Сколько надо учиться чтобы стать учителем

Когда я только пришёл работать в школу, во мне сразу увидели потенциал и предложили принять участие в конкурсе «Учитель года». Если честно, сначала я немного испугался – думал, что это не для меня. Но потом понял, что администрация школы возлагает на меня большие надежды, даёт возможность реализоваться. По итогу первого этапа я попал в рейтинг и очень удивился этому. Этапы конкурса «Учитель года» складывались из импровизации, воспитательной беседы и урока, – это как раз то, что приносит мне удовольствие. Получается, что благодаря администрации школы я поверил в себя и теперь несу свет знаний детям и другим молодым педагогам.

Получили ли вы какую-то пользу от участия в конкурсе?

Как дети отнеслись к вашему участию в конкурсе?

Когда я готовился к конкурсу, пропустил много уроков. И я очень благодарен родителям моих учеников, которые в это время приходили в школу, контролировали питание детей, каждый раз звонили мне и спрашивали, как у меня дела, как мне помочь. Помогали с распечатками, раздатками. Та поддержка, которую они мне оказали, – бесценна.

На своей страничке в соцсетях вы выкладываете много видео об уроках. Какую реакцию они вызывают у учеников и их родителей?

Когда мы с детьми едем на какие-то сборы или соревнования, родители следят за ними именно благодаря моим соцсетям. Мы часто выкладывает stories в Инстаграм, огромное количество видеороликов… Родители их смотрят и понимают, что с их детьми всё в порядке. Даже просят выкладывать такие stories чуть почаще (смеётся) .

Все знают, что в последнее время работа в школе сопряжена с большим количеством бумажной работы. Кроме того, жёстко регламентирована программа. Как при этом привносить что-то новое и не быть скучным педагогом?

Если говорить о бумажной работе, в первый год у меня с ней были сложности. Я ощущал прессинг со стороны администрации, потому что документации очень много. Но в течение года я систематизировал свою работу так, что стал всё успевать. И если наладить общение с коллегами, то они подскажут, что и как делать. Кроме того, оптимизировать свои усилия нам помогает проект «Виртуальная школа».

В студенческие годы я пел в группе, и теперь очень часто вместо аудирования мы с учениками слушаем песни. В этом году я был кандидатом в депутаты Госдумы, принимал участие в огромном количестве дебатов, и теперь некоторые финальные занятия мы с детьми проводим в форме дебатов. Это интересно и мне, и ученикам.

Берёте ли вы работу домой?

Да, бывает. Классный журнал я всегда заполняю дома, потому что там я могу спокойно зайти в Интернет, открыть свои записи, проставить оценки, «энки» выставить. Но стараюсь справляться с этим максимум за полчаса, а всё остальное делать на работе, чтобы не напрягать ни себя, ни родных. К тому же, круто работать в первую смену – в 13:30 я уже свободен, и у меня остаётся время на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ и на личную жизнь.

Молодые педагоги редко задерживаются в школе, и у всех причина одна – ужасный коллектив «советской закалки», с которым тяжело работать. Как считаете, действительно ли в школе сильна конкуренция среди учителей?

Конкуренция среди учителей, безусловно, есть. Даже если говорить о заработной плате: у нас есть ставка и стимулирующий фонд. Чем в большем количестве конкурсов я участвую, чем в большем количестве олимпиад участвуют мои дети и чем более они результативны, тем выше стимулирующий фонд. Конечно, педагоги во всех школах разные.

В нашей школе коллектив примерно на 30 % , и, наверное, в этом секрет его успеха, потому что у нас нет никаких интриг и коалиций, все друг другу помогают, делятся опытом. У нас есть методическое объединение русского, иностранного языков и литературы. И очень часто я получаю поддержку именно от русоведов. Благодаря ним идёт постоянный процесс развития. У нас в школе есть учителя пенсионного возраста и молодые учителя, и они помогают друг другу с IT-технологиями и написанием программ, которые помогают учебному заведению держать планку.

Случаются ли моменты эмоционального выгорания?

Если честно, такое выгорание подходит к маю, к концу года, потому что пытаешься к каждому мероприятию, к каждой четверти выложиться по полной. Я не могу всё делать спустя рукава, и вот уже три года работаю практически без отпуска, потому что в летнее время общаюсь с детьми. Это заряжает, настраивает на хороший рабочий лад. Мы постоянно куда-то выезжаем: на батуты, в квест-комнаты и т.д. А в прошлом году, когда в городе открылся зоопарк, мне позвонили родители детей и предложили собраться классом и поехать туда. Как это было круто!

Конечно, можно провести уроки формально и уйти, но какое от этого удовольствие? Гораздо интереснее и приятнее приходить на работу, зная, что тебя ждут, что ты хочешь кого-то там встретить и с кем-то пообщаться. Это же прекрасно!

Как найти контакт с детьми? Особенно если они «сложные», замкнутые, с печальным бекграундом и опытом общения со взрослыми…

В моём классе есть два ребёнка, которые отличаются от других – они очень самостоятельные, не принимают все правила, которые задаёт преподаватель. Я был очень раздосадован этим, но когда мы обсуждали их поведение на родительских собраниях, родители удивлялись, как такое может быть, тем более что один из них признан кадетом года.

И вот в мае у нас были сборы «Зарницы», и мне посчастливилось провести три дня в одной палатке с этими ребятами. Я не сказал им ни слова: всегда всё было убрано, приготовлено, дисциплина была – не придраться. И тогда я понял, что дети крутые! Значит, проблема не в них, а в педагогах.

Вы преподаёте английский. Это не литература и не химия, с такой профессией вы могли бы зарабатывать куда больше в частных компаниях. Но выбрали общеобразовательную школу. Почему?

Оканчивая учебное заведение, я познакомился с молодой преподавательницей, которая на тот момент как раз участвовала в конкурсе «Учитель года». Она попросила помочь ей в подготовке, в итоге стала лауреатом, а спустя время спросила, не хочу ли я стать учителем в её школе. Сначала я сомневался, потому что хотел , но потом решил попробовать, прошёл собеседование, директор школы мне очень понравилась. Как-то так всё и закрутилось. Сейчас я понимаю, что меня всё к этому вело, и уйти я уже не могу.

Что касается зарплаты, то, если я буду показывать хорошие результаты работы, то у меня будет стабильный стимулирующий фонд. Причём я не заставляю себя принимать участие во всевозможных олимпиадах и конкурсах, которые влияют на размер фонда – это мне реально нравится.

А через 10 лет видите ли вы себя учителем?

Зарекаться не могу, но пока я получаю удовольствие. И пока я буду его получать, я буду работать. Когда перестану получать удовольствие от процесса обучения, воспитания, от общения с детьми, их родителями, своими коллегами – я уйду.

Много ли минусов в работе учителем?

Минусов значительно меньше, чем . С некоторыми я столкнулся изначально, тогда они были очевидны, а сейчас уже сглаживаются. Первое – это документация, но ситуация решаема. Второе – не всегда корректное общение с коллегами, особенно если . Третье – не всегда правильное выстраивание отношений с детьми. Но я такой человек, который на минусах вообще не зацикливается. Даже если коллеги затрагивают подобные темы, я стараюсь их не поддерживать и рассказываю, как эти минусы превратить в плюсы.

Что заряжает вас и настраивает на рабочий лад?

Я читаю психологическую литературу, просматриваю в Интернете мастер-классы из разных сфер: психология, продажи, как правильно себя подать. Потому что, если правильно себя подаёшь, у тебя выстраиваются правильные отношения со всеми участниками образовательного процесса.


Что бы вы посоветовали выпускникам педагогических вузов или факультетов, которым 1 сентября предстоит идти в школу? Какой путь им надо будет пройти и что сделать, чтобы стать «Учителем года»?

Во-первых, нужно посещать уроки коллег, даже если они плохие. Как говорит директор моей школы: «Ты посидел, посмотрел и понял, что так ты урок проводить не будешь». Второе – это найти человека, который будет наставником и во всём поможет. Когда я только пришёл в школу, я сразу потянулся к двум женщинам-педагогам пенсионного возраста. Они помогли мне найти общий язык с некоторыми учащимися. Я думал, что если я учитель, то меня просто обязаны слушаться, но эти два педагога показали мне, что это не так, и что ко многим ситуациям нужно относиться проще.

Далее – нужно постоянно впитывать в себя много информации, потому что – это тот, кто всё в себя впитывает. Но важно уметь отсеивать шлак. Я получаю много информации от родителей, учеников, администрации школы, и не вся она мне необходима.

К тому же, нужно выработать свой стиль, это произойдёт не за год и не за два, но тем не менее. И всю информацию подбирать под свой стиль: если она не подходит – отметать. Это основное.

Свой стиль преподавания я пока что не выработал до конца, но очень к этому стремлюсь.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Инструкция

Выбор способа получения любой профессии напрямую зависит от характера самой профессии. Конечно, в рейтинге престижных профессий педагогическая деятельность не занимает первых мест, однако уровень развития страны зависит прежде всего от того, кого и как учит и воспитывает педагог. А это значит, что учителя следует по призванию.

В учебных заведениях готовят специалистов не по конкретной профессии, а по направлению, специализации. Поэтому, если вы выбрали , то должны понимать, что учитель русского языка – это специальность, которую можно получить на филологическом факультете.

Приняв решение о направлении обучения, переходите к следующему этапу - выбору учебного заведения, в котором готовят специалистов по лингвистическим дисциплинам. Выясните, какие предметы школьной программы необходимо сдать в форме единого государственного экзамена для поступления на филологический факультет. Как правило, кроме обязательных – русского языка и математики, вузы принимают результаты ЕГЭ , или истории.

Государственный образовательный стандарт Российской Федерации предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовку специалистов или бакалавров. Обе системы равнозначны, однако между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию, например учитель русского языка и литературы, и учится 5 лет. Бакалавриат обеспечивает выпускнику более широкую область выбора профессий, но при этом не дает конкретной квалификации. Это уровень, срок обучения составляет 4 года. Чтобы завершить третьим итоговым уровнем, вы должны проучиться еще не менее двух лет в .

Кроме выбора вуза, системы высшего профессионального образования, вы должны определить, какая форма получения образования наиболее подходит для вас: очная, заочная, вечерняя или . Будучи студентом-«заочником», вы можете трудоустроиться в школу (например, вожатым или помощником школьного ), чтобы познакомиться с учебным процессом «изнутри».

Существуют еще педагогические училища, в которых можно получить среднее специальное образование. Преимущество такого пути получения профессии в том, что стремление стать учителем в течение учебы либо окрепнет, либо исчезнет, и тогда выпускник будет иметь возможность выбрать вуз другой специализации.

Завершается получение высшего образования созданием интеллектуального продукта - дипломной работы. Ее качество характеризует профессиональную квалификацию. По окончании вуза вы получите диплом о полном высшем образовании, в котором будет указана ваша специализация и , а также тема дипломной работы. С этим документом, если вы решили работать в школе, вы можете успешно трудоустроиться.

Источники:

  • нужен учитель русского языка

Нужно ли иметь педагогическое образование для того, чтобы стать учителем? Где готовят учителей?

Для того, чтобы стать учителем начальных классов, достаточно поступить в педагогическое училище после 9-го класса и успешно закончить его. Чтобы преподавать в старших классах школы, одного училища будет недостаточно - потребуется высшее педагогическое образование. В большинстве своем , преподающие в школах и детских садах, имеют специальное профильное образование. Самый простой путь получения педагогического образования – педагогический институт, но, к счастью, этот путь не является единственным. Окончив любое высшее заведение, выпускник имеет право преподавать в других учебных заведениях, имеющих 1-3 уровень аккредитации. Например, специалист по программированию вполне может пойти работать в учителем информатики.

Если вы не просто хотите стать учителем в , а стремитесь преподавать в , вам придется закончить магистратуру. Бывают случаи, когда для преподавания не ни ученые степени, ни дипломы престижных вузов – вам всего лишь нужно досконально владеть тем предметом, который хотелось бы преподавать. Зачастую, будучи студентами, некоторые специалисты репетиторством, помогая школьникам или одногруппникам, отстающим по некоторым предметам из общего курса. Здесь может быть все, что – математика, химия, физика, иностранные языки, все зависит от ваших предпочтений и умений. По мере достижения успехов в выбранной области может перерасти в основную профессию – ведь каждый новый ученик помогает вам получать ценный опыт, совершенствоваться, овладевать современными методами обучения. В дальнейшем это может также помочь вам при поступлении на какие-либо престижные профильные курсы.

Не секрет, что школьники не особенно увлечены изучением русского языка . Да и грамотностью ученики, к сожалению, похвастаться не могут. Причина подобного положения вещей заключается в том, что у них не сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Как же преподавать русский язык, чтобы увлечь им детей?

Инструкция

При знакомстве с орфографическими нормами обратите внимание школьников на слов. Если они усвоят выявление той или иной морфемы, то смогут понять, в какой части слова находится буква, нуждающаяся в проверке, и о какой орфограмме идет речь.Убедите школьников в том, что умение разбирать слово по поможет им не допускать ошибок на письме.

Учащиеся должны знать, что исключения из правил нужно заучивать наизусть. По-другому проверить эти написания возможности нет.Их не так уж и мало. Поэтому, если вы придумаете считалочки или стихотворения о словах- , это упростит работу детям. Например, при изучении темы "Написание Ы-И после Ц" можно предложить детям запомнить смешную фразу: "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".

Научите детей работать с разными видами словарей, особенно с орфографическими. Необходимо выработать у них потребность в случае затруднения на письме не обращаться сразу за подсказкой к учителю, а обратиться за помощью к словарю.Написание большого количества слов нельзя проверить, вспомнив правило или подобрав . Их проверяют по словарю.

Объясните ребятам, что нужно научиться хорошо видеть не только строение слова, но и предложения. Это позволит им правильно расставлять знаки препинания. Например, если ребенок видит, что в предложении есть обращение или прямая речь, то задумывается о пунктуации в нем.Научите школьников видеть границы в составе сложного. И они смогут без особых трудностей расставить знаки препинания в них.

Система высшего образования постоянно развивается, появляются новые стандарты и программы. Так, недавно внедренная программ магистратуры на сегодняшний день вполне успешно конкурирует с привычной программой второго высшего образования.

Выпускники программ высшего образования, желающие продолжить обучение, зачастую задаются вопросом: что лучше выбрать - второе высшее образование или магистратуру?

Второе высшее

Второе высшее образование уже давно существует на рынке образовательных услуг и не теряет своей популярности. Поэтому программы второго высшего в разных областях существуют практически в любом популярном вузе страны. Такое образование представляет собой фундаментальное обучение, с развернутым теоретическим объяснением материала, именно поэтому в программах этой формы образования так много лекционных часов, семинаров и предметов. Получают такое образование в основном люди занятые и работающие, поэтому обучение проводится вечером, на выходных или в заочной форме. Такое образование призвано обучить новой профессии «с нуля», так что выбранное направление обучения не обязательно должно быть связано с первым высшим образованием. Скорее, наоборот, получать второе высшее идут те, кто хочет изменить свою специальность, найти новую работу или же дополнить существующую деятельность необходимыми знаниями. Особенно популярны программы в области юриспруденции, экономики, управления, психологии.

Таким образом, второе высшее подходит тем людям, которые хотят получить фундаментальные, прочные знания в выбранной специальности. Среди минусов второго высшего образования можно назвать длительность его получения - диплом выдается после 3-4 лет , его во многом теоретическую направленность, а также дороговизну: за некоторые программы престижные вузы запрашивают 400-600 тысяч рублей.

Магистратура

Программы магистратуры выступают альтернативой второму высшему образованию. В магистратуру можно поступить после окончания бакалавриата или специалитета. Еще совсем недавно воспринималась только как дополнение к программе бакалавриата и позволяла лучше разбираться в специальности. Но на сегодняшней день ее программы значительно расширились, а также стали ориентироваться на практическое освоение предмета. Поэтому магистратура сегодня оказывается достойным конкурентом второму высшему образованию.

Степень бакалавра сегодня можно получить в одной области, а магистратуру выбрать в другой. Прежде всего, это относится к программам магистратуры, которые не связаны со специальными знаниями и не являются узкоспециализированными направлениями, например, такие как «Менеджмент», «Экономика», «Политология», «Государственное управление», «Психология». На таких специальностях довольно успешно можно учиться, даже если программа бакалавриата с ними никак не связана. Однако если программа магистратуры предполагает наличие серьезных познаний в технике, медицине, биологии, химии, то лучше выбирать такую специальность после одной из смежных программ бакалавриата.

Программы магистратуры обычно имеют достаточно узкую специализацию и минимум теоретического изложения материала. Студенты магистратуры получают обширные практические навыки, связанные с реализацией своей программы в виде . Программы магистратуры по длительности занимают всего 1-2 года. Обычно они бывают платными, особенно для студентов из других вузов и специальностей, но их длительность помогает сократить затраты на обучение.

В целом, выбирать, на какую программу высшего образования поступить, нужно решать самому будущему студенту. Второе высшее даст основательные знания новой специальности, а программа магистратуры привьет практическое понимание предмета.

Профессия педагога всегда привлекает. Стремление помогать в развитии, обучении, давать людям новые знания заслуживает уважения. Но как стать учителем без педагогического образования? И как улучшить свои навыки, стать действительно наставником и помощником? Для этого, увы, одного желания недостаточно.

Отсутствие специального образования

Первый момент, с которым могут столкнуться желающие стать учителями, – это отсутствие педагогического образования. Нередко бывает так, что в школе отсутствуют педагоги по каким-либо дисциплинам. Или же педагог не очень хороший и освещает недостаточное количество материала. Или, возможно, ребёнок занимается на дому и потому тяжело обеспечить для него эффективный педагогический процесс. В любом случае, знать, как стать хорошим учителем, пусть и без педагогического образования, необходимо каждому родителю.

Обычно для учительской практики обязательным требованием является наличие диплома по специальности. Тем не менее, в 2010 году был издан приказ, согласно которому можно принимать для работы в школе людей без специализированного образования. Но преподаваемый предмет должен быть максимально близок к специальности, указанной в дипломе. В школе могут работать представители таких профессий:

  • экономисты;
  • юристы;
  • врачи;
  • спортсмены.

Чтобы начать преподавать, необходимо сдать квалификационные экзамены. После успешного их окончания можно смело приступать к педагогической деятельности. Эти экзамены обычно сдаются на базе педагогического института, уровень аккредитации которого позволяет проводить аттестацию работников.

Начальная школа

Следующий момент – как стать учителем начальных классов. Образование, которое получают студенты педагогических вузов, включает в себя работу с различными категориями детей, развитие их познавательного интереса и даже проведение коррекционного образования, почему и стоит при выборе учителя начальных классов отдать предпочтение дипломированному специалисту.

Но даже лучшее специализированное образование не сделает из человека хорошего преподавателя начальных классов, если он не любит детей и не может контролировать свои эмоции. При отсутствии специализированных знаний можно всё равно получить разрешение на ведение уроков в начальных классах. Но это потребует прохождения квалификационных тестов.

Английский язык

Одна из самых востребованных специальностей в школе – учитель английского языка. Чтобы понять, как стать учителем английского языка в школе, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Идеальное знание языка. Самым лучшим вариантом будет проживание в стране и непосредственный контакт с носителями языка. Чтение литературных изданий на изучаемом языке также поможет в данном вопросе.
  • Знание методики преподавания. Это самый сложный момент, касающийся иностранного языка, и английского в частности. Способность к пониманию и восприятию у детей разных возрастных групп отличается. Взрослые совершенно иначе воспринимают язык, и для них обучение может быть куда более сложным, чем для детей. Чтобы уметь правильно подбирать задания и средства преподавания английского, необходимо пройти курс по методике преподавания, который обычно включён в программу высших учебных заведений.

Конечно, для преподавания английского потребуется подтверждение о прохождении квалификационного теста. В некоторых случаях допускаются исключения, если человек имеет педагогическое образование по другой специальности, но в совершенстве владеет английским.

Физкультура

Важность физического развития детей очевидна, особенно со стремительно уменьшающимся количеством подвижных игр. Зная, как стать учителем физкультуры, можно не только укрепить здоровье своего ребёнка, но и привить ему любовь к спорту.

Профессиональное образование можно получить в техникуме на дневной форме обучения. По окончании техникума можно поступить в университет на специальность, связанную с физкультурой, и получить уже высшее образование. Обучение в университете, которое осуществляется после техникума, можно получить как на дневной, так и на заочной форме.

Обязательным условием работы в школе, конечно же, является любовь к детям. Изучение теории и методики физического воспитания поможет грамотно планировать урок и составлять задания. Учитель физкультуры должен уметь оказывать первую помощь, поскольку данный предмет характеризуется высоким риском получения травм. Также, для проведения уроков физического воспитания, преподавателю нужно самому находиться в хорошей физической форме. Чтобы этого добиться, можно самостоятельно заниматься спортом. Нередки случаи, когда спортсмены по окончании карьеры уходят тренировать или в учителя физического воспитания.

Биология и химия

Стать учителем биологии может лаборант института, научный работник или врач. Как уже было сказано выше, для получения разрешения на ведение уроков потребуется прохождение аттестации. При планировании уроков естественно-математического цикла стоит обращать внимание не только на возраст учеников, но и на информативную составляющую.

Обычно такие предметы, как биология и химия, воспринимаются детьми без особого интереса, поскольку требуют усвоения большого количества информации. Чтобы облегчить процесс преподавания, необходимо замотивировать детей к обучению и показать, почему знания, которые они получат на уроке, пригодятся им в дальнейшей жизни. Это является одним из основных качеств хорошего педагога – стимуляция познавательного интереса у учащихся.

Музыка

Чтобы стать учителем музыки, необходимо окончить специализированный музыкальный колледж или обучение в университете. Для этого в большинстве случаев требуются навыки игры на музыкальных инструментах и умение петь. При отсутствии музыкального слуха получить специальное образование будет проблематично.

Чтобы подтвердить квалификацию, потребуется получить сертификат от Национальной ассоциации преподавателей музыки. Для этого нужно пройти учебную программу, которая завершается тестированием. Важно отметить, что для преподавания музыки в старшей школе может потребоваться докторская степень или магистратура по специальности «Музыка». Объём зарабатываемых средств будет напрямую зависеть от полученной степени. Магистры обычно имеют более высокий оклад, чем бакалавры.

Зная, что нужно, чтобы стать учителем, можно быстро освоить желаемую профессию. Но, выбирая педагогический ВУЗ, следует помнить, что данная специальность требует большого количества времени и терпения. Человек, который хочет работать в сфере образования, должен обладать такими качествами.

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее - справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее - стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету , без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории" и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История" и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации , если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего - зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

То есть, получается, что можно выучиться, например, на воспитателя в колледже, а потом просто за полгодика пройти профпереподготовку и стать учителем математики или географии? Ничего себе... А вот если человек повар или инженер, он может, пройдя профпереподготовку стать учителем, допустим, трудовиком?


Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны. В рейтинге зарплата учителя остаётся в хвосте.

Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми. Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.

Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:

  1. Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
  2. Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
  3. Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
  4. Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.

Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».


Главная страница сайта «Труд всем»

  1. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.

Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью .

В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.

Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.

Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2018-2019 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:

  1. Московская область.
  2. Красноярский край.
  3. Краснодарский край.
  4. Ленинградская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Свердловская область.
  7. Волгоградская область.
  8. Омская область.
  9. Ростовская область.

Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:

  1. Личные данные.
  2. Опыт работы.
  3. Образование.
  4. Категория.
  5. Квалификация.
  6. Контактная информация.
  7. Личные качества.
  8. Разряд.

Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.

Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.

Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.

В приказе указывается такая информация:

  1. Название школы.
  2. Номер и дата документа.
  3. Дата приёма на работу.
  4. Дата окончания трудового договора.
  5. Табельный номер.
  6. Фамилия, имя, отчество.
  7. Структурное подразделение.
  8. Должность.
  9. Условия приёма на работу.
  10. Характер работы.
  11. Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
  12. Основания для приёма на работу.

Приказ подписывается директором школы и педагогом.

Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.

Заявление о приёме на работу

Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • документ об образовании,
  • личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.

Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.

Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.

Требования к учителям

Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.

Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:

  1. Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
  2. Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
  3. Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
  4. Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
  5. Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.

Обязанности учителя

Основные обязанности учителя в школе:

  1. Контроль наличия тетрадей у учащихся.
  2. Проверка тетрадей.
  3. Контроль соблюдения порядка.
  4. Выставление оценок в классный журнал.
  5. Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
  6. Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
  7. Составление календарных планов.
  8. Составление отчётов.
  9. Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
  10. Участие в заседании педагогического совета.
  11. Проведение родительских собраний.
  12. Провождение воспитательной работы.
  13. Организация внеклассных мероприятий.

Преимущества и недостатки работы учителя

Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:

Преимущества:

  1. Творческая работа.
  2. Систематическое развитие педагога.
  3. Возможность подрабатывать репетиторством.
  4. График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
  5. Отпуск 2 месяца.
  6. Возможность карьерного роста.

Недостатки:

  1. Маленький оклад.
  2. Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
  3. Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.

Для сравнения приведём видео о работе в школе США. кардинально отличается от нашей.

Заработная плата по специальностям

Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:

  1. Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
  2. Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
  3. Педагог по праву получает от 40 тыс.
  4. Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30 до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
  5. Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
  6. Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
  7. Педагог японского языка получает от 26 тыс.
  8. Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
  9. Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
  10. Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
  11. Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
  12. Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
  13. Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.

Заработная плата по регионам

Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.

Город или округ Средняя заработная плата (выражено в рублях)
Ямало-Ненецкий 77 000
Чукотский 75 400
Немецкий 65 370
Ханты-Мансийский 56 900
Камчатка 52 300
Магадан 58 800
Якутия 49 140
Москва 58 800
Сахалин 53 300
Коми 39 460
Хабаровск 34 900
Тюмень 33 700
Красноярск 33 500
Санкт-Петербург 39 000
Архангельск 32 600
Свердловск 29 000
Карелия 29 000
Иркутск 30 700
Татарстан 27 200
Бурятия 27 000
Нижний Новгород 24 800
Ярославль 24 300
Тыва 27 400
Вологда 26 000
Омск 25 580
Кемерово 26 140
Пермь 26 230
Томск 31 400
Рязань 23 000
Самара 24 930
Новосибирск 26 120
Ростов 22 600
Челябинск 27 000
Калининград 26 000
Липецк 22 300
Смоленск 21 600
Калуга 27 000
Ставрополь 21 500
Владимир 21 800
Алтай 22 000
Оренбург 22 900
Воронеж 23 000
Волгоград 22 900
Астрахань 23 600
Тверь 23 820
Ульяновск 20 300
Ингушетия 21 170
Новгород 24 280
Адыгея 20 170
Псков 20 300
Башкортостан 23 500
Орёл 20 000
Тамбов 19 600
Брянск 20 200
Белгород 22 900
Калмыкия 19 000
Киров 20 260
Курган 20 180
Курск 22 000
Пенза 21 450
Саратов 21 280
Осетия 19 800
Костром 20 260
Мордовия 18 700
Дагестан 18 500