Итоговое занятие по звукопроизношению для родителей. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе. Не забудь: массаж такой

Татаринцева Н.Г.,учитель-логопед .

Коррекционно-образовательные:

Закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков [П] [П’];

Закрепить навыки различения данных звуков;

Закрепить умение выделять данные звуки в ряде слогл. Зв.;

Закрепить умение выделять звуки [П] [П’] в слога, словах и умение определять местоположение данных звуков в словах;

Познакомить с буквой П;

Уточнение и припоминание слов, содержащих звуки [П] [П’].

Коррекционно-развивающие:

Коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;

Развитие и уточнение пассивного образования;

Закрепление кинестетического образа звука;

Закрепление навыков звуко-слогового анализа;

Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества;

Формирование навыков самоконтроля.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображение буквы П, квадратики синего и зеленого цвета (для обозначения мягких и твердых согл. зв.).

План логопедического занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.
  3. Основная часть.
    1. Игра “Закончи слово”.
  4. Физминутка.
    1. Ответы на вопросы.
    2. Игра “Путаница”.
  5. Игра “Скажи наоборот”
  6. Знакомство с буквой П.
  7. Отхлопывание слов по слогам.
  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед: - Ребята, вспомните с какими последними звуками мы с вами знакомились, а поможет вам в этом Подсказка:

    На хоккее, на футболе

    Буква П – ворота в поле.

    Дети: Со звуками [П] [П’].

    Логопед: - Правильно, а кто из вас знает, как пыхтят чайники, когда закипают?

    Дыхательная гимнастика.

    Поставили руки на пояс, наклонились немного впереди с силой произносим: П-П-П-п…

  3. Сообщение темы.
  4. Логопед: - Сегодня я позвала к нам гостей – это два братца Звуки [П] [П’] и их сестренка Буква П.

    Звуки к нам уже пришли, сказали, что их сестрица задерживается. [П] [П’] большие озарники и проказники, одна из самых любимых игр “Прятки”, чтобы их отыскать нам понадобятся ваши внимательные ушки. Готовы?!

    Дети: Готовы!

  5. Основная часть.
    1. Характеристика звуков [П] [П’].
    2. Логопед: - Чтобы не перепутать гостей с другими звуками, для начала, вспомним характеристику звуков [П] [П’].

    3. Игра “Поймай звук и определи, какой он мягкий или твердый”.
    4. Логопед: - Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете. Ваза задача – определить есть ли в этом слове звук [П] или [П’]. Если услышали мягкий [П’] – нужно хлопнуть в ладошки, если услышите твердый звук [П] – поднимите руки.

      Слова: полет, пуля, копить, почта, Петя, суп, писк, праздник, поле, цепь … и т.д.

    5. Развитие звукового анализа и синтеза.
    6. Каждому ребенку предлагается по одному слову, в котором он должен определить местоположение звука [П] или [П’] (предварительно разобрать несколько слов.

    7. Игра “Закончи слово”.

Логопед: - Ребята, наши озорники еще хотят с нами поиграть в игру “Закончи слово”. Я читаю предложение, а вы попробуйте догадаться, какое слово потерялось:

Полине на день рождения подарили много (Чего?) …

Петя пишет (Чем?) …

Паша поет (Что?) …

Петя гуляет (Где?) в …

В лесу поют (Кто?) …

К каждому предложению приготовлена картинка, после того как дети называют “потерявшееся” слово, логопед показывает картинку.

В каждом найденном слове определить мягкий или твердый звук [П], показать карточку соответствующего цвета.

  1. Физминутка.
  2. Развитие внимания, памяти, мышления.
    1. Ответы на вопросы
    .

    Логопед: - Ребята, вы помните, какие у нас с вами получились предложения?

    Сколько Полине подарили подарков на день рождения?

    Кто и чем пилит?

    Ответы детей.

    Логопед: - Умницы, вы все правильно запомнили. А сейчас, я с нашими гостями, будем проверять кто из нас самый внимательный!

  3. Игра “Путаница”.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и запомните, в какой последовательности расположены картинки. Затем, вы закрываете глазки, я меняю картинки, и вы говорите, что и где перепутано.

Вы такие молодцы, что у меня вообще не получается вас запутать.

  • Игра “Скажи наоборот”
  • Логопед: - Пока мы с вами играли, наши звуки уже успели поссориться. Они утверждают, что вы их совсем не различаете и путаете. Это так?

    Дети: Нет, это разные звуки!

    Логопед: - Чтобы доказать братцам, что мы их различаем. Сейчас предлагаю игру “Скажи наоборот.

    Логопед: - Действительно, ребята, вы совсем не путаете наших гостей

  • Знакомство с буквой П.
  • Слышится стук в дверь.

    Логопед: - Ой, кто так? Вы знаете?

    Дети: Нет. Давайте откроем дверь и увидим.

    Логопед, открывая дверь, говорит: - Это наша задерживающаяся гостья, Буква П. Вы ее узнали?

    Дети: Да. Узнали!

    Логопед: - Покажите в воздухе, как она пишется.

    Правильно, теперь возьмите счетные палочки и выложите из них.

    Очень хорошо, вы все правильно и верно сделали, Букву П точно узнали.

    Ребята, вот и подошло к концу наше занятие и гостям пора возвращаться к себе.

    Подумайте и вспомните каждый по одному слову со звуком [П] или [П’].

    Дети: Пароход, пила, пакет, суп и т.д.

  • Отхлопывание слов по слогам.
  • Логопед: - Отхлопайте эти слова по слогам. Сколько слогов живет в каждом слове?

  • Подведение итогов занятия.
  • Логопед: - Ребята, кто у нас сегодня был в гостях?

    Чем отличаются звуки [П] [П’]? (характеристика звуков, сравнение).

    Каким цветом мы их обозначаем? (синим или зеленым).

    Анализ и самоанализ работы детей на занятии.

    Конспект интегрированного индивидуального

    логопедического занятия по звукопроизношению.

    Тема: Автоматизация звука [Р].

    Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

    1. Образовательные:

    Уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

    2. Коррекционно-развивающие:

    Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

    Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

    Развивать фонематический слух на звук [Р];

    Корригировать и развивать слуховое восприятие;

    Корригировать речевое дыхание;

    Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте;

    Развивать мелкую и общую моторику при работе с аппликацией, умение согласовать речь с движением;

    Развивать внимание, память, логическое мышление;

    Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.

    3. Воспитательные:

    Формировать положительную мотивацию на занятии;

    Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;

    Воспитывать аккуратность в работе.

    Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, символы обозначения звуков (синий и красный квадрат),ватный шарик, лист бумаги, клей, фигурки животных, вырезанные из бумаги.

    Ход занятия.

    Этапы занятия

    Время

    Деятельность логопеда

    Деятельность ребенка

    Орг. момент

    Тарарам, тарарам,
    Кто спешит в гости к нам?
    Этот мальчик - из полена,
    Азбука была при нем!
    Собирался в школу днем.
    Кто же это?
    -Правильно! Вот наш гость - Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки.

    А Буратино еще не научился произносить звук [Р].

    Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

    Отгадывают загадку.

    Сообщение темы занятия

    И сегодня тема нашего занятия автоматизации звука [Р]с логах, словах и предложении.

    Анализ артикуляции звука

    Ребята для того, чтобы наш звук [Р] звучал красиво и правильно, давайте сделаем «Весёлую артикуляционную разминку для губ и языка»
    Цирк по улице идёт,
    Все стоят разинув рот!
    ^ Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления.
    Цирковое представленье
    Нам поднимет настроенье!
    Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.
    Мишка ходит по канату!
    Он получит мёд в награду.
    ^ Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка.
    Выполнив удачный трюк,
    Радостно поёт индюк.
    Производить быстрые движения по верней губе широким кончиком языка
    Вперёд- назад.
    На качели куры сели,
    Вверх под купол полетели:
    Вверх-вниз…Вверх-вниз.
    Крепче, курочка держись
    ^ Ритмично понимать и опускать кончик языка.
    Две мартышки- акробатки
    Ловко скачут на лошадке.
    Поцокать языком
    В медвежат из пулемёта
    Леопард стреляет мёдом!
    ^ Имитировать стрельбу: «Трррр».
    Клоун Зайчик всех смешит:
    Колокольчиком звенит,
    Произносить: «Дзззззынь…»
    -Молодцы!

    Характеристика звука

    Скажите как рычит ТИГР? Порычим как маленький тигренок- тихо (р-р-р), теперь как взрослый тигр- громко. (р-р-р)
    - Давайте вспомним, как мы произносим звук (р)? Расскажите о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой)
    - Какой же звук (р)? (согласный)
    - Почему? (ему мешает кончик языка, поэтому образуется преграда.
    - Что еще мы можем про него сказать? (он звонкий и твердый).

    Характеризуют звук.

    Закрепление звука в изолированном виде

    А сейчас мы с Вами представим, что мы маленькие тигрята и громко рычим

    Р-р-р-р-р-р-р-р

    Произносят звук изолированно.

    Связь буквы со звуком

    Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

    буквы мы видим, пишем, читаем

    звуки мы говорим и слышим

    Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р?

    Дают объяснение чем отличается звук от буквы.

    Развитие фонематического слуха

    А сейчас поиграем в игру « Хлопай, не зевай», я вас буду называть разные буквы, а ваша задача во врем хлопнуть, когда услышите звук [Р], готовы?

    А, о, р, в, к, у, р, ш, т, р,ц, м, ф, и, р, р.б, ю,в, р. Какие вы молодцы.

    Играют в игру «Хлопай, не зевай» на звук [Р].

    Закрепление звука в слогах

    Вы хорошо справляетесь, и у нас нова игра, «Повторяй за мной», мы будем повторять слоги:

    Ра-ро-ру-ры-ри-ре-ря-рю

    Проговаривают звуки за логопедом.

    Закрепление звука в словах.

    Ребята я вам буду показывать картинки, а ваша задача назвать кто на ней изображен и выделить звук [Р] (тигр, бегемот, гепард, рысь, лиса, жираф, носорог, ёж, заяц, волк.

    Рассматривают картинки с животными, называют их, выделяют звук.

    Закрепление звука в предложении

    Ребята, а сейчас наша задача записать предложения и сделать разбор каждого звука, как мы с вами и умеем.

    Ворона кормила воронят.

    Анализируют предложение.

    Закрепление звука в тексте

    Ребята послушайте интересный текст про медвежат и то как они купались.

    КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

    Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

    Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка

    зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не

    выполоскала в воде.

    Какой звук я выделяла в словах?

    Слушают текст, выделяют звук.

    Домашнее задание.

    - Вот и подошло наше занятие к концу, и домашнее задание будет заучивание скороговорки.

    Галка села на забор,

    Грач завел с ней разговор.

    Сорок сорок воровали горох.

    Проворонила ворона вороненка.

    Слушают домашнее задание.

    Оценка деятельности детей.

    Вы хорошо сегодня занимались, активно работали. Молодцы!!!

    альбина хасанова
    «Звуки». Конспект итогового занятия по звукопроизношению в логопедической средней группе

    Цели занятия :

    Коррекционные :

    Закрепление навыков различения звуков предметов и речевых звуков .

    Упражнять выделение первого звука из ряда других звуков при звуковом анализе .

    Тренировать в определении места звука в словах и делении слов на слоги.

    Заучивание скороговорки по таблице.

    Развивающие :

    Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

    Развивать речевое дыхание.

    Тренировка зрительной памяти, наглядно-словесного мышления, фонематического восприятия.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Воспитательные :

    Воспитывать желание активно работать на занятии ,

    Добрые отношения друг к другу.

    Оборудование :

    Звуковые картинки

    Звуковые папки

    Камешки

    Трафареты

    Зеркала

    Карточки по определению места звука в слове

    Таблица со скороговоркой

    Ход занятия

    I Организационный момент

    Дыхательная гимнастика :

    Носом вдох, а выдох ртом,

    Звук мы ф-ф-ф , сейчас споём

    Кораблик наш плыви.

    Хорошо, корабли мы отравили в дальнее плавание.

    Ребята, а вы знаете, случилась беда, нашу золотую рыбку заколдовал кощей, а расколдовать её сможет только тот, кто выполнит все его желания. За каждое правильно выполненное задание можно получить ракушку. Ребята, может мы сможем чем-то помочь рыбке? Тогда нам нужно подкрепиться, выполним артикуляционную гимнастику.

    II Основная часть

    Артикуляционная гимнастика :

    «Улыбка» Наши губки улыбнулись,

    Прямо к ушкам потянулись.

    Ты попробуй «И-и-и» скажи,

    Свой заборчик покажи.

    «Блинчик» Утром рано мы встаем,

    Вкусные блины печем.

    Ручейком по сковородке

    Тесто растекается…

    Посмотри, какой красивый

    Блинчик получается.

    «Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям

    Мы едим с тобой варенье.

    Верхнюю губу вареньем

    Мы намажем, а потом

    Язычком широким сразу

    Мы варенье облизнем.

    «Чашечка» Будешь пить с друзьями чай

    Ты из чашки новой.

    Эту чашку показать

    Ты сейчас пробуй!

    Вот мы выполнили артикуляционную гимнастику.

    Первое задание «Угадай звук » - что звучит? (игра на слух) .

    Стучит молоток, скрипит дверь, звонит телефон, капает вода, работает фен.

    Молодцы! Вы угадали все звуки предметов ! Вот и первая ракушка.

    Второе задание «Угадай первый звук в слове » - с помощью звуковых человечков определить, какой это звук и дать ему характеристику.

    Дом – звук [Д] - согласный , звонкий, твёрдый.

    Улитка – звук [У] – гласный , звонкий.

    Буратино – звук [Б] – согласный , звонкий, твёрдый.

    Хорошо, мы дали характеристику 3 звукам , а если их произнести слитно, какое слово получится? ДУБ. Что такое дуб? Верно, молодцы, вот ещё одна ракушка.

    Физминутка

    Давайте хлопнем столько раз,

    Сколько звёздочек у нас,

    Теперь присядем столько раз,

    сколько капелек у нас.

    Сколько видим мы замочков,

    Столько сделаем прыжочков.

    Сколько есть у нас девчонок,

    Столько сделаем наклонов.

    Сколько мальчиков у нас,

    Столько топнем мы сейчас.

    Вот ещё ракушка.

    Третье задание «Определите, место звука [И] в словах » - вот золотые яблоки, а на них зашифрованы слова. Что это?

    Иголка – в начале слова.

    Улитка – в середине слова.

    Овощи – в конце слова.

    Вот и определили место звука [И] в словах . Держите ракушку.

    Гимнастика для глаз. (см. презентацию)

    Четвёртое задание «Определите количество слогов в словах , с помощью камешков»

    На каждом столе кулёчек, в каждом кулёчке камешки и картинки.

    Определили количество слогов в вашем слове и ещё одна ракушка, ура!

    Пятое задание «Песочек» .

    Песочек в руки набираем,

    Пальцы крепко мы сжимаем,

    Чтоб песок не высыпался,

    Чтоб в руках у нас остался.

    (крепко сжимают кулаки)

    Пальцы разжимаем,

    Песочек высыпаем.

    (медленно разжимаем пальцы рук)

    Стряхнули с рук песок.

    (потряхивание руками)

    Устали руки. Ох!

    (положить расслабленные руки на стол)

    Шестое задание «Фигуры» - приложите трафарет и у вас получится фигура.

    Мы слепили фигуры из песка. Ловите ракушку.

    Седьмое задание «Расскажите скороговорку» - чтение по таблице, заучивание.

    Тощий немощный кощей, тащит ящик овощей.

    Нужно произнести волшебное заклинание без подсказки и наша рыбка будет расколдована.

    Вот и последняя ракушка, мы смогли выполнить все задания кощея, а теперь попробуйте выложить ракушки по размеру, от самой большой к самой маленькой, посмотрите, здесь написано МОЛОДЦЫ! Золотая рыбка снова может плыть к себе в своё государство, ура! А за то что вы смогли её освободить она в скором времени выполнит ваше желание, нужно только к ней прикоснуться, закрыть глаза и загадать то о чём вы мечтаете!

    Занятие 1 . Звук [а] и буква А в начале слова

    Цель. [а]; выделять начальный ударный гласный звук [а]; знакомить с понятием «гласный звук», «буква»; дифференцировать поня­тия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

    Оборудование. Предметные картинки: «Аист», «Астры»; сюжетные картинки: «Девочка качает куклу», «Девочка уро­нила мяч и плачет»; счетные палочки, зеркала, простые ка­рандаши, кассы букв (индивидуальные и демонстрационные), книга «Азбука».

    Ход занятия

    Организационный момент. Игра «Скажи свое имя ласково». Сядет на место тот, кто назовет свое имя ласково.

    Артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 2-3 раза).

    «Улыбка» -растянуть разомкнутые губы.

    «Качели» -движения языком вверх - вниз.

    Кто это? (Это девочка.) Что делает девочка? {Девочка качает куклу.)

    Как вы думаете, какие звуки произносит девочка, качая куклу? (А-а-а.)

    Посмотрите и послушайте, как девочка качает куклу: а-а-а. Давайте все вместе покачаем куклу. (Качают и про­износят: «А-а-а».)

    Демонстрация картинки «Девочка уронила мяч и плачет».

    Как вы думаете, какие звуки произносит девочка? (А-а-а-с другой интонацией.) (Предложить детям про­демонстрировать плач девочки.)

    Когда произносим звук [о], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Такой звук назы­вается гласным. (Работа с индивидуальными зеркалами.)

    Гласный звук [а] мы договоримся обозначать большим красным кругом. (Демонстрация.)

    Это звук [а]. Звуки мы слышим и произносим.

    Если люди находятся далеко друг от друга и хотят что-нибудь сообщить, как они это делают? (Они пишут и чи­тают письма, газеты, журналы, книги.)

    Вот демонстрационная касса букв. Это буквы, которые можно сложить в слова, предложения, сообщения. Буквы мы пишем, видим и читаем. Чтобы научиться читать, нам что-то нужно. Угадайте, что это.

    Сказочный, волшебный дом,

    Азбука - хозяйка в нем.

    Дружно в доме том живет

    Славный буквенный народ.

    А-начало алфавита,

    Тем она и знаменита.

    А. Шибаев

    Демонстрация «Азбуки», алфавита.

    Какая буква стоит в начале алфавита? (Буква А.) (Де­монстрация буквы А.)

    Посчитаем, из скольких элементов состоит буква А? (Из 3.) Выкладывание из счетных палочек, карандашей, рисование в воздухе.

    Физкультминутка «Покачаем куклу». Имитация движений: ходьба по комнате и укачивание плачущей куклы, которая долго не успокаивается.

    Демонстрация картинки «Аист». (Название картинки с утриро­ванным произнесением первого звука [а].)

    звука [о].)
    Почему это звук?

    Демонстрация картинки «Астры». (Название картинки с утри­рованным произнесением первого звука [а].)

    С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Почему это звук? (Его мы слышим и произносим.)

    Демонстрация картинки «Девочка качает куклу».

    У всех людей есть имена. Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Аня.)

    Демонстрация картинки «Девочка плачет».

    Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Ася, Аля, Алла, Алена....)

    Какие имена мальчиков начинаются на звук [а]? (Алик, Андрей, Антон, Артем.)

    Игра «Четвертый лишний».

    Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля - лишнее, т. к. в начале слова другой звук.)

    Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик - имя мальчика.)

    Итог занятия. Работа с индивидуальными кассами.

    Найдите в своих кассах букву, с которой мы сегодня работали. Как называется эта буква? (Буква А.)

    Занятие 2. Звук [а] и буква А в начале слова

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять начальный ударный и безударный звук [а]; закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; дифференци­ровать понятия «звук» - «буква»; развивать слуховое воспри­ятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

    Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); раздаточный материал - альбомный лист с написанной в разных положениях буквой А; зеркала, полоска с тремя де­лениями, тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе» (по без­звучной артикуляции).

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 3-4 раза).

    Выдувать мыльные пузырьки.

    «Чашечка» - поднять кверху широкий язык.

    «Вкусное варенье» -облизать верхнюю и нижнюю губы.

    Беззвучная артикуляция.

    (Звук [а].) Почему это звук?

    Покажите его символ. Покажите букву А. Почему это буква?

    Откуда вы достали букву? (Из кармашка.)

    Это касса - дом букв. У каждой буквы есть свой этажи квартира. Буква А живет на 4-м этаже. (Демонстрация букв - заглавной и строчной, печатных.)

    В этой квартире живут две сестрички: большая и ма­ленькая буквы А, которые обозначаются одним и тем же символом. Покажите его.

    Вспомните и назовите слова и имена, которые начина­ются со звука [а].

    Определение места звука в слове.

    Перед детьми - полоска с тремя делениями (положить в пер­вую клеточку - начало слова: уши, астра, автобус, ивы, арбуз, аист).

    Физкультминутка «Аист» (имитация движений по тексту сти­хотворения).

    Аист, аист, длинноногий,
    Покажи домой дорогу.

    Аист отвечает:

    Топай правою ногой,
    Топай левою ногой.
    Снова - правою ногой,
    Снова - левою ногой,
    После - правою ногой,
    После - левою ногой,
    Вот тогда придешь домой.

    И. Токмакова

    Игра «Тихо -громко». При демонстрации заглавной буквы А дети громко произносят звук [а], при демонстрации строч­ной печатной буквы - произносят звук [а] тихо (повторить 3-4 раза).

    Что я показывала? Что вы произносили?

    Игра «Повтори, не ошибись».

    Арбуз - абрикос; ананас - арбуз; абрикос - ананас;
    Аня-Алик; Антон-Ася.

    Игра «Четвертый лишний».

    Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля - в начале слова другой звук.)

    Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик - имя мальчика.)

    Андрей, Антон, Артем, Аня. (Аня - имя девочки.)

    Аист, утки, Аня, астры. (Аня - это имя, пишется с боль­шой буквы.)

    Итог занятия. Перед детьми - альбомный лист с написанными в разных положениях буквами А.

    Найдите и покажите правильно написанную букву А.

    Занятие 3.

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять ударный звук [а] в конце слова; закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; уметь дифференцировать понятия «звук» - «буква»; развивать слуховое восприятие, фо­нематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

    Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Лиса», «Пила»; символ звука [а], кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); зеркала, полоска с тремя делениями, тетради, ручки. ]

    Ход занятия

    Организационный момент. Покажи символ (по беззвучной ар­тикуляции).

    (упражнение вы­полняется 3-4 раза).

    «Лошадка»-щелкать языком.

    «Маляр» -двигать языком вперед - назад по нёбу.

    «Футбол» -попеременно касаться языком щек.

    Беззвучная артикуляция.

    Какой звук я хочу произнести? (Звук [о].) Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

    Покажите букву А. Почему это буква?

    Нарисуйте букву А в воздухе.

    Определение звука [а] на слух.

    Хлопни, когда услышишь звук [о]: а, о, у, а, а, и, а.

    На наборном полотне картинки: «Луна», «Рука», «Лиса», «Пила». Игра «Кто внимательный?».

    Расставьте картинки в том порядке, в котором я на-|
    зову (3-4 раза).

    Игра «Где спрятался звук [а] б словах?» (Произносим слова луна, рука, лиса, пила с утрированным выделением ударного звука.) (В конце слое.)

    Физкультминутка. (Имитация движений по ходу чтения сти­хотворения.)

    Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра. А для волка... кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто куда.

    Определение места звука в слове. Перед детьми - полоска с тремя делениями. (Букву А нужно положить в последнюю клеточ­ку - конец слова: уши, луна, рука, ивы, пила, лиса.) (Уши, ивы. На внимание - погрозить пальчиком.

    Игра «Закончи предложение».

    У мальчика забинтована... .

    По лесу бегает хитрая... .

    У папы новая... .

    Из-за тучи показалась... .

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам).

    Итог занятия.

    Назовите слова, в которых звук [а] стоит в конце слова (Ира, Маша, Паша, Никита…)

    Занятие 4. Звук [а] и буква А в конце слова

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [а]; выделять ударный звук [а] в конце слова; закре­плять понятия «гласный звук» - «буква»; дифференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, мышление, вни­мание, память.

    Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстрацион­ные); раздаточный материал - карточки с написанной в разных положениях буквой А; зеркала, полоска с тремя делениями, те­тради, ручки; предметные картинки: «Луна», «Лиса», «Аист».

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Покажите правильно написанную букву А. (На столах у детей - карточки с написанной в разных положениях буквой А.)

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение про­водится 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Трубочка» - вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

    «Качели»-движения языком вверх - вниз.

    Выделить звук [а] на слух.

    Хлопни, когда услышишь звук [а]: а, о, у, а, а, и, а... I

    Игра «Тихо -громко». Во время демонстрации заглавной буквы А дети громко произносят звук [а], при демонстрации строчной печатной буквы А - произносят звук [а] тихо (повторить 3-4 раза).

    Игра «Наоборот».

    Если я произношу звук [а] громко, вы отвечаете тихо, если я произношу тихо, вы - как? (Громко, хором.)

    Что мы произносили? (Звуки.) Почему?

    Где может стоять звук [а] в словах? (В начале и в конце слова.) (Примеры.)

    Определение места звука в слове. Перед детьми - полоска с тремя делениями. (Букву А нужно положить в первую или по­следнюю клеточку, предварительно отгадав загадки или узнав предмет по описанию.) Картинки-отгадки - на панно.

    Не конь, а бежит,

    Не лес, а шумит. (Река.)

    Хвост пушистый, мех золотистый,

    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса.)

    Составить предложение по картинке. (Картинки те же. Например: Я нарисовал аиста. Лиса крадет кур. В нашем городе (де­ревне) есть река.)

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам).

    Итог занятия.

    Занятие 5.

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять ударный звук [а] в середине слова; закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; дифференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематиче­ские процессы, мелкую моторику, мышление, внимание, память.

    Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); раздаточный материал - карточки с буквами: А, И, У, О; предметные картинки: «Шар», «Бант», «Рак»; «Зеркала», полоска с тремя делениями, тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. Покажи букву А. (На столах у де­тей- карточки с буквами: А, И, У)

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение про­водится 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    « Вкусное варенье » - облизывать верхнюю и нижнюю губы.

    Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный?

    Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)

    Где может стоять звук [а] в словах? (В начале и в конце слова.) (Примеры.)

    Картинки на панно: «Шар», «Бант», «Рак». ,

    Назовите эти картинки. Есть ли звук [а] в названиях этих картинок? (Есть.)

    В этих словах звук [а] стоит в середине слова-найдите на вашей полоске клеточку, которая находится в середине, и положите туда букву А.

    Повторить.

    Где стоит звук [а] в слове шар? Где стоит звук [а] в слове аист? Где стоит звук [а] в слове луна? (Работа на полоске с тремя делениями.)

    Физкультминутка. (См. Занятие 3.)

    Игра «Повтори, не ошибись».

    Ам-ам; ап-ап; ак-ак; ат-ат; ан-ан (повторить 3-4 раза).

    Игра «Что пропустил Незнайка?».

    Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает какой-то звук в словах. Давайте ему поможем.

    Слова (звук [а] в начале слова): ...льбом, ...ист, ...втобус, ...ня, ...пельсин, ...лик.

    Слова (звук [а] в конце слова): лун..., пил..., весн..., рук..., кошк..., лис... .

    Слова (звук [а] в середине слова): п...р, т...нк, б...нт, ш...р.

    Итог занятия.

    Занятие 6. Звук [а] и буква А в середине слова

    Цель. Научить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; [о]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематиче­ские процессы, мелкую моторику, мышление, внимание, память.

    Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); 3 полоски с тремя делениями (демонстрационные), на которых буква А в первой, средней и последней клеточке; пред­метные картинки: «Шар», «Аист», «Луна», «Река», «Бант», «Астры»; зеркала, полоска с тремя делениями, тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись».

    Па-па-па; та-та-та; на-на-на;

    Ма-ма-ма; ка-ка-ка...

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Лошадка» - щелкать языком.

    «Футбол» -попеременно касаться языком щек изнутри.

    Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не встречает преграды.) Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные - в индивидуаль­ных кассах.)

    Где может стоять звук [а] в словах? (Б начале, в конце и в середине слова.) (Примеры.)

    Игра «Подбери схему к картинке». На панно - карточки-схемы (3 полоски с тремя делениями, на которых буква А в пер вой, средней и последней клеточке). На столах у детей - щ одной предметной картинке («Шар», «Аист», «Луна» «Река», «Бант», «Астры»). Каждый ребенок должен цодо брать схему к своей картинке. Анализ работы. Обсуждени итогов работы с детьми: правильно (почему?); неправильн (почему?).

    Игра «Доскажи словечко».

    (Арбуз.) (

    Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор... (Айболит.)

    Пушистый хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко, Ну, конечно, это... (Белка.)

    ^ Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовется птица... (Грач.)

    Физкультминутка. (См. Занятие 3.)

    Составить предложение (развитие слухового восприятия). Из ряде слов выбрать слово со звуком [а] и повторить предложение. На грядке растет (лук, мак). На лугу пасется (собака, коза)"

    На клумбе растут (маки, розы). В саду созрели (груши, слива). В парке гуляет (мама, сын).

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам)

    Итог занятия.

    Занятие 7. Звук [у] и буква У в начале слова

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять начальные ударные и безударные гласные звуки [у]", закреплять понятия «гласный звук» - «буква»; диф­ференцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

    Оборудование. Предметные картинки: «Утка», «Уши», «Улица», «Волк воет»; счетные палочки, зерна фасоли, зер­кала, ручки, тетради, кассы букв (индивидуальные и демон­страционные).

    Ход занятия

    Организационный момент. Игра «Скажи ласково». Сядет на ме­сто тот, кто ласково назовет имя своего соседа.

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 2-3 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Трубочка» -вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

    «Качели» - движения языком вверх - вниз.

    «Часики» -движения языком влево - вправо.

    Демонстрация картинки «Волк воет».

    Кто это? (Это волк.) Что делает волк? (Волк воет.) Как волк воет? (У-у-у.)

    Когда произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

    Как называется такой звук? (Гласным.) (Работа с ин­дивидуальными зеркалами.)

    Это звук [у]. Почему это звук? (Звуки мы слышим и про­износим.) Какой это звук? Почему?

    Чем обозначаются звуки? (Буквами.) Звук [у] тоже обо­значается буквой. (Демонстрация буквы.)

    Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотри те ее внимательно. Из каких элементов состоит буква У? (Из палочек.) Одинаковой или разной длины эти палочки? (Разной: одна длинная, другая короткая.) Нарисуйте в воз­духе букву У, выложите ее из счетных палочек, из зерен фасоли.

    Картинка «Утка». (Название картинки с утрированным про­изнесением первого звука [у].)

    С какого звука начинается это слово? (Со звука [у].}
    Выложить на полоске с тремя делениями. (Уши, улица.

    Физкультминутка. Игра «Паровоз». (Имитация движений колес поезда с произнесением звукоподражаний: чух-чух-чух; сиг­нала паровоза: у-у-у.)

    Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух).

    Уши, аист, утка, улей.

    Аист, астры, улица, автобус.

    Уткина, Усова, Ульянова, Антонова.

    Уля, Ася, Аля, Алла.

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам), Итог занятия.

    Занятие 8. Звук [у] и буква У в начале слова

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять начальный ударный и безударный звук [у]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифферен­цировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое вое приятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

    Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); раздаточный материал - индивидуальные карточки с написанной в разных положениях буквой У; тетради, ручки предметные картинки «Уши», «Учитель», «Утка», «Волк воет» маленькие картинки-подсказки: «Карточка цветов», «Заяц»

    Ход занятия

    Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе» (по без­звучной артикуляции).

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Чашечка» -поднять кверху широкий язык.

    «Вкусное варенье» - облизывать верхнюю и нижнюю губы.

    Покажите букву У. Почему это буква? (Буквы мы пи­шем, видим и читаем.)

    Демонстрация картинки «Волк воет» и карточек с заглавными и строч­ными буквами У.

    Кто это? (Это волк.) Что делает волк? (Волк воет.)Как волк воет? (У-у-у; у-у-у; у-у-у; у-у-у; у-у-у.) Карточки.

    Когда произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (Гласным.) (Работа с индивидуаль­ными зеркалами.) (Примеры.)

    Игра «Повтори, не ошибись»:

    Ну-му; ку-ту; му-пу; ну-ку; ту-ку... (2-3 раза);

    Уши-усы; усы-улей; улей-учитель; учитель-утка; утка- уши.

    Физкультминутка.

    УХ, УХ, УХ, - Руки сложены ладонями вместе

    и производят «рубящие» движения.

    Рубим, рубим во весь дух. -Два взмаха, руки в стороны.

    Картинки на панно: «Уши», «Учитель», «Утка». (Назвать кар­тинки и подобрать определение. Например, уши - какие? (Длинные.).)

    Игра «Назови, не ошибись». (Картинки на панно расположены в определенном порядке: «Утка», «Улей», «Уши», «Усы»,

    «Учитель». Нужно запомнить место каждой картинки, Картинки поворачиваются обратной стороной к детям. Дети называют картинки.)

    Работа с картинками. Двум детям раздаются картинки: «Утка», «Уши» - и маленькие картиночки-подсказки: «Карточка цве­тов» (желтый, белый, красный), «Заяц». Дети по предметным картинкам составляют предложения и ставят картинку ш панно (без картинки-подсказки). Например: У зайца длинные уши. Остальные дети запоминают предложения. Повторите предложение по второй картинке (по первой картинке),

    Итог занятия.

    Найдите и покажите правильно написанную букву У

    (Перед детьми - карточки с написанной в разных положениях буквой У.);

    Занятие 9. Звук [у] и буква У в середине слова

    [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в середине ел она; закреп л ять понятия « гласный звук »-« буква »; дифференци­ровать понятия «звук »-« буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

    Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Шуба»; кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); зеркала, полоска с тремя делениями, квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); красные кружки (по 4 на каждого); тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. Покажи букву А, У (по беззвучной артикуляции).

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Чистим зубки»-облизывать верхние и нижние зубы.

    . «Лошадка»-щелкать языком.

    «Футбол» - попеременное касаться языком щек изнутри.

    Определение звука [у] [у]: у, а, о, у, а, а, у, и, а...

    На наборном полотне картинки: «Луна», «Рука», «Шуба». Игра «Кто внимательный?». Расставьте картинки в том порядке, в кото­ром я назову (3-4 раза).

    Игра «Где спрятался звук [у] в словах?». (Произносим слова луна, рука, зубы с утрированным выделением звука [у} в середине слова.)

    Игра «Назови, не ошибись». (Картинки на панно расположены в определенном порядке: «Луна», «Рука», «Шуба». Нужно запомнить место каждой картинки. Картинки поворачивают обратной стороной к детям. Дети называют картинки.)

    Определение места звука [у] в словах (на полоске с делениями) на слух: в начале, в середине слова.

    Утюг, курица, гусь, укроп, шуба, душ, ученик. (Утриро­
    ванное произнесение звука [у].)

    Игра «Закончи предложение» (определить место звука в слове с проговариванием) - картинки на панно из п. 6.

    У мальчика забинтована... .

    На небе светит яркая... .

    У папы новая....

    Физкультминутка. (Дети имитируют движения по ходу чте­ния стихотворения.)

    Надо, надо умываться, По утрам и вечерам, Чистить зубы, руки мыть И воспитанными быть.

    (Садясь на место, мальчики пропускают девочек вперед.)

    Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми - квадрат, разделен­ный на 9 частей.

    Примечание. Если в слове есть звук [у], нужно положить красный кружочек в клеточку, если нет - клеточку пропускаем.

    Раскладываем кружочки с верхнего левого угла (найтщ и показать), вначале верхний ряд (найти и показать) потом средний ряд (найти и показать), затем нижний ряд (найти и показать). Слова: гусь, мак, рука, папа, луна, стол, кукла, мама, дочка;

    Что у нас получилось? (Буква У.) >!

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам);

    Итог занятия.

    Занятие 10. Звук [у] и буква У в середине слова

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в середине слова; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; диффе­ренцировать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое вос­приятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внима­ние, память.

    Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Шуба»; кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); зеркала, полоска с тремя делениями; индивидуальные карточки с написанной в разных положениях буквой У; тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. Покажи правильно написанную букву У. (На столах у детей - карточки с написанной в разных положениях буквой У.)

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Улыбка» -растягивать разомкнутые губы.

    « Часики » - движения языком влево - вправо.

    Определение звука [у] на слух. - Хлопни, когда услышишь звук [у}: у, а, о, у, а, у, а, и, а...

    Игра «Тихо -громко». (При демонстрации заглавной буквы У дети громко произносят звук \у], при демонстрации строчной печат­ной буквы - произносят звук [у] тихо. Повторить 3-4 раза.)

    Игра «Наоборот».

    Если я произношу звук [у] громко, вы отвечаете тихо,
    если я произношу тихо, вы - как?. (Громко, хором.)

    Что мы произносили? (Звуки.) Почему?

    Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок
    находит нужную букву в демонстрационной кассе, другой
    пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)

    Где может стоять звук [у] в словах? (В начале и в сере­
    дине слова.) (Примеры.)

    Физкультминутка. «Узнай по голосу». (Дети стоят в кружке с за­крытыми глазами, водящий шепотом предлагает кому-то выполнить действие: сесть на стул, пробежать, пройти на носочках, пройти на пятках...) Тот, к кому обратился веду­щий, выполняет действие и называет имя водящего.

    Определение места звука в слове. Перед детьми - полоска с тремя делениями. (Букву У нужно положить в первую или в сред­нюю клеточку, предварительно отгадав загадки или узнав предмет по описанию.) Картинки-отгадки находятся на панно.

    Бабушка Танюшке что-то подарила:

    Глазки голубые и румянец милый,

    Светлая головка, маленькие ножки,

    Платье кружевное, красные сапожки. (Кукла.)

    Т. Днепровская

    Что на небе светит ночью? (Луна.) Что носят люди зимой? (Шубы.)

    Составь предложение по картинке. (Картинки те же. Например: Я нарисовал луну. У девочки есть кукла.)

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

    Итог занятия.

    Занятие 11. Звук [у] и буква У везде

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в словах; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференци­ровать понятия «звук»-«буква»; развивать слуховое воспри­ятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

    Оборудование. Картинки: «Утка», «Луна», «Какаду» («По­пугай»), «Кенгуру»; кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); зеркала, полоска с тремя делениями, карточки с бук­вами: А, И, У, О, тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. Покажи букву У. (На столах у де­тей - карточки с буквами: А, И, У, О.)

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    « Иголочка » - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении.

    «Чашечка» -широкий язык поднять кверху.

    Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не
    встречает преграды.)

    Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)

    Игра «Повтори, не ошибись».

    Ну-ну-ту; му-ку-му; ту-ву-ву; пу-му-пу; пу-пу-му;

    Суп-лук-суп; стук-куст-куст; лук-суп-лук; суп-суп-лук.

    Где может стоять звук [у] в словах? (В начале, в сере­дине и в конце слова.) (Примеры.) Картинки на панно: «Утка», «Луна», «Какаду» («Попугай»), «Кенгуру».

    Назовите эти картинки. Где стоит звук [у] в названиях этих картинок? (Полоска с делениями - определение ме­ста звука в словах.) (Кенгуру - 2 звука [у].)

    Физкультминутка. (Имитация движений.)

    Я произношу слово, а вы выполняете действие. Например, стук - имитация вбивания гвоздя. Гусь - ходьба или зву­
    коподражание. Суп, куст...

    Повтори скороговорку.

    Кукушки в лесу распевают частушки: «Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы - кукушки!»

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

    Итог занятия.

    Занятие 12. Звук [у] и буква У везде

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференцировать поня­тия «звук» - «буква»; развивать слуховое восприятие, фоне­матические процессы, мелкую моторику, мышление, внима­ние, память.

    Оборудование . Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); 3 полоски с тремя делениями (демонстрационные), на которых буква У в первой, средней и последней клеточках; предметные картинки: «Утка», «Луна», «Какаду», «Улыбка», «Кенгуру»; зеркала, полоски с тремя делениями (индивидуаль­ные), тетради, ручки.

    Ход занятия

    Организационный момент. «Повтори, не ошибись».

    Пу-пу-ту; ту-ту-пу; пу-ту-пу;

    Ту-пу-ту; му-ту-му.

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по-] вторяется 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

    «Чистим зубки» - облизывать верхние и нижние зубы.1

    «Маляр» -движения языком вперед - назад по нёбу.

    «Футбол» -попеременно касаться языком щек изнутри.;

    Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук1
    Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух щ встречает преграды.) Какой буквой обозначается этот звук1
    (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, дгой пишет на доске, остальные - в индивидуальных кассах.)|

    Где может стоять звук [у] в словах? (В начале, в конце и в середине слова.) (Примеры.)

    Игра «Подбери схему к картинке». На панно - карточки-схемы (3 полоски с тремя делениями, на которых буква У в пер­вой, средней и последней клеточках). На столах у детей - по одной предметной картинке: «Утка», «Луна», «Какаду», «Улыбка», «Кенгуру». Каждый ребенок должен подобрать, схему к своей картинке. Анализ работы. Обсуждение итого * работы с детьми: правильно (почему?); неправильно (почему?)

    Игра «Доскажи словечко».

    Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его... (Арбуз.)

    Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический... (Утюг.)

    Муха ахнула сперва: «Ах, какие кружева»,- И пропала голова! Бедняжка, словно в тине, Увязла... (В паутине.)

    Встает на заре,

    Поет во дворе,

    На голове гребешок.

    Кто же это? (Петушок.)

    Все ребята со двора Малярам кричат: ... (Ура!)

    Долгожданный дан звонок - Это кончился... (Урок.)

    Физкультминутка. (См. занятие 11.)

    Составить предложение (развитие слухового восприятия). Из ряда слов выбрать слово со звуком \у] и повторить предложение.

    На грядке растет (лук, мак).

    Маки, розы растут на (клумбе, грядке).

    В саду созрели (груши, слива). ,

    В парке гуляет (мама, бабушка).

    На лугу щиплют траву (гуси, утки). (Задание на внима­ние: можно использовать оба слова.)

    Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

    Итог занятия.

    Занятие 13. Звуки [а], [у] и буквы А, У

    Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [о], [у]; определять начальные ударные и безударные звуки [о], [у]; закреплять понятия «гласный звук»-«буква»; дифференцировать понятия «звук» - «буква» и звуки [у], [о]; анализировать звукосочетания , [уа]; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

    Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); раздаточный материал - карточки АУ, УА; инди­видуальные карточки с написанными в разных положениях буквами А, У; тетради, ручки; предметные картинки: «Уши», *Утка», «Автобус», «Аист»; сюжетные картинки - «Плачущий малыш», «Дети, заблудившиеся в лесу».

    Ход занятия

    Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе». (А, У -по беззвучной артикуляции.)

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнения повторяются 3-4 раза).

    Любое упражнение на отработку длинного выдоха (подуй на султанчик).

    «Улыбка»-растянуть разомкнутые губы.

    « Качели » - движения языком вверх - вниз.

    «Часики»-движения языком влево - вправо.

    Покажите буквы У, А. Почему это буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

    Чтение стихотворения.

    Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Заблудились вдруг в лесу И кричат: «Ay! Ay!»

    Что кричат люди, когда заблудятся в лесу? (Ay) Сколько звуков они произносят? (Два.)

    Какой первый звук? (А.) Положите букву А перед собой.
    --- Какой второй звук? (У.) Положите букву У рядом с буквой А.

    Мы положили буквы, а мы знаем, что буквы можно читать. Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Ау.)

    Поменяйте буквы местами. Какая теперь буква на пер­вом месте? (У.) Какая на втором? (А.)

    Прочитайте, что получилось. (Уа.) Кто так кричит? (Малыш в коляске.)

    ПОДГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Учитель-логопед Пономарева О. Н.

    Основная цель занятия: закрепление правильного произношения звука «Л» решается через игровые методы, в которых особенно важно наглядное моделирование. Обучение звуковому анализу слова помогает использование занимательного наглядного материала.

    Задачи:

      Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука «Л» в словах, предложениях, связном тексте; - учить детей подбирать антонимы.

      Коррекционно – развивающие: - развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику; - развивать навык звукового анализа; - закрепить навык составления сложноподчинённого предложения с союзом «потому что»; - закрепить навык составления творческого рассказа с опорой на модели.

      Коррекционно-воспитательные: - воспитывать доброту, отзывчивость через помощь сказочным героям; - регулировать поведенческие трудности детей, приучая их подчиняться правилам игры.

    Персонажи и оборудование:

    Сказочная королева (взрослый), - предметные картинки, - фонограмма для проведения пальчиковой игры, физкультминутки, - мольберт, - фломастеры, - силуэтные изображения замков с окошечками, - опорные модели для составления сказки.

    Ход занятия:

    Логопед : «Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «Л» в словах, предложениях, тексте. Давайте проведём гимнастику, разомнём наши пальчики, чтобы хорошо работал язычок».

    Пальчиковая игра «Пять утят» (под фонограмму )

    Одна из рук – «мама-утка». Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняют волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

    Пять утят плывут вперёд,

    На берегу их мама ждёт,

    Но только четверо утят «Кивают» кистью руки («мамой-уткой»)

    Вернулись к мамочке назад.

    Четверо утят плывут вперёд…

    Трое утят плывут…

    Двое утят плывут…

    Вот один плывёт вперёд,

    На берегу его мама ждёт,

    И сразу пятеро утят

    Вернулись к мамочке назад.

    Артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционная гимнастика проводится с показом картинок в кругу с индивидуальными зеркалами. Выполняются упражнения «лопатка», «улыбка», «качели», «грибок», «дятел». Логопед контролирует качество выполнения упражнений.

    Формирование мелкой моторики пальцев рук через рисование .

    Неожиданно начинает звучать нежная «волшебная» мелодия.

    Логопед : «Какая красивая музыка! Дети, что вы представляете под звуки этой мелодии?»

    Дети : «Бабочки кружат, дети танцуют, снежинки кружатся» и т.д.

    Логопед : «Давайте нарисуем снежинки».

    (Дети садятся за столы и рисуют. Логопед незаметно выходит и возвращается в образе Сказочной королевы).

    Сказочная королева : «Здравствуйте дети! Куда это я попала?»

    Дети : «В детский дом, на логопедическое занятие».

    Сказочная королева : «Я – сказочная королева красивого и богатого королевства, в котором живут Буратино и Мальвина, Белоснежка и 7 гномов и многие другие сказочные герои. Но после того как Кот в сапогах отправился на поиски приключений, а Белоснежка с гномами пошли искать волшебный шоколад, я заскучала и тоже отправилась в путешествие. Мне так одиноко».

    Дети приглашают сказочную королеву погостить в детском доме .

    Сказочная королева : «Хотите научу вас своей любимой игре «Скажи наоборот»? Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки». (выставляет картинки на мольберт).

    Автоматизация звука «Л» в словах. Подбор антонимов .

    Игра «Скажи наоборот».

    На мольберт выставляют картинки :

    - старый дедушка,

    - тонкий шелковый шарф,

    - сильный спортсмен (высоко поднял штангу),

    Девочка смеётся ,

    - добрый Иван-царевич,

    - потолок .

    Из картинок, произвольно расположенных на полу, дети подбирают антонимы :

    - молодой человек,

    - толстый вязаный шарф,

    - слабый спортсмен,

    Девочка плачет ,

    - злой Кощей,

    - пол .

    Логопед контролирует произношение звука «Л».

    Сказочная королева : «Долгими зимними вечерами мы с Котом в сапогах очень любим играть в «Предложения». Давайте поиграем с вами».

    Дети : «А как это?»

    Сказочная королева : «Составьте интересные красивые предложения, глядя на эти картинки».

    Автоматизация звука «Л» в предложениях. Составление предложений с опорой на картинку.

    Дети составляют предложения:

    Папа надел толстый шарф.

    Молодой человек уступил место бабушке.

    Спортсмен мало тренировался, поэтому у него слабые руки.

    Таня потеряла сумочку и заплакала.

    Злой Кощей украл Елену Прекрасную.

    Входит гном.

    Гном : «Здравствуйте дети! О, Королева, ты оказывается здесь. Я уже давно ищу тебя. Сказочные герои скучают без тебя. Давай вернёмся в наше королевство».

    Сказочная королева : «Подожди, Гном, не спеши, мне так интересно здесь с ребятами. Останься с нами».

    Гном : «Хорошо я останусь, если вы поиграете со мной в игру «Волшебные замки». Вы согласны?»

    Дети : «Согласны!»

    Гном достаёт из сумочки силуэтные изображения замков с окошками и ставит их на мольберт.

    Формирование навыка звукового анализа. Автоматизация звука «Л» в словах.

    Гном : «Вам нужно поместить каждую картинку в нужный замок, в зависимости от того, в какой части слова находится звук «Л».

    На небольшом столике Гном произвольно раскладывает картинки :

    ДЯТЕЛ, ЛОСЬ, РУСАЛОЧКА, СТУЛ, ЗОЛУШКА, ЛАСТОЧКА, ПЧЕЛА, ЛЫЖИ.

    Гном : «Совсем скоро наступит зима. Мы, сказочные гномы, очень любим зимние забавы. А вы любите?»

    Гно м: «Что мы делаем не скажем, лучше это мы покажем».

    Физкультминутка – психогимнастика «Зимние забавы» (под музыку дети изображают игру в снежки, катание на лыжах, постройку снеговика).

    Творческое рассказывание : придумывание сказки по опорным картинкам. Автоматизация звука «Л» в тексте.

    Сказочная королева : «Дети, больше всего на свете я люблю слушать сказки. А вы любите сказки? Каких сказочников вы знаете? Помогите мне, пожалуйста. Недавно ко мне в гости заезжала Лесная фея, подарила мне необычные рисунки (показывает ) и сказала, что по этим картинкам можно составить сказку. Но вдруг зашумел, загудел сильный ветер. Это Лесной царь срочно вызвал Лесную фею, и ей пришлось меня покинуть. Дети, вы поможете мне составить сказку по этим картинкам? Вы узнали этого героя?» (показывает силуэтное изображение колобка ).

    Дети : «Это колобок!»

    Сказочная королева : «давайте придумаем новую историю о приключениях колобка.

    Дети соглашаются.

    Составление сказки из 3-х частей по цепочке. Королева выставляет на мольберт 3 листа. На 1-м изображена пчела с ведёрком, порхающая над цветами. На 3-м листе – жёлтые бабочки. На 3-м листе изображено дерево с дуплом, из которого выглядывает белка.

    У детей получается примерно такой рассказ:

    1-й ребёнок : «Кол обку надоел о лежать на окошке, он спрыгнул с окошка и покатил ся по дорожке. Видит – летит пол осатая пчел а, а в л апках у неё ведёрко с мёдом. «Пчёл ка, пчёл ка, угости меня медком», - попросил кол обок. Пчел а угостил а кол обка. И он покатил ся дальше по дорожке».

    2-й ребёнок : «Выкатил ся кол обок на полянку и увидел , что там порхают две жёл тые бабочки. Кол обок подумал : «Какие они лёгкие и красивые! Как жаль, что я не умею летать». И покатил ся кол обок дальше.

    3-й ребёнок : «Катится кол обок дальше. Видит дерево с дупл ом, а из дупл а выглядывает бел ка. Поздоровал ся кол обок с бел кой и спрашивает: «Бел очка, ты зачем в дупл о залезла?» Бел ка отвечает: «Я грибы и орехи на зиму запасаю». Попрощал ся кол обок с бел кой и покатил ся дальше. Тут и сказке конец, а кто слушал – мол одец!»

    По ходу рассказа сказочная королева контролирует правильное произношение звука «Л», при необходимости помогает начать фразу, побуждает строить распространённые предложения.

    Итог занятия:

    Сказочная королева : «Дети, чему мы сегодня учились?»

    Дети : «Мы учились правильно выполнять упражнения язычком и пальчиками». «Мы учились правильно произносить звук «Л» в словах и предложениях, учились находить место звука «Л» в слове». «Учились составлять сказку по картинкам».

    Оценка деятельности детей.

    Сказочная королева хвалит детей за правильное произношение звука «Л » в словах, предложениях, благодарит за помощь друг другу, активное участие в играх.

    Сказочные герои прощаются и уходят.