Ь после шипящих на конце существительных. Коварный мягкий знак после шипящих. В каких случаях его пишут

Урок русского языка

Оборудование:

Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…

Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.

II. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?

Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.

Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?

Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?

Учащиеся. Мягкий знак.

Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?

Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])

ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)

ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)

IV. Работа над новым материалом.

Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)

Сказка.

Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.

Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

Мы, существительные с шипящими на конце:

- А ты кто? – спросил сторож.

Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!

Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла

О чём ты плачешь? – спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

Не горюй, я буду с тобой дружить!

И я, – пропищала из норки

И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась мышь.

– Пусть запомнит

такую Мягкий знак - нам верный друг.

Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)

Учитель. Что общего в этих словах?

Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

Учитель. Что за секрет кроется здесь?

Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.

Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)

Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.

Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?

Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.

Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?

Учащиеся. Да, верно.

Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).

V. Закрепление.

1. Коллективная работа с текстом.

Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)

А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)

По цепочке у доски, все в тетради.

2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?

3. Работа в группах.

(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)

Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.

Текст.

Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)

4. Слова – загадки.

Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).

Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)

Маленький ребёнок (малыш м. р.)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной.

(речь ж.р.)

(Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?

4. Творческая самостоятельная работа.

Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).

Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.

Ребята пошли в лес.

Дорога к реке шла через рож(?).

Крик и смех нарушили лесную тиш(?).

Вот и речка.

Испугались звери и птицы.

Мы закинули удочки.

Ёж(?) шуршит по сухим листьям.

Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.

Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.

2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.

Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.

Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?

5.Контроль полученных знаний.

Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».

1 задание

Вставь, где нужно мягкий знак:

Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…

2 задание

Вычеркни лишнее слово:

Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.

3 задание

Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:

Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,

солнечный….

VI. Итог урока. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
.

VII. Домашнее задание на выбор.

    Упражнение 454

    Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,

используя существительные с шипящими на конце.

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих — правило постановки

Ставим мягкий знак:

  • Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.
  • Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    – ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

    3. В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    4. В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

    Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

    Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

    Когда пишется «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах

    В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет несколь­ко слу­ча­ев, когда пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» в суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим их подроб­но.

    Ь после шипящих в существительных

    После шипя­щих соглас­ных «ь» пишет­ся не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш» , напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер:


    Слова-исключения: уж, замуж, нев­тер­пёж.

    В конце частиц

    В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

    Ишь ты какой умный!

    Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.


    russkiiyazyk.ru

    Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

    В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

    Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
    Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
    Рассмотрим на примерах.
    Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
    Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
    Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
    Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах.
    С мягким знаком после шипящих:
    Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
    «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
    Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
    Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
    Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий

    Тут тоже всё довольно просто:

    «Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

    Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

    Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
    Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

    Как отличать краткое прилагательное от наречия?
    Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
    Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

    Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

    Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
    Однако, для справки:
    В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
    Примеры употребления частиц в предложениях:
    То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

    Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

    Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
    Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


    Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

    Азбучные истины

    Интерактивный диктант

    Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

    Имена и названия. Интерактивный тренажер

    Полезные ссылки

    Летнее чтение

    Запоминалки

    Цитаты о языке

    Скороговорки

    Пословицы и поговорки

    Учебник ГРАМОТЫ: орфография

    Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

    Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
    В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

    в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
    в прилагательных (ГОРЯЧ),
    в глаголах (ПИШЕШЬ),
    в наречиях (НАСТЕЖЬ),
    местоимениях (НАШ),
    частицах (ЛИШЬ).

    Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

    1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
    2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
    3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
    4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
    5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
    6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
    Упражнение

    Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

    На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

    Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

    Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

    Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Наступила но ч_ — мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

    Но иногда — хотя весьма редко — златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

    И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Ди ч_ ! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
    не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    «Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

    Мягкий знак на конце существительных после шипящих

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

    В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

    На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

    Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце:

    У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

    Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

    Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

    Что отличает их от слов другого столбика?

    В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.

    Узнаём, какую работу выполняет Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных в начальной форме:

    В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.

    Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

    После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

    [ч’ , щ’ , ш]

    В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

    Обсуждаем способ действия:

    Как нужно действовать?

    1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

    2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

    3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

    Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

    обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

    лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

    помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

    товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

    мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

    гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

    Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

    Определяем, какие слова записаны в виде транскрипции:

    Какие слова записаны в виде транскрипции?

    Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

    [дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

    Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

    [дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

    [стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.

    [бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

    [пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

    [рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

    о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

    Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

    Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

    Старый грач уснул в гнезде.

    Спит его грачиха…

    Ты послушай, как везде

    Хорошо и тихо. (Е. Серова)

    От кого деревьям вред?

    Точит ёлку короед.

    Услыхал деревьев плач

    Прилетел он на заре

    И постукал по коре. (А. Часовников)

    пла – он, м.р., Ь не пишется

    вра – он, м.р., Ь не пишется

    Мне опять приснились дебри,

    Глушь пустынь, заката тишь.

    Жёлтый лев крадётся к зебре

    Через травы и камыш. (В. Брюсов)

    Мне русская речь – как музыка:

    В ней слово звучит, поёт,

    В ней дышит душою русскою

    Создатель её, народ . (Н. Браун)

    глу – она, ж.р., на конце Ь

    ти – она, ж.р., на конце Ь

    камы – он, м.р., Ь не пишется

    ре – она, ж.р., на конце Ь

    В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после буквы шипящего?

    В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

    Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

    Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

    Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

    Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

    Узнаём слова по толкованию их значений:

    1.Человек, играющий на скрипке, –…

    2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

    3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

    4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

    5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

    6. Старинная медная монета в полкопейки – …

    1. скрипач (он, м.р.)

    2. пусто (она, ж.р.)

    3. прести (он, м.р.)

    4. гуа (она, ж.р.)

    5. тира (он, м.р.)

    6. гро (он, м.р.)

    Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

    крепыш, он, м.р., без Ь.

    Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

    Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

    молодё – она, ж.р., на конце Ь.

    Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.

    Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

    чу – она, ж.р., на конце Ь.

    Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

    Решаем орфографические задачи:

    Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

    Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

    И жених сыскался ей, … Елисей.

    Петушок мой золотой будет верный … твой.

    Сказка … , да в ней намёк!

    Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

    И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

    Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

    Сказка ло [ш], да в ней намёк!

    цареви – он, м.р., Ь не пишется

    королеви – м.р., Ь не пишется

    сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

    ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

    Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

    Рада даже хлебной крошке,

    Потому что дотемна

    В норке прячется она.

    2. Зимой дрова ест, а летом спит.

    Мы – она, ж.р., на конце Ь

    Пе – она, ж.р., на конце Ь

    Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

    Заглянем в словарь.

    Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .

    Ту – он, м.р., Ь не пишется.

    Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

    Ту – она, ж.р, на конце Ь.

    Вспоминаем, какую работу выполняет мягкий знак:

    Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

    обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.

    За рекой начинается лес. В нём водится дич?

    Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

    Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

    Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

    Син – ь обозначает мягкость согласного.

    Топь – ь обозначает мягкость согласного.

    Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.

    Огон – ь обозначает мягкость согласного.

    Пожар – ь обозначает мягкость согласного.

    На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.

    Сыч – это ночная птица отряда сов.

    обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму

    синь сучья дичь

    огонь на прутьях

    Заключение:

    На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

    После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

    Список литературы

  • М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  • Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Домашнее задание

    Прочитай загадку. Запиши отгадку. Докажи правильность написания слов с буквами шипящих на конце.

    У реки растёт камыш.

    В камыше живёт малыш.

    Он с зелёной кожицей

    И с зелёной рожицей. (П. Синявский)

  • Прочитай слова и скажи, чем они все похожи. Устно раздели их на две группы. Указывай над словами их отличительный признак и решай орфографическую задачу.
    Полноч?, вещ?, плащ?, помощ?, нож?, этаж?, суш?, ёрш?
  • Реши орфографические задачи в именах существительных. Для этого укажи в скобках род. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, соедини слова и допиши окончания; решай и другие орфографические задачи.

  • Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

    Правописание личных окончаний глаголов

    С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

    Слова кипеть , кипишь , следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

    В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

    Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить , гладить .

    Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

    -ать, -оть,

    -ять, -ыть

    -еть, -уть.

    Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

    Гнать, держать, смотреть и видеть,

    Дышать, слышать, ненавидеть,

    И зависеть, и вертеть,

    И обидеть, и терпеть,

    Вы запомните друзья,

    Их на –е спрягать нельзя.

    Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

    I спряжение

    II спряжение

    -е-

    -ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

    -и-

    -ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

    2 глагола – исключения на -ить :

    бр ить ,

    стел ить

    глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

    Ать , -оть , -уть , -ять , -еть , -ыть

    стир ать

    кол оть и т.д .

    глаголы в неопределенной форме на –ить :

    служить ,

    крушить и т.д.

    7 глаголов – исключений на –еть :

    видеть , ненавидеть , смотреть ,

    зависеть , вертеть , обидеть , терпеть

    4 глагола – исключения на –ать :

    гнать , держать , дышать , слышать

    Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

    Я хочу , бегу

    Ты хочешь , бежишь

    он хочет , бежит

    Мы хотим , бежим

    Вы хотите , бежите

    Они хотят , бегут

    В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

    Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

    Я хочу победить или я постараюсь победить .

    Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

    1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

    Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

    2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

    Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

    3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

    Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

    ненавидеть – ненавидишь – ненавидит .

    Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

    Например:

    Закрут..шь .

    Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

    1. Окончание безударное.
    2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрутишь .

    Завис..т .

    Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

    1. Окончание безударное.
    2. В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть .
    3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят : зависят .

    Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

    Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

    бежишь , кричишь , поёшь .

    Мягкий знак пишется и перед –ся :

    смотришь ся, завиваешь ся .

    Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

    Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

    кричишь

    беречь – беречься

    режь – режьте .