Азы дизайна интерьера. Азы дизайна. Самые главные правила. Правило золотого сечения

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

Основы композиции

Интерьер квартиры, независимо от желания человека, проживающего в ней, отражает его внутреннюю сущность.

Поэтому очень важно сформулировать свои стремления, предпочтения и вкусы. Только поняв это, можно приступать к изменению интерьера своей квартиры.

Дизайн — искусство, в котором должны быть гармонично воплощены ваши ощущения, мысли. Только в этом случае возможно создание интерьера, максимально отвечающего характеру и темпе-раменту человека.

Для того чтобы организовать пространство, определить основные зоны, расставить акценты, необходимо иметь представление о композиции (от лат. composition — «сочинение, составление, соединение, связь»). Композиция — это организующий элемент, благодаря которому отдельные элементы становятся единым целым.

Как и у любой системы, у композиции есть свои законы, без соблюдения которых создать гармоничный интерьер невозможно.

Одним из основополагающих правил является выделение главного и второстепенного, зонирование пространства. Наиболее часто можно встретить центрическую композицию жилища. Например, в первобытном обществе центром, в котором концентрировалась жизнь рода, был каменный очаг в пещере. Это правило актуально до сих пор. Поэтому так важно при строительстве или перепланировке дома или квартиры определить их композиционный центр. Обычно им становится гостиная или столовая.

Что будет являться композиционным центром столовой или гостиной, вы решаете самостоятельно в соответствии со своим образом жизни. Очень многое зависит и от планировки квартиры, а также от функциональной задачи, стоящей перед дизайнером. Все это вместе оказывает влияние на колористическое решение, отделку, декор, освещение.

Выполнив зонирование пространства, можно приступать к расстановке основных и дополнительных композиционных акцентов.

Оптимальный выбор цветовых сочетаний может объединять отдельные зоны или, наоборот, противопоставлять их друг другу, а в комплексе с системой освещения может расширить или сузить пространство, создать требуемый эмоциональный эффект. При этом необходимо учитывать некоторые психологические аспекты восприятия. Например, простые формы являются более легкими для восприятия; симметричные элементы смотрятся как целое, это же относится и к близко расположенным предметам; контраст усиливает восприятие и т. д.

Создание композиционного центра предполагает объединение отдельных элементов мебели, оборудо-вания и деталей декоративного искусства, что осуществляется с опорой на законы симметрии и асимметрии.

Симметрия связана с одной или несколькими осями, относительно которых осуществляется построе-ние. В качестве композиционного приема она дает ощущение порядка, умиротворения, отдыха, официоза.

Но в некоторых функциональных зонах использование симметрии можно считать необходимым, например, в детской комнате, рассчитанной на двоих детей, или в спальне родителей. Ощущение симметрии усиливается симметричностью расположения прикроватных тумбочек, настольных светильников и даже зеркалом, повешенным на стену, противоположную окну.

Асимметрия, в отличие от симметрии, связана с такими понятиями, которые привносят в интерьер свободу, особый динамизм.

Внесение в симметричную схему некоторой асимметрии делает интерьер более богатым, насыщенным и интересным.

К асимметричному построению прибегают при необходимости выделения площади в соответствии с функциональной потребностью.

В композиции оба приема применимы в равной степени и предполагают использование следующих композиционных средств:

1) повтор;

3) контраст.

Повтор тесно связан с симметрией, при которой с обеих сторон оси находятся одинаковые предметы.

При повторе остаются неизменными цвет, фактура, материал, размер, но если появляются небольшие отклонения в какой-то из представленных составляющих, то возникает нюанс, резкое же изме-нение порождает контраст.

При изменении размера может сохраняться форма.

В основе разницы размеров подобных фигур ле-жит геометрическая или арифметическая прогрессия.

Разница между первой и последней фигурами при геометрической прогрессии очень заметная, следовательно, можно говорить о контрасте отношений. При арифметической прогрессии разница в размерах фигур может быть более мягкой, а значит, речь идет о нюансах. В интерьере жилого помещения последние изменения предпочтительны.

Первичным положением, из которого устанавли-ваются пропорции помещения, является вход в него. Отсюда видно, направлено ли пространство в глубь комнаты или находится поперек основной оси зрения.

При этом пропорции жилого пространства можно скорригировать путем зрительных иллюзий.

Мы уже привыкли искать информацию во всемирной паутине. Однако согласитесь, печатные издания все же читать приятней. Непередаваемое тактильное ощущение, звук перелистываемых страниц, запах свежей полиграфии – ни одна книга в электронном варианте с этим не сравнится. А кроме того печатное издание можно читать везде и всюду.

Но чтобы информация в книгах была исчерпывающей, они (книги) должны быть качественными по содержанию. Иначе их покупка – это деньги на ветер.

Поэтому мы рассмотрим в этой статье лучшие книги по дизайну интерьера. И начнем с азов.

Должны быть такие книги по дизайну интерьера для начинающих. И они есть. Профессия дизайнера описана, как она есть, без приукрашивания.

Все нюансы от поиска заказчиков до представления выполненного проекта описаны в книге. Плюсом являются случаи из практики автора и ее коллег. Описываются мифы специальности дизайнера.

Но, как ни странно, желание стать им не пропадает. Эта книга вместе с нашей статьей о том, как стать дизайнером интерьера ответит на все ваши вопросы.

2. Маркетинг для дизайнеров интерьера: 57 способов привлечь клиентов – Н. Митина

Быть может, не сразу удастся реализовать все изложенные в ней рекомендации, но она того стоит.

Для тех, кто желает не только получить профессию дизайнера, но и оперативно наработать клиентуру. Практические советы, подробное их описание позволит претворить задуманное в реальность.

3. Настольная книга дизайнера интерьеров – Дженни Гиббс

Настоящий печатный гид для дизайнеров. Как найти клиента, составить для него проект, представить его – это часто интересует начинающих дизайнеров. Книга ответит на все эти вопросы.

Данную книгу назовем введением в профессию, поскольку в ней нет конкретных дизайнерских проектов. Этот материал заставит фантазию работать.

В книге предлагается чертить эскизы на кульманах. Но все идеи можно перенести в одну из программ по дизайну интерьеров .

4. Дизайн помещений. Стили интерьера на примерах – В. Макарова

На практике редко встречаются стилистически чистые интерьеры, а вот эклектика – более распространена. Разобраться со стилями, характерными для них чертами, правилами оформления различных поверхностей, подбора текстиля и прочих предметов…

Такие книги по дизайну интерьеров будут полезны для всех – новичков, асов, преподавателей. Это из списка must-have литературы для дизайнера.

5. Дизайн малогабаритной квартиры. Правила увеличения пространства – В. Ахремко

Любой дизайнер скажет, что работать проще с просторными домами, несмотря на их солидную площадь. Однако часто приходится иметь дело с малогабаритными квартирами.

Как не спасовать перед трудностями, разграничить пространство, сделать помещение удобным для всех проживающих в нем. Именно этим делится Варвара Ахремко на страницах издания.

Освоив эту книгу про дизайн интерьера, даже начинающий специалист сможет снискать себе популярность и значительно продвинуться в своей профессии.

6. Стили интерьера в дизайне типовых квартир – В. Ахремко

Эта книга также адаптирована под наши реалии. В ней рассматриваются основы дизайна типовых квартир, цветовые решения, правила зонирования. Есть готовые проекты для вдохновения, описано 9 интерьерных направлений.

7. Рецепты счастливого интерьера – А. Муравина

Книга примечательна тем, что написана практикующим дизайнером с 17-летним стажем, человеком, который входит в TOP-10 самых модных декораторов России.

Советы Анны Муравиной, ее размышления, примеры, идеи будут интересны для опытных и начинающих дизайнеров интерьера. Особенность издания – формат А4 (согласитесь, непривычен для книги).

Но главная изюминка в том, что книга будет полезна тем, кто разрабатывает дизайн общественных помещений. Вот скажите, много ли таких изданий?

8. Цвет. Энциклопедия – А. Стармер

Любая планировка, ремонт, предметы декора потеряются и перестанут иметь смысл, если в помещении будет неверно подобрана цветовая гамма. Но еще большее значение имеет комбинирование цветов и оттенков.

Свыше 200 цветовых схем, палитра оттенков, картинок больше, чем текста – вот изюминка книги. Думаете, она не нужна вам, как дизайнеру? Ошибаетесь. Она незаменима в строительных гипермаркетах при подборе материалов и при общении с клиентом.

Наглядно будут представлены плюсы и минусы различных цветовых композиций.

9. Цвет в интерьере типовых квартир – В. Ахремко

В ней найдут для себя полезное даже профессионалы с опытом работы. Рассматриваются сочетания оттенков на примере отдельно взятых интерьеров. Такая визуализация поможет найти дизайнерам общий язык с клиентами, не обладающими пространственным мышлением.

10. Строительство и проектирование – П. Нойферт, Л. Нефф

Эта книга больше будет полезна не столько для начинающих дизайнеров интерьера, сколько для уже практикующих. Ее можно скачать в электронном варианте на многочисленных торрент-ресурсах. В формате pdf или fb2. Но ее нужно иметь именно в печатном варианте.

Хотя бы ради словаря, который поможет перевести загадочные понятия для клиента на более понятный язык. А таких слов и выражений в книге свыше 300! А еще основы и советы по проектированию различных интерьеров: кухни, санузла, коридоров, жилых комнат, мансарды и таких специфических помещений, как кладовки, чуланы, винные погреба.

11. Серия книг по дизайну Йожефа Косо

Какая из книг Йожефа Косо лучшая, сказать трудно. Каждый выбирает то, что в данный момент его интересует. Его книги для самостоятельного изучения дизайна интерьера включают и оформление загородного дома, городской квартиры, и выбор стиля, материала, расположения лестницы, и правила подбора источников освещения, и многое другое.

Издания узконаправленные. Но тем они и интересны – внимание сосредотачивается на определенной теме.

12. Жилая среда для инвалидов – Х. Ю. Калмет

Необычная, но из-за этого весьма ценная книга. Настоящий, профессиональный дизайнер должен во время работы подумать обо всех мелочах. Об острых углах в детской комнате, розетках в ванных, эргономичности на кухне и т.д. Но насколько сложно создать интерьер для людей с ограниченными способностями.

В книге описаны не только сложности, которые ежедневно преодолевают инвалиды на улице и в общественных зданиях. Большой упор делается на адаптацию квартиры, дома к проживанию в них таких людей.

В написании издания участвовали сами инвалиды, поэтому размещенные в нем рекомендации основываются на практическом опыте.

13. Дизайн интерьеров. 6000 лет истории – Джон Пайл

Дизайнер обязан знать историю интерьера. Любой стиль, даже современный, имеет отпечатки чего-то, уже когда-либо существовавшего. Вникнуть во всю многогранность интерьерного дизайна и призвано это уникальное издание.

Книга представляет собой экскурс по всем 6 тысячелетиям истории, начиная с пещерных жилищ и заканчивая современными интерьерами.

Текст сопровождается иллюстрациями, половина из которых цветные. Написание этой книги – это колоссальная работа. Несмотря на большой объем информации, она воспринимается легко, текст написан понятным слогом. Прочитайте, не пожалеете.

14. Дизайн интерьера – Ф. Чин, К. Бинжелли

Книга по дизайну интерьера обо всем. На более чем 300 страницах дана исчерпывающая информация о видах и использовании различных отделочных материалов, дизайне и декорировании интерьера, принципах освещения, выборе и размещении мебели и многое другое.

Это настоящий справочник по дизайну, дополненный еще и дизайнерским словарем. Поэтому книга интересна вдвойне.

Книга отпечатана на офсетной бумаге. И если сейчас она весит свыше 0,7 кг, то насколько она была бы тяжела, будучи изданной на бумаге более высокого качества. Пусть вас не смущает цвет страниц – он серый. Несмотря на такую внешнюю непрезентабельность, издание заслуживает почетного места в библиотеке профессионального дизайнера.

15. Ткани в дизайне интерьеров. Энциклопедия – Эдриенн Чинн

Декорирование интерьера невозможно представить без текстиля. Будь то пледы, ковры или занавески на окнах. Даже хай-тек интерьер не обходится без текстиля. А вот как подобрать ткани, чтобы они соответствовали выбранному стилю и одновременно делали помещение уютным?

Секреты использования ткани в интерьере и раскрывает автор этой книги. Изложены и принципы колористики, и сочетания фактур материала с прочими поверхностями в комнате. Конечно, далеко не все ткани можно сразу купить в магазинах.

Но данная энциклопедия может стать отправной точкой для дизайнеров интерьера. А как трактовать полученную информацию – личное дело каждого.

16. Мебельные стили – Г. Гацура

Одно из лучших изданий, рассказывающих о стилях мебели от 17 до 20 века.

Вы научитесь отличать шедевр от подделки, запросто сможете «вписывать» тот или иной предмет мебели в различные интерьеры. Описания сопровождаются картинками и схемами.

Дан не только обзор стилей мебели, но и составлены таблицы для сравнения характеристик того или иного направления в мебельном искусстве. Информация дополнена именами знаменитых «мебельных» фамилий, краснодеревщиков, названиями мебельных компаний.

17. Уличный скетчинг. Как использовать наброски от руки в профессиональном дизайне – Ричардс Дж.

Мы умеем пользоваться программами для дизайна интерьера или онлайн ресурсами, глобальным поиском в интернете. Но они не всегда доступны. Случается дизайнеру встретиться с клиентом просто так, посреди улицы, в кафе, на остановке. Нужно заинтересовать потенциального заказчика. И не столько вербально, сколько визуально.

Такой вот быстрый набросок идеи на листе бумаги и называется скетчингом. Уже потом он становится дизайн-проектом интерьера. Обучиться искусству уличного скетчинга можно благодаря этой книге. Тогда вы всегда будете во всеоружии.

Ведь никто не знает, в каком месте и в какое время можно столкнуться с выгодным заказом.

18. Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен

Книга будет полезна и домашним, и профессиональным дизайнерам. Известный в Европе дизайнер Келли Хоппен заставляет по-новому взглянуть на искусство преображение интерьера.

И наглядно демонстрирует, как при помощи фактур, освещения, света и предметов декора можно кардинально изменить обстановку в комнате.

19. Экологичный дом. Стили, вдохновленные природой – Дж. Уилсон

Жизнь в гармонии с природой, вторичное использование материалов, сохранность ресурсов – это уже стало модным. Информации по этой теме в интернете немало, но она вся разрознена.

В книге собраны материалы из множества источников, консультации экологов, ученых и обладателей экологичного жилья – использование энергоресурсов, выбор натуральных материалов и их использование, расположение дома и пр.

Такая книга также должна быть в библиотеке профессионального дизайнера, чтобы быть готовым поддержать разговор с заказчиком подобного проекта.

20. Элементы дизайна – Н. Райли

В увлекательной, легкой форме книга рассказывает о предметах для декорирования интерьеров, как шедеврах искусства, развивающихся на протяжении 5 веков.

Каждому стилю соответствует отдельная глава. И все они расположены по хронологии от Ренессанса до Космической Эры. Примечательно, что характерные черты того или иного стиля можно узнать сразу же – в предисловии. Есть и глоссарий для облегчения поиска.

Книга красочная и достойна того, чтобы ее купить. Интересно, что издана она практически сразу после издания «Элементы стиля. Энциклопедия архитектурных деталей», в котором рассказывается об экстерьере зданий.

Это далеко не полный список литературы, заслуживающей ваше внимание. Поэтому в завершении презентуем список еще из 20 интересных и полезных книг.

Может быть, у вас составлен свой собственный перечень? Уже есть любимые книги, авторы фавориты? Расскажите о них в комментариях.

Совсем не обязательно оплачивать дорогостоящие курсы по графическому дизайну или тратить драгоценные годы на обучение в учебных заведениях. К счастью, благодаря интернету мы имеем возможность сэкономить свое время и деньги и научиться всему самостоятельно, нужно только желание.

В этой статье мы собрали для вас полезные советы и источники, которые помогут вам продвинуться в овладении искусством графического дизайна. Многие материалы, упомянутые ниже, англоязычные, но мы не видим в этом никакой проблемы, ведь настоящий повод для волнения – это незнание английского в современном мире.

1. Не торопитесь

Не стоит совершать самую распространенную ошибку всех начинающих специалистов – торопиться. Вам придется потратить время на доскональное изучение Photoshop и Illustrator, обучиться техникам рисования и выучить основы в целом.

Для начала научитесь рисовать, если вы еще не владеете этим навыком

1. Для этого совершенно не обязательно сидеть в одной аудитории с такими же новичками и пытаться нарисовать очередной куб или вазу. Вообще-то, вам и не нужно быть супер-художником. Вполне достаточно знать основы рисования и уметь сделать набросок.
2. В этом вам поможет всем известная и невероятно полезная книга “You Can Draw In 30 Days”. Просто занимайтесь по ней хотя бы по тридцать минут в день на протяжении месяца, и вы сможете овладеть более чем посредственными навыками рисования.

Обучитесь основам графического дизайна

2. С этим поможет справиться книга “Picture This”, основанная на сказке про Красную Шапочку, она учит основам и графического дизайна, и рисунка.
3. Изучайте шрифты, цвета. Если есть возможность и желание пройти курсы – хорошо, в противном же случае в ваших руках есть целый интернет, который кишит бесплатными уроками и видеоматериалами по теме.
4. Занимайтесь по этим урокам ежедневно, они помогут вам в вашем обучении.

Также вы должны знать хотя бы основы UX

Без знания UX вы не сможете быть полноценным графическим дизайнером, ведь ваш продукт должен в первую очередь быть удобным для пользователя. Для этого вам стоит прочесть хотя бы вот эти две книги:

1. “Дизайн привычных вещей”
2. “Не заставляйте меня думать”

Вы должны уметь писать

1. Хороший дизайнер должен преуспевать в коммуникации и продумывать каждый момент в своем дизайне, в том числе и текст. Пишите так, чтобы ваш текст не был сухим и непривлекательным. Здесь вам опять же понадобится знание пользовательского опыта.
2. Стоит прочесть книгу “Made To Stick”, она поможет вам научиться писать цепляющие тексты.
3. Также внесите в закладки себе сайт Voice and Tone. Здесь есть масса примеров отличных текстов, они вам понадобятся для дальнейшей работы.

2. Досконально изучите Photoshop и Illustrator

Теперь, когда теория и основы уже изучены, пора приступать к практике. Стоит начинать именно с Illustrator, а затем переходить к Photoshop.

Illustrator используется в создании иконок и есть масса уроков и книг, с помощью которых вы сможете научиться работать в этой программе, и вот парочка для вас:

1. “Adobe Illustrator Classroom in a Book” – очень нудная, но полезная книга. И если вы сможете осилить хотя бы половину этого учебника, то вы уже сможете вполне уверенно ориентироваться в программе.
2. На этом канале вы сможете найти четыре достаточно подробных видеоурока, которыми вполне можно заменить вышеупомянутую скучную книгу.
3. “Vector Basic Training” – книга, с помощью которой вы научитесь создавать изображения с помощью кривых. Кстати, по ссылке помимо книги предоставляются еще видео и упражнения.

Photoshop считается более сложным, чем Illustrator, но интернет полон уроками по этой программе:

1. Tuts+ – здесь вы найдете массу уроков (и по Illustrator, кстати, тоже), которые помогут вам обучиться инструментам и получить навыки рисования.
2. Этот канал содержит в себе достаточно большое количество уроков по Photoshop, и они вам точно пригодятся.
3. Photoshop Tutorials – достаточно полезный ресурс, на котором помимо уроков есть и различные плагины, кисти, градиенты и многое другое
4. Занимайтесь по этим материалам хотя бы по часу в день, и вы быстро добьетесь достаточно высокого уровня знания Photoshop.
3. Определитесь со своей специальностью

Как и любая сфера деятельности, графический дизайн разделен на несколько узких специальностей: мобильные приложения, логотипы, веб-дизайн. Решите, что вам нравится больше и направьте всю энергию на изучение желаемой специализации.

Дизайн логотипов:

1. “Логотип и фирменный стиль” – в этой книге вы прочтете о том, как сделать по-настоящему классный и красивый логотип.
2. Logo Design Love – сайт от автора вышеупомянутой книги. Также посвящен логотипам, поэтому стоит на нем позависать. Тут собраны вдохновляющие примеры и интересная информация о создании лого.
3. Если же вы не хотите останавливаться только на создании логотипа, то книга “Designing Brand Identity” поможет вам научиться строить всю структуру бренда полностью – начиная от сайта и заканчивая персональными визитками.

Дизайн мобильных приложений:

1. Здесь вы найдете замечательное руководство по созданию интерфейса мобильного приложения. С его помощью вы сможете хотя бы поверхностно понять, с чем придется иметь дело.
2. “Tapworthy” – это отличная и небольшая книга от Джоша Кларка, в которой он рассказывает о том, как создать привлекательное внешне, а главное удобное приложение.
3. Пройдитесь по приложениям в своем смартфоне и постарайтесь понять, какое из них сделано хорошо, какое не очень, а какое вообще из рук вон плохо. И обратите внимание на мелочи, которые не были, по вашему мнению, продуманы до конца, придумайте способ исправить существующие ошибки.

Веб-дизайн:

1. Здесь вам опять же пригодится упомянутая выше книга “Не заставляйте меня думать”, обязательно прочтите ее, тем более, что мы нашли для вас русский перевод.
2. На этом ресурсе вы найдете 20 бесплатных книг по веб-дизайну, и мы советуем вам прочитать хотя бы пару из них.
3. Как и в случае с дизайном мобильных приложений, соберите сайты, которые вам нравятся, и посмотрите, что и как сделано. Выпишите основные плюсы этих сайтов и старайтесь в дальнейшей работе соответствовать своим идеалам.
У желающих стать графическим дизайнером часто возникает вопрос, нужно ли знать HTML и CSS. Скажем так, знание основ разработки вам никоим образом не помешает и даже даст преимущество. Но все, конечно, зависит от конкретной работы или проекта.

Даже если вы не собираетесь становится веб-разработчиком, основы HTML и CSS стоит знать, тем более, что есть огромнейшее количество бесплатных уроков, найти которые вы можете в наших статьях:

1. Полезные ресурсы для программистов
2. 9 полезнейших сайтов для изучения программирования

А также на этих ресурсах:

1. Один из лучших бесплатных Tuts+
2. И один из лучших платных, но недорогих ($25/мес.) – Treehouse. Он подойдет новичкам, которые ищут доходчивые и простые объяснения.

4. Позаботьтесь о своем портфолио

Сегодня диплом совершенно не имеет значения, а вот портфолио значит многое. И при этом вам не нужно обязательно работать над настоящими проектами, чтобы у вас были свои работы. Просто делайте что-то свое, например, делайте зарисовки интерфейсов приложений, сайтов, рисуйте логотипы к тем местным фирмам, у которых их либо нет, либо то лого, что есть, никуда не годится. Кстати, в последнем случае иногда стоит обратиться со своей работой в ту самую фирму, и вполне возможно, что у вас купят ваш логотип, пусть даже и за небольшие деньги.

Также делайте различные классные штуки на сайте 99 designs, и выполняйте упражнения из книги “Creative Workshop”. Главное, боритесь со своим желанием впихнуть все свои работы в портфолио, выбирайте лишь самые лучшие. Пусть у вас портфолио будет небольшое, но стоящее. И не бойтесь “красть” работы, заимствуйте идеи, ведь вы начинающий специалист и вам нужно на чем-то учиться. Конечно, мы не говорим о том, чтобы вы выдавали чужие работы за свои. Просто берите идеи и видоизменяйте их.

5. Устройтесь на работу

Тут у каждого уже свой путь – либо идти работать в офис, либо быть фрилансером. Скажем сразу, что начинать с офисной работы гораздо проще, так как, скорее всего, вы будете не единственным специалистом в штате и вас смогут взять под крыло, чтобы доучить. Но попасть в офис сложнее, чем найти проект на фрилансе, тут уже будет иметь значение ваша способность понять и выполнить задание.

Мы говорили выше о знаниях основ разработки, и тут они вам пригодятся, как никогда, ведь в IT сфере графические дизайнеры очень востребованы и имеют наибольший заработок.

Как найти работу? Создайте свой сайт, центром внимания которого будет ваше портфолио. Зарегистрируйтесь на LinkedIn и попробуйте связаться с компанией, в которую вы хотите попасть, или работающими там людьми. Старайтесь налаживать связи, ведь они являются ключом к хорошему месту работы.

Главное, не прекращайте обучение, если вы уже получили работу. Все время совершенствуйте свои знания и навыки, и вы не успеете оглянуться, как станете настоящим профи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Дизайн интерьера - штука сложная, но увлекательная. Потому что это настоящее приключение с элементами драмы - разобраться во всех тонкостях организации жилого пространства. И чтобы за результат не было стыдно перед соседями.

сайт создал для вас краткий гид по популярным стилям интерьера. Теперь вы точно не спутаете прованс с модерном.

Арт-деко (Ар-деко)

В такой комнате не знаешь, куда себя деть, - все сверкает, блестит, переливается и кричит. Слева томно, укутавшись в парчу, грустит статуя Венеры, справа смеется индийский Ганеша, и даже таинственной африканской маске нашлось здесь место. Потому что арт-деко - это смешение всего и вся. Главное, чтобы дорого и богато. Соседи обзавидуются.

Хай-тек

Если вокруг все, даже дверные ручки, встроенное, поверхности все сплошь хромированные и вообще вы ощущаете себя на борту космического корабля, а из-за угла вот-вот покажется Спок со своим фирменным жестом, то это стиль хай-тек. Он может быть весьма милым, и придется его полюбить - что-то подсказывает нам, что за ним будущее.

Классический стиль

Классика - она и в Африке классика. Здесь все очень торжественно и роскошно. Обои с завитушками, колонны, мебель, на которую страшно садиться (а вдруг что), живопись на стенах - совсем как на королевском приеме. Вместо короля, конечно, вы. И вот что удобно: в таком интерьере никто не заметит, что король-то голый.

Модерн

Если у вас есть странное ощущение, что, с одной стороны, вы оказались внутри картины Сальвадора Дали, а с другой - на исповеди в католическом соборе, с вами все в порядке - вы не перебрали вина сегодня вечером. Просто это модерн - стиль, в котором господствуют S-образные линии и витражи. Уютненько так.

Поп-арт

Энди Уорхол, Монро и всякие консервые банки на стенах, стулья и столы из пластика, а от ярких цветов рябит в глазах, - нет, вы не на выставке современного искусства. Это ваш друг решил сделать ремонт в квартире в стиле поп-арт. Что ж, о вкусах не спорят.

Экостиль

С таким же успехом можно жить в лесу в палатке, но дизайнеры придумали экостиль. Бамбук, глина, дерево, вода - все как надо, экологично и полезно. И горячая вода с отоплением есть. Жаль, шашлык нельзя сделать.

Дизайн - понятие объемное, и это обстоятельство создает трудно­сти при попытке дать ему однозначное определение, поэтому под словом «дизайн» обычно подразумевают способ проектирования. Словом, дизайн - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Для пояс­нения этого определения рассматриваются следующие понятия: нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Таким образом, исходной идеей, лежащей в основе дизайна, явля­ется идея пользы, красоты и необходимости человеческих нужд, т.е., по­просту говоря, дизайн - это красота и польза. И еще можно сказать, что дизайн - это удовольствие.

Дизайн интерьера - искусство особого вида. По стилю, в котором решен интерьер, возможно определить не только вкус, род деятельно­сти, статус, имидж, увлечения жильцов, но и характер, менталитет, наци­ональность, а также количество проживающих в доме. Подобно тому, как лицо каждого человека отличается от других, пусть и похожих лиц, даже типовой интерьер имеет свое лицо. Создать свое лицо интерьера, его стиль, колорит, дух - это и есть главная задача дизайнера.

Интерьер, как и «архитектуру, мы воспринимаем открытыми глаза­ми, поворачивая голову и переходя с одного места на другое. Архитектура - не феномен, воспринимаемый сразу; она создается из ряда образов, последовательно накладывающихся один на другой во времени и про­странстве, подобно музыке... Глаза человека расположены на высоте в среднем 1,6 метра от земли. Таков инструмент, которым мы располагаем для восприятия архитектуры. Поле зрения человека весьма ограничен­ного размера; в еще большей степени оно ограничено сознанием, кото­рое, вслед за зрительным аппаратом, воспринимает, оценивает и измеряет лишь то, на что ему хватает времени». Так охарактеризовал воспри­ятие архитектуры дизайнер-экспериментатор и архитектор-новатор Ле Корбюзье.

Определение цели и задачи в проектировании. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены, так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финан­совых возможностей.

Людям надоедают вещи, которые ныне не в ходу, и они ищут раз­нообразия ради разнообразия. Необходимо определить свои творческие и финансовые возможности (дизайн и маркетинг-понятия взаимодополняющие друг дру­га), правильно поставить перед собой цель.

Шаг первый. Прояснение потребностей.

Шаг второй. Прояснение возможностей.

Шаг третий. Принятие решения о том, что нужно.

Шаг четвертый. Выбор цели.

Шаг пятый. Уточнение цели.

Шаг шестой. Установление временных границ.

Шаг седьмой. Контроль своих достижений.

Цель должна быть измеримой, поскольку любой кошелек имеет ограничения; цель должна быть достижимой (глупо использовать доро­гостоящие передовые космические технологии в домашнем интерье­ре), цель, ориентированная на результат, ограниченная сроками, ибо затянувшиеся ремонт, реконструкция или перепланировка превраща­ют квартиру в склад стройматериалов, и дизайн уже радости не доста­вит. После определения и правильно выбранной цели, хочется сра­зу приступить к воплощению задуманного. С чего начать? Разумеется, с планировки.

Планировка жилья. П ланировка интерьера (от франц. interieur- внутреннее про­странство здания или помещения в здании: вестибюль, комната, зал). Планировка квартиры - это распределение комнат по назначению. Планировка отдельных комнат - «зонирование» метража по функциям. Планировка - первый шаг в обустройстве квартиры в целом или отдельных комнат.

Вариантов много. Можно расставить мебель, как придется, и жить, как получится, и назвать этот тип планировки, как захочется. В архитектурном же проектировании существуют определенные типы планировок: сво­бодная, универсальная, неординарная, квартира-студия.

Между планировкой дома, отношениями в семье, душевным равно­весием стоит знак равенства. Об этом следует помнить, прежде чем при­ступать к планировке или реконструкции квартиры.

Инстинктивно человек жаждет уединения в пространстве, куда нет хода посторонним. В доме непременно должна быть хотя бы небольшая комната, в которой можно спокойно отдохнуть с книгой, вязанием или... просто с мечтой наедине с самим собой, при условии, что не будут слышны звуки цивилизации.

Есть, правда, психология мужчин, а есть психология женщин, и орга­низмы по-разному ведут себя при защите от внешних раздражителей.

Для женщин окружающий мир кажется сложным и полным опасно­стей, т.к. женское чутье более тонко воспринимает окружение в целом. Женский тип считается менее защищенным.

Мужчины же, наоборот, концентрируют внимание на отдельных фраг­ментах бытия, отбрасывая, на их взгляд, лишнее. Это тип людей, которые способны читать, писать, заниматься своим делом, не обращая внимания на звуки музыки, плач ребенка, гул толпы.

Определить свой тип, тип домочадцев важно на стадии планировки квартиры, независимо от того, кто проектирует квартиру - грамотный дизайнер или хозяин-дилетант. В конечном итоге в доме жить не проекти­ровщику, а владельцу.

Именно на этой стадии закладывается характер будущего инте­рьера - конфликтный или спокойный. Учитывать необходимо все факто­ры: количество взрослых, детей, возраст, привычки. Признаками хорошей планировки являются: наличие прихожей (коридора); кухни-столовой; кладовки; достаточной освещенности комнат, особенно детской; персональных комнат; раздельных или нескольких санузлов.

Важно при планировании продумать местонахождение «дорогих» предметов, вроде любимого кресла, выпадающего из общего стиля, не­современной, но чрезвычайно необходимой швейной машинки, не впи­сывающейся в интерьер. Мелочи могут оказаться очень важными и в дальнейшем способствовать уживаемости жильцов или же создавать нежелательные ситуации.

Виды планировок

Свободная планировка. Этот вид «раскроя» появляется л ибо в случае проектирования поме­щения «с нуля», на бумаге, либо при возможности капитальной пере­стройки, с возможностью «двигать» стены, углублять полы, изменять вы­соту потолка. Идеальный вариант для полета фантазии. Главный козырь свободной планировки состоит в том, она позволя­ет наиболее рационально использовать полезную площадь помещений - изменить (увеличить или уменьшить) пространство.

Универсальная планировка. Более смелое решение - универсальный интерьер с мобильными перегородками вместо стен, с «размытыми» границами, условно разде­ляющими прихожую с гостиной и спальней, гостиную с кухней. В этом случае, однако, необходимо иметь хорошую систему кондиционирования воздуха, современную вытяжку кухонных запахов и соответствующую трансформируемую мебель.

Неординарное решение. Квартира-студия-самый необычный вариант обустройства жилья. По большому счету, здесь можно делать все. Единственный недостаток этого варианта - в студии нельзя уединиться, поэтому студия, скорее всего, не пригодна для проживания семьи.

Квартира-студия, как и другие варианты компоновки квартир, имеет основной центр (иногда два и более), вокруг которого и организуется инте­рьер. Отправной точкой, вокруг которой все пространство «пляшет», может являться любой предмет, заслуживающий особого внимания. Это могут быть несущая или декоративная колонны, стол необычной формы, эле­мент живой природы (пень, например), огромный аквариум (не обязатель­но с рыбками), террариум или даже предметы сантехники. По сложности выполнения ремонт подразделяет­ся на текущий, косметический, капитальный.

Косметический ремонт. Очистка поверхностей потолков, стен. Шпатлевание, шлифование потолка, стен. Ремонт полов, замена сантехники, облицовка. Изменения в электропроводке. Шлифование паркета и покрытие лаком. Настилка из линолеума, окраска плинтусов. Окраска радиаторов и труб отопления. Окрашивание потолков. Оклейка стен обоями. Окраска окон, дверей, замена разбитых стекол.

Капитальный ремонт. Перепланировка, устройство арок, ниш, подвесных потолков, подиумов. Очистка поверхностей потолков, стен от старых покрытий. Подготовка поверхностей стен и потолков. Замена радиаторов отопления, сантехники, дверей, окон. Устройство новой подводки холодной и горячей воды. Устройство новой электропроводки, TV и ТЛФ-линий, охранной сигнализации. Устройство теплых полов. Облицовка санузла, кухни плиткой, панелями. Устройство новых покрытий полов (паркет, плитка и др.). Отделка лоджии, балкона. Доставка общестроительных материалов. Вывоз мусора, погрузочно-разгрузочные работы.

Креативный ремонт. Креативный ремонт-дизайн-проект, перепланировка и согласо­вание, решение вопросов с РЭУ, ДЭЗ, ТСЖ, соседями, участковым и т.п., вывоз мусора. К сожалению, чем серьезнее ремонт, тем больше согласующих ин­станций и бумаг он требует. Основной контакт предстоит со Службой за­казчика. Согласно Жилищному кодексу РФ не допускается переплани­ровка жилых помещений, ухудшающая эксплуатацию и проживание всех жильцов дома.

Элементы интерьера. Интерьер и мебель. Интерьер и мебель всегда шли «нога в ногу». Каждой эпохе присущ свой стиль. Это отражается в манерах поведения, музыке, литературе, архитектуре. Как не существует интерьера без мебели, так и не существу­ет мебели без интерьера. «Стильная» мебель являлась предметом роскоши аристократии и, в основном, производилась ограниченным тиражом. Лишь c XIX века сред­ний класс получил массовый тираж мебели. Понятно, что производство «ширпотреба» не являлось эксклюзивом, и с тех пор стиль в производ­стве мебели стал «народным». Но каким бы стилем ни обладала мебель, прежде всего, она несет в себе утилитарную форму: для хранения, сиде­ния, лежания. Конструктивно мебель различается как стационарная (не­разборная), корпусная (разборная), трансформируемая (складная).

Встроенная мебель. Не всегда квартира обладает «лишними» метрами. Эту проблему можно решить при помощи встроенной мебели - шкафов, шкафов-пере­городок, антресолей. Важный момент при проектировании встроенной мебели - это антропологические параметры, т.е. правильное определе­ние габаритов шкафов, учитывающее анатомические особенности чело­века. Встроенную мебель (шкаф-купе, например) разумно установить, даже если помещение позволяет без ущерба для метража вмещать кор­пусную мебель. Во-первых, это стильно, во-вторых, удобно, в-третьих, не надо ис­кать место, куда можно повесить зеркало, так необходимое в спальне. «Meuble» (франц.) - обстановка, означает движимое имущество. Отличительной особенностью этого вида мебели является ее двой­ное назначение. Шкаф-перегородка служит как для хранения вещей, так и для раз­деления комнаты на различные по функциям зоны.

Шкафы-купе получили широкое распространение благодаря раз­движным дверям. Раздвижные двери помогают существенно экономить полезное пространство помещения. Шкафы-купе используют как мебель для прихожей, спальни, детской, кухни, офиса, кабинета. Шкаф-купе может быть встроенным и отдельно стоящим. Отдельно стоящий шкаф-купе имеет все элементы корпусной мебе­ли (цоколь, пол, потолок, боковые стенки, заднюю стенку) и отличается от нее наличием дверей-купе. Встроенный шкаф-купе использует стены, пол, потолок помещения в качестве своих элементов. Варианты конструкций встроенных шкафов-купе

При разработке интерьера шкаф-купе можно сочетать с другими элементами корпусной мебели (открытыми секциями, столами, книжны­ми шкафами и др.). Внутреннее наполнение шкафов-купе проектируется по желанию заказчика из ламинированной ДСП, металлических сотовых полок или из их комбинации. При наличии в квартире свободного места (темных комнат и т.д.) для хранения вещей возможно организовать гардеробную комнату. Для организации системы хранения вещей возможны три разных решения: система хранения с каркасом из ДСП; система хранения с каркасом из металлических сотовых элемен­тов; система хранения со смешанным каркасом (ДСП + сотовое запол­нение). При организации гардеробной комнаты внутри большого помещения возможно отделять гардеробную комнату от основного помещения раздвижными дверями-купе.

Потолки. Когда-то в «давние времена», лет сто тому назад, архитекторы и за­казчики желали видеть исключительно высокие потолки, по возможнос­ти «недосягаемые». Цель преследовалась при этом различная: от ощущения ничтожности человека до простора мысли, «дабы не давил небосвод».

Диваны. Почти не один интерьер не обходится без дивана - этого уникаль­ного предмета мебели. Уникальность его состоит в многофункционально­сти. Диван, или софа, известны три столетия и являются родственниками обычной скамьи. Пышный расцвет дворцового интерьера XVII века дал мощный толчок к появлению мягких кресел и диванов. В качестве напол­нителя использовали шерсть. Первоначально популярностью пользова­лись обитые тканью или кожей скамьи с регулируемым наклоном изго­ловья, называемые кушеткой. Софа - восточный аналог кушетки, только на ней не принято было лежать, на софе лишь сидели, так же, как и на канапе - французской кушетке. Несмотря на ограниченное применение софы, этот вид дивана «комплектовался» мягкими подушками, набитыми конским волосом, впос­ледствии замененным пружинами.

По прошествии столетия появились трансформируемые конструк­ции, позволяющие более широко использовать различные виды дива­нов в меблировке, причем, в современном интерьере диваны играют важ­ную роль, диктуя или дополняя не только домашний стиль гостиной, спаль­ни или кухни, но и смягчают суровый стиль деловых офисов. Выбор со­временного семейства диванов обширный - от традиционных тяжелых стационарных до легких изящных, воплотивших в себе все достижения современной мебельной промышленности и дизайнерского изыска. Мяг­кость сидения, лежания решается при помощи пружинного блока, поро­лона, пенополиуретана, синтепоновой крошки. Обивка, как и вся конструкция, отличается достижениями в области технологий, но уже в области текстиля и химии, а такое покрытие, как тефлон, игнорирует не просто жидкости, но даже горячие напит­ки: враги всей мебели - кофе, чай. Жидкость просто не успевает остав­лять следов, она стекает. На сегодняшний день этот вид обивки самый дорогостоящий, а при аккуратном обращении с мебелью и напитками не самый необходимый. Важен вкус не только напитков, но стиля в целом, чему и может помочь выбор подходящего дивана.

Гобелены. Особую роль в декорировании интерьера играют гобелены. Слово гобелен (франц. gobelin) означает декоративную ткань высокой художе­ственной ценности, выработанную ручным способом, названной так по фамилии красильщиков Гобеленов (Gobelins), изделия известны с 1662 года, с момента основания одноименной мануфактуры.

Современный гобелен - натуральная хлопковая ткань жаккардо­вого переплетения с вытканными узорами, изготовленная промышлен­ным способом. Декоративные гобелены - это изделия определенного разме­ра с законченной композицией. В убранстве современного интерье­ра под гобеленом понимается текстильное изделие различного на­значения, может использоваться как самостоятельное изделие (декоративные панно, настенная картина, скатерть, подушки), так и как часть другого предмета (ширмы, драпировки) с дополнительной отделкой(портьеры).

В зависимости от замысла, функциональной нагрузки гобелены могут быть дополнены декоративной окантовкой, петлями, люверсами, отделываются бахромой.

Занавеси. В современном русском языке к понятию занавесей относится це­лая серия оконного текстиля, пластика, алюминия. Это прежде всего гар­дины (Gardine - нем.), т.к. они в переводе и означают «оконная занавес­ка», так же как и с Французского - гардина, гардинка: завес, завеса, занавеска, занавесь. Сюда же относятся портьеры, жалюзи, короткие занавески, шторы, тюль, которые служат не только для украшения окон, но и выполняют защитную функцию.

Гардины. Этот вид занавесей выполняет скорее декоративную функцию, но имеется ряд специальных гардин, способных выполнить роль солнцеза­щитных неплотных штор - гардины с подкладкой. Совмещенные гарди­ны защищают от солнца и света одновременно и хозяина квартиры, и собственно ткань, из которой сделаны, от выгорания. Любые гардины, как и многие другие предметы интерьера, спо­собны визуально изменить пространство квартиры. Играет роль фор­ма окна (широкое или узкое, вытянутое горизонтально или вертикаль-

Портьеры. Следующим видом оформления окон являются портьеры - тек­стильные занавеси, сочетающие декоративную и практическую функции. В классических интерьерах традиционно использовались портьеры из плотных тканей таких, как бархат, плотный шелк с подкладкой, либо подчеркивающих цветовую гамму основного полотна, либо контрастиру­ющих с нею. Основная, лицевая сторона, может быть однотонной, узорча­той, аппликативной. Для придания законченности широко применяют дополнительный декоративный элемент- бахрому или кисти. Среди всех видов украшения окон портьеры, пожалуй, уникальны в своей терпимости к экспериментам. Часто в современных портьерах сочетаются различные по фактуре и близкие по цвету полотна, кроме того, акцент может быть перенесен с ткани на деревянный или кованый карниз. В дизайне портьеры применя­ют наложения одной прозрачной ткани на другую, неравномерную сбор­ку, провисы.

Римские шторы. Многообразие различных вариантов занавесей породило нацио­нальный дизайн текстиля для украшения окон такой, как римские шторы или французские. Традиционные римские шторы отличаются от аналогов своей уни­версальной уникальностью в специфическом размещении внутри окон­ной рамы или под потолком. В отличие от портьер позволяют лишь скром­но себя подбирать в аккуратные складки. Эффектно смотрятся там, где использование портьер нежелательно или невозможно, например, в за­стекленной лоджии.

Французские шторы. Французская штора имеет спектр более традиционного примене­ния, являясь неотъемлемым элементом классического стиля. Однако не существует канонов на вид текстиля штор этого типа, это могут быть лег­кие, прозрачные тюли, но возможно и применение плотного полотна. Обыкновенно штора французского типа служит лишь украшением окна, являясь одновременно элементом, обращающим на себя внимание. Ин­тересно, что французские шторы способны создать атмосферу респекта­бельности и солидности в деловом кабинете или же романтическое на­строение в комнате отдыха. Всё зависит от расцветки, задачи, вкуса и карниза, который используется при всех видах украшения окон.

Карнизы. Особое внимание при драпировании окон уделяется карнизам, по­скольку они играют важную роль; Ассортимент карнизов широкий и раз­личается по материалу, весу, декору, но весь ассортимент можно разде­лить на два типа - скрытый и открытый. Современные достижения в области электроники позволили выпуск карнизов, оснащенных электро­механизмами с дистанционным управлением, позволяющим создавать нужный имидж высоко расположенного или наклонного окна. Классические карнизы выполняются из дерева круглого или оваль­ного сечения, или из багета, оканчивающегося наконечником.

Стили интерьера. Подобно тому, как у человека имеется два мозговых полушария - левое и правое, у планеты Земля два своих - восточное и западное, так и направлений в стилях интерьера, по большому счету, два - восточное и западное, которые, в свою очередь подразделяются на более конкретные. Восточные: Древний Египет, Византия, Мусульманский, Китайский, Японский. Западные: Античность, Романская архитектура. Готика (XII-XV вв.), Ренессанс (Возрождение), Барокко, Классицизм, Романтизм, Art-Nouveau (Модерн), Неомодерн, Art-Deco, Модернизм, Минимализм, Техно-Арт.

Что такое стиль? Подобно тому, как в реальной жизни у каждого народа существуют два языка - гибкий разговорный и правильный литературный, так и в архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые в действительности тесно переплетаются между собой. С уверенностью можно сказать, что «идеального» стиля не существует и быть не может, т.к. стиль, как и все в реальной жизни, постоянно преобразуется.

«Стиль или стилизация» - это обобщенный образ средств художе­ственной выразительности, обусловленных единством творческих при­емов. Можно говорить о стиле целых эпох, например, эпохе ренессанса. Можно говорить о персональном стиле, например, стиле дизайна конк­ретного интерьера, объединенного единством художественно-образных принципов, и все эти рассуждения будут о стиле. Таким образом, наряду с общепринятыми историческими стилями параллельно существуют индивидуальные стили, да и вообще, четких гра­ниц между стилями, как и эпохами их породившими, не существует, по­этому, когда говорят, что есть всего два стиля - «Классика» и «Модерн» - это либо недалекие познания, либо рекламный трюк.

Стиль - это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других на­правлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Однако чрезмерное заимствование порождает в лучшем случае эклектику-смешение стилей.

Дизайн интерьера

Стилеобразующие. Новое направление в архитектуре возникает в тот момент, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился Понятно, что этот момент не сиюминутный, а жизнь и архитектура на месте не стоят В это переходное время наступает «звездный час» эклектики - заимство­вания отдельных элементов предшествующих стилей. Не всегда из этого архитектурного винегрета получается безвкусица, чаще все же рождает­ся разностилевое, но «вкусное» произведение.

Возможно, и в смешанном стиле решить персональный интерьер, но эклектика (смешение стилей) сильно отличается от стиля китч (безвкуси­цы, анти искусства), а граница между ними проходит по одной вкусовой меже. Так, что лучше все же перед тем, как решиться на создание нового или перепланировки старого интерьера, знать и разбираться в азах ар­хитектурных направлений, или стилях.

Древний Египет. Стиль, просуществовавший 4000 лет, в основу своего стержня поло­жил поклонение вечности. За время своего существования почти не пре­терпел изменений. Широко использовался растительный тип стилизации. В культовых сооружениях архитектора применяли 3 типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изоб­ражением головы богини (автор - женщины с головой собаки). Со временем стиль стал более демократичным, на смену погребаль­ным сценам пришло изображение сентиментальных жизненных сцен. Со времени открытия Египта европейцами культура древней циви­лизации так сильно возбудила воображение, что, переработав ее основ­ные принципы, явился имперский стиль, именуемый Ампиром.

Стили интерьера

Античность. Под Античностью принято понимать искусство Древнего Рима и Гре­ции. Этот стиль - эталон гармонии и красоты. Развивалось искусство это­го стиля параллельно с искусством и канонами Древнего Египта, но, не­смотря на связь народов Греции и Египта, развивалось самостоятельно.

Впоследствии от Античности отталкивались как от канона такие же гармоничные более поздние направления, как Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм. В отличие от египтян греки и римляне жизнеутверждающе смотре­ли на жизнь. Вся архитектура и внутреннее обустройство жилищ являли собой реалистичные каноны и пропорции. В этом сыграла свою роль такая точная наука, как геометрия, благодаря которой и появились «иде­альные» формы и пропорции в архитектуре и искусстве. В совокупности точных наук и искусства родилась система художе­ственного оформления в архитектуре: стоечно-балочные конструкции - ордера и колонны, используемые и по сей день. Причем роль опор вы­полняли не только цилиндрические колонны, «заимствованные» у приро­ды (стволы деревьев), но и, как гимн человеку, колонны в виде фигур богов - кариатиды.

Барокко. Микеланджело считают одновременно и последним маете рождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал стилеобразующий элемент - пластику стены. Венец его творения - собор Святого Петра в Риме - причисляют уже к стилю Барокко.

Рококо. Модное направление в отделке дворянских особняков се конца 19 века Роскошь гостиных, изобилующих дорогое коллекциями произведений искусств Вторая половина 19 веке на Российским вариантом формирования рококо, а именно о услуг архитекторов в оформлении интерьера. Сам владелец с помещение в своем вкусе Перегруженность декором, количество метров и, как следствие, замкнутость пространства - типичные кризиса стиля этого времени.

Классицизм. Название говорит само за себя. В основе стиля собран от типы предыдущих стилей. Попытка создания идеального стиля,

Византия. Данному типу присущи мощные стены, прорезанные маленькими окна­ми и арками. Внутреннее пространство обильно украшено яркими коврами

Готика (XII-XV вв.). Готический стиль характеризуется удлиненными пропорциями, про­сторными, чрезмерно вытянутыми вверх помещениями, где человек чув­ствовал бы себя ничтожно малым созданием.

Франция в XII веке. В противовес никчемности плоти, пышным цветом расцвело «каменное кружево» тонкостенных построек. Готика - время рождения цветных витражей в виде стрельчатых а рок Данная конструктивная сис­тема позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря боль­шим окнам, отличной освещенности.

Возрождение (Ренессанс). Величайшим мастером этой эпохи был Микеланджело Буонаротти, являвшийся в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. В частности, он сдваивает колонны и пилястры, меняет их ритм

Византийский стиль на века, а навсегда. Идея время от времени перерождалась и снова ста­новилась актуальной. До сих пор считается универсальным принцип: «не знаешь как, сделай «Классицизм». Использование в оформлении поме­щений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка так на­зываемой «ордерной» организации декора.

Романтизм. Природные формы декора. Дикий камень, ковка, элементы готики. Ужин при свечах. Считается характерным для поэтических натур.

Неомодерн. Использование пластических форм Art-Nouveau для архитектурно­го оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Art-Deco. Париж неоднократно задавал стиль и моду. В период между первой и второй мировыми войнами. Легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин породил стиль декоративного искусст­ва, называющегося «Art-Deco».

Модернизм. Порождение Кубизма и немецкой школы дизайна «Баухауза». По­иск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитар­ную суть вещей.

Минимализм. Пренебрежение декором ради поиска идеальных пропорций и цве­товых соотношений в основных формах.

Техно-Арт. Выделение несущих конструкций и коммуникаций. Опять Париж. Конец XX века. Центр Ж. Помпиду.

АР-НУВО (art nouveau). Стиль, развившийся в архитектуре, искусстве и дизайне Европы в конце XIX века в противовес Неоготике. Для него характерны извилис­тые, плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Для убранства в стиле Ар-Нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В России этот стиль вошел в исто­рию под названием Модерн. Символом данного стиля являются элементы растительности, особо по­читались цветы ирисы и орхидеи. Характерен «изысканной поэзией линий».

Эклектика (eclectic). Использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится сти­лем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архи­тектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился. Можно сказать, что нынешнее время, конец XX- начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально.

Ар-деко (art deco). Ар-деко, 20-30 гг., - продолжение направления Ар-нуво. Вместе с тем влияние на него оказали Кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетострое­ния. Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими верти­кальными линиями и «отступающими» формами. От всех мебельных сти­лей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

Индустриальный стиль (industrial). Тесно примыкает к Минимализму. Индустриальный стиль - с от­крытыми стерильными пространствами, словно из фантастического филь­ма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование. Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется на­личием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чу­гунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», дикова­тым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль - это своеобразная игра в промышленность.

Хай-тек. Возник в Британии в 70-е годы XX века (англ. Higttech - высокие технологии). Стиль и теория проектирования, основанные на применении после­дних достижений техники. Отличительной особенностью является нали­чие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты - все, что свидетельствует о размышле­нии и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты вос­требованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «Хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии. Так, например, популярная в 60-х годах прошлого века пластмасса вновь востребована в мебельной промышленности, декоре; появились гибридные материалы, сочетающие в себе пластик и хлопковолокно - своеобразный «хайтековский» холст.

Натяжные акриловые потолки - также элемент «Higttech».

Неоклассицизм (Neoclassic). Неоклассицизм XX века восходит к неоклассицизму XVII-XVIII веков с его обращением к античному греческому и римскому стилям. Со­временное использование классических мотивов включает как строгие античные, так и более пышные и прихотливые формы, присущие Ампиру и Рококо. Для неоклассического декора характерны изображения листьев акантуса, раковин, архитектурные фрагменты.

Пост-модернизм (post modern). Развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противо­вес модернистскому радикализму Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например. Классицизм и Барокко, часто при­меняя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

Китч (kitch). Объединенное название некоторых течений Постмодернизма, та­ких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сен­тиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возник­шая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов отно­сится к среде своего обитания не слишком серьезно.

Традиционный (Traditional). К традиционным принято относить респектабельные интерьеры, воплощающие буржуазный порядок жизни. Это добротная, основательная мебель в стиле прошлых эпох, интерьер, состоящий из предметов, всегда имеющих историческую принадлежность.

Экзотический (Exotic). Интерьеры, обставленные и декорированные стилизовать подлинными предметами этнических культур в их наиболее обычных проявлениях с отголосками далекой и неведомой жизни. Понятно, что для каждой страны, культуры термин «экзотика» явля­ется самостоятельным. Как говорится, «что русскому хорошо, то немцу смерть».

Антикварный стиль (Блошиный). Понятие Антикварного стиля очень размытое во временных грани­цах. То, что сегодня современно и не имеет исторической ценности, через 40 лет относится к понятию «антиквариат». Совсем недавно в моде были слоники, и их местонахождение на телевизорах и радиолах овальной формы было обязательным атрибутом советских семей. Ныне эти фар­форовые обереги являются раритетами, и вполне вписываются в поня­тие Антикварного стиля.

Современный стиль. Всякое новшество в промышленности, технологии рождает свой стиль и моду. Мода влияет на материал, материал влияет на моду. Так, в первобытно-общинном строе «в моде» был природный камень. Одновре­менно в ход строительства шло дерево. Производная от дерева - папи­рус. Он применялся не только для общения на расстоянии, но и для деко­ра. Позднее, с открытием металла, в обиходе «стал популярен» вначале такой материал, как медь, затем бронза. Изобрела цивилизация стекло, и активно используются его пластические и физические свойства в офор­млении жилища.

Прошло несколько столетий, появилось поточное производство, промышленная химия, и, как результат «торжества человека над приро­дой», пользуются спросом синтетические материалы в строительстве, от­делке. Век пластмасс до сих пор прекрасно уживается в интерьере, при­чем как в общественном, так и в персональном.

Китай

«...Твой халат китайского покроя украшает золотой дракон...», - на­писал специалист по восточным эпосам и бард Ф. Небесный, точно рас­познав суть китайской философии. Обустройство жилища китайцев сильно отличается по стилю от дру­гих народов Востока. В этом сыграли свою роль размеренный уклад жиз­ни и философское отношение ко всему происходящему. «Вы живете во времени и пространстве, а мы только в простран­стве», - гласит китайская мудрость.

Китайское жилище. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая ме­бель, а та, что есть, не отличается разнообразием. В качестве материала для изготовления как мебели, так и различных других предметов, широ­ко используется прочный, но эластичный бамбук. Мебель декорировалась сложной техникой многослойной лакиров­ки. Для украшения применяли резьбу по черному лаку. Всем известен и всегда высоко ценился китайский фарфор с изоб­ражениями, показывающими бытовые сцены, природу, сказочных дра­конов, реальных животных. В отличие от аскетичной простоты Японии китайцы более полно ис­пользуют внутреннее пространство помещений, образуя ниши, арки для расположения декоративных предметов и игрушек. В противоположность парадной мебели шкафы являлись простыми предметами обихода. Богатую обстановку жил ища завершают изыскан­но декорированные лаковые столики стойкой резьбой, на которые ста­вили украшения и вазы.

Типично китайским национальным видом мебели являются лакиро­ванные табуреты оригинальной конструкции, вставляемые друг в друга или устанавливаемые друг на друга и используемые отдельно как столи­ки для цветов, сервировки, чайные столики. Лаковую технику применяли при изготовлении зонтиков и различных ширм с богатым рисунком, кра­сота которых усиливалась благодаря красочно расшитым шелковым тка­ням. Бумажные обои для оклейки стен впервые появились в Китае и были завезены в Европу в период Рококо. В мебели широко применяется известная и европейцам техника интарсии - врезное украшение из тончайшей фанеры различных оттен­ков на поверхности столов, шкафов. Но, в отличие от европейской, кото­рая имеет с основной плоскостью один уровень, китайская выступает над поверхностью.

Мебель в домах знатных китайцев отличалась от мебели простолю­динов. Основными предметами интерьера среди мебели являлись ле­жак, стулья и столы. Все предметы изготавливались с использованием бамбука и имели, в основном, прямоугольные формы. Еще одним отличительным признаком, по сей день живущим, пожа­луй, лишь в Китае, является полное отсутствие занавесей на окнах, а в домах нет люстр, хотя электричество, конечно, освещает дома, но с помо­щью обычных ламп освещения.

Главная идея обустройства китайского жилища состоит в перепле­тении реального с мифологией, где основным действующим лицом пред­ставляется дракон - самый могущественный из всех животных. «Главным» цветом в китайской жизни «назначен» красный - цвет огненного дракона, цвет энергии.

Япония

Японский тип оформления своего жилья, хотя и подчиняется опре­деленным законам, но все же отражает индивидуальный дух собственно­го мира. Причем, и первая и вторая особенности живы до сих пор. Характерной особенностью японского вкуса является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит. Если в китайском стиле широко в качестве перегородок использу­ются ширмы, то в Японии, наряду с ширмами применяются циновки. При­чем, не только для «зонирования» помещений, но в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых островитяне прово­дят длительный период всей жизни - беседуют, едят, занимаются до­машними делами, спят.

Главная задача хозяина дома - это полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов, полок ис­пользуются ниши в стенах (аналог встроенных шкафов), где располага­ются не только гардероб, но и постельные принадлежности и интерьерные украшения, такие, как вазы. Шкафчики и ларчики все же в жилище в ограниченном количестве присутствует, но, как и любая вещь японца, являются произведением искусства. В мебельных изделиях, шкатулках широко используется традиционная лаковая миниатюра, с чередующимся ассиметричным и по­вторяющимся орнаментом, преимущественно растительного мира.

Мусульманский стиль

Этот стиль - своего рода конгломерат, бу­кет, созданный на основе предшествующих стилей: египетского, византийского, римского. Отличитель­ная особенность данного направления - замыс­ловатые орнаменты. Религия ислама запрещала изображение одухотворенной природы, отсюда и «зашифрованное» изображение жизни.

Такой декор родился из знаменитого арабского шрифта сего беско­нечными завитками. За счет этого стены приобретали вид роскошных персидских ковров, которые также часто использовались для украшения арабских домов.

А вот мебель в мусульманской жизни играла довольно незначи­тельную роль. Сидеть арабы предпочитали на коврах и подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов они пользовались стен­ными нишами с дверцами; дверцы в большинстве случаев имели решет­ку из типично арабских точеных деревянных полочек.

Столы были низкими и маленькими, богато украшенными резьбой, круглой, четырех-, шести- и восьмиугольной формы; столешницы выпол­нялись из древесины с интарсией или из чеканной меди (медного блюда). Кроме того, в обстановку жилищ входили сундуки, ширмы и этажерки.

В мебели заметно архитектурное влияние. Часто встречаются ко­лонны, аркады с подковообразными арками, сталактитовые формы сво­дов, и в качестве декоративной отделки-точеные элементы, сложные виды решеток. Для интарсии часто использовался перламутр; эта техни­ка широко распространилась в Италии и Испании; украшенная инкруста­цией мебель (чертозианская мозаика в Венеции) стала предметом под­ражания.

Для обивки мебели (спинок стульев или сундуков) использовалась также кордованская кожа с тиснением и часто (как на книжных перепле­тах) позолотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатыва­лось ажурными металлическими накладками.

Однако наибольшее влияние на европейское художественное ис­кусство оказал знаменитый мусульманский орнамент. Его сила, изяще­ство, смелость свидетельствуют одновременно как о фантазии, так и о математическом образе мыслей. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, и без того не страдавшее бедностью фантазии, многочисленными, дотоле неизвес­тными, фантастичными декоративными элементами.

Кантри (Kountry). Не то, чтобы экзотическим, но довольно экстравагантным является так называемый Этнический стиль, интерьер, выполненный по канонам определенной эпохи. Одним из этих народных стилей можно считать стиль «Кантри», популярный как в Европе, так и в Америке, причем как в южных, так и в северных широтах. Стиль этот сродни «классике», так орга­нически он вписывается в дизайн как городской, так и сельской кварти­ры, дома, просто жилого помещения.

Название стиля произошло от английского COUNTRY-деревенский. «Кантри-стиль» настолько популярен, что целая индустрия, работа­ющая на рынок интерьера, стала выпускать предметы в стиле «подсело». «Кантри» - воплощение предметного и эмоционального мира в духе по­запрошлого, 19-го, столетия. Стиль «Кантри» настолько универсален и популярен, что имеет сво­их почитателей во многих странах, во всех полушариях. Однако, хотя и переводится «Kountry» как сельский, к русскому деревенскому стилю не имеет отношения.

Американский кантри. Данное направление решения стиля интерьера характеризует на­рочито грубая мебель, несуразно широкие доски, покрывающие полы, устланные домоткаными, любительскими коврами. Кантри -самый, что ни на есть стиль - «бабушкин сундук»: что старее, то лучше, почти что «блошиный стиль», но в отличие от антикварного имеет более изысканные требования.

Американский юго-западный стиль (American soutng-west). Он отдает предпочтение натуральным, естественным цветам - ох­ристому колориту песка, цвету естественной растительности - зелени, голубому, небесной чистоте. Здесь же присутствуют предметы старины - камины, атрибуты индейской культуры.

English country (Английский деревенский стиль). Со слов британского декоратора Джона Фоулера, интерьер в «Анг­лийском деревенском стиле» сочетает образ «поношенности». Это вы­тертые ковры ручной работы на стоптанных деревянных полах. Мебель, - изготовленная непременно из сосны столетней давности, окрашенная в полосочку, выцветшая полированная мебель. Диваны и кресла должны быть покрыты старыми шалями, шерстяными накидками.

Французский (French COUNTRY). Этот тип стиля иногда называют «солнечным»за его пристрастие к ярким цветам природного происхождения: ярко-желтый, зеленый, небес­но-синий, пронзительный красный. Так же «близка» к природе грубая мебель без излишеств.

Adirondac. Так в США назвали увлечение грубыми природными материалами, используемыми в интерьере домов. Это мебель из веток, щепок, доще­чек, необработанной древесины с выступающими сучками, неуклюжими стульями, столом состроганной, но неотполированной столешницей.

Современный сельский стиль. Если полы и стены новые - их специально затирают «под старину», придавая им обветшалый вид. В отличие от антикварного стиля, в котором присутствуют подлин­ные вещи полувековой или вековой давности, стиль «Adirondac» создают предметы либо просто старые, либо вовсе современные, состаренные искусственным путем.

Скандинавский стиль. Среди «кантри-стилей» так называемый «Скандинавский стиль» от­личается чистотой и законченностью линии, добротной мебелью из мас­сива с филенчатыми дверями, трафаретным рисунком на стенах. Вместе с тем, стиль «допускает» применение современных материалов.

Какой стиль интерьера выбрать, какими материалами - традиционными, современными или смешанными воспользоваться при реконструкции или ремонте, какой принцип гармонии взять за основу- решать каждому владельцу приходится самостоятельно, но, зная принципы проектирования и воплощения дизайна, важно не забывать о законах композиции, мере вкуса, удобстве пользования, что в конечном итоге и приведет к эксклюзивному, запоминающемуся «лицу квартиры», что и явля­ется конечным результатом всякого решения интерьера,

Резюмируя, следует определить основные принципы дизайн- интерьера:

1. Любой интерьер должен иметь основной центр композиции.

2. Цветовое решение подчиняется задуманному стилю.

3. По возможности не должно быть случайных деталей.

4. Красив тот дизайн, который функционален.

Японская пословица принципы красоты и пользы объясняет еще проще: Делай все просто - Если не можешь просто - делай красиво... Не умеешь красиво - делай богато.

Список литературы

1. Агостон. Цвет в деятельности человека. М.2000.

2. Белогуров В.П., Чмырь В.Д. Справочник молодого маляра. М., 1988.

3. Борев Ю. Эстетика. М, 1988.

4. Дирибере. Цвет в деятельности человека. М.,1998.

5. Для дома, для семьи. Лениздат. 1990.

6. Доброклонский М.В. История искусства зарубежных стран. М., 1961.

7. Евроремонт. М.,1998.

8. Зайцев А. Наука о цвете. М., 1986.

9. Зингер Б.И. Встроенная мебель в вашей квартире. М., 1990.

10. Зингер Б.И. Раздвижные перегородки, двери и солнцезащит­ные устройства. М.,1976.

11. Кантор. Красота и польза. М., 1989 .

12. Котлер Ф. Маркетинг. М.,1991.

13 Кусл Ф., Крамериус Ф. «Домашняя мастерская». М., «Машино­строение», 1990.

14. Ле Карбюзье. Модулор. М., 1976.

15. Лонтковская Р.А. Ваша квартира. Евроремонт своими руками. Ростов-на-Дону, 1998.

16. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воро­неж, 1993.

17. Мазова Е. Тайны комнатных растений. - М, 2000.

18. Милославович Р. Как обставить квартиру, М., 1991.

19. Михайлов С. История дизайна. М., 2000.

20. Морозова Е. Фэн-шуй. М., 2002.

21. Пономарева Е.С. Цвет и интерьер. Минск, 1984

22. Популярная художественная энциклопедия М., 1986.

23. Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера. Март, М.,Ростов-на-Дону, 2004.

24. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., Стройиздат, 1997.

25. Фрийлинг Г. Человек. Цвет. Пространство. М„ 1973.

26. Шепелев А.М. «Справочник домашнего мастера». М Стройиздат 1991.

27. Шепелев А.М. «Штукатурные декоративно-художественные ра­боты». М., Высшая школа, 1981.

Дизайн интерьера

Время, проведенное дома, ценится каждым человеком. Здесь мы живем – спим, отдыхаем, едим, проводим время с семьей и т.п. Дизайн интерьера различных публичных учреждений – магазинов, школ, административных зданий, офисов, театров, заранее предопределен их функциональными обязанностями. В отличие от них, жилое помещение должно быть приспособлено для различных видов человеческой деятельности.

Создание такого многофункционального интерьера и является главной задачей дизайнеров и оформителей. Нужно учитывать массу вещей – от строительно-архитектурных особенностей строения до индивидуальных характеристик проживающих в доме людей. Чтобы дизайн интерьера придавал жилищу всю притягательность милого домашнего очага, нужно позаботиться о функциональности каждого помещения, тщательно продумать планировку, разумно разметить жизненное пространство и обеспечить эффективное обслуживание.

Нужно позаботиться о полной гармоничности и комфорте жизни. Например, следует учитывать, что, иногда, определенные зоны жилища будут использоваться для занятий другого назначения. Этот вариант нужно предвидеть и заранее продумать его реализацию в дизайне. Следует сказать и о важности формирования дизайна интерьера с помощью мебели. От правильного подбора количества и габаритов предметов мебели зависит удобство пользования помещением. Неудачно подобранные размеры самой дорогой и изысканно мебели могут испортить дизайн интерьера любой комнаты.

Иногда, чтобы в полной мере реализовать требования, предъявляемые к дизайну интерьера , требуется произвести перепланировку уже имеющихся комнат. Особенно это характерно для малогабаритных квартир с маленькой площадью помещений. Как правило, убираются внутренние перегородки, что позволяет объединить несколько комнат в одну. И теперь только от мастерства дизайнера зависит, насколько удачно в одном помещении будут сочетаться зоны для разного времяпровождения. Следует помнить, что к перепланировке нужно подходить, что называется, «с головой», поскольку недостаточно просто убрать все стены и сделать ремонт. Только при правильном зонировании комнаты, сочетающем различные элементы дизайна интерьера , можно добиться удобства и комфорта пользования.

Правильный дизайн интерьера позволяет управлять восприятием пространства помещений, корректировать архитектурные недостатки, подчеркивая выгодные моменты. Например, при помощи дизайнерских решений можно сместить акценты с пропорций и размеров помещения на элементы отделки или предметы мебели. Использование различных приемов в оформлении дизайна интерьера позволяет, что называется, преобразить дом. В ход идет устройство фигурных потолков, применение различных цветовых комбинаций, монтаж декоративных потолочных балок, подиумов, сочетание разных типов напольного покрытия. Ваш дом это не только жилая площадь, обозначенная наличием стен, полов и перекрытий. Это место где проходит ваша жизнь, а, раз так, нужно позаботиться, чтобы оно было динамичным, постоянно меняющимся и подчеркивающим ваш индивидуальный стиль. Поэтому к дизайну интерьера нужно подходить очень тщательно и ответственно.

Вид с балкона, террасы или окон тоже играет не малую роль в формировании дизайна. Его следует учитывать наряду с внутренними деталями интерьера – мебелью, декоративными предметами и элементами отделки. Для всех обладающих фантазией и творческим мышлением, планирование дизайна интерьера открывает невиданные горизонты для полета мысли. Благо, благодаря современным строительным материалам, сегодня любую свою мечту можно воплотить в жизнь.