Процесс над кпсс 1992. За и против. суд над кпсс на улице и в зале. Смотреть что такое "дело кпсс" в других словарях

Постановление №1-П-У от 14 января 1992 года

Инициатор дела: народные депутаты РСФСР

Решение суда: слияние силовых структур признано неконституционным

Указ президента РСФСР Бориса Ельцина от 19 декабря 1991 года №289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» признан не соответствующим Конституции с точки зрения разделения ветвей власти и закрепленного Конституцией разграничения компетенций между высшими органами государственной власти и управления. Конституционный суд решил, что президент РСФСР превысил свои полномочия, а разделение и взаимное сдерживание силовых структур, чья деятельность связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, обеспечивает демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти. 15 января 1992 года господин Ельцин отменил указ.

О КПСС

Постановление №9-П от 30 ноября 1992 года

Инициатор дела: народные депутаты РСФСР

Решение суда: роспуск центральных оргструктур КПСС признан конституционным

КС не стал выносить решение о конституционности указов президента РСФСР Бориса Ельцина 1991 года о приостановлении деятельности Компартии, имуществе и деятельности Компартий РСФСР и КПСС, так как союзная партия уже распалась, а российская организация не была самостоятельно оформлена. Вопрос о бывшей собственности КПСС передан на усмотрение арбитражных судов. Роспуск центральных оргструктур КПСС признан конституционным, но региональным организациям разрешено воссоздать партию: был создан оргкомитет КП РСФСР, а 13–14 февраля 1993 года на втором чрезвычайном съезде принято название КПРФ. Трое несогласных с решением КС судей заявили по делу особые мнения.

О телеобращении президента к народу

Заключение №3–1 от 23 марта 1993 года

Инициатор дела: Верховный совет РСФСР

Решение суда: телеобращение Бориса Ельцина признано неконституционным

КС счел действия президента РСФСР Бориса Ельцина, связанные с его обращением к гражданам страны 20 марта 1993 года о введении «особого порядка управления до преодоления кризиса власти», не соответствующими Конституции и Федеративному договору. Трое судей выступили с особыми мнениями, указав, что телеобращение относится к политическим вопросам, которые КС не вправе рассматривать, а председатель КС Валерий Зорькин до этого сам нарушил закон, публично обвинив президента от имени суда в «попытке государственного переворота» и не взяв самоотвод. В итоге Борис Ельцин не отменил свои указы, а мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак заявлял, что «ничего антиконституционного в телеобращении не было».

О конституционной реформе

Заключение №3–2 от 21 cентября 1993 года

Инициатор дела: Конституционный суд

Решение суда: введение президентского правления признано основанием для отрешения Бориса Ельцина от должности

КС признал неконституционными обращение президента РФ к гражданам России 21 сентября 1993 года и его указ «О поэтапной конституционной реформе», упразднивший Верховный совет и Съезд народных депутатов, и счел это основанием для отрешения Бориса Ельцина от должности. Четверо судей заявили особые мнения. Главу КС Валерия Зорькина обвиняли в том, что до заседания он публично дал резко негативную оценку обращению и указу, но не взял самоотвод. Зампред КС Николай Витрук заявил, что «постоянное нагнетание психоза со стороны председательствующего о полном крушении конституционного строя» не давали возможности полного исследования дела. 7 октября Борис Ельцин приостановил работу КС до принятия новой Конституции. Весной 1995 года штат КС был увеличен до 19 человек, что обеспечило лояльное президенту большинство.

О Чеченском конфликте

Постановление №10-П от 31 июля 1995 года

Инициаторы дела: Совет федерации и Госдума

Решение суда: указ о контртеррористической операции признан конституционным

КС признал конституционным указ президента Бориса Ельцина от 9 декабря 1994 года «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» и прекратил проверку других указов, положивших начало контртеррористической операции в регионе. Не соответствующими Конституции признаны лишь два пункта постановления правительства: о депортации из республики не проживающих там граждан и о лишении аккредитации журналистов без судебного решения. Восемь из 18 судей выступили с особыми мнениями. Через полтора месяца после лояльного для президента решения Борис Ельцин подписал указ «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей КС».

О реституции

Постановления №11-П от 6 апреля 1998 года и №12-П от 20 июля 1999 года

Инициаторы дела: парламент / президент РФ

Решение суда: обязал подписать закон о реституции и признал его конституционным

Постановление КС №11-П по ходатайству Совета Федерации и Госдумы о разрешении спора с президентом РФ обязало Бориса Ельцина подписать принятый парламентариями закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны». Господин Ельцин попытался оспорить вынужденно подписанный закон в КС, который постановлением №12-П внес ряд поправок, но оставил без изменений нежелательный для президента РФ пункт о том, что страны гитлеровской коалиции не имеют права на возврат культурных ценностей. При этом КС воздержался от признания закона неконституционным «несмотря на нарушения, имевшие место в Госдуме» и закрыл глаза на нелегитимную процедуру заочного голосования депутатов.

О сроках правления

Определение №134-O от 5 ноября 1998 года

Инициаторы дела: Госдума

Решение суда: запрещается быть президентом РФ более двух сроков подряд

Спустя восемь месяцев после обращения депутатов Госдумы о толковании заключительных и переходных положений Конституции КС прекратил рассмотрение дела, постановив определением №134-O, что Борис Ельцин больше не имеет права баллотироваться в президенты. При этом судебный орган установил, что Конституция запрещает руководить государством только больше двух раз подряд. Этим решением президентам РФ была открыта возможность баллотироваться в третий раз через один пропущенный срок, чем впервые воспользовался уже Владимир Путин в 2012 году, уступив перед этим президентский пост на один срок тогдашнему премьер-министру России Дмитрию Медведеву.

О смертной казни

Постановление №3-П от 2 февраля 1999 года

Инициаторы дела: Мосгорсуд и Верховный суд

Решение суда: мораторий на смертную казнь продлен

Постановление №3-П по запросу Мосгорсуда и граждан запретило вынесение смертных приговоров до повсеместного рассмотрения дел судом присяжных. А накануне введения таких судов с 1 января 2010 года на всей территории России определением о разъяснении №1344-O-Р от 19 ноября 2009 года по запроcу Верховного суда КС признал возвращение смертной казни невозможным. Мораторий продлен до момента, когда Россия либо ратифицирует подписанный в 1997 году протокол N 6 к Европейской конвенции об отмене высшей меры наказания, либо откажется от обязательств по его исполнению. Формально такой вид наказания в Уголовном кодексе остался, но он заменяется пожизненным заключением.

Об амнистии

Постановление №11-П от 5 июля 2001 года

Инициаторы дела: Советский райсуд Челябинска

Решение суда: постановления Госдумы об амнистии признаны неконституционными

Постановление №11-П по запросу Советского райсуда Челябинска и жалобам граждан РФ аннулировало постановление Госдумы от 26 мая 2000 года об амнистии в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне и внесенные в него 28 июня 2000 года поправки. КС запретил амнистировать еще не освобожденных от наказания лиц и признал первоначальную версию акта Госдумы «неадекватной целям амнистии». Зампред КС Тамара Морщакова поясняла, что «нарушения, допущенные Госдумой очень многообразны». Отвечая на вопрос о судьбе тех заключенных, которые уже вышли на свободу по амнистии, госпожа Морщакова подчеркнула, что речь не идет об их возвращении в места заключения: «Им повезло, и другим еще может повезти».

О ЮКОСе

Определение №36-О от 18 января 2005 года и постановление №9-П от 14 июля 2005 года

Инициаторы дела: ЮКОС и Федеральный арбитражный суд Московского округа

Решение суда: разрешение взыскивать налоги за пределами срока давности

Конституционный суд вынес определение №36-О от 18 января 2005 года об отказе в рассмотрении жалобы ЮКОСа на неприменение в его деле срока давности привлечения к налоговой ответственности, но признал недопустимым «универсализацию» арбитражными судами понятия «недобросовестный налогоплательщик», введенного определением КС №138-О от 21 июля 2001 года по ходатайству Министерства по налогам и сборам в связи с другой нормой налогового законодательства. Однако постановлением №9-П от 14 июля 2005 года по запросу Федерального арбитражного суда Московского округа в связи с делом ЮКОСа об умышленной неуплате налогов КС разрешил взыскивать налоговые санкции за пределами срока давности «в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля». Это позволило судам взыскать с ЮКОСа 38,7 млрд руб., с чем в 2011 году не согласился Европейский суд по правам человека.

Об отмене выборов губернаторов

Постановление №13-П от 21 декабря 2005 года

Инициаторы дела: Владимир Гришкевич и партия СПС

Решение суда: новая процедура утверждения губернаторов (ранее действовали прямые выборы) признана конституционной

Постановление №13-П по жалобе тюменского геолога Владимира Гришкевича и активистов партии СПС признало конституционной новую процедуру утверждения губернаторов и подтвердило право президента вносить их кандидатуры на рассмотрение регионального парламента. КС констатировал, что положения Конституции следует оценивать «в развивающемся социально-историческом контексте», отказавшись от своих прежних позиций в постановлениях №2-П от 18 января 1996 года о запрете избрания губернатора Алтайского края региональным парламентом и №11-П от 30 апреля 1996 года, где «принцип выборности глав исполнительной власти» назван «вытекающим из Конституции».

О прецедентах ВАС

Постановление №1-П от 21 января 2010 года

Инициаторы дела: АО «Карболит» и другие предприятия

Решение суда: формируемая ВАС прецедентная система признана допустимой

По жалобам ряда предприятий на систему пересмотра вступивших в законную силу судебных решений из-за последующего изменения позиции Высшего арбитражного суда по аналогичным делам КС вынес постановление №1-П, которое разрешает пересмотр лишь в исключительных случаях и при условии, что в постановлениях президиума и пленума ВАС будет прямо указано на обратную силу. Фактически формируемая ВАС прецедентная система судебных решений была признана допустимой. Председатель КС Валерий Зорькин заявил, что это компромиссное решение «открыло дорогу к легитимированию прецедента в России», но по факту его применение привело к новым жалобам на ВАС в КС, а в 2014 году ВАС был упразднен поправкой к Конституции.

О третейских судах

Постановление № 10-П от 26 мая 2011 года

Инициаторы дела: Высший арбитражный суд

Решение суда: расширение арбитрабельности гражданско-правовых споров

Конституционный суд вынес постановление №10-П по запросу Высшего арбитражного суда, оспорившего компетенцию третейских судов в рассмотрении споров о недвижимости, поддержав третейские суды как альтернативный способ разрешения гражданско-правовых споров. Валерий Зорькин заявил, что «институт третейского разбирательства в рамках гражданского общества - это демократическое начало, общепризнанное в мире, и то, что он не входит в государственную систему судов, не снижает его значения и роли в нашей жизни». А глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов предупредил, что «государство в итоге может лишиться крупных активов».

О митингах

Постановление №4-П от 14 февраля 2013 года

Инициаторы дела: группа депутатов Госдумы и Эдуард Лимонов

Решение суда: некоторые нормы закона «о митингах» признаны неконституционными

Конституционный суд вынес постановление №4-П по жалобе депутатов Госдумы и Эдуарда Лимонова на поправки к закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Ряд наиболее скандальных норм КС признал неконституционными или откорректировал их «конституционно-правовой смысл». Но многие спорные правила были признаны соответствующим Конституции. Трое судей не согласились с решением и выступили за полную отмену введенных запретов и санкций против митингующих. «Масштаб и массовый характер» допущенных Госдумой нарушений «многократно увеличивают концентрацию негативной энергии, взрывающей закон изнутри», говорилось в одном из особых мнений.

Об «иностранных агентах»

Постановление №10-П от 8 апреля 2014 года

Инициаторы дела: НКО и омбудсмен Владимир Лукин

Решение суда: закон об «иностранных агентах» признан конституционным

В своем постановлении КС отказался признать закон об «иностранных агентах» нарушающим Конституцию, а их статус - «негативной оценкой». Деятельность «с целью оказания воздействия», в том числе путем формирования общественного мнения, «на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими политику» КС счел политической, но указал, что это определение не должно применяться к правозащитным и благотворительным организациям. Правозащитники назвали решение КС «худшим за всю его историю», обвинив суд в подчинении исполнительной власти, но надеялись, что оно все же заблокирует «карательную прокурорскую практику» в отношении НКО. Венецианская комиссия при Совете Европы не согласилась с решением КС.

О присоединении Крыма

Постановление №6-П от 19 марта 2014 года

Инициаторы дела: президент РФ

Решение суда: договор о принятии Крыма в состав РФ признан конституционным

Постановление №6-П о проверке конституционности международного договора между РФ и Республикой Крым было вынесено по запросу президента Владимира Путина. Положительное решение было принято без назначения судьи-докладчика и предварительных слушаний «с учетом сложившейся ситуации вокруг Крыма и Севастополя». Прибегать к помощи экспертов судьи тоже не стали. На изучение запроса и вынесение одобрительного постановления объемом в 14 страниц у судей ушло около трех часов. Это вызвало дискуссию между профессором ВШЭ Еленой Лукьяновой, раскритиковавшей процедуру принятия постановления, и Валерием Зорькиным, который назвал госпожу Лукьянову «пособником иноземной силы».

О преследовании бизнеса

Постановление №32-П от 11 декабря 2014 года

Инициаторы дела: Салехардский горсуд

Решение суда: привело к аннулированию статьи о бизнес-мошенничестве

11 декабря 2014 года КС признал частично неконституционной ст. 159.4 Уголовного кодекса (УК) об ответственности за мошенничество в сфере предпринимательства, принятую в рамках либерализации законодательства 2012 года в ответ на жалобы о «закошмаривании бизнеса». Несмотря на призыв президента «максимально снять ограничения для бизнеса», КС спустя неделю потребовал ужесточить наказание за преднамеренное неисполнение предпринимателями договорных обязательств в особо крупном размере в течение полугода, предупредив, что если поправки не будут внесены в срок, привилегированная норма прекратит действие. Законодательные органы требование не выполнили, и ст. 159.4 была аннулирована.

В июле 2016 года ст.159 УК РФ была дополнена сразу тремя новыми частями, предусматривающими ответственность за совершение мошенничества в предпринимательской сфере. Законодатели четко определили состав преступления, а также отдельно прописали санкции за мошенничество в крупном и особо крупном размере. Теперь за осознанное и намеренное несоблюдение договоров и соглашений можно получить наказание от штрафа до 300 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 10 лет.

О неисполнении решений ЕСПЧ

Постановление 21-П от 14 июля 2015 года

Инициаторы дела: группа депутатов Госдумы

Решение суда: наделил себя полномочиями признавать неисполнимыми решения ЕСПЧ по запросу госорганов

Постановлением 21-П КС отклонил требование 93 депутатов Госдумы признать неконституционными федеральные законы, обязывающие Россию выполнять постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но наделил себя полномочиями признавать неисполнимым решения ЕСПЧ по запросу президента, правительства и других государственных органов. Так, в апреле 2016 года КС удовлетворил жалобу Минюста, признав невозможным исполнение постановления ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России», предписывающее дифференцировать закрепленный в Конституции запрет заключенным голосовать на выборах. В октябре 2016 года Минюст обратился за разрешением не выплачивать компенсацию €1,866 млрд экс-акционерам ЮКОСа. Дело к рассмотрению пока не принято.

Автор-составитель: Анна Пушкарская

Их имуществе и роспуске. Дело было заведено по ходатайству 37 народных депутатов России.

В процессе участвовали:

  • представители 37 депутатов.
  • представители интересов КПСС и КП РСФСР (частично совпадали с предыдущей группой).
  • представители президента,
  • представители группы из более чем 70 народных депутатов, требовавшей рассмотрения вопроса о конституционности КПСС и КП РСФСР.

По Указу о приостановлении деятельности КП РСФСР было признано не соответствующим Конституции предписание министру внутренних дел и прокуратуре «провести расследование фактов антиконституционной деятельности» партии, а также пункт о вступлении указа в силу с момента подписания. По другим указам суд признал неконституционным роспуск оргструктур первичных парторганизаций, образованных по территориальному принципу, но оставил в силе роспуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР. Распоряжения о передаче имущества компартии органам исполнительной власти были признаны конституционными по отношению к той части управляемого КПСС имущества, которая являлась государственной или муниципальной собственностью, и неконституционными по отношению к той части, которая либо являлась собственностью КПСС, либо находилась в ее ведении, хотя права собственника вообще не были определены документально. По вопросу о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР производство было прекращено в связи с тем, что в августе-сентябре 1991 года КПСС фактически распалась.

Судья Гаджиев позднее отмечал, что «решение во многом было продиктовано политическими резонами - оно не родилось только из юридической логики» .

Судьи Кононов , Эбзеев и Лучин представили особые мнения.

Примечания

Литература

  • Материалы дела о проверке конституционности указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР. - М.: Издательство «Спарк», 1996-1998. В 6 томах
  • Буковский В. К. Московский процесс. - М. ; Париж: МИК: Рус. мысль , 1996. - 525 с. - ISBN 5-87902-071-1
  • Отклики судей:
    • А. Кононов. Пятилетие Конституционного суда в России. Вестник КС РФ, 2, 1997. Цитируется в Бредихин В. Неоконченное «дело КПСС». Свидетельствуют архивные документы Гражданин № 1/2000
    • В. Зорькин Цитируется в Тризна по непохороненному призраку «Коммерсантъ» № 120 (1078) от 17.07.1996
  • Участники дела со стороны президента и группы депутатов, ходатайствовавшей об оценке конституционности деятельности КПСС
  • Участники дела со стороны заявителей и КПСС-КП РСФСР
    • Рудинский Ф. М. «Дело КПСС» в Конституционном Суде: Записки участника процесса М.: Былина, 1999
    • КПСС вне закона?! Конституционный суд в Москве. - Сост. С. А. Боголюбов. Выпуск I. - М.: Байкальская академия, 1992

Ссылки

  • Глава 5. Суд над КПСС // Собчак А. А. Жила-была КПСС
  • постановление КС РФ № 9-П от 30 ноября 1992 года (выдержки и ссылки на справки о судьях, где кратко отражено содержание их особых мнений) Полный текст постановления без особых мнений доступен через поиск на сайте КС РФ
  • Заключение экспертов Комиссии ПВС РФ по передаче-приему архивов КГБ и КПСС на государственное хранение

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дело КПСС" в других словарях:

    Дело «АНТа» громкое уголовное дело начала 1990 х годов по обвинению руководства кооператива «АНТ» в контрабанде 12 танков «Т 72» за рубеж. Содержание 1 История дела 2 Резонанс дела … Википедия

    Дело Рокотова Файбишенко Яковлева судебный процесс в СССР в 1961 году по обвинению Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева в незаконных валютных операциях. Содержание 1 История 1.1 Первый суд 1.2 Второй суд … Википедия

    Дело Рокотова Файбишенко Яковлева судебный процесс в СССР в 1961 году по обвинению Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева в незаконных валютных операциях. Содержание 1 История 1.1 Первый суд 1.2 … Википедия

    ДЕЛО ВРАЧЕЙ, аресты врачей в начале 1950 х гг., отвечавших за лечение высших руководителей СССР по сфабрикованным обвинениям во вредительстве и сознательном умерщвлении деятелей «партии и правительства». «Дело врачей» было вызвано обострением… … Энциклопедический словарь

    Дело о «коробке из под ксерокса» предполагаемое нарушение правил валютных операций и финансирования выборов Президента в 1996 году. Содержание 1 1990 е годы 2 2000 е годы 3 2010 е годы 4 … Википедия

    Дело Калининых уголовное дело 1980 х годов по обвинению супругов Инны и Геннадия Калининых в хищении государственных наград у ветеранов Великой Отечественной войны и совершении трёх убийств. Содержание 1 Ход событий 2 … Википедия

    Дело эстонского ветерана Арнольда Мери - Судебный процесс по обвинению ветерана войны первого эстонского Героя Советского Союза 88 летнего Арнольда Мери в геноциде мирного населения начнется 20 мая в городе Кярдла на острове Хийумаа, сообщила пресс служба Пярнуского уездного суда. Герой … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Тухачевский на суде … Википедия

    Тухачевский на суде Дело Тухачевского, или дело «антисоветской троцкистской военной организации» дело по обвинению группы крупных советских военачальников в организации военного заговора с целью захвата власти. По делу обвинялись: Маршал… … Википедия

Книги

  • Главный свидетель. Дело о развале СССР , Николай Рыжков. Тридцать лет назад, в апреле 1985 года, состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев заявил программу широких реформ под лозунгом "ускорения социально-экономического развития страны" .…

Наши корреспонденты побеседовали со сторонниками и противниками ЦК КПСС и КП РСФСР, собравшимися на улице и в зале Конституционного Суда, где проходят сейчас его заседания.

НА УЛИЦЕ

В. Соломатин, 48 лет:

Нужен не Конституционный, а самый настоящий суд над всеми "коммуняками" и иже с ними. Ведь дай им время оправиться - и они покажут нам такой оскал... страшно станет. Только теперь они придут под новыми именами и с новыми лозунгами.

Пожилой мужчина (представиться отказался):

Надеюсь, что суд примет единственно правильное решение: партия должна существовать, она имеет на это право. Я был в прошлом членом КПСС, и если бы партия возобновила свою деятельность и предложила бы конкретный выход из той кризисной ситуации, в которой мы оказались, то многие бы вступили в нее. Беда в одном - партия на сегодняшний день не имеет настоящего лидера.

Г. Чеканов, студент:

Мне странно и даже смешно видеть на экране людей в черных мантиях и судейских шапочках с кисточками. Все это напоминает сейчас какое-то театральное действо. Когда указы издавались, они действительно были необходимы, чтобы нейтрализовать боевой дух "авангарда" партии. Но срок действия указов должен был быть ограничен четкой датой. Какую опасность представляет партия сегодня? Ведь это просто сборище зашоренных, несчастных старых людей, хотя ими и могут управлять всякие бабурины или другие, более "юные" вожаки. Молодежь к ним не пойдет.

Г. Комаровская, работник коммерческих структур:

Если бы это был настоящий суд над партией, то это имело бы смысл. Я считаю, что указ Президента был правильным и отменять его безнравственно по отношению ко всем, кто пострадал когда-либо от коммунистов. Если партия возобновит свое существование, это станет новым несчастьем для России. Тем более, если ее лидером станет военный наподобие Б. Громова или командующего 14-й армией А. Лебедя.

Пенсионер с орденскими планками на груди:

Не КПСС надо судить, а предателя Горбачева!

Вот что сказали две женщины, спорившие друг с другом:

Я, как и многие, хочу только одного - порядка в стране. Когда у власти стояла партия, все было в порядке.

Коммунисты хозяевами над нами были почти восемьдесят лет, а до чего мы дожили...

В ЗАЛЕ

МНЕНИЯ ТОВАРИЩЕЙ

В. ИВАШКО, пенсионер (только что прошедший в подполье XXIX съезд КПСС исключил его и М. Горбачева из рядов КПСС):

Наверное, кто-то хочет устроить суд над партией. Но в каком государстве мы и наши дети хотим жить? Если в демократическом и правовом, то торжествовать должны право и закон.

Что касается исключения из КПСС, в правовом государстве может собраться любая группа людей и объявить себя кем хочешь - хоть Наполеоном, хоть Юлием Цезарем. Никакого XXIX съезда не было. Вот и все!

Е. ЛИГАЧЕВ, пенсионер:

Конституционный Суд считает, что он должен рассмотреть правовой вопрос, юридический. И суд будет делать все, чтобы не превратить процесс в политический. Но, вообще говоря, очень трудно отделить его правовую сторону от политической. Но - посмотрим. Что касается исключения Горбачева на XXIX съезде, то я не знаю, что это за съезд и не признаю его. Горбачев фактически сам решил этот вопрос, когда покинул партию в самом критическом ее положении. Я не могу его понять ни с человеческой, ни с политической точки зрения.

Ю. СЛОБОДКИН, депутат России:

Запрет КПСС - это одна из величайших глупостей, которые допускают люди, пришедшие к власти. Меня удивляет, насколько неистребима унтерпришибеевская нетерпимость к инакомыслию. Наши политики никак не могут преодолеть эту болезнь.

Если следовать логике наших оппонентов, то у Верховного суда США тоже была необходимость проверить конституционность, например, демократической партии США, когда президент Трумэн отдал приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Уже признано, что это был эксперимент над живыми людьми. Никакой военной необходимости не было. Но в Америке никто такой вопрос не ставит.

ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТОРОНА

Г. БУРБУЛИС, госсекретарь Российской Федерации:

Фактически идет необходимая процедура уяснения глобальной проблемы истории России и роли в ней коммунистического режима и политических структур, которые его воплощали. Вместе с тем очень надеемся, что из той пристрастной невнятицы, которая сейчас предлагается в качестве аргументов как политического, так и юридического характера, Конституционный Суд сможет вычленить действительный предмет разбирательства. Вынесет решение, достойное как этого высшего органа, так и наших российских реформ и их перспектив.

С. ШАХРАЙ, депутат России, представитель Президента на суде:

Вообще немного грустно от того, что зал заседаний Конституционного Суда некоторые депутаты превращают в арену сведения групповых, фракционных и политических счетов. В этом зале одна группа депутатов отстаивает якобы неконституционность указов, то есть решает свои политические проблемы. Другая группа депутатов отстаивает неконституционность КПСС - тоже свои политические цели. Но ни одна из трех законных ветвей власти не заявила о том, что их прерогатива нарушена. От этого грустно.

Здесь нет суда над КПСС. Надеюсь, что не будет и суда над Президентом.

А вот какие чувства испытывает адвокат А. МАКАРОВ, известный своим участием в "чурбановском" процессе:

Откровенно говоря, я глубоко убежден, что и в том, и в другом процессе я защищаю право. Но самое сильное чувство, которое я испытываю сию минуту, слушая оппонентов, можно передать словами одной известной личности: "Они ничего не поняли, ничему не научились".

Г. СТАРОВОЙТОВА, депутат России:

С одной стороны, у меня праздничное настроение - мы дождались исторического суда. С другой стороны, я тревожусь за его исход и последствия. Я опасаюсь, чтобы стороны не сузили рассмотрение, не затронув вопросов о преступной политической практике КПСС. Я имею в виду разжигание национальной розни между народами наших республик внутри СССР. Я имею в виду благословения, которые давали верхи партии на ввод войск в Венгрию и ЧССР, на введение военного положения в Польше, на начало афганской авантюры. Свидетели всех этих акций живы. Почему бы не пригласить в суд г-на Дубчека, г-на Ярузельского, г-на Наджибуллу, наших коллег из Венгрии, Прибалтики и Закавказья?

Российский депутат О. РУМЯНЦЕВ:

Я испытываю чувство глубокого сопереживания старшему поколению, глядя на представителей противоположной стороны. Как можно думать о своей партии, как о вечной, если в ее рядах практически нет молодежи? Я смотрю с безусловным уважением на ветеранов, но если коммунистическая или социалистическая идея может жить в России, то носителем ее должна быть прежде всего молодежь, которая в свою очередь решительно отмежуется от антиконституционной природы КПСС.

И в заключение -мнение Председателя Конституционного Суда В. ЗОРЬКИНА:

Страсти не должны накаляться. И в каких бы частях зала ни сидели стороны, после заседания надо цивилизованно сесть за общий стол и вместе выпить по чашке чая. Понимаете, для того чтобы в будущем мы вместе жили на том куске Земли, который называется "Россия", а не уничтожали друг друга, как белые и красные, я думаю, следует воспользоваться моим рецептом.

КПСС никогда не была просто партией, как все прочие. Она и не стремилась к этому. Она стремилась не к участию в осуществлении государственной власти, а к ее захвату. Она добилась не просто контроля над государством; во всех отношениях, кроме названия, она была государством.

Маргарет Тэтчер.

Из заявления от 06.07.92 по поводу слушания в Конституционном суде дела о КПСС

Мы говорим "партия", подразумеваем - "государство".

В. Селюнин

Крах коммунистической партии, сумевшей, казалось, заполнить собой все поры общества, подчинить себе все государственные структуры, изгнать и подавить всякое инакомыслие, был как гром среди ясного неба, хотя симптомы самораспада обнаруживались давно, и тем не менее опирающаяся на почти двадцатимиллионную армию своих членов компартия казалась несокрушимым монолитом. Страшно было даже подумать о том, что его можно поколебать и разрушить. Со времен Сталина казалось (да так оно и было на самом деле), что компартия может делать со страной все, что придет в голову ее выжившим из ума престарелым руководителям. И вдруг на наших глазах все это стало рушиться как замок, построенный из песка.

Это был один из самых грандиозных социальных катаклизмов, сравнимый по масштабам и последствиям лишь с распадом Древнего Рима. Но там агония длилась более столетия и под напором внешних сил, а здесь все произошло мгновенно и вследствие внутренней реакции самораспада.

Когда пыль осела и первое потрясение прошло, на смену ему пришло чувство удивления тому, что из всей многомиллионной армии коммунистов не нашлось ни одного, кто поднял бы голос в защиту коммунистических идеалов и марксистско-ленинской идеологии. Вероятно, потому, что идеалов уже не было и король, сам не подозревая об этом, давно был голым.

И тем не менее многое в этой истории до сих пор остается непонятным и носит мистический характер: как быстро и, главное, бескровно рухнуло столь тщательно, семьдесят пять лет возводимое здание власти! А ведь коммунисты сумели создать самую уникальную в истории человечества систему власти, в которой невозможно было определить, кто угнетатели, а кто угнетенные. Все в этой системе власти выступали попеременно и в том, и в другом облике. Швейцар, шофер такси, водопроводчик, паспортистка и любой другой самый мелкий чиновник или рабочий имели свою долю социальной власти, выражавшуюся в возможности безнаказанно унизить любого человека, хотя бы на минуту оказавшегося в какой-то зависимости от него. Равенство в бесправии на повседневном житейском уровне поддерживало иллюзию всеобщего равенства, о котором денно и нощно твердила коммунистическая пропаганда на всех уровнях. Неочевидность власти, неясность, кто конкретно принимает то или иное решение, - лишь следствие сознательного стремления партноменклатуры (вплоть до высших звеньев) избежать бремени ответственности - стремления, истоки которого в подсознательном ощущении незаконности и даже преступности своей власти. Отсюда рождение известных формул при принятии решений: имеется мнение, существует указание и т. п. - без расшифровки, чье мнение, откуда указание.

Партийная номенклатура (включая Ленина и даже Сталина) всегда боялась ответственности за содеянное. Поэтому, когда за провалом коммунистического путча в августе 1991 года последовал запрет на деятельность КПСС, естественно возник вопрос о расследовании и обнародовании всех преступлений коммунистической партии против своего народа.

Мысль о судебном преследовании коммунистической партии, узурпировавшей власть, поправшей все законы человеческие и божеские, принесшей неслыханные страдания народу, заплатившему десятки миллионов жертв во имя построения "светлого" будущего, - такая мысль казалась совершенно естественной. Тем более что уже есть исторический прецедент международного Нюрнбергского трибунала, объявившего преступной гитлеровскую партию и поставившего нацистов вне закона. Этого как раз и боялась та партийная элита, у которой руки были по локоть в крови, а нарушения законов вообще в расчет не принимались.

К тому же были и более свежие примеры привлечения к суду руководителей "братских" компартий в Германии, Болгарии, Чехии, Румынии.

Некоторые из лиц, причастных к организации путча, так перепугались, что лишили себя жизни после его провала, и, по иронии судьбы, напрасно. Потому что в новой России никто и не помышлял о том, что КПСС следует судить и объявить преступной организацией. Новое руководство России было слишком связано с нею - можно сказать, вышло из недр компартии.

Когда прошел первый испуг и номенклатурная рать увидела, что ничто ей не угрожает, она стала смелеть день ото дня. Сначала бывшие функционеры довольствовались тем, что снова получили должности в разных присутственных местах, а потом, почувствовав свою силу и поддержку со стороны большей части депутатов Верховного Совета, перешли в наступление. Первым пробным шаром было обращение ряда депутатов-коммунистов в Конституционный суд с требованием признать незаконными, неконституционными указы Ельцина о запрете деятельности КПСС и Коммунистической партии (КП) РСФСР, а также об имуществе названных организаций.

Так, 7 июля 1992 года начался этот судебный фарс, условно обозначаемый мною как суд над КПСС, хотя настоящего суда, собственно говоря, и не было.

Давайте вспомним, как все происходило.

Действующие лица

и исполнители:

члены Конституционного суда во главе со своим председателем В. Д. Зорькиным. Все без исключения бывшие коммунисты. Некоторые из них (подобно судье-докладчику В.О. Лучину) с первого дня процесса не скрывают своих партийных пристрастий, а председатель суда - своего желания активно вмешиваться в политические процессы, что в последующем и привело к дискредитации Конституционного суда и его роли в системе властных органов государства.

Ходатайствующая сторона:

группа народных депутатов России в составе тридцати семи человек, среди которых нынешний председатель Государственной думы И.П. Рыбкин, летчик-космонавт В.И. Севастьянов, лидер Аграрной партии М.Н. Лапшин и другие (в основном товарищи с солидным номенклатурным прошлым), подавшие 27 декабря 1991 года ходатайство о незаконности и проверке конституционности указов Президента России: от 23 августа 1991 года "О приостановлении деятельности Коммунистической партии"; от 25 августа 1991 года "Об имуществе КПСС и КП РСФСР" и от 6 ноября 1991 года "О деятельности КПСС и КП РСФСР".

В качестве представителей стороны, обратившейся в

суд, были привлечены бывшие секретари КПСС и КП РСФСР Ивашко, Купцов, Мельников, Калашников, Зюганов, а также профессора-юристы, пожелавшие защищать позиции Коммунистической партии.

Был уведомлен о явке в качестве официального представителя КПСС ее последний Генеральный секретарь М. С. Горбачев, который от участия в процессе в этом качестве отказался.

Позднее, в сентябре 1992 года, Конституционный суд пытался вызвать Горбачева в качестве свидетеля и даже оштрафовал его за неявку. Как известно, Горбачев в суд так и не явился, последовательно соблюдая заложенную Лениным традицию отказа от явки в суд руководителей компартии, которая с самого начала своей деятельности поставила себя выше суда и закона.

Сторона, издавшая акты, конституционность которых оспаривается

(так официально в документах Конституционного суда именовались представители Президента России): Бурбулис, Шахрай, Федотов, а также народные депутаты России Котенков, Румянцев, Безруков, подавшие встречное ходатайство по вопросу о признании неконституционными КПСС и КП РСФСР.

Первое заседание суда состоялось 7 июля 1992 года, постановление Конституционного суда по этому делу было вынесено 30 ноября 1992 года. По сути дела все заседания суда были посвящены обсуждению конституционности (а следовательно, законности) двух санкций, содержащихся в этих указах: 1) деятельность КПСС и КП РСФСР прекратить, а организационные структуры распустить; 2) имущество, находившееся в распоряжении или пользовании партийных органов и организаций, объявить собственностью государства.

Доказывая противозаконность и неконституционность этих санкций, представители компартии и приглашенные ими юридические эксперты ссылались в основном на то, что этими указами нарушены права граждан на объединение в общественные (в том числе политические) организации, а также конституционные нормы о собственности общественных организаций. Компартия, утверждали они, - это обычная общественная организация, такая же, как общество охотников или слепых, а Президент по действовавшей в тот момент Конституции не имел права прекращать деятельность общественной организации, даже если она нарушает закон. Сделать это может только суд. Один из представителей компартии, бывший народный депутат России В.И. Зоркальцев, договорился даже до того, что КП РСФСР задолго до издания президентских указов была по существу оппозиционной партией и никакого влияния на органы государственной власти оказывать не могла, так как "не входила ни в какие управленческие структуры". И это говорили, не моргнув глазом, представители той партии, которая поставила себя выше законов (вспомним многократные высказывания Ленина о власти пролетариата, не стесненной никакими законами), выше государства, выше религии и нравственности и которая десятилетиями бесконтрольно и безнаказанно распоряжалась судьбами сотен миллионов людей и всем достоянием страны.

Особенно смехотворными кажутся эти потуги приравнять компартию к обществу охотников или слепых, если вспомнить, что до брежневской Конституции СССР 1977 года положение КПСС (а до этого РКП(б), ВКП(б)) вообще никак, ни в каких законодательных актах закреплено не было. Компартия никогда не регистрировалась как общественно-политическая организация, т.е., если встать на чисто формально-юридические позиции, на которых была построена вся аргументация коммунистов, то коммунистическая партия в нашей стране вообще не существовала, а Ленин и Сталин, ЧК и КГБ, террор и репрессии - все это видимость, обман зрения, ничего этого с формально-юридической точки зрения вообще не было.

Но, утверждали далее в суде представители компартии, после того как была учреждена шестая статья Конституции, где КПСС именуется "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром политической системы для всех государственных и общественных организаций, определяющим линию внутренней и внешней политики",- после этого любая деятельность компартии носила конституционный характер.

Попробуйте найти какой-либо вид деятельности, который не укладывался бы в формулу о руководящей и направляющей роли компартии в обществе. Поэтому, если и были в деятельности КПСС какие-то злоупотребления, то они должны быть адресованы не партии, а конкретным лицам из ее руководства. Однако расплывчатость и всеохватность формулировок шестой статьи Конституции, дополненных затем положениями воинских уставов, инструкций и положений МВД и КГБ, в соответствии с которыми они должны сообразовывать свою деятельность с партийными директивами и указаниями партийных органов, - лучший аргумент в пользу законности указов Президента. Ведь эти указы были направлены на прекращение деятельности не общественно-политической организации, каковой КПСС никогда не была, а псевдопартии, создавшей организационные структуры удержания власти и подчинения себе всех других государственных и общественных институтов в стране.

Система партийных органов - комитетов КПСС - была типичной не для политической партии, а для государственной структуры: она точно воспроизводила административно-территориальное деление СССР, но являлась более разветвленной, так как партийные организации были созданы буквально во всех низовых производственных и территориальных ячейках общества: на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах, жилконторах и т. д.

Более того, компартия подгоняла административно-территориальную структуру страны под себя, для своих нужд. Известно, например, что районирование крупных городов и областей производилось в первую очередь по числу членов партии, обслуживаемых соответствующим райкомом. Увеличивалось количество коммунистов - соответственно принимались решения об образовании новых районов. Именно таким путем в Ленинграде к моменту крушения коммунистического режима было создано 24 района с населением от 80 до 550 тысяч человек, но с примерно равным числом членов КПСС в каждом районе. И так было повсюду. Структуры государства сохранялись лишь как внешний каркас, обрамляющий соответствующие структуры компартии. Сама структура партийных органов: промышленные отделы, сельхозотделы, отделы культуры, военные отделы, отделы административных органов и т. п. - была приспособлена для нужд государственного управления, а не общественно-политической деятельности. Этому же служил и партийно-номенклатурный порядок подбора и назначения кадров в структурах государственной власти на всех уровнях. Даже после отмены шестой статьи Конституции Политбюро и Секретариат ЦК КПСС продолжали осуществлять назначения должностных лиц в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел и на дипломатическую работу. Естественно, что должностные лица госаппарата, прошедшие такой порядок назначения на должность, должны были верой и правдой служить КПСС и нести ответственность перед соответствующими партийными структурами.

Аналогично обстояло дело и с партийными директивами. Они не носили, как это свойственно деятельности обычных политических партий, рекомендательного характера и были обращены не только к членам партии, но и к конкретным государственным органам. Почитайте любое постановление Пленума ЦК или съезда КПСС. Они наполнены конкретными указаниями и предписаниями в адрес Совета Министров, министерств и ведомств, исполкомов и других государственных органов. Директивы партийных инстанций по любому вопросу имели безусловный приоритет над законами и решениями всех других органов власти, даже если они были сформированы самой КПСС. Достаточно вспомнить историю с передачей Крыма Украине и южно-уральских и южно-сибирских губерний России Казахстану по соответствующим решениям Политбюро, чтобы в этом не оставалось никаких сомнений.

Я уже не говорю о том, что из-под прямого действия уголовного законодательства была выведена многомиллионная армия коммунистов, так как для их привлечения к уголовной ответственности, даже за бытовое преступление, требовалось сначала решение соответствующего партийного органа об исключении из рядов КПСС. Если партийный комитет такого согласия не давал, уголовное дело против коммуниста подлежало прекращению. Это ли не лучшее доказательство того", кто был носителем реальной государственной власти в стране. Поэтому КПСС просто невозможно рассматривать как политическую партию - она сама возвела свою идеологию в ранг государственной религии, а отступление от ее догматов наказывалось с такой жестокостью, которая и не снилась средневековым инквизиторам.

Немалое место в выступлениях и аргументации представителей компартии в Конституционном суде уделялось тезису о том, что партия в целом и ее рядовые члены не могут и не должны нести ответственности за действия ее отдельных руководителей или органов. Напомню, что этот аргумент постоянно использовали адвокаты нацистских бонз во время Нюрнбергского процесса, но это не помешало Международному трибуналу объявить национал-социалистическую партию Германии преступной организацией. В то же время нужно иметь в виду, что вопрос об ответственности компартии и ее членов является важнейшим в оценке ее деятельности, и Конституционный суд не мог обойти его.

Компартия с первого момента захвата государственной власти провозгласила курс на установление диктатуры пролетариата, считая, что диктатура большинства, да еще во имя построения социально справедливого общества, исторически необходима, а любые жертвы здесь заранее оправданы. Отсюда та легкость, с которой коммунистические вожди принимали решения о массовом терроре против своего народа. Приведу только несколько выдержек из документов, подписанных Лениным: "Образец надо дать... Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100... Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат..." (Из письма пензенским коммунистам от 11 августа 1918 года );

"...Тайно подготовить террор: необходимо срочно. А во вторник решим через СНК оформить или иначе" (Записка Крестинскому//Известия. 1992. 5 мая. С. 3 );

"Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью..." (Директива Оргбюро ЦК РКП(б) от 29 января 1919 года );

"Надо усилить взятие заложников с буржуазии и с семей офицеров - ввиду учащения измен. Сговоритесь с Дзержинским" (Полн. собр. соч. Т. 50. С. 343 );

"Только сегодня мы услышали в ЦК, что в Питере рабочие хотели ответить на убийство Володарского массовым террором и что вы (не Вы лично, а питерские чекисты и чекисты) удержали.

Протестую решительно!

Мы компрометируем себя: грозим даже в резолюциях Совдепа массовым террором, а когда до дела, тормозим революционную инициативу масс, вполне правильную.

Это не-воз-мож-но!

Террористы будут считать нас тряпками. Время архивоенное. Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример коего решает" (Из письма Г. Радомысльскому. - Полн. собр. соч. Т. 50. С. 106 ).

И таких свидетельств в опубликованных материалах и архивных документах сотни. Так что последующие действия Сталина и руководства компартии по развертыванию террора и репрессий полностью укладываются в представления В.И. Ленина о том, чем должно заниматься социалистическое государство.

Но компартия ответственна не только за создание тоталитарного режима и развертывание террора ВЧК-НКВД-КГБ, но и за губительные последствия для жизни страны решений по экономическим и внешнеполитическим вопросам. Проведенная Сталиным коллективизация не только повлекла массовые жертвы среди крестьянства, но и разрушила самые основы народного существования.

Хищническая эксплуатация природных ресурсов; ядерные катастрофы, тщательно скрываемые от народа (даже во времена гласности и перестройки руководство компартии сознательно скрывало размеры чернобыльской аварии, что имело губительные последствия для здоровья и жизни миллионов людей); использование колоссальных средств на оказание помощи коммунистическим партиям и националистическим режимам во имя химеры мировой революции; развязывание преступных войн и использование армии для подавления свободы в других странах (Венгрия, Польша, Чехословакия, Афганистан и т. д.) - вот далеко не полный перечень тех обвинений, которые должны бы быть предъявлены КПСС в случае проведения настоящего суда над этой партией.

В открытом письме бывшего заведующего секретариатом Международного отдела ЦК КПСС А. Смирнова, которое было опубликовано в 1992 году, точно сформулирована еще одна особенность деятельности компартии: "КПСС просто воровала!" Стандартной была ситуация, когда решением Политбюро (никогда не публиковавшимся) предписывалось Правлению Госбанка СССР (т. Геращенко В.В.)... выдать Фалину В.М. (начальнику Международного отдела ЦК КПСС) определенную сумму для передачи итальянским, греческим, французским или каким-либо иным коммунистическим или другим левым партиям. Такими же решениями Политбюро или Секретариата ЦК КПСС оформлялось изъятие денег из государственной казны на нужды партии для проведения различных идеологических и пропагандистских мероприятий (включая оплату из государственного кармана проведения партийных съездов, конференций и т. д.). Например, каждый день работы последнего, XXVIII съезда КПСС (без стоимости теле- и радиотрансляции заседаний съезда), обходился стране в 360 миллионов рублей (по действовавшему тогда курсу доллара для выезжающих за границу - в 36 миллионов долларов).

Обсуждая вопрос об ответственности компартии за преступления, совершенные против своей страны, нельзя, конечно, забывать о том, что созданная коммунистами тоталитарная система нивелировала и подчиняла себе всех, кто оказался в сфере ее действия. Личные качества человека, попадающего в эту систему, в принципе утрачивали значение: либо он приспосабливался к системе и вел себя в соответствии с установленными правилами игры, либо система освобождалась от него. Компартия строилась на безоговорочном подчинении вышестоящим партийным структурам. От рядовых членов партии мало что зависело.

Вместе с тем все важнейшие партийные решения, в том числе и очевидно преступные, наносящие ущерб стране, проводились по всей иерархической структуре партии - от собраний первичных парторганизаций до ЦК. Так что возможность выбора оставалась у каждого, включая рядовых членов партии, даже при понимании того, что от их выступления или мнения ничего не зависит и ничего не изменится. Разве что ты сам потеряешь работу или попадешь в тюрьму.

Поэтому речь должна идти об ответственности именно партии как таковой, как преступной организации, вмонтированной в структуру государства и подменившей собой, присвоившей себе все прерогативы государственной власти. Носителями ответственности теоретически должны были бы быть и те конкретные руководящие партийные деятели, в отношении которых установлено, что они принимали личное участие в выработке и принятии тех или иных решений преступного характера (например, решения о вводе войск в Афганистан либо об изъятии денег из государственной казны и т. п.). Конечно, об ответственности конкретных партийных деятелей сегодня можно говорить лишь гипотетически: иных уж нет, а кое-кто (как, например, В.М. Фалин) уехал за границу.

Что же касается почти двадцатимиллионной армии рядовых членов партии, то здесь речь должна идти о суде совести, о пересмотре взглядов и личном покаянии, т. е. об ответственности моральной. А это, как известно, глубоко личное дело каждого.

Поэтому указы Президента России о прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР и роспуске их организационных структур если и заслуживают упрека, то только в половинчатости, в недоведении до логического конца решения этого вопроса, т. е. до предания суду этих организаций за преступления, совершенные против своего народа. Но вопрос еще не закрыт, а суда истории компартии все равно не избежать.

В процессе слушания дела в Конституционном суде из уст представителей компартии прозвучал также и такой аргумент: мы добиваемся не реанимации партии в прежнем виде, поскольку это невозможно, а права коммунистов самим решать судьбу своей организации. Поэтому, хотя бы временно, нужно восстановить деятельность КПСС, после чего провести пленум или съезд, которые определят, кто будет представлять интересы партии в КС.

Данная уловка понадобилась представителям компартии, чтобы получить возможность фактического возобновления деятельности организационных структур КПСС. Такую же цель преследовало заявление, поступившее в Конституционный суд на второй день его работы от членов секретариата, вновь избранного так называемым XXIX съездом КПСС (Сидорова В.А., Скворцова С.Б. и Азизова А.А.), с требованием допустить их на заседание вместо участвующих в нем представителей КПСС и КП РСФСР. Удовлетворение их требования означало бы фактическую легализацию компартии Конституционным судом. Но Конституционный суд отверг эти требования, будучи поддержан в этом не только представителями президентской стороны, но и представителями КПСС и КП РСФСР, уже участвующими в процессе.

Стремясь во что бы то ни стало легализовать КПСС, представители компартии прибегли к своеобразной аргументации, смахивающей на шантаж. "Может ли легальная компартия представлять угрозу для общества, например, угрозу совершения государственного переворота?" - спрашивали они. И отвечали: "Конечно нет, так как перевороты подготавливают и совершают партии, находящиеся на нелегальном положении, в подполье. Например, в 1917 году курс на узурпацию власти был взят большевиками только после запрета их партии Временным правительством".

Подтекст в этих рассуждениях очевиден: лучше легализуйте нас, отмените указы Президента, а то, не дай Бог, повторится 1917 год. Важно, однако, подчеркнуть, что верующим в истинность марксизма-ленинизма коммунистам никто не мешает создавать свои партии заново, как говорится, с нуля и на равных с другими политическими партиями. Но их это не устраивало. Они прекрасно понимали, что, даже если Конституционный суд легализует деятельность КПСС, это на деле не приведет к воссозданию всесоюзной коммунистической партии, какой была КПСС. Им важно было другое: вернуть имущество и денежные средства партии как основу последующей деятельности. Поэтому дело о КПСС в Конституционном суде только внешне выглядело политическим процессом, а в действительности его сердцевину составлял имущественный спор.

Характерно, что примерно в это же время я как мэр города получил заявление от бывшего первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Б. Гидаспова, смысл которого заключался в требовании приостановить передачу и возвратить имущество, принадлежавшее Ленинградской организации КПСС, а также требование разместить структуры компартии в Доме политпросвещения и заселить жилой дом, построенный для обкома КПСС, работниками Ленинградской организации КПСС. Именно это интересовало представителей компартии в первую очередь.

В процессе рассмотрения в Конституционном суде дела КПСС постоянно возникали аналогии с запрещением деятельности и объявлением гитлеровской национал-социалистической партии преступной организацией. Конечно, прямые аналогии здесь просто неуместны. Достаточно напомнить, что и сам процесс начался по инициативе коммунистов, а не их противников. И тем не менее для нас небесполезно вспомнить, в чем обвинялись нацисты и за что Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) была объявлена преступной организацией, а ее деятельность прекращена.

Обратимся к обвинительному заключению и приговору Международного военного трибунала. Прежде всего нацисты обвинялись в заговоре с целью "захвата тотального (всеобъемлющего) контроля над Германией и обеспечения того, чтобы против них внутри самой Германии не могло возникнуть эффективного сопротивления".

Для того чтобы достигнуть своих целей и задач, нацистские заговорщики: 1) "...запретили все политические партии, за исключением нацистской партии. Они сделали нацистскую партию правящей организацией с обширными и чрезвычайными привилегиями".

Не правда ли, это очень напоминает ситуацию с действиями большевиков в России? Однако дополнительно к запрету других политических партий российским коммунистам могло бы быть предъявлено обвинение и в разгоне Учредительного собрания, и в физическом истреблении целых слоев общества (уничтожение кулачества как класса, ликвидация казачества, избиение дворянства и чиновничества и т. п.);

2) "...низвели рейхстаг (парламент) до положения органа, состоящего из их ставленников, и урезали свободу выборов по всей стране... Они объединили в лице Гитлера должности президента и канцлера; провели широкую чистку гражданских служащих; резко ограничили независимость суда и сделали его послушным орудием нацистских целей".

Как знакомо! Все это было и у нас: Советы всех уровней (включая Верховный Совет), состоящие из депутатов по должности - номенклатурных работников. КПСС; и псевдосвободные выборы; и объединение высших должностей в одном лице; и чистки (не только среди служащих, но и среди научных работников, деятелей культуры, работников промышленности, офицеров армии и милиции и т. д.); и суд, который подчиняется не закону, а райкому. Все это нам до боли знакомо, а кое в чем наши доморощенные коммунистические властители превзошли нацистов. Например, в том, как формировался состав парламента. Сначала в недрах ЦК КПСС определялось процентное соотношение мужчин и женщин, коммунистов и беспартийных, людей с различным уровнем образования и разных профессий, а затем уже на местах подбирались кандидаты в депутаты, отвечающие заранее спущенным вышестоящими партийными инстанциями так называемым объективкам, т. е. набору требований, которым они должны соответствовать;

3) "...создали и расширили систему террора против своих противников и предполагаемых или подозреваемых противников нацистского режима. В концентрационных лагерях было много заключенных, которые были отнесены к категории, называемой "мрак и туман". Эти заключенные были целиком отрезаны от внешнего мира, и им не позволялось ни посылать писем, ни получать их. Они бесследно исчезали, и германские власти никогда ничего не сообщали об их судьбе. Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления тех граждан Германии, которые были врагами нацистского правительства... или рассматривались в качестве возможных врагов. Они бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, содержали их в так называемом "превентивном заключении" и концентрационных лагерях, подвергали их преследованию, унижениям, ограблению, порабощению, пыткам и убивали их".

Помимо перечисленного, что в полном объеме было использовано и в нашей стране, большевики внесли в практику террора немало собственных изобретений, среди которых уничтожение не только противников режима, но и соратников по партии по малейшему доносу или подозрению в нелояльности, а также внедрение системы всеобщего доносительства (получившей у нас даже особое название - стукачество), направление инакомыслящих в специальные психиатрические лечебницы, высылка за границу нежелательных лиц, включая Нобелевских лауреатов, расправиться с которыми обычными методами не давало мировое общественное мнение, и т. п.

Сопоставление обвинений, выдвинутых в свое время против нацистской партии, с обвинениями, которые могли бы быть предъявлены КПСС, имеет для нас особый смысл. С одной стороны, это напоминание об исторической вине и ответственности компартии перед своим народом и перед историей за все, содеянное ею. С другой - это понимание того, что в существующей исторической ситуации в России невозможно проведение над компартией такого суда, который более сорока лет назад состоялся над нацистской партией, хотя все юридические и нравственные основания для этого есть.

Суд над нацистами осуществлял Международный трибунал, созданный странами антигитлеровской коалиции, победившими в одной из самых разрушительных войн. Поражение гитлеровской Германии открыло возможность для проведения такого суда.

Коммунистический режим в нашей стране рухнул стремительно и практически бескровно. Здесь не было победителей и побежденных, за небольшими исключениями все были правы и виноваты одновременно. Задача состояла в том, чтобы сохранить национальное согласие, уменьшив число проигравших (а только в рядах КПСС было около двадцати миллионов человек, и все они остались среди нас, и ни один из них не подвергся репрессиям).

Здесь некому было даже проводить подобный процесс - в Советском Союзе все судьи по должности должны были быть коммунистами. Все тринадцать членов Конституционного суда, участвовавших в деле о КПСС, до прекращения деятельности компартии были коммунистами. Ни один не сдал партбилет и не вышел из партии до ее роспуска, а некоторые из судей не стыдились публично заявлять о том, что они хранят свой партбилет и верность партии, хотя по закону о Конституционном суде его члены не могут состоять в каких-либо политических партиях.

К настоящему суду над КПСС не было готово ни руководство страны, в основном состоящее из бывших коммунистов, ни общественное мнение. Ведь после суда над нацистами последовала денацификация, т. е. увольнение от должностей всех членов НСДАП и тех, кто активно содействовал им. На такую чистку из всех посткоммунистических стран решилась только Чехия, народ которой не забыл и не простил коммунистам 1968 года. Поэтому там чистка госаппарата, армии, органов безопасности, полиции от бывших коммунистов прошла хотя и болезненно, но без эксцессов.

В нашей стране подобная чистка вероятнее всего, привела бы к гражданской войне. Реально ее можно было провести лишь в августе-сентябре 1991 года, на волне народного негодования против заговорщиков из руководства КПСС. Но в те месяцы российскому руководству было не до этого: в Москве делили должности и здания, а главным распорядителем дележа был небезызвестный Г. Бурбулис, возведенный в невиданную у нас должность Государственного секретаря, которая испарилась одновременно с его отставкой.

Хотя журналисты и называли этот процесс в Конституционном суде "судом над КПСС", в действительности подлинного суда над этой партией и объективной оценки ее деяний и преступлений против собственного народа так и не получилось.

Двусмысленность, постоянно царившая в зале Конституционного суда во время выступлений представителей КПСС, ее экспертов и свидетелей, в полной мере отразилась в решении по данному делу. С одной стороны, Конституционный суд признал соответствующими Конституции положения указа Президента России от 06.11.91 "О деятельности КПСС и КП РСФСР" применительно к роспуску руководящих организационных структур КПСС и КП РСФСР, а с другой - производство по делу о проверке конституционности этих партий было прекращено в связи с тем, что в августе - сентябре 1991 года КПСС фактически распалась и утратила статус общесоюзной организации.

Конституционный суд объявил неконституционными положения пункта первого указа Президента России о роспуске организационных структур КПСС применительно к первичным организациям КП РСФСР, которые были образованы по территориальному принципу, сохраняли свой общественный характер и не подменяли государственные структуры.

Признав право на продолжение деятельности лишь за первичными территориальными организациями КП РСФСР, суд тем самым подтвердил конституционность указа Ельцина, изданного еще до коммунистического путча - 20 июля 1991 года - и запретившего деятельность организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях России. Напомню, что в это время в нашей стране подобного рода организационные структуры (парткомы, партбюро, партячейки и т. п.) в государственных учреждениях и на предприятиях имела лишь компартия. Именно ее деятельность затрагивал этот указ, и затрагивал основательно, так как первичные территориальные организации компартии традиционно состояли при жилконторах (по месту жительства) и объединяли только пенсионеров и ветеранов. Основу компартии составляли не территориальные первичные структуры, а партийные организации, функционировавшие в госаппарате, в армии, в госбезопасности и милиции, в судах и университетах и т. д.

Таким образом, решение Конституционного суда, хоть и признало право на существование территориальных первичных организаций компартии, фактически узаконило прекращение деятельности подавляющего большинства основных и наиболее дееспособных организационных структур компартии. Надежды коммунистов на быструю реанимацию своей партии были окончательно похоронены, а создать новую монолитную партию они были уже не способны из-за противоречий во взглядах, борьбы амбиций и отсутствия лидеров, способных объединить и повести за собой тех, кто еще окончательно не разуверился в коммунистических теориях.

При всей важности вопроса о судьбе организационных структур компартии все же наибольшее практическое значение имели решения Конституционного суда по поводу судьбы имущества компартии.

Конституционный суд по-разному определил свое отношение к двум видам имущества:

имуществу, собственником которого являлось государство, но которое на момент издания указа Президента фактически находилось во владении, пользовании и распоряжении компартии;

имуществу, собственником которого являлась компартия либо она владела и пользовалась таким имуществом, собственник которого не был определен на момент издания указа Президента. Первое в соответствии с указом Президента законно должно быть возвращено государству; второе принадлежит компартии, и указ Президента о его изъятии является неконституционным и исполнению не подлежит.

Вроде бы все логично и юридически точно. Но если вспомнить, что тем же решением подтверждена законность роспуска руководящих организационных структур компартии и никто не был признан правопреемником КПСС, то возникает неразрешимая ситуация: некому предъявлять иски о возврате имущества компартии и некому отвечать по этим искам.

В точном соответствии с известным анекдотом. Советский человек приходит к юристу и спрашивает: "Имею ли я право?" Тот, не дослушав, отвечает: "Да имеете!" Этот диалог повторяется несколько раз, пока проситель не меняет форму вопроса и спрашивает:

"Могу ли я?.." Юрист отвечает ему мгновенно: "Нет, не можете!!!"

Право на возврат имущества, принадлежавшего компартии, суд признал, но осуществлять его некому! Следовательно, все имущество КПСС, отошедшее по указу Президента к государству, остается за ним и истребовано быть не может. Но есть в этом решении определенный подвох, оставляющий коммунистам шанс на будущее, - а вдруг все повернется обратно: Советский Союз и КПСС будут восстановлены - вот тогда это решение Конституционного суда станет юридической основой для возврата компартии ее имущества!

Но это, как говорится, бабушка надвое сказала (будет или нет?!), а сейчас имущество компартии стало "выморочным", обрело новых хозяев, а коммунисты потеряли материальную базу для своей организационной и пропагандистской деятельности. Уже немало!

Пикантность ситуации состояла еще и в том, что по указу Президента здания райкомов и обкомов Коммунистической партии предписывалось передать под судебные органы, которые и должны будут рассматривать иски о возврате партийного имущества, если их все же кто-то предъявит!

Такова юридическая сторона дела, а фактически в августе 1991 года оборотистые партийные функционеры насоздавали множество фиктивных структур, которым поспешили передать имущество и деньги партии. Я пишу эти строки летом 1995 года, и до сих пор мэрия Петербурга судится с рядом коммерческих структур, созданных в августе 1991 года, которым были переданы здания гостиниц, резиденций, архива и т. п., пытаясь возвратить их государству. О партийных деньгах я уже и не говорю, так как через некоторое время после краха системы они всплыли в виде новых коммерческих банков и других структур. Партия, которая на словах пеклась исключительно об интересах народа, и в этом случае осталась верной себе: украденные у народа деньги и имущество так и не были ему возвращены полностью.

Во время процесса и после его окончания мною писалось и говорилось о политическом характере процесса, о том, что это противоречит статье первой Закона о Конституционном суде, которая запрещает ему рассматривать политические вопросы. Поэтому вопрос о конституционности или неконституционности указа Президента о прекращении деятельности компартии и роспуске ее организационных структур вообще не должен быть предметом судебного разбирательства в Конституционном суде.

Действительно, если определить цель, с которой было подано в Конституционный суд заявление о признании неконституционными положений указа Президента России о прекращении деятельности компартии, то цель эта чисто политическая - попытаться возродить компартию в прежнем виде и вернуть ей имущество. Политической была и цель встречного иска о признании неконституционности КПСС - помешать, не дать возможности ей возродиться в нынешних условиях! Значит ли это, что суд не должен был рассматривать данное дело?

Отнюдь нет! Дело Конституционного суда "устанавливать и решать только вопросы права" (ст. 32 Закона о Конституционном суде). Но в том-то и сложность, что любой вопрос, рассматриваемый в Конституционном суде, имеет политический подтекст и задача суда заключается в том, чтобы подойти к решению политических проблем правовым путем, не вдаваясь в политические оценки и рассуждения, дать в каждом конкретном случае точную юридическую оценку вопроса с точки зрения норм действующего законодательства и Конституции.

Поэтому сомнений в том, правильно ли поступил Конституционный суд, приняв это дело к своему производству, быть не должно. Другой вопрос, сумел ли суд во время процесса и в своем решении действовать в рамках закона, не обнаруживать своих политических пристрастий и не давать повода для разжигания политических страстей вокруг процесса. К сожалению, нет. И главный виновник тому - бывший председатель Конституционного суда В. Зорькин, политические амбиции которого во многом предопределили ход политической борьбы в России в 1993 году и способствовали кровавой развязке в октябре.

В прошлом Зорькина, сколько ни ищите, вы не обнаружите следов участия в политической жизни, ярких выступлений, или запоминающихся книг и статей или хотя бы успешной, заметной для глаз общественности научной или организационной деятельности. Ничего такого, что могло хоть как-то обосновать его назначение на столь высокий и ответственный пост. Просто произошло это в упоительный период раздачи должностей, освободившихся после краха коммунистического режима в таком изобилии, что и во сне не привидится.

В это время, наступившее после августа 1991 года, достаточно было попасться на глаза, войти в доверие к самому малозначительному человеку из окружения Президента, чтобы получить государственную должность на самом верху - в Правительстве, в администрации Президента или в Конституционном суде, - так мало находилось людей, на которых можно было положиться, и так много должностей освободилось сразу.

О том, как это происходило, существует множество рассказов. Например, о назначении на пост министра экономики Нечаева, которому коллеги по институту отказали в праве занять должность заведующего лабораторией из-за неспособности руководить ею, после чего он был сразу же назначен министром, или назначение на пост министра топливно-энергетического комплекса некоего Лопухина, у которого в багаже кроме сомнительного княжеского титула не было ничего - ни знаний, ни опыта. Но, пожалуй, самая печальная история - по последствиям, которые имели место, - это история назначения Зорькина на один из высших постов в государстве.

Появление на политической арене этого небольшого роста человека в самый разгар политического противостояния между парламентом и Президентом, его невнятные, двусмысленные речи, наполненные показным смирением и призывами к согласию, сразу же оживили в памяти образ Иудушки Головлева, одного из запоминающихся героев Салтыкова-Щедрина.

Формированию наполеоновского комплекса у Зорькина способствовали и журналисты, поспешившие объявить его миротворцем, человеком года и т.п. И у человека, который еще полгода назад был никому не известен, как говорят у нас в народе, "крыша

поехала".

Ханжество, лицемерие, даже неизвестно откуда появившаяся показная набожность, соединенные со стремлением быть на виду и во что бы то ни стало играть политическую роль, - все это ярко проявилось в ходе процесса над КПСС. Особенно в интервью и выступлениях по поводу неявки в суд Михаила Горбачева. Вот только некоторые выдержки из публичных выступлений В. Зорькина по этому поводу:

"...Я считаю, что своей неявкой в суд Михаил Сергеевич подписал себе приговор... Я думаю, что он продемонстрировал тем самым, что он гражданин не России, я не знаю кого, Федеративной Республики Германии, Италии, в которую он хочет поехать, Франции, в которую он хочет поехать потом, Испании, которую он после этого хочет посетить, Южной Кореи, но только не России. Он не должен забывать, что тем самым он расстался с правами гражданина России..."

"Может, я нарушаю закон, открывая свои эти, так сказать, помыслы, но я все более склоняюсь к тому, что Горбачев в том качестве, в каком он находится сейчас, практически делается ненужным России", и т. д. и т. п.

Все эти эмоциональные, но юридически и этически малограмотные и весьма уязвимые высказывания можно было бы простить обывателю или даже политическому деятелю, но не Председателю Конституционного суда, да еще высказывающему свое мнение во время неоконченного процесса. Можно по-разному оценивать поведение М. Горбачева и отказ его от явки в суд, но напомню еще раз, что судья не имеет права ни оскорблять свидетеля, ни высказывать публично своего мнения, пока процесс не завершен.

Оценивая поведение В. Зорькина по отношению к вопросу о неявке М. Горбачева в суд сегодня, т. е. с учетом последующего поведения Зорькина и его выступлений совместно с Хасбулатовым и Руцким в марте и сентябре - октябре 1993 года, можно сделать вывод о небезосновательности опасений Горбачева, что коммунистическая оппозиция планировала устроить из процесса над КПСС суд над Горбачевым, придав ему с помощью В. Зорькина откровенно политический характер. Но не получилось! Горбачев оказался умнее своих противников, что и рассердило господина Зорькина.

Пока Конституционный суд рассматривал это дело, высказывалось немало мнений, в том числе М. Горбачевым, о необходимости его прекращения как дела, носящего политический, а не правовой характер. Ввиду очевидности того, что мы жили в неконституционной стране, где неконституционными были и компартия, и сама Конституция, и, наконец, сама жизнь, предлагалось вообще закрыть эту тему, а дело прекратить. Конституционный суд поступил иначе: он не рискнул ни признать КПСС и КП РСФСР неконституционными, ни признать их конституционность. Он не прекратил дела, но фактически ушел от принятия решения по главному вопросу под тем предлогом, что КПСС уже распалась и фактически не существует, а Компартия РСФСР не была должным образом оформлена и зарегистрирована.

Вследствие этого коммунисты России оказались поставленными перед дилеммой: если КП РСФСР становится самостоятельной политической партией, заново начинающей свою деятельность, то она не будет правопреемницей КПСС и утрачивает даже гипотетическую возможность претендовать на имущество, оставшееся после КПСС. Если КП РСФСР объявила бы себя составной частью КПСС и в этом качестве претендовала бы на имущество партии, то тем самым она нарушала бы постановление Конституционного суда от 30 ноября 1992 года, а ее структуры подлежали бы роспуску.

Так и закончился этот процесс. После его окончания в одном из интервью бывший Председатель Конституционного суда В. Зорькин дал новое определение понятия права: "Право - это плод определенных компромиссов, который позволяет людям жить в согласии друг с другом в каждую данную минуту". Чисто политическое и прагматическое понимание права и закона, которое удивительно слышать из уст судьи, но которое точно характеризует и политическую ситуацию вокруг процесса, и особенно решение Конституционного суда. Оно действительно было плодом политического компромисса. Но ведь могло быть и хуже, если вспомнить, что все без исключения члены Конституционного суда в этом процессе - бывшие члены КПСС, а один из судей был даже членом ЦК Российской компартии.

И сама КПСС, и суд по делу КПСС уже стали достоянием истории. Но помнить и говорить правду о них необходимо, чтобы будущие поколения россиян получили прочный иммунитет против вируса коммунистической демагогии и обещаний мировой революции и светлого будущего.


Тризна по непохороненному призраку
Историки, политологи и просто общественность, неравнодушная к политическим приключениям, не устают рассуждать о "самом громком деле" в истории Конституционного суда, да и, наверное, одном из самых значимых событий в политической истории современной России, коротко называемом "делом КПСС". В понедельник в КС вспоминали события четырехлетней давности. Поводом послужил выход в свет первого тома материалов процесса, который был подготовлен судьями КС в сотрудничестве с издательством "Спарк".

Презентация книги о судебных разбирательствах над КПСС и КПРФ, которая прошла в здании КС на Ильинке, — событие само по себе почти сенсационное по нескольким причинам. Во-первых, пожалуй, впервые за все время существования КС судьи решились снять черные мантии и в присутствии многочисленной публики порассуждать за бокалом шампанского на темы скорее политические, а не правовые. Во-вторых, журналистам и всем собравшимся предоставилась редчайшая возможность вспомнить времена Валерия Зорькина. Экс-председатель сказал о делах давно минувших то, что думал, чем и вызвал ряд приятных и неприятных воспоминаний.
Стоит напомнить вкратце суть дела, завершившегося в ноябре 1992 года. Четыре года назад КС проверял указы президента Ельцина о приостановлении деятельности КП РСФСР, об имуществе КПСС и КП РСФСР, о деятельности КПСС и КПРФ, а также о проверке собственно конституционности компартии (в итоге по последнему суд не стал выносить никакого решения, мотивируя это тем, что КПСС к тому времени формально не существовала, а КПРФ не была оформлена как самостоятельная единица).
В итоге КС признал указы о запрете КПСС и КПРФ. Но только в части, касающейся, например, роспуска оргструктур КПСС и конфискации у партии имущества, которое находилось в собственности государства. Суд фактически не запретил деятельность первичных территориальных организаций. Таким образом, КПСС вроде бы не стало, но в то же время ничто не мешало возродить структуру. Что с успехом (или без проблем) было потом сделано.
Процесс длился полгода с небольшим, несколько раз объявлялись перерывы по разным причинам. Всего по делу было проведено 52 заседания — беспрецедентное число. Не менее беспрецедентным было и решение, которое сразу же после его обнародования 30 ноября вызвало жаркие споры. Многие называли вердикт расплывчатым и неопределенным, а его последствия — нежелательными для общества.
Судя по достаточно продолжительному монологу экс-председателя суда, он не склонен менять своего мнения и даже по прошествии четырех лет. Зорькин заявил, что суд над КПСС--КПРФ "стал первым опытом политического компромисса в России". И что КС "не пошел на поводу у сторонников двух крайностей: запретить компартию или оправдать ее". "Именно стратегический компромисс есть то, что сейчас мы так ищем, что так необходимо нашей стране". И, наконец, главное, на что, видимо, обратили внимание все собравшиеся, судя по последовавшим позже диалогам, Зорькин сказал вполне определенно и без излишний витиеватости. Если бы пришлось подобную проблему (подсудности или неподсудности компартии) решать сейчас, то он как конституционный судья не сомневается, что "стратегически курс решения проблемы был выбран верно".
Как в 1992 году, его оппонентом снова стал Геннадий Бурбулис, защищавший указы Ельцина в суде. Выступая на презентации, он заявил, что в результате половинчатости и расплывчатости решения "мы получили то, что получили". Он сказал, (признавшись, несмотря ни на что, в уважении к "высокому суду"), что "та степень риска, которую мы все испытали на выборах 16 июня, невозможна в нормальном цивилизованном обществе, а КС в свое время мог эту степень уменьшить, но не воспользовался возможностью".
Риск, о котором с достаточной долей эмоциональности упомянул Бурбулис, риском как таковым Зорькин не считает, настаивая на опыте "политического компромисса" и "большой позитивной школы" в решении КС. По мнению Зорькина, наложи суд полный запрет на функционирование компартии, был бы получен эффект нарастания экстремизма и политического противостояния. Трудно переспорить известного ученого и юриста. Но все же непонятно, какой смысл вкладывает судья в понятие "обостренного политического противостояния". И непонятно, как еще можно назвать политическую жизнь в России накануне недавно прошедших президентских выборов, да и после них.
Было бы не совсем справедливым считать, что принципиальных точек зрения по вопросу о "правильности" или "неправильности" решения КС четырехлетней давности только две: КС имел полное право навсегда покончить с призраком в России или же не мог формально и чисто юридически избавиться от КПСС--КПРФ, обеспечив при этом политическую стабильность и порядок. Есть еще одна. А заключается она в следующем — суд принял половинчатое решение, благодаря которому и стало возможным возрождение компартии, в том числе и в виде первичных организаций на производстве (что есть прямое нарушение решения суда). И возрождение именно в старом виде. В Восточной Европе, страны которой пошли по пути более решительного искоренения наследия коммунизма, компартии были просто вынуждены трансформироваться в новые и не похожие на себя прежние политические движения.