Настольная игра master of orion дополнение. Обзор настольной игры Master of Orion — так же интересно, как и на компьютере! Описание и сюжет игры

Настольная игра

Кол-во игроков
От 2 до 4

Время партии
От 40 до 60 минут

Сложность игры
Средняя

Стратегическая космическая настолка, которая была создана по одноименной компьютерной игре в 1993 году. Вам предстоит возглавить одну из цивилизаций и стать правителем галактики, так как человечеству необходим новый дом. Вы можете исследовать космос, строить и развивать колонии, заниматься торговлей и все это для того чтобы привести ваш народ к победе. Настольная игра Master of Orion очень динамическая, яркая и сбалансированная.

Цель настольной игры Настольная игра Master of Orion:

Необходимо набрать наибольшее количество очков в конце партии. И поздравляем правителя галактики!

Игроки очки получают за:

  • эффекты карт
  • успешные атаки соперников
  • сооружения в ваших системах
  • лояльность цивилизации
    ВАЖНО! Если у вас отрицательная лояльность, но очки отнимаются.

Партия завершается выполнив одной из трех условий:

  • завершился восьмой раунд
  • в конце раунда у одного из игроков в каждой системе пять карт
  • в конце раунда лояльность цивилизации 0 или ниже

Настольная игра Master of Orion: правила игры

Настольная игра Master of Orion длится максимум восемь раундов. Один раунд состоит из 3-х фаз, которые идут по порядку:

1. Фаза: Подготовка.

  • Получение ресурсов. Каждый из игроков получает ресурсы, которые изображены в верхней части его карточки. При получении ресурса вы перемещаете кубик на своем счетчике ресурсов. ВАЖНО! Запрещается иметь больше ресурсов, чем есть делений на вашем счетчике.
  • Определения уровня мобилизации и получения действия. Здесь определяется количество действий, которые может выполнить ваша цивилизация в данном раунде. Уровень мобилизации же может быть: низким, средним и высоким. При низком вы получаете наименьшее количество действий, но приобретает лояльность, при высоком – наоборот.
  • Эффекты. Игроки по очереди используют все свои эффекты обозначенные на карточках.

2. Фаза: Действия.

В данной фазе все игроки по очереди выполняют свои действия. Первый игрок выполняет одно действие, второй игрок выполняет одно действие и так ход действий передается по кругу, пока все игроки не потратят свои кубики действий.

  • Строительство - можете построить сооружение. Стоимость сооружения оплачивается, а сама карта выкладывается на стол в одну из ваших систем, либо основывается новая по вашему усмотрению.
  • Эксплуатация - вы можете сбросить одну из ваших карт с руки и получить за нее новую карту или ресурсы. Все зависит от цвета сбрасываемой карты:
    • 1. серая карта - 4 карты берете и оставляете 3 из них
    • 2. синяя карта - берете 3 продовольствия
    • 3. красная карта - берете 2 флота
    • 4. золотая карта - берете 1 производство
    • 3. Исследование - можете взять 2 карты с колоды
  • Активация - вы можете запустить эффект специальной карты с символом «Активация». Некоторые эффекты необходимо будет оплатить, некоторые активируется без оплаты.
  • Атака. Для атаки на другого игрока, вам предстоит с начало объявить о войне – бросив кубик. Вы можете напасть на соперника от 1 до 3 раз, в зависимости от количества соперников. Вы можете атаковать только в том случает если у вас и у соперника одинаковое количество флота или ваш флот превосходит. Не забывайте также что необходимо будет заплатить за атаку ресурсами. После нападения лояльность падает на одну единицу, а нападающий получает 2 очка.
  • Торговля - вы можете обменять свои ресурсы по рыночной стоимости. Ресурсы выше 9 пропадают.
  • Пропаганда - повышается лояльность вашей цивилизации, только один раз за весь раунд. Лояльность может быть выше 10.
  • Сделка - вы можете нанять советника. Вы сбрасываете любые три карты и берете одного из советников. ВАЖНО! У вас может быть только один советник. Если же вы хотите взять другого, то сбрасываете первого. Все советники дают уникальные бонусы и свойства.

3. Фаза: Завершение раунда.

  • Проверяется на конец игры. Настольная игра Master of Orion завершается в трех из выше перечисленных условий.
  • Сбрасываются кубики в резерв
  • Сбрасываются до пяти карт
  • Ход передается следующему игроку по кругу.

Покорение галактики дело тернистое, нахрапом не возьмёшь, стоит потренироваться для начала. «Master of Orion: Настольная игра» предлагает пройти экспресс-курс молодого бойца — развить небольшую цивилизацию и освоить несколько систем в сжатые сроки, без дальних командировок и погружения в проблему с головой. Лайт-стратегия на космическую тему с элементами евро и карточной механики. В обзоре о плюсах и минусах игры.

Коробка игры

Как играть?

Карточная игра с элементами евро. Загнана в жанровые рамки весьма жестко – концентрат из 2 механик.

Внутри коробки

Карты разыгрываем с руки, складываем в четыре стопки (системы), каждая стопка не должна превышать 5 карт. Верхняя – активная, её можно использовать во время хода, те, что под ней теряют активность и приносят только ресурсы (отображены на значке справа вверху).

Четыре стопки — четыре системы. Верхняя карта каждой системы активная, остальные служат для получения ресурсов.

В начале раунда «получаем» ресурсы, отмечая их на личном планшете. Шкала ресурсов поделена на 3 уровня. В зависимости от того, к какому приблизился маркер, игрок получает количество действий (рабочих) и дополнительные бонусы, либо штрафы.

Помимо ресурсов на планшете отмечены «зоны действий» — на них можно выставить «рабочих», а также памятка по основным моментам игры – очень удобно.

Планшет игрока

Действий предостаточно для того, чтобы эффективно и содержательно отыграть партию в различных условиях. Действия на выбор:

Игра длится 8 раундов или до момента, когда уровень лояльности любого играющего не дойдёт до нуля и ниже, либо кто-то не застроит под завязку 4 системы.

Впечатления

Позитив

Простота и легкость освоения

Игра простая, целостная и завершённая, плюс отлично проработанные правила, которые не оставляют вопросов. Время на освоение — 30 минут, непринужденно. Особой подготовки не требует, колода изучается на ходу. Идеальный гейтвей, как вводная игра обладает отличными качествами, чтобы дать представление как о жанре, так и интересно провести время в компании, которая с настольными играми особо не знакома.

Быстрые и содержательные партии

Время партии в «Master of Orion» 30-40 минут на троих. Темп выдержан, скучать не приходится. Стратегические и тактические решения присутсвуют, но в глубины не нырнуть – всё на поверхности. Кому-то это в плюс, кому-то в минус, но большего от игры ждать не нужно, это лайт-стратегия.

Реиграбельность

Партии увлекательные – карты затягивают, их приятно изучать, евро-движок интересно крутить. Энтузиазм держится около 10 партий, дальше на спад. По мне так весьма неплохой результат:

  • Во-первых, хочется переиграть за все расы, так как у каждой есть свои особенности. Одни заточены на войну, другие на исследования, третьи на экономику и т.п.
  • Во-вторых, сначала стремишься использовать карты, которые дают моментальный эффект, затем, интересно использовать максимальное число карт с ячейками действий, что продлевает интерес к игре.

Расы с различными способностями

Взаимодействие, конфликтность

По взаимодействию игра напоминает евро, то есть общение между участниками минимизировано. У вас есть 2 варианта обратиться к сопернику:

  • Напасть – прямая агрессия, но это не война, а короткая стычка, дающая вам гарантированные ПО и отнимающие у соперника лояльность. Ничего эпического в такой атаке нет.
  • Использовать карты — как правило, вы ограничиваете соперника в действиях, заставляете сбросить карты с руки, убрать ресурсы или лояльность. Вред иногда получается более значимый, чем в результате предыдущего способа.

Первый вариант применяется часто, второй, хоть и более эффективный, зависит от большего числа условий, пользоваться им систематически по этой причине сложнее.

Для любителей евро, уровень конфликтности выше среднего, для тех, кто привык «по жестче», возможно, что взаимодействие будет еле заметным.

Многопользовательский режим и дуэльный вариант

Играли составом 2, 3 ии 4 человека – всё отлично. Характер игры не меняется.

Вопреки ожиданиям, в дуэльном варианте, нет жёсткого расчета — рандомность карт и отсутствие необходимости взаимодействовать не позволяют этого делать. Было подозрение, что выйдет что-то похожее на «», но нет, игра держит заявленную планку.

Полным составом (4 участника) было опасение, что будут даунтаймы (ожидание хода), но на деле процесс идёт так же шустро, как и при игре втроём.

Эргономика и иконографика

У «Master of Orion: Настольная игра» удобный дизайн — простотой, наглядный и практичный. Планшет игрока и вовсе идеален – совмещает информативность и функциональность. «Интерфейс» вызывает уважение.

Советники

Фан

Игра фановая. Прокачка ресурсов и подбор комбинаций приносит должное удовольствие. Интерес держит не только момент изучения карт и их ввод (карты, как раз, не балуют разнообразием), сколько регулирование получаемых ресурсов. По условиям, участники в начале раунда проверяют уровень мобилизации и в зависимости от результат распределяются кубики действий, получают бонусы и штрафы. Это придаёт определенную остроту происходящему и заставляет не просто «обогащаться», добывая всё новые и новые ресурсы, но и в какой-то момент ограничивать себя – тратя или, наоборот, оставляя накопленное на следующий раунд.

Игра помогает отстающим участникам – протягивает «руку помощи» в виде дополнительной карты и, наоборот, «приостанавливает» успешных игроков, «тормозя» их штрафами. Игра выступает как невидимый судья, контролирующий участников и дающий шанс отстающим всякий раз, когда начинается новый раунд. «Большой брат», в лице самой игры, позволяет ощутить взаимодействие больше, чем реальные игроки))).

Негатив

Разнообразие карт и специфика их комбинации

Колода не отличается разнообразием. Для игры начального уровня это и не требуется, есть надежда на допы, но с ними, как мне кажется, затянули. Игра хоть и интересная, но удерживает внимание недолго, то есть, это тот случай, когда доп целесообразно предлагать по горячим следам. По крайней мере, если идти по самому легкому и очевидному пути – вводить новые карты. Чем больше проходит времени, тем меньше интереса в новых картах, а больше необходимости в переработке механики, например, увеличение взаимодействия, а это уже сложнее.

Рандом

Многое зависит от прихода карт. Обычное дело для карточной игры на собирание руки, но серьёзная обуза для евро. В итоге какие-то партии всё работает и крутится с нужной скоростью, а какие-то временно «зависает» из-за систематического прихода «несвоевременных» карт.

Сеттинг и арт

С компьютерной игрой, к которой отсылает коробка, не знаком, но сам игровой процесс не вызывает никаких ассоциаций. Иллюстрации также достаточно просты, то есть они формально есть, но не способствуют атмосфере. Сам игровой процесс весьма абстрактен.

Качество

Серьёзная претензия только к картам – протекторы необходимость.

Мнение

«Master of Orion: Настольная игра» — отличная лайт-стратегия, концентрат из евро и карт. Хороший продукт для утоления чувства настольного голода, идеально подходит для аппетитного перекуса на скорую руку, иногда можно предложить в качестве лёгкой закуски и за праздничным столом. Рекомендую всем начинающим и увлечённым.

Плюсы

  • Простота освоения.
  • Лёгкость игрового процесса.
  • Быстрые и динамичные партии
  • Реиграбельность
  • Микс евро и карточного движков.
  • Умеренная конфликтность
  • Отлично играется любым заявленным составом (2-4 человека).
  • Продуманный дизайн.
  • Игра фановая.

Минусы

  • Карты не отличаются разнообразием, комбы просты и малочисленны.
  • Рандомность прихода карт в руку может «тормозить» игру.
  • Сеттинг и арт не создают атмосферы, хотя выполнены на хорошем уровне. Возможно, проблема в сухости самой механики, где не нашлось места для нужной воображению детализации.
  • Качество карт.

«Master of Orion» – настольная версия легендарной компьютерной игры, стоявшей у истоков развития галактических стратегий, да и вообще стратегических игр "космического" направления.

На упаковке игры, как и положено космической стратегии - звездолеты и планеты, все очень стильно

Описание и сюжет игры

Можно выбрать ту расу, которая вам более симпатична или чья стратегия вам больше по душе

«Master of Orion» (в переводе – «Повелитель или Хозяин Ориона») название игры и, одновременно, игровой вселенной.

Сюжет вполне традиционен для данной вселенной - люди, выйдя за пределы родной звездной системы, осваивают просторы Млечного пути и узнают, что в космосе обитают и другие расы. У каждой из них свои способы достижения целей, но главная цель одна – процветание и установление гегемонии в Галактике Млечный Путь.

Человечеству, для того, что бы выжить, предстоит лавировать между воинственными, скрытными и умными соседями, находить с ними общий язык, манипулировать, делиться технологиями или пытаться победить в столкновении звездных эскадр.

Но не обязательно играть за людей. Можно выбрать ту расу, которая вам более симпатична или чья стратегия вам больше по душе. Брать силой – или дипломатией. Хитростью – или умом. И решать судьбы галактики.

Расы, встречающиеся в игре:

Девиз: «Хочешь мира – готовься к войне». Недавно вышли на политическую арену галактического масштаба и теперь всеми силами налаживают отношения с другими расами. Но и космический флот держат наготове.
Алкари. Девиз: «Один род под сенью богов». Воинственные религиозные птицеподобные фанатики. Нет ничего легче, чем спровоцировать их на развязывание войны.
Псилоны. Девиз: «Здравый смысл превыше всего». Лучшие ученые и исследователи в галактике и самая миролюбивая раса.

Игровые карты

Меклары. Девиз: «Единство разума и машины». Машины, когда-то восставшие против своих органических создателей и поработившие их. Ими движет холодный расчет и их цель – поиск бесконечного источника энергии.
Дарлоки. Девиз: «Мы действуем из тени». Известны своей вероломностью и скрытностью. Могут копировать чужую внешность, промышляют шпионажем и воровством технологий.
Булрати. Девиз «Защищая кротость, сокрушая слабость». Медведеподобные защитники окружающей среды, жестокие и агрессивные.
Мрршаны. Девиз: «Нет чести выше, чем смерть в бою». Изящные и независимые, как кошки, на которых они похожи, ставят охоту превыше всего, какой бы сильной ни была намеченная жертва.

Что в наборе?

В комплект «Повелитель Ориона» входят:

  1. Поле, на котором подсчитываются очки и раунды.
  2. Планшеты цивилизаций. Они двусторонние: с одной стороны люди, с другой – одна из 6 рас, участвующих в игре, по планшету на каждую (создатели взяли только часть рас из компьютерной версии «Мастер оф Орион»). На них есть основная информация о расе: внешний вид, название, базовые игровые качества, шкала лояльности, счетчики продуктов, флотов, построек, доступные эффекты.
  3. Карты сооружений – 90 штук. На них указано, что необходимо для постройки и какие «плюшки» она дает.
  4. Карты советников – 8 штук.
  5. Жетон первого игрока.
  6. Двусторонние жетоны лояльности с отметками «–1» и «–3» – 10 штук.
  7. Жетоны «+50/+100 очков» – 4 штуки.
  8. Жетон раунда
  9. Деревянные кубики – по 15 штук 4 цветов.
  10. Буклет с правилами – красочный, подробно иллюстрированный, освещающий все аспекты игры.

Правила и ход игры

Подготовка к игре

В партии участвуют до 4 игроков. Перед ее началом каждый выбирает себе кубики одного цвета, а также расу, планшет которой кладет перед собой.

Игроки ставят на стартовые позиции счетчиков ресурсов по одному кубику. Эти позиции выделены кружком и разные у всех рас. Еще кубик размещается на верхнем делении шкалы лояльности, на отметке «10».

Потом все участники помещают по одному кубику на нулевую точку счетчика очков, а жетон для подсчета раундов – на первую секцию линейки раундов. Оставшиеся кубики формируют резерв игрока и ложатся рядом с его планшетом.

Колоды перетасовываются отдельно друг от друга. Из колоды советников вынимают пять карт и выкладывают в центр стола, а остальные убирают в коробку – в текущей партии они не понадобятся. Колоду сооружений кладут так же в центр стола, и каждый берет на руку по пять карт. Если они не нравятся, одну или несколько можно сбросить и набрать новые, но только один раз.

Жетон первого игрока получает тот, кто последним играл в «Master of Orion» на компьютере (да, эта настольная игра в первую очередь предназначена для фанатов).

Основные понятия

  • Первый игрок. С него начинается ход и разыгрывание всех действий. В конце раунда жетон первого игрока передается против часовой стрелки.
  • Карты игрока. Ими считаются только те, что лежат на столе, то есть готовые строения и нанятые советники.
  • Система. Строения объединяются в системы (до четырех систем до пяти карт в каждой). Карты в них кладутся одна на другую, со смещением вниз. Та, что лежит наверху, считается рабочей картой, и только ее эффекты вы можете применять.
  • Сброс карт. Колода сброса лежит рядом с основной, но лицом вверх. Сброс можно просматривать в любое время, не меняя порядка.

  • Получение и расход ресурсов. При получении ресурса кубик передвигается по шкале вправо, до предела в 9 (излишки сгорают). При трате – влево, до предела в 0. Нельзя потратить больше, чем есть. Источники ресурсов: карты построек, действия эксплуатации, эффекты карт, торговля. Расход: строительство, оплата эффектов, атака и опять же торговля.
  • Лояльность. Показатель поддержки народом своего лидера. Понижается при высокой мобилизации, втягивании расы в вооруженный конфликт и при срабатывании некоторых эффектов. Повышается при низкой мобилизации, хорошей пропаганде и эффектах с соответствующим действием.
  • При лояльности ниже –6 пропадает возможность строить и активировать некоторые карты. Если кто-то завершает раунд с лояльностью 0 или ниже, игра заканчивается. Положительный баланс лояльности в конце игры прибавляется к остальным заработанным очкам.
  • Победные очки. Зарабатывают успешными атаками и сработавшими эффектами и отмечаются на соответствующем счетчике на поле. Если счет переваливает за 50 или 100, то это отмечают соответствующим жетоном.

Ход игры

Игра продолжается 8 раундов, каждый из которых состоит из 3 фаз. В ряде случаев она может завершиться и раньше.

Начало раунда

  • Участники получают ресурсы (столько, сколько изображено на верхней карте его систем) и двигают кубик по счетчику ресурсов до предела в последнюю отметку.
  • Определяется уровень мобилизации , то есть то, сколько действий цивилизация сможет совершить на этом ходу с учетом бонусов и штрафов. Чтобы его узнать, смотрят, в ячейке под каким номером стоит крайний правый кубик в строке ресурсов:

7–9 – высокий: необходимо взять 5 кубиков из резерва, а лояльность снизить на 1;

4–6 – средний: взять 4 кубика из резерва;

1–3 – низкий: взять 3 кубика и одну карту, увеличить лояльность на 1.

Все полученные кубики кладутся на планшеты в область доступных действий; не бойтесь ничего перепутать – под таблицей ресурсов есть подсказки;

  • Игроки поочередно, начиная с первого, активируют эффекты, помеченные как «В начале раунда».

Действия

Люди. Девиз: «Хочешь мира – готовься к войне»

Поочередно игроки выполняют по одному действию, пока не сделают все, что планировали. Количество действий ограничено числом доступных кубиков – всех их необходимо потратить. Кубики кладутся в соответствующую ячейку на карте или планшете.

  • Строительство. Карта с руки выкладывается на стол поверх уже существующей системы или начиная новую и оплачивается ресурсами (действует система скидок при активации определенных эффектов!). Если она ложится на карту с кубиком, то кубик убирается в резерв.
  • Эксплуатация. С руки сбрасывается одна карта, тем самым активируя ее эффект (пиктограмма в левом нижнем углу). Обычно это получение ресурсов, зависящих от цвета карточки.
  • Исследование. Две верхние карты из колоды отправляются вам в руку.
  • Активация. Для активации рабочей карты кладется кубик в ячейку с буквой А на ней, после чего срабатывает написанный под рисунком текст. Если кубик уже лежит, повторная активация невозможна. В ряде случае придется доплатить еще и ресурсами.
  • Атака. В зависимости от количества игроков можно атаковать каждого из соседей по галактике от одного до трех раз за раунд, положив на его планшет свой кубик. Это допустимо, только флотов у вас не меньше, чем у него. В результате у атакованного падает лояльность на 1, а у атакующий получает два победных очка.
  • Торговля. Можно меняться с другим участником ресурсами по курсу, обозначенному на планшете.
  • Пропаганда. Единожды в раунд ее применение дает +3 очка лояльности.
  • Сделка. С руки сбрасывается три карты, взамен берете со стола любого советника. Нельзя взять второго, но можно поменять, вернув старого на место.

Мне довольно волнительно писать о настольной игре Master of Orion (далее MoO). Может быть еще два месяца назад я бы испытывал немного другие эмоции перед тем, как начать набирать текст в вордпрессе, которым я пользуюсь. За короткий период эту игру успели так сильно «зашкварить», что дым от Тесеры был такой, что складывалось впечатление, как будто бы горит весь рунет. Периодически я получаю вопросы от читателей и знакомых — что я могу сказать о МоО? И если раньше я лишь разводил руками и молчал, то сегодня мне есть о чем рассказать. В этом обзоре вас ждет вся правда-матка о новой российской игре про космос.

Человек ты, псилон или мрршанин?

Возможно кто-то не в курсе: Master of Orion — это компьютерная игра (пошаговая космическая стратегия), выпущенная в 1993 году. Игра довольно быстро обрела статус культовой среди любителей стратегий. В 2016 году вышло продолжение этой игры (разработчик — аргентинская студия, а издатель — всем известный Wargaming , который подарил всем возможность покататься на танках).

Настольная игра МоО использует термины и базовые элементы из этой самой новой компьютерной игры. Вы в начале игры выбираете себе расу (псилоны, мрршане, дарлоки, булрати или алкари) и пытаетесь привести ее к процветанию. Достигается это с помощью строительства карточек, и за это действие нужно тратить ресурсы. Строим карточки, получаем ресурсы, тратим их на строительство новых карточек, в конце игры получаем за свои деяния победные очки — вот так примерно можно описать то, что мы делаем в МоО.

Стоит отметить, что изначально настольная игра задумывалась как постапокалипсис. Игрокам предстояло заниматься примерно тем же — отстраивать свой город, развивать технологии и успешно отбиваться от налетчиков, но когда издательство Hobby World взяло игру под свое крыло, то тему пришлось поменять на космос.

Состав

Коробка с игрой имеет средний размер, что подсказывает покупателю о том, что перед нами не филлер, но и не хардкор. Внутри вы найдете поле для подсчета очков, картонные круглые жетоны, деревянные кубики четырех цветов, двусторонние планшеты рас и колоду карт.

Планшеты рас немного тонковаты, но я не вижу в этом проблемы, потому что их не нужно во время игры переворачивать или двигать, поэтому толщина листа ни на что не влияет. Деревянные кубики довольно большие, брать удобно. Карточки мне показались нормального качества — не толстые, но и не тонкие, краска не слезла после первой партии, и это хорошо. Знаменитые жетоны, которые наделали много шума в интернете, оказались идеального качества. Поэтому никаких претензий к качеству игры у меня нету.

Золотое правило: не больше четырех систем!

В течение восьми раундов (или меньше, если сработает другое условие завершения игры) игроки будут выполнять разные действия (чаще всего это строительство карт с руки) с целью набора победных очков.

Каждый игрок получает в свое распоряжение планшет расы и набор кубиков одного цвета. Планшет несет в себе очень много информации, поэтому он такой большой по размеру. На нем отмечают количество ресурсов, которые доступны игроку, и определяют лояльность цивилизации, за которую играет игрок. Также на планшете указаны все возможные действия, которые можно применить в свой ход. После того, как все получат по 5 карт, начинается первый раунд.

Условно раунд можно разделить на 3 фазы:

  • фаза получения ресурсов (их приносят построенные вами карточки; в самом начале игры никто ничего не получает, т.к. ни у кого нет карт) + определение мобилизации (определяется, сколько действий будет доступно каждому игроку в текущем раунде) + срабатывание эффектов «в начале раунда»;
  • фаза выполнения действий;
  • фаза проверки конца игры + сброс лишних карт в руке + сброс кубиков в резерв + передача жетона активного игрока.

Получается, что в первую фазу мы готовимся к розыгрышу действий, во вторую фазу разыгрываем действия, а в третью готовимся к следующему раунду.

В начале раунда игроки получают ресурсы, которые им приносят построенные карты (эти ресурсы нарисованы в верхнем правом углу на карте). Уровень мобилизации зависит от количества ресурса, которого у игрока больше всего. Чем больше ресурса, тем больше действий получит игрок, но есть риск, что при этом у цивилизации упадет лояльность. Кубики, которые в начале игры получает каждый игрок, символизируют собой действия. Т.е. когда игрок получает или тратит действия, то он получает или тратит кубики.

Самая интересная фаза — это конечно же фаза действий. В эту фазу игроки стараются наиболее эффективно потратить свои кубики действий. А потратить их можно вот на что:

  • строительство — выкладываем карту с руки на стол, предварительно оплатив ее стоимость. Изменение количества ресурсов фиксируется передвижением кубика на планшете игрока. Игрок может иметь от 0 до 9 ресурсов каждого из трех типов. Построенные карты не просто хаотично кладутся на стол — они должны формировать системы. Под системами имеются в виду стопки карт, сдвинутые немного вниз (чтобы были видны ресурсы, которые приносят карты). Игрок может иметь не более 4-х таких систем, в каждой из которых может быть не более 5-и карт. Когда игрок выкладывает в систему новую карту поверх старой, то он теряет доступ к свойству старой карты, но зато получает доступ к новому свойству;
  • эксплуатация — можно сбросить карту и применить эффект карты, который находится в левом нижем углу. Как правило, эффект заключается в получении ресурсов или наборе новых карт в руку;
  • исследование — позволяет набрать с верха колоды 2 карты в руку;
  • активация — если на рабочей карте (верхняя карта в системе) есть свойство, которое требует траты кубика действия, то его можно разыграть, поставив кубик в специальную ячейку на карте;
  • атака — да-да, в этой игре можно атаковать других игроков! Для совершения атаки нужно потратить 2 флота (это один из ресурсов) и выбрать игрока, у которого количества флота будет столько же, сколько у вас, или меньше. За это вы получите 2 победных очка, а атакованный игрок потеряет 1 единицу лояльности. При разном количестве игроков можно атаковать разное количество раз за раунд;
  • торговля — каждому игроку доступен рынок, на котором можно обменять ресурс на любой другой, но в разной пропорции;
  • пропаганда — увеличивает лояльность на 3 единицы;
  • сделка — сбросив три карты с руки, можно нанять одного из пяти советников, который дарит игроку полезное свойство.

Игра завершается либо по окончании 8-ого раунда, либо если у кого-то из игроков лояльность упала до нуля или ниже, либо у одного из игроков собралось по 5 карт в каждой системе. Когда сработало одно из этих условий, то игроки приступают к подсчету победных очков. К очкам, которые они набрали в течение игры, добавляются текущие очки лояльности и суммируются очки, которые приносят построенные карты. Кто больше всех наберет очков, тот и победит.

Строй-получай-атакуй

Иногда бывает, что после прочтения правил ты прекрасно понимаешь, о чем эта игра. Правила после прочтения могут либо разочаровать, либо наоборот разгорячить интерес к первой партии. МоО для меня стала вторым вариантом. До того, как игра попала ко мне в руки, я не мог однозначно сказать, интересна мне она или нет. Наверное, меня немного смущал тот хайп, который был создан вокруг игры. Благо, прочитал правила и понял, что мне однозначно будет интересна эта настолка. Единственный вопрос был в следующем — на что способны свойства карт? Смогут ли они меня заинтересовать на столько, что я не смогу отлипнуть от игры?

Суть игры проста, и она крутится вокруг карт. Мы строим карты, на которые у нас хватает ресурсов и которые приносят полезный бонус, сбрасываем лишнее с руки, чтобы получить дополнительные ресурсы или нанять советника.

Сразу после прочтения правил у меня сложилось впечатление, что в игре слишком много вариантов действий игроков. Здесь же есть и строительство, и эксплуатация, и торговля и т.д. и т.п. И потом я убедился, что действий ровно столько, сколько нужно. Они все понятны и прекрасно используются в нужный момент. В МоО нет такого, что игрок всегда выбирает лишь часть действий, на которых он концентрирует свое внимание. Например, пойти строго по войне, торговле или строительству — так не бывает. Каждое действие приносит одинаковую пользу и игрок периодически использует все варианты. Единственное исключение составляет наем советника, которого нет смысла менять каждый раунд, сбрасывая 3 карты. Один раз нанял — и все.

Безусловно, важнее всего сосредоточиться на строительстве, потому что купленные карты в каждом раунде будут приносить очень нужные в игре ресурсы. Стоит отметить, что не все карты приносят ресурсы, но подавляющее большинство это делает. Задача игрока на первых этапах — поскорее построить движок по получению ресурсов. Их не так много получают за сброс карты, к тому же за это еще тратится один кубик действия. Гораздо выгоднее получать ресурсы бесплатно в начале раунда, а для этого нужно строить.

Не стоит забывать, что мы имеем дело с карточной игрой и механика игры заточена под то, что мы будем постоянно манипулировать картами — сбрасывать их, набирать и строить. Что вам придет в руку — никто не знает. Карточки имеют разную ценность как по свойству, так и по стоимости. Вполне может так получится, что у вас на руке будет 5 карт, но ни одну из них вы не можете построить, так как у вас не хватает ресурсов. Наверное, на этом этапе некоторые настольщики махнут на МоО рукой, так как игра не позволяет игрокам свободно совершать любые действия. Кто-то может сказать, что игра слишком рандомная — кому повезло вытянуть классную карту, тот и победит. Но это стандартная ошибка тех, кто имеет небольшой опыт в карточных играх. В МоО есть отличные способы набирать новые карты и выбирать из них те, которые вам нужны. В первой партии я практически не использовал в эксплуатации карты, которые позволяют брать 4 карты с верха колоды и оставлять себе 3 из них. Я просто боялся, что в конце раунда мне придется сбросить много карт, но на самом деле зря боялся, так как это нужно делать.

Во второй партии я постиг еще одну истину — копать карты нужно не только для того, чтобы было из чего выбрать, но и чтобы выбрать действительно полезные для себя карты. В той второй партии один из игроков сумел построить много карт. У него было 4 системы, в каждой из которых было по 4-5 карт. Но когда мы начали считать очки, то оказалось, что он набрал всего 16 баллов, в то время как другие игроки имели больше 30. Как же так получилось? А все потому, что игрок не обращал внимания на то, что он строит. Все карты справа внизу имеют цифру, означающую, сколько очков получит игрок в конце игры. И довольно часто там встречаются нули. Вот эти нули и построил бедный игрок.

Когда играешь в МоО нельзя ни в коем случае забывать, зачем ты играешь в эту игру. Самая первая задача игрока — делать все, что приносит очки, а именно строить и атаковать. С атакой все более-менее понятно — любая атака дает 2 ПО. Но со строительством нужно быть внимательнее. Есть великолепные карты, которые в конце игры дают ПО за определенный тип карт в одной системе или в любых системах игрока. Я считаю эти карты самыми важными. Именно они в конце игры дают существенный прирост очков. Есть еще несколько сумасшедших карт, которые приносят аж 12 ПО, но чтобы их построить, нужно сбросить сразу по 7 ресурсов каждого типа, а это может получится только ближе к концу игры. Практически все остальные карты радуют разве что только 1 ПО. Карты с 0 очков неплохие. Они, как правило, мгновенно дают ресурсы или позволяют игроку сделать дополнительное действие. Но всегда следует помнить, что карты, не приносящие очки, полезны только в момент их постройки, а в конце игры польза от них будет небольшой. Поэтому нужно стараться найти в колоде те карты, которые позволят вам набирать очки в большом количестве.

В игре есть три условия, при которых игра заканчивается. Но все мои партии заканчивались после 8-го раунда, так как:

а) игроки немного бояться собирать системы до конца;

б) за лояльностью все внимательно следят.

По времени 8 раундов могут длиться по разному, в зависимости от количества игроков и уровня их подготовки. На двоих партию можно разложить за минут 40-45, а вот партия на четверых у нас обычно занимает добрых 1-1,5 часа. В принципе, в этой игре можно легко залипнуть над выбором действия, поэтому игроки, склонные к параличу анализа, запросто будут увеличивать игровое время.

Если говорить об игровых ощущениях при разном количестве игроков, то я могу сказать, что разницы особой не почувствовал. Что вчетвером играешь, что вдвоем — по сути все едино. В МоО нет карт, которые бы игрались на четверых хорошо, а на двоих плохо (или наоборот). Если, к примеру, у вас есть защита от атак, то она одинаково хорошо играется при любом раскладе. К тому же в игре не так много карт, затрагивающих соперников. Чаще всего все тихонько копаются в своих песочницах и иногда атакуют друг друга.

И вот тут мы подобрались к тому самому вопросу, которым я задался после прочтения правил — а хороши ли свойства карт? В этом плане МоО — довольно спокойная игра. Никаких супер нереальных комбинаций в игре я не нашел. В основном эффекты карт завязаны на манипуляции с ресурсами, на бонусы/штрафы от атак, на потерю или набор лояльности, на специальных эффектах вроде бесплатного наема советника или получения дополнительного кубика действий. Каких-то длинных цепочек эффектов я пока что в игре не заметил. Бывает, что карта позволяет построить одну дополнительную карту, а потом еще одну, если выполняются определенные условия. Но сильной синергии я не заметил. Практически все карты индивидуальны и работают сами по себе. В этом плане МоО уступает таких играм, как Race for the Galaxy или Imperial Settlers . Еще из чего-то отдаленно похожего можно назвать Брюгге и New Era . МоО, имхо, более казуальная игра, хотя некоторые эффекты карт заставят попотеть игрока, прежде чем он поймет, как работает карта. Я где-то только после третьей партии более-менее привык к картам и тратил меньше времени на обдумывание оптимального применения. К сожалению, я не вижу в МоО глубины.

Возможно, этому способствует и ограничение в четыре системы. На самом деле это довольно интересное решение разработчиков, потому что этим они ограничили игрока в обрастании возможностей. Вспомните Брюгге , когда под конец партии у вас на столе лежит куча персонажей и каждого нужно проверить на срабатывание эффектов. Игрок всегда боится пропустить возможность сыграть свойство персонажа по невнимательности, ведь это может стоить ему победы. В МоО следить за картами проще — у игрока не может быть более 4-х рабочих карт (если не считать свойство советника, позволяющего создать пятую систему). Согласитесь, что контролировать 4 карты проще, чем 10 или 15. И порою так мучительно закрывать полезную карту другой картой из-за того, что больше свободных мест нету. И вот ты уже не получаешь бонус от атаки, зато можешь потратить кубик действия, чтобы получить нужные ресурсы. Возможности игрока практически каждый ход меняются. Заметьте — не дополняются (если у вас уже начаты 4 системы), а меняются. Не получится получить доступ и к одному, и во второму, и к третьему, и пятому, шестому, седьмому. МоО заточена не под усиление, а под изменение. Усиливаем в игре мы только ресурсы, которые берем в начале раунда. Все остальное меняем и модифицируем.

Советники. Это такой милый штришок, который хорошо вливается в общую картину. Теоретически свойства советников могли быть на планшетах рас, чтобы те еще больше отличались друг от друга. Но наем советников тоже интересно работает. Я бы не сказал, что всем игрокам нужно сразу же бросаться на покупку советника, к тому же иногда это можно сделать не тратя карты, но чем раньше советник будет вам помогать, тем больше от него пользы.

Мне очень-очень-очень понравилось, что все расы в игре разные и их больше четырех. Это прямо просто супер здорово. Я уже как-то привык, что издатели часто делают урезанные игры, в которых всего впритык — героев, карточек, жетонов. Например, если рассчитана игра на четверых игроков, то вот вам четыре расы и не больше. Планшеты фракций двусторонние — на одной стороне люди (у которых стартовые ресурсы отличаются), а на другой какая-то иная фракция с интересными улучшенными свойствами. Например, алкари в начале раунда могут потратить 1 ПО на получение 1 кубика действий. Мрршане получают дополнительный флот за применение действия эксплуатации. Псилоны во время исследования берут не 2, а 3 карты. В общем, играть за разные фракции интересно, т.к. их способности могут немного менять вашу стратегию.

Игровые действия мне тоже нравятся, так как они все по своему уникальны, полезны и интересны. Не хватает ресурсов — сбрасывай карты и получай их. Есть лишние ресурсы — используй торговлю. Если есть возможность, всегда строй карты. Много флота — атакуй соперников. Не хватает карт или плохие карты в руке — все сбрасывай и начинай рыть колоду. Низкая лояльность — срочно поднимай ее. Все довольно гармонично.

Если играть аккуратно, с умом, то в конце игры не будет большой разницы по очкам. У нас, как правило, получалось набирать в среднем от 30 до 40 очков (у лидера может быть чутка побольше). Возможно с опытом начнем брать и 50;)

Еще мне нравится МоО за то, что она не занимает много места на столе (у каждого игрока есть только планшет и 4 ряда карт), а так же она быстро раскладывается и собирается в коробку. Раздал планшеты, разобрал кубики, перетасовал колоду карт, раздал по 5 карт, подготовил советников — можно играть. Все это делается буквально за несколько минут. Собирать игру еще быстрее.

Арт хороший. Изображения рас скорее всего взяты из компьютерной игры (я пока не знаком с нею) и они вполне симпатичные (разве что люди как будто сделаны из воска). Арты на карточках тоже приятные — кораблики и научные станции только радуют глаз. А вот оформление планшетов и выбранный шрифт мне не очень нравятся. Слишком простоватыми они получились. Мне кажется, дизайнер мог бы немного дольше посидеть, чтобы сделать все красивее.

Недостатки у игры тоже, естественно, есть. Самый первый недостаток для меня — это трудность доступа к информации на картах. Когда карты накладываются друг на друга, то мы закрываем свойства карт и очки нижних карт. Порою игрок забывает, в какой системе и конкретно какая карта дает очки в конце игры. Это важно знать, потому что при строительстве новых карт нужно все это учитывать, чтобы положить новую карту в нужную систему. В нескольких системах у вас могут лежать несколько таких карт с бонусами. К сожалению, сверху карты об этом нет никакой информации, поэтому приходится брать весь ряд в руку и смотреть их, либо сдвигать ряды в сторону. Тоже самое касательно других игроков — вы не видите, какие карты им приносят бонусы, а какие нет. Например, есть карта, которая позволяет перестроить ряд соперника по вашему желанию. Такое действие сразу же тормозит общий ход игры, потому что вы захотите изучить каждый ряд. Мне не хватает вспомогательных символов сверху карты.

Далее про кубики. Каждое действие предполагает трату кубика. Ты объявляешь что собираешься делать, потом берешь кубик и кладешь его либо на свой или на чужой планшет, либо в резерв, либо на карту, а потом применяешь эффект. Иногда игроки забывают перекладывать кубик. В принципе, это не проблема игры, а проблема игроков — нужно следить за тем, чтобы все не забывали тратить кубик, иначе может оказаться, что кто-то выполнит лишнее действие. Уже в третьей партии я и мои друзья реже забывали это делать. Т.е. это просто вопрос привычки. Но следить нужно!

Еще один недостаток могут ощутить на себе новички, и о нем я уже писал — вы можете построить все 20 карт, но вдрызг проиграть по очкам. Но это, конечно, не баг, а фича. Вот только тот, кто проиграет, будет во всем винить игру, безусловно, а не себя.

Заменить весь текст символами, к сожалению, не получилось — на многих картах много текста и в него надо врубиться. Когда ты первый раз видишь карту с каким-то длинным эффектом, то впадаешь в ступор, переваривая полученную информацию. По моему опыту, всегда проще сыграть простую карту, которая дает конкретный ресурс, и все действие карты отображено понятными символами. Сложнее с картами, у которых есть длинный текст, так как иногда ты читаешь и думаешь — а зачем мне это вообще делать? Сыграв несколько партий, понимание карт приходит быстрее.

Не все карты одинаково полезны. Какой-то эффект лучше, какой-то хуже. Благо, что можно сбросить карту и получить ресурс или новые карты взамен. Но есть в игре и такие карточки, которые практически всегда не хочется использовать.

Чтобы успешно играть, нужно знать всю колоду. Нужно знать, что искать в колоде, что лучше всего играет в комбинации, как не остаться без ресурсов и с бесполезными картами. По этой причине новичкам будет сложно играть с опытными игроками. Мне моя третья сыгранная партия понравилась гораздо больше, чем первая, потому что я уже примерно знал, какие карты в какой ситуации лучше сыграть на стол, а какие лучше сбросить.

И напоследок

Итак, сейчас я попробую подытожить все то, что я анализировал (или старался это делать) выше. МоО — это хорошая игра, но без вау-эффекта. Аналогов в российском игропроме нету, и это очень ценно для развития рынка настольных игр в России. На мой взгляд у Склюева и Горн (это авторы игры) получилась любопытная настольная игра. Тема космоса, наверное, даже больше подходит для механики игры, чем постапокалипсис. Мне нравятся карточные игры, я люблю перебирать карты, искать интересные комбинации, использовать их эффекты, и у МоО с этим вроде как проблем нет. Но мне все-таки не хватает глубины. МоО оказалась немного проще, чем я ожидал. Похожие ощущения я испытываю, когда играю на компьютере (хоть и редко это делаю) в какой-нибудь шутер от первого лица и там можно с собой иметь только два вида оружия, потому что больше нельзя. А хочется иметь и гранаты, и пулеметы, и автоматы, и пистолеты. В МоО примерно тоже самое — ты не можешь иметь более четырех активных карт, и ты не можешь сильно развернуться в возможностях.

Мне нравится то, что игра поддерживает разную стратегию развития. Можно долго собирать ресурсы на строительство дорогих карт, а можно прокачать флот и получать очки, атакуя соперников. Если тебя атакуют, то приходится отвлекаться на набор лояльности, иначе игра быстро закончится. Поэтому нельзя просто закрываться от всех и играть в свою игру.

МоО нельзя назвать мировым хитом, но это все же неплохая игра от молодых российских разработчиков. И действительно она может не всякому понравиться. Игра скорее подходит тем, кто не так давно увлекается настольными играми, потому что опытные игроки за 2-4 партии легко поймут все возможности игры и, скорее всего, продолжат играть в свои любимые карточные игры похожего плана (о них я писал выше). Мне сложно говорить о реиграбельности, потому что лично я сам в игру пока не наигрался (сыграл 4 партии и перед тем, как выложить обзор, сыграю пятый раз, чтобы успеть поправить что-нибудь в обзоре, если у меня поменяется мнение). У меня есть желание продолжать изучать возможности игры, мне хочется поиграть за те фракции, за которые я пока не сыграл. Но, как я уже говорил. глубины игры я не чувствую, поэтому понимаю, что через 5-6 партий я могу остыть к МоО. А может быть и не остыну.

Моя оценка игре на Тесере — 7,5. Уверен, что спустя несколько партий оценка не уменьшится, может даже наоборот получит 0,5 баллов. Я считаю, что МоО — это однозначный шаг вперед в российском настольном игрострое. Не шедевр, но вполне годно. Советовать что-либо не буду — попробуйте сами. Я очень жду дополнения, в котором было бы больше возможностей для хардкорных игроков.

Страница игры на сайте издательства Hobby World

Master of Orion - настольная пошаговая космическая стратегия от Hobby World и WG Labs, созданная по мотивам одноименной компьютерной игры. Игроку предстоит возглавить одну из 7 рас (алкари, мелкары, псилоны, дарлоки, булрати, мрршаны, люди) и, развивая ее, привести к победе над остальными.

Для тех, кто совсем далек от темы: Master of Orion представляет из себя что-то наподобие « », только в космическом сеттинге. Игрокам необходимо распоряжаться определенными ресурсами, возводить полезные сооружения и выбирать путь развития (например, военный или научный). В настольной Master of Orion побеждает тот, кто по окончании 8 раундов набрал большее количество очков. Есть еще два варианта завершения игры: если у кого-то из игроков лояльность равна 0 или меньше; хотя бы у одного игрока заполнены все системы (по 5 карт строений в 4 системах).

В комплектацию входят:

  • 90 карт сооружений (63х89)
  • 8 карт советников (63х89)
  • 6 планшетов цивилизаций
  • 60 деревянных кубиков
  • 16 жетонов
  • Поле для подсчета очков
  • Правила игры

Из-за массивных правил (15 страниц) можно растеряться, особенно на старте игры. Стоит обратить внимание, что на каждом планшете рас в правом верхнем углу расположен порядок раунда. Начинается все с получения ресурсов: если это старт игры, то кубики расставляются на ресурсы, обведенные кругом (у каждой расы свои начальные показатели); если это последующие раунды, то необходимо обратить внимание на правый верхний угол возведенных строений, где указан прирост определенных ресурсов.

После распределения счетчиков продовольствия, флотов и производства следует фаза определения уровня мобилизации. Счетчики делятся на три зоны: левую (все кубики ресурсов находятся на значениях от 0 до 3), среднюю (от 4 до 6) и правую (от 7 до 9). Под этими зонами расположены эффекты мобилизации: если уровень мобилизации низкий (левая зона), игрок берет 3 кубика своего цвета, 1 карту из колоды и увеличивает лояльность своей цивилизации на 1. Бонусы за остальные уровни мобилизации у каждой расы свои.

После чего следует фаза действий. Полученные кубики можно потратить на строительство (построить карту сооружения; в начале раунда у игрока на руке должно быть не больше 5 карт), эксплуатацию (сбросить карту и получить ресурсы или другую карту), исследование (взять определенное количество карт с верха колоды), активацию (активировать эффект карты), атаку (напасть на другого игрока), торговлю (произвести обмен ресурсами), пропаганду (увеличить лояльность) или сделку (нанять советника). Игроки поочередно выполняют действия до тех пор, пока не потратят все кубики, полученные после фазы определения уровня мобилизации.

В конце раунда игроки возвращают в резерв кубики со своих планшетов и сбрасывают лишние карты (если на руках больше 5). Также маркер раундов передвигается на следующее деление, а жетон первого игрока (действия разыгрываются начиная с того, у кого жетон) передается по часовой стрелке.

Играть в Master of Orion можно в компании от 2 до 4 игроков, продолжительность партии занимает около часа. Эффекты карт в основном завязаны на взаимодействии с ресурсами и другими свойствами. Каких-то супер-комбинаций не наблюдалось, игра довольно спокойная. Также совсем немного затрагивающих соперника карт, все игроки потихоньку занимаются манипуляциями ресурсов и прочими делами в своих песочницах.

Поначалу довольно сложно влиться в игровой процесс. Чтобы понять что к чему, приходится несколько раз перечитывать правила. А также постоянно в них заглядывать из-за не самых интуитивно понятных символов на планшетах и картах. Но со временем понимаешь, что в целом интерфейс понятен и минималистичен. Упрощать дальше уже некуда.

На столе игра занимает не так много места, но есть небольшая проблема: если в каждой системе выкладывать строения друг на друга, оставляя видимыми верхние показатели карты (тип, название и прирост ресурсов), то не видно центральных и нижних данных. А там у нас достаточно важных деталей: игровой эффект, время срабатывания эффекта карты (при активации, после постройки, в начале раунда и т. д.), ячейка для кубика, эффект эксплуатации карты, победные очки. В таком случае нужно либо постоянно не забывать приоткрывать и заглядывать на остальные карты, либо разложить их рядом друг с другом, не накладывая поверх, но тогда размер игрового поля прилично увеличится.

Помимо небольших субъективных проблем со стартом и интерфейсами, в Master of Orion все на довольно высоком уровне. Качественные материалы и оформление планшетов и карт. Все гармонично упаковано в солидную коробку размером 255х255х62.

Настольная игра Master of Orion отлично подойдет парам, друзьям или небольшой компании, желающим интересно и хорошо провести время. Несмотря на спокойный темп игры, скучать уж точно не придется. В Master of Orion постоянно нужно продумывать свой путь развития и грамотно распоряжаться ресурсами. Эта настольная игра обязательно подарит массу впечатлений. Купить Master of Orion можно на сайте издательства Hobby World или в магазинах Hobby World .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .