Кронос (Крон), титан, сын Урана, отец Зевса и других олимпийских богов. Значение слова кронос в словаре-справочнике мифы древней греции Миф о кроносе рее и их детях

КРОНОС

(Крон) — титан, сын Урана и Геи (богиня земли); оскопив отца, стал верховным богом. При нем наступил золотой век. Кронос боялся, что кто-нибудь из его детей, рожденных ему Реей, свергнет его, и поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, богиню домашнего очага, царицу богов Геру, богиню полей и плодородия Деметру, бога подземного царства мертвых Аида и бога морей Посейдона. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пеещре на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Выросши, Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестер и воцарился над миром, а Кроноса и восставших на его защиту титанов заключил в Тартар. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон. Кроносу соответствует римский Сатурн.

// Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Бравому Хроносу

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КРОНОС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КРОНОС
    - (греч. миф) один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана и Геи, младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. …
  • КРОНОС
    В греческой мифологии титан, сын Урана и Геи, отец Зевса. Свергнув и оскопив отца, стал верховным богом. Низвергнут Зевсом в …
  • КРОНОС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Греч.) Сатурн. Бог Безграничного Времени и …
  • КРОНОС в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (???"???, Saturnus). Один из титанов, сын Урана и Геи, низвергший своего отца, супруг Реи и отец Зевса, Гестии, Деметры, Посейдона, …
  • КРОНОС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии один из титанов, сын Урана а Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его …
  • КРОНОС в Большом энциклопедическом словаре:
  • КРОНОС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии титан, сын Урана и Геи (Земли). Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова …
  • КРОНОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (??????) — в греческих мифах младший сын Урана и Геи, один из титанов. Оскопив и свергнув с престола отца, он …
  • КРОНОС в Современном энциклопедическом словаре:
  • КРОНОС в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи. Проглатывал своих детей, т.к. по предсказанию его должен свергнуть сын. Вместо сына …
  • КРОНОС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КР́ОНОС, в греч. мифологии титан, сын Урана и Геи; оскопив отца, стал верх. богом. Низвергнут сыном Зевсом в Тартар. Ему …
  • КРОНОС
    (??????) ? в греческих мифах младший сын Урана и Геи, один из титанов. Оскопив и свергнув с престола отца, он …
  • КРОНОС в словаре Синонимов русского языка:
    бог, сатурн, …
  • КРОНОС в Словаре русского языка Лопатина:
    Кр`онос, …
  • КРОНОС в Орфографическом словаре:
    кр`онос, …
  • КРОНОС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи; оскопив отца, стал верховным богом. Низвергнут сыном Зевсом в тартар. Ему соответствует …
  • САТУРН (КРОНОС)
    древнейший римский бог, предназначение и происхождение которого до сих пор неясно и спорно. Первоначально имя Сатурна отождествлялось с этрусским божеством …
  • КРОНОС (КРОН, ХРОНОС, САТУРН) в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древнегреческой мифологии великий бог Времени, один из титанов, сын Урана и Геи. Мать уговорила Кроноса оскопить отца с тем, …
  • ДИОДОР КРОНОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Кронос? его прозвище) ? философ мегарской школы, крупный диалектический талант; родился в Карии во второй половине IV в. до …
  • ЭВРИНОМА в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древнегреческих мифах верховное божество, правившее миром вплоть до появления Времени. Дочь Океана, она царила на Олимпе вместе с первым …
  • ТАРТАР в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древнегреческих мифах далекая местность, находящаяся глубже ада Аида в самых глубинах Космоса, и в то-же время - на таком …
  • ТИТАНЫ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) божества старшего поколения, дети Урана и Геи - Океан, Кей, Крий, Гиперион, Ианет и Кронос, а также …
  • САТУРН в Кратком религиозном словаре:
    Римский бог. В греческой мифологии Сатурну соответствует …

1.7.4. Дети Крона: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию *2, Деметру *3, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона *4.

Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.

Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил

В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,

Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво.

Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно

Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькомуЗевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс же когда на свет появился, мать Рея на хитрость пустилась.

Камень в пеленках она протянула супругу и при этом сказала:

«Глотай, ненасытный, последнего сына.»

Камень вместо младенца Крон проглотил, а спасенного сына мать-Рея

На Крит отнесла и спрятала там в Диктейской пещере. Крики и плач малыша

Заглушали звуки тимпанов, а вскормлен был Зевс молоком козы Амалфеи .

Рос быстро грядущий владыка Олимпа, а, возмужав, на помощь призвал

Титаниду Метиду , тетку свою. Она, приготовив рвотное зелье,

Крону его поднесла. Крон выпил то зелье и отрыгнул камень сначала,

Потом всех проглоченных деток, живых, прекрасных и светлых.

Потомство Крона и Реи рождалось примерно (если доверять мифам) в следующем порядке: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс. Причем у Зевса был брат-близнец - уродливый Пан. Кроме того, дочерью Крона и Реи (или Океана и Тефиды) считают также Плуто.

Обратите внимание - рождение потомства Крона дано в мифах в обратном порядке, нежели рождение титанов. В потомстве Урана сначала следуют мужские образы, потом женские, в потомстве Крона -сначала женские, затем мужские.

Эта последовательность нам пригодится позже. Но начнем мы дешифровку образов в ином, обратном порядке.

Зевс

Учитывая, что Крон - это углекислый газ, а Рея - поток из смеси элементов, бурно реагирующих с воздухом, не исключено, что их взаимодействие привело к выделению чистого кислорода. Так, например, химики утверждают, что оксиды натрия и калия при взаимодействии с углекислым газом выделяют кислород. А натрий и калий и их оксиды вполне могли содержаться в формуле Реи.

Вспомним и другие реакции получения кислорода. Они связаны с охлаждением инагревом газа, расщеплением природных соединений и т.п. Все эти процессы вполне моглипроисходить на Земле, которая была превращена в гигантскую доменную печь. Кроме того, физики и химики считают, что главными реакциями мантии, которые определяют летучесть кислорода, являются минеральные реакции с участием железа, поскольку этот элемент доминирует в мантии (чем не Еврибия, «имевшая железную душу»). Так что серп из седого железа Крона тоже мог быть фактором образования летучего кислорода.

Вместе с Зевсом по свидетельству мифов, оказывается, был рожден и его брат-близнец, уродец Пан. Моя дешифровка: Зевс - атомарный кислород, Пан - молекулярный кислород (сегодня его получают с участием перекиси водорода). Безумный крик Пана или Эгипана - это гром, явление, связанное с расширением и сжатием кислорода.

Но, кроме того, в мифах упоминается Ктесий:

Приобретатель, ипостась Зевса в виде змеи, домашний повседневный культ. Ктесий - покровитель кладовых, защищающий от воров, посылатель богатства.

Пока я не могу дать интерпретацию этому образу. Но впериод подготовки погребов к зиме для закладки овощей многие жители сел либо разводят в погребе костер или зажигают в нем паяльную лампу. Оба процесса горения связаны с доступом кислорода.

Первоначально скопление кислорода, прежде находившегося в недрах Земли в связанном состоянии, могло присходить в ходе реакций расщепления веществ в изолированных пещерах, природных гротах. Потому что для того, чтобы кислород мог «рвануть», необходимы были условия для постепенного скопления газа. Но при условии критической массы скопления его выделение могло сопровождаться землетрясением и выбросом земных пород (камни), образованием облаков пара и дыма (пеленки). Так, проглоченный Кроном«камень в пеленках» мог стать образным отражением землетрясения.

Младенец Зевс, скапливаясь в пещере, испытывал и расширение и сжатие. Газ от этого мог громыхать. Это и были крики младенца, которые заглушались тимпанами.Тимпаны - тоже образ. Есть такая болезнь у лошадей - вздутие газов. Она называется тимпанией. Тимпаном стал называться впоследствии музыкальный инструмент, барабан, воспроизводящий звуки, подобные громыханию недр. Но подземные тимпаны - это вздутие газов в недрах Земли. Они стали сопутствующими образами работы Гефеста.

Исходя из предложенной версии, что Зевс - это кислород, можно вывести повышенную способность газа вступать в реакции и образовывать новые соединениявеществ путем окисления. Кислород может делать ЭТО практически со всеми химическими элементами за исключением некоторых, что и обусловило интерпретацию образа, как женолюба и сексуального проходимца. Хотя и могущественного. Ведь Зевс стал властителем молний, которые почему-то ассоциируются с перунами, на самом деле перун - это ударная волна, порождаемая сжатием и расширением газа или процессы окисления-горения. Ведь говорится же зачастую в мифах, что Зевс имел «молнии и перуны». Кроме того, Зевс собирает тучи и посылает дождь, а кислород - один из основных участников образования воды на планете и, не в первую очередь, в атмосфере.

Уже некоторыми древнегреческими философами Зевс ассоциировался с воздухом, хотя их голоса были забиты каноническим восприятием его как могущественного бога и требованиями отказа от натурализма восприятия.

Но древние, тем не менее, знали, что воздух этот не являлся ни эфиром, ни небом в целом. Древние отлично знали о слоистой структуре атмосферы Земли. Зевс заполнил только определенную ее нишу, в том числе создав на небосводе нечто вроде нового атмосферного экрана, препятствующего проникновению к поверхности Земли частиц определенного спектра излучения Солнца. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Возможно, такова была реакция живой природы - восстановление равновесия в условиях образования радиационного пояса вокруг Земли. Но то, что такой «экран»лишил нас и части глобальной информациикосмоса - тоже факт. Кроме того, дыхание воздухом, перенасыщенным кислородом, вызывает и быстрое старение организма. Так человек сам привел в свою жизнь смертность.

Слои атмосферы, как известно, классифицируются по температурным отличиям. Диаграмма распределения слоев следующая:

Этот «слоеный пирог» представляет собой ряд вложенных друг в друга сфер (как не вспомнить русскую матрешку как символ мироздания). Четыре слоя атмосферы - тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера были, думаю, известны древним людям. Овидий тоже упоминает о поясахнебесной сферы, но - до выброса кислорода из недр Земли.

По мере подъема от поверхности Земли температура воздуха понижается, но только до определенной высоты. Верхняя граница тропосферы - это 10- 17 км (10 - над полюсами). Средняя температура тропосферы - минус 50—75 градусов. Далее, вплоть до 35 км ,идет стратосфера, где температурадержится примерно на нуле градусов, а потом - повышается.Еще выше, в мезосфере, на высоте 90 км температура снова падает, но уже до 100-130 градусов. Во внешней оболочке атмосферы температура возрастает. Это уже термосфера. У нее нет четкой границы, она плавно переходит в космическое пространство.

Слоистость атмосферы - результат нагрева земной поверхности снизу и солнечным излучением сверху. Но есть еще и промежуточный нагрев стратосферы. Это - озоновый слой, который поглощает ультрафиолетовое изучение Солнца.

Думаю, что древние греки знали и об озоновом слое.

Размышления над этим вопрос обратили меня к образу Афины.

Зевс + Метида = Афина

Метида - по Гесиоду дочь Океана и Тефиды, по Акусилаю она - дочь Никты и Эреба, мудрая богиня, обитала возле потока Океана, первая супруга Зевса. Будучи еще совсем юным и живя на Крите, где его скрывали от Кроноса, Зевс воспылал страстью к своей воспитательнице Метиде. Та относилась к нему вначале с материнской заботой, но, осознав сколь серьезны его намерения, стала избегать Зевса, принимая различные образы. По ее совету, как говорит Аполлодор , Зевс подал Кроносу питье, благодаря которому тот изрыгнул всех своих проглоченных детей . Став женой Зевса, Метида забеременела. Зевс узнал от Геи пророчество, что в этот раз родится девочка, но следующим будет сын, который свергнет своего отца. Поэтому громовержец заманил свою супругу на ложе, обманом упросил ее уменьшится в размерах и неожиданно проглотил ее. По прошествии определенного времени из головы Зевса вышла его дочь Афина, унаследовавшая мудрость своей матери.

Гесиод прибавляет некоторые подробности:

Сделалась первою Зевса супругойМетида-Премудрость; Больше всего она знает меж всеми людьми и богами . Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину На свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил Льстивою речью Кронид и себе ее в чрево отправил, Следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана. Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных Царская власть не досталась другому кому вместо Зевса. Ибо премудрых детей предназначено было родить ей,- Деву-Афину сперва, синеокую Тритогенею, Равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу; После ж Афины еще предстояло родить ей и сына - С сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных. Раньше, однако, себе ее в чрево Кронион отправил, Дабы ему сообщала она, что зло и что благо.

Если допустить, что Метида была океанидой, значит, она была олицетворением воды с присутствием соединений водорода и серы. Сегодня такаявода встречается на Земле. Ее, кстати, называют Мацеста, согласитесь, имена сходны (Мацеста - Матиста - Матида - Мацида - Мацита - Метида?). Раствор сероводорода в воде называется сероводородной водой или сероводородной кислотой. Сын, который мог родится у Метиды первым, мог оказаться соединением серы и кислорода - SO , SO 2 или SO 3. При растворении серного ангидрида в воде выделяется большое количество теплоты и, если прибавить к воде большое количество серного ангидрида сразу, может произойти взрыв . Если бы Метида породила его, оставалась океанидой, то в соединении с водой он взрывается. А перевод реакции в газообразное состояние предотвратил очередной глобальный земной катаклизм. Так и многочисленные превращения Метиды, возможно, были связаны именно с разными агрегатными состояниями вещества. Выходит, древняя цивилизация экспериментировала с веществом, познавая его свойства, и выбрала для реакции наименее безопасный вариант газа (в образе мухи).

Так родилась Афина - сернистый газ SO 2 или серный ангидрид SO 3.

Реакция соединения сернистого газа с кислородом сильно экзотермична, т.е. идет с выделением тепла и только в присутствии катализаторов. А по мифам известно, что рождение Афины связано с действием Гефеста или Прометея - явлений подземных недр, их нагрева. При сгущении пара трехоксида серы образуется бесцветная, похожая на лед масса. Она может постепенно переходить в кристаллы. Обе эти модификации дымят на воздухе. Трехокись серы воспламеняет фосфор.

Осталось доказать, что сернистый газ или серный ангидрид присутствует в атмосфере Земли «над головой Зевса». Он там, действительно есть и, если не ошибаюсь, отвечает за поглощение ультрафиолетового излучения.

Древнегреческая мифология повествует нам о том, как с рождением страшных детей в мире появилось зло! И первым орудием зла стал непокорный, непочтительный , лишивший отца Урана творческой силы. И как мы помним, последними, кого родил Уран, пролив кровь и семя в океан и выкрикнув проклятие Крону, были страшные эриннии, силы мщения.

И конечно, первой их жертвой стал Крон. Взял он в жены титаниду Рею, олицетворение Земли, и начали рождаться у него дети.

Но проклятие Урана не давало ему покоя. Уран предсказал Крону, что его собственный ребенок поступит с ним точно так же и займет его место на троне.

И начинается страшное. Крон одного за другим глотает всех своих рождающихся детей.

Сколько раз обыгран этот дикий сюжет в изобразительном искусстве! И обыгран неверно.

Мы забываем, что речь-то идет о богах, которым смерть не свойственна. Поэтому бесполезно представлять себе Крона, отгрызающего и пережевывающего куски младенцев. Он поглощал их каким-то совершенно иным путем, не прерывая их жизни - прервать ее было невозможно.

И за этим скрыта аллегория.

По-видимому, первоначально Крон был божеством земледелия, иначе, откуда бы взяться у него серпу. И только позже благодаря созвучию Крон-Хронос он стал олицетворять время. Но в любом случае картина получается интересная. Время, воцарившееся в мире и поглощающее свое будущее. Этакое вечное царство Здесь и Сейчас! Любопытно, что именно царствие Крона было названо Гесиодом «золотым веком», когда жили бесконечно, не зная бед и болезней!

Так кто же были эти дети, проглоченные Кроном?

Гестия, богиня «прирученного» огня, того огня, который служит людям, горит в жертвеннике и домашнем очаге. Богиня, защищающая этим огнем любое человеческое жилище: и дома, и города, и государства.

Деметра, богиня плодородия. Покровительница всего, что растет на земле, матери Рее. Богиня, кормилица, защищающая земледельцев.

Гера - богиня брака и семьи. Очень важная для жизни людей богиня.

Аид - бог подземного царства мертвых. Интересно, что подземное царство мертвых, это вовсе не Тартар, рожденный Хаосом в начале творения. Тартар расположен дальше, за пределами смерти. А значит, Аид со своим царством мертвых, это тоже божество, необходимое только человеку. Должен же человек уходить куда-то после смерти.

Посейдон - бог морей. Очень странное имя у него, означающее в переводе «трясти землю». Вероятно, именно его шалостям древние греки приписывали землетрясения. Ведь земля плавает в водах великого Океана.

Вот какая интересная получается картина. В этом мире, где царит Крон - Время, нет места человеку. Все, покровительствующее человеку, защищающее его интересы, проглочено временем. Между тем, по Гесиоду, это золотой век. Загадка!

Но рождается у Крона шестой ребенок, маленький Зевс, и прожорливый отец совершает роковую ошибку. Он доверчиво разрешает жене Рее удалиться для родов на дальний остров Крит, как посоветовали ей родители, Уран и Гея. Она рождает Зевса и прячет его, а отцу Крону, пришедшему за новорожденным сыном дает большой камень, завернутый в пеленки. Еще одно указание нам на то, что Крон поглощал своих детей каким-то неизвестным нам путем. Не заметив, проглотил и камень. И спокойно покинул остров Крит.

Удивительный это был остров. Населен он был полубогами. Кто такие? Видимо, соединялись боги не только с себе подобными, но и со всем живым и неживым миром.

Так жила на острове полубогиня Амалфея - коза, вскормившая Зевса молоком. Ее супруг Мелиссей, тоже полубог, покровитель пчел, кормил Зевса медом. Их дочери, нимфы Адрастея и Идея нянчили маленького бога.

А еще жили на острове удивительные существа, называемые куретами. Их родил титан Гелиос - Солнце от … деревьев. Трудно предположить, как именно они выглядели, но при этом были вооружены, потому что первое оружие в мире сделали именно они. С непонятной целью. Воевать пока было не с кем.

Куреты тоже сыграли в спасении маленького Зевса важную роль. Когда малыш начинал плакать, они гремели своим оружием, чтобы заглушить его крики и скрыть от Крона его пребывание.

Так удалось вырасти живым и невредимым самому младшему из детей Крона.

. Крон (мифология) Крон (мифология)

Этимология

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп - древний атрибут - говорит об их природе. Существовал у ионийцев , во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований . Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея , изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом .

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе . Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия) .

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей , свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию , Деметру , Геру , Аида и Посейдона . От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон .

Кронос и Зевс

Рея, беременная Зевсом , не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах . Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей . Этот камень называют агадир . Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле , но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию - богиней домашнего очага, Геру - женой и царицей богов, Деметру - богиней полей и плодородия, Аида - богом подземного царства мёртвых и Посейдона - богом морей).

По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных ». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку ».

Позднейшая традиция и упоминания

Кронос похоронен на Сицилии . Был богом в Аравии . Отождествлялся с финикийским богом , которому приносили в жертву младенцев . В Олимпии ему был сооружён храм . Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом .

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский Сатурн . По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн). Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь .

См. также

Напишите отзыв о статье "Крон (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Крон (мифология)

– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.