Дорожки и площадки в саду и парке. Типы покрытия. Выполнение земляных работ

В таких местах, как парки, сады, скверы и просто участки около собственных домов устройство дорожек и площадок является обязательным элементом как декора, так и комфорта. Современная садово-парковая классификация предусматривает наличие нескольких классов парковых дорожек в зависимости от их назначения. При этом каждый класс имеет свои особенности устройства.

На сегодняшний день существует и универсальная технология, позволяющая в общем виде благоустраивать дорожки и площадки любого класса.

Подготовка к укладке

Для начала необходимо определиться с размером дорожки или площадки. Это поможет точно определить, сколько необходимо будет укладочного материала. После чего выравниваем участок, на котором непосредственно будет площадка или дорожка. Сделать это можно с помощью обыкновенного катка, но если грунт совсем плохой – с помощью бульдозера. Затем определяемся с материалом: самым дешевым и быстрым вариантом будет выбор тротуарной плитки. А так как плитка тоже бывает разная, отдайте предпочтение плитке из натурального камня. Ее срок службы для парковых площадок самый продолжительный, тем более такая плитка нескользкая в дождевую погоду и в морозные дни. Теперь подготовьте основу для кладки.

Оптимальный вариант – песок и щебень мелкой фракции. Больше ничего для основы не нужно, если грунт, где будет площадка, нормальный. Однако при проседающем или слишком глинистом грунте лучше всего поверх основы залить поверхность бетонной стяжкой. Это даст возможность в будущем держаться плиткам более надежно и не смещаться.

Вернуться к оглавлению

Разметка территории

Переходите к разметке. Для начала на ватмане начертите план участка с точным указанием всех размеров и четким расположением парковых дорожек и площадок относительно других объектов. После завершения сделайте на участке пометки согласно плану. Здесь вам на помощь придет строительная рулетка, веревка и маленькие колышки. Желательно колышки втыкать в землю как можно устойчивее, так как за 1 день вы никак не закончите работу, а погода может со временем поменяться и разрушить все пометки. После окончания разметки пройдитесь несколько раз по дорожке или площадке, чтобы окончательно убедиться в ее удобстве. Если все вас устраивает, тогда переходите к следующему этапу – подготовке основания. А если вам не совсем комфортно, то пересмотрите план еще раз и по возможности откорректируйте его.

Вернуться к оглавлению

Работа с профилем

Теперь необходимо сделать профиль под площадку. Здесь самым важным моментом является правильный расчет глубины. Идеальная глубина профиля должна составлять 28 см плюс высота плитки. В такой глубине учтены уже песок, щебень и стяжка. Этого расчета будет вполне достаточно, если площадка или дорожка устраивается уже в освоенном парке или саду с готовыми газонами. Когда газон и клумбы только предполагается обустраивать, то профильная глубина составит: 28 см плюс высота плитки и минус толщина газонного дерна.

Обычно толщина дерна составляет примерно 15 см, поэтому глубина профиля будет составлять 13 см + высота укладочной плитки. Учитывайте и то, что при устройстве профиля в процессе выкапывания будет достаточно много грунта, который большинство предпочитают вывозить за пределы участка. Гораздо рациональнее будет его использовать в своих целях: засыпать ямки, сделать клумбу или альпийскую горку, или же использовать в качестве грунта для комнатных растений, если вырытая земля достаточно плодородна. К тому же это позволить вам сэкономить на услугах трактора.

Вернуться к оглавлению

Устройство основания

Виды укладки садовых дорожек. Для различных садовых дорожек может быть различное основание.

При устройстве основания парковых дорожек вы для себя должны четко решить: ограничиться песком и гравием или сделать дополнительно стяжку из бетона. Для этого лучше немного больше потратиться и нанять опытного геодезиста, чтобы он посоветовал вам, как поступить лучше. Но если у вас достаточно средств и времени в запасе, то лучше сделайте дополнительно стяжку: это обеспечит долголетие объекта и защитит дорожку от возможного проседания почвы. Прокладывание основного слоя Итак, приступаем к работе с основанием. Технология работы над основанием заключается в том, что на ровную и сухую (или слегка влажную) землю равномерным слоем укладывается мелкофракционный щебень. Высота основания из щебня должна составлять примерно 15 см.

Поверх щебня засыпается слой сухого песка (10 см). Очень важно, чтобы песок был именно сухой, так как в мокром виде он несколько меняет свою фактуру и не ложится идеально ровно на щебень. Еще лучший вариант, когда между щебнем и песком вы проложите специальное текстильное волокно. Приготовление стяжки На следующий день, когда эти 2 слоя слегка улягутся и уплотнятся друг к другу, засыпьте поверхность тонким слоем сухой стяжки. Или же, как оптимальный вариант, замесите в виде обыкновенного раствора цементную стяжку и нанесите ее около 3 см высотой на песок. Делать это нужно очень аккуратно, используя уровень и натянутую нить, так как образовавшиеся перекосы исправить будет очень тяжело, когда стяжка высохнет. Минимум 2 суток ждите высыхания стяжки.

К атегория: Садово-парковое строительство

Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Классификация дорожек и площадок

Дорожки и площадки являются одним из основных элементов планировки объекта озеленения. Дорожки служат для прогулок, а на площадках посетители отдыхают. Дорожки и площадки предназначены также для отвода поверхностных ливневых и талых вод.

Виды садово-парковых дорожек. Размеры и протяженность дорожно-тропиночной сети определяются назначением объекта озеленения. Выделяется всего пять классов садово-парковых дорожек.

К первому классу относятся главные дорожки, по которым распределяются основные потоки посетителей, ко второму классу - второстепенные дорожки, предназначенные для более равномерного распределения посетителей по территории объекта и соединяющие главные дорожки друг с другом. Третий класс - дополнительные дорожки, которые как бы «пронизывают» всю территорию, соединяют отдельные элементы планировки друг с другом (площадки, видовые точки и т. п.). К четвертому классу относятся тропы, предназначенные для одиночного движения посетителей. Пятый класс - хозяйственные дороги, по которым осуществляется транспортное движение с целью подвоза материалов и оборудования для ремонта насаждений или сооружений, а также продуктов питания для столовых, кафе и т. п.

Для городских парков и лесопарков характерны все пять классов дорог и дорожек. На бульварах, в скверах, небольших садах устраивают дорожки первых трех классов. На микрорайонных территориях прокладывают дорожки второстепенные- третьего и четвертого классов, играющие роль соединения отдельных элементов планировки друг с другом. В общем балансе распределения территории объекта аллеи и дорожки могут занимать от 5 до 20% его площади.

В соответствии с назначением тех или иных участков объекта и его посещаемостью определяются класс дорожек, а также типы их конструкций. Важным показателем является нагрузка от движения посетителей, которые распределяются по объекту далеко не равномерно. Главные дорожки с интенсивным движением должны быть в меру широкими и иметь прочные малоизнашиваемые и долговечные конструкции. Кроме того, они должны отвечать эстетическим и санитарно-гигиени-ческим требованиям. Очень важно (еще на стадии проектирования) определить достаточную ширину дорожки. Нередко слишком узкая дорожка, предусмотренная в посещаемой части объекта, приводит к вытаптыванию бровок газона и повреждению насаждений.

Рис. 1. Типы профилей садовых дорожек и их конструкции а - односкатный, с бетонным открытым лотком; б - двускатный

В больших парках ширина главных дорожек в зависимости от посещаемости может составлять 15-20 м и более, ширина второстепенных, прогулочных, обычно принимается в пределах 4,5-15 м, а дополнительных дорожек - 2,5-5 м. Ширина тропинок может составлять от 0,5 до 1,5 м в зависимости от планировочных особенностей участков.

Так как дорожки играют роль водоотвода, то их поверхностям придают определенные уклоны в зависимости от материалов, из которых сделаны покрытия. Чем совершеннее материалы, из которых сделано покрытие, тем легче будет осуществляться сток воды с дорожки и тем меньше должен быть поперечный уклон. Так, для покрытий из твердых материалов - бетона, асфальта, плиток - уклон принимается в размере 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - в размере 0,03-0,06 (в зависимости от ширины дорожки). Все дорожки устраивают с выпуклым двускатным либо односкатным профилем. Выпуклый двускатный профиль обычно делают на прогулочных дорожках первого и второго классов. Односкатный профиль предусматривается на дорожках, проектируемых на склонах (рис. 1).

При устройстве дорожек важное значение имеют продольные уклоны. Максимально допустимый продольный уклон дорожки составляет 0,07 (т. е. на каждые 10 м длины участка перепад рельефа составляет 70 см). При уклонах свыше 0,07 (для удобства передвижения) устраиваются садово-парковые лестницы.

Важное значение имеет сопряжение дорожек с окружающими участками насаждений. В северных, северо-западных и центральных районах страны, где осадков выпадает значительное количество, дорожки устраиваются обычно ниже или на одном уровне с окружающей территорией, при этом вдоль дорожек по их границам устраивают открытые лотки для сбора воды. Это необходимо для дренирования участков и сбора излишней поверхностной влаги, что способствует лучшему росту и развитию растительности и предотвращению заболачиваемости территорий.

В южных и юго-восточных районах страны, где осадков выпадает сравнительно мало, дорожки устраиваются несколько выше окружающей территории и без открытых лотков. Это позволяет отвести атмосферную воду с поверхности дорожки на участки насаждений, которые нуждаются во влаге. В обоих случаях дорожки должны иметь выпуклый двускатный или односкатный профиль.

Виды садово-парковых площадок. Площадки являются важными элементами планировки объекта озеленения и предназначаются для отдыха, проведения массовых мероприятий и хозяйственных нужд. Все садово-парковые площадки можно подразделить на две категории: площадки для отдыха и хозяйственные площадки. В особую категорию выделяются спортивные площадки (см. ниже).

Площадки для отдыха, в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от их использования различными возрастными группами посетителей. Так, выделяются следующие типы площадок: детские, площадки для тихого отдыха взрослых посетителей, площадки (или поляны) для массовых игр и гуляний.

Площадки для тихого отдыха взрослого населения характерны для всех объектов озеленения. Хозяйственные площадю устраиваются на различных объектах озеленения.

Все площадки, особенно детские, рекомендуется устраивать на сухих, слегка возвышенных местах. Поверхность площадок должна быть ровной и иметь уклон в одном или двух направлениях не менее 0,006 и не более 0,03. Такие уклоны, во-первых, создают благоприятные условия для поверхностного стока дождевых и талых вод, а, во-вторых - удобны для передвижения и отдыха. Считается, что уклоны круче 0,03 уже неблагоприятны для постоянного движения и пребывания на площадке.

В ряде случаев на участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод предусматривается дренаж площадок. Поверх-постный сток организуют так, чтобы вода быстро отводилась в дождеприемные колодцы и затем в ливневую канализацию.

Основные типы конструкции дорожек и площадок. Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, одежды и водоотвода (рис. 1).

Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщины дорожной одежды. Земляное полотно является опорой всех элементов одежды и воспринимает нагрузки от движения пешеходов, передавая их на земную поверхность. Дорожная одежда состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия. Подстилающий слой устраивается из песка и служит для уменьшения нагрузок, возникающих от движения пешеходов, а также выполняет роль дренажа, особенно на малопроницаемых для воды грунтах.

Основание - главный конструктивный элемент одежды, являющийся основной несущей частью и определяющий степень долговечности и прочности. Основание служит для равномерного распределения нагрузок от одежды и внешних нагрузок на земляное полотно. Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от движениия; важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду, размокае-мости во время дождя.

Покрытия дорог, дорожек и площадок в зависимости от материалов бывают усовершенствованные и простейшие. К усовершенствованным покрытиям относятся покрытия из каменных, бетонных и керамических плит, а также клинкерные, кирпичные и в ряде случаев - из монолитного бетона или асфальта. Простейшие покрытия - щебеночные, гравийные, грунтовые в смеси с цементным порошком. На рис. 2 показаны конструкции дорожек с простейшим покрытием из щебеночных материалов.

Усовершенствованные покрытия обычно предусматриваются на дорожках и площадках в наиболее посещаемых и ответственных частях объекта озеленения. В настоящее время широкое распространение в садах и парках получают покрытия из сборных или «штучных» элементов (рис. 3). Такие покрытия очень удобны и экономичны в эксплуатации. Применение различных по форме и размерам плит, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимый декоративный эффект (рис. 4, 5). Достоинством сборных покрытий из бетонных и керамических плит является то, что плиты не размягчаются, подобно асфальту, в жаркую погоду, покрытия из них не пылят, а во время дождя не становятся скользкими.

Рис. 2. Конструкции садовых дорожек а - с покрытием простейшего типа и бровкой из грунта; б - то же, с бордюрным камнем

Плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, и через зазоры между плитками воздух и влага поступают в почву, тем самым улучшается микроклимат участка.

В настоящее время в СССР выпускаются различные по форме и размерам плиты, применяемые как для дорожных уличных покрытий, так и для покрытий площадок, дорожек в садах и парках. Установлен государственный стандарт на бетонные плиты. Стандартом предусмотрены следующие размеры плит: квадратные 25X25, 37,5X37,5, 50×50 см; прямоугольные 37,5X25, 50X25, 50×37,5, 75×37,5, 75×50 см; шестиугольные 25X43,2, 37,5×64,8, 50×86,5 см. Толщина плит колеблется в зависимости от характера нагрузки и толщины основания и составляет 5-6 см. Для второстепенных парковых дорожек допускается изготовление плит размером 20X20 см и толщиной 3,5 см. Для скверов, бульваров и участков в общественных центрах плитки выпускаются различного цвета - с красителями.

Рис. 3. Виды раскладки плит на садовых дорожках

Рис. 4. Общий вид садовой дорожки из плиток со швами, заполненными почвой и засеянными семенами трав

Рис. 5. Общий вид площадки с газонно-плиточным покрытием

Распространение получают также и керамические плитки размером 20X20 см и толщиной 1,5 см. Такими плитками можно создавать прочные декоративные покрытия различного цвета и рисунка.

Высокодекоративными и долговечными являются покрытия из плит, изготовленных из естественного камня. Они распространены в районах, где камень является местным, доступным Для строительства материалом.

Кирпичную крошку в чистом виде для покрытий применять нельзя, так как покрытие получается «подвижным», пылит, окрашивает обувь пешеходов.

Важным вспомогательным элементом дорожек и площадок являются водоотводные сооружения. Открытым лотком простейшего типа называется сооружение, предназначенное для сбора и отвода поверхностных вод в дождеприемники и состоящее из бортового камня и части одежды дорожки или площадки. Открытые лотки более сложных типов могут устраиваться из кирпича, выложенного плашмя вдоль границ дорожки, или из специальных бетонных изделий. Лотки простейшего типа устраиваются на большинстве второстепенных и дополнительных дорожек, а более сложных типов - на дорожках с ярко выраженным рельефом, на склонах, у откосов и подпорных стенок и т. п.

В качестве бордюра применяются камни правильной формы, выпиленные из гранита или сделанные в специальных формах из бетона. На простейших дорожках вместо бордюра устраиваются бровки из грунта и дерна. Бортовой камень и бровка являются элементами сопряжения между дорожкой или площадкой и прилегающими участками газона.

Технология строительства дорожек и площадок

Устройство полотна дорожек осуществляют при помощи автогрейдеров или бульдозеров (рис. 7). Дну полотна придают выпуклый профиль с поперечными уклонами. Профиль дна корыта проверяют с помощью специального деревянного шаблона, а продольные уклоны - геодезическими инструментами.

Дно корыта уплотняют катком весом до 5 т, начиная от краев к середине полотна с перекрытием следа катка на 20- 30 см. Песчаные и супесчаные грунты уплотняют увлажненными (полив из расчета 5 л на 1 м2 поверхности).

Подстилающий слой из песка (10-20 см) рассыпают по дну, затем его планируют и уплотняют катком. Следует учитывать, что коэффициент уплотнения песка составляет 1,1- 1,15, поэтому укладываемый слой должен быть большей толщины (примерно на 4-5 см), чем проектный, с учетом будущего уплотнения. После этого приступают к устройству бровок или бордюра.

Рис. 7. Работы по устройству полотна садовой дорожки

При устройстве основных дорожек по их краям устанавливают бортовой камень или бордюр. Второстепенные и дополнительные дорожки устраивают без бордюра, но с бровками. При перенесении проекта в натуру надо четко обозначить границы дорожек и площадок. Бровки устраивают строго по шнуру вдоль границ путем подсыпки слоя растительной земли. Землю равномерно расстилают и планируют. Затем осуществляют уплотнение почвы с помощью трамбовок и «обрезку» бровки по линии границы лопатой. Высота бровки устанавливается проектом и должна составлять не менее 10 см над поверхностью покрытия. Готовую земляную бровку обкладывают дерниной.

До установки бортового камня делают разбивку участков по границам с помощью специальных металлических штырей и шнура. После разбивки выкапывают канавки шириной и глубиной, зависящей от величины бортового камня. В канавки укладывают цементный раствор или бетонную смесь. Вслед за этим на раствор или смесь укладывают бортовой камень. Укладку выполняют строго в соответствии с разбивкой. Бортовой камень втапливают в раствор или смесь и «осаживают» с помощью деревянных трамбовок (рис. 8). Для прочного соединения бортовых камней швы заливают раствором, а с боков у основания подсыпают и утрамбовывают бетонную смесь. После укладки бортового камня приступают к устройству основания.

Устройство ведется в определенной последовательности. Сначала завозят щебень и осуществляют послойную его укладку, планировку и проверку поперечных уклонов. Затем уложенный щебень укатывают катком. После укатки небхо-димо еще раз проверить уклон.

Рис. 8. Работы по установке бордюрного камня а - установка на бетонное основание; б - «осаждение» с помощью деревянных трамбовок

Следует учитывать, что сначала укладывают слой щебня с крупными фракциями, а затем - второй слой. Каждый слой укатывают 8-10 раз, проходя по одному следу и перекрывая его на 0,2-0,3 ширины цилиндра катка от краев к середине. При укатке следует одновременно поливать полотно дорожки исходя из расчета 5 л на 1 м2. Признаком окончания укатки является отсутствие заметного следа после прохода катка, а также подвижности щебня. Если брошенные под задний цилиндр катка зерна щебня размером 3-4 см легко вдавятся в основание, то укатку следует продолжить. Затем приступают к устройству покрытия.

Покрытия из плит можно устраивать на основании из щебня или песка, в который добавлен сухой цемент (соотношение цемента и песка 1:10); песчано-цементное основание делают слоем 10-12 см. При укладке плиты «осаживают» специальными деревянными трамбовками и втапливают в песчано-це-ментную смесь примерно на 1/3 их толщины. Впоследствии при увлажнении основания происходит «схватывание» плит цементом, и покрытие делается прочным. Небольшие плитки укладывают вручную, крупные плиты - автокраном. Во избежание размыва плиточных швов дождевой водой дорожки с плиточным покрытием всегда должны иметь односторонний уклон без каких-либо переломов их профиля. При укладке плит следует следить за тем, чтобы покрытие было ровным и плиты не выступали своими гранями над поверхностью. Для этого их укладывают с помощью специальной рейки или деревянного шаблона, которым проверяют правильность укладки и уклоны поверхности всего покрытия в разных направлениях.

Покрытия из специальных смесей (высевки строительного мусора, гранитная и кирпичная крошка, гашеная известь, грунт и песок и т. п.) укладывают в один слой по основанию из щебня, планируют и проверяют шаблоном. Затем поверхность поливают и после высыхания примерно через 2--3 дня укатывают легким катком весом 1-2 т. Сверху посыпают песком слоем 1 см и снова укатывают легким катком.

Покрытия из грунтоцемента устраивают непосредственно на уплотненном земляном полотне по тому же принципу. При этом на 10 частей грунта добавляют одну часть цемента. Затем производятся увлажнение, тщательная профилировка и укатка поверхности дорожек и площадок.

Рис. 9. Работы по укладке плит на садовых дорожках и площадках а, б - укладка плиты на основание; в, г - укладка и уплотнение, проверка уклона и выравнивание поверхности шаблоном

Гравийно-песчаные дорожки устраивают в тех случаях, если имеются в наличии соответствующие материалы необходимого качества, например, если рядом с объектом есть карьер с гравием и песком,

При устройстве грунтовых дорожек плодородный слой почвы срезают, а в образовавшееся «корыто» засыпают бесплодный грунт. Затем в соответствии с проектом осуществляют профилировку и последующую укатку полотна. Если же почвы бесплодны, то полотно дорожки разрыхляют в ее границах, а затем профилируют и укатывают. В сыпучий песчаный грунт следует добавить сухую размельченную глину из расчета 0,2 м3 на 1 м2, с тем чтобы увеличить связность частиц, а к тяжелой глине добавляют песок или гравий в том же количестве для уменьшения скольжения.

Покрытия из торцов дерева или клинкера устраиваются на хорошо подготовленном и спланированном песчано-цементном основании толщиной 10-15 см. Торцы или кирпич втапливают в основание, слегка постукивая кувалдой. Выравнивание осуществляется деревянной рейкой. Торцы кладут вплотную друг к другу, швы засыпают цементом. Кирпичи укладывают на ребро вплотную друг к другу и швы заливают цементным раствором.



- Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Виды дорожек

Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные. В зависимости от предполагаемой нагрузки используют разные способы устройства подстилающих слоев при подготовке основания дорожки, а так же при выборе материалов для мощения.

Ширина дорожек так же зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

На сегодняшний день употребляют два стандарта высоты дорожки относительно уровня почвы. В первом случае дорожку устраивают выше уровня газона, при этом на всей длине дорожки планируют небольшой поперечный уклон для стока воды. Этот вариант устройства применяют на хорошо дренированных участках, чтобы вода скатившись с дорожки не застаивалась на прилегающем газоне и не вела к его вымоканию.

Во втором случае дорожки могут сами служить для отвода воды с участка, располагаясь ниже уровня газона. Использование этого варианта предполагает четкое соблюдение проектных высот при устройстве дорожек и других покрытий для исключения перекрывания стока по дорожкам.

Типы покрытия

дорожка сад пешеходный дренаж

На сегодняшний день существует огромное количество материалов покрытия способных сделать дорожку не просто прочной, но и по-настоящему красивой.

Твердые покрытия

Традиционно твердые покрытия используют в местах подлежащих чистке от снега зимой. Они выполняются из плитки, камня или бетона, клинкерного кирпича и т.п. Обладают твердой поверхностью и разделяются на монолитные и мощение.

Монолитные покрытия выполняют из горячих или холодных смесей, уложенных на подготовленное основание. При застывании монолитные покрытия образуют однородную поверхность.

Мощение выполняют из отдельных элементов, укладывая их на подготовленное основание. Грамотно выполненное мощение по прочности не уступает монолитному.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия в большинстве случаев страдают при зимней чистки не зависимо от ее вида. К мягким покрытиям традиционно относят:

Грунтовые покрытия

Покрытия из сыпучих материалов (гравий, галька, кора и т.п.)

Резиновые покрытия

Деревянные покрытия

Травяные (газонные) покрытия

Комбинированные покрытия

Этот тип покрытия особенно декоративен. Комбинированные покрытия предполагают использование твердых элементов, уложенных с разрывами, заполненных газоном или сыпучими инертными материалами.

Укрепление края дорожки

Укрепление края дорожного покрытия повышает его устойчивость, препятствует оползанию краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью. Для дорожек и площадок с мягким и комбинированными покрытиями закрепление края обязательно!

Дренаж дорожек

Необходимым этапом мощения является устройство дренирующего основания дорожки или площадки. Именно оно обеспечивает отвод избыточной воды в нижние слои почвы.

Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, плохо пропускающих воду. Накопление и дальнейшее замерзание воды в такой почве приводит к значительному расширению объема грунта, что влечет за собой повреждение мощения.

При сооружении дорожек целесообразно использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода состоят из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и других специальных элементов.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение. Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость пойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с растением в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобности плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Комбинированные покрытия.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерные кирпич - с природным валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень, кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той природы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком.

1.Основные положения

2.Устройство дорожек

3.Виды дорожек

4.Типы покрытия

Список литературы

1. Основные положения

Дорожки являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка. Для устройства покрытия применяются натуральный камень, сыпучие материалы (гравий, галька, щебень, мраморная или кирпичная крошка, песок), бетон. На поверхностный слой бетонной дорожки иногда наносят рисунок с помощью металлической щетки или деревянной терки либо, утапливая в еще не засохшую массу гальку, разноцветные камни, керамический скол и т. д. Наибольшей популярностью пользуется покрытие из бетонной тротуарной плитки различных размеров и цветов. Существует и керамическая тротуарная плитка. В пейзажном саду хорошо смотрятся дорожки из поперечных спилов дерева, заглубленных в землю, между которыми засыпают мелкий гравий или песок. Покрытие из декоративного бетона может имитировать кладку из натурального камня или дерева, варьироваться по цвету и по фактуре. Этот материал прочен, устойчив к перепадам температур, воздействию света и химически агрессивных веществ. При желании удастся сделать и газонные дорожки, засеяв в ячейки специальной пластиковой решетки газонную траву. По такому покрытию разрешается не только ходить, но и ездить на машине.

Мощение каждой дорожки должно соответствовать ее функциональному назначении. Узким, извилистым дорожкам, петляющим по саду, подойдет скромное покрытие из щебенки, гравия или булыжника. Дорожка, идущая по газону, может быть выложена плитами, идущими на шаг ноги. Парадный вход в дом может быть выложен брусчаткой. Не следует также забывать комбинированные эффекты. Современные материалы для мощения, например бетонные плитки, в сочетании с традиционным кирпичом или мраморной крошкой, создают очень приятное впечатление. В последнее время все большую популярность получает мощение природным камнем, гармонирующем с остальным ландшафтным озеленением участка.

2. Устройство дорожек

Устройство дорожек - необходимый элемент благоустройства сада. Дорожки разделяют и в то же время связывают между собой функциональные зоны участка. Именно с нанесения дорожно-тропиночной сети и начинается планирование участка. Как и любой другой элемент сада, устройство дорожки полностью подчиняется общему стилевому решению участка. В случае регулярной планировки дорожки прямые, в пересечениях образующие небольшие площадки, часто украшенные малыми архитектурными формами. Извилистые дорожки, плавно огибающие газон, цветник или пейзажную группу декоративных кустарников, соответствуют ландшафтной планировке. Замощенные участки не должны занимать более 10% дачной территории, не нужно всю ее пронизывать разбегающимися в разные стороны дорожками и покрывать каменными плитами.

Например, от входа на участок до площадки у крыльца дома обычно прокладывают достаточно широкую парадную дорожку. Обязательно устройство дорожки от крыльца до беседки или площадки с барбекю, летней кухни, бани или каких-то других хозяйственных построек. Не стоит делать дорожку, ведущую к саду или к зеленой лужайке с гамаком. А устройство дорожки к цветникам, водоему или альпинарию необходимо, так как эти объекты приятно рассмотреть и с близкого расстояния. Проектируя устройство дорожек, важно руководствоваться не только утилитарными, но и эстетическими соображениями.

Многие думают, что дорожки должны прокладываться по прямой линии, то есть кратчайшему расстоянию между объектами. Для устройства садовых дорожек в целом ряде случаев это решение не слишком подходит. Гораздо интереснее и удобнее проложить основную замкнутую дорожку, обегающую всю территорию сада. Важно, чтобы дорожка не пересекала пространство центрального газона, с нее должен открываться вид на наиболее декоративные уголки сада. Если одной дорожки будет недостаточно, то можно сделать дополнительные ответвления для подхода к конкретным объектам. Таким образом, вы избавитесь от многочисленных углов, неизбежно образующихся в перекрестье дорожек и неизбежно вытаптываемых из-за неискореняемой привычки людей сокращать путь. Конечно, совсем обойтись без углов не удастся, но уменьшить их количество вполне реально. Чтобы не затаптывать имеющиеся углы, их оформляют угловыми цветниками, декоративными группами древесных растений, низкими бордюрами, боскетами. Для большей гарантии позади цветника или декоративной группы укладывают на расстоянии шага плитку, по которой при желании можно пройти, не повредив газон.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек дорожки используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение.

Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость подойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с расстоянием в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и слой песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобностью плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерный кирпич - с природными валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той породы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком. Главное - не бояться комбинировать. При выборе материала для строительства дорожки следует подумать об интенсивности ее использования. Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка с песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Покрытие пешеходных дорожек не должно быть скользким в сырую погоду, поэтому не нужно использовать для мощения гладкую плитку, осколки полированного гранита или мрамора. Все дорожки для лучшего просыхания и предотвращения появления луж делаются с уклоном 2% от середины к краям и 0,5 - 1,5% вдоль дорожки на каждый метр. Дорожки при проектировании наносят на план в соответствии с масштабом. Лучше сделать несколько вариантов и выбрать из них наиболее подходящий. В малоэтажном загородном строительстве при устройстве дорожек часто применяют новейшие материалы и более современные технологии. Например, электроподогрев дорожного полотна. В этом случае дорожки быстро просыхают после дождя, а в зимний период на них не накапливаются снег и лед. В настоящее время для дорожного покрытия используют не только широко известную дорожную плитку, но и специальную мозаичную керамическую, которая особенно хорошо смотрится во внутренних двориках и на открытых террасах. Для устройства садовых дорожек применяется технология декоративного бетона. Суть ее заключается в том, что бетонное полотно покрывают специальным полимерным материалом, на котором при помощи матрицы отпечатывается тот или иной рисунок, имитирующий различные виды природного камня. Полимер может быть окрашен в тот или иной цвет по желанию владельца участка. Технология достаточно дорогая, но себя оправдывает.

3. Виды дорожек

Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные. В зависимости от предполагаемой нагрузки используют разные способы устройства подстилающих слоев при подготовке основания дорожки, а так же при выборе материалов для мощения.

Ширина дорожек так же зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

Во втором случае дорожки могут сами служить для отвода воды с участка, располагаясь ниже уровня газона. Использование этого варианта предполагает четкое соблюдение проектных высот при устройстве дорожек и других покрытий для исключения перекрывания стока по дорожкам.

4. Типы покрытия

дорожка сад пешеходный дренаж

На сегодняшний день существует огромное количество материалов покрытия способных сделать дорожку не просто прочной, но и по-настоящему красивой.

Твердые покрытия

Традиционно твердые покрытия используют в местах подлежащих чистке от снега зимой. Они выполняются из плитки, камня или бетона, клинкерного кирпича и т.п. Обладают твердой поверхностью и разделяются на монолитные и мощение.

Монолитные покрытия выполняют из горячих или холодных смесей, уложенных на подготовленное основание. При застывании монолитные покрытия образуют однородную поверхность.

Мощение выполняют из отдельных элементов, укладывая их на подготовленное основание. Грамотно выполненное мощение по прочности не уступает монолитному.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия в большинстве случаев страдают при зимней чистки не зависимо от ее вида. К мягким покрытиям традиционно относят:

Грунтовые покрытия

Покрытия из сыпучих материалов (гравий, галька, кора и т.п.)

Резиновые покрытия

Деревянные покрытия

Травяные (газонные) покрытия

Комбинированные покрытия

Этот тип покрытия особенно декоративен. Комбинированные покрытия предполагают использование твердых элементов, уложенных с разрывами, заполненных газоном или сыпучими инертными материалами.

Укрепление края дорожки

Укрепление края дорожного покрытия повышает его устойчивость, препятствует оползанию краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью. Для дорожек и площадок с мягким и комбинированными покрытиями закрепление края обязательно!

Дренаж дорожек

Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, плохо пропускающих воду. Накопление и дальнейшее замерзание воды в такой почве приводит к значительному расширению объема грунта, что влечет за собой повреждение мощения.

При сооружении дорожек целесообразно использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода состоят из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и других специальных элементов.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение. Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость пойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с растением в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобности плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Комбинированные покрытия.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерные кирпич - с природным валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень, кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той природы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком.

Список литературы

1.www.abies-landshaft.ru/tropinki/

Парковые дороги, аллеи и площадки в ландшафтном дизайне

При проектировании ландшафтного дизайна парка необходимо представлять размещение основных и второстепенных дорог, площадок, определять их взаимосвязи. Дорожная сеть обеспечивает связь входов в парк с функциональными зонами и площадками ландшафтной композиции. Как показывает опыт создания ландшафтного дизайна парков, в балансе территории городского парка дороги и аллеи, как правило, составляют 8…15%, площадки - 5…10% (до 20%). Густая сеть дорог не способствует ориентации на парковой территории, навязывает измельченность композиции ландшафтного дизайна, ухудшает состояние зеленых насаждений. Расчет размеров аллейной дорожной и тропиночной сети в многофункциональных парках, назначение и рекомендации по благоустройству приведены в табл. 1.

Таблица 1

Организация дорожной сети в парках

Типы парковых аллей и дорог

Ширина, м, при расчетной полосе движения человека 0,75 м

Назначение

Основные пешеходные аллеи и дороги

6,00…10,00 и более

Соединение входов, основных зон между собой. Интенсивность движения 300 чел./ч

Покрытие твердое, с обрамлением бортовым камнем, с устройством водоотвода; допускаются разделительные полосы по оси шириной 2…3 м, через каждые 25…30 м - проходы. Обрезка ветвей близко расположенных деревьев на высоту 2,5 м.

Второстепенные аллеи и дороги

3,00…4,50

Соединение второстепенных входов и отдельных узлов парка. Интенсивность движения - до 300 чел./ч

Покрытие из плитки или асфальтобетона, спецсмеси, окаймление - садовый борт. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,0…2,5 м. Водоотвод в виде лотков. Цветочные бордюры по границам

Дополнительные пешеходные дороги

1,50…2,50

Подход к отдельным сооружениям. Интенсивность движения - до 100 чел./ч

Трассировка свободная, покрытие «мягкое» из спецсмесей, продольный уклон допускается до 0,08, повороты фиксируются группировками растений

Тропы

0,75…1,00

Дополнительная сеть дорожек для прогулок

Трассировка по склонам, через балки, овраги, ручьи; покрытие грунтовое

Велосипедные дорожки

1,50…2,25

Прогулки на велосипедах

Трассировка замкнутая (кольца, восьмерки). Покрытие твердое. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,5 м. Рекомендуется пункт обслуживания

Дороги для конной езды

4,00…6,00

Прогулки верхом, в экипажах, в санях

Покрытие грунтовое улучшенное, обрезка ветвей у деревьев на высоте 4 м. Продольные уклоны - не более 0,06

Автомобильная дорога

4,50…7,00

Прогулки в автомобилях (в больших парках). Допускается проезд эксплуатационного транспорта

Трассировка по периферии парка изолированно от пешеходного движения. Продольный уклон - не более 0,07. Максимальная скорость движения - 40 км/ч. Радиусы закругления - не менее 15 м. Покрытие -асфальтобетон, гравий.

При проектировании ландшафтного дизайна следует учитывать, что по основным и второстепенным аллеям и дорогам проезд транспорта может допускаться со строгим соблюдением правил безопасности движения. При проектировании дорог следует учитывать, что в ширину пешеходных аллей включаются зоны пешеходного движения, лотки, полосы и запады для установки скамеек. Устройство разделительных озеленяемых полос устраивают, как правило, при ширине аллеи 10…12 м. Дороги имеют как утилитарное, так и декоративное назначение, являются визуальными, направляющими осями парка, позволяющими воспринимать отдельные парковые картины ландшафтного дизайна в задуманной последовательности. По санитарно-техническим требованиям покрытие дорог должно быть ровным, удобным для передвижения, не ярким по цвету, сочетаемым с окружением и не пыльным. Используются покрытия из асфальтобетона (хозяйственные дороги и др.); из плиток; покрытия, стабилизированные известью, высевами гранитного щебня; из гравия; синтетические экологически чистые покрытия (типа «Геопласт»); травяные покрытия и др. Покрытия в парке должны положительно влиять на развитие растений. Плиточное покрытие способствует доступу воздуха, упрощает ремонт дорог (размеры плит - 50х50, 30х30 см и другие, толщина - 3,5…7,0 см; зазоры между плитками - 2…3 см). Меняя цвет, размер, рисунок укладки плиток, интервалы между ними, можно добиться разнообразия и придать определенную привлекательность дорожной сети и ландшафтному дизайну парка в целом.

При проектировании ландшафтного дизайна следует помнить, что начертание дорог, их плавные, повороты, без лишних искривлений, не обоснованных функциональным назначением, в сочетании с растениями являются элементом окружающего ландшафта, украшающим парковый ландшафтный дизайн. При проектировании ландшафтного дизайна парка большое значение следует придавать площадкам различного назначения. Типы парковых площадок и их примерные параметры приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Типы парковых площадок и их примерные параметры

Типы площадок

Площадь, м 2

общая

минимальная на одного посетителя

Разгрузочные площадки при входах в парк

С учетом пропускной способности примыкающих дорог и аллей

Площадка для отдыха (чтение и настольные игры, созерцательный отдых):

малые (на 1…2 чел.)

средние (на 3…5 чел.)

большие (на 6…15 чел.)

5…15

20…20

60…200

10,0

Лужайки (чтение, отдых в шезлонгах, игры):

малые

средние

большие

250…450

500…900

1000…12000

25,0

30,0

40,0

Видовые площадки

10…150

40,0

Для культурно-массовых мероприятий (лекции, концерты)

По проекту

По проекту

Танцевальные

150…500

Детские игровые

для детей до 3 лет (песочница, игры)

для детей от 4 до 5 лет (подвижные игры)

для детей от 6 до 12…14 лет (спорт)

10…100

120…300

500…2000

10,0

Спортивно-игровые (от одиночных до массовых):

для детей от 10…12 до 15 лет

для молодежи и взрослых

150…7000

100…7000

10,0

10,0

Автостоянки для посетителей парка следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа в парк. Автостоянки проектируются из расчета 5…7 машиномест на 100 единовременных посетителей. Площади, м 2 , земельных участков автостоянок на одно место принимают:

Для легковых автомобилей……………………………………………………………………25

Для автобусов…………………………………………………………………………………40

Для велосипедов………………………………………………………………………………0,9

В указанные площади не входит площадь подъездов и разделительных полос, в которых размещаются зеленые насаждения в виде живых изгородей из устойчивых кустарников.

Спортивные площадки в парках проектируют в соответствии со СНиП ч. 11-2001 «Спортивные сооружения».

Многофункциональные парки активно используются и в зимнее время. С этой целью учреждения круглогодичного использования, такие как культурно-просветительские и зрелищные, рекомендуется размещать вблизи входов в парк. Расстояния между входами в крупные парки, как правило, следует принимать 500 м. В крупных (площадью более 100 га) парках необходима организация цветочно-оранжерейного хозяйства.