Смешение цветов. Оптическое и механическое смешение цветов Оптическое и пространственное смешивание цветов

Создать комфортный и гармоничный интерьер можно не только подбирая дизайн пространства, но и правильно сочетая цвета в интерьере. Именно они способны воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека. Благодаря верно подобранным цветовым отношениям дом и его владелец становятся целостным организмом.

Цветовое колесо является одним из важных инструментов для составления правильных цветовых сочетаний в интерьере. Иссак Ньютон первым систематизировал спектр, разложив белый луч света на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это была первая цветовая гамма.

Сегодня цветовые круги состоят из одного, двух и трех дисков. На них видно, каковы отношения между цветами, расположенными по кругу. На оси круга расположены все цвета спектра - первичные, вторичные и третичные. Например, цветовое колесо Иттена:

Первичные цвета

Вся цветовая гамма, за исключением белого, происходит из основных цветов. Синий, желтый и красный (треугольник в центре круга) являются первичными тонами. Комбинации этих трех цветов составляют вторичные цвета.

Вторичные цвета

Шесть следующих цветов круга получены путем смешивания двух основных (первичных) цветов. Например, фиолетовый получен в результате смешивания красного и синего, а зеленый - синего и желтого, а вот оранжевый - это соединение красного и желтого.

Третичные цвета

Если смешать один первичный цвет с вторичным, то получится третичный тон. Итого - 12 цветов. Также получить третичный цвет можно, смешивая основной тон с большим количеством другого основного тона для создания третичного цвета. Например, одна часть синего тона с двумя частями красного создаст красно-фиолетовый цвет.

Совет :
Важно, какие цвета расположены рядом с тем тоном, который вас интересует, а также те, которые лежат напротив выбранного вами цвета. Например, желтый отлично сочетается с напротив лежащим фиолетовым, а салатовый гармоничен цвету ярко розового или фуксии. Рядом с желтым находятся два цвета, с которыми можно составлять гармоничные хроматические сочетания.

Оттенки и полутона

Оттенки получаются из основного цвета. Например, синий имеет светло-голубой и темно-синий оттенок.
. Тон является результатом добавления белого и черного (серого) к основному цвету. Тон в отличие от чистого пигмента делает цвет более мягким и приятным для глаз.

Как смешивать цвета

Восприятие цвета зависит от расстояния цветового пятна от глаз человека. Например, при увеличении дистанции зеленый смотрится более голубоватым, желтый начинает оранжеветь, а оранжевый - краснеть.
. Насыщенность цветового тона интерьера зависит от освещенности интерьера. Уровень освещения находится в пределах от света к темноте на шкале серого. Пол и стены способны отражать свет, поэтому светлые тона поверхностей в комнате усиливают яркость, а темные - гасят тона, делая их тусклыми.

Совет :

. Качество яркости или глубины оттенка цвета зависит от света и тени в интерьере. Поэтому добавление серого тона в оформление комнаты может заметно смягчить эффекты различных цветовых сочетаний.
. Если вам нужны различные оттенки синего, разбавьте цветовое сочетание интерьера черным оттенком. И тогда холодные тона синего заиграют тоновыми градациями.
. Чтобы изменить оттенок какой-либо краски в интерьере, добавьте белый цвет. Он разбавит и погасит ненужную яркость в сочетании цветов.

Шкала определения пропорций цвета

По этой шкале можно определить пропорции тонов и полутонов. Безопасное соотношение для сочетаний цвета в интерьере 70/20/10.
70% -третичные оттенки в нейтральной базе
20% - вторичные цвета
10% - первичный цвет

Совет :
Соблюдайте умеренность в смешивании цветов! Старайтесь не смешивать более нескольких оттенков. Максимально безопасным считается два или три цвета в нейтральной базе.

Различные цветовые схемы

Цветовые схемы и триады являются набором сочетаний цветов в интерьере, которые работают вместе, чтобы создать визуально привлекательную палитру. Сочетания цвета, данные в колористических схемах, можно считать классическими. Конечно, возможные цветовые комбинации безграничны. Но опытные дизайнеры чувствуют, какую из схем применить на практике.

Классическая триада

Сочетание трех цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Использование таких контрастных сочетаний создаст гармоничную палитру. Следует выбрать один основной цвет, а два других использовать в качестве акцентов.

Аналоговая триада

Сочетания от 2-х до 5-ти цветов, расположенные рядом, составляют аналогичные сочетания или родственные. Например, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый цвет.

Комплементарные сочетания

Дополнительный цвет (также известный в качестве контрастного), который находится напротив второго на цветовом круге Иттена. Сочетание таких цветов создает яркий и возбуждающий эффект, особенно при максимальной насыщенности.

Прямоугольная схема

Сочетание четырех цветов - это схема, состоящая из одного основного цвета и двух дополнительных. В компанию входит еще один дополнительный тон для выделения акцентов. Например, сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Квадратная схема

Сочетание четырех цветов, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Динамичные цвета отличны по тону и, в то же время, дополняют один другого. Например: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Правила использования цветовой схемы

Цветовые сочетания в интерьере условно делятся на теплые и холодные. Благодаря им можно зрительно увеличить или уменьшить комнату. Все зависит от выбранного основного тона. Поэтому так важен подбор дополнительных цветов. Они расположены напротив друг друга на цветовом колесе. Каждый тон выявляет богатство другого. При использовании дополнительных цветов, один цвет должен быть мягким и слабым по тону, а другой - более доминирующим. Например, интенсивный темно- фиолетовый должен быть соединен со светло - желтыми оттенками.

Оформляйте смежные комнаты в близкой по цветам гамме. Планируйте вашу цветовую схему исходя из того, насколько каждая комната просматривается из другой. Ищите связанные цвета. Например, родственные тона расположены рядом друг с другом на цветовом колесе. Эти цвета производят менее контрастные эффекты, чем дополнительные цвета. Например, темные тона сине-зеленой комнаты в сочетании со светло-голубой гаммой соседнего помещения может дать ощущение парения в голубой лагуне.

Выберите основной цвет, который вам больше нравится и используйте столько его оттенков, сколько вы сможете придумать. Например, дают максимальный эффект при добавлении связанных или дополняющих цветах. Вопреки распространенному мнению монохромным является не черно-белый дуэт или один единственный цвет. Настоящие монохромные сочетания часто состоят из одного основного тона и нескольких смежных тонов. Например, зеленый цвет может выглядеть вполне самостоятельным и самодостаточным. Он заполняет все пространство интерьера, но это только на первый взгляд. Если присмотреться вы разглядите тона яблока и травы, молодой зелени и болотистой тины в оттенках хаки, сочного лайма и фисташек, прозрачно-леденцового в желто-зеленых отливах и оливок. Все эти оттенки удачно подчеркнуты белым, серым цветом, а также вкраплениями тонов в колерах металла и древесины. Вот так, в целом, вы получите монохром!

Совет :

Выберите один любимый цвет, который станет в интерьере основным. А затем добавьте к нему предметы и аксессуары в оттенках и полутонах этого же цвета, и разбавьте эту сложную монохромную гамму вещами в нейтральных оттенках. Но только чуть-чуть - для того, чтобы оттенить основную палитру.

Сначала решите, где вы собираетесь использовать цвета в комнате. Общее правило при декорировании заключается в использовании трех различных значений в сочетании цветов: легкие, средние и темные. Стены и полы, как правило, оформляются в светлых тонах, в зависимости от эффекта, который вы пытаетесь создать. Полы должны быть немного темнее, чем стены, чтобы не получился эффект парения. Оконные переплеты и крупные предметы мебели часто создаются в среднем значении, чтобы соединить светлые стены и полы. Мрачные цвета должны использоваться в качестве цветового акцента в интерьере.

Температура цвета

Одни сочетания цвета в интерьере теплые, другие - холодные. Психологи утверждают, что цвет комнаты может повлиять на настроение и самочувствие человека, вызвать у него эмоциональный отклик. Одни сочетание цветов в интерьере создают общее ощущение спокойствия и физического удовлетворения, в то время как другие вызывают внутреннее напряжение и дискомфорт. Цвета могут быть как идеальным партнером, так и неприятелем, с которым вам придется неосознанно бороться.

Теплые и уютные цвета
для интерьера расположены на правой стороне цветового круга. Они излучают положительную энергию и силой, способной объединить людей.

Красный

излучает энергию, силу и страсть. Рестораны и бары часто используют этот цвет сильных энергий, потому что он повышают аппетит и способствует общению. И это обычный выбор для кухонь и столовых в доме. Однако следует избегать красного цвета в спальне.

Оранжевый

Этот цвет считают возбуждающим и властным. Известно, что его присутствие на кухне и в столовой повышает аппетит и расслабляет. Психологи советуют использовать оранжевый в умеренных количествах. Оранжевый менее агрессивный, чем красный. Он создает тепло и ощущение радости. Тем не менее, его советуют использовать лишь в качестве акцентного цвета.

Желтый

Солнечные оттенки желтого ассоциируются со счастьем и теплом, но насыщенные и яркие его тона могут усилить разочарование и гнев. Как правило, желтый поднимает настроение цвета. Когда злоупотребляют желтым - он может стать отвлекающим и подавляющим. Не допускайте этот цвет в больших количествах в детской комнате, потому что дети, как известно, часто плачут. А вот применение его на кухне в тандеме с оранжевым вызовет положительные эмоции и даже эйфорию. Желтый имеет различные эффекты в зависимости от того, как и в каких количествах он используется.

Прохладные и успокаивающие цвета

Прохладные и успокаивающие цвета, расположенные на левой стороне цветового колеса, обеспечивают чувство спокойствия и чувство доверия:

. Зеленый . Это успокаивающий и освежающий цвет, напоминающий нам о молодой зелени, траве, фисташках и сочного лайма. Он легко приживается в любой комнате. Зеленый передает ощущение обновления и роста. Его используют в комнатах отдыха, например, спальнях. Нередко различные оттенки зеленого можно увидеть на кухне. И, конечно же, в детских, ведь дети так любят все натуральное, особенно цвета, связанные с природой.

Синий

Если вы пытаетесь создать спокойную, спа-среду, рассмотрите синий. Как и зеленый, это успокаивающий цвет и также хорош для оформления спальни. Радужные и яркие оттенки синего употребляют в офисах для увеличения производительности. Светло-синий может сделать комнату казаться ярким и освежающим, в то время как глубокий синий создает чувство собственного достоинства.

Фиолетовый

Этот цвет уже давно ассоциируется с роялти и богатством. Он содержит в себе спокойствие синего и энергию красного цвета В сочетании с некоторыми активными тонами он стимулирует творчество и жизнедеятельность. Однако в больших количествах и в тандеме с красным он становится опасным для здоровья, вызывая эйфорию.

Совет :

Следует упомянуть коричневый цвет, как наиболее часто встречаемый в интерьерах. Коричневый состоит из нескольких цветов, основу которого составляют теплые и прохладные тона: красный, желтый и синий. Темно-коричневый или венге получается путем добавления в эту триаду черного. Коричневый олицетворяет сдержанность, надежность и скромность. Это один из самых мощных цветов-транквилизаторов, относится к теплым краскам земли, поэтому стал основой психологически успокаивающей палитры.

Коричневый отлично входит в сочетания цветов в интерьере, например, с золотом, а также близкими ему по оттенкам тонами, например, с желтым. Если же отвлечься от интерьера, коричневый и красный цвета у многих ассоциируются с бородавками. Следуйте некоторым принципам , чтоб они вас не беспокоили.

Появление фиолетового в коричневой гамме наводит на размышления о тонких идеализированных отношениях и чувствах. Такие сочетания уместны в гостиных, столовых, где необходима обстановка, доставляющая наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивые аксессуары и мебель.

Сочетания цветов в различных комнатах

Прежде, чем подбирать цвет на кухню, в гостиную, спальню или детскую, следует помнить о том, что в палитре большую роль играет белый цвет.
Белый - это основа спектра. Он действительно помогает освежить пространство и создает ощущение чистоты. Поэтому этот цвет всегда уместен в пастельной гамме, сочетаниях различных цветов нейтральной палитры в интерьере. Но даже теплые и жгучие оттенки из мексиканских интерьеров допускают белый цвет, как дополняющий и акцентирующий синие и голубые сочетания цветов.

Пастельные сочетания цвета

Пастельные цвета являются результатом добавления большого количества белого цвета в различные сочетания дополнительных цветов. Они создают комфортное, ощущение простора в любой комнате.

Нейтральная цветовая палитра

Оттенки белого, бежевого, темно-коричневого, серого и черного составляют основу нейтральных сочетаний цветов. Нейтральная палитра - самая легкая и воздушная по одной очевидной причине: все эти нейтральные оттенки смешиваются с большинством цветов круга. Они могут быть стильными и драматичными. Например, черный и белый, как нейтральные тона, создают прекрасную палитру дополнительных оттенков для различных основных тонов.

Совет :
Если вы выбираете нейтральные сочетания цветов в интерьере, используйте яркие аксессуары, чтобы акцентировать стены и сделать интересной комнату. Когда вы будете готовы к переменам, просто измените цвет аксессуаров.

Спальня

Интерьер спальни обычно создается в спокойных тонах. Однако благодаря различным сочетаниям цвета с использованием дополнительных тонов дизайнеры открыли массу возможностей. Например, сочетания серого и бежевого цветов в интерьере спальни создают наиболее легкие и невесомые интимные пространства, в которых можно было бы отдохнуть от суеты дня.
Например, великолепны спальни, в которых преобладают жемчужно-перламутровые оттенки, сочетающиеся с бежевым тоном.

Яркая спальня создается в том случае, когда вы избрали один интенсивный и колоритный основной цвет, например, розовый в оттенках фуксии. Выбранный цвет по цветовому кругу сочетается со светлым желтым цветом. Они дополняют друг друга, но введя белый, или родственный желтому цвет хаки, вы получите более уравновешенный интерьер.

Спальня в серых красках представляет собой «убежище» для человека, стремящегося уединиться и отрешиться от суеты внешнего мира. Спальня в серых тонах безразлична к яркому и конфликтному внешнему миру.

Рыжие оттенки между теплыми родственными желтыми, персиковыми и оранжевыми тонами, которые дополнены сочетаниями синего, бирюзового и голубого. Впечатление контрастности скрадывается благодаря серым оттенкам и белому цвету, который активно участвует в общей палитре.

Спальня с сочетаниями цветов, среди которых бирюзовый занимает главенствующую позицию, выглядит оптимистичной. В таком интерьере важно создать сложную цветовую гамму, состоящую из нескольких дополнительных тонов, например, хаки, голубой, светло-синий. А также тона, которые расположены напротив сине-зеленого на цветовом круге, а именно, бежевый, светло-желтый или даже персиковый, но надо чувствовать меру. Потому что при введении теплых ярких оттенков, помещение станет похожим на гостевую комнату для общения.

Модный скандинавский стиль нашел свое отражение и в спальнях. Основные тона в сочетаниях цвета - коричневый и фиолетовый, которые требуют поддержки спокойных оттенков серого, сиреневого и травяного. Природная гамма соединена в такой спальне с воздушными оттенками морозного воздуха.

Спальня в синих тонах тяготеет к покою и совершенству. Кажется, ничто не отвлекает от релаксации. При минимальном количестве мебели это смотрится экстравагантно. Если в синий добавить островки белого и кремового—это смягчит давление синего. В помещениях, служащих местом отдыха, предпочтительны вкрапления оптимистичного розового. Спальня в сиреневых тонах

Малиновый цвет в спальне - для экстравагантных людей. А усилить экстравагантность фиолетовому помогает партнерский желтый цвет и нейтральный черный в расцветках блестящего никеля.

Гостиная

Комната в серо-синих сочетаниях очень спокойна, выдержана и требует введения нейтральных тонов - черного и белого, которые разбавляют суровую атмосферу двух родственных тонов.

Синий практически не способен надоесть, он свеж, безмятежен и способствует дружеским отношениям между людьми. Но темно-синие сочетания вызывают ностальгию по прошлому. Ситуацию исправят мелкие вкрапления розового и фиолетового, бирюзы и белого. Введение желтого создаст радостную атмосферу в гостиной.

Цветовые сочетания в нейтральных тонах - самая благодатная тема в интерьере. Ведь в таких комнатах можно и отдыхать в кругу семьи, и собирать друзей. От сочетаний в нейтральной цветовой гамме не устаешь. Основная гамма - венге и смежные колера: бежевый и серый - все цвета земляной палитры. И все же два-три ярких вкрапления не помешает из тонов, расположенных напротив этих сочетаний - оранжевых и нежно зеленых, двух цветовых партнеров.

Гостиная в зеленой палитре вызывает приятные ощущения, напоминая о весенней молодой траве, первых летних яблоках. Свежий, сочный и нежный зеленый тон в интерьере должен быть поддержан родственными оттенками. И если вам это удастся - ваша гостиная станет любимым местом пребывания вашей семьи и популярной среди гостей. И поверьте, от вас никто долго не захочет уходить.

Два цвета - розовый и лазурь просто созданы быть вместе! Дополнительные бежевый, белый и серый сдерживают напор яркой фуксии. Все вместе они входят в классическую триаду на цветовом круге, дополняя друг друга.

Яркая комната требует сочетание самодостаточных по яркости тонов, основу которых составляет красно-розовый и темно-серый. Не менее сочными будут третичные оттенки, расположенные на противоположной стороне розового и красного.

Охристая тональность гостиной приемлет кирпичный и оранжевый, а также дополнительные тона серого, хаки и светло-голубого. Оранжевый может быть введен в оформление в аксессуарах.

Ванная
Ванная цвета тиффани или морского бриза - приятная цветовая гамма, составленная из родственных тонов, первичным из которых служит синий.

Розовый не свойственен для мокрого помещения, но если вы у вас появилась розовая ванна, то вся комната должна быть одета в пастельные оттенки розового, разбавленные серым тоном.

Зеленый в сочетании с родственными тонами и белым дает потрясающе освежающее ощущение.

Детская
Детская комната в бежевых тонах обязательно должна быть в сочетании с розовым и салатовым цветами в нежных оттенках. Не помешает и белый цвет для создания полной гармонии.

Комната в сиреневых тонах, как правило, делается для девочек. Сиреневый - третичный цвет, образуемый двумя тонам: вторичным розовым и первичным синим. Сиреневый вносит нотку игривости и беззаботности.

Кухня

Персиковая столовая только на первый взгляд кажется яркой, если присмотреться, то можно увидеть сочетание нескольких первичных, вторичных и третичных цветов в интерьере. Первичный желтый нашел партнеров среди третичного персикового (желтый +оранжевый), вторичных светло оранжевого и бежевого.

Оливковый - сложный вторичный цвет, образуемый двумя первичными: желтым и зеленым. Он входит в спектр зеленого цвета, несущего в себе свежесть, молодость и жизнелюбие. Желтый, участвуя в сочетаниях с зеленым цветом, смягчает этот тандем. Получаемый желто-зеленый с большим процентом желтого символизирует покой и созерцание.

Заключение

Восприятие цвета сугубо индивидуально. Поэтому составляя палитру своего интерьера, не сдерживайте себя рамками общепринятого, ориентируйтесь на собственное мировосприятие и желание сделать нечто особенное. Не забывайте о том, что только любимые цвета принесут радость. А составить сочетания цветов в интерьере, используя в качестве основы первичный цвет, вам поможет цветовой круг.

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для ху­дожников в их практической работе.

Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстоя­ния кажутся однотонными, а различ­ные цвета сливаются в один цвет.

Первый закон оптического смеше­ния заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.

Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамарино­вому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубова­то-зеленому – карминно-красный цвет.

Второй закон оптического смеше­ния заключается в том, что при опти­ческом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смеше­нии желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желто­го с зеленым – синий цвет и т.д.

Третий закон оптического смеше­ния заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в опти­ческих смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практи­ке живописи пользуются художники.

Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смеше­ния цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преиму­ществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая опти­ческая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».

Но как видно из табл.1, при опти­ческом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происхо­дит обесцвечивание цвета.

Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрожде­ния, Диего Веласкес и многие другие художники.

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о зна­нии законов пространственного смеше­ния цветов, оживляющих цвет в ико­нах русской школы.

В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем - лессировкой

Механический способ смешения цвета

получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.

Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой - можно получить множество цветов.

От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой - аквамариновый; красный и синий - фиолетовый и т. д.

На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.

Взаимно дополнительные пары цветов

Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.

Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:

  • красный - голубовато-зеленый;
  • оранжевый - голубой;
  • желтый -синий (ультрамариновый);
  • желто-зеленый - фиолетовый;
  • зеленый - пурпуровый;
  • голубовато-зеленый - красный.

При их смешении новых цветовых тонов

не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем - только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.

Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.

Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета - серые, а новые цвета - хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет - суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

Создание дизайна любого пространства начинается с цвета. Определяясь с общим стилем помещения, дизайнер уже представляет его в определенных тонах, поскольку именно они направляют фантазию в нужное русло. Сочетание цветов в дизайне интерьера – один из факторов, указывающих на стиль, тематику помещения. У стиля кантри преобладают благородные насыщенные тона, все оттенки дерева, белый, бежевый, бордо, коричневый. Для создания стиля «Прованс» используются пастельные цвета с легким вкраплением темных оттенков. На «морской» стиль указывают синий, белый, серый, голубой и цвет темного дерева. Классика характеризуется широким спектром бежевого, шоколадного, кофейного. Этнический стиль играет контрастами, с использованием бурого, бардо, черного, рыжего. Выбор цветовых решений – это важнейший этап, от которого зависит успех оформления интерьера в целом.

Шутка о том, что все мужчины различают лишь 16 цветов, как в настройках Windows по умолчанию, имеет реальные корни: в глазу женщины гораздо больше «цвето-чувствительных» клеток.

Однако, как показывают исследования, человеческий глаз способен воспринимать огромное количество цветов и их оттенков: порядка 250 чистых и более 10 миллионов смешанных.

Не потеряться при таком многообразии поможет простое понимание цветов основного спектра.

Их всего семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Беря за основу эти цвета, разбавляя их или смешивая между собой, колористы создают огромное количество тонов и оттенков для применения в интерьере. К ним добавляют так называемые ахроматические цвета, то есть не несущие в себе какую-либо цветовую нагрузку. Их только три: черный, белый, серый.

Все цвета можно условно разделить на две группы: теплые и холодные:

Ощущение теплоты вызывают красный, оранжевый, желтый, и их всевозможные оттенки. Теплые цвета используют, чтобы сделать помещение более уютным, добавить света в плохо освещенную комнату, скорректировать слишком большое пустое пространство.

Чувство прохлады навевают синий, фиолетовый, голубой и их различные тона. Холодные цвета подойдут для хорошо освещенных помещений, визуально расширят пространство, придадут свежести, бодрости.

Как правильно подобрать гармоничное сочетание цветов в дизайне интерьера?

Выбор цветов и их сочетаний – сложный процесс, который порой ставит в тупик даже профессиональных дизайнеров. Но при помощи универсального простого в применении цветового круга справиться с верным подбором цветов теперь может любой. Нужно лишь помнить, что внутри одного помещения следует сочетать от трех до пяти цветов, не более.

Цветовой круг

1) Несколько оттенков одного цвета

Это проверенный и надежный способ для спокойных натур, которые не слишком любят рисковать. Комната «наполняется» всевозможными оттенками одного и того же цвета: от самого глубокого, насыщенного до легкого, едва различимого. Плавные переходы и гарантированно удачное сочетание придаст интерьеру спокойствия, гармонии, умиротворения.

2) Игра на контрастах

Способ, кардинально противоположный предыдущему. За основу берутся два контрастных цвета, расположенных на цветовом круге друг напротив друга. Контрасты обыгрываются в интерьере при помощи нейтральных цветов, таких как черный, белый, серый.

3) Гармоничные сочетания

За основу берется один из цветов, в котором хотелось бы оформить комнату. К нему «пристраиваются» еще два, расположенные слева и справа от него на цветовом круге. При этом цвета будут образовывать оригинальное и красивое сочетание, без резких переходов.

4) Три эффектных цвета

Несколько более смелый ход, но без лишней броскости. Для выявления трех удачно сочетающихся между собой цветов используется треугольник. Его можно поворачивать внутри круга до тех пор, пока углы не укажут наиболее приятное глазу сочетание для каждого индивидуального случая.

Правила подбора цвета для различных помещений

Влияние цвета на настроение и эмоции человека давно не является открытием. Именно поэтому следует очень внимательно подбирать цвета для оформления интерьера, в зависимости от назначения помещения.

Спальня

Не рекомендуется оформлять спальню резкими контрастными тонами, поскольку это место призвано расслаблять и успокаивать. Здесь прекрасно подойдут пастельные цвета, неяркие оттенки. Теплая гамма предпочтительна, но можно использовать и прохладные оттенки, если комната небольшая, а окна выходят на юг. Внести уют в холодные тона помогут грамотно подобранные аксессуары, добавление белого цвета, правильная расстановка акцентов.

Гостиная

В интерьере гостиной можно быть смелее с выбором цветовых решений. Игра с контрастами или использование броских акцентов добавят бодрости и придадут интерьеру стильный эффектный вид. Если окна смотрят на север – стоит взять теплые оттенки за основу интерьера. Если гостиная маловата – ее можно немного «расширить», применяя светлую холодную палитру. Важно учитывать, что холодные тона хороши только для светлых помещений, где солнце не уходит из комнаты в течение долгого времени.

Оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное).

Пример: Если рядом положить голубой и желтый цвет, то издали их сочетание будет казаться зеленым. Впервые в нашей цивилизации этот закон начали использовать импрессионисты, проходя через призму солнечный луч разлагается на 3 частных цвета: красный, желтый, синий. Там, где они смешиваются по краям, образуются 3 составляющие: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Живопись не может передать силу цвета. Если смешивать краски на палитре, то получится грязноватый фон, поэтому импрессионисты стали класть на полотно отдельные мазки тех красок, на которые разлогается цвет (исходящий, отражающийся от поверхности), проходя через призму. А так как хрусталик в глазу зрителя представляет собой такую же призму, то он как бы объединяет цвета восстанавливая свет. Работая в открытую, на природе, импрессионисты заметили, что тени от предметов не черные, а окрашены чуть-чуть в цвет самих предметов для работы по импрессионистический требуется усвоить несколько правил:

1. Палитра ограничивается только чистыми красками (спектральными), без так называемых земляных – это сурик, и так далее.

2. На палитре допускается смешение только тех красок, которые соседствуют в спектре. Пример: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Допускается также разбеливать цвет. Все остальные смешения производятся оптическим способом.

3. Краски наносятся мелкими мазками, точками, пунктуациям, разновидность импрессионизма. Четкой формой отдельные мазки не накладываются друг на друга, а располагаются рядом, называется пунктолирование.

4. Локальный цвет всякого предмета разделяется на части в соответствии с условиями освещения. Освещенная часть, собственная тень, падающая тень, рефлекс и так далее.

Все эти части имеют свой особый цвет, причём цвета освещенной и теневой части как правило контрастируют, это называется разделением цвета.

5. Цвет локального большого пятна передается как сумма мелких мазков разных цветов, то усиливающихся, то ослабевающих, это называется градацией.

В основе современной колористки лежит трёхкомпонентная теория (принцип 3 основных цветов) – это красный 750 нм, зеленый – 546,1 нм, фиолетовый – 435,8 нм.

Любой цвет может быть выражен математически, где С – произвольный цвет, х – красный цвет, у- зеленый цвет, z – Фиолетовый – основные цвета.

Х1, у1, z1 – цветовые коэффициенты показывающие соотношения смешиваемых основных. Цветность, которая является производной цветового тона и насыщенности, удобнее оценивать с помощью относительных цветовых коэффициентов:

X = x1/(x1+y1+z1)

Y = y1/(x1+y1+z1)

Z = z1 (x1+y1+z1)

Сумма относительных коэффициентов равна единице: x+y+z=1