Зиккурат где находится. Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение

Первый зиккурат на месте Э-теменанки был возведен еще во вре­мена царя Хаммурапи (ХVII век до н. э.). Его сырцовая кладка неод­нократно реставрировалась. В 689 г. до н. э. Вавилон был захвачен воинами ассирийского царя Синахериба, который «стены уничтожил городские и его дома, храмы и богов, храмовую башню из песка и гли­ны... разрушил и сбросил в канал Арахту...». Святилище Эсагила и зиккурат были восстановлены через пятнадцать лет ассирийским зодчим Арадаххешу, а при Навуходоносоре II грандиозное строительство пришло к концу. Как свидетельствуют клинописные таблички, царь сам участвовал в строительстве Башни, поднимая наверх корзины с кирпичами (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Руины города и Вавилонской Башни

Зиккурат имел семь ярусов. Согласно Р. Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Геро­дот считал, что размеры его основания были 185×85 метров. Страбон, заставший зиккурат уже разрушенным, был уверен, что его высота в 90 сажен «превзошла даже египетские пирамиды». Вну­треннее ядро Э-теменанки состояло из сырцового кирпича, облицовка – из обожженных кирпичей (32×32 см), уло­женных на битуме (рис. 8.14). Башня стояла на равнине Сахн («Сковорода» ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Древней Греции:

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...» [Геродот, I , 181] .

«Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четытехугольная пирамида, сооруженная из обожженнрго кир­пича, высотой_в_стадию, так же как и каждая_сторона ее была длиной в стадию…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской Башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-теменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный:

«Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина. Никто из его преемников не заботился об этом…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

Рис. 8.14. Реконструкция Вавилонской Башни – картина П. Брейгеля Старшего (1563 г.)

Расчлененные с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были, в отличие от более ранних зиккуратов, строго верти­кальны. Два нижних яруса, расчле­ненных лопатками, были намного выше ос­тальных. К южной стене примыкали три лест­ницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре). На вторую террасу поднимались по лестни­цам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение должно было идти по спирали, однако не по пандусу, как в Дур-Шаррукине, а по лестницам.

Вершина зиккурата – храм – был облицован голубыми плитками и увенчан громадными золотыми рогами, посвященными богу Мардуку и его супруге – богине утренней зари Царпаниту (Иштар). Подъем на ярусы был сде­лан снаружи. Он шел по спира­ли вокруг всех башен. Входить в жилище бога могли только жрецы. Внутри храма стояло громадное золотое ложе для бо­га и стол для возложения поже­ртвований. К потолку святили­ща был подвешен огромный све­тильник в виде солнечного диска (рис. 8.17).

Рис. 8.15. Варианты реконструкции Вавилонской башни по Л. Вулли и Г. Мартини (1923 г.)

Рис. 8.16. Варианты реконструкции Вавилонской Башни. Вверху – современная версия (Германия),

внизу – по Т. Домбарту (1930 г.)

Рис. 8.17. Изображение бога Шамаша. Рельеф (по Шипье и Перро)

По поводу количества и цветового решения ярусов в этом зиккурате существуют самые различные версии. Однако большинство исследователей сходится на том, что число ярусов было равно 7: по числу известных в те времена планет и небесных светил; по числу дней в неделе (лунный календарь); в соответствии с вавилонским вариантом «модели Вселенной».

В любом случае семиярусный зиккурат символизировал политический и религиозный союз семи главных городов Вавилонской федерации (Борсиппы, Вавилона, Киша, Куты, Сиппара, Ура и Урука). Два варианта интерпретации цветовой символики Вавилонской башни приведены на таблицах 1-2.

Таблица 1

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Меркурий

Борсиппа

Понедельник

Таблица 2

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Понедельник

Меркурий

Борсиппа

Наблюдения за звездами велись с площадки перед храмом – «Горной Выси». Здесь находились астрономические приборы и инструменты – визир, солнечный и водяной хронометры и т.п. Вполне возможно, что громадные рога на крыше храма выполняли функцию визиров, с помощью которых определяли положение небесных тел в различное время суток.

Древнейшей послепотопной цивилизацией стало Междуречье. Интересно, что Библия, содержащая богатейшие сведения о многих царствах, вначале повествует именно о Вавилоне, уделяя ему большое место как в историческом, так и в пророческом аспекте. Как явствует из Священного Писания и древнейших летописей, уже первые шаги в становлении месопотамской государственности были неразрывно связаны с религией, в основе которой лежал открытый вызов истинному Богу, который наиболее ярко проявился в строительстве знаменитой Вавилонской башни. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения ее существование, что было доказано историками и археологами.

Но прежде чем мы перейдем к истории, архитектуре в религиозном значении ее строительства, обратим внимание на создание особых храмов-зиккуратов, к которым и принадлежала знаменитая башня. Итак, зиккурат представлял собой огромную постройку, состоящую из нескольких башен (как правило, от 4 до 7), располагавшихся одна на одной, пропорционально уменьшавшихся кверху. Между вершиной нижней башни и основанием выше лежащей были разбиты террасы с прекрасными садами. На вершине всей постройки высилось святилище, к которому вела огромная лестница, начинавшаяся внизу и имевшая несколько боковых ответвлений. Этот верхний храм посвящался какому-либо божеству, которое считалось покровителем данного города.

Сами башни были покрашены в разные цвета: нижняя, как правило, была черной, вторая - красного цвета, выше - белого цвета, еще выше - голубая и т. д. Верхнюю башню часто венчал золотой купол, который был виден за много километров от города. Издали это зрелище было поистине сказочным. Однако зиккурат представлял собой нечто большее, чем просто храм, он являлся связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов. Но если днем зиккурат был храмом, то ночью - местом астрологических действ, а также местом отправления черных сатанинских обрядов.

Мы никогда до конца не узнаем все подробности отправления этих служб, но даже те сведения, что сообщают нам глиняные таблички, приводят в ужас. Именно в верхних храмах была создана астрология, связывающая людей с бездной. В ходе раскопок было установлено, что имя ее основателя - Саабен-бен-Аареса, впрочем, истинным создателем этой лженауки был, конечно же, князь тьмы.

Такие зиккураты были построены в Ниппуре (около 2100 г. до Р. Хр. царем Ур-Намму), ныне находится В 40 милях к западу от Евфрата; в Уруке - в 12 милях от Евфрата площадью в 988 акров; в Эриду, воздвигнутого почти сразу же после потопа и много раз обновлявшегося на протяжении истории, образующий 12 храмов, расположенных один над другим; Уре - построен тоже царем Ур-Намму в честь бога Луны Нанна, и весьма хорошо сохранившийся до нашего времени, и т. д. Но наибольшую известность снискал зиккурат, построенный в Вавилоне, на заре послепотопной истории, описанный в Библии. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали Друг Другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:1-4). Страшное наказание, постигшее человечество, решившее идти своим путем, независимым от Бога и вопреки Его воле (потоп), было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради удовлетворения своего тщеславия и гордыни. Бог не мог одобрить их гордого и безумного замысла, и, смешав языки, предотвратил исполнение человеческих планов. Однако, не желая смириться перед Творцом, люди вновь вскоре приступили к строительству зиккурата на том же самом месте, где оно было остановлено Самим Богом.

Иисус Христос никогда не производит насилия над человеческой свободной волей, и поэтому Он не стал препятствовать этому безумному замыслу людей, желая, чтобы они сами и их потомки увидели, к чему приведет их открытое и упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню, которая должна была стать центром поклонения лжебогам, иными словами - сооружали себе эшафот. Ибо та религия, которую они так отстаивали и насаждали, должна была привести их к деградации и гибели. Но самонадеянные, одурманенные князем тьмы строители не задумывались над этим, и, наконец, соорудили величественную постройку, поражавшую людей красотой и размахом 1500 лет. Вавилонский зиккурат, перестраивавшийся десятки раз на протяжении указанного времени, носил название Этеменанка, то есть Храм краеугольного камня Неба и Земли, являясь центром колоссального по площади храмового города Эсагилы (Дом поднятия головы), окруженного крепостными стенами и башнями, включая в себя множество храмов и дворцов. Эсагила являлась местопребыванием главного вавилонского жреца, бывшего одновременно и верховным жрецом всего мирового жречества (об этом будет рассказано ниже).

До нашего времени дошли описания этой башни знаменитого греческого историка Геродота и личного врача мидо-персидского царя Артаксеркса Второго - Ктесия. Башня, описанная ими, была восстановлена при Набополассаре (625-605 гг. до Р. Хр.) и Навуходоносоре Втором (605-562 гг. до Р. Хр.) после периода упадка. Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Итак, сооруженная ими башня состояла из семи ступеней - этажей. Первый этаж, высотой 33 метра, был черного цвета и назывался нижним храмом Мардука (верховного бога Вавилона), в центре его высилась статуя бога, полностью отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов!

В храме стоял, кроме того, золотой стол длиной в 16 метров и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей Мардука совершались ежедневные жертвоприношения. Второй этаж красного цвета был 18 метров в высоту; третий, четвертый, пятый и шестой - по 6 метров в высоту и были расписаны в различные яркие цвета. Последний седьмой этаж назывался верхним храмом Мардука, составлял в высоту 15 метров и был облицован бирюзовыми глазурованными плитками, украшенными золотыми рогами. Верхний храм был виден за много километров от города и в свете солнца являл собой необычайное по красоте зрелище. В этом храме находилось ложе, кресло и стол, предназначенные якобы для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Там же происходило и «священное» бракосочетание царя и жрицы, все это сопровождалось оргией, заключенной в «возвышенную» философию. Сегодня зиккураты лежат в развалинах, а многие не сохранились вовсе, но идеи их строителей продолжают жить и сегодня. Итак, во-первых, постройка зиккурата носила, как мы уже говорили, характер открытого вызова божественному авторитету. Даже название Этеменанка бросает вызов Христу, присвоив себе Его титул, ибо в Писании сказано: «…вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный: и верующий в Него не постыдится» (1 Петр. 2:6). Этому примеру следовали многие народы земли, сооружая уходящие в облака языческие храмы и храмовые комплексы. Из недавнего времени стоит отметить сооружение 30-х годов, начатое при Сталине (но не завершившееся!), - Дворца Съездов, который должна была венчать фигура Ленина такого размера, что в одном пальце его, по замыслу архитекторов, разместились бы две библиотеки и кинотеатр. Этот дворец должен был стать символом воинствующего атеизма, якобы победившего «устаревшее» христианство, ну а вождь, понятное дело, должен был предстать перед миром, как «победитель» Христа!

Судьба этого замысла и начатого строительства известны. Но и неосуществленный, этот проект стоит в одном ряду с Вавилонской башней, храмом Артемиды Эфесской и другими «свидетелями», предостерегающими нас, людей конца XX века, об опасности пути в отрыве от Бога. Во-вторых, строительство зиккуратов было символом человеческого могущества, прославлением человеческого разума.

И вновь, читая страницы истории, мы видим попытки прославить и возвеличить свое имя в разные времена и у разных правителей - царей, императоров, премьер-министров, президентов, генсеков, философов, деятелей науки и искусства и пр. Нескончаемый перечень имен, который можно продолжать и продолжать - Кир, Навуходоносор, Македонский, Октавиан-Август, Нерон, Траян, Карл V Германский, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин; философы Руссо, Вольтер, Монтескье, боготворившие человеческий разум и своими идеями подготовившие Великую Французскую революцию; Дарвин с его теорией эволюции, идеологи фашизма и коммунизма, пытавшиеся также без Бога построить рай на земле ценой миллионов жертв. Здесь, дорогой читатель, можем быть и мы с вами, если в своей жизни будем полагаться на свое Я, превозносить самих себя, а не Иисуса Христа. В-третьих, сооружение зиккуратов показало, что человек может сам дойти до неба, стать подобным Богу, ибо башня связывала небо и землю в представлении людей. Эта идея на редкость живуча, ибо и сегодня многие конфессии утверждают, что человек своими делами и выполнением определенных обрядов может достигнуть спасения и вечной жизни сам, своими силами.

В-четвертых, служение жрецов в зиккурате показывало, что между небом и землей необходим посредник, способный умилостивить грозного бога. Именно отсюда берут начало учения о святых посредниках между богом и людьми, о священнослужителях как ходатаях перед богом. Однако все эти утверждения противоречат Библии, которая утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В-пятых, зиккурат являлся центром астрологии, магии, оккультизма, нашедших огромную, все растущую популярность в наше время.

Подробно о них мы будем говорить в другой части данной книги, а сейчас отметим лишь главное: сама идея, лежащая в основе астрологии, а именно предсказание судьбы и способы влияния на нее, сводят на нет веру в Бога. В-шестых, роскошная архитектура башни и величественные таинственные, малопонятные для простых людей служения, отправлявшиеся в храме, имели целью заворожить и подчинить себе чувства и разум человека, парализовать его волю, лишить его свободы разумного выбора. Этот же прием использовался и позже практически всеми мировыми религиями при строительстве огромных соборов с богатейшими фресками, статуями, картинами, многочасовыми утомительными службами нередко на непонятных большинству людей языках. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время Своей земной жизни, проводимого на лоне природы, в скромных домах! Итак, как мы видим, идеи древних зиккуратов продолжают жить и сегодня. Недаром в Библии, одно из пророчеств которой мы частично привели в эпиграфе к этой главе, богоотступнические силы названы Вавилоном

Гипотетическая реконструкция зиккурата в Уре

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Архитектура и предназначение

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами.

Не до конца выяснено, с какой целью возводились зиккураты. Этимология не помогает решить эту проблему, так как слово «зиккурат» происходит от глагола закару , который переводится всего лишь как «строить высоко». Пионеры месопотамской археологии наивно полагали, будто зиккураты служили для «халдейских » звездочётов обсерваториями или башнями, «в которых жрецы бога Бела могли скрыться ночью от жары и москитов». Однако все эти гипотезы, очевидно, не соответствуют действительности. Почти сразу в голову любого человека, увидевшего зиккурат, приходит мысль о египетских пирамидах. Конечно, египетское влияние на шумерских архитекторов полностью исключать нельзя, но следует обратить внимание на то, что, в отличие от пирамид, внутри зиккуратов никогда не находилось гробниц или каких-либо других помещений. Как правило, их возводили над более древними и гораздо более скромными сооружениями, построенными на протяжении раннединастического периода. В свою очередь, эти невысокие одноэтажные древнейшие зиккураты, как сейчас принято считать, произошли от платформ, на которых стояли храмы убейдского, урукского и протописьменного периодов.

Некоторые исследователи полагают, что шумеры изначально жили в горах, на вершинах которых они и поклонялись своим богам. Таким образом, возводившиеся ими башни должны были стать своего рода искусственными горами, возвышающимися над Месопотамской низменностью. Другие учёные, отрицая это упрощённое и во многом довольно спорное объяснение, полагают, что храмовая платформа (а значит, и зиккурат) предназначалась для того, чтобы возвысить главного городского бога над другими божествами и отдалить его от «мирян». Исследователи, относящиеся к третьей группе, видят в зиккурате огромную лестницу, мост, соединявший расположенные ниже храмы, где проводились ежедневные ритуалы, и находившееся наверху святилище, располагавшееся на полпути между землей и небом, где в определённых случаях люди могли встретиться с богами.

Пожалуй, лучшее определение зиккурата содержится в Библии, где говорится, что Вавилонскую башню строили, чтобы она стала «высотою до небес». В глубоко религиозном сознании шумеров эти огромные, но в то же время удивительно воздушные сооружения были «молитвами из кирпичей». Они служили постоянным приглашением богам спуститься на землю и в то же время выражением одного из важнейших стремлений человека - подняться над своей немощностью и вступить в более тесные отношения с божеством.

Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич -сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами .

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе , Вавилоне , Дур-Шаррукине , все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль , 2-е тыс. до н. э.).

В других регионах

Зиккураты в строгом смысле слова строили шумеры , вавилоняне , эламцы и ассирийцы . Однако по сути зиккурат представляет собой культовое сооружение в форме ступенчатой пирамиды . Подобные культовые сооружения строились по схожей и несколько иной технологии многими народами в разных частях света - в Древнем Египте , на Сардинии , в Мезоамерике , в Южной Америке , в Юго-Восточной Азии и даже в экваториальной Африке. Наиболее близки к зиккуратам по назначению пирамиды Мезоамерики. Как и в Месопотамии , индейские «зиккураты» строились разными народами по единой технологии и в одном архитектурном стиле , а на их вершинах находились храмовые сооружения.

См. также

Состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.

Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.

Исторический обзор

Сооружения в виде больших возвышающихся платформ стали возводить в Месопотамии еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об их предназначении ничего достоверно не известно. По одной из версий, такие искусственные возвышения использовались для того, чтобы сохранять наиболее ценное имущество, в том числе священные реликвии, во время разлива рек.

С течением времени архитектурные технологии совершенствовались. Если ступенчатые строения ранних шумеров были двухъярусными, то зиккурат в Вавилоне имел целых семь уровней. Внутренняя часть таких сооружений делалась из высушенных на солнце строительных блоков. Для внешней облицовки использовался обожженный кирпич.

Последние зиккураты Месопотамии были построены в шестом столетии до нашей эры. Это были наиболее впечатляющие архитектурные сооружения своего времени. Они поражали современников не только размерами, но и богатством наружного оформления. Не случайно же построенный в этот период зиккурат Этеменанки стал прообразом упомянутой в Библии Вавилонской башни.

Предназначение зиккуратов

Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат - это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.

На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.

Зиккурат в Уре

Недалеко от современного иракского города Насирия находятся остатки наиболее хорошо сохранившегося сооружения древней Месопотамии. Это зиккурат, построенный в 21-м веке до нашей эры правителем Ур-Намму. Грандиозное здание имело основание 64 на 45 метров, возвышалось более чем на 30 м и состояло из трех уровней. На вершине располагалось святилище бога луны Нанна, который считался покровителем города.

К шестому веку до нашей эры здание сильно обветшало и частично разрушилось. Но последний правитель Второго Набонид распорядился восстановить зиккурат в Уре. Его подвергся значительным изменениям - вместо изначальных трех было построено семь ярусов.

Остатки зиккурата были впервые описаны европейскими учеными в начале 19 века. Масштабные археологические раскопки были проведены специалистами Британского музея в период с 1922 по 1934 годы. Во время правления Саддама Хусейна был реконструирован фасад и ведущая на вершину лестница.

Самый известный зиккурат

Одним из грандиознейших архитектурных сооружений в истории человечества является Вавилонская башня. Размеры постройки были столь впечатляющими, что родилась легенда, согласно которой вавилоняне хотели с ее помощью достать до неба.

В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня - не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Его высота составляла 91 метр. Подобное здание выглядело бы внушительно даже по сегодняшним меркам. Ведь оно было в три раза выше, чем привычные нам панельные девятиэтажки.

Когда именно был воздвигнут зиккурат в Вавилоне, неизвестно. Упоминания о нем содержатся в клинописных источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры. В 689 году до нашей эры ассирийский правитель Синаххериб разрушил Вавилон и находившийся там зиккурат. Спустя 88 лет город был восстановлен. Этеменанки также был заново отстроен Навуходоносором II - правителем Нововавилонского царства.

Окончательно зиккурат был разрушен в 331 году до нашей эры по приказу Александра Македонского. Снос здания должен был стать первым этапом его масштабной реконструкции, но смерть полководца помешала осуществлению этих планов.

Внешний вид Вавилонской башни

Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.

Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца. Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку - богу-покровителю Вавилона.

Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.

Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй - белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый - в синий, пятый - в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой - золотом.

Религиозное значение

Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.

В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.

Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным".

Символика архитектуры зиккуратов

Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.

На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат - это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.

Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.

Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три - одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.

Оформление зиккуратов

Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.

Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории - огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.

Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.

Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.

Зиккураты в других частях света

Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.

Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.

На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.

Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.

Современные зиккураты

Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным "зиккуратом", построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.

На самом деле схожесть с зиккуратом - скорее всего - продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.

Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется "Зиккурат-Билдинг". Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м 2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.

культура древняя месопотамия архитектура

Как явствует из Священного Писания и древнейших летописей, уже первые шаги в становлении месопотамской государственности были неразрывно связаны с религией, в основе которой лежал открытый вызов истинному Богу, который наиболее ярко проявился в строительстве знаменитой Вавилонской башни. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения ее существование, что было доказано историками и археологами. Эта знаменитая башня принадлежала к особому типу храмов - зиккуратам. Упоминание о зиккуратах встречается еще в надписях начала третьего тысячелетия до н. в. Высказывалось мнение, что зиккуратсозданшумерийцами, пришедшими из горных областей, где они находились раньше, и является как бы воспроизведением гор, с вершин которых обычно велись астрологические наблюдения.

Зиккурамт (от вавилонского слова sigguratu -- вершина, в том числе вершина горы) культовое сооружение в древнем Междуречье.

Итак, зиккурат представлял собой огромную постройку, состоящую из нескольких башен (как правило, от 4 до 7), располагавшихся одна на одной, пропорционально уменьшавшихся кверху. Между вершиной нижней башни и основанием выше лежащей были разбиты террасы с прекрасными садами. На вершине всей постройки высилось святилище, к которому вела огромная лестница, начинавшаяся внизу и имевшая несколько боковых ответвлений. По бокам массива развертывается отлогий пандус, позволявший во время постройки, не прибегая к лесам, поднимать наверх строительные материалы и открывавший доступ к верхней площадке, на которой находилось главное святилище. Стены у пандусов были украшены штабом и зубцами.

Этот верхний храм посвящался какому-либо божеству, которое считалось покровителем данного города. Сами башни были покрашены в разные цвета: нижняя, как правило, была черной, вторая красного цвета, выше белого цвета, еще выше голубая и т. д. Верхнюю башню часто венчал золотой купол, который был виден за много километров от города.

Рядом соступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумерийцы, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Шумерийцы строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамащ)

Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетиядо н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в 6 век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Вавилонский зиккурат, перестраивавшийся десятки раз носил название Этеменанка, то есть Храм краеугольного камня Неба и Земли, являясь центром колоссального по площади храмового города Эсагилы (Дом поднятия головы), окруженного крепостными стенами и башнями, включая в себя множество храмов и дворцов. Эсагила являлась местопребыванием главного вавилонского жреца, бывшего одновременно и верховным жрецом всего мирового жречества. До нашего времени дошли описания этой башни знаменитого греческого историка Геродота и личного врача мидо-персидского царя Артаксеркса Второго Ктесия. Башня, описанная ими, была восстановлена при Набополассаре (625--605 гг. до Р. Хр.) и Навуходоносоре Втором (605-562 гг. до Р. Хр.) после периода упадка. Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Итак, сооруженная ими башня состояла из семи ступеней этажей. Первый этаж, высотой 33 метра, был черного цвета и назывался нижним храмом Мардука (верховного бога Вавилона), в центре его высилась статуя бога, полностью отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов! В храме стоял, кроме того, золотой стол длиной в 16 метров и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей Мардука совершались ежедневные жертвоприношения. Второй этаж красного цвета был 18 метров в высоту; третий, четвертый, пятый и шестой по 6 метров в высоту и были расписаны в различные яркие цвета. Последний седьмой этаж назывался верхним храмом Мардука, составлял в высоту 15 метров и был облицован бирюзовыми глазурованными плитками, украшенными золотыми рогами. Верхний храм был виден за много километров от города и в свете солнца являл собой необычайное по красоте зрелище. В этом храме находилось ложе, кресло и стол, предназначенные якобы для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть. Там же происходило и «священное» бракосочетание царя и жрицы, все это сопровождалось оргией, заключенной в «возвышенную» философию.

Однако зиккурат всегда представлял собой нечто большее, чем просто храм, он являлся связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов. Но если днем зиккурат был храмом, то ночью местом астрологических действ, а также местом отправления черных сатанинских обрядов. Человечество никогда до конца не узнает все подробности отправления этих служб, но даже те сведения, что сообщают глиняные таблички, приводят в ужас.

Именно в верхних храмах была создана астрология, связывающая людей с бездной. В ходе раскопок было установлено, что имя ее основателя Саабен-бен-Аареса, хотя многие считают, что истинным создателем этой лженауки был князь тьмы. Такие зиккураты были построены в Ниппуре (около 2100 г. до Р. Хр. царем Ур-Намму), ныне находится в 40 милях к западу от Евфрата; в Уруке в 12 милях от Евфрата площадью в 988 акров; в Эриду, воздвигнутого почти сразу же после потопа и много раз обновлявшегося на протяжении истории, образующий 12 храмов, расположенных один над другим; Уре построен тоже царем Ур-Намму в честь бога Луны Нанна, и весьма хорошо сохранившийся до нашего времени, и т. д.