря врожденной системе коммуникации.

В основе ее лежит «язык» — сложный код сигналов, звуко-вых, зрительных, осязательных и химических. С помощью та-кого языка невозможно передать любую информацию (то есть две пчелы, в отличие от нас, не могут «поговорить» о чем угодно). Но зато в строго определенных областях можно пере-дать очень сложную информацию. Например, возвращаясь от нового цветущего дерева к улью, пчела-разведчица, используя врожденную программу кодирования, переводит сведения о на-правлении к цветущему дереву, расстоянии до него, обилии цветков и виде цветущего растения в набор стандартных движений, которые она выполнит перед другими пчелами в улье (так называемый танец). Пчелы-фуражиры, следуя за танцующей пчелой и повторяя все ее повороты, раскодируют танец, и их нервная система получает информацию, заложен-ную в танец разведчицей.

За расшифровку информационного значения танца пчел, волновавшего ум человека с глубокой древности, немецкий эн-томолог Карл Фриш был удостоен высшей награды в научном мире — Нобелевской премии.

Матка

Раньше люди думали, что общество насекомых подоб-но государству, и управляется из какого-то центра. Дума-ли, что семьей управляет матка, поэтому ее и назвали «царицей». Теперь мы знаем, что такого центра нет, и все члены общества взаимодействуют на основе программ поведения и потоков информации, поступающих от особи к особи. Материал с сайта

Роль матки в управлении состоит в том, что она может откладывать яйца, из которых выйдут либо бесплодные ра-бочие (причем могут и разного облика, если у вида есть под-касты), либо плодовитые самцы (трутни) и самки (будущие матки). Но частично этим процессом могут управлять и рабочие. У перепончатокрылых самцы в семье не используются. Их функция: они должны улететь, встретить отправившихся в брачный полет плодовитых самок из других семей и оплодо-творить их. Оплодотворённая самка хранит сперматозоиды в течение всей жизни. Этим гарантируется, что все родившиеся в семье особи — единокровные (то есть происходящие от одного отца и одной матери) сестры и братья.

Общественные насекомые. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, муравьи, пчелы. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции: собирают пишу, делятся ею друг с другом, ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Большую часть живущих в муравейнике (рис. 104) муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов.

Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, «пасут» этих насекомых, кормящихся на растениях, иногда строят для них укрытия.

Рис. 104. Поперечный разрез муравейника: 1 - камеры с яйцами; 2 - камеры с личинками: 3 - камеры с куколками

Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для питания грибы, принося туда измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи. Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

К общественным насекомым относится медоносная пчела. Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье (рис. 105, А). В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых видоизмененный яйцеклад служит жалом. Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они только один сезон (около года). В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Весной, в мае - июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями: никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Старая самка с частью рабочих пчел покидает улей - происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Рис. 105. Пчелы: А - пчелиный улей; Б - схема «танца» пчел

Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Сначала они строят соты, чистят ячейки, кормят личинок, принимают корм у прилетающих пчел и распределяют его в улье, вентилируют улей, охраняют его и, наконец, начинают вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Однако только у пчел имеется «язык танца». При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения (рис. 105, Б). Пчела-разведчица «танцует» в улье на сотах.

Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт - совокупность врожденных форм поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение общественных насекомых настолько сложное, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Медоносную пчелу издавна разводит человек. Она распространена по всему земному шару. Человек получает от пчел воск, мед, различные лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко).

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск. Из него пчелы строят соты. На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, - корзиночки. Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски их тела. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы - обножка, которую пчела переносит в улей. Перга - пропитанная медом пыльца - служит запасом белкового корма пчелиной семьи.

У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода - медовый зобик. Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи - мед. Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.

Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно - в 1814г. русским пчеловодом П.И. Прокоповичем. До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью. Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.

Тутовый шелкопряд. Существуют и другие полезные для человека насекомые. Таковы шелкопряды. Это единственное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии (рис. 106). Самки его даже «разучились» летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

Рис. 106. Стадии развития тутового шелкопряда: 1 - самка, откладывающая грену; 2 - гусеница; 3 - формирование кокона; 5 - куколки в коконе

Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Разводить шелкопряда стали в Китае около 3000 лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено. Сейчас его разводят в Китае, Японии, Индокитае, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе - там, где растет шелковица (тутовое дерево). Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая - до 600 яиц), которые называются греной. Из них появляются гусеницы. Этих гусениц содержат в специальных помещениях на кормовых этажерках, выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет кокон из очень тонкой нити, длина которой достигает 1500 м.

Шелковая нить выделяется особой шелкоотделительной железой, расположенной на нижней губе гусеницы.

Готовые коконы шелководы собирают, обрабатывают горячим паром, а потом специальными машинами разматывают шелковые нити. Часть коконов оставляют для выведения бабочек на воспроизводство.

Шелк используют в легкой промышленности для получения тканей, в медицине (из него делают нити для сшивания ран) и в авиации.

Охрана насекомых. Человек очень сильно влияет на окружающую среду (распахивает целинные степи, вырубает леса, использует ядохимикаты). Поэтому численность многих видов животных, в том числе насекомых, сокращается. Некоторые виды находятся на грани исчезновения. В связи с этим редкие виды насекомых взяты под oxpairy. Созданы Красные книги, куда занесены сведения об особо охраняемых редких животных (рис. 107), причинах их бедственного положения и мерах охраны. Среди насекомых нашей страны, занесенных в Красную книгу, встречается дыбка степная - большой степной кузнечик, обитающий в степях на юге России. Область распространения этого кузнечика сократилась в связи с распашкой целинных степей. Из жуков на страницы Красной книги попало несколько видов крупных хищных жуков - жужелиц. На юге Дальнего Востока охраняется самый крупным жук России - реликтовый дровосек, длина тела которого достигает 10,8 см, длина личинки до 17 см. Он попал на страницы Красной книги в связи с вырубкой старых деревьев, в древесине которых развиваются его личинки.

Рис. 107. Редкие и охраняемые насекомые: 1 - дыбка степная; 2 - аполлон; 3 - дальневосточный реликтовый дровосек; 4 - жужелица кавказская; 5 - шмель стенной; 6 - перламутровка зенобия

В Красную книгу занесены и многие виды шмелей, например шмель изменчивый и шмель степной. Среди бабочек, занесенных в Красную книгу, можно назвать аполлопа, мпемозину, перламутровку зенобию. Они охраняются Законом «Об охране животного мира».

Роль насекомых в природных сообществах огромна. Насекомые - важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным беспозвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать в минеральные вещества органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя ее своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Какие особенности поведения и образа жизни характерны дли обитателей муравейника?
  2. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел.
  3. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека.
  4. На основании каких признаков тутовый шелкопряд относят к домашним животным? Какое значение в хозяйственной деятельности человека имеет это насекомое?

Класс: 7

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить особенности поведения общественных насекомых;
  • изучить многообразие общественных насекомых;
  • изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
  • развивать творческие умения учащихся;
  • развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

Воспитывающие:

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  • воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
  • воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:

  • к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;
  • муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;
  • пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.
  • внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
  • пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;
  • пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

Фронтальный опрос:

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:

  1. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
  2. Полезные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Ученики: Можно.

Учитель : Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья Муравьиная семья
Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль
Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

Текст (http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/nas35.html):

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель : Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики : да.

Учитель : означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики : наверно означает.

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель : что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Учитель : Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны?

Ученики : Полезны.

Учитель : Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут)

Учитель : Каких полезных насекомых вы знаете?

Ученики : муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд.

Учитель : А какую пользу приносят данные насекомые?

Ученики : мед, шелк, поедают вредных насекомых…

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен?

Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы:

Где в природе встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не встречается).

  • Как выглядит взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое название?
  • Как человек получает шелк с помощью тутового шелкопряда?

IV. Рефлексия. (5 минут)

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Какие насекомые относятся к общественным?
  2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
  3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
  4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
  5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
  6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

Как пчелы добывают мед?

Учебная литература

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил.