Древнерусские деньги: когда появились, и что было прежде. Денежные единицы древней руси Денежная единица славян называлась

Денежные единицы Древней Руси

Деньги как средство обмена были известны на территории проживания восточных славян задолго до появления Древнерусского государства. Конечно, это не были привычные нам монеты или бумажные деньги. В качестве денежных единиц в Древней Руси использовался натуральный продукт, например скот или ценные меха пушных зверей.
На первоначальном этапе становления Древней Руси в роли денежной единицы по-прежнему выступал скот. Постепенно люди пришли к осознанию, что использовать скот в качестве средства обмена неудобно, ведь его трудно транспортировать из одного места в другое, да и не очень долговечны такие «деньги». Потому на смену скоту приходит мех куниц. Это было гораздо удобнее и практичнее.
Как известно, IX-XIII века – это время, когда на Руси активно развивались экономические отношения, устанавливались торговые связи, как внутренние, так и внешние. Через земли восточных славян в то время проходило несколько крупнейших международных путей: «из варяг в греки», а с XI века – Западно-Двинский и другие. В городах, где проходил обмен товаров, можно было встретить представителей разных народов, как хладнокровного купца-викинга, так и пылкого араба, расчетливого торговца из Германии и высокомерного грека. Вместе со своими товарами купцы, или, как их ещё называли, «гости», привозили и свои деньги, которые постепенно стали входить в оборот на территории Древней Руси. В ходе археологических раскопок было найдено огромное количество кладов с восточными и западноевропейскими монетами. Монет же собственного производства, датируемых этим временем, совсем нет. Это позволяет сделать логичный вывод. Наплыв иностранных монет был таким большим, что нужды в чеканке собственных денег просто не возникало. Однако в X-XI веке в Киевской Руси всё же была сделана попытка чеканки собственных денег – «златников» и «сребреников». Но, в связи с тем, что объективной надобности в этом не было, выпуск вскоре был приостановлен.
Итак, с VIII века основной денежной единицей Древней Руси были арабские монеты – серебряные дирхемы. Внешний вид их периодически изменялся в зависимости от правящей династии. Серебряных монет было так много, что изобретательные славяне придумали новый вид «денег» - серебряные слитки, которые также были широко распространены.
XI век стал временем своеобразного экономического кризиса на Востоке. Серебро значительно поднимается в цене и его приток на земли Древней Руси становится все менее интенсивным. Курс восточнославянского государства меняется на усиление связей с Западной Европой, в том числе и торговых. Потому на смену арабским дирхемам приходят западноевропейские денарии. Они становятся господствующей формой денежного обращения на землях Руси вплоть до прихода завоевателей.
Если открыть один их основных исторических источников по истории Древней Руси «Русскую правду», то не сможем найти там ни одного упоминания ни о дирхемах, ни о денариях. Дело в том, что на Руси всем иностранным монетам давались местные названия. Некоторые из них использовались уже на протяжении многих веков. Так, в «Русской правде» для обозначения денежных единиц встречаются такие термины, как «куна», «нагота», «резана», «векша», «белка». Куна – от бытовавшего ранее «меха куницы», «наготой» обозначались монеты лучшего качества, а резана, векша и белка были более мелкими частями куны. С XI века появляются упоминания о такой денежной единице, как «гривна» (слиток серебра). Часть разрубленной пополам гривны именовалась привычным нам словом «рубль».
Период XII- XIV веков получил название «безмонетного». На 3 века монета пропала с территории Руси. Восточнославянские земли оказались под бременем татаро-монгольского ига. В это время все еще продолжали свое хождение серебряные слитки, а роль мелких «денежных единиц» выполняли украшения из дорогих камней и стекла.
Прекращение татарского господства открыло новый этап в развитии денежной системы на Руси. Со второй половины XIV века на восточнославянских землях начинается повсеместная чеканка собственных серебряных и медных монет.

денежная и весовая единица Древней Руси

Альтернативные описания

В Древней Руси - слиток серебра весом около 200 г., служивший денежной и весовой единицей (приблизительно 0,175 фунта серебра)

В Древней Руси домонгольского периода золотое или серебряное шейное украшение, у скифов имела название пектораль

Денежная и весовая единица в Древней Руси: серебряный слиток весом около полуфунта

Шейное украшение, металлический обруч (этнографическое)

Украшение на шее в виде обруча

Украинская валюта

Русская мера веса, равная 0,5 фунта

Денежная единица Украины

Дензнак в Киеве

Предок рубля

Валюта, что ходит по улицам Киева

. «рубль» Украины

Украинский «тунрик»

Валюта «маде ин» Украина

Денежка в заначке украинца

Валюта в кармане украинца

Валюта страны галушек

Валюта в кассах киевских магазинов

Валюта, пришедшая на смену карбованцу

Деньги Украины

Валюта, сменившая карбованец

Денежка киевлянина

Деньги незалежной

Украинский «рубль»

Украинский «тугрик»

Национальная валюта Украины

Украинский «бакс»

Украинский «рублик»

Денежная единица Киевской Руси

Родная валюта украинца

Последыш украинского карбованца

Валюта для покупки «Таврии»

Валюта в украинских магазинах

Древнерусская денежная единица

. «засаленный» рубль

Валюта для покупки горилки

Денежная единица в древней Руси

Украинский рубль

Древнерусская монета, равная 10 копейкам

Древнее шейное украшение

Денежная и весовая единица Руси

Гривенник

. "Засаленный" рубль

. "рубль" Украины

Валюта "маде ин" Украина

Валюта восточноевропейской страны

Валюта для покупки "Таврии"

Ж. стар. род медальона, ладонки, образка, медного, серебряного, золотого, обычно створчатого, носимого на цепи, на шее; жалованные гривны, что ныне ордена; крупная серебряная монета, вероятно также носимая на шее; ныне десять копеек. При Петре гривна серебра лотов; гр. золота червонцев. При Ярославе, в гривне было ногат или резаней, полагая по две резани на куну или мордку, или гривен на фунтов серебра. Чаял, гривна: ан десять копеек! Кто гривны не бережет, сам рубля не стоит. Гривна, да гривна, ан и двадцать копеек. Противна, как нищему гривна. Что шаг, то гривна. Рублю гривна не ровня. Сыр коровай примите, а золоту гривну положите, свадебн. гривенки на гривенку ступает, полтиною ворота запирает, зажиточен и тчив. Гривенка, гривняга, гривняжка умалит. Гривенка встарь означала вес; фунт (при Шуйском)? Подвеска у образов, приклад. гривенку подвесила своему ангелу, червонец. портных, гривенка вм. гривка, вырезка в одежде сзади, для воротника. Гривенник м. или гривенный, пск. гривошник, монета в десять копеек; гривенник серебряная, а гривенный медная, в три копейки серебра, которую народ, по старой памяти, перекладывает на медный счет. Гривенный прилаг. стоящий гривны; к ней относящийся. Гривенничать, торговать или копить по мелочи; скупо торговаться

Украинский "рублик"

Украинский "рубль"

Украинский "тугрик"

Украинский "тунрик"

Украинский "бакс"

Украинский дензнак

Шейное украшение

До появления своих монет на Руси ходили и римские денарии, и арабские дирхемы, и византийские солиды. Кроме того, расплатиться с продавцом можно было и мехом. Из всех этих вещей и возникли первые русские монеты.

Серебряник

Первая монета, отчеканенная на Руси, называлась серебряником. Еще до крещения Руси, во времена правления князя Владимира, она была отлита из серебра арабских дирхемов, в которых на Руси начал ощущаться острый дефицит. Причем существовало два дизайна серебряников. Вначале они копировали образ византийских монет солидов: на лицевой стороне был изображен князь, восседающий на престоле, а на оборотной – Пантократор, т.е. Иисус Христос. Вскоре серебряные деньги прошли редизайн: вместо лика Христа на монетах стал чеканиться родовой знак Рюриковичей – трезубец, а вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир на столе, - а се его сребро» («Владимир на престоле, а это его деньги»).

Златник

Наряду с серебряником князь Владимир отчеканил и аналогичные монеты из золота – златники или золотники. Они тоже были изготовлены на манер византийских солидов и весили около четырех граммов. Несмотря на то, что по числу их было совсем немного – до сегодняшнего дня дошло чуть более десятка златников – их название прочно засело в народных поговорках и пословицах: мал золотник, да увесист. Мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят. Недоля пудами, доля золотниками. Беда приходит пудами, а уходит золотниками.

Гривна

На рубеже IX – X веков на Руси появляется уже полностью отечественная денежная единица – гривна. Первые гривны были увесистыми слитками из серебра и золота, которые были скорее весовым эталоном, нежели деньгами – по ним можно было отмерять вес драгоценного металла. Киевские гривны весили около 160 граммов и по форме напоминали шестиугольный слиток, а новгородские гривны были длинным бруском весом около 200 граммов. Причем гривны были в ходу и у татар – на территории Поволжья была известна «татарская гривна», изготовленная в форме ладьи. Свое название гривна получила от женского украшения – золотого браслета или обруча, который носили на шее – загривке или гривке.

Векша

Эквивалентом современной копейки в древней Руси была векша. Иногда ее называли белкой или веверицей. Существует версия, что наряду с серебряной монетой в обращении находилась выделанная зимняя шкурка белки, которая была ее эквивалентом. До сих пор идут споры вокруг известной фразы летописца о том, что же хазары брали в качестве дани с полян, северян и вятичей: монету или белку «от дыма» (дома). Чтобы накопить на гривну, древнерусскому человеку понадобилось бы 150 векшей.

Куна

В русских землях ходил и восточный дирхем. Его, а еще и европейский денарий, тоже пользовавшийся популярностью, на Руси называли куной. Бытует версия, что первоначально куна была шкуркой куницы, белки или лисицы с княжеским клеймом. Но есть и другие версии, связанные с иноязычным происхождением названия куны. Например, у многих других народов, которые имели в обращении римский денарий, для монеты существует созвучное русской куне имя, – например, английское coin.

Резана

Проблему точного расчета на Руси решали по-своему. Например, разрезали шкурку куницы или прочего пушного зверя, тем самым, подгоняя кусочек меха под ту или иную стоимость. Такие кусочки назывались резанами. А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.

Ногата

Еще одной небольшой монетой была ногата – она стоила примерно двадцатую часть гривны. Её название принято связывать с эстонским nahat - мех. По всей вероятности, ногата тоже первоначально была меховой шкуркой какого-либо зверя. Примечательно, что при наличии всевозможных мелких денег, каждую вещь старались связывать со своей деньгой. В «Слове о полку Игореве», например, говорится, что, если бы Всеволод был бы на престоле, то невольница была бы ценой «по ногате», а раб – «по резане».

Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.

В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?

В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!

Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.

Давайте разбираться.

Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.

Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.

Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».

На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы: гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.

Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.

Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.

Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.

В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.

Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.

Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный» в смысле направления на географический юг (на языке корелл).

Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.

Конечно, случайным это не назвать, но.

Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.

Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.

Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.

Оглянемся на современность.

На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун, выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.

А вот 50 хорватских лип. Они равны половине одной куны.

Для справки.

1 куна=100 лип.

В 1990 году были отчеканены монеты с указанием государства «Республика Словения» номиналом в 0,02, 0,05, 0,10, 0,20, 1, 10 и 50 лип. Денежной единицей Словении в этот период был югославский динар. Но помнят славяне свою историю.

Курсы валют в Хорватских Кунах на15.11.2013:

Источник: ru.exchange-rates.org

Евро (EUR) 7,6285

Российский Рубль (RUB) 0,1734

США Доллар (USD) 5,6701

Сторонники норманизма такого прогресса для «дикарей» допустить не могут. Можно встретить утверждения, будто ногата, резана, куна… связаны исключительно с некими обрезками. Обрезки шкурок - резана, головки куниц - куна, лапки - ногаты. А хорватские «копейки» - липы это якобы липовые деревяшки. Только представьте себе массы меховых и деревянных обрезков в качестве разменной монеты и её оборот в торговле. Это ж, какие кошельки надо таскать на базар. А с другой стороны - должен две ногаты, и в чем проблема? Поймай бродячего кота и весь долг отдашь с процентами, да ещё целый хвост на прибыль.

Только славяне жили с природой в ладу и живодерством не промышляли.

Просто обратите внимание на современные деньги Республики Беларусь. На купюрах в зависимости от номинала изображены разные животные. По этой причине белорусские рубли в обиходе именуют «зайчиками».

Перед вами никакой не зайчик, а полноценный белорусский рубль.

Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.

Меховые и липовые деньги - полная нелепость.

Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.

А на самом деле?

Начнем с лип.

Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".

Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».

У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.

Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа.

Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.

Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.

К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.

Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это ж как надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?

Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.

Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…

И вот оно.

Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.

«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.

А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.

Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.

Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.

Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.

1) Выкуп, спасающий от кровной мести.

2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи

За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.

Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.

К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.

Переводы и традиции Руси.

Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».

Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.

А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.

Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.

Реальные курсы русских денежных единиц.

Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.

Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.

После серьезных поисков удалось реконструировать денежно-весовую систему, действовавшую на Руси в то далекое время.

Почему весовая? Поскольку монеты делались из золота и серебра, то главное — не что на них написано, а, сколько золота и соответственно серебра они содержат.

В договорах с греками X века имеются самые первые упоминания о русской гривне. Из древних текстов следует, что 12-ть гривен были равны 5-ти византийским литрам. Византийская литра (монета) весом 327,5 г.

Но такие монеты ни разу не находили на территории Древней Руси. Оказалось, что русские деньги древних времен были просто «привязаны по курсу» к другой византийской монете - половине византийской литры весом 163,7 г. Как это обнаружилось?

Привязка русских денег к иноземной поллитре.

Отсчитываем от веса половины литры известные из «Русской правды» соотношения и получаем:

гривна должна весить 68,22 г,

куна - 2,73 г,

ногата - 3,41 г,

резана - 1,36 г.

Этот расчет полностью подтвердился взвешиванием реальных монет и их обрезков, найденных археологами на территории Древней Руси.

В конце X века появилась и резана. Это были монеты, обрезанные по весу 1/50 гривны.

Перед вами старинный обрезок древнего дирхема.

Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).

Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…

Вывод.

Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:

Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.

У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.

Денежные термины вместо монет и слитков.

Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.

После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.

Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.

Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.

Теперь о Литре.

Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).

Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.

Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.

Связь с Востоком.

Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.

Новости Партнеров

Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.

В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?

В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!

Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.

Давайте разбираться.

Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.

Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.

Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».

На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы:гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.

Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.

Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.

Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.

В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.

Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.

Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный » в смысле направления на географический юг (на языке корелл).

Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.

Конечно, случайным это не назвать, но.

Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.

Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.

Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.

Оглянемся на современность.

На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун , выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.

Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.

Меховые и липовые деньги - полная нелепость.

Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.

А на самом деле?

Начнем с лип.

Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".

Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».

У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.

Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа .

Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.

Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.

К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.

Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это жкак надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?

Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.

Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…

И вот оно.

Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.

«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.

А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.

Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.

Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.

Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.

1) Выкуп, спасающий от кровной мести.

2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи

За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.

Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.

К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.

Переводы и традиции Руси.

Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».

Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.

А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.

Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.

Реальные курсы русских денежных единиц.

Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.

Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.

Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).

Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…

Вывод.

Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:

Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.

У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.

Денежные термины вместо монет и слитков.

Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.

После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.

Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.

Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.

Теперь о Литре.

Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).

Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.

Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.

Связь с Востоком.

Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.

Известный факт. На монетах Дмитрия Донского русской чеканки имеется как русская надпись, так и татарская. Связь с данническими отношениями тут не причем, их просто не было. Русь подобным образом устанавливала связи своей тогда ещё молодой валюты с рынками Ближнего Востока через Поволжье.

Продолжение следует.