Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность. В гармонии с собой Эффект пигмалиона в социальном прогнозировании

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора - разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, - конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на .

Ещё один эксперимент Believing Another Likes or Dislikes You. Behaviors Making the Beliefs Come True , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой - обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона - секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение Pygmalion in Management об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Ливингстон считал, что должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.

«Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям». Томас

Уважаемый читатель, как вы относитесь к утверждению, что мысль материальна?

Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что это абсурд, чепуха, вымысел и фантазии. А кто-то твердо уверен в том, что это реальность. Большинство психологов считает, что мысль материальна.

Эффект Пигмалиона – состоящий в том, что если человек твердо убежден в верности, истинности некоторой информации, если он абсолютно уверен, что произойдет некое событие, то неосознанно будет вести себя так, что с большой долей вероятности через некоторое время его желание материализуется, и это событие станет реальностью. Иными словами, чем больше уверенность человека в достоверности некоторой информации, тем больше шансов, что она подтвердится. А свое название данное явление получило в честь героя древнегреческого мифа Пигмалиона.

Согласно этому мифу, некогда Кипром правил царь Пигмалион. Он не был женат, так как каждой из женщин находил множество недостатков и изъянов. Будучи талантливым скульптором, Пигмалион решил создать статую идеальной женщины, которая бы обладала всеми достоинствами, которые только можно вообразить. Из драгоценной слоновой кости он высек статую девушки изумительной красоты, которую назвал Галатеей. Статую была так прекрасна, что казалось живой. Дни и ночи проводил Пигмалион, созерцая свое творение. Он приписывал статуе многочисленные достоинства, разговаривал с ней, словом, относился к Галатее, как к живой женщине. И чем дольше смотрел Пигмалион на статую, тем более совершенной она ему казалась. Влюбленный в Галатею Пигмалион обратился к богине любви Афродите с мольбой дать ему жену такую же божественно прекрасную, как созданная им статуя. Афродита снизошла к его мольбам влюбленного скульптора и вдохнула жизнь в его творение. Прекрасная статуя ожила и стала женой Пигмалиона и царицей Кипра.

Эффект Пигмалиона иначе называют еще эффектом Розенталя по имени психолога Роберта Розенталя, которым совместно с Леонорой Якобсон в 1968 году было проведено исследование, убедительно подтвердившее существование данного феномена.

Суть эксперимента Розенталя заключалась в следующем: вместе со своей помощницей Розенталь в начале учебного года пришел в одну из школ якобы для определения уровня интеллекта учеников. В каждом классе психологи выделили несколько учащихся, которые, как было сказано учителям, по результатам тестирования обладают исключительными интеллектуальными способностями. Многие педагоги были в недоумении, так как по их мнению отобранные дети ничем не выделялись среди своих одноклассников.

«Если эти ученики пока никак не проявили себя, через некоторое время это обязательно произойдет.» – заверили психологи недоумевающих преподавателей. А повод для недоумения был, так как якобы талантливые ученики на самом деле были обычными «середнячками», не более того. И отобрали их экспериментаторы без видимой причины, методом случайного отбора. Что примечательно: когда через несколько месяцев Розенталь и Якобсон вновь пришли в эту школу для того, чтобы заново проверить уровень интеллекта учащихся, оказалось, что уровень IQ отобранных в начале года учеников действительно значительно повысился.

Почему это произошло? А вот почему. Вера педагогов в то, что отобранные ученики обладают исключительными способностями, безотчетно передалась этим ученикам, а те, в свою очередь, не обманули ожиданий преподавателей и в конце года показали замечательные результаты.

Вот основные принципы того, как работает эффект Пигмалиона: общаясь с тем или иным человеком, мы, зачастую неосознанно, ожидаем от него определенного поведения, определенных поступков. Наши ожидания невольно будут проявляться в нашем поведении – словах, интонациях, жестах, поступках, что будет вызывать безотчетный отклик и действия человека, с которым связаны . А это, в свою очередь, может повлечь за собой осуществление пророчества.

Эффект Пигмалиона очень ярко проявляется в отношениях детей и родителей. Если родитель искренне верит в своего ребенка, он будет всячески помогать ему и развивать его сильные стороны. Если же постоянно обращать внимание только на недостатки ребенка, унижать его и говорить, что он бездарь, лентяй, что от него нет никакого толку и пр., не удивительно, что ребенок так и будет себя вести. Не случайно существует поговорка.

Пигмалион - это герой из греческой мифологии, который являлся потрясающим скульптором и царем Кипра. Согласно легенде, однажды он создал настолько прекрасную статую, что полюбил ее больше жизни. Он обратился к богам, чтобы они оживили ее, и они исполнили его просьбу. В психологии эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это распространенное явление, при котором человек, твердо убежденный в верности информации, непроизвольно поступает так, что получает фактическое подтверждение.

Эффект Пигмалиона - эксперимент

Эффект Пигмалиона называют также психологическим эффектом оправдывающихся ожиданий. Было доказано, что это явление весьма распространено.

Доказать верность этого утверждения ученым удалось при помощи классического эксперимента. Школьным учителям сообщили, что среди учащихся есть способные и не очень способные дети. В действительности все они были на одном уровне знаний. Но из-за ожидания учителя в оценках возникла разница: группа, которая была заявлена как более способная, при тестировании получила более высокие оценки, чем та, которая была объявлена менее способной.

Удивительно, но ожидания учителей невероятным образом передавались ученикам, и заставляли их выполнять работу лучше или хуже обычного уровня. В книге Роберта Розенталя и Ленора Джекобсона был впервые описан эксперимент с манипуляцией ожиданиями учителей. Удивительно, но это влияло даже на результаты теста IQ.

Результат эксперимента доказал, что это дает положительный эффект для успеваемости «слабых» детей из неблагополучных семей. Доказано, что они учатся хуже из-за того, что ожидания учителей относительно их успеваемости негативные.

Кроме таких экспериментов проводилась еще масса исследований, которые также доказали существование социально-психологического эффекта Пигмалиона. Особенно сильно этот эффект заметен именно в мужских коллективах – в армии, в кадетском корпусе, на заводах и добывающих предприятиях. Особенно сильно это проявляется у лиц, в которых не только не верит руководство, а которые и сами не ожидают ничего хорошего.

Как объяснить эффект Пигмалиона?

Есть две версии, которые объясняют Пигмалиона. Ученый Купер полагает, что учителя, которые настроены на разные результаты, говорят разные слова ученикам двух групп, прибегают к аффективной связи и оценкам. Видя это, и сами ученики настраиваются на разные результаты.

Исследователь Бар-Тал утверждает, что все зависит оттого, что учителя начинают думать, что неуспеваемость «слабой» группы имеет устойчивые причины. Они ведут себя соответственно, подавая вербальные и невербальные сигналы, указывающие на неверие в эту группу, что порождает такой эффект.

Эффект Пигмалиона в сфере управления

На практике эффект Пигмалиона заключается в том, что ожидания руководителей способны влиять на результаты труда подчиненных. Существует тенденция, при которой становится очевидным: руководители, оценивающие сотрудников высоко, получают результаты более высокие, нежели те, которые уверены, что все подчиненные – недалекие лентяи. В зависимости от того, на какой результат настроен топ-менеджер, действовали подчиненные.

Эффект Пигмалиона в жизни

Нередко можно услышать фразу о том, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая сделала его таким. Это также можно считать успешным примером эффекта Пигмалиона. Если женщина верит в мужчину, он невольно соответствует ее ожиданиям, равно как и в обратном случае, когда женщина концентрирует на неудачах человека, и он все глубже погружается в пучину отчаяния.

Семья не должна быть обузой, из семьи человек должен брать силы и вдохновение на свою социальную и карьерную жизнь. Только при должном отношении внутри семьи человек достигает высот. Впрочем, это не дает право винить в своих неудачах близких: это лишь дополнительный фактор, а главный руководитель жизни человека – это он сам. И только ему решать, будет он успешным, богатым и счастливым, или нет.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона - психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация в психоанализе .

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.