Виды и уровни олимпиадных заданий по истории. Олимпиады по истории

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

История

11 класс

(120 минут) 1 вариант

1. Какой из русских городов был основан в XVIII ?

А) Тобольск

Б) Белгород

В) Ростов - на - Дону

Г) Царицин

2. Реформа местного управления, проведенная Екатериной II во второй половине XVIII в., имела целью

а) ликвидировать кормления

б) создать земства

в) укрепить государственную власть на местах

г) ликвидировать губернии и уезды

3. Расставьте в соответствии с численностью (начиная с самого многочисленного) народы, населявшие Российскую империю в конце XIX - начале XX в .:

а) белорусы б) евреи в) русские г) украинцы д) поляки

4. Какие мероприятия относятся к экономической и социальной политике советской власти в ноябре 1917- начале 1918 гг.?

А) национализация банков

Б) создание концессий с участием иностранного капитала

В) проведение в Петрограде Всероссийского демократического совещания

Г) создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)

Д) введение трудовой повинности

Е) принятие Декрета о гражданском брак и семье

5. Расположите в хронологической последовательности:

А. Принятие плана ГОЭЛРО.

Б. Решение о замене продразверстки продналогом.

В. Роспуск Учредительного собрания.

Г. Роспуск комитетов бедноты.

Д. Принятие Конституции РСФСР

Ответ_________________________

Ответ: _____________________________

7. По какому принципу образованы ряды?

А) Летний дворец, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Зимний дворец

Б) И.И. Вацетис, М.В.Фрунзе, А.И.Егоров, М.Н. Тухачевский

________________________________________________________________________________________________

В) «Кризис назрел», «Марксизм и восстание», «Большевики должны взять власть», «Советы постороннего»

________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы:

«Статья I

Его В-во Император Всероссийский и его Величество император французов, король Италийский обязуются действовать сообща как на суше, так и на море, либо одновременно на суше и на море во всякой войне, которую Франция или Россия была бы в необходимости предпринять или вести против любой европейской державы.

Все общие военные операции будут исполняться, но ни та, ни другая договаривающаяся сторона не может ни в коем случае вступать в переговоры о мире без участия или согласия другой стороны.

Статья III

Если Англия не примет посредничества России или, приняв таковое, не согласится до 1-го будущего ноября заключить мир, признав, что флаги всех держав должны пользоваться на морях одинаковою полною независимостью, и возратив завоевания, сделанные ею на счет Франции и ее союзников с 1805 года, когда Россия стала действовать сообща с нею, но в течение сказанного месяца ноября будет передана сент-джеймскому кабинету послом Его Величества Императора Всероссийского нота. В сей ноте будет заключаться... ясное объявление о том, что в случае отказа Англии заключить мир... Его Величество Император Всероссийский будет действовать заодно с Францией...»

1. Как называется наступательный и оборонительный союз, включающий эти статьи?

________________________________________________________________________________________________

2. Когда был заключен этот союз?

3. К каким последствиям для Российской империи привело заключение этого союза?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.

Из записок И.С. Конева

«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».

1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.

2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

курсивом.

гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.

ОТВЕТ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трагический день наступил ____________________, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ________________________________и 64 – я (командующий генерал ______________________) армии.

13.

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

1. 2.
3.

Ответ: Ответ: Ответ:

14. О ком идет речь?

а) Родился в 1656г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I.

Ответ______________

15. Историческое эссе

Критерии оценки эссе:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

История

11 класс

(120 минут) 2 вариант

1. Кому принадлежат эти слова?

«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием»

А) Н.С. Хрущев

Б) Г.М. Маленков

В) М.С. Горбачев

Г) Б.Н. Ельцин

2. В битве на реке Калке участвовали

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Витовт,Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

3. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?

    1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.

4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.

4. Особенностями древнерусского иконописания являются:

А) обратная перспектива

Б) пейзажный фон

В) лики святых, написанные с реальных людей

Г) ирреальный фон

Д) плоскостное, статичное изображение

5. Восстановите хронологическую последовательность:

А) основание Риги крестоносцами

Б) избрание нойона Темучина Чингисханом

В) взятие ханом Батыем Киева

Г) поход новгород-северского князя Игоря в половецкую степь

Д) восстание в Твери против баскаков

Ответ: ____________________________

6. Соотнесите храмы и историческую личность, в годы жизни которой они были построены:

Ответ: ________________

7. По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?

А) Л.Б. Каменев, Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, А.И.Рыков

________________________________________________________________________________________________

Б) Ништадский мир, Абоский мир, Ясский мир, Фридрихсгамский мир

_________________________________________________________________________________________________

В) Окольничий, стольник, наместник, стряпчий

_________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживает за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет и он весь двор платит».

1. Как называется документ, из которого взят отрывок? В годы правления какого князя документ был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

Личность императора (1, имя императора), правившего в (2, годы правления) неоднозначно оценивалась современниками. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». При нем роль (3, название учреждения) как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная в (4, год), была подменена разросшейся (5, название учреждения). Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны. Среди них особое место занимало (6, название учреждения) и приданный ему (7, название подразделения), осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. Император твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки (8, фамилия). Под его руководством были обобщены законы, принятые после (9, название свода законов) (10, год) г. Их опубликовали в (11, название публикации). Довольно остро во внутренней политике стоял крестьянский вопрос. В (12, год) был издан указ об (13, название социальной категории), который имел еще более ограниченный эффект, чем указ (14, год) о (15, название социальной категории).

10. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»

1. О каком сражении вспоминает маршал?

2. В каком году оно произошло?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:

10.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

10.2. Укажите, как называется данный исторический источник.

10.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

10.4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

10.5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оставиша.

ОТВЕТ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Заполните пробелы в тексте.

В самом начале ______________года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и___________ Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого________________. был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

13. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

3) примерное время их деятельности.

(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 9).

1. 2.
3.

Ответ: Ответ: Ответ:

14. Определение названия исторического источника

Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:

    Судебник 1497 г.

    «Великие Четьи - Минеи»

    «Домострой»

    «Юности честное зерцало»

15. Историческое эссе

1. «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка» (Н.М. Карамзин»

2. «Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам многострадального русского народа» (Н.И. Костомаров).

3. «...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить недолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории» (Н.М. Карамзин).

4. В своих политических оценках Иван Грозный следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть.» (Р.Г. Скрынников).

5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

6. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерения верховников огранчить самодержавие потерпело неудачу., почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? (Н.И. Павленко).

7. «Искусство классицизма сформировало новый тип героя - гражданина, патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы» (Ю.С. Рябцев).

8. «Мы сдались не перед внешними силами Западного союза, а перед нашим внутренним бессилием» (Ю.Ф. Самарин о Крымской войне)

9. «Находились ли они, союзники [ страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно нет. Но... (У. Черчиль).

10. «В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это. (Ф.Бурлацкий).

Критерии оценки эссе:

    Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

    Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

    Точность и аргументированность выводов.

    Логичность изложения материала.

Олимпиада по истории. Ответы 11 класс 15-16 гг.

п/п

1 вариант

2вариант

баллы

А) Перечислены архитектурные памятники Петербурга XVIII века.

Б) Перечислены полководцы Красной Армии времен Гражданской войны.

В) Перечислены статьи В.И. Ленина, посвященные подготовке и проведению вооруженного восстания.

А) А.И. Рыков – председатель СНК СССР (глава правительства). Остальные – председатели ВЦИК, ЦИК СССР (главы государства).

Б) Ясский мир- подписан с Турцией. Остальные со Швецией.

В) Наместник – должностное лицо, возглавлявшее местное управление.

Остальные – придворные чины.

1. Русско-французский договор о наступательном и оборонительном союзе.

3. Оформление русско-французского союза и раздел сфер влияния: Франция - Западная и Центральная Европа, Россия - Северная и Южная Европа; присоединение России к континентальной блокаде Англии; согласие России на создание герцогства Варшавского; ограничение присутствия России в Средиземном море и передача Франции Ионических островов, занятых русским флотом.

1) Судебник 1497 года. Иван III.

2) закрепощение крестьян

3) 1. Низкая производительность крестьянских хозяйств; 2. Постоянно увеличивающиеся расходя на поддержание обороноспособности страны; и как следствие: необходимость укрепления служилого дворянства; 3. Необходимость обеспечения господствующих слоев населения бесплатной рабочей силой, путем прикрепления крестьян к земле и феодалам и т. п.

1 Николай I

3 Государственный совет

6 Третье отделение

7 Корпус жандармов

8 М.М. Сперанский

9 Соборное Уложение

13 Обязанные крестьяне

15 Вольные хлебопашцы

1 Николай I

3 Государственный совет

5 Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

6 Третье отделение

7 Корпус жандармов

8 М.М. Сперанский

9 Соборное Уложение

11 Полное собрание законов Российской империи

13 Обязанные крестьяне

15 Вольные хлебопашцы

1) Курская битва, 1943 г.;

2) советские войска перешли в наступление, предварительно измотав противника в оборонительных боях

1) Битва за Берлин

4. Вторая половина XI в.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

2. Русская Правда (Принимаются ответы – Пространная Правда, Правда Ярославичей.)

3. Ярослав – великий князь Киевский (1019 – 1054). Гривна – денежно-счетная единица в Древней Руси.

4. Вторая половина XI в.

5. Окончательное изживание обычая кровной мести. Свидетельствует о распаде родовых отношений в процессе развития Древнерусского государства.

Итого макс. 10б.

Трагический день наступил 23 АВГУСТА 1942 ГОДА когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ЧУЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ и 64 – я (командующий генерал ШУМИЛОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ армии.

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и ПОЖАРСКИЙ. Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого ФЁДОР РОМАНОВ (ФИЛАРЕТ), был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

1) Анна Иоанновна (Романова),

2) императрица

3) первая половина XVIII в.

1) Г.К. Жуков

2) военачальник, маршал СССР

3) первая половина XХ в.

1) В.О. Ключевский

2) историк

1) Анна Иоанновна (Романова),

2) императрица

3) первая половина XVIII в.

1) Г.К. Жуков

2) военачальник, маршал СССР

3) первая половина XХ в.

1) В.О. Ключевский

2) историк

3) вторая половина XIХ – начало ХХ в.

Никита Демидов

Домострой

Критерии оценки эссе:

1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Точность и аргументированность выводов.

4. Логичность изложения материала.

Итого 14б.

Максимальный балл - 69

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения школьной олимпиады по истории

  1. Введение
  1. Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
  1. Цели проведения олимпиады:

а) Пропаганда исторических знаний и предмета «история».

б) Активизация творческих и познавательных способностей детей.

  1. Участники олимпиады:

Учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов.

  1. Время проведения олимпиады: октябрь, ноябрь.
  1. Структура олимпиады
  1. Олимпиада проводится в 2 или 3 тура, т.к. дает возможность использовать разнообразные формы заданий, полнее раскрыть способности учащихся.
  1. 1 тур – заочный: учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работы (исторические сочинения, эссе, рефераты …) на заданную тему. При проверке этого задания оценивается умение ученика самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы, готовить задания для проверки материала.
  1. 2 тур – очный или заочный (так называемая домашняя олимпиада). Выполняется письменная работа по решению исторических задач. Участниками 2 тура могут стать все желающие. При выполнении заданий 2 тура предполагается применение учащимися следующих умений и навыков: - соотносить даты и события истории с определенным хронологическим отрезком; - группировать события и явления истории по какому-либо признаку; - показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов истории; - выделять общее и различное в исторических событиях; - анализировать исторический источник; - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица и т.п.); - устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.
  1. 3 тур – очный (если есть возможность проведения).

Варианты:

  1. Игра для учащихся 5 – 9 классов «Непобедимая армада».
  2. Представление презентаций по заданным темам (7 – 9 классы), игра «Интеллектуальное казино» (5 – 6 классы, и могут участвовать учащиеся 7 класса, не создавшие презентаций).
  3. Защита исследовательских работ или диспут на заданную тему (8 – 9 классы) игра – 5–7 классы.
  1. Система оценки заданий
  1. При оценке отдельных заданий надо исходить из сложности вопроса и объема ответа. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа (да, нет, конкретная дата или имя). Такие ответы оцениваются в 1 балл те вопросы, которые развернутого ответа, обобщений, размышлений, аргументов, предлагается оценивать в диапазоне от 1 до 3 баллов либо от 1 до 5 баллов в зависимости от объема ответа. Есть вопросы – проблемные, на них нет однозначного ответа. Важно учитывать не совпадение позиции ученика с позицией учителя, а то, как он аргументирует свое мнение и насколько хорошо знает все точки зрения на проблему и умеет это изложить.
  2. Оценки, полученные в 1 и 2 турах, суммируются, и по сумме баллов определяется победитель.
  3. Оценки, полученные за задания в 1 и 2 турах, заносятся в ведомость «Результаты олимпиады» (Приложение № 1), где указывается количество участников.
  1. Победители олимпиады
  1. Используемая литература:
  1. Уткина Э.В. «Школьные олимпиады. История 5 – 9 классы». М.: Айрис-пресс, 2010

Приложение №1

Примерные вопросы по различным периодам истории

Олимпиада по ИДМ

2011 – 2012 уч. год

  1. Участники: учащиеся 5 класса
  1. Время проведения: октябрь
  1. Структура олимпиады: 2 тура

Тема «Один день из жизни родового старейшины».

Условия:

Критерии оценки:

До 5 баллов;

2 тур – очный – решение исторических задач: чтение и анализ текста; умения

Соотнести понятия и определения, проводить вычисления, располагать события

В хронологическом порядке.

Максимальное количество баллов – 33.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 48.

Олимпиада по истории, 5 класс

Раздел «Жизнь первобытных людей»

1 тур

  1. Соотнесите понятие с определением:
  1. Человеческое стадо А) обработка земли с помощью орудий труда;
  1. Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все

Необходимое брали у природы;

  1. Присваивающее

хозяйство В) коллектив древнейших людей;

  1. Производящее Г) условная точка, от которой ведется счет лет;

хозяйство

  1. Эра Д) хозяйство, при котором люди все необходимое

Для жизни производили сами;

  1. Родовая община Е) коллектив людей разумных, в котором жили

Родственники и все делали сообща.

  1. Решите задачи А, Б, В

(Чтобы облегчить решение задач, надо начертить «линию времени» и выставить указанные в условии даты, а затем продумывать решение).

А. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

Б. По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 году до н.э., а в 394 году н.э. император Феодосий 1 запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?

В. В 221 году до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

  1. Появление древнейших людей на Земле.
  2. Возникновение земледелия и скотоводства.
  3. Овладение огнем.
  4. Появление «человека разумного».
  5. Появление родовой общины.
  1. Исправьте ошибки в тексте.

Родовые общины были большими. Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили племенные старейшины и уважаемые вожди. Они собирались на совет старейших. Самый главный из них становился старейшиной. Старейшины племени избирали его на общем собрании.

  1. Прочтите отрывок текста и ответьте на вопросы:

Искусство – это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения. У животных искусства нет. Древнейший человек тоже не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Искусство возникло у «человека разумного». Но неужели он творил просто ради развлечения?

Некоторые ученые считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Другие ученые считали, что для наших далеких предков произведения искусства имели особый смысл.

Вопросы:

  1. Что такое искусство?
  2. Почему древнейший человек не создавал произведений искусства?
  3. Какие мнения ученых существуют о причине занятия искусством людей разумных?

Олимпиада по ИСВ

2011 – 2012 уч. год

  1. Участники: учащиеся 6 класса
  1. Время проведения: октябрь
  1. Структура олимпиады: 2 тура

1 тур – заочный – творческая работа.

Задание «Имитация исторического источника».

Тема «Один день из жизни средневековой монахини».

Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,

Смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов;

Оформление: рисунки, шрифт … - до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 15 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат,

Проведение вычислений, расположение событий в хронологическом порядке,

Заполнение таблицы, определение исторического лица по его характеристике,

Чтение и анализ текста.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 44.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 59.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по истории, 6 класс

Раздел «Живое средневековье» (гл. 1, 2)

1 тур

  1. Соотнесите даты с событиями:
  1. 500 г. А) Образование священной Римской империи.
  2. 800 г. Б) Возникновение государства франков.
  3. 843 г. В) Верденский договор о разделе империи Карла Великого
  4. 962 г. Г) Провозглашение Карла Великого императором.
  1. Решите задачу А, Б

(Начертите «линию времени», выставьте указанные в условии даты, а затем продумывайте решение).

А. Гай Юлий Цезарь погиб в44 году до н.э. в возрасте 56 лет. В каком году он родился?

Б. Арабское государство образовалось в 630 году н.э. Сколько лет ему было бы в этом году?

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Падение Западной Римской империи, окончание истории Древнего мира.
  2. Великое переселение народов.
  3. Создание Хлодвигом Франкского королевства.
  4. Появление бенефиция.
  5. Феодальная раздробленность в Европе.
  1. Из предложенного списка имен королей Франкского государства составьте таблицу «Династии королевские».

Короли: Карл Толстый, Хлодвиг, Хлоторь, Гуго Капет, Карл Мартелл, Людовик Ленивый, Карл Великий, Пипин Короткий, Хильдерик.

  1. Объясните значение слов:

Феод, бенефиций, крупные землевладельцы, феодал, феодальная раздробленность, сеньор.

  1. Исторический портрет.

О ком идет речь? – на карточках

№ 1

№ 7

  1. Исправьте ошибки в тексте.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался герцог: он был высшим судьей в спорах между ними; а во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати – герцогов и графов. В их владениях насчитывались 1 – 2 деревни, они распоряжались маленькими отрядами воинов. Ниже стояли бароны и виконты – сеньоры герцогов и графов.

Примечание - к заданию № 6.

№ 1. Применяя подкупы, предательство и насилие, он истребил других военных вождей, вместе с которыми завоевывал Галлию. Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников. И таким образом, он стал королем – единственным верховным правителем государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны. Король передавал власть по наследству своим сыновьям. Действия против короля наказывались смертью.

№ 7.

Войско этого короля совершило поход в Испанию. Война с арабами для него была неудачной, и франкам пришлось отступить. Отход войска прикрывал маленький отряд во главе с племянником – графом Роландом. В суровых Пиренейских горах отряд попал в засаду и был полностью перебит в ожесточенном бою с местными жителями-басками.

Олимпиада по новой истории, 7 класс

(2011 – 2012 уч. год)

  1. Участники – учащиеся 7 класса
  1. Время проведения – октябрь
  1. Структура олимпиады – 2 тура

1 тур – заочный – творческая работа.

Задание «Историческое сочинение».

Тема «Дневник русского путешественника по Европе в эпоху Реформации» (с 1517 г. возможно описание одного или нескольких дней; причина: недостаточное количество времени для объемной работы – 2 дня на 1 и 2 тур).

Условия: написать рассказ о событиях, связанных с процессом Реформации от лица русского путешественника.

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов;

Литературный стиль близок к эпохе – до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 20 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: располагать события в хронологическом порядке, объяснить значение терминов, определить, о ком из исторических лиц идет речь, соотносить события с историческими датами, чтение и анализ источников, решение проблемного вопроса.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 61.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 81.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по истории, 7 класс

(Новая история, глава 1)

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Аугсбургский религиозный мир.
  2. Реформация в Европе (начало).
  3. Великие географические открытия.
  4. Тридентский собор.
  5. Религиозные войны в Германии.
  1. Объясните значение слов:

Мануфактура, капитал, биржа, банк, рассеянная мануфактура, протестанты.

  1. Исторический портрет (укажите, о ком идет речь, выбрав из предложенных имен исторических деятелей: Джордано Бруно, Карл Пятый, Николай Коперник, Мартин Лютер, Христофор Колумб, Фернан Магеллан).

А) Быть императором в эпоху перемен сложно, особенно во время начала Реформации в Германии, когда вся страна оказалась ввергнутой в вооруженное противостояние, когда император в 1529 году подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства …

Б) Этот ученый при помощи сложных вычислений сделал вывод: Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси…. В 1543 году вышла его книга «О вращении небесных сфер», но он был уже при смерти. … Сегодня никто не знает, где его могила.

В) Осенью 1519 года из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах его эскадра отправилась на поиски пути к «островам пряностей», идя на запад и обогнув новый континент … Открыли новый океан, назвав его Тихим … Плавание продолжалось 4 месяца.

  1. Соотнесите события с историческими датами:

1) Начало Реформации А) 1492 год

2) Экспедиция Бартоломеу Диаша Б) 1488 год

3) Открытие Нового Света В) 1517 год

Христофором Колумбом

  1. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери»

(1597) Томаса Делони

В горнице просторной и длинной

Стояло двести станков, прочных и крепких:

На этих станках – истинная правда –

Работали двести человек,

Все в одну шеренгу.

Возле каждого из них

Сидело по прелестному мальчику,

Которые с большим восторгом

Приготовляли челноки.

А тут же в другом помещении

Сто женщин без устали чесали шерсть,

С радостным видом и звонко

Распевая песни.

В следующей комнате, находившейся возле,

Работали сто девушек в красных юбках,

С белыми, как молоко,

Платками на головах.

Эти прелестные девушки не переставая пряли

В этой горнице весь день, распевая нежно-пренежно

После этого они вошли в другую комнату,

Где увидели бедно одетых детей:

Все они сидели и щипали шерсть,

Отбирая самую тонкую от грубой;

Всех их было полтораста, детей бедных,

Слабых родителей;

В награду за свои труды каждый получал вечером

По одному пенни, кроме того,

Что они выпьют и съедят за день,

Что было для этих бедных людей

Немаловажным подспорьем.

В следующем помещении он видит

Еще пятьдесят молодцов:

Это были стригали, показывавшие здесь

Свое искусство и умение.

Тут же, возле них, работали

Целых восемьдесят гладильщиков.

Кроме того, он имел еще красильню,

При которой держал сорок человек,

Да еще на сукновальне двадцать.

Определите, к какому типу предприятия относилось предприятие Джека из

Ньюбери. Найдите в тексте черты предприятия нового типа, указывающие

На его отличия от мастерской ремесленника. Подсчитайте, сколько человек

Работало на этом предприятии.

  1. Проблемный вопрос:

Какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чем вы видите причины того, что лютеранская церковь существует в 21 веке?

Олимпиада по Новой истории, 8 класс

(2011 – 2012 уч. год)

  1. Участники – учащиеся 8 класса
  1. Время проведения – октябрь
  1. Структура олимпиады – 2 тура

1 тур – заочный – творческое задание: составить текст с ошибками по указанной теме.

Темы:

  1. «Англия: сложный путь к величию и процветанию»
  2. «Объединение Италии»
  3. «Германия: на пути к единству».

Условия: из 5 – 8 предложений составить текст, имеющий логическую последовательность изложения, дающий общее представление о происходящих событиях в стране.

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 10 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат; определение исторического лица по его характеристике; расположение событий в хронологическом порядке; объяснение значений терминов, чтение и анализ источника, решение проблемного вопроса.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 40.

Общий максимальный балл (1 и 2 туры) – 50.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по Новой истории

8 класс

  1. Соотнесите события с датой:
  1. 1799 – 1804 гг. А) Первая империя во Франции
  2. 1804 г. Б) Поход Наполеона в Россию
  3. 1804 – 1814 гг. В) Период консульства во Франции
  4. 1812 г. Г) Наполеон Бонапарт становится

«императором французов»

  1. 1848 – 1849 гг. Д) Революции в Европе («весна народов»)
  1. Исторический портрет (из предложенных имен определите, о ком идет речь).

А. Стал известен во время Великой французской революции. После переворота 18 – 19 брюмера 1789 года стал главой Французского государства. Занимался восстановлением экономики Франции. При нем у Франции была активная внешняя политика, воевала с Россией.

Б. Эпоху с 1837 по 1901 года В Англии называют по имени этой королевы. Англия в годы ее правления стала «мастерской мира», создает свою колониальную империю.

Политические деятели: Фуше, Наполеон Бонапарт, Эммелина Панкхорст, Виктория.

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Разгром империи Наполеона
  2. Объединение Италии
  3. Восстановление династии Бурбонов во Франции
  4. Революции 1848 – 49 гг. в Европе
  5. Деятельность Бисмарка по объединению Германии.
  1. Объясните значение слов:

Капитализм, конкуренция, либерализм, индустриальное общество.

  1. Работа с документом.

Задание: прочитайте документ и сделайте вывод об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией.

Из докладной генерала Трошю

(Извлечения)

Генерал Трошю, начальник парижского гарнизона в начале франко-прусской войны, писал о мобилизации солдат: «… С минуты объявления войны сухим путем и морем, в вагонах и на судах, постепенно и хаотично приводятся в движение сформированные части войск, интендантские склады, продовольственные запасы и т.п., загромождая все пути, они скучиваются в огромном числе и совершенно случайно –

в том или другом пункте. Каждому отряду, который высаживаются всегда с недостатками в снаряжении ив беспорядке, какой только возможно представить, говорили: «Разберитесь» - и отряд тут же беспечно отправлялся навстречу неприятелю с этой чисто французской формулой … Не успели еще разобраться, как неприятель нагрянул огромными массами и застал все в невообразимом хаосе».

  1. Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему в европейской истории первых двух третей

19 века движения протеста и революции были частым явлением?

Почему в Англии, в отличие от Европейского континента, движения протеста не перерастали в революции?


1. Знаменитая пещера на Урале, известная, благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита:

А) Альтамира
Б) Каповая
В) Ласко
Г) Мамонтовая Курья
Д) Медвежья

2. Восточнославянские племена, ставшие в будущем основным населением Владимиро-Суздальского княжества:

А) Вятичи, кривичи
Б) Волыняне, поляне
В) Голядь, тиверцы
Г) Древляне, северяне
Д) Словене, мурома

3. Русские воины герои Куликовской битвы:

А) Евпатий Коловрат
Б) Александр Пересвет
В) Родион Ослябя
Г) Гаврила Олексич
Д) Микула Селянинович

4.

1) Архангельск основан по указу Ивана Грозного
2) Семен Дежнев был современником царя Алексея Михайловича
3) Медный бунт произошел при Петре I
4) Опричное войско возглавлял Борис Годунов
5) Засадным полком в Куликовской битве командовал воевода Боброк Волынский

5. Соотнесите имя князя и его прозвище. Во втором перечне есть лишнее Прозвище

Князь

Прозвище

Олег

Мудрый

Святополк Владимирович

Большое гнездо

Ярослав Владимирович

Красное Солнышко

Всеволод Владимирович

Вещий

Дмитрий Юрьевич

Окаянный

Шемяка

6. Соотнесите даты и события:

Дата

События

1097

Стоглавый собор

1462-1505

Принятие Новоторгового устава

1551

Устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову

1667

Княжение Ивана III

1700

Любечский съезд князей

7. Укажите исторические термины, которые объяснены неточно:

1) Барщина – повинность, отбываемая крепостными в пользу помещика.
2) Путь «из варяг в греки» – направления грабительских походов варягов/норманнов.
3) Закупы - категория вольного населения Древней Руси.
4) Коллегии — органы управления в Российской империи в XVIII веке.
5) Стрельцы – телохранители императора России.
6) Соха – единица податного обложения на Руси в XIII — XVII веках.
7) Стольник – слуга, обслуживающий князя или царя.
8) Тюфяк – пушки, оборонявшие Москву от войск хана Тохтамыша.
9) Чудь – древнерусское название ряда сибирских племён и народов.

8. Верно ли, что: (ответом должно быть слово «да» или «нет»)

1) Шапка Мономаха подарена ханом Батыем Ивану Калите.
2) Псков был самостоятельным государством до 1510 г.
3) Василия Шуйского насильно постригли в монахи в 1610 г.
4) Первый морской корабль в России построил царь Петр I.
5) «Древняя Российская история» написана М.В.Ломоносовым.
6) А.В. Суворов – первый полный Георгиевский кавалер.
7) Царское Село — загородная царская резиденция с XVIII века.
8) И.П.Кулибин изобрел артиллерийское орудие « Единорог».

9. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ Существовали в XVI веке:

1) Государственный Совет
2) Сенат
3) Приказы
4) Земские соборы
5) Боярская дума

10. Расставьте в хронологической последовательности сражения Северной войны 1700-1721 гг.

1. Полтавская битва
2. Сражение при Лесной
3. Поражение русских войск под Нарвой
4. Победа русского флота при Гангуте
5. Взятие крепости Нотебург (Орешек)

11. Перед вами выдающиеся деятели российской истории, по сделанным подсказкам напишите их имена и фамилии

1. 2. 3. 4. 5.

1. «Полудержавный властелин», герцог Ижорский.
2.«Бунтовщик похуже Пугачева», писатель.
3. Основатель города Перми, российский историк.
4.«Перун кагульских берегов», граф Задунайский.
5. Первая женщина в мире, которая управляла Академией наук.

Работа с картой

12. Внимательно изучите карту и ответьте на вопросы

  1. Какой исторический период Российской истории отражает материал карты?
  2. Перечислите военные действия, нанесенные на карту?
  3. Назовите исторических лиц, связанных с военными действиями, нанесенными на карту?
  4. Назовите населенные пункты, известные важнейшими событиями этого исторического периода?

Ответы

п/п

Ответ

Б, В

Верно

Неверно

1, 2, 5

3, 4

А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-6

А-5, Б-4, В-1, Г-2, Д-3

2, 3, 5, 7, 9

Верно

Неверно

2, 3, 5, 7

1, 4, 6, 8

1, 2

3, 5, 1, 2, 4

1. А.Д.Меншиков

2. А.Н.Радищев

3. В.Н.Татищев

4. П.А.Румянцев

5. Е.Р. Дашкова

1. Конец Смутного времени (1610-1613) или Смутное время (1598 -1613)

2. А) Вторжения шведских войск; Б) Движение 2-го ополчения к Москве.

3. Лжедмитрий II (Тушинский вор), Василий Шуйский, К.Минин, Д.Пожарский, Я. Делагарди, К.Хоткевич

4. Москва, Нижний Новгород, Тушино, Ярославль, Троице-Сергиев монастырь, Кострома, Новгород.

Вконтакте

Материал, представленный в этом разделе, — это примеры олимпиадных заданий, который подготовлен для подготовки учеников 6 класса к олимпиаде по истории России. Мы предлагаем школьникам использовать данные задания в качестве тренажера, который поможет им углубить и систематизировать знания, полученные ими на уроках.

Учителя могут скопировать и распечатать задания для проведения пробной олимпиады на уроке. Проверить и оценить результаты учащихся 6 класса вы сможете в считаные минуты, ведь ко всем заданиям олимпиады по истории России указаны ответы и решения.

Олимпиада по истории России 6 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:
А) необходимость отпора внешним врагам
Б) тесные экономические связи между славянскими племенами
В) принятие христианства
Г) Великое переселение народов

2. Холоп в Древней Руси - это:
А) крестьянин общинник, зависимый от князя
Б) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду
В) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам
Г) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

3. Высказывание Н.М.Карамзина: «Сей князь, названный Церковью
Равноапостольным, заслуживает в истории имя Великого» - посвящено
А) Святославу
Б) Владимиру
В) Ярославу Мудрому
Г Владимиру Мономаху

4. Свод законов в Древнерусском государстве назывался:
А) Салическая правда
Б) Русская Правда
В) Стоглав
Г) Судебник

5. Литературный памятник XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц:
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Домострой»
В) «Слово о погибели земли Русской»
Г) «Поучение детям»

6. Ряд дат, связанный с борьбой русского народа против немецких и шведских рыцарей, - это:
А) 1237 г., 1238 г.
Б) 1240 г., 1242 г.
В) 1243 г., 1252 г.
Г) 1262 г., 1263 г.

7. Одним из итогов правления Ивана Калиты было:
А) превращение Московского княжества в одноиз сильнейших на Руси
Б) избавление от ордынского ига
В) прекращение княжеских усобиц в Русской земле
Г) образование единого Русского государства

8. Формирование единой территории Российского централизованного государства в основном было завершено при:
А) Василий I
Б) Иване III
В) Василии II Темном
Г) Иване IV Грозном

9. Территория, на которой в середине XVI в. сохранялось управление Земского собора и Боярской думы, называлась:
А) удел
Б) опричнина
В) земщина
Г) посад

10. Самая известная работа Андрея Рублева:
А) икона Донской Богоматери
Б) иконная картина «Церковь воинствующая»
В) «Троица»
Г) роспись стен Благовещенского собора в Московском Кремле

Открытые вопросы

Вопрос 1
В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.
Укажите какие из перечисленных повинностей составляют барщину, а какие — оброк?

Вопрос 2
Расположите в хронологической последовательности нижеперечисленные
изобретения.
1) Очки
2) Стеклянное зеркало
3) Шахматы
4) Зубная щетка
5) Папирус
6) Вилка
7) Пушка

Вопрос 3
Установите соответствие между старославянским названием месяца и
современным названием.

Старославянское название.
1. серпень 2. вересень 3. березозол 4. студень 5. сечень 6. липец 7. травень 8. лютый 9. листопад 10. червень 11. цветень 12. грудень

Современные названия
А. январь Б. февраль В. март Г. апрель Д. май Е. июнь Ж. июль З. август И. сентябрь К. октябрь Л. ноябрь М. декабрь

Вопрос 4
Внимательно прочитайте фрагмент произведения русской литературы. Определите, из какого произведения взят этот отрывок
«…Прѣжде законъ, ти по томь благодѣть, прѣжде стѣнь, ти по томь истина. Образъ же
закону и благодѣти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа прѣжде, ти
потомь свободнаа, да разумѣеть, иже чтеть!…»

Вопрос 5
Расставьте перечисленные ниже имена князей в последовательности увеличения
срока их правления (от самого маленького к самому большому). Речь идет или о
княжении в Киеве или в соответствующем случае в Москве или Владимире.
1) Дмитрий Донской
2) Ярослав Мудрый
3) Андрей Боголюбский
4) Мстислав Великий
5) Иван Красный
6) Иван III
7) Святополк Окаянный