Что такое элегия? Элегия

«О, где же вы, дни любви,

Сладкие сны,

Юные грезы весны?»

Печальная, проникновенная мелодия, на которую поются эти стихи, у российского слушателя в первую очередь вызывает в памяти голос – одного из лучших исполнителей этого произведения французского композитора Жюля Массне. «Элегия» – так оно называется. Что же означает это слово, и что имеют в виду музыканты, когда говорят об «элегических интонациях»?

Элегия – одно из тех понятий, которые объединяют литературу и музыку, существуя в обоих искусствах. В Древней Греции элегиями именовали небольшие музыкально-поэтические произведения, написанные дистихом – строфами, состоявшими строк, имеющих разный поэтический размер (гекзаметр сочетался с пентаметром). Содержание древнегреческих элегий могло быть любым – они могли повествовать о любви или о войне, содержать нравоучение или философские размышления. Но если в Элладе слово «элегия» подразумевало в первую очередь поэтическую форму, то позднее в Древнем Риме дело обстояло с точностью до наоборот: форма римских элегий была относительно свободной, а в отношении содержания установилась определенная традиция. Элегиями стали именовать любовные стихотворения, исполненные печали, повествующие о неразделенной любви, одиночестве. Именно такая элегия развивалась впоследствии в европейской литературе. Особенно любили этот жанр поэты эпохи сентиментализма, а позднее – романтики.

Так обстояло дело в литературе… а что же в музыке? Как мы помним, при своем рождении в Древней Греции элегия зародилась как жанр музыкально-поэтический, но в последующие века пути поэзии и музыки разошлись. Второе рождение элегии как вокального жанра состоялось в XVII столетии. Как и в поэзии, главной отличительной чертой элегии в музыкальном искусстве стало выражение печали. В качестве примеров можно привести произведение английского композитора – «Три элегии на смерть королевы Мэри». Вновь явив себя в музыке, жанр элегии в последующие века не уходил – к нему обращался, например, создавший «Элегическую песнь» для четырех голосов, сопровождаемых струнным квартетом.

Образно-поэтическое содержание вокальной элегии – печальное размышление о неразделенной любви, об ушедшем счастье или даже о смерти – определило ее музыкальные черты: напевная, плавная мелодия, разворачивающаяся в медленном темпе. Как правило, элегии пишутся в минорном ладу (хотя бывают и исключения – мажорные элегии). Эти черты элегии вокальной «унаследовала» элегия инструментальная – прежде всего, фортепианная – возникшая в XIX столетии. Подобные пьесы создавали , Эдвард Григ, Габриель Форе.

Что же касается «Элегии» Массне, с которой мы начали разговор, история ее весьма примечательна. Композитор создал ее как фортепианную пьесу, через несколько лет переложил для виолончели с фортепианным аккомпанементом – в таком виде она прозвучала в драме «Эриннии» Леконта де Лилля. Позднее «Элегия» – как и все музыкальные номера к этой драме – была переработана для оркестра, а затем французский поэт Луи Галле написал для нее текст. Так инструментальная элегия превратилась в вокальную.

Существовала ли в это время элегия в русской музыке? Разумеется, существовала! Элегия музыкальная пришла в Россию почти одновременно с элегией поэтической – образцы этого жанра можно встретить в творчестве Павла Ивановича Фонвизина, Александра Анисимовича Аблесимова, Дениса Васильевича Давыдова, но в первую очередь рождение русской поэтической элегии ассоциируется с именем Василия Андреевича Жуковского, точнее – с его переводом «Сельского кладбища», элегического стихотворения, написанного английским поэтом Томасом Греем. Другие элегии Жуковского – «Вечер», «Славянка», «Море» – были уже не переводными, а авторскими. Многие русские поэты XIX века создавали элегические стихотворения – Евгений Абрамович Баратынский, Константин Николаевич Батюшков, Николай Михайлович Языков. И если элегия пришла в русскую поэзию, она не могла не прийти в русский романс. Отличительной чертой русского элегического романса стало сочетание песенных оборотов с декламационными, а также относительно простая фактура фортепианной партии, зачастую напоминающая аккомпанемент, исполняемый на гитаре (впрочем, последнее не обязательно). Примеры русских романсов-элегий – «Не искушай» , «Я помню глубоко» Александра Сергеевича Даргомыжского, «Для берегов отчизны дальней» . Инструментальные элегии тоже создавались русскими композиторами – и как отдельные пьесы, и как части циклических произведений. Например, назвал «Элегической пьесой» первую часть скорбного фортепианного трио «Памяти великого художника», «Элегией» названа одна из частей его Серенады для струнного оркестра (это один из тех редких случаев, когда элегия имеет мажорный лад).

Элегии создавали и композиторы ХХ столетия. В качестве примеров можно назвать третью часть Концерта для оркестра венгерского композитора , «Элегическую песнь» или «Элегию памяти Веберна» Эрнста Кшенека.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты . Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии , у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида , философской у Солона или Теогнида , воинственной у Каллина и Тиртея , политической у Мимнерма . Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах .

Элегия в западноевропейской литературе

Впоследствии был только один период в развитии европейской литературы, когда словом "элегия" стали обозначать стихотворения с более или менее устойчивой формой. Этот период начался под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея , написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма , сменившего ложноклассицизм.

В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии » Гете . Элегиями являются стихотворения Шиллера : «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне , Ленау , Гервега , Платена , Фрейлиграта , Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа , Дебор-Вальмор, Делавинь , А. Шенье (М. Шенье , его брат, перевел элегию Грея), Ламартин , А. Мюссе , Гюго и др. В английской поэзии, кроме Грея, - Спенсер , Юнг , Сидней, позднее Шелли и Байрон . В Италии основными представителями элегической поэзии являются Аламанни , Кастальди , Филикана, Гуарини , Пиндемонте . В Испании : Хуан Боскан , Гарсиласо де ла Вега . В Португалии - Камоэнс , Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда. В Польше - Балинский .

Элегия в русской литературе

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин , Богданович , Аблесимов , Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.

Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище», 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённых Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея , то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (элегия-баллада). Элегией Жуковский также назвал своё стихотворение «Море».

В первой половине XIX века было распространено называть свои стихотворения элегиями, к элегиям относили свои произведения Батюшков , Баратынский , Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Источники

  • Материал из
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (987 дней))

См. также

Напишите отзыв о статье "Элегия"

Литература

  • Горнфельд А. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Элегия

Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.

Кратко:

Элегия (от гр. elegos - жалобная песнь) - жанр лирической поэзии; стихотворение, передающее грустное, печальное настроение, раздумье.

Эта форма лирики появилась в древнегреческой литературе около VI в. до н.э. Среди римских авторов элегий известны Проперций, Тибулл, Овидий. В русской литературе появление этого жанра связывают с предромантизмом, сентиментализмом и романтизмом. Элегии писали Н. Карамзин, К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Фет, В. Брюсов, А. Блок и др.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э. Первоначально так называлось любое стихотворение, предназначенное для исполнения под аккомпанемент флейты и в соответствии с этим написанное так называемым элегическим дистихом (сочетанием гекзаметра и пентаметра). Своей связью с пением и большим объёмом она отличалась от эпиграммы, также писавшейся этим размером; тематика же не имела для нее значения: известны военные элегии Тиртея, политические — Солона и т. д. Лишь римские поэты Тибулл, Проперций и Овидий сделали ее жанром преимущественно любовной и медитативной лирики, однако и у них это было лишь приёмом, а не законом.

Напротив, для элегии нового времени важнейшим признаком стала именно тематика, унаследованная от римских классиков. В Англии элегия была главным образом философской медитацией, связанной с темами природы, смерти и т. п. (элегии Томсона, Грея, позже Вордсворда). В Германии крупным литературным событием стало появление «Римских элегий» Гёте, в которых, стилизируя элегии древнеримских поэтов, Гёте выразил основные идеи европейского Просвещения. Недаром, изучая эту книгу, Шеллинг писал, что «элегия может охватить весь мир, хотя и фрагментарно». Во Франции она первоначально была жанром галантной лирики. В конце XVIII в. Парни, Бертен и некоторые другие поэты создают книги элегий — своего рода лирические романы о несчастной любви, где эротика сочетается с психологическим анализом. А. Шенье, опираясь в значительной мере на их традицию, усиливает в то же время связь элегии с её античными истоками. Одновременно с этим французская элегия испытывала сильное влияние со стороны английской, что в конце концов привело к появлению религиозно-медитативных стихотворений Ламартина.

Русская элегия в большей или меньшей степени связана со всеми этими традициями. Произведения этого жанра на русском языке появились в 1720-1730-х годах и принадлежали И. В. Паузе и В. К. Тредиаковскому, но первым крупным русским «элегиком» был А. П. Сумароков.

Ранние элегии Сумарокова варьируют ситуацию даже не несчастной любви вообще, а разлуки с возлюбленной. Они строятся как цепь более или менее произвольно связанных формул, развивающих эту ситуацию, схематизм которой доведён до предела: только два персонажа, никаких аксессуаров, имен, никакой мотивировки лирического высказывания. В то же время появляются и нелюбовные элегии, и прежде всего у самого Сумарокова, написавшего в конце жизни ряд таких произведений по поводу своих авторских и житейских несчастий. Также элегия начинает оказывать воздействие на целый ряд других жанров: песню, стансы и особенно драматический монолог. Многие монологи трагедий Сумарокова неотличимы от его элегий. Новый этап в истории русской элегии начинается в 1802 году, когда был опубликован вольный перевод Жуковского из Томаса Грея «Сельское кладбище. Элегия». Затем она стала появляться в печати всё больше, и к 1810-м годам заняла в русской литературе ведущее место.

Общепризнанными классиками этого жанра в России считались Жуковский и Батюшков. Первый из них редко называл свои стихотворения элегиями, но общий элегический характер его поэзии очевиден. Она выражает «смешанное чувство»: блаженство от созерцания идеала «духовным зрением» и печаль по отсутствию его в земной жизни. Для этого Жуковский использует целую систему категорий — «медиаторов» между земным и небесным: мечта, природа, искусство, видение, любовь... Несколько иной характер носит элегическая система Батюшкова — первого поэта, для которого элегия как таковая была основным жанром лирики. Он подчеркивает прежде всего раздвоенность между стремлением к вечным высоким ценностям и к преходящим земным наслаждениям (преходящность которых воспринимается как тяжкая трагедия). Психологизм Батюшкова носит гораздо более конкретный характер — переживание определяется данной лирической ситуацией, а не определяет её.

Многочисленные элегики 1810-1820-х годов в той или иной мере синтезировали системы Жуковского и Батюшкова. В том же ключе написаны и элегии молодого Пушкина. В них, начиная уже с лицейского периода, предельно обостряются антитезы в рамках основной элегической ситуации — несчастной любви.

В дальнейшем Пушкин все дальше идёт по пути индивидуализации элегической ситуации, которая часто связывается с конкретным событием в жизни автора («Сожжённое письмо», «Под небом голубым...» и вообще почти все элегии михайловского периода). В то же время произведения этого жанра у Пушкина активно взаимодействуют с произведениями других жанров, в том числе с таким, казалось бы, чуждым, как сатира («Деревня», «Свободы сеятель пустынный»).

Иногда элегии у Пушкина становится чистой медитацией («Демон»). В этом отношении близки Пушкину, но ещё радикальнее его были Баратынский и Языков. Для Языкова элегия — чуть ли не любое короткое стихотворение, без ограничения тематики. Баратынский относился к этому жанру более строго, однако именно он подготовил почву для его разрушения.

Баратынский в своих элегиях исходит из ряда принципов, воспринимающихся им как непреложные мировые законы, главный из которых — неизбежность перехода от юности к зрелости, от жизни к смерти, от движения к покою. Сточки зрения этих законов он переосмысляет традиционные элегические ситуации, которые у него, как правило, приобретают некоторую парадоксальность с точки зрения жанра. Так, если одной из распространённых ситуаций элегии была неверность героини, то в некоторых произведениях Баратынского («Признание», «Оправдание») герой оправдывается в собственной неверности, объясняя её действием всё тех же непреложных законов бытия. Такое превращение «смешанного чувства» в неразрешимый парадокс оказалось губительным для жанра, и поэзия Лермонтова, унаследовавшего многое из поэтики Баратынского, уже не может быть однозначно определена как элегическая, хотя элегическая традиция чрезвычайно важна для ее понимания, — Лермонтов, по существу, разрабатывает те же мотивы, то же «смешанное чувство», но ставя его в прямую зависимость от мировых законов, с одной стороны, и от романтического конфликта — с другой.

Ко времени появления в литературе Лермонтова элегия как жанр уже угасала: не только из-за явлений, происходивших внутри самого жанра, но и потому, что в русском обществе к 1830-м годам совершился переход к новому пониманию литературы, при котором главным достоинством произведения почиталась его «оригинальность», а потому следование канонам жанра стало по меньшей мере безразличным качеством, если не недостатком произведения. В лирике падение жанровой системы было тем легче, что, как с грустью писал критик О. Сомов, «все почти роды поэзии слились в один элегический». Таким образом, можно сказать, что именно элегия была непосредственной основой русской поэзии XIX—XX вв. (хотя, конечно, действовали и другие традиции), но сама она в чистом виде исчезла. Показательно, что когда Некрасов попытался создать жанр гражданской элегии, то он совершенно не воспринимался в связи с прежней элегией — да и вообще как особый жанр.

Итак, сейчас элегия не существует как литературный факт. Иногда поэты называют свои стихи «элегиями», либо исходя из бытующего представления об ней как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на какую-то связь их со старой традицией («Северные элегии» Ахматовой). Но, как уже было сказано, поэзия XIX—XX вв. вообще во многом выросла из интересующего нас жанра, а потому при внимательном рассмотрении поэтические системы ряда поэтов могут быть определены как родственные элегии. Какую роль этот факт может сыграть в истории поэзии — покажет будущее.

Элегия это лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего - от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э. (Каллин, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика. Форма античной элегии - элегический дистих. В подражание античным образцам элегии пишутся в латинской поэзии средних веков и Возрождения; в 16-17 веках. Элегия. переходит в новоязычную поэзию (П.де Ронсар во Франции, Э.Спенсер в Англии, М.Опиц в Германии, Я.Кохановский в Польше), но долго считается второстепенным жанром. Расцвет наступает в эпоху предромантизма и романтизма («унылые элегии» Т.Грея, Э.Юнга, Ш.Мильвуа, А.Шенье, А.де Ламартина, «любовные элегии» Э.Парни, реставрация античных элегий в «Римских элегиях», 1790, И.В.Гёте); затем элегии постепенно теряет жанровую отчетливость и термин выходит из употребления, оставаясь лишь как знак традиции («Дуинские элегии», 1923, Р.М.Рильке; «Буковские элегии», 1949, Б.Брехта).

Элегия в русской поэзии

В русской поэзии элегия появляется в 18 веке у В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова, переживает расцвет в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина («Погасло дневное светило…», 1820; «Редеет облаков…», 1820; «Безумных лет угасшее веселье…», 1830), Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова; со второй половины 19 и в 20 веков «элегия» употребляется лишь как заглавие циклов (А.А.Фет) и отдельных стихотворений некоторых поэтов (А.А.Ахматова, Д.С.Самойлов). См. также Медитативная лирика.

Слово элегия произошло от греческого elegeia и от elegos, что в переводе означает - жалобная песня.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Элегия. История жанра, лирическое содержание русской элегии, особенности композиции и образно-стилевой системы

Выполнила:

Анжелика Корсагия

Москва 2015

элегия литературный стихотворение

1. Элегия. Определение

2. История жанра

4. Особенности элегии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина

Заключение

Литература

1. Элегия. Определение

Элегия - (греч. elegeia, от elegos -- жалобная песня) литературный и музыкальный жанр; в поэзии -- стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего -- от первого лица, без отчётливой композиции. Э. возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Мим-нерм, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика.

Элегия - жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей.

2. История жанра

Элегия - это древнейший и один из самых распространенных жанров мировой лирической поэзии. Все авторы различных энциклопедических статей рассматривают термин «элегия», опираясь на греческое происхождение этого слова: `елегеЯб -- «жалобная песня», также «слово Элег обозначало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты».

Нами были рассмотрены несколько энциклопедических статей, освящающих понятие элегии. При их сопоставлении отмечается, что неотъемлемой чертой элегии является её грустный (печальный) характер.

М.Л. Гаспаров даёт наиболее полное определение данного термина, описывая объём, содержание, субъектную организацию и композицию текста элегии: «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего -- от первого лица, без отчетливой композиции». В словарной статье «Элегия» своего «Поэтического словаря» А.П. Квятковский уделяет внимание античному происхождению элегии и более полно расписывает варианты эмоционального содержания элегии: «лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности.

И.Р. Эйгес приводит самое краткое определение элегии: «стихотворение с характером задумчивой грусти». Далее в его статье даётся развернутая характеристика данного жанра с точки зрения его исторического развития, приводятся имена известных поэтов-элегиков разных стран и веков, а также примеры распространённых элегических мотивов. Подобная структура наблюдается и в словарной статье Л.Г. Фризмана: даётся краткое определение элегии, никак не характеризующее её признаки, -- «жанр лирической поэзии» -- и далее следует описание истории существования жанра элегии в литературе от античной до современной автору эпохи и соответствующих им основных мотивов.

Элегия возникла в Древней Греции в VII в. до н. э. -- её родоначальником считается Каллин. Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию.

Воинственная элегия (Каллин, Тиртей),

Обличительная элегия (Архилох, Симонид),

Печальная элегия (Архилох, Симонид),

Политическая элегия (Мимнерм, Каллин),

Философская элегия (Солон, Теогнид).

У римлян элегия стала более определенной по характеру, но и более свободной по форме:

Автобиографическая (Овидий),

Любовная, эротическая (Овидий, Тибулл, Проперций),

Политическая (Проперций),

Скорбная (Овидий).

Интерес к созданию элегий как подражаний античным образцам возникает в эпоху Возрождения. В эпоху предромантизма и романтизма наступает расцвет этого жанра:

Любовные элегии (Шенье),

Реставрация античных элегий (Гёте),

Унылые элегии (Грей, Юнг).

Представление о жанре почти за две тысячи лет сильно изменилось: с течением времени жанр элегии утратил строгость формы. В частности, элегия в русской поэзии не имеет каких-либо формальных признаков. К жанру элегии может быть отнесено практически каждое стихотворение философско-медитативного плана, в котором отражены чувства и настроения тоски, грусти, отчаяния, разуверения, мысли о прошлом, воспоминания, сожаления. Первым опытом элегического жанра на русской почве стал цикл элегий В.К. Тредиаковского, приложенный автором к трактату «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 года): он создавал вариант новой элегии, опираясь на наследие античных поэтов.

Как жанр элегия развилась в конце XVIII и, особенно в начале XIX веков. Выдающимися русскими поэтами-элегиками являются В.А. Жуковский, Е.А. Боратынский, А.С. Пушкин. Также элегии создавали М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, И.Ф. Анненский, С.А. Есенин и многие другие поэты XIX и XX вв.

3. Лирическое содержание русской элегии

За классическими русскими элегиями традиционно закрепился стихотворный размер преимущественно ямбический с варьирующимся количеством стоп. Отметим, что В.А. Пронин в своём учебном пособии по теории литературных жанров дал некую общую схему для стереотипной элегии, представив ход мыслей лирического героя элегии: «Я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь» 6 . Таким образом, исходя из сложившейся традиции, за элегией закрепляется любовное содержание: причём любовь становится лишь очередным поводом к разладу с миром.

Также традиционно выделяют следующие сложившиеся устойчивые черты элегии:

интимность,

мотив бренности земного бытия,

мотив несчастливой любви,

мотив одиночества,

мотив разочарования.

1) Жанр элегии в творчестве В.А. Жуковского: основные мотивы.

Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с творчеством Жуковского, а именно с тем, что его перевод элегии Грея «Сельское кладбище» (1802 года) стал первым шагом к началу новой русской поэзии, окончательно вышедшей из пределов риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны и другие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями: например, «Вечер» (1806), «Славянка» (1816), «Море» (1822). Основными элегическими мотивами в творчестве Жуковского являются:

мотив меланхолических размышлений,

мотив созерцания природы,

мотив уединения, погружения во внутренний мир,

мотив уходящей молодости,

мотивы несправедливости, суетности, тщеты и заката жизни,

образ поэта-мечтателя.

3) Жанр элегии в творчестве А.С. Пушкина: основные мотивы.

Пушкин начал писать лирические произведения в жанре элегии примерно с 1815 года, когда ещё учился в лицее. С 1816 года элегия становится продуктивным жанром в его творчестве (почти все элегии датируются этим годом: «Окно», «Элегия» («Счастлив, кто в страсти сам себе»), «Месяц», «К Морфею», «Слово милой», «Друзьям», «Наслажденье»). В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра -- это: «Погасло дневное светило» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других. В элегиях 1928 года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день...», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины.

Новаторство Пушкина в жанре элегии коснулось как содержания (например, индивидуализация темы и конкретизация лирического я), так и формы (выбор стихотворного размера).

Основные мотивы элегической лирики Пушкина:

мотив воспоминаний,

мотив жизни как дара, ниспосланного свыше,

мотив изгнанничества, бегства,

мотив неразделённой любви,

мотив покорения судьбе,

мотив преждевременно увядшей души,

мотив приближающейся смерти,

мотив разочарования в дружбе,

мотив разочарования в любви,

мотив слёз,

мотив тщетности порывов к свободе,

мотив угасающей молодости,

мотив уныния.

4. Особенности элеггии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина

Первые опыты русской элегии появились у В.К. Тредиаковского, достаточно органично вписавшись в его эксперименты по созданию русской любовной лирики. Ему же принадлежит и первая классификация нового жанра: «Она есть, которая описывает особливо вещи плачевные и любовные жалобы. Элегия разделяется на Треническую и Эротическую. В Тренической описывается печаль и нещастие; а в Эротической любовь и все из нее воспоследствования».

Позже эту идею разовьет Н.Ф. Остолопов в своем «Словаре древней и новой поэзии». В то время как элегия «эротическая» связана лишь с любовной тематикой, пишет он, «треническая элегия отличается большим разнообразием мотивов: описывает печаль, болезнь и всякое несчастливое приключение». Если «наложить» эту классификацию на поэзию Тредиаковского, то станет очевидным, что он разрабатывал почти исключительно второй тип -- «эротическую»:

Кто толь бедному подаст помощи мне руку? Кто и может облегчить, ах! сердечну муку?

Мягкосердыя на мя сын богини злится,

Жесточайшим отчасу тот мне становится:

Неисцельно поразив в сердце мя стрелою,

Непрестанною любви мучит, ах! бедою.

Сердце равныя ничье не имело страсти,

Не впадало тем ничье в равные напасти:

Без надежды б чье когда лютый жар страдало?

Ах! невинное мое в лютость ту попало.

Прежестокая болезнь всяк час то съедает,

Несравненная печаль как зверь лют терзает...

Второе рождение переживает элегия в творчестве А.П. Сумарокова. И хотя развивается она в основном в том же «эротическом» русле, идет значительное обогащение системы лирических мотивов и углубление, развитие самого лирического «я»:

Пронзенна грудь моя, и расточен весь ум.

О яростны часы! Жестокой время муки!

Я всем терзаюся, что в мысли ни беру.

Стерплю ли я удар должайшия разлуки,

Когда зла смерть... И я, и я тогда умру.

Такою же сражусь, такою же судьбою,

В несносной жалости страдая и стеня.

Умру, любезная, умру и я с тобою,

Когда сокроешься ты вечно от меня.

«В болезни страждешь ты...».

Одним из интереснейших типов элегии, введенных Сумароковым в русскую поэзию, стала так блистательно в будущем развитая другими русскими поэтами «элегия творчества». В ней -- глубоко личные раздумья поэта о себе и своем творчестве, о своем предназначении:

Страдай, прискорбный дух! Терзайся грудь моя!

Несчастливее всех людей на свете я!

Я счастья пышного сыскать себе не льстился

И от рождения о нем не суетился;

Спокойствием души одним себе ласкал:

Не злата, не сребра, но муз одних искал.

Без провождения я к музам пробивался

И сквозь дремучий лес к Парнасу прорывался.

Преодолел я труд, увидел Геликон;

Как рай, моим очам вообразился он.

Эдемским звал его я светлым вертоградом,

А днесь тебя зову, Парнас, я мрачным адом;

Ты мука фурий мне, не муз ты мне игра.

О бедоносная, противная гора,

Подпора моея немилосердой части,

Источник и вина всея моей напасти,

Плачевный вид очам и сердцу моему,

Нанесший горести бесчисленны ему!

Несчастен был тот день, несчастнейша минута,

Когда по строгости и гневу рока люта,

Польстив утехою и славою себе,

Ногою в первый раз коснулся я тебе.

Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления и даже поучения, оттесняя собственно лирическое начало на второй план. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М.М. Хераскова.

Если обратиться к классификации Тредиаковского-Остолопова, то, видимо, можно говорить о постепенной эволюции русской элегии от «эротического» к «треническому» типу:

Смертный в жизни представляет

Зеркало тоски и бед;

Лишь родится он, рыдает,

Так как скорбь предузнает.

Слезы юности всечасно,

Без причины отрок льет:

Там учитель занапрасно.

Бедного младенца бьет.

Пылка юность повергает

В пущия беды ево,

Он любовниц избирае

И не мыслит ничево.

Как возрос -- другая лишность

Кратка века часть займет:

Честь, богатство, слава, пышность

Дух колеблет и мятет.

Старика всяк презирает;

Крепость жизни потеряв,

Мучится он и страдает,

Дряхл, задумчив и не здрав.

Мысль мы к мысли прибираем,

Ищем щастья своево,

Наконец все умираем,

Вот родимся для чево.

М.М. Херасков «Станс г. Руссо»

В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты -- и связано это, прежде всего с именем Г.Р. Державина. Сохраняя приверженность жанру философской оды, Державин в том же духе пишет элегии. Более того, некоторые его произведения почти в равной степени могут быть отнесены и к жанру оды, и к жанру элегии. Прежде всего, это относится к знаменитой оде «На смерть князя А.И. Мещерского», на что уже обратили внимание исследователи». С философской одой ее связывает сама проблематика произведения, выходящая на уровень общечеловеческих и даже космических абстракций и обобщений:

Как в море льются, быстры воды,

Так в вечность льются дни и годы;

Глотает царства алчна смерть.

Элегическое звучание придают ей прямое скорбно-патетическое обращение автора к умершему адресату и лирическая зарисовка в конце:

Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько легкомыслен ум,

Не столько я благополучен...

Если рассматривать слияние двух этих начал, философского и лирического, то, видимо, наиболее оправданным и обоснованным будет определение этой оды как «философская элегия»: лирическую линию, безусловно, нельзя считать малозначащей и второстепенной, но все же на первый план выступает именно философское начало, более того, через его призму и воспринимается начало лирическое.

Заключение

Таким образом, мы можем увидеть эволюцию элегии, как литературного жанра, который менялся ни только с эпохой, но и вместе с гениальными писателями.

Литература

1. Большая советская энциклопедия.

2. Толковый словарь Даля.

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.

5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов:

6. Тредиаковский В.К. Способ к сложению российских стихов (1752).

7. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии.

8. Москвичева Г.В. Жанрово-композиционные особенности русский элегии XVIII-первых десятилетий XIX века // Вопросы сюжета и композиции.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.

    сочинение , добавлен 16.06.2010

    Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.

    презентация , добавлен 31.01.2015

    Предметная композиция стихотворений, аллегории лирических сюжетов, повествовательно-элегический стиль, пространство и динамика текста произведений, художественные приемы описания пейзажа, ирония и игра слов, эффект абсурдности образов в русской поэзии.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2006

    Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века. Направления эволюции агиографического жанра. Особенности женских образов в литературе XVII в. Ульяния Лазаревская как святая.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. История появления жанра лирики в древнегреческой литературе и классификация ее видов. Элегия и ямб в античной поэзии. Монодическая лирика. Хоровая песня и ее связь с культом и обрядом.

    лекция , добавлен 23.03.2014

    Ссылка Пушкина на юг весной 1820 года и два основных этапа ссылки: до и после кризиса 1823 года. Влияние творчества Дж. Байрона на устремленность поэта к романтизму и творческое содержание южного периода. Значение элегии "Погасло дневное светило…".

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.