Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте Дидактические игры по грамоте в подготовительной

ЗАДАЧИ:

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Автоматизация и дифференциация звуков.
Развитие слухового восприятия, фонематических процессов.
Развитие сенсорных и моторных функций.
Развитие тонкой моторики посредством движений, целенаправленности действий.
Развитие эмоционально- волевой сферы в игровой деятельности.

ЦЕЛИ:

1. Закреплять умение последовательно называть все звуки в слове, умение
произносить их интонационно (для определения различий).
2. Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова,
дифференцировать звуки по группам, называть общее количество звуков в
слове, количество гласных в слове, количество твердых и мягких согласных в

слове.
3. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, восприятия,
фонематического слуха, моторики мелких мышц.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: На прочной основе прямоугольной формы схематичное изображение кота. Сверху, на «хвосте» кота- карман для предметных картинок, снизу на четырех «лапках» по одному кругу. Каждый круг разбит на нужное количество секторов (по назначению). В каждом круге вращающаяся стрелочка определенного цвета.

Условное обозначение.
1 круг (1 лапка)- черная стрелка (общее количество звуков в слове).
2 круг (2 лапка)- красная стрелка (количество гласных звуков).
3 круг (3 лапка)- синяя стрелка (количество твердых согласных
звуков).
4 круг (4 лапка)- зеленая стрелка (количество мягких согласных
звуков).

ХОД ИГРЫ.

1 ВАРИАНТ: Воспитатель предлагает ребенку выбрать предметную картинку (слово для звукового анализа), вставить в карман на хвосте «кота».
Объясняет, что «все дело в лапках». Каждая «лапка» представляет собой круг, разбитый на 3- 4 сектора (по назначению). Таких кругов четыре, внутри них стрелки разного цвета и нужные цифры в секторах.
Ребенку нужно в выбранном слове определить:
1) Общее количество звуков в слове и показать стрелкой черного цвета в первом круге (первая «лапка» кота) на нужную цифру.
Например : лиса- 4 звука.
Установим стрелку на цифру 4.
2) Количество гласных звуков в слове и показать стрелкой красного цвета во втором круге (вторая «лапка» кота) на нужную цифру.
Например : лиса- 2 гласных звука.
Установим стрелку на цифру 2.

Также интересная дидактическая игра по математике:

3) Количество твердых согласных звуков в слове и показать стрелкой синего цвета в третьем круге (третья «лапка» кота) на нужную цифру.
Например: лиса- 1 твердый согласный.
Установим стрелку на цифру 1
4) Количество мягких согласных звуков в слове и показать стрелкой зеленого цвета в четвертом круге (четвертая «лапка» кота) на нужную цифру.
Например: лиса- 1 мягкий согласный.
Установим стрелку на цифру 1.

Игру можно проводить в паре игроков. Второй ребенок осуществляет проверку, затем меняет предметную картинку и сам выполняет задание. Первый ребенок выступит в роли «проверяющего».

2 ВАРИАНТ: Игру можно усложнить. Карман для предметных картинок переместить коту на «спину» или «живот», а на «хвост» поместить еще один круг со стрелкой, разбитый на сектора. Количество секторов соответствует количеству слогов в выбранном слове. Таким образом игроки смогут дополнительно потренироваться в счете и определении количества слогов в словах.

Название: Дидактическая игра по обучению грамоте в подготовительной группе «Все дело в лапках»
Номинация: Детский сад, Дидактические игры

Должность: воспитатель
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – «Детский сад № 173» «Солнышко»
Месторасположение: город Барнаул Индустриальный район Алтайский край

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Образовательные цели:

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Учить называть слова по заданной модели.

Развивающие цели:

развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

развивать умение называть слова на заданный звук.

Воспитательные цели:

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.

Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

I. Организационный этап.

II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

III. Основной этап.

Игра «Кто больше?»;

Игровое упражнение «Докончи слово»;

Игра «Малышки-коротышки»;

Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;

Словесная игра «Скажи правильно»;

Игра «Назови братца»;

Игра «Узнай звук»;

Словесная игра «Заблудился звук»;

Игра «Кто внимательный?»;

Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;

Игра «Исправь ошибку»;

Игра «Назови слова».

IV. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

(Звонит звонок, дети становятся в круг)

Воспитатель:

Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).

Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)

Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и концы.

(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)

Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)

Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)

А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)

Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).

Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).

А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)

Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).

Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл - с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).

Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.

Умница, правильно все сделал.

Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).

(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)

Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).

(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).

Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).

Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).

Молодцы!!!

Итог: - Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

(Звонит звонок, занятие закончилось)

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие: гимнастика для глаз, психогимнастика, релаксация, динамическая пауза; элементы сказкотерапии.

Цель: профилактика различных видов дисграфии (артикуляционно-акустической, акустической, дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматической, оптической дисграфии).

Задачи:

  1. Закреплять звукопроизношение и дифференциацию шипящих звуков, развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание.
  2. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать предложно-падежные формы существительных, сложно-подчиненные предложения, закрепить навыки применения предлогов.
  3. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза, анализа предложений, деление слов на слоги, слогового чтения.
  4. Закреплять знания о гласных и согласных звуках, умение различать и называть их, выделять из слова.
  5. Развивать мелкую моторику рук, графо-моторные навыки, координацию движений, ориентировку в большом и малом пространстве, конструктивный праксис.
  6. Развивать внимание, память, творческое мышление, фантазию.
  7. Воспитывать любовь к родному языку, умение работать по одному и в группе.
  8. Создать доброжелательную, непринужденную атмосферу на занятии, вызвать у детей желание заниматься.

Оборудование: сундучок, письмо королевы Грамоты, карточки с изображением леса, изображения туч и солнца, кубик с изображением разных эмоций солнца, фигуры и карточки с изображением насекомых, цветы с отдельными лепестками, на которых написаны слоги и слова, вырезанные из бумаги изображение камней разной величины с недописанными на них словами, карточки с изображением хвостов диких животных, карточка с правильно и неправильно написанными буквами, карточка с изображением лягушонка, состоящего из букв, карточка надписью ШКОЛА, пеналы с квадратами красного, синего и зеленого цвета для звуко-слогового анализа, буквенные пазлы, бусы; магнитофон, диск, с записью звуков природы.

1. Мотивационно-побудительный раздел

– Ребята, когда я заходила в группу, то увидела на шкафчиках какой-то интересный предмет. Сейчас я его принесу. Что это? (Сундучок.) Посмотрите, какой он красивый! Я думаю, что это необычный сундучок, а волшебный. Давайте мы откроем его и посмотрим, что там. (Дети открывают сундучок и достают письмо.) Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дети. Я приглашаю вас в путешествие. Выполнив задания, вы попадете ко мне в гости, в Страну Знаний. Королева Грамота.» Ребята, вы хотите в путешествие? (Да.) Путь будет опасным, но интересным. Отправляемся? (Да.)

2. Организационно-поисковый раздел

– Так как страна эта волшебная, то и транспорт у нас будет волшебный. Какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ступа Бабы Яги, ковер-самолет, сапоги-скороходы.) Что у нас в группе напоминает какой-нибудь из этих видов транспорта. (Ковер.) Давайте представим, что наш ковер в группе -это ковер-самолет и на нем мы отправимся в путешествие. (Дети рассаживаются на ковре.)

– Ребята, я знаю, что Страна Знаний находится в лесу. А где может находится лес? (Дети отвечают, ориентируясь на карточки: на горе, под горой, за лесом, за городом, между озерами, около дома, за рекой, далеко, близко.)

– Чтобы нам было веселее лететь, давайте повторим чистоговорки со звуками Ш и Ж.

Ша-ша-ша- наша Маша хороша

шо-шо-шо- говорим мы хорошо

шу-шу-шу- другу я письмо пишу

ши-ши-ши- вот гуляют малыши

жа-жа-жа- у жабы кожа

жо-жо-жок- желтый флажок

жу-жу-жу- журнал покажу

жи-жи-жи- в доме этажи.

А сейчас посмотрите налево. Что вы видите? (Тучи.) Какие могут быть тучи? (Черные, грозовые, дождевые.) А что справа от нас? (Солнышко.)

Какое солнце? (Ласковое, желтое, теплое, горячее.)

Гимнастика для глаз «Посмотри на солнышко»

Следить за перемещением фигуры солнца только глазами, не поворачивая головы.

– Пока мы с вами летим, давайте поиграем. (Открываю сундук и достаю кубик с изображением солнышка на каждой грани кубика с разными эмоциями.)

Игра «Придумай предложение»

Дети бросают кубик и придумывают предложение о солнышке, которое находится на верхней грани кубика с такой же эмоцией и с такой же интонацией, что и на рисунке.

Солнышко улыбается, потому что...

Солнышко грустит, потому что...

Солнышко удивляется, потому что...

Солнышко смеется, потому что...

Солнышко сердится, потому что...

Солнышко злится, потому что...

– Вот мы и прилетели в Волшебную страну. Смотрите, а вот и лес! А вот и полянка в лесу! Что вы на ней видите? (Цветы, деревья, траву, насекомых, птиц.) А какой здесь чистый воздух! Давайте глубоко вдохнем и выдохнем воздух и на выдохе скажем: «Ах, как пахнет!»

– А сейчас давайте закроем глаза, расслабимся и послушаем звуки природы. (Дети слушают магнитофонную запись звуков природы.) Что вы услышали? (Журчание ручейка, пение птиц, шум ветра.)

– Посмотрите, ребята, ветер оторвал лепестки у цветочков. Давайте их соберем. Лепестки у цветов должны быть такого же цвета, как и серединка. (Дети собирают.) А сейчас прочитаем слоги и слова, начиная с согласной буквы. (Дети читают.)

– А вот и ручеек. Сейчас посмотрим кто из вас первый дойдет до ручейка.

Игра «Дойди первый»

Дети придумывают слова и делают столько шагов, сколько в слове слогов.

Кто первый дойдет до ручейка, тот и выиграл.

– Чтобы перепрыгнуть ручеек какое слово нужно придумать? (Слово с одним слогом.) (Дети придумывают и перепрыгивают через ручеек.)

– Вот мы и перешли через ручей. Смотрите, а на этом берегу лежат камушки. Они тоже не простые, а волшебные.

Игра «Прочитай слово»

Каждый ребенок берет по «камушку» и переворачивает его. С обратной стороны написаны слова с недостающими буквами. Дети должны догадаться, каких букв не хватает и прочитать слово.

ДО. КО. СО. МУХ. БАБОЧК.

– А еще на этом берегу спрятались животные, которые живут в лесу. Как их можно назвать? (Дикие животные.) Они так спрятались, что видны одни хвостики. Вам нужно догадаться, какое животное спряталось и назвать первый звук в этом слове.

Игра «Угадай, чей хвост»

(На наборное полотно выставляются поочередно картинки с изображением хвостов диких животных. Дети называют животное и выделяют первый звук в слове.)

– А вот к ручейку прискакал лягушонок. Он тоже волшебный. Из чего он состоит? (Из букв.) Найдите буквы и назовите их.

– Вы выполнили еще одно задание и все ближе и ближе дворец королевы Грамоты. Давайте заглянем в сундучок. В нем лежит какая-то карточка, а на ней какие-то буквы. Все ли они написаны правильно? (Нет.) Давайте исправим.

– А вот и дворец королевы Грамоты. Что на нем написано? (Школа.) А что такое ШКОЛА? Для чего она нужна? (В школе дети учатся читать, писать, считать.) А сейчас давайте немного расскажем о стране королевы Грамоты и о ее жителях. В этой стране живут разные звуки. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Почему мы узнаем, что звуки гласные? (Их можно тянуть и петь и во рту нет преграды). Назовите гласные звуки. (Дети называют). Придумайте слова, которые начинаются на гласные звуки. А по каким признакам мы узнаем, что звуки согласные? (Их нельзя петь и тянуть и во рту есть преграда). Назовите согласные. (Дети называют). Придумайте слова, которые начинаются на согласные звуки. (Дети придумывают.) Чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.) Давайте мы с вами покажем королеве Грамоте, чему мы научились.

– Давайте вспомним, каких насекомых мы видели на полянке? (Жуков, бабочек, комаров, ос, пчел, стрекоз.) Давайте составим схему слов ЖУК и БАБОЧКА. (Дети старшего возраста составляют схему слова ЖУК, подготовительного к школе возраста - схему слова БАБОЧКА.)

– А теперь подумайте и измените схемы так, чтобы они соответствовали словам ЖУКИ и БАБОЧКИ. (Самостоятельная работа детей по составлению схемы слов.)

Работа по звуко-слоговому анализу и синтезу

Динамическая пауза

– Кто, скажите, может, дети,

Повторить движенья эти?

Руки в верх я подниму.

– Это тоже я могу! Дети выполняют движения за

– Влево, вправо разведу. взрослым.

– Это тоже я могу!

– Головою покручу.

– Это тоже я могу!

– И как птица полечу.

– Это тоже я могу!

– А потом присяду, встану и нисколько не устану.

– Это тоже я могу!

– Я попрыгаю немного.

– Это тоже я могу.

– И пешком пойду в дорогу.

– Это тоже я могу!

– Если нужно-побегу.

– Это тоже я могу!

– А сейчас давайте придумаем предложения со словом ЖУКИ. (Ответы детей.)

Работа по анализу слов в предложении

– Молодцы! А сейчас королева Грамота приготовила для вас пазлы. Из разных кусочков нужно собрать буквы и назвать их.

Игра «Собери буквы»

Детям предлагаются по 2 разрезанные на 3 части буквы разного цвета. Детям нужно собрать букву и правильно назвать ее.

– А что это за коробочка в сундучке? (Достаю коробку и открываю ее.) Что это? (Бусы.) Королева Грамота просит вас из бус выложить те буквы, которые вы собрали из пазлов. (Дети выполняют задание.) Какие молодцы!

3. Рефлексивно-коррегирующий раздел

– Вот и подошло к концу наше путешествие и закончились наши приключения. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.) С выполнением какого задания у вас возникли трудности? (Ответы детей.) Королеве Грамоте очень понравилось как вы занимались и она приготовила для вас подарки.

Игры, направленные на обучение грамоте дошкольников подготовительной группы

Игра «Где наш дом?».

Цель:

набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Описание : ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

Игра «Стол находок».

Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.

Описание : воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.

Игра «Как их зовут?».

Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Описание : воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.

Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой составила имя.

Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Игра «Рассыпанные буквы».

Цель : развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

Игровой материал и наглядные пособия : разрезная азбука по количеству детей.

Описание : воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.

Игровой материал и наглядные пособия : три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками - графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображениями животных и их названий.

Описание : воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.

Описание: воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Игра «Зашифрованная азбука».

Цель: закреплять знание алфавита и его практическое применение.

Описание: воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.

Игра «Помоги Буратино».

Цель : закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.

Игровой материал и наглядные пособия : две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.

Описание: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.

Игра «Разведчики».

Цель : развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Описание: воспитатель показывает еще один способ шифра - по первым буквам строк:

Я щерица живет в пустыне.

Ж ивотные могут быть дикими и домашними.

Д екабрь - зимний месяц.

У тром мы завтракаем.

Т емная туча заслонила солнце.

Е сли снег растаял, значит, наступила весна.

Б ревно - это спиленное дерево.

Я года малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.