Главные достижения цивилизации древняя греция. Достижения культуры древней греции. Что будем делать с полученным материалом

Относительно общепринятыми хронологическими рамками античности являются начало IX-VIII вв. до н. э., окончание - примерно 500 г. н. э. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и очень неравномерно изученных, происходивших на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью - особым типом культуры.

Среди древних культурных народов эллины появились так поздно, что большинство технических изобретений, которыми пользовались на войне и в мирной жизни, было уже давно сделано и повсюду распространено.

Давно уже охотничьи племена изобрели копье и стрелы, давно земледелец научился делать плуг и телегу, давно мореходы, грабя и торгуя, бороздили море, а эллины еще не выходили на историческую арену. Однако, выйдя на свет со своими техническими достижениями, эллины с лихвой восполнили свое долгое отсутствие. Фалес и Гарпал, Герон и Анаксимандр, Филон и Архимед, да мало ли было их, превосходных ученых, математиков, механиков, техников. Каждый из них внес свой вклад в развитие или создание той или иной технической новинки. Основные технические достижения античности, конечно, были сосредоточены на орудиях войны, но и в мирных целях, особенно в сельском хозяйстве было сделано немало открытий.

Невозможно выделить главные технические достижения античности. Кроме того, многие ученые современности утверждают, что эти достижения нельзя назвать техническими, что "античная техника" - это детство, скорее, младенчество современных технологий. Однако, с какими технологиями имели бы мы дело, не будь античная техника настолько развита?! Техника построения египетских пирамид до сих пор не полностью ясна, грандиозная система орошения в Египте не знала себе равных достаточно долго, античная металлургия дала толчок развитию металлургического дела во всей Европе, техника сельского хозяйства не претерпела сильных изменений и по сей день, особенно в технически малоразвитых странах. Так что же мы хотим? Бесспорно, примитивные "паровая машина", "телеграф", античные часы выглядят сейчас смешно, но сама идея этих разработок великолепна и могла прийти в голову только очень технически одаренному человеку. Рассмотрим подробнее некоторые изобретения античных техников.

Греческие автоматы

Не многим известно, что фонтаны, столь излюбленные в XVII и XVIII столетиях, обязаны своим существованием вниманию, которое им уделил один греческий автор. Его работы по физике и механике являются почти единственными, сохранившимися от античной научно обоснованной техники вплоть до арабов, а затем и до нас. Имя этого автора - Герон Александрийский. Он жил, вероятно, во II в. н. э. и интересен для нас особенно потому, что наряду с некоторыми собственными небольшими изобретениями описал великие сокровища античной физики и техники, которые с наступлением эпохи Возрождения оказали всестороннее и плодотворное влияние на современную нам технику. В школе его имя связано с так называемым героновым шаром, в котором выбрасывание водяной струи достигается при помощи сжатого воздуха. Этот принцип был применён уже Ктесибием в изобретённой им пожарной помпе.

Его более современными формами являются сифон и пульверизатор. Более важным для последующего времени оказался геронов паровой шар (эолипил), прототип современной паровой машины.

Античные схематические рисунки, сохранившиеся в рукописях Герона, могут лишь с трудом дать непосвящённым людям понятие об этой вещи.

Во время Герона внимание было направлено более на забавную сторону дела, чем на какую-либо практическую цель. Его изложение физических проблем, в общем, напоминает ту манеру заниматься физикой, которая имела место в кунсткамерах знатных господ XVII и XVIII вв. Однако изобретение, опубликованное в 1629 году Джиованни Бранка, занимавшим с 1616 года должность архитектора в Лоретто, указывает на применение геронова опыта с паровой машиной и к практическим целям.

В последнее время два прибора Герона приобрели необычайное значение в области торговли и транспорта. Это таксометр и автомат для продажи товаров.

У Герона таксометр называется годометром, что значит "измеритель дорог". В свободном переводе его описание гласит следующее:

"При помощи годометра мы можем измерять пройденное на земле расстояние без утомительного применения измерительной цепи и шеста. Напротив, сидя с удобством в экипаже, мы просто по вращению колеса измеряем оставляемое позади пространство".

Прибор этот устраивается таким образом: взят ящик, на дне его установлено небольшое колесо, снабжённое 8 зубчиками и вращающееся в плоскости, параллельной дну ящика. Верхний конец его оси вставлен в особую перекладину. В том месте, где расположено упомянутое колесо, в дне ящика прорезано отверстие так, что укрепленный на ступице большого колеса экипажа шпенёк имеет возможность зацеплять снизу за зубцы горизонтального колеса. При одном обороте колеса экипажа этот шпенёк натыкается на каждый из 8 зубцов и подвигает их вперёд так, что сначала первый, затем второй, третий и т. д. зубец проходит у прореза.

На оси горизонтального колеса помещён цилиндр с винтовой нарезкой (бесконечный винт). За эту нарезку зацепляется вертикально расположенное зубчатое колесо, укреплённое на поперечной оси. Последняя также имеет винтовую нарезку, двигающую второе, горизонтальное зубчатое колесо, ось которого при помощи резьбы двигает третье зубчатое колесо, приводящее в движение следующую систему, и т. д. по желанию. Чем более зубчатых колёс и бесконечных винтов мы устроим, тем большее число миль мы сможем измерить нашим измерителем дорог.

Чтобы число сделанных оборотов было видно сразу, круглые оси зубчатых колёс выходят наружу и имеют на концах квадратную форму. На эти концы насаживаются стрелки, движущиеся по кругу с делениями, на котором можно прочитать положение каждого отдельного колеса и, таким образом, точно установить пройденное расстояние.

Следовательно, дело происходит почти так же, как и на наших электросчётчиках.

Современный таксометр также копирует принцип античного годометра; только здесь вращение заднего колеса не передаётся прямо на аппарат, а при помощи пневматического трубопровода или гибкого вала переносится к сидению шофёра.

В заключение из целого ряда приборов Герона я упомяну автомат для продажи священной воды, который сделался прообразом наших шоколадных и билетных автоматов.

В древности такой аппарат стоял перед храмом и за опущенную медную монету лил священную воду на руки благочестивых посетителей храма. Герон сообщает, что подобное сочетание кропильницы и сокровищницы выдумали хитрые египетские жрецы, а соорудили этот аппарат александрийские механики. Он описывает свой прибор следующим образом: берется ящик для сбора пожертвований верхняя стенка, которого имеет щель я, внутри поставлен наполненный водой сосуд, на дне его находится втулка, которая соединена с выходящей наружу открытой трубкой.

Позади сосуда с водой в этом ящике находится вертикальная стойка, верхний конец ее крючкообразно изогнут, и на нем подвешено коромысло. На одном плече коромысла имеется небольшая пластинка, которая в состоянии покоя располагается параллельно крышке или дну ящика. Если пластинку нагрузить небольшой тяжестью или медной монетой, то она опустится, а другое плечо коромысла в точке, разумеется, соответственно поднимется. К этому плечу подвешивают стержень, имеющий внизу пробку, входящую во втулку. Если сверху через щель " опускается монета, то она попадает на пластинку, прижимает ее вниз и затем соскальзывает на дно ящика по принявшей наклонное положение пластинке. При опускании коромысла в точке поднимается его правое плечо и вместе с ним стержень. Затвор во втулке открывается, и вода вытекает по трубке из сосуда наружу. Между тем, после того как монета соскользнула, коромысло стремится занять свое прежнее положение, стержень опять закрывает выход, и операция может начинаться сначала.

Служитель храма открывает время от времени ящик для сбора пожертвований, вынимает монеты (Герон принимает за нормальную единицу 5-драхмовую монету, которая весит немного более одного лота (17,80 г)) и доливает свежей Освященной воды.

Изобретатель этого древнего удивительного прибора, наверно, даже не мечтал о том, что его идея в немного усовершенствованном виде изменит всю современную мелочную торговлю. Неизвестно, использовал ли непосредственно сочинение Герона современный изобретатель автомата.

Поскольку книга Герона повлияла на всю новейшую механику непосредственно, а еще более косвенно, некоторая связь вполне возможна, особенно в Англии, где классическое образование более чем где-либо почитается признаком образованного человека и где античные идеи распространены еще более чем у нас, благодаря современным английским переводам, созданным совместной работой филологов и инженеров.

Вряд ли к автоматам Герона относятся античные часы, но во времена эллинов часовое мастерство так же ценилось, как и механическая жилка.

Античные часы

Часовое мастерство исстари считается отраслью техники, наиболее тонкой и совершенной. Древнейшие техники обнаружили здесь высокую степень изобретательности. Не без основания утверждали, что в этой области вплоть до самого нового времени не появилось ни одной новой идеи-изменения в стиле и усовершенствования не идут в счет. Ремесло и наука стоят здесь в теснейшей связи; больше того - начало научного мышления, извлекшего человека из животного состояния, связано с измерением времени. Смена дня и ночи очевидна и сама собой регулирует деятельность людей и животных. Но чтобы иметь возможность с уверенностью разграничивать время на большие промежутки, первобытный человек должен был наблюдать за ночным небом, где месяц четко размечал для него сроки первым блеском своего серпа, сиянием полной луны и исчезновением в новолуние.

Наряду с полусферическими и коническими часами берозовского типа, которые могут быть названы вертикальными часами, в древности были очень распространены горизонтальные часы. При этой системе линии, обычно вписанные в четырехугольник или в круг, высекались на каменной плите, утвержденной на подставке, к которой подходили, как к столу. Горизонтальные линии такого типа, естественно, будут для летнего и зимнего солнцестояний гиперболами, вершины которых лежат на меридиане, тогда как экватор представляет собой прямую линию, идущую посредине между ними. Одиннадцать часовых линий идут к востоку и западу, скашиваясь, все больше и больше по направлению к югу. При таком расположении весь рисунок получает форму ласточкина хвоста или античного двойного топора, рукоятку которого образует меридиан. Поэтому греки, умевшие со своим образным восприятием мира давать такие милые имена даже ремесленным инструментам, назвали эту систему ласточкина хвоста pelekinon.

Патрокл, не известный нам ближе, "изобретатель" часов-секиры, как называет его Витрувий, изложил в своей работе, как все остальные изобретатели, математическую теорию этой системы. Но эмпирически устройство такой горизонтальной таблицы для всякого, кто наблюдает за тенями от солнца на земле (по принципам современного обучения этим занимаются маленькие астрономы из средней школы), напрашивается само собой. Установив от руки кривые дня на плоской ровной поверхности, можно уже устроить практически годные солнечные часы.

Витрувий дает элементарное руководство к тому, как установить самое главное во всем чертеже, меридиан. Если хотя бы однажды в месяц ежечасно отмечать путь солнечной тени и соединить найденные точки линией, то обнаружится, что ко времени равноденствия мы получим прямую, а ко времени солнцестояний гиперболу, сильно изогнутую к меридиану. Таким образом, сама собой возникла естественная схема расположения линии, геометрически вычислить и построить которую было делом специалистов-математиков. Патрокл, следовательно, был первым, кто сделал для горизонтальных часов это геометрическое "построение".

Древняя артиллерия

Среди авторов древней артиллерии наиболее важными являются механики Филон и Герон, но их тексты весьма трудны для понимания, хотя и снабжены рисунками. В прошлом столетии филологи и военные специалисты трижды объединяли свои усилия, чтобы реконструировать античные орудия. Наконец, удалось изготовить практические модели, которые показывают, как действовали военные машины древности. Делали орудия, в основном, из дерева, ядра для пушек были из песчаника и весили от 2 до 3 фунтов. Вообще, артиллерия была изобретена около 400 г. до н. э. в Сиракузах. Гениальный и энергичный монарх, которому мы обязаны этим нововведением, был Дионисий старший. Рассмотрим подробнее основные вехи развития артиллерии античности.

Так как применявшиеся в античности орудия развились из первобытного лука, то рассмотрим сначала "лукообразные" орудия.

Уже Гомер в Илиаде описывает знаменитый роговой лук Пандара. Стрелок из лука Геракл является национальным греческим героем. Особенно мощные луки Филоктета и Одиссея воспеты греческим эпосом. Мы знаем из Одиссеи, какая требовалась сила, чтобы напрячь тугие луки этих героев. Чтобы сделать возможным и для простых смертных натягивание и спуск тугих луков, додумались сперва до самострела (арбалета). В своей простейшей конструкции он известен по детские игрушкам. Достоверно, что подобный самострел, как переход к более сложному оружию, имелся уже в римское время и, вероятно, еще раньше в Греции. Однако военные писатели ничего не говорят об этом примитивном оружии. Даже античный самострел известен нам только по двум рельефным изображениям, найденным в окрестностях Ле-Пюи во Франции и хранящимся в тамошнем музее Крозатье. На рисунке мы видим, что в простейшей конструкции он соответствует, в общем, современным детским игрушкам. Вы видите посредине выдолбленный желобок, в который кладется стрела. Тетива, укрепленная к концам тугого деревянного или металлического лука, натягивается поверх желобка при помощи небольшого блока с зубцами и затем, при отведении спуска, устремляется вперед. Так как на рисунке тетива проходит под ложем арбалета, то последнее, вероятно, имело сбоку продольный прорез, подобно нашим детским самострелам. При таком устройстве тетива, при натягивании ее до задерживающего механизма, проходит между верхней и нижней частями ложа; после того как стрела вложена, тетива устремляется вперед по прорезу с большей правильностью.

Но греческие военные писатели, однако, ничего нам не сообщают об этом простом оружии; вероятно, потому, что оно, как правило, является вооружением охотников, а не воинов, что мы и видим на французских рельефных изображениях. Эти писатели останавливаются на более крупном оружии, которое носит название гастрафет. Это "оружие, натягиваемое при помощи живота" подобно арбалету, было снабжено луком, тетивой и желобком для стрельбы. Но натягивание этого мощного лука не могло производиться просто руками: для этой цели должен быть применен особый механизм. античность герон изобретательность

Греки устраивали желобок для стрельбы так, что он образовывал паз, имевший в сечении форму ласточкина хвоста. С этим желобком сцеплена планка или рейка, снабженная продольным шипом также в виде ласточкина хвоста. Верхняя планка может скользить по нижней взад и вперед. Здесь мы, следовательно, имеем нечто вроде ползуна. Когда хотят зарядить такой гастрафет, выдвигают вперед подвижную планку. На ее заднем конце устроен железный зацеп, который захватывает тетиву арбалета посредине.

Если арбалет упереть в землю выступающим концом ползуна, то другой конец ложа придется против живота стрелка. При нажимании животом и всей тяжестью тела на этот конец ползун идет снова вверх, и тетива напрягается. В этом положении она прочно удерживается при помощи двух задержек. Оружие во взведенном положении ставится на опору и сверху в желобок, впереди железного зацепа кладется стрела; затем прицеливаются и производят выстрел. Для этого зацеп, удерживающий тетиву, освобождается путем вытаскивания особой задвижки, так называемого спуска. Тотчас же тетива с гудением срывается с зацепа и посылает стрелу вперед. Из этого устройства гастрафета, усовершенствованного и усиленного в дальнейшем Зопиром из Тарента (вероятно в начале IV в. до н. э.) развилась собственно артиллерия или катапульты. Они носят различные названия, как автитон (орудие для метания стрел или катапульта в собственном смысле слова) или палинтон (орудие для метания каменных ядер, специально называемое баллистой).

Однако не только луки и стрелы интересовали военных древности. Более совершенные орудия убийства были придуманы и воплощены в жизнь Филоном, который как изобретатель был в то время непревзойденным.

Он изобрел натяжной механизм, в котором дополнительное напряжение любой величины создавалось при помощи клиньев, забиваемых справа и слева в натяжную колодку. Далее, он изобрел так называемый халкотон, в котором для натягивания лука использовалась упругость кованых бронзовых пружин. Эти остроумные приборы так же были скопированы Шраммом. Но в древности они, по-видимому, успеха не имели. Упругость бронзы достигается с трудом и обеспечивает меньшую длительность действия, чем обычно применявшиеся жилы животных. Однако в современных минометах упругость системы стальных пружин применяется подобным же образом. У Филона весьма интересно описание изобретения, которое соединяет принцип действия современных автоматических ружей и пулеметов с древними орудиями, основанными на использовании упругости при кручении. Этот полибол, изобретенный Дионисием из Александрии, Е. Шрамм также реконструировал. Несмотря на кажущуюся сложность изобретения, прибор этот даже в реконструированном виде перезаряжался сам.

Изготовка орудия к действию производится, как обычно, натягиванием тетивы до тех пор, пока ее не захватит зацеп. Ворот, которым производится натягивание, соединен бесконечной цепью со спуском и вызывает при дальнейшем поворачивании автоматическое освобождение зацепа. Вместе с тем, он действует так, что всякий раз после выстрела вкладывается новая стрела.

Над желобком для стрел (боевым желобом) помещается воронка с некоторым количеством стрел. Из этой воронки выпадает очередная стрела, как раз умещающаяся в продольном желобке вращающегося внизу валика.

При вращении валика стрела поворачивается вместе с ним и располагается над боевым желобом орудия. Здесь стрела сваливается вниз в желоб, а опустевший валик продолжает вращаться; в то время как вследствие вращения ворота выпускается очередная стрела, валик сверху из воронки опять захватывает новую. Таким образом, этот полибол, обслуживаемый одним человеком, действует фактически, как пулемет.

После того, как взамен арбалетов и неповоротливых рычажных и крутильных орудий появились заряжаемые порохом пушки, стали исчезать постепенно все другие конструкции. Не могла выдержать победоносного наступления пороховой пушки также и "паровая пушка" изобретенная якобы Архимедом. Возможно, что еще смутными сведениями о ней располагал Петрарка, не зная ее устройства, а Леонардо да Винчи описал эту пушку более точно.

Этот "громовик", как показано на верхнем рисунке, состоит из пушечного ствола, вставленного на треть его длины в жаровню. Там он доводится до раскаленного состояния, как это показывает второй набросок. Над правым концом ствола находится котел с водой. При вывинчивании винта вода течет в раскаленную часть пушечного ствола и там мгновенно превращается в пар, который с силой выбрасывает лежащее впереди ядро. В заключение говорится, что пушка бросает на расстоянии шести стадий ядро весом в 1 талант.

Далеко не все технические достижения и новинки удалось рассмотреть в данной работе. Многие из достигнутых древними побед недоступны современному исследователю по следующим причинам: во-первых, слишком далека от нас во временном понимании Древняя Греция, Древний Рим, во-вторых, большинство из нововведений античности так и останутся для нас тайной вследствие недостаточно развитой описательной системы, в-третьих, многие из дошедших до нас технических новинок античности просто не реализованы и не поняты нашими современниками.

Мы попытались описать и представить графически основные вехи развития технической мысли античности. Прежде всего, это конечно, военная техника, так как древний мир немыслим без войны. Как видим, далеко не примитивна мысль Филона и Герона в отношении орудий войны. Созданные ими полибол, баллиста и другие орудия послужили толчком для создания современных пулеметов и пушек.

Однако в мирной жизни техническая мысль не стояла на месте. Бытовые мелочи и хозяйственные агрегаты создавались и совершенствовались постоянно. При создании этой работы в первую очередь мы пользовались описательным методом, так как такая проблема как античная техника лучше всего может быть освещена с точки зрения описания и системно-сравнительным методом. Сравнивая современную и античную технику, можно попытаться проследить, насколько далеки современные технологии от техники эллинов и в то же время насколько они близки в своей основе и реализации. На протяжении всей работы используется метод анализа данных, как метод изучения и описания составных частей объекта изучения для представления объекта в целом. Анализируя и изучая античные технические усовершенствования, можно составить общее мнение об античной технике в целом, как о высокоразвитом направлении античной науки. Таким образом, не только философия и мироздание занимали умы ученых древности, а также реальные механические и технические проблемы, создание и развитие все новых и новых агрегатов, распространение новых технических систем повсеместно. Поэтому неверно и ненаучно подвергать сомнению техничность древнего мира.

Мудрецы и изобретатели Античной Греции во многом опередили свое время, достигнув небывалых высот в целом ряде сфер жизни от астрономии до медицины и от математики до географии. Авторы научных открытий и изобретений нередко обожествлялись, поскольку аналогов реализованных ими проектов было не сыскать во всем известном мире, и рядовые обыватели отказывались верить в то, что подобное могло быть создано рукой простого смертного.

Несмотря на то, что с тех пор минули десятки веков, а само человечество находится всего в шаге от космической экспансии на Марс, многие достижения древних греков все также находят свое применение в нашей повседневной жизни.

Водяные мельницы

Фото с сайта - www.kalavrytanews.com

Не так давно водяные мельницы повсеместно использовались для кузнечного дела, различных нужд сельского хозяйства и, конечно же, измельчения зерновых культур. На сегодняшний день это сооружение претерпело множество изменений, став в некотором смысле высокотехнологичным. Однако даже при этом классическая водяная мельница до сих пор служит верой и правдой во многих не столь развитых уголках нашей планеты.

Если верить труду Филона Византийского под названием «PNEUMATICA», то создателем самого первого образца мельницы , использующей энергию воды, считается греческий ученый 3 тысячелетия до н.э. Перахор. Он, в частности, догадался как направить энергию воды в требуемое человеку русло, изобретя колесо с зубчатой передачей. Эту теорию впоследствии подтвердило исследование британского историка Майкла Левиса, который доказал, что родиной водяной мельницы является именно Греция.

Одометр

Одометр. Фото с сайта - www.archaiologia.gr

Название этого прибора знакомо каждому автовладельцу, поскольку фиксирующий пробег одометр устанавливается сегодня во все автомобили без исключения. В наш век передовых технологий одометры являются цифровыми, но буквально пару десятков лет назад человечество использовало традиционные механические вариации этого прибора, и они лишь незначительно отличались по принципу действия от тех, которые применялись древними греками тысячелетия назад.

На то, что одометр был изобретен греками, указывает в первую очередь его название, состоящее из двух греческих слов: одос = дорога и метрон = мера. Создание прибора приписывается различным изобретателям Древней Греции, в числе которых и Архимед . Несмотря на разногласия в научной среде, большинство склоняется к мнению, что автором первейшего одометра является математик и механик 1 века н.э. Герон Александрийский.

Будильник

Кому из нас не знаком этот злостный противник сладкого утреннего сна и одновременно незаменимый помощник в повседневной жизни?! А задумывался ли хоть раз кто-нибудь из вас, кому мы обязаны этим изобретением? Раз уж мы подняли этот вопрос в данной статье, то ответ очевиден - древним грекам . Хотя, если точнее, то жителям античности принадлежит лишь идея будильника, поскольку внешне тот прибор, которым мы пользуемся сегодня, и его старинный аналог совершенно не похожи друг на друга.

В древности греки использовали два вида подобного механизма. Один из них представлял водяные часы, из которых в заданный момент времени начинала по каплям течь вода. Капли попадали в емкость специальной формы, усиливающей звук.

К другому устройству, работающему по схожему принципу, был приделан барабан, на который в определенный момент начинала сыпаться галька. Шум от падения гальки был еще тот! Оба вида будильника пользовались большой популярностью в Древней Греции примерно в 5-4 веках до н.э. Говорят, что к помощи его водяной разновидности прибегал даже прославленный философ Платон, который, однако, использовал механизм в качестве звонка, оповещая студентов о старте лекций. Кстати, к 3 веку до н.э. греки придумали более совершенный и сложный вид будильника с циферблатом и стрелками для измерения времени, а также гонгами и дудками для подачи сигнала.

Картография

Карта Птоломея. Фото с сайта - history-of-macedonia.com

Наука о создании карт родилась не в Греции, а в Вавилоне, однако именно греки улучшили ее настолько, что она позволила совершать путешествия на огромные расстояния. А вот первая карта мира была создана именно в Греции, ее автором стал философ Анаксимандр (жил в 610-546 гг. до н. э.). На ней, конечно же, были указаны только те уголки нашей планеты, которые были известны древним грекам, однако даже при этом карта Анаксимандра считается одним из величайших достижений своего времени, а самого ученого называют пионером области картографии.

Олимпийские игры

Родившиеся более 2.700 лет назад в Древней Греции, в наше время Олимпийские игры считаются одним из самых захватывающих спортивных соревнований планеты. Еще более значимая роль им предавалась в античности, когда за отсутствием радио и телевидения увидеть состязание самых сильных, отважных и ловких мужей пусть не со всего мира, но со всех уголков Греции можно было лишь раз в 4 года.

В то же время Греция подарила нам не просто спортивно-развлекательное мероприятие, а идею культурного обмена и, как следствие, средство к достижению согласия и взаимопонимания между народами. Не стоит забывать, что в античные времена Эллада не являлась единой страной, а ее независимые друг от друга полисы являлись фактически миниатюрной моделью сегодняшнего мира с его множеством государств.

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Введение

Понятие «цивилизация » возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура ». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека. Понятие «цивилизация» употребляется для характеристики материального и духовного уровней развития определенных исторических эпох, которые, в свою очередь, можно назвать цивилизациями.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» взаимно дополняют друг друга. Античной цивилизацией или культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период возникновения античной цивилизации относится к XXV в. до н. э.

Закончилась эпоха античности в 476 г. н. э. - после распада Римской империи.

Античная культура является праматерью других культур: византийской, европейской, русской.

В своей работе я бы хотела рассмотреть основные достижения античной цивилизации, в том числе духовного и материального порядка.

Культура Древней Греции и ее достижения.

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, росписные сосуды.

На рубеже III - II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской цивилизации становится остров Крит.

Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов - лабиринтов, украшенных настенной росписью - фресками. В жизни минойцев огромную роль играли религия и теократия - особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

К середине XIV в. до н. э. остров Крит был завоеван греками - ахейцами.

Ахейская (микенская) культура переняла у своей предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену шахтным гробницам пришел толос - купольная гробница.

Главным достижением ахейцев является линейное слоговое письмо Б, произошедшее от линейного слового письма А.

Крито-микенская цивилизация прекратила свое существование в XIII в. до н. э., когда начался железный век.

Следующий период в истории Древней Греции - Гомеровский период : великий Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном, вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э.

В это время проходила Великая колонизация, в результате которой греческий мир перестал быть в изоляции. Греки начали активно взаимодействовать с другими цивилизациями. В греческой культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо - у финикийцев, чеканка монет - у лидийцев.

В этот период происходит Великое разделение труда , то есть отделение умственного труда от физического, которое стало возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых и эффективных железных орудий. Создавшиеся экономические условия позволили части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

На зарождение и развитие древнегреческой науки оказали большое влияние науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор). Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей).

Возникает первая философская система - натурфилософия .

На древнегреческое искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и архитектура. Элементы этих и других чужих культур были творчески переработаны греками и органично вошли в древнегреческую культуру.

В литературе эпохи архаики ведущая роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт); к концу 6 в. до н.э. как особый жанр оформляется басня (Эзоп).

В VIII в. до н.э. появился первый театр , из хора было выделено действующее лицо - актер .

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях.

Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве этого периода появляются одиночные скульптуры двух типов: куроса - обнаженного юноши и коры - задрапированной женщины. Для этого периода характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы.

Основным памятником является древнегреческая керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г. до н.э. возникли Олимпийские игры .

В 449 г. до н.э. начинается новый период в развитии греческой культуры - классический , сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации.

В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший софистскую школу); в литературе основными жанрами становятся трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан).

Повсеместно становятся распространенными образовательные учреждения : школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).

Достигает расцвета реалистическая скульптура , выполнявшаяся из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в. до н.э. отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей: Фидия (статуи: «Афина - воительница», «Афина - Парфенос», «Зевс»), Мирона (статуя «Дискобол»), Поликлета (статуи: «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»).

Среди живописцев того времени следует отметить Полигната и Аполлодора , открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась.

Основной памятник того времени - вазовая роспись.

В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много храмов и сооружений (храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид).

В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) - в период упадка общественной жизни - в Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом этого периода был и Платон, основавший собственную школу - Академию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Получили развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика - наука об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен)

В архитектуре начинают преобладать декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель - «Афродита Книдская», Скопас - «Геракл» и «Вакханка», Лисипп - «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм. В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина).

В этот период были созданы библиотеки , самые известные из которых - Александрийская и Пергамская.

Наиболее яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре - идиллическом , впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию .

Широкое распространение в эпоху эллинизма получили мимы - краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью . Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы - Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее интересными памятниками того времени являются Фаросский маяк, Башня ветров, рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Культура Древнего Рима и ее достижения

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.

Древняя Греция во II - I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию , находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм - храм Юпитера - был построен этрусскими мастерами.

В IV - III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр .

Наиболее известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура : римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус - статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из наук большое развитие получила юриспруденция - наука о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации - имперская (31 г. до н.э. - 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю - с центром в Риме, и Восточную империю - с центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

Одним из высочайших достижений всей римской культуры является литература раннего имперского периода (конец I в. до н.э. - II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы» или «Золотой осел»), Плинием Младшим; сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом; поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.

К этому периоду относится и создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской цивилизации (III - IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризис античной культуры , обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

Главное достижение античной цивилизации - расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода.

Крупнейшим новшеством того периода стало рождение первосистемы абстрактных наук - философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, юриспруденции, экономики. Возникли школы философов: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей (мусеион). Сложилась система образования.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму.

Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов — независимых, самоуправляемых городов - государств со многими признаками общины.

В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие локальные рамки, впервые возникли мировые империи.

Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие экономики (термин «Экономика» был придуман Аристотелем) (возникли разнообразные формы организации производства, собственности, обмена, финансово-кредитных и денежных отношении и т.п.).

В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок.

Кроме того, в Древней Греции в V в. до н.э. возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент.

Таким образом, именно античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, оставив после себя культурное наследие, повлиявшее на культуру Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Список литературы

  1. Вальяно М.В. основы философии: учебник. - М.: Издат. «Дело и Сервис», 1999;
  2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие - М.: Гардарики, 2003;
  3. Зольева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. М.: Олма - Пресс, 2001;
  4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 1998;
  5. Маркова А.Н. Культурология. ЮНИТИ - ДАНА, 2006;
  6. Петров М.К. Античная культура. - М.:, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997;
  7. Уколова В.И. Античность в литературе и искусстве. Средневековая литература. - М.. 1989;
  8. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов вузов гуманитарноог профиля. 2-е издание, перераб. И доп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

В 5 классе история Древней Греции занимает особое место, потому что именно там произошло зарождение и укрепление философской мысли, из которой вышли многие фундаментальные современные науки и взгляд на окружающий мир.

Эгейская эпоха

Период в античной истории, охватывающий время культурного взлета и расцвета Эллады представляет наибольший интерес, ведь именно тогда произошло становление многих жанров современного творчества. Развитие культуры Древней Греции делят на пять периодов, первый из которых называют эгейским.

Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре, ведь в Кноссе дворец имел более трехсот комнат и был настоящим чудом строительной мысли, потому что имел два этажа!

Рис. 1. Карта Древней Греции.

Период Гомера

За время этого периода, длившегося с 11 по 9 века до н.э., происходит откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя.

Рис. 2. Падение Трои.

Период Гомера начался для Греции с нуля потому, что погибла предыдущая цивилизация, которая была крито-микенской. По предположениям ученых, это произошло из-за извержения вулкана.

Примечательно, что на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером. Кроме этих произведений и археологическим раскопкам на месте Трои ничего больше об этом периоде неизвестно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разрушенная греками Троя была найдена довольно романтически. Гражданин США Генрих Шлиман мечтал найти клад царя Приама и разбогатеть. Взяв в руки «Иллиаду», с 1870 года он буквально по ее строкам на голом песке начертил разрушенный город и приступил к раскопкам. Так, благодаря труду, написанному за 3000 лет до рождения Шлимана, город был найден.

Архаичный период

В архаичные века наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность.

Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены - мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Рис. 3. Диоген в бочке.

Эллинизм

Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.

Что мы узнали?

Говоря кратко самое главное о культуре Древней Греции, следует отметить, что здания и поэмы, великие философы и скульптуры - это и есть «греческое чудо», которое заложило фундаментальные основы для нынешней цивилизации.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 350.