Государства закавказья. Население закавказья

Кавка́з - географический регион на границе Европы и Азии . Ограничен Чёрным и Азовским морями с запада, Каспийским морем с востока, Кумо-Манычской впадиной с севера и южными границами Абхазии , Армении, Грузии и Азербайджана с юга.

Традиционно Кавказ делится на три региона: Прикавказье, Северный Кавказ и Закавказье . Территория Кавказа разделена между Азербайджаном , Арменией , Грузией (в.т.ч. Абхазия и Южная Осетия ) и Россией .

Кавказ - это не только естественный географический рубеж между Европой и Азией , Ближним и Средним Востоком, но и древнейшая транспортная артерия, и источник стратегических природных энергетических ресурсов - нефти и газа .

Географическое положение

Кавказ расположен на границе Европы и Азии. С севера границей служит Кумо-Манычская впадина , с юга - южные границы Грузии, Армении и Азербайджана. С запада омывается Чёрным морем, с востока - Каспийским.

Территория региона - около 440 тыс. км².

Рельеф

Кавказ состоит из пяти основных ландшафтных областей - Предкавказья , Большого Кавказа , Закавказских низменностей (Колхидской и Кура-Араксинской ), Малого Кавказа и Джавахетско-Армянского нагорья (северо-восточная часть Армянского нагорья ). Кроме того, на крайнем юго-востоке в пределы Кавказа заходят Талышские горы , являющиеся частью Иранского нагорья , и отделяющая их от Каспийского моря Ленкоранская низменность .

Кавказ расположен в пределах Альпийско-Гималайского подвижного пояса с активными новейшими тектоническими движениями и характеризуется разнообразием горного рельефа . В центре Предкавказья расположена Ставропольская возвышенность (высшая точка - гора Стрижамент , 831 м), разделяющая Кубано-Приазовскую и Терско-Кумскую низменности. На юге Предкавказья в междуречье Терека и Сунжи лежат два низкогорных хребта - Терский и Сунженский , разделённые Алханчуртской долиной.


Физическая карта

Горная система Большого Кавказа делится на Западный , постепенно повышающийся от Таманского полуострова до Эльбруса (высшая точка Кавказа, 5642 м), высокогорный Центральный (между Эльбрусом и Казбеком ) и Восточный , понижающийся от Казбека до Апшеронского полуострова . В центральной части горная система сильно сжата, а на западе и востоке - расширена. Северный склон её длинный и пологий, а южный - короткий и крутой. Большой Кавказский хребет разделяет Северный Кавказ и Закавказье . Высочайшая точка Альп - Монблан (4807 м) - уступает вершинам Кавказа : Мижирги (5025 м), Казбек (5033 м), Джанги-тау (5058 м), Шхара (5068 м), Пик Пушкина (5100 м),Коштан-тау (5152 м) ближайший пятитысячник , высочайшая точка Малой Азии - Арарат (5165 м), уступает вершинам: Дыхтау (5204 м) Эльбрус (5642 м). Все пятитысячники Большого Кавказа, исключая Казбек и Шхара в Грузии , находятся в Кабардино-Балкарии .

Южнее Большого Кавказа расположены Закавказские впадины, занятые заболоченной Колхидской низменностью на западе и засушливыми Кура-Араксинской низменностью и Алазанской равниной на востоке. Низменности разделены субмеридиональным Лихским хребтом , соединяющим Большой и Малый Кавказ.

К югу от Закавказских низменностей расположено Закавказское нагорье, включающее Малый Кавказ и Джавахетско-Армянское нагорье. Малый Кавказ образует 600-километровую дугу из серии средневысотных хребтов высотой 2000-2500 м, разделённых межгорными котловинами. Высшая точка - гора Гямыш (3724 м). Джавахетско-Армянское нагорье состоит из вулканических плато , расчленённых глубоко врезанными каньонами , и равнин на высоте 1500-200 м (?) с поднимающимися над ними вулканическими хребтами , разделёнными межгорными впадинами на высоте 700-1200 м. Высшая точка - гора Арагац (4090 м).

Эльбрус


Талышские горы состоят из трёх продольных средневысотных хребтов высотой до 2494 м (гора Кюмюркёй), постепенно понижающихся к узкой приморской полосе Ленкоранской низменности, лежащей, как и всё каспийское побережье, на 28 м ниже уровня моря.

Поднятие гор (до 1,5 см в год) и опускание низменностей (2-6 мм в год) обуславливают повышенную сейсмичность Кавказа (до 10 баллов), особенно в северо-западной части Джавахетско-Армянского нагорья (последнее катастрофическое землетрясение было там в 1988 году ). В горах активны сходы ледников , лавин , селей , а также оползни и камнепады. На равнинах характерны процессы дефляции , суффозии и заболачивания. Широко развит карст , особенно на Большом Кавказе (Новоафонская пещера , Воронцовская система пещер , Снежная пропасть (одна из самых глубоких в мире, 1370 м), карстовое плато Лагонаки ).

Общие сведения. Если от Центральной Азии Россия отделена «казахстанским кордоном», то перед Закавказьем она обнажена, выходя к нему одной из своих наиболее уязвимых частей - Се­верным Кавказом. Закавказье, связывающее Черное море с Кас­пием, Россию - с Ближним Востоком и располагающее ресурса­ми энергоносителей (Азербайджан), не случайно стало объектом повышенного интереса мировых держав. Особая близость Азер­байджана к ключевой для Запада стране - Турции (являющейся членом НАТО), возможное значение Азербайджана для оказания влияния на Иран также повышают значение данного региона.

Расположенные на стыке Передней Азии и Восточной Евро­пы - Грузия, Армения и Азербайджан - имеют исключительно древние корни. Так, армянский и грузинский алфавиты появи­лись гораздо раньше (на целых 1000 лет) кириллицы, на которой основан русский алфавит; а христианство распространилось за­долго (за 600 лет) до его принятия на Руси. Не только армяне и грузины, но и азербайджанцы имели свою государственность еще до новой эры (в III - 1 вв. до н. э. в Закавказье образуются Армян­ское, Иберийское и Албанское государства). Присоединение За­кавказья к России произошло в конце XVIII - начале XIX в., причем, в основном добровольно (вопреки полуграмотным заявле­ниям некоторых высокопоставленных лиц в грузинском руковод­стве после распада СССР).

Регион расположен почти целиком южнее 43° с. ш. Горный ре­льеф влияет на все элементы местной природы: климат, режим рек, почвенно-растительный покров. Горы определяют высотную зональность ландшафтов. Сравнительно невысокий поперечный Лихский хребет служит важным климатическим разделом между влажными воздушными массами Атлантики и Средиземного моря (Грузия) и сухими континентальными массами внутренней части Евразии на востоке (Азербайджан). Это заметно сказывается на специализации сельского хозяйства.

В числе главных полезных ископаемых - нефть и газ Апшерон-ского полуострова и Каспийского моря, медные, молибденовые


И полиметаллические руды Малого Кавказа (Армения), марганец (Грузия) и др. Распространены лечебные минеральные воды: Бор­жоми, Цхалтубо (Грузия), Арзни, Джермук (Армения), Истису (Азербайджан). Главное значение имеет азербайджанская нефть, которая была известна с глубокой древности. Во второй половине XIX в. добыча бакинской нефти приобрела промышленный харак­тер, и в начале XX в. район стал крупнейшим производителем нефти в мире (свыше 11 млн т - более половины мировой добы­чи). Широко привлекался иностранный капитал (английский, шведский, французский, немецкий). Из Баку по Каспию и далее по Волге во внутренние районы России пошел поток керосина и мазута, начался экспорт нефтепродуктов через Батумский порт. Сегодня центр добычи все больше смещается на шельф Каспия, создаются новые проекты транспортировки нефти и газа на Запад.


За годы советской власти республики Закавказья осуществили индустриализацию, достигнув реальных успехов в строительстве национальных экономик. Их экономическое «лицо» сегодня во многом определяется производством нефти и нефтепродуктов (Азербайджан), цветных металлов (Армения и Азербайджан), мар­ганца (Грузия), продукции субтропического земледелия - лимо­нами, мандаринами, апельсинами, чаем, тунговым маслом, лав­ровым листом (Грузия, Азербайджан), хлопчатником (Азербай­джан) и т.п.

Дезинтеграция СССР разрушила прежнюю хозяйственную це­лостность региона. Шестилетняя война между Арменией и Азер­байджаном (1988-1993) из-за Нагорного Карабаха не прошла бесследно, нарушив взаимоотношения между странами-соседями. Она унесла тысячи жизней, десятки тысяч людей были ранены и более 1 млн человек бросили свои дома, став беженцами. Эконо­мика обеих стран оказалась парализованной. Грузия в свою оче­редь столкнулась с тяжелыми этнополитическими проблемами в Абхазии и Южной Осетии. Между тем экономические интересы стран Закавказья едины, республики геополитически тяготеют друг к другу, социальным слоям нужен мир, чтобы выйти из противо­речий, возникших после распада СССР.

Одной из наиболее «деликатных» проблем для новой России является чрезмерная политическая и экономическая активизация деятельности США на Кавказе и в регионе Каспийского моря, подкрепляемая военным присутствием в Грузии, считавшейся тра­диционной российской сферой интересов.

Пытаясь как-то завуалировать собственную экспансию на Кав­казе и уменьшить финансовые издержки, США активно исполь­зуют Североатлантический альянс. Грузия, Азербайджан и Арме­ния наравне с территорией, воздушным пространством и при­брежными водами Испании, Италии, Греции, Турции, Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей официаль-


но входят в зону ответственности регионального командования объединенных вооруженных сил НАТО «Юг». В 2005 г. в брюссель­ской штаб-квартире альянса было подписано соглашение о тран­зите войск НАТО через границу Грузии, что, в сущности, лега­лизовало американское присутствие в этой стране.

В «недрах геополитических штабов» Запада давно разработан проект вывода государств Закавказья и Центральной Азии из-под влияния России путем создания разветвленной сети автомобиль­ных и железных дорог, нефтегазопроводов и воздушного коридо­ра в обход ее (так называемый шелковый, точнее псевдошелко­вый путь XXI в.).

Грузия. Грузины (самоназвание - картвелы) как нация сфор­мировались из картлийцев, кахетинцев, хевсуров, гурийцев, мег­релов, лазов, сванов и других этнических групп. Однако грузин­ская нация не представляет собой монолитного образования, и факты, подтверждающие данный тезис, особенно не нужны. Кро­ме картлийского в стране имеются еще три родственных языка - мингрельский, сванский и лазский. С одной стороны, все три суб­этноса сознают себя грузинами, но с другой - их сохраняющаяся этническая специфика, во многом обусловленная «превратностя­ми» исторической судьбы (так, мингрелы жили под властью Ви­зантии и Турции, а картлийцы - Персии), служит питательной средой для местного сепаратизма, с которым восточным грузи­нам справиться нелегко. И если лазы после 1921 г. практически оказались в Турции, а сванов - не более 40 тысяч, то мингрелом считает себя почти каждый пятый грузин. Традиционной столи­цей мингрельского эриставства (княжества) считается Зугдиди, и без привлечения мингрелов к политическому механизму управле­ния страной вряд ли можно добиться стабильности в стране.

Через всю историю православной Грузии (аджарцы, лазы ис­поведуют ислам) красной нитью проходят две задачи: объединить земли и княжества (Картли, Кахети, Имерети, Твалади, Тушети и др.) и отразить экспансию исламских Турции и Ирана. Попро­сившись на рубеже XVI -XIX вв. под крыло российского «орла», она удачно решила обе эти извечные задачи, но на рубеже XX- XXI вв. они возникли вновь. Как четыреста, так и двести лет назад Грузия оказалась не в состоянии быть одновременно и целост­ной, и самостоятельной. Как лояльный член мирового сообще­ства Россия (помогая Южной Осетии платить пенсии старикам и зарплату бюджетникам, а жителям Абхазии получать российское гражданство и свободно пересекать российскую границу) не мог­ла официально не признавать суверенитета Грузии на всей терри­тории. Но она не смогла устраниться от участия в судьбе народов, которые не желают с ней резко прекратить отношения.

В России привыкли видеть в Грузии благодатную со всех точек зрения черноморскую страну, щедро одаренную природой. Отча-


Сти это соответствует действительности. Влажные субтропики у берегов Черного моря (Ленкоранский район в Азербайджане по площади земель, пригодных для возделывания субтропических культур, и агроприродному потенциалу заметно им уступает); плодородные равнины с благоприятным для земледелия клима­том в центральной и восточной частях Грузии; обильные кормами пастбища на субальпийских и альпийских лугах Кавказских гор; богатые марганцем недра и гидроресурсами реки (Риони, Ингу-ри, Кура, Кодори, Бзыбь и др.); сотни целебных источников - все это создает хорошие предпосылки для социально-экономи­ческого развития суверенной Грузии. И действительно, в рамках СССР Грузия входила в число наиболее развитых республик, имея относительно сбалансированный хозяйственный комплекс (вклю­чающий черную металлургию Рустави и отдельные отрасли ма­шиностроения). Основу сельского хозяйства составляли три от­расли: субтропическое земледелие, садоводство и виноградарство, отгонно-пастбищное животноводство. Возделывание многолетних субтропических культур (чая, цитрусовых - апельсинов, манда­ринов, грейпфрутов, лимонов, эфиромасличных, благородного лавра, хурмы и др.) и виноделие принесло Грузии добрую репу­тацию в бывшем СССР.

Однако значительная часть Грузии вклинивается в глубь Кав­казского перешейка (среднее течение Куры, долина ее притока Алазани в Кахетии, отроги Большого Кавказа на севере страны и Малого Кавказа на юге и т.д.), и там климатического «рая» и плодородных почв уже нет. Но главное - страна испытывает яв­ный дефицит углеводородного сырья, особенно нефти и газа. С берегов Средиземного моря и из Месопотамии страна месхов (т. е. Грузия) видится крайней северной периферией с достаточно суровым климатом и каменистыми почвами, частичным подтвер­ждением чего служит явная неконкурентоспособность грузинских вин, лимонов, чая на мировом рынке (не говоря уже об электро­возах, ферросплавах Зестафони, грузовиках Кутаиси и т.д.). По мере колоссального роста цен на импортируемые из России сы­рье и энергию себестоимость грузинской продукции становится «неподъемной» даже для нетребовательных покупателей из слабо­развитых стран.

С учетом исторического прошлого этой страны в специальной литературе чаще всего обсуждаются два возможных сценария бу­дущего развития суверенной Грузии в соответствии с ее геополи­тическим положением. В соответствии с первым из них она поры­вает с «империей Севера» (т.е. нашей страной) и строит свое бу­дущее, полагаясь на США и западных союзников. В этом случае страна Сакартвело никогда не сможет стать Пуэрто-Рико, а воз­вратится в орбиту ирано-турецкого соперничества на привычное место северного рубежа Переднего Востока, будучи вынужденной


стать «инородной» частью мусульманского мира. Во втором случае Грузия возвращается в геополитическое «лоно» России, но, разу­меется, с учетом ее геополитических и геоэкономических интере­сов.

Какого рода ориентация принесет стране процветание и тер­риториальную целостность и внутренний мир - решит сам гру­зинский народ. Усиление интеграции с Грузией, поддержка ее государственного суверенитета (с учетом такого невероятно слож­ного фактора, как абхазский и юго-осетинский сепаратизм) в состоянии оказать благоприятное воздействие на поставки в Гру­зию нефтегазового сырья, а в Россию - продукции субтропиче­ского земледелия, а также на совместное использование грузин­ских портов для осуществления транзита, совместную стратегию в области развития курортного хозяйства и т.п. Грузия занимает исключительно выгодное геополитическое и геостратегическое по­ложение в акватории Черного моря, и в связи с этим с высокой долей вероятности можно предположить, что взаимоотношения обеих стран во многом будут определяться «эволюцией» абхазско­го вопроса.

Абхазия и Южная Осетия. Внутреннее политико-администра­тивное деление Советской Грузии обнаруживало черты федера­тивного типа и включало Аджарскую (Батуми), Абхазскую (Суху­ми) и Юго-Осетинскую (Цхинвали) автономии. После распада СССР Грузия унаследовала, разумеется, и те области, которые ранее из нее неоднократно исключались: Абхазию, Южную Осе­тию, Ахалкалаки и Ахалцихе.

Суть грузино-абхазского конфликта упирается в нерешенность вопроса о статусе Абхазии, которая в бывшей социалистической Грузии была «законопослушной» автономией. Противодействуя движению за процесс суверенизации Абхазии 13-14 августа 1992 г., Национальная гвардия Грузии попыталась силой решить «абхазскую проблему», спровоцировав кровавую межэтническую войну. Война была грузинами проиграна, и р. Ингури стала «поло­сой размежевания» противоборствующих сторон. Последствия кро­вавой «межэтнической разборки» - 100 тыс. пострадавших людей с обеих сторон, массовое переселение грузинского населения из Абхазии, коренное изменение этнической ситуации в бывшей грузинской автономии, взаимная неприязнь и уязвленное само­любие гордых горцев.

В Сухуми исходят из того, что Абхазия ни де-юре, ни де-факто с Грузией не связана, и за столом переговоров не соглашаются принимать никаких формулировок, которые бы ставили Абхазию в положение части Грузии, пусть даже при особом статусе. В Тби­лиси же не хотят идти ни на какие формулировки, которые бы не фиксировали территориальную целостность Грузии. В Конститу­ции новой Абхазии написано, что республика является независи-


Мым государством, субъектом международного права. В Тбилиси эту Конституцию считают незаконной, мотивируя это тем, что в Абхазии ранее проживало около 500 тыс. человек, большинство из которых сегодня - беженцы, не принимавшие участия в приня­тии Основного закона.

В апреле 1994 г. противоборствующие стороны подписали заяв­ление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхаз­ского конфликта, а также соглашение об отправке в зону конф­ликта (в Гэльский район Абхазии и Зугдидский район Грузии) миротворческого отряда сил СНГ, состоящего преимущественно из российских военнослужащих (российские войска дислоциро­вались также в Аджарской и Юго-Осетинской автономиях). Его присутствие диктовалось рядом обстоятельств - взаимными эко­номическими интересами России и Грузии, стремлением России обезопасить свои границы, противостоять на Кавказе и в Закавка­зье «иноземному» влиянию, защитить население (которое, впро­чем, практически не ощущает здесь ущемления человеческих прав).

С позиций политической географии, геополитики и геоэконо­мики Россия кровно заинтересована в стабильной, но теснейшим образом консолидированной с РФ Абхазии.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, осетины являются потомками скифских, сарматских и особенно аланских племен. Самоназвание осетин «ирон» в точности совпадает с са­моназванием сарматов, обитавших в степях- Северного Кавказа еще 2 тыс. лет тому назад. Широко известна причина географичес­кой обособленности двух составных частей осетинского этноса. Дви­жимые стремлением остаться независимыми от Золотой Орды, аланы-осетины вынуждены были аХШ в. уйти высоко в горные ущелья. Часть из них преодолела Главный Кавказский хребет, осев на его южных склонах. После присоединения территории нынеш­ней Северной Осетии к России (последняя четверть XVIII в.) многие осетины спустились с гор и снова поселились на равнине, по соседству с уже образовавшимися здесь казачьими станицами. Православным горцам было сравнительно нетрудно найти общий язык с казаками.

Желание России участвовать в решении судьбы южных осетин вполне обоснованно. Речь идет о пограничной зоне национальной безопасности страны, населенной представителями «отпочкован-ного» российского этноса, имеющими в большинстве своем рос­сийские паспорта, получающими российские пенсии и пособия и всецело зависящими от России. Здесь получили распространение различные формы российской собственности (в том числе - зе­мельной), бизнес-структур и т.д.

Армения. Армяне (самоназвание - хай) - древнейший народ с богатыми культурными традициями и драматической судьбой. Эт­нической родиной армян является Армянское нагорье (с верши-


ной Большой Арарат!). Многолетние кровавые войны с турками-сельджуками, татаро-монголами, турками-османами, персами при­вели к истреблению многих армян и их «распылению» по миру (это обстоятельство их «роднит» с евреями). Лишившись своей государ­ственности в Средние века, армяне попали под владычество Ира­на, а затем Турции. Поскольку несколько миллионов армян в XX в. продолжали жить в Турции на своих исторических землях, они ис­пытали сильное давление со стороны местных ячастей (около 1,5 млн армян стали жертвами геноцида). Армяне - христиане (считается, что именно они были первым народом, принявшим христианство в качестве государственной религии в 301 г.).

В отличие от Грузии и Азербайджана Армения не имеет досту­па к морю, что (с учетом ухудшившихся ее отношений с Азер­байджаном и традиционно «прохладных» отношений с Турцией) крайне осложняет ее внешнеэкономические связи. 90 % ее поверх­ности лежит на высоте свыше 1 000 м, а следовательно, ее пахот­ные угодья (за исключением Араратской долины) расположены заметно выше, чем в упомянутых странах. Полное отсутствие ми­нерального топлива стимулировало в свое время сооружение кас­када ГЭС (6 станций) на р. Раздан, вытекающей из озера Севан. Экономическое «лицо» современной Армении определяет цвет­ная металлургия (в основном медная), химическая промышлен­ность (синтетический каучук, пластмассы, шины и др.), отдель­ные отрасли машиностроения. Высокогорное земледелие в усло­виях засушливости климата без орошения невозможно. На орошае­мых землях выращиваются овощи, хлопчатник, сахарная свекла, табак, персики, абрикосы, сливы, виноград. Сочные летние паст­бища высоких горных плато позволяют разводить крупный рога­тый скот, овец, коз. Подобно Грузии, «ахиллесовой пятой» нацио­нальной экономики является бедность энергоносителями.

Азербайджан. Азербайджанцы - древний народ тюркской эт­нолингвистической группы, имеющий сложный этногенез и бо­гатую духовную культуру. Будучи крупнейшим по численности этносом Закавказья, он относится к числу разобщенных: большая часть азербайджанцев живет за рубежом, преимущественно в со­седнем Иране (Южном Азербайджане). По вероисповеданию азер­байджанцы - мусульмане (при этом одна часть из них исповедует суннизм, другая - шиизм). Культурные традиции азербайджан­цев в значительной мере восходят к XII в., эпохе выдающегося философа и поэта Низами Гянджеви.

В Азербайджане в отличие от Грузии и Армении большая пло­щадь пахотных земель (Кура-Араксинская низменность, Кирова­бад-Казахская равнина и др.), но страна лежит в сухом субтропи­ческом климате и, за исключением Ленкоранской низменности, земледелие без орошения невозможно. Основной доход от земле­делия приходится на хлопчатник. Возделываются чай, цитрусо-



вые, тунг, табак, виноград, субтропические плодовые (инжир, гранат, айва, хурма, фисташка, миндаль), косточковые (перси­ки, абрикосы).

Поскольку главные природные богатства Азербайджана - нефть и газ, то именно они определяют промышленную специализацию республики. С ними, так или иначе, связаны также черная метал­лургия, машиностроение и химическая промышленность (выпуск труб, бурового оборудования, каучука, пластмасс, шин в Баку, Сумгаите и других центрах). Приток в начале XX в. крупных рус­ских и западных капиталов способствовал превращению Баку в интернациональный город, где происходила интеграция восточ­ной и западной культур. Парадокс состоял в том, что в некоторых отношениях Баку являлся не менее европейским городом, чем христианские Тбилиси и Ереван.

После развала СССР многие эксперты стали высказывать мне­ние о возможном «дрейфе» Азербайджана в сторону Ирана с уче­том конфессиональной и этнолингвистической (имеется в виду иранский Азербайджан) близости двух стран. Однако геополити­ческие и геоэкономические интересы этих государств пока мало в чем совпадают.

Нагорный Карабах: «замороженный» конфликт. Достаточно бег­лого взгляда на политико-административную карту Азербайджа­на, чтобы осознать главную геополитическую суть Карабахской проблемы. В пределах Карабаха в советское время была образова­на Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана, причем 87 % ее населения составляли армяне. Один из первых в СССР этнических конфликтов (1988 г.) привел к официальному упразднению этой автономии. Вместе с тем руко­водство Нагорного Карабаха, тесно согласуя свою политику с Ереваном, 2 сентября 1991 г. провозгласило территорию незави­симой республикой в границах бывшей НКАО и Шаумяновского района.

Вспыхнувшая на рубеже 1991 - 1992 гг. полномасштабная вой­на между Арменией и Азербайджаном из-за Карабаха оказалась достаточно кровопролитной. В ходе вооруженного конфликта ар­мяно-карабахские формирования сумели добиться преимущества и не только овладели практически всей территорией НКАО, но и оккупировали часть прилегающих азербайджанских земель с це­лью их превращения в «зону безопасности».

Кроме того, армяно-азербайджанский конфликт породил тя­желую проблему беженства и «переселенчества», которая непос­редственно затронула интересы РФ, так как часть беженцев хлы­нула на российскую территорию. После распада СССР статус Рос­сии как международного посредника в Нагорно-Карабахском кон­фликте оказался весьма неясным, что в разное время побуждало всех участников конфликта (и Армению, и Азербайджан, и На-


горный Карабах) винить Россию либо во вмешательстве во внут­ренние дела, либо в своих военных поражениях. Тем не менее при посредничестве РФ, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи ООН 5 мая 1994 г. в Бишкеке представители Азербайджана, Арме­нии и Нагорного Карабаха подписали протокол (а не мирный договор) о прекращении огня. К сожалению, он сыграл роль лишь временной передышки в ожесточенной информационной и ди­версионной борьбе противодействующих сторон.

Позиции Азербайджана и Армении в отношении Нагорно-Карабахского конфликта хорошо известны. Официальный Баку исходит из того, что Армения совершила акт агрессии в отноше­нии своего соседа и попыталась аннексировать чужие земли со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим Азер­байджан настаивает прежде всего на возвращении под междуна­родные гарантии захваченные земли за пределами НКАО, а так­же на решении проблемы беженцев, а затем и проблемы юрис­дикции Нагорного Карабаха. Официальный Ереван на передний план выдвигает проблему безопасности армянского населения Карабаха, одновременно поддерживая его право на самоопреде­ление.

Контрольные вопросы и задания

1. Как различается природно-ресурсный потенциал стран Закавка­зья? 2. Вспомните из истории обстоятельства присоединения Закавказья к Российской империи. В чем состоит «нелепость» обвинения грузинских властей (2006 г.) в «аннексии» нашей страной этого государства? 3. На­зовите основные отрасли хозяйственной специализации стран Закавка­зья. 4. Каково состояние на текущий год Абхазского, Юго-Осетинского и Карабахского «геополитических узлов»? 5. Что конкретно свидетельству­ет в пользу тесной интеграции народов и государств Закавказья?

История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории Закавказья —Урартское царство.

Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.
Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI- V тыс. до н. э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н. э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.

Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864— 845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури (835—825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.
Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825—810 гг. до н. э.) Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование— Муцацир — становится одним из зависимых владений.
Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона— Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.
Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа… Военные походы Менуа шли в двух направлениях — на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти — начальники областей. Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа — разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства…
… Аргишти II (713 — 685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей — побежденные области не разорялись, подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы— около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685—645 гг. до н. э.).
Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе—в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н. э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту—киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.
Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока — Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика— от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400—500 га. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5—4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых — башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля»продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос— орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.
Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

В после урартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту — древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов.

Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н. э. здесь существует один центр государственности и классового общества — Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида в эллинистическое время— остальные районы этого региона— Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).

Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI—Vвв. до н. э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати — Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.

Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н. э. Во в. до н. э., в период ослабления Селевкидского государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес (греч. Артаксий), основатель новой династии — Арташесидов. Сам Арташес I (189—161 гг. до н. э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица — Арташат.
Около 95 г. до н. э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу — Тигранокерт. Однако Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н. э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем.
Со второй половины II в. н. э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287—330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н. э…

Армения в последние века до н. э. и первые века н. э. была страной высокой культуры. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный… Храм, видимо, был возведен в 1 в. н. э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой.
Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи — продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и местных художественных принципов.

Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.

Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разница между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении — с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.
Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.
Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземноморских культур и в VI в. до н. э. стала объектом греческой колонизации.

Проблема греческой колонизации в Колхиде — одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию. Согласно другой точке зрения, греки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах. В последние годы всё большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.

Основным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие производительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выявляется на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.

Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,— одна из популярнейших тем греческого эпоса.
На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечательна всем необходимым для кораблестроения».

Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились для торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обращения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой — голова быка. Выпуск «колхидок» в V — первой половине III в. до н. э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства.

Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д…
Колхида была центром своеобразной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.

По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.
В III—IV вв. н. э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.

Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н. э.— III—IVвв. н. э.). Средневековые грузинские источники име-нуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию.
Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).
В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II—I вв. до н. э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной…
Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный обширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвящен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.

Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии — Парнаваз — начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строительство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согласуется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробницы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.

Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма…

Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении — великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, раз-личных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи.

Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.

Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных исследований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова

…Формирование государственности и классового общества на территории Кавказской Албании завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н. э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н. э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.

Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н. э. В I в. н. э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала, общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, городские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).

… В Албании развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обра-щения служила местная монета — подражание драхмам Александра Македонского… Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно изящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные сосуды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской империи в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.

Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец — второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной обла сти, а также распоряжается рабами храма».

Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них огромной важности— они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных воинственных кочевых племен, обитавших степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.

Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Жизненность культурных традиций— одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.

Закавказье – местность, расположенная южнее Главного Кавказского хребта. Отсюда синоним Закавказья – термин «Южный Кавказ », который в последнее время получил распространение в международных документах.

В Закавказье входит большая часть территорий южного склона хребта, Куринская впадина, Колхидская низменность, Армянское нагорье, Талышские и Карабахские горы, Ленкоранская низменность. К Закавказью относятся страны Армения , Грузия, Азербайджан, не до конца признанные государствами Южная Осетия и Абхазия, а также непризнанная международным сообществом Нагорно-Карабахская Республика (часть Азейбарджана).

На севере граница пролегает рядом с Российской Федерацией, южная граница относится к Турции и Ирану.

Климат Закавказья

Климатические и природные особенности западного и восточного Закавказья имеют большие отличия. Западное Закавказья отличается морским климатом и большим количеством осадков. Восточное, напротив, имеет континентальный климат и орошается достаточно скудно. Поэтому землям восточной части требуется искусственное орошение, а некоторые местности запада получают переизбыток влаги.

Историческое развитие Закавказья

Кавказ и Закавказье – это два разных геополитических района. Южный Кавказ с самых древних времён связывал восточные и западные страны и находился на пересечении путей армий захватчиков, миграционных волн, торговых путей Ближнего и Среднего Востока и Европы. Страны Закавказья с древности устанавливали широкие культурные и торговые связи как между собой, так и с европейскими странами, а также с восточными государствами – Индией, Ираном, Китаем и т.д.

В IX-VI веках на территории Южного Кавказа функционировало государство Урарту, относящееся к древнейшим мировым державам. На месте Урарту позднее образовалась Армения , которой в период её расцвета принадлежало всё Армянское нагорье. Позже здесь находились Колхидское царство, Агванк (Кавказская Албания), Армения . Свидетельствами существования древних цивилизаций являются сохранившиеся до наших дней выдающиеся памятники архитектуры и литературы.

Мягкий климат, богатые земли и водные ресурсы способствовали успешному развитию сельского хозяйства, в частности, пастбищного животноводства и орошаемого земледелия. Нахождение на пересечении торговых путей, и соответственно, участие в торговле, способствовало развитие ремёсел, транспорта, строительства городов. В то же время, плодородные земли не могли не вызывать алчного интереса со стороны могущественных и агрессивных соседей: сначала Римская империя, следом Византия, арабы. Дальше, в XIII-XV Закавказье привлекло внимание татаро-монголов и Тамерлана. Желая обладать лакомой территорией, вступили в борьбу между собой Персия (Иран) и Османская империя (Турция).

Эпоха Средневековья была также отмечена бесконечными войнами, завоевательными походами и феодальными распрями. Особенную жестокость чужеземные завоеватели проявляли к христианским народам – армянам и грузинам. Немногим легче жилось тем, кто принял ислам.

Если бы так продолжалось и дальше, христианские народы Закавказья были бы физически полностью истреблены. Поэтому вхождение их в начале XIX в. в состав России фактически означало выживание и восприятие того лучшего, что было достигнуто европейской цивилизацией.

В период пребывания Закавказья в составе СССР, этот регион существенно прогрессировал в промышленном и социально-экономическом планах. Укрепились хозяйственные связи закавказских республик, повысился образовательный уровень населения, появился социальный слой интеллигенции. Однако имевшиеся производительные мощности всё же не позволяли задействовать весь человеческий потенциал (в особенности в сёлах), поэтому население переселялось в города или уезжало из Закавказья .

Политическая жизнь конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. имела либеральную направленность, а кроме того получила развитие гласность. На этой благодарной почве начался бурный рост национальных идей , к которому руководители закавказских республик были не готовы. Как результат – принятые решения относительно выхода из состава Советского Союза. Распад СССР в немалой степени был обусловлен событиями в Закавказье. Между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом разыгрались конфликты, в ходе которых погибли люди.

Закавказье после выхода из СССР

Многие азербайджанцы заняты в экономической деятельности в РФ, что приносит значительную часть валютных доходов республике. Завершено строительство экспортного трубопровода, который, как предполагается, выведет Азербайджан на мировой рынок торговли углеводородами.

В Армении с начала 90-х гг. военное положение. Контакты страны с внешним миром затруднены, т.к. её блокируют соседи – Турция и Азербайджан.

В круг грузинских проблем входят экономические неурядицы, напряжённость в социуме (связанная с нахождением на территории страны нескольких сот тысяч абхазских и южноосетинских беженцев), отсутствие доступа к курортному побережью Чёрного Моря с территории Абхазии.

Искусство Закавказья

В начале IV в. Армения и Грузия приняли христианство, что поспособствовало формированию феодальных отношений. Народы Закавказья были политически зависимы от Византии и государства Сасанидов (Иран), поэтому закономерно воспринимали прогрессивные тенденции их культур. Но несмотря на это, культура закавказских народов имела отчётливо самобытные черты, и в области архитектуры сама имела влияние.

Цахуры, русские, и представители других национальностей.

Процесс формирования коренных народов Закавказья начался еще в III - I тыс. до н.э. В древнейшие времена на территории Закавказья сложились государства Урарту, Колхида, Иберия, Диаохия, Мидия, Атропатена и др. Высокого уровня развития достигли в 1Х-ХП вв. Анийское армянское царство, в ХI-ХII вв. - Грузинское царство и государство Ширваншахов в Азербайджане — в ХIV-ХV вв. На этой территории сложилась этнографическая группа грузин, которая состоит из нескольких локальных групп — картвел-лы, мегрелы, сваны, составляющие картвельскую группу. Этнос картвелл — это и кахетинцы, картлинцы, месхи, джа-вахи, имеретины, лечхумцы, рачинцы, аджарцы, гурийцы. Они имеют различия в языке, в культуре, которая определяется разнообразием природных условий, спецификой исторического развития. В состав нынешней входят Абхазия, Аджария, где проживают абхазцы и аджарцы. Основная масса грузин исповедует православие, 50% абхазцев, месхи и джавахи — ислам.

Во II и I тыс. до н.э. на территории Армянского нагорья происходил интенсивный процесс этнической консолидации и слияния племен (хурритов, армен, урартов, лувийцев), формировалась армяноязычная этническая общность, на основе этого союза образовалось государство Урарту. После вторжения в VI в. до н.э. киммерийцев, скифов государство Урарту прекратило свое существование, а на этой территории возникло Армянское царство. Армения была известна многим народам древней цивилизации. Она была изображена на вавилонской карте (V в. до н.э.). С I в. н.э. территория стала объектом ожесточенной борьбы между Римом и Парфией. Эти новые исторические условия создали в Армении почву для распространения христианства. В 301 г. оно было официально принято в качестве государственной религии. С VII в. по XIX в. Армения постоянно вела борьбу за свою независимость с Византией, с тюрками-сельджуками, с татаро-монголами, с , . Это был чрезвычайно тяжелый период для армянского народа, в это время произошло самое большое истребление армян. И только после русско-персидской войны, 1828 г., Армения освободилась от персов и присоединилась к России, но Западная Армения осталась под властью мусульманской Турции.