Воинский этикет и культура корпоративного общения военнослужащих. Военный этикет и культура общения военнослужащих. Во время боевых действий

Издревле воины, защитники Родины считались эталоном мужественности, примером человека чести и долга, а также воспитанности. Долг военнослужащего — быть верными слову и товарищам, защищать и помогать слабым.
Воинский этикет основывается на общечеловеческих правилах и законах морали. Но есть и отличительная особенность, а именно — воинский этикет подчиняется особым нормам, обязателен к исполнению и регламентирован воинским уставом.

Принципами, лежащими в основе воинского этикета, являются:

  • воинская субординация,
  • единоначалие,
  • воинская дисциплина.

Разберем несколько главных деталей этикета военнослужащего.

Внешний вид

Для военнослужащих обязателен опрятный вид. Отутюженная форма, соответствующая уставу; начищенные ботинки или сапоги для рядовых; чистые воротнички. По уставу запрещено носить форму неустановленного образца, либо совмещать ее с гражданской одеждой, а также носить знаки отличия или награды, не предусмотренные соответствующим приказом.

В российской армии офицерам подобает быть чисто выбритыми. Исключением являются усы, которые разрешены, но также должны быть аккуратно подстрижены.

Особо отметим, что правила, касающиеся ношения одежды, относятся и к тем, кто уволен в запас с правом носить военную форму.

Также здесь же стоит упомянуть о военной выправке: военнослужащий обязан иметь хорошую осанку, молодцеватую походку, не сутулиться или шаркать ногами.

Приветствие

Одним из старинных воинских ритуалов является жест «отдать честь». Одной из теорий происхождения такого жеста является такая: считается, что в средние века рыцари рукой приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за ним скрывается лицо друга.

В разных странах военнослужащие «честь отдают» по-разному, в российской же армии военные прикладывают правую руку к головному убору. К обнаженной голове рука не прикладывается. Отдавать честь надо четко, пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена. При появлении старшего по званию, младшие по званию должны встать, если сидели, и отдать честь.

Обращаться к другому военнослужащему следует также согласно уставу: с употреблением слова «товарищ» и звания. Обращаться нужно с уважением, но без фамильярности.

Речевой этикет

Помимо общечеловеческих требований этикета, таких как отсутствие бранных слов, косноязычности или другого неуважения к собеседнику, в воинском этикете существуют несколько особых правил.

Воинский устав запрещает употребление кличек или прозвищ, искажение воинских званий, а также грубость или фамильярное обращение к сослуживцам, несовместимое с понятием воинской чести и достоинства военнослужащих.

Командир, отдавая приказ, должен ясно его сформулировать, не допуская неверного истолкования или возникновения сомнений. А подчиненный, получив приказ, отвечает: «Есть», затем выполняет его.

Поведение в общественных местах

Согласно воинскому этикету военнослужащим запрещается:

  • появляться в нетрезвом виде на службе или в общественных местах, тем более в форме;
  • сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения;
  • курить на улице на ходу и в местах, не отведенных для этой цели;
  • держать руки в карманах одежды.

Военнослужащие обязаны:

  1. Защищать честь и достоинство граждан.
  2. Соблюдать вежливость и уважение по отношению к гражданским лицам.
  3. Помогать женщинам, детям, пожилым людям, проявлять по отношению к ним особое внимание.
  4. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, типа пожаров, несчастных случаев и других стихийных бедствий всемерно оказывать помощь гражданам.

Во время боевых действий

Во время ведения боевых действий действуют особые правила для военнослужащего:

  1. Запрещены мародерство и грабежи мирного населения.
  2. Запрещено взятие заложников – как среди гражданского населения, так и солдат противника.
  3. Применять силу, оружие и атаковать разрешено только военные силы либо объекты противника.
  4. К военнопленным следует относиться с точки зрения гуманизма. Запрещено психическое или физическое унижение военнопленных.
  5. Запрещено убивать или наносить увечья противнику, который вышел из строя или сдаётся в плен.
  6. К мирному гражданскому населению относиться гуманно.
  7. Во время проведения боевых действий и выполнения боевых задач стремиться не причинять лишних разрушений зданий и инфраструктуры.
  8. Помогать раненым или больным независимо от того, на чьей стороне они воевали.

Важно, чтобы военнослужащий, являясь лицом армии или флота страны, должен соблюдать нравственные, моральные принципы и поддерживать положительный эстетический образ.

Военный этикет и культура общения военнослужащих

1. Сущность и основы воинского этикета.
2. Культура поведения военнослужащих.

Одной из главных граней проявления культуры личности военнослужащего является его поведение в различных ситуациях воинской службы. Оно является сердцевиной общей культуры взаимоотношений воинов армии и флота и играет важную роль в жизни и деятельности Вооруженных Сил современной России. От уровня культуры взаимоотношений зависят сплоченность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины, единоначалия и субординации. Поэтому вопросам воинского этикета и культуры поведения военнослужащих уделяется много внимания в современной армии и на флоте.

Слово «этикет» французского происхождения, вначале употреблялось в значении придворного церемониала, который предписывал до мелочей разработанные правила поведения аристократии при приемах во дворцах и салонах. Само слово «этикет» произошло от названия карточек - «этикеток», которые раздавали всем гостям во время приемов у французского короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения, которые были обязательны для гостей. Это позволяло свободно общаться людям неравных социальных статусов.

В современных условиях под этикетом понимается совокупность правил культуры поведения, касающихся внешнего отношения к людям, которые приобрели характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Требования этикета не являются застывшими. Общечеловеческие нормы этикета хотя и варьируются в зависимости от конкретных условий, всегда сохраняют свое существенное содержание - быть формой цивилизованного человеческого поведения. Поэтому в основе их лежат уважение к человеку, его правам, интересам, желаниям, признание правомерности самого его существования, стремление помочь человеку или по крайней мере не помешать ему в осуществлении тех или иных действий, если они, конечно, не наносят вреда другим людям; стремление быть понятым, сохранить свое достоинство не в ущерб другим людям и не за счет ущемления их достоинства. Соблюдая эти положения, человек логично и закономерно найдет соответствующие правила этикета, формы своего поведения.

Существует придворный, дипломатический, воинский этикет и другие его разновидности.

Особенность воинского этикета состоит в том, что он носит нормативный характер, обязательный для всех участников процесса общения. Его основные правила закреплены в требованиях общевоинских уставов, имеют под собой юридическую основу. И если соблюдение военнослужащими общих правил культуры поведения является желательным, то соблюдение требований воинского этикета - обязательным. Это и обуславливает превращение правил воинского этикета в закон жизни военнослужащих и действенное воспитательное средство в условиях воинской деятельности.

Под воинским этикетом понимается свод правил поведения военнослужащих, основанных на принципах морали и традициях армии и флота, и закрепленный в требованиях Военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил.

Связь уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развивать у себя полезные привычки.

В структуре воинского этикета выделяются два основных элемента: система атрибутов и система норм.

К атрибутам воинского этикета относятся только те материальные предметы, которые строго предусмотрены правилами этикета и без которых их функционирование становится невозможным или затруднительным. В первую очередь это военная форма одежды. Во- вторых, оружие. Именно эти атрибуты отличают военного человека от гражданского. В то же время без наличия часов любому военнослужащему практически невозможно быть точным и пунктуальным, без расчески - иметь аккуратную прическу, без сапожной щетки - поддерживать в чистоте обувь и т.д.

Система норм воинского этикета охватывает такие сферы взаимодействия, как порядок отдачи и выполнения приказов, порядок обращения военнослужащих" друг к другу, воинское приветствие, порядок представления, воинскую вежливость и поведение, порядок применения поощрений и взысканий, подачи жалоб и заявлений и т.д. В основе норм воинского этикета лежат такие основополагающие принципы, как единоначалие, воинская дисциплина, воинская субординация, а также равенство, социальная справедливость, уважение достоинства каждого и т.д.

Воинский этикет выполняет ряд важных функций, играющих большую роль в жизни общества и Вооруженных Сил. Основными из них являются следующие.

Во-первых, военно-политическая функция. Армия и флот - важная составная часть государства. Их эффективное функционирование говорит о надежности защиты государственных интересов, о повседневном обеспечении национальной и военной безопасности страны. Обычные граждане не видят и не знают повседневной воинской службы, специфики ратного труда. Они во многом судят о состоянии Вооруженных Сил по внешнему виду и поведению военнослужащих при встрече с ними. Опрятный, молодцеватый, вежливый военнослужащий вызывает у них чувство симпатии и уважения к армии и флоту, уверенность в том, что личный состав Вооруженных Сил с честью выполнит свой долг.

Во-вторых, профессиональное выполнение требований воинского этикета свидетельствует о дисциплинированности военнослужащего, хорошем знании и четком выполнении требований общевоинских уставов. Оно помогает сплачивать общевоинские коллективы, поддерживать в них уставные взаимоотношения. Четкое соблюдение этих требований подчеркивает профессионализм, сознательное исполнение воинского долга, высокую ответственность за свое звание защитника Отечества.

В-третьих, служебно-регулятивная функция. Взаимоотношения военнослужащих четко регламентируются требованиями воинских уставов. Они определяют, как должны воины армии и флота обращаться друг к другу, выполнять воинское приветствие, отдавать и выполнять приказы, вести себя на службе и при увольнении из расположения воинской части. Соблюдение требований воинского этикета поддерживает единоначалие, воинскую субординацию, служит укреплению авторитета командного состава и в то же время подчеркивает уважительное отношение начальников к подчиненным, обеспечивает сохранение их чести и воинского достоинства.

В-четвертых, воспитательная функция. Требования воинского этикета ставят всех военнослужащих в равное положение с точки зрения уважения их прав и личного достоинства как защитников Отечества. Соблюдение уставных правил взаимоотношений военнослужащих старшими по воинскому званию, должности, сроку службы воспитывает молодых воинов в духе уважения к правопорядку, формирует у них такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, уважение своего личного достоинства и достоинства других.

В-пятых, эстетическая функция. Ратный труд нелегок, связан с преодолением трудностей и опасностей. В условиях воинской службы от личного состава требуется проявление самых высоких морально- психологических качеств вплоть до личного самопожертвования. Поэтому в повседневных условиях очень важно формировать у воинов чувство прекрасного, ибо в основе воинского долга и ответственности лежат самые высокие человеческие чувства. Красивая форма одежды, стройность, молодцеватость, хорошая строевая выправка способствуют воспитанию у военнослужащих уважения к ратному труду, сплачивают воинский коллектив в единое целое.

Основные правила воинского этикета. Соблюдение требований воинского этикета является важной уставной обязанностью воинов армии и флота. В общих обязанностях военнослужащих в статье 19 Устава внутренней службы ВС РФ записана необходимость соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Важное значение в соблюдении правил воинского этикета отводится такому атрибуту, как военная форма одежды. Современная форма одежды личного состава армии и флота определена приказом министра обороны РФ. Правила ее ношения распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту и призыву, а также на военнослужащих, уволенных в запас или отставку с правом ношения военной формы одежды.

Форма одежды должна быть правильно подогнана, содержаться в чистом и аккуратном виде. Военнослужащим запрещается:

Ношение предметов военной формы одежды не установленных образцов;
- смешение предметов военной формы одежды с гражданской;
- ношение на военной форме одежды знаков различия и отличия, не предусмотренных соответствующим приказом.

Правила воинского этикета обязывают военнослужащего не только самому следить за своей формой одежды, но и помогать товарищам устранять замеченные недостатки.

Следующим важным атрибутом военнослужащих является оружие, право на хранение, ношение и применение которого определено в законодательном порядке. От неуклонного соблюдения правил обращения с оружием во многом зависят жизнь и здоровье как самого военнослужащего, так и окружающих. Хранится оружие в специально оборудованных местах, находящихся под постоянной охраной. Выдается только тем лицам, которым оно положено, и только в необходимых случаях. Каждая единица стрелкового оружия закрепляется за военнослужащим персонально, о чем делается отметка в соответствующих документах.

Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 13) определено, когда военнослужащий имеет право применить оружие лично или в составе подразделения.

Таковы основы воинского этикета. Их надо знать, чтобы активно использовать в ходе своей служебной деятельности. Незнание их может привести к нарушению уставов и даже законности, что повлечет за собой негативные последствия.

Нормы воинского этикета находят свое выражение в уставных требованиях, которые четко регламентируют основные правила взаимоотношений военнослужащих. Какие это нормы и правила?

Нормы, связанные с порядком обращения военнослужащих друг к другу, определяют, что по вопросам службы они должны обращаться друг к другу на «вы».

Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово «товарищ». При обращении начальника или старшего к отдельному военнослужащему он, если не больной, принимает строевую стойку и называет свою должность, воинское звание и фамилию.

При рукопожатии старший подает руку первым. Если старший без перчаток, младший перед рукопожатием снимает перчатку с правой руки. Военнослужащие без головного убора сопровождают рукопожатие легким наклоном головы. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.

Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинства военнослужащих.

Важными нормами, укрепляющими единоначалие и воинскую дисциплину, являются нормы воинского этикета, определяющие порядок отдачи и выполнения приказов. Уставы требуют, чтобы, отдавая приказ, командир (начальник) его ясно сформулировал, не допуская двоякого толкования, возникновения сомнений у подчиненного. Отдавший приказ должен предусмотреть меры по его выполнению.

Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» - затем выполняет его. При этом вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащий обязан, принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее. О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Подробно регламентируются уставными положениями нормы воинского этикета, связанные с воинским приветствием.

Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих. Оно свидетельствует об их взаимном уважении и о проявлении общей культуры. Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

При нахождении вне строя, как во время занятий, так и в свободное от занятий время, военнослужащие воинских частей (подразделений) приветствуют начальников по команде «Смирно!» или «Встать. Смирно!».

При проведении классных занятий команда «Смирно!», «Встать. Смирно!» подается перед каждым занятием и по его окончании. На приветствие начальника или старшего («Здравствуйте, товарищи!») все военнослужащие, находящиеся в строю или вне строя, отвечают: «Здравия желаем!», если начальник или старший прощается («До свидания, товарищи!»), то военнослужащие отвечают «До свидания!». В конце ответа добавляется слово «товарищ» или воинское звание без указания рода войск или службы.

При исполнении государственного гимна военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку без команды, а командиры подразделений от взвода и выше, кроме того, прикладывают руку к головному убору. Военнослужащие, находящиеся вне строя, при исполнении гимна принимают строевую стойку, а при надетом головном уборе прикладывают к нему руку.

На общих собраниях личного состава для воинского приветствия подается команда «Смирно!» или «Встать. Смирно!» и докладывается командиру (начальнику). Когда командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то военнослужащий отвечает командиру (начальнику): «Служу Отечеству!»

Военнослужащие представляются своим непосредственным начальникам:

При назначении на воинскую должность;
- при сдаче воинской должности;
- при присвоении воинского звания;
- при награждении орденом или медалью;
- при убытии в командировку, на лечение или в отпуск и по возвращении.

Представляясь своему непосредственному начальнику, военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание, фамилию и причину представления.

Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести Вооруженных Сил в целом.

В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему). Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу. При необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешения.

Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях.

Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улице на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

Ряд норм воинского этикета связан с поддержанием воинской дисциплины и применением дисциплинарной практики.

Так, в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 3, 4, 6, 10) говорится, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими; крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу; соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

Для укрепления воинской дисциплины активно используется дисциплинарная практика, при этом применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и те начальники, которым дано это право в особых случаях. Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

Существует определенный этикетный порядок применения поощрений и наложения взысканий, определенный в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Поощрения объявляются перед строем, на совещании военнослужащих, в приказе или лично. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся военнослужащим наград обычно производится в торжественной обстановке. Одновременно с объявлением приказа о поощрениях военнослужащим, как правило, вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военнослужащих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части (Военно-морском флаге), нагрудные знаки отличника, а также зачитываются тексты сообщений на родину или по месту прежней работы (учебы) об образцовом выполнении ими воинского долга.

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости и подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

На военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость. Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывается до его вытрезвления. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

В зависимости от вида дисциплинарного взыскания имеется и определенный порядок его наложения и приведения 8 исполнение.

В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации определен порядок наложения взысканий в особых случаях. Военнослужащий, не доложивший о наложенном на него взыскании, несет за это дисциплинарную ответственность. Также в Уставе определены и этикетные правила подачи предложений, заявлений и жалоб.

Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по обеспечению неукоснительного соблюдения требований воинского этикета являются следующие:

Воспитание всех военнослужащих в духе строгого соблюдения требований воинского этикета;
- вовлечение каждого военнослужащего в практическую деятельность по соблюдению этикетных норм взаимоотношений личного состава армии и флота, поддержание в каждой части (подразделении) строгого уставного порядка;
- высокая требовательность командиров (начальников) к подчиненным за соблюдение ими уставных норм взаимоотношений между военнослужащими;
- личный пример командиров (начальников) в соблюдении требований воинского этикета;
- умелое применение дисциплинарных мер поощрения и взыскания в обеспечении соблюдения уставных норм взаимоотношений между военнослужащими.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на понятие воинского этикета, его особенность и отличительные черты. Во втором вопросе надо сосредоточить основное внимание на рассмотрении основных направлений взаимоотношений военнослужащих, не исключая негативные, которые не перечислены в данном материале, т.к. не представляют собой элементы воинского этикета, но имеют место быть.

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2009.
2. Гуревич П. Культурология: Учебник для вузов. 4-е изд., стереотипное. - М., 2005.
3. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ.
4. Корабельный устав Военно-морского флота.
5. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач. // Ориентир. - 2011. - № 3.
6. Кириллов В., Паневин К. Культурология. Культура воинской деятельности. - СПб.: ВМИИ, 2009.
7. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Капитан 1 ранга запаса Виктор КИРИЛЛОВ, доктор политических наук, профессор

ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

1. Из истории этикета.

2. Правила поведения военнослужащих на службе и в общественных местах.

Воспитанность человека проявляется прежде всего в общении с другими людьми. Умение правильно вести себя, искусство общаться во все времена ценились очень высоко и во многом определяли как степень уважения человека в обществе, так и его продвижение по службе, успех в карьере.

При этом важно учитывать, что в области общения с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо твердо знать правила приличия, принятые в данном обществе и применять их на практике, воспринимая их как норму. Особые требования к поведению человека предъявляет армия. Но и здесь знание определенных законов поведения - непременное условие нравственной свободы и естественности действий. Именно поэтому изучение требований воинского этикета позволяет лучше приспособиться к условиям армейской среды, с достоинством выйти из типичных и затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.

1. Из истории этикета.

Этикет - это система правил поведения, важная составная часть общей культуры человека. Веди себя так, как я предписываю, и ты будешь "своим человеком" в той или иной социальной группе. Если мораль определяет поведение человека стратегически (я поступаю так, исходя из моих внутренних убеждений), то этикет задает тактику поведения и касается внешнего проявления отношения человека к людям (я поступаю так, потому что так принято в этом обществе). Этикет затрагивает прежде всего обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежду. Проще говоря, этикет определяет как нужно двигаться и говорить, что одевать и как поступать в той или иной ситуации. Само слово происходит от французского "etiquette" - этикетка. Рассказывают, что на одном из своих приемов французский король Людовик XIV вручил своим гостям карточки, на которых были расписаны правила поведения в зале и за столом.

История развития этикета показывает, что он, в конечном счете, идет по пути определения наиболее целесообразного поведения человека в той или иной ситуации.

Выделяют различные виды этикета. Дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д.; общегражданский этикет - это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом в повседневных условиях жизни и работы; воинский этикет представляет собой свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их служебной и неслужебной деятельности.

Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Описания правил поведения людей в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Столовые приборы, правила пользования которыми сегодня неизвестны многим молодым людям, были в особом почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно было отличительным признаком культурного человека во все времена.

На Руси существует большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению людей. Так, в "Изборнике 1076 года" отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI веке. В "Слове" и "Молении" Даниила Заточника мы находим не только черты быта и особенности обыденного сознания русского общества XII - XIII вв., но и целый свод правил народной мудрости относительно нравственного образа мыслей и действий. В "Поучении Владимира Мономаха", относящихся к началу XII века, содержатся правила этикетного характера, не потерявшие своего значения до наших дней: "...есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, в душу ввысь, суеты избегая не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу" (Мудрое слово Древней Руси. - М., 1989. - С.138-139).

В XVI веке на Руси появляется "Домострой", в котором предписывались нормы отношения человека к богу, к государству и к окружающим людям, в том числе близким.

При Петре I была выпущена книга "Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Впервые она была издана в 1717 году и выдержала впоследствии пять изданий. В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Примечательно, однако, что, стремясь обучить российское юношество правилам европейского этикета, Петр I не пошел по пути бездумного и слепого копирования, требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности. А когда Павел I стал копировать армию прусского образца и в российские части вместе с новым уставом были присланы специальные палочки-мерки для буклей и кос париков, то Суворов во всеуслышание сформулировал свое отношение к этому в чеканном афоризме: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак!".

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Знание этикета определяет уровень культуры общения человека. Культура общения, кратко говоря - это умение наладить должные взаимоотношения с людьми.

Для того, чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его структуру. В учебниках можно встретить понятия "речевой" и "неречевой" этикет. Действительно, человека во многом оценивают по тому, как он говорит. Причем речь может быть или устной, или письменной. Существуют этикетные требования к докладу начальнику и выступлению на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, разговору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие "речевой этикет". Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации и др. ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляды - все это также учитывается при оценке культуры общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: "Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения" (ст.60). Эти правила далее предписывают военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.

Воинский этикет является разновидностью служебно-профессионального этикета. Существует целый ряд факторов, которые определяют особенности этикетного поведения того или иного военнослужащего. Это прежде всего его воинское звание и служебное положение, конкретная воинская специальность (ракетчик при несении боевого дежурства или военный переводчик) и пр. Одновременно на поведение военнослужащего действуют и факторы, определяющие особенности общегражданского этикета: пол, возраст, национальность. Особенно это касается поведения военнослужащего во внеслужебное время.

Большое значение для военнослужащего имеет учет различных внешних элементов этикета. К ним в первую очередь относятся форма одежды, знаки различия, награды, оружие, снаряжение и т.д. Если с ними все в порядке, то человек чувствует себя увереннее.

Таким образом, воинский этикет - это свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиций Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям.

К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость составляет, по сути, основу этикета, представляя собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени соответствующую ситуации. Скромность - это стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.

Современный мир выработал ряд требований к этикету, которые делают его необходимым качеством любого культурного человека. Это гуманизм, общедоступность, систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Как связаны требования воинских уставов к нравственности воина с требованиями воинского этикета? Устав требует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить войсковым товариществом и т.д. (Устав Внутренней службы, ст.13). Этикет показывает, в какой форме должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

Как изучать требования этикета? В последнее время появилось достаточно много специальной литературы. Однако несомненно, что историческая, мемуарная, психолого-педагогическая литература также несет в себе много полезных знаний о теории и практике этикета. Важную роль играет и повышение общей культуры военнослужащего. Лучшие отечественные кинофильмы и театральные постановки помогают не только рационально понять, но и эмоционально пережить различные нравственные ситуации, возникающие в жизни военнослужащих и требующие от нас того или иного стиля поведения.

Военная форма накладывает на человека особые обязательства. Военнослужащий - человек благородной профессии, он выполняет высокий долг. "Воинское звание столь почетно, - писал П.И.Пестель, - что не должно соделываться уделом недостойного человека".

Поведение человека в военной форме, по сути, - та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой человек, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которой их так долго пугали...

Этикет важен во всех областях человеческого общения. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

Не за страх, а за совесть. Это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях российской армии - забота о чести мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались специальные своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались "Правила учтивости офицера", у драгун - "Чести напоминание", у улан - "Чести наставление".

Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата были лучшие представители русской интеллигенции. Ф.И.Тютчев писал: "Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата".

Служба в вооруженных силах считалась в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного поведения, служившего образцом для остальных. "Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии, - писал А.И.Герцен. - Офицеры являлись душой общества, героями праздников, и, говоря правду, это предпочтение имело свои основания. Военные были более независимыми и держались более достойно, чем трусливые и пресмыкающиеся чиновники".

2. Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе.

Основные этикетные нормы для военнослужащих заложены в Общевоинских Уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в ст.64 устава Внутренней службы: "Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строится на основе взаимного уважения".

В ходе службы общение военнослужащих происходит на трех уровнях: общение начальников с подчиненными; общение равных по должности и званию; общение подчиненных с начальниками.

СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ

Этикет, как уже отмечалось выше - явление историческое и его содержание определяется в том числе историческим периодом. Меняется ли служебный этикет в условиях современной Российской армии? Существует несколько точек зрения. Одни полагают, что армия есть армия, здесь все строится на точном приказании и безусловном повиновении. В этом суть военного этикета. Другие придерживаются мнения, что демократическое развитие не может обойти вооруженные силы, и современный служебный этикет требует принципиально новых отношений между начальниками и подчиненными.

Истина, думается, находится посредине. Содержание служебного этикета по-прежнему во многом определяется требованиями уставов, и от этого никуда не уйти. Но, во-первых, изменились и сами уставы. Во-вторых, критика жесткого руководства справедлива тогда, когда она направлена против грубости и тем более жестокости. Однако требовательность, решительность и энергичность вполне вписываются в облик современного военного руководителя.

Командир любого ранга должен прежде всего выступать примером для своих подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание им на их плечи своих функциональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное "тыкание".

СРЕДИ РАВНЫХ

Соблюдение требований этикета позволяет каждому военнослужащему ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои физические и духовные возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на "вы". В других ситуация хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегаю к более привычному для них "ты". Русский язык знает немало и других форм обращения в неформальной обстановке: "Ребята", "братцы", "земляки", "хлопцы" и др.

Показателем крайне низкой культуры является стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. "Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе", - говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми, близкая дружба с некоторыми - залог прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации.

Необходимо отметить, что иногда грубость и хамство - обратная сторона неумения вести себя достойно и красиво. "В дурно воспитанном человеке смелость принимает форму грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие - шутовством; простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью", - говорил английский философ и педагог Д.Локк. Можно вспомнить и еще одно высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф.Ларошфуко: "Большая часть молодежи воображает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба".

Настоящим учебником культуры общения воинов являются общевоинские уставы. Так, статья 13 Устава внутренней службы предписывает военнослужащим "...дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков".

Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно важно это в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Ст.15 Устава внутренней службы требует от военнослужащих "дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями", проявлять "уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям".

МЛАДШИЕ И СТАРШИЕ

История во многом изменила облик Российской армии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах - в первых рядах тех, кто ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.

Однако одно дело - проявление героизма в экстремальных ситуациях, и другое - ежедневное соблюдение требований воинского этикета. Некоторые из них молодым солдатам кажутся мелкими и поэтому неважными. Например, воинское приветствие. Подчеркнем деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше этот ритуал назывался "отдание воинской чести", то сегодня воинский устав как бы позволяет соответствовать требованиям средневековых рыцарей: душу - богу, жизнь - отечеству, сердце - даме, честь - никому.

Воинское приветствие - рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют этот жест, отдавая долг вежливости своему коллеге в военной форме.

Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым приветствует тот, кто более воспитан. Несоблюдение этого требования - отнюдь не проявление особой смелости или показатель "опытности" военнослужащего. Это всего лишь очевидный и зримый признак его элементарной невежливости и бескультурья, неуважения исторических традиций. И не более того.

В этикете нет мелочей. Это особенно справедливо потому, что в серьезных делах человек часто стремится показать себя таким, каким его хотят видеть окружающие, и именно в мелочах нередко проявляется его сущность. Соблюдение этикетных требований должно быть естественной нормой поведения военнослужащего. Это означает, что главным судьей своего поведения всегда должен выступать прежде всего он сам. "Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне, - говорил Пифагор. - Первым законом должно быть уважение к самому себе".

Неверно мнение тех, кто полагает, что несоблюдение тех или иных требований этикета, которые кажутся им неважными, не играет большой роли. Эту мысль в жесткой, но точной форме выразил французский писатель Ж.Лабрюйер. "В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек", - писал он.

Оправдывается неряшливость в поведении и поступках широко и давно известной, но не ставшей от этого более верной фразой "Все так делают". По этому поводу швейцарский моралист Ж.Петти-Сан заметил: "Ссылаться на дурные поступки других - это умываться грязью".

Этикет предъявляет свои требования в равной степени как к начальникам, так и подчиненным. Придавая нравственно-эстетическую окраску взаимоотношениям военнослужащих, он способствует сохранению чувства их собственного достоинства. Подчиненный, демонстрируя свое уважение командира и готовность выполнить его приказание, не должен допускать угодничества и подхалимства.

В то же время нельзя воспринимать правила элементарной вежливости как ограничение личной свободы. Военнослужащий должен встать, если в помещение входит старший по званию. Это такая же этикетная норма как необходимость спросить у начальника разрешения войти или выйти из помещения, в котором этот начальник находится. Если начальник и подчиненный встречаются у двери, то подчиненный должен уступить дорогу, не забыв при этом приветствовать его. При разговоре с начальником не следует опускать глаза вниз, говорить торопливо. Важным показателем достоинства и уверенности в себе является умение смотреть в глаза собеседнику и четко формулировать свою позицию.

КУРЕНИЕ

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание на пол и даже на землю отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В уставе Внутренней службы, кстати, говорится (ст.17), что военнослужащий "должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)".

Соответствующим образом нужно вести себя и в ходе учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов (газета, детектив) - свидетельство невысокой личной культуры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать (не говоря уже об обкусывании) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Важным элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего роду "школу злословия". Между тем сквернословие - нередко бич в воинских подразделениях.

Почему используется брань? Пожалуй, в большинстве случаев это стремление "быть своим" в определенной среди, найти общий, но увы, некультурный язык; во-вторых, это способ придать "плавность" речи при затруднении в подборе "нормальной" лексики; в-третьих, желание выглядеть "мужественным" и "самостоятельным"; в-четвертых, способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к "непечатным" выражениям.

ВНЕШНИЙ ВИД

Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного, - забота о своей внешности. Элегантный внешний вид - свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. - показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Хотя провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный человек всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых военнослужащих "улучшить" отдельные элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного "шика", а лишь делает смешными в глазах окружающих. "Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением", - говорил Г.А.Потемкин.

Следует помнить, что военнослужащий всегда на виду. И за тем, насколько аккуратно отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры. С другой стороны, этикет требует приводить себя в порядок, не привлекая особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и так далее, а не в зрительном зале или за обеденным столом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.

НА УЛИЦЕ

На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напитков, бумагу от мороженого и так далее следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дождаться, пока урна не попадется на глаза.

Очень важно соблюдать этикетные требования при знакомстве. Это своего рода визитная карточка человека. Для того, чтобы познакомится, нужно представиться, четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен протянуть старший (или женщина). Когда представляют мужчину, он обязан встать. Женщине это делать не обязательно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

Одним из главных показателей воспитанности человека на улице является соблюдением им правил дорожного движения. Военнослужащий должен выступать здесь безусловным примером. Недопустимо проявлять нетерпение и переходить перекресток, не дождавшись зеленого света светофора, даже если вам кажется, что машин поблизости нет. Если по тротуару кто-то движется вам навстречу, помните, что дорогу принято уступать, делая шаг в правую сторону.

Идя к назначенному сроку, планируйте свое время так, чтобы вам не пришлось торопиться. Если вам все-таки нужно кого-то обогнать, недопустимо грубо толкаться. Особое внимание необходимо проявлять к женщинам, детям и пожилым людям. Помочь перейти улицу пожилому человеку, поднести сумку женщине, удержать ребенка от необдуманного поступка на улице - элементы естественного поведения воспитанного человека.

Заботясь о защите чести и достоинства граждан, как того требует устав, военнослужащие должны проявлять решительность в сочетании с разумной осторожностью. Защитить слабого в критической ситуации от хулигана - нормальный шаг военнослужащего; вмешательство в ссору нетрезвой компании не всегда оправдано. Не стоит провоцировать скандал, который может привести к драке, даже если вы мастер спорта по карате.

В ГОСТЯХ

Гостеприимство всегда было доброй российской традицией. Для того, что гости и хозяева получили удовлетворение от взаимного общения, следует соблюдать ряд правил этикета.

Первое правило гласит: если гостей будет достаточно много, учитывайте их взаимоотношения друг с другом. Нежелательно присутствие человека, приглашение которого будет неприятно ряду гостей. Его лучше пригласить отдельно. Хозяевам рекомендуется предупредить приглашаемых о тех людях, кто будет на встрече кроме них. Приглашать следует за несколько дней до намеченной встречи. Гости должны или заранее спланировать свое время, или отказаться. Невежливо отказываться от приглашения за несколько часов до мероприятия. Не принято ходить в гости без специального приглашения. "К обедне ходят по звону, а к обеду по зову", говорит русская пословица. Точность - вежливость не только королей, но и военнослужащих. Приходить в гости раньше намеченного срока - значит поставить хозяев в неловкое положение, так как они могут быть еще не готовы. Опаздывать, во всяком случае более чем на 10 минут, также не следует: вы можете заставить остальных ждать себя.

Тех гостей, которые приходят первыми, встречают хозяин и хозяйка. Затем хозяйка остается с гостями, а остальных прибывающих встречает хозяин. В обязанности хозяина входит познакомить гостей друг с другом, если они раньше не были знакомы. В прихожей гости снимают верхнюю одежду. Распространяющаяся в последнее время привычка приносить с собой домашние тапочки не является этикетной нормой. Хозяева могут обеспечить гостям возможность хорошо вытереть подошвы запачкавшейся обуви, но просить их переобуваться вовсе не обязательно.

Еще одно важное правило: придавать значение искусству беседы за столом. Следует помнить, что в гости ходят не только, и даже не столько ради приема пищи и напитков, сколько ради человеческого общения. Умение дать высказаться каждому, кто хочет, слушать собеседника, избегать обсуждения вопросов, неприятных для кого-либо из присутствующих существенно важно для успеха встречи.

Со времен Петра I придавалось большое значение умению вести себя за столом. До сих пор сохранили свою актуальность требования уже упоминавшейся книги под названием "Юности честное зерцало". Здесь, в частности, говорится:

"Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, если ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукой и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что перед тобой лежит, а далеко не хватай.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около твоей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, да не избоченясь сидеть".

Этикет предписывает мужчине оказывать внимание в первую очередь женщине, сидящей справа от него.

Если вы решили уйти раньше других, нужно сделать это, не привлекая к себе внимания. Но попрощаться с хозяевами и поблагодарить их обязательно.

В ТЕАТРЕ, МУЗЕЕ, КИНО

В театр и кино следует приходить заранее, чтобы иметь возможность не спеша снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, при необходимости -

осмотреть сам театр, купить программку, найти свои места. Женщина в театре проходит к своему месту первой. Но сидеть она должна справа от мужчины. В ложе впереди сидят женщины, за ними - мужчины. Партнер придерживает сиденье стула, когда на него садится дама.

До начала спектакля следует проходить к своему месту, повернувшись лицом к уже сидящим зрителям. Если проход узок, то сидящие мужчины, как правило, встают. Некрасиво сидеть, склонившись друг к другу головами, или тем более обниматься. Этикет строго запрещает непредусмотренное нарушение тишины в зрительном зале: шуршание конфетными и шоколадными бумажками, громкое кашлянье или чихание, высказывание вслух своего мнения, подпевание мелодии, выбивание такта рукой и тем более ногой. Женщине не следует злоупотреблять духами. Тишину и порядок следует соблюдать и в музейных залах. Недопустимо громкое и категоричное высказывание своих суждений об увиденном, особенно отрицательных.

После окончания спектакля не следует немедленно бросаться в гардероб. Тем более некрасиво выходить из зала за несколько минут до его окончания. Если вам понравилась игра артистов, следует аплодисментами поблагодарить их за доставленное удовольствие.

Во время демонстрации кинофильмов в воинских частях нередки случаи вызова дежурными отдельных военнослужащих. Это вызывает досаду зрительного зала. Очевидно, что военнослужащий, предполагающий, что он может понадобиться во время демонстрации фильма, должен или не ходить в кино, или садиться поближе к выходу, дав знать дежурному, где он будет находиться. Начальник, в свою очередь, должен подумать о том, нельзя ли отложить вызов до окончания сеанса. Если требуется вызвать целое подразделение, и это займет много времени, то целесообразно прервать демонстрацию на время выхода военнослужащих.

НА ДИСКОТЕКЕ

Умение себя вести ярко проявляется именно здесь. Важно и правильно одеться, и красиво двигаться, и действовать в соответствии с требованиями этикета. Выбор одежды зависит от того, куда вы направляетесь. Торжественный вечер или бал требуют строгого гражданского костюма с галстуком или парадно-выходной военной одежды. На дискотеку с друзьями можно пойти в более свободной одежде. Если вы пришли на танцы вместе с знакомой, но именно она должна весь вечер быть в центре вашего внимания. Приглашать другую девушку он вправе только тогда, когда его партнершу уже пригласили. К незнакомой девушке невежливо обращаться с предложением "Потанцуем?". Для этого случая подойдут фразы типа: "Можно вас попросить?", "Разрешите Вас пригласить?" или "Прошу Вас на танец". Если дама находится в сопровождении мужчины, нужно убедиться, что он не возражает. Свое согласие спутник подтверждает кивком головы.

Женщина имеет право отказаться от танца, не объясняя причин. Вежливый мужчина никогда не обижается на отказ. С другой стороны, мужчина не должен отказываться, если девушка пригласила его на белый танец. Если он просто не умеет танцевать этот танец, лучше сказать об этом прямо, и, поблагодарив, проводить девушку на место. Это же кавалер должен сделать и после окончания танца.

В заключении следует отметить: жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые затруднительно предусмотреть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведения на каждый случай. Есть один общий принцип, который выручает почти всегда: помни о чести и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой.

Литература:

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

Военно-морской протокол и церемониал. - М., 1979 Подоляк Я.В. Офицеру об этикете.- М., 1991

Панкратов В.Н. Культура общения офицера. - М., 1993

Платонов Б.Н. Воинский этикет. - М.:1983

Хороший тон: сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. - М., 1991.


КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВД РОССИИ

Утверждён Приказом МВД России от 23.08.2011 N 969

I. Общие положения

1. Кодекс профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России разработан в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться военнослужащим внутренних войск МВД России независимо от замещаемой воинской должности.

3. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту во внутренние войска, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый военнослужащий внутренних войск должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от военнослужащего внутренних войск поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения военнослужащих внутренних войск для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета военнослужащих внутренних войск, доверия граждан к внутренним войскам и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения военнослужащих внутренних войск.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения военнослужащими внутренних войск обязанностей военной службы.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере военной службы во внутренних войсках, уважительного отношения к внутренним войскам в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности военнослужащих внутренних войск, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение военнослужащим внутренних войск положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться военнослужащим внутренних войск

9. Основные принципы служебного поведения военнослужащих внутренних войск являются основой поведения граждан Российской Федерации (иностранных граждан) в связи с нахождением их на военной службе во внутренних войсках.

10. Военнослужащие внутренних войск, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • исполнять обязанности военной службы добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективного выполнения внутренними войсками служебно-боевых задач;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности военнослужащих внутренних войск;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий внутренних войск;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей военной службы;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением военной службы во внутренних войсках;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении военнослужащими внутренних войск должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету внутренних войск;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, Министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности военнослужащего внутренних войск;
  • соблюдать установленные во внутренних войсках правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о служебно-боевой деятельности внутренних войск, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

11. Военнослужащие внутренних войск обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Военнослужащие внутренних войск в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Военнослужащие внутренних войск обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

14. Военнослужащие внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При поступлении на военную службу по контракту во внутренние войска и исполнении обязанностей военной службы гражданин (иностранный гражданин) обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им обязанностей военной службы.

15. Военнослужащие внутренних войск обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Военнослужащие внутренних войск обязаны уведомлять командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью военнослужащего внутренних войск.

17. Военнослужащему внутренних войск запрещается получать в связи с исполнением обязанностей военной службы от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные военнослужащим внутренних войск в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении во внутренних войсках, и безвозмездно передаются военнослужащим в орган военного управления внутренних войск, в котором он проходит военную службу, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Военнослужащий внутренних войск может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Военнослужащие внутренних войск обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением обязанностей военной службы.

20. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию во внутренних войсках (воинской части (подразделении)) благоприятного для служебно-боевой деятельности морально-психологического климата.

21. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • не допускать случаев принуждения военнослужащих внутренних войск к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему военнослужащие внутренних войск не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных военнослужащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

24. В служебном поведении военнослужащему внутренних войск необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении военнослужащий внутренних войск воздерживается от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

26. Военнослужащие внутренних войск признаны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Военнослужащие внутренних войск должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид военнослужащих внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к внутренним войскам.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

28. Нарушение военнослужащим внутренних войск положений Кодекса может быть рассмотрено на заседаниях аттестационной комиссии и общественных организаций воинской части (иного органа военного управления) и подвергнуто моральному осуждению.

Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культу-ра взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.

Знание правил этикета помогает командиру вести воспита-тельную работу грамотно и активно, интересно и умело руково-дить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человече-ских взаимоотношений -- неотъемлемое качество российского офицера.

Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет пита-тельную почву для беспорядка и неорганизованности.

Понятие и структура воинского этикета

Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Россий-ской Федерации. В соответствии с другими сферами человече-ского общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий являет-ся носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоин-ских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.

Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужа-щего во многом оценивают по тому, как он выражает свои мыс-ли. Причем речь может быть или устной, «ли письменной. Суще-ствуют этикетные требования к докладу начальнику и выступле-нию на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, раз-говору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, соста-вить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Гром-кость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуа-ции ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль для военнослужащего играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд-- все это также учитывается при оценке культуры обще-ния военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета сле-дующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военно-служащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.

Воинский этикет-- эго свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимо-отношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежли-вость составляет, по сути основу этикета, представляя собой со-блюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) -- это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени со-ответствующую ситуации. Скромность -- это стиль вежливого по-ведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчи-вых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опре-деляет культуру общения военнослужащего.

С нравственностью воина и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требования воинских уставов. Устав тре-бует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить вой-сковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, ста-тья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

Поведение человека в военной форме -- та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежно-сти, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ве-теран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выво-ды. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и по-ведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для военнослужащего во всех об-ластях человеческого общения: в служебной деятельности, в об-щественных местах и семье.

В наше время основные этикетные нормы для военнослужа-щих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Рос-сийской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоян-но служить примером высокой культуры, скромности и выдер-жанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое досто-инство и уважать достоинство других... Взаимоотношения меж-ду военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужа-щих, командир должен всегда исходить из того, что она опирает-ся на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образ-цы взаимоотношений, соответствующие современным принци-пам общения между людьми в условиях военной организации.

Командир должен прежде всего выступать примером для сво-их подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функ-циональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».

Соблюдение требований этикета позволяет каждому военно-служащему ощутить себя членом единого коллектива, почувство-вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по во-просам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обра-щение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие и, как правило, равные в воинских званиях и должностях могут обращаться друг к другу на «ты».

Самое ценное качество командира -- уметь организовать лю-дей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной зада-чи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.

Поведение в быту

Этикет предписывает военнослужащему быть точным. Следо-вательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим об-зором в различных условиях.

Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с ку-рением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызы-вать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопусти-мо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для куре-ния только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, го-ворится (статья 17), что военнослужащий «должен... воздержи-ваться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Культура речи и внешнего вида

Важным элементом культуры является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превра-щался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие -- нередко бич в воинских подразде-лениях.

Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного,-- забота о своей внешности. Элегантный внешний вид -- свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. -- показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что одна только кра-сивая военная форма заставит окружающих уважать их. Умение вести себя просто необходимо. И рассчитывать здесь только на один отдельный элемент: одежду, умение говорить или изящно двигаться -- очень трудно.

Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмот-реть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведе-ния на каждый случай. Есть один общий принцип, который вы-ручает почти всегда: помните о чести собственной и отдавайте должное достоинству окружающих.