Что шимпанзе сделало с человеком. Разговорчивая шимпанзе уошо. Уошо шутит и ругается

Миф об 1%

ДНК человека и шимпанзе очень отличаются

Дон Батен

Почему люди продолжают верить в миф об 1% отличии ДНК человека и шимпанзе, когда в действительности эта разница составляет до 30%?

Мы до сих пор часто слышим заявления о том, что ДНК человека и шимпанзе почти идентичны, и что разница составляет всего лишь 1%. К примеру, в докладе за 2012 г. о секвенировании ДНК карликового шимпанзе сказано:

«С тех пор как в 2005 г. исследователи расшифровали генетическую последовательность шимпанзе, было установлено, что 99% ДНК человека и обезьян одинаковы. Это означает, что шимпанзе – наши ближайшие родственники».1

Это заявление было опубликовано не в каком-то сомнительном источнике. А в самом престижном научном журнале Science , публикуемом Американской Ассоциацией содействия развитию науки. Science считается одним из двух самых авторитетных научных журналов в мире (второй - британский журнал Nature ).

Впервые заявление об отличии в 1% прозвучало в 1975 г.2 Это было задолго до того, как ученые смогли сравнить отдельные «символы» (пары оснований) ДНК человека и шимпанзе — первый проект по расшифровке человеческой ДНК был опубликован лишь в 2001 г., а ДНК шимпанзе в 2005 г. Так откуда взялся заявленный в 1975 г. 1%? Дело в том, что генетики провели примерные сравнения очень ограниченных участков ДНК человека и шимпанзе, которые были предварительно выбраны для проверки их сходства. Нити ДНК человека и обезьяны проверили на то, насколько они способны соединяться друг с другом — метод, известный как ДНК гибридизация.

Отличие в 1% означает, что мы «почти идентичны»?

Человеческий геном содержит около 3000 млн. «символов». Если показатель 1% верен, отличие должно составлять 30 млн. символов – это равно 10 напечатанным книгам размеров с Библию. Это в 50 раз больше ДНК, чем у самой простой бактерии.3 На самом деле это очень большое отличие, превышающее способности даже самого оптимистического эволюционного сценария, даже если учитывать миллионы лет.4

Каковое же реальное отличие?

Публикация о секвенировании ДНК человека и шимпанзе дала возможность провести сравнение. Однако даже это сделать непросто, потому что геном шимпанзе не был построен на ровном месте. Что сделали генетики? Они секвенировали маленькие кусочки ДНК шимпанзе. Т.е. с помощью химических лабораторных процедур они определили последовательность расположения химических символов. Затем эти маленькие цепочки из «символов» соединили с человеческим геномом в тех местах, в которых, по их мнению, они должны совпадать (для сравнения и размещения сегментов использовались компьютеры). После этого человеческий геном убрали и получили псевдогеном шимпанзе, который якобы указывал на общее родство с человеком (т.е. эволюцию).

Таким образом, была получена смешанная последовательность , которая не является настоящей. Предположение эволюции в получении генома шимпанзе таким вот способом должно было бы создать видимость генома человека больше, чем он есть на самом деле. Но даже если учитывать это эволюционное предубеждение, реальные отличия намного больше, чем 1%.

В 2007 г. в Science была опубликована статья о сходстве ДНК человека и шимпанзе. Заголовок звучал так: «Относительные отличия: миф об 1%».2 Автор статьи Джон Коен ставит под вопрос цифру 1%. Он ссылается на данные сравнения, которые были проведены в проекте по секвенированию ДНК шимпанзе. Согласно анализу это отличие составляет минимум 5%. Несмотря на это, в журнале продолжают появляться заявления об 1%.

Для того чтобы показать, насколько это неправильно, Джеффри Томкинс и Джерри Бергман в 2012 г. пересмотрели опубликованные исследования, в которых проводились сравнения ДНК человека и шимпанзе.5 Они пришли к выводу: «Если взять всю ДНК, а не только отобранные заранее участки, можно смело заключить, что сходство генома человека и шимпанзе составляет примерно 87%, во всяком случае, не больше 81%».

Другими словами, отличия между обезьяной и человеком огромны, возможно даже больше чем 19%. Д-р Томкинс провел свои собственные сравнения и получил цифру 30%!6 К тому же вопреки ожиданиям эволюционистов у шимпанзе и человека очень разные Y-хромосомы, носителями которых являются только мужчины.7

Огромная разница между людьми и обезьянами не оправдывает эволюционных ожиданий, но наоборот подтверждает тот факт, что мы были сотворены отдельно от животных.

Сравнение двух сложных геномов – дело непростое! Необходимо определить, насколько важны различные части ДНК, и какое значение имеют разные типы отличий. К примеру, как быть с генами человека, которые отсутствуют у шимпанзе, и наоборот? Похоже, что генетики-эволюционисты их игнорируют, а сравниваются только схожие гены.

Во многих сравнениях использовались только гены, которые кодируют белки (только 1,2% ДНК, а многие гены, кодирующие белки, как у человека, так и у шимпанзе, почти одинаковы8 ). Причем считалось, что остальная часть ДНК неважная или «мусорная». Однако подобное мнение не обосновано. Почти вся ДНК имеет функцию, что снова противоречит ожиданиям эволюционистов.9 Но даже если бы «мусорная» ДНК была нефункциональной, отличия были бы гораздо больше, чем в участках, кодирующих белки, и при определении отличий их следовало бы учитывать. Люди и обезьяны не идентичны на 99%. Нет!

Какой бы ни был процент сходства, что он доказывает?

Ни эволюционисты, ни креационисты не делали прогнозов о проценте сходства до того, как он был подсчитан. Другими словами, каким бы ни был процент сходства: 99%, 95%, 70% или какой-либо другой, эволюционисты все равно будут доказывать общее родство с обезьянами, а креационисты будут видеть в этом общий дизайн. Размышляя над последствиями этих данных, мы должны понимать, что имеем дело не с точной наукой, которую можно доказать путем эксперимента. Каждый получает свое значение, основываясь на личное мировоззрение.

Однако, чем больше отличий между человеком и обезьяной, тем сложнее эволюционистам объяснить их в рамках эволюционной временной шкалы. Именно поэтому они изо всех сил пытаются уменьшить эти отличия.

Миф продолжает жить

Сравнения целых геномов подтвердили, что отличие между человеком и обезьяной намного больше, чем 1%. Так почему же миф об 1% продолжает жить?

Почему журнал Science увековечил этот миф в 2012 г.? В 2007 Коен привел высказывание генетика Сванте Паабо, специалиста по шимпанзе, члена консорциума Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия): «В конце концов, вопрос отличия между человеком и обезьяной - это больше политический, социальный и культурный вопрос».2

Возможно, эволюционисты не откажутся от мифа об 1% именно потому, что он имеет политический, социальный и культурный смысл. Они делают это с одной целью – чтобы отрицать явные выводы сравнений ДНК, что мы, люди, очень отличаемся от шимпанзе . Миф о сходстве используется еще и для поддержки мнения о том, что люди не имеют особого места в этом мире, и что обезьяны могут и должны иметь такие же права, как и человек.10

Огромная разница между людьми и обезьянами не оправдывает эволюционных ожиданий, а наоборот подтверждает тот факт, что мы были сотворены отдельно от животных. Бог создал первого человека из праха земного (Бытие 2:7), а первую женщину из ребра мужчины (Бытие 2:22), а не из обезьяноподобного существа. Люди, в отличие от животных, были сотворены по образу Бога (Бытие 1:26, 27). Они – особое творение. Этот образ не был потерян во время грехопадения, он был испорчен,11 поэтому Бог сотворил людей с особым замыслом и сейчас и в вечности.

  1. Гиббонс A., Карликовые шимпанзе становятся, так же как и обычные шимпанзе, самыми ближайшими родственниками человека // Science Now , 13 June 2012; news.sciencemag.org .

Было обна-ружено, что Шерман и Остин способны употреблять символы для обозначения отсутствующих предметов и в более широком контексте, чем обезьяны, обученные по другим методикам. После этого Сэведж-Рамбо приступила к воспитанию детенышей карликового шимпанзе-бонобо (Pan paniscus) в такой же речевой среде, в какой обычно рас-тут дети, с тем чтобы проверить их способность понимать устную (звуковую) речь человека.

Она старалась максимально разнообразить условия их содержа-ния, систематически меняя все возможные компоненты среды, позволяла им общаться и с людьми, и с другими обезьянами. Но глав-ной особенностью программы было то, что люди постоянно разгова-ривали при обезьянах. При этом исследователи не проводили специ-альной дрессировки на выполнение словесных команд, а лишь созда-вали для обезьян соответствующую языковую среду — четко произносили правильно построенные простые фразы.

Одна из особенностей этого долгосрочного эксперимента, про-должающегося уже более 20 лет, состояла в том, что он был начат в раннем возрасте, когда двум карликовым шимпанзе (бонобо) и трем детям было по 10 месяцев. Все они с начала обучения находились в сходных условиях — постоянно слышали устную человеческую речь. При этом обезьян не тренировали непосредственно выполнению словес-ных команд, а лишь создавали им «языковую среду».

Первым учеником был Кэнзи, которого научили также общаться с человеком и с другими обезьянами при помощи клавиатуры с лексиграммами. Главным в этой части программы было заставить обезья-ну называть окружающие объекты, а не просто произносить «просьбы» о том или ином предмете с последующим получением подкрепления.

Оказалось, что в возрасте 5 лет Кэнзи спонтанно начал понимать устную речь, и не только отдельные слова (что отмечалось и раньше у других обезьян), но и целые фразы. Как и обезьяны, общавшиеся с помощью амслена (см. выше), он понимал разницу между фразами «Унеси картошку за дверь» и «Иди за дверь, принеси картошку». Та-кое же понимание он проявлял и в собственных высказываниях, в зависимости от ситуации делая одни и те же лексиграммы то подле-жащим, то дополнением.

«Экзамен», который держал Кэнзи, растянулся на несколько лет. В общей сложности ему было задано 660 вопросов-инструкций, каж-дый раз новых, не повторяющих друг друга. Чтобы ненароком не повли-ять на обезьяну, экзаменатор всегда находился в другой комнате, на-блюдая за происходящим через стекло с односторонней видимостью. Вопросы Кэнзи слышал через наушники, причем их задавали разные люди, а иногда применяли даже синтезатор звуков голоса. В подавляю-щем большинстве случаев без какой-то специальной тренировки он правильно выполнял каждый раз новые инструкции. Часть из них относи-лась к сфере повседневной активности обезьяны. В них был «задейство-ван» весь набор манипуляций с предметами обихода, которые Кэнзи совершал или в принципе мог совершить, а также разнообразные кон-такты с окружающими.

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Что является определяющим моментом для причисления животных к нашим меньшим братьям?

* Условия среды и обитания
* Признаки живого
* Многообразие и классификация
* Значение в природе

Эти и другие признаки, а в особенности то, что животные, как и человек относятся к одному и тому же царству, позволяют говорить нам о том, что все мы братья.

Видите, мы все относимся к одному и тому же царству, сделаны из одного материала, теста. Стало быть, мы все, генетически, одного возраста. Я думаю, что говорить о том, кто появился раньше: карась или гуппи, имеет примерно столько же смысла, сколько и сравнивать своего сына со своей кошкой во возрасту. Вполне может оказаться что ваша кошка старше вашего сына, а может и наоборот. Но разве это что либо значит? Я думаю, что нам нужно научиться лепить из имеющегося материала новые виды животных. Фактически, они все уже давно созданы, просто это полуфабрикат, а нам нужно только его запечь. Но для этого нам нужно помириться с Создателем.

Всё не могу добраться до форума, до темы "Теории происхождения человека", потому что, сначала надо прочитать все записи (а это много) - вдруг там уже озвучена моя версия.

Эволюция, самостоятельный путь восхождения, возможен только для разумного существа. Т.е. когда человек (с любой генетикой, хоть змеелюди, рыболюди, птицелюди и т.д.) уже существует . И у него есть свобода выбора: или прилагать усилия, или плыть по течению. В первом случае идёт развитие человеческого общества, а некоторые (может, и большинство) поднимаются на уровень богов. Во втором случае идёт приспосабливание к всевозможным условиям природы на данной планете, заполнение всех ниш обитания, но с опусканием на животный уровень.

Человек, точнее ДНК, создаётся, во-первых, самими людьми (существующими пока, до создания ДНК, в более тонких материях, на более высоких планах бытия) для себя . Самими - для себя. Для своего собсвенного воплощения в плотную материю на выбранной планете.
И только во-вторых, кто-то уже живущий может создать что-то новенькое, используя как свои гены, так и гены местных животных видов для создания (цели могут быть разные) других разумных, но чаще полуразумных видов.

P.S. Если люди приходят пожить на планету, существующую уже давно, незачем изобретать велосипед. Берётся какая-то часть генов от аборигенов, которые уже достаточно приспособлены для местных условий.

Раз уж заговорили о происхождении человека от обезьяны...
Я не ученый, но лично мне кажется, что жизнь сама по себе не эволюционирует, а деградирует. Жизнь, если ее пустить на самотек, стремится не к усложнению, а к упрощению. Обезьяна никогда не возмется работать просто так, чтоб стать человеком. Ее можно заставить работать, но сама она не возмется.

Кажется, у Блаватской это же записано (с подачи лам): После каждого катаклизма на Земле появляется первочеловек (или какое-то количество перволюдей), от которого происходит очередное человечество. А в процессе жизни этого человечества происходит деградация большинства его членов - до животного уровня, и далее в более мелкие и примитивные виды. Бывшие люди заселяют все уголки обновлённой (после очередного "конца света") планеты. И только малый процент людей остаются на человеческом уровне, ещё меньше поднимаются на уровень богов.
Поэтому, возможно, есть правота в словах Рио: наш нынешний мир так вполне правильно устроен, чтобы заставить людей трудиться и физически, и духовно. Иначе - скорая деградация. А так - медленная деградация и не для всех: кто хочет, тот останется человеком.

А Жизнь деградирует...
На самом дел Жизнь - не энтропия, не негэнтропия, как бы ее прагматики, физики-математики не описывали.
А как вы опишите хотя бы собак, ждущих зеленого сигнала светофора для перехода дороги, приближающегося метро для переезда на другую станцию, проложивших свой маршрут движения вдоль остановок, мусорок, столовых и ресторанов, знающих (А ГЛАВНОЕ - ОСОЗНАЮЩИХ) время?
Я привел небольшие примеры не физического, а умственного развития животных. Их тысячи и тысячи. Так же, как и физических. Тех же собак пород за последние сто лет стало в десятки раз больше. (Хотя здесь уже прямое вмешательство человека).
И так кругом-везде. Разве у муравья 100 лет назад были такие же проблемы как сейчас? Да сейчас, наверно, в миллионы раз больше! Вникните в его природу. Куда ему, бедному тлю приткнуть для кормления - кругом химия? (Хотя и тлю-та старый муравей не таскал - это эволюционное изобретение муравья). В современности проблемы на проблеме. Но ведь живут - приспосабливаются.
Жизнь несомненно усложняется и медленно развивается.
Но во всех случаях - жизнь меняется под воздействием посторонних факторов.
У человека уж очень много эволюционных факторов,которые не могли измениться под воздействием обычной окружающей среды ни при каких условиях. Даже наоборот, человеческие функции иногда прямо были противоположны для развития, из-за чего человеку приходилось и приходится постоянно использовать ум и силы хотя бы для выживания.
Пример? Что у того же москвича было первоначально: отсутствие щерсти или меховая шуба?
Хоть по Теории Дарвина, хоть по Библейской версии, хоть по версии псевдоученых-библеистов с африканской версией - у человека в северных широтах должен был увеличиваться волосяной покров. Человек, раз облысел ранее по их версии, пришедший наполовину волосатым из Израиля на Ямал, должен был не только восстановить волосяной покров, а стать похожим на мамонта. А у него, почему-то глаза уже стали, а волос меньше. Просто бред.
Ни один ученый на Земле не может не только описать, как мог физиологически человек превратиться из обезьяны, но и даже что для этого должно было произойти.
Есть "сказки" в учебниках и публицистике. Есть бла-бла-бла. Любого ученого спросите, как у человека образовалось потоотделение, почему у человека опущенная гортань, почему человек стал ходить на двух ногах - смерти всегда хотел? И т.д. и т.п.
Вам могут прогнать ложь, но могут ответить и правду - НЕ ЗНАЕМ.
Денежный прагматизм делает все, чтобы у обывателя создалось чувство, что все известно - живите спокойно.
На самом деле, даже о самом себе - ЧЕЛОВЕКЕ- наука практически ничего не знает, и делает маленькие шаги к постижению. Но на пути стоит религия, власть и деньги.
Реальные знания им не нужны. Им нужны знания те, которые для них важны, причем в определенный период - сейчас.
Для науки есть только "черточки" развития, даже не взаимосвязанные, которые и дают ложные толкования всяким рвачам от науки.

Наверное, собаки и другие животные произошли от людей, но не на этой планете. Тут не очень понятно, т.к. все животные и люди сделаны из одного и того же материала. Но думаю, из более сложного можно сделать более простое, но не наоборот. Сам же материал произошел от более высокоразвитых существ. Так это или нет, но я представляю себе это как концентрические кольца. Радиус кольца - это насколько далеко животное ушло от Создателя. Создатель - это самое сложное и полное существо из всех. В нем есть все от всех существ и всех животных, и людей, и более сложных существ чем люди. Ангел уходит от Создателя и останавливается на некотором расстоянии. Это расстояние и определяет то воплощение, в котором он явится в этот мир. Чем дальше он ушел, тем более простым животным станет. Самые близкие ангелы становятся частями других ангелов. А дальние, например, могут воплощаться в червей. А могут в животных. Собаки - это чуть более дальние от Создателя существа, чем люди. По крайней мере, я себе это так представляю.

Версия, конечно оригинальная, но, не обижайтесь, вы ее сами хоть обдумывали?
Смесь христианства и какого-го планетоцентризма. Верить, конечно, ваше право.
Но!!! Если вы хотя бы для себя создали собственное понимание мироздания, то, думаю, что оно развалится вами же только при определении хоть какой-то ее части. Названное вами - общие фразы. Вдумайтесь хоть в одну мельчайшую эпостасию. Именно в маленькую часть и углубленно. Задайте сами себе вопросы: что это, как, каким образом и т.д.
И думаю, что абстракция в виде Создателя сразу пропадет. Абстракциями (такими же христианскими, иудейскими, исламскими, буддийскими и т.д.) на конкретные вопросы не ответишь. Вера и знания - противоположности.
Такое же поверхностное мышление у 90-95% верующих в традиционные религии. Никто не задает сам себе глубинных вопросов по своей вере. По большей части, верующие вообще, кроме материальных и физических вопросов (хотя некоторые стараются скрыть это даже от себя) других не знают. Но есть небольшая часть людей, стремящихся к "абсолютной" вере. Подсознательно сами себе они не задают провокационых вопросов и, соответственно, в ответах получают лишь укрепление в "вере" и религиозную радость. Хотя, на самом деле, этот самообман ни к чему хорошему привести не может, так как он постепенно ведет к изменению психики и религиозному сумашедствию.
Знаете, когда я не знаю ответ, то говорю - не знаю. Могу предполагать версии. Но верить в пустоту знаний - не могу. Вера должна быть подкреплена знаниями. Без знаний вера - или чужой обман, или самообман.

Это далеко не оригинальная версия. Собак называли братьями нашими меньшими задолго до появления генетики и всяких других теорий. Братья меньшие - значит младшие.

Знание и вера - это одно и то же, в моем понимании. Почему-то люди любят рассказывать, как верят другие. И откуда они только знают?

Бонобо - это отбросы общества шимпанзе. А потому у них и порядки как не у людей (в смысле нормальных шимпанзе). Они там трахают всё и вся. Будь то самец, самка, подросток - не имеет значение. Все со всеми. Мастурбация, групповуха, межвидовой секс(!)(например с павианами) - всё идёт в ход. Так что не стоит при обсуждении возникновения иерархий у людей ориентироваться на социальную структуру отбросов своего вида.

Вы знаете об этой теории на уровне упрощенных комиксов 19 века. Теория Дарвина подтверждается вокруг нас постоянно. Нигде в его книгах и записях нет "африканской теории" происхождения человека от обезьяны-Евы и гориллы-Адама. Это бред артогонистов-христианских "ученых", которым важно одно (хоть и противоречит Библии) - БОГ создал ОДНОГО человека.
Теория - не аксиома. (Хотя и аксиомы постоянны только для определенных условий). Есть постоянное развитие тела и разума, которое гениальный ум Дарвина усмотрел. Сейчас мы знаем о генетических отличиях человека от обезьяны, да и генетическом различиии разных рас и народностей. Но это ни в коем случае не оповергает теорию Дарвина, а подтверждает ее с дополнениями. Во времена Дарвина не знали о генетике, и он не мог предполагать о возможности изменения (извне) генотипа человека, или, вообще, изменения генов обезьяны до человеческого.
Теория Дарвина - это ОБЩИЙ ПУТЬ с отвлетвлениями, уточнениями и т.д., важность которого, в-первую очередь, состоит в том, что ВСЕ нормальные более-менее образованные люди соображают сейчас, что всего 7521 год назад (по Византийскому календарю) не создался ВЕСЬ МИР, а первый человек (не понимая, что его жестоко эксплуатируют и обманывают) не стал безвозмездно возделывать и охранять райский сад в качестве безумного раба. Дарвин усмотрел,в первую очередь через животных, а затем через людей, -ПРОГРЕСС. Без него, наверно, и интернета у вас не было бы. Как-то слабо представляю инквизицию с интернетовскими орудиями пытки.

Может быть,чел и не происходил из хвостатого примата,но он упорно превращается в подобного.Бибизьянам даже обидно стало,что Дарвин таку теорию выдвинул.Бедненький человече! Ты и Богу нахрен не нужен(попрошайка,лодырь и скандалист).Инопланетяне тебя эксплуатируют уже мильен лет и еще столько же еще будут над тобой глумиться.Зверушки и те возмутились....!Одни с головной болью,на отмель.Другие камнем,в депутатскую машину.Ну всяк по своему бореться.
Баранкины.......будте человеками!

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Инопланетяне тебя эксплуатируют уже мильен лет и еще столько же еще будут над тобой глумиться.


Хочу обратить внимание тех участников, которым интересна Библия, на главу 16 книги Иезекииля . Предствьте себе что Иерусалим - это род Homo Sapiens, и прочитайте эту главу. У вас выйдет, что вся история рода Homo Sapiens описана в этой главе. Выводы будут удивительны. Там есть в т.ч. и похожее на то что говорит дикий. Но только инопланетяне не эксплуатировали нас, а мы красовались перед ними, потому что Бог одарил нас и наделил особой красотой. Мы сами предлагали себя, потому что нам нравилось красоваться.

33 Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою.

Там так же написано, что нас ждет. Многое из всего этого уже произошло. Но осталось кое-что:

61 И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, бо́льших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза.
62 Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь,
63 для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог.

Лично мне нравится (простите), когда кто-то обращается к первоисточникам, в частности - к Библии. Приятно общатся с людьми, которые увлечены - "в теме".
У вас есть "замануха" - "представьте". Но представлять нереальное - дело веры, причем обманутой.
А реально-то, что? Даже из того, что написано? Разве Книга Пророка Иезекииля касается кого-то, кроме иудеев (Израильтян)? Разве не "дщери Иерусалима" описаны в "Книг" Пророка Иезекииля"? - это раз! Как вы ЛИЧНО (так как таких, как вы - больше 1,5 млрд.) можете слова к определенному еврею (или от определенного еврея к какому-то еще соседу-еврею) воспринимать, как обращенные к вам? Если вы еврей - то да, - Библия про вас и для вас. Евреи владеют деньгами мира, а основами их веры завладели чужаки со всего мира, что им не нравится.
НО, 1,5 млрд. людей (по большей части не знавших о нюансах своей веры, и, даже 90% не читавших, хотя-бы Библию) не являются евреями, но, все равно кричат, что верят в СВОЕГО БОГА, не зная даже, что молятся еврейскому БОГУ.
А, во-вторых, вы сделали какую-то странную выборку,извините, но не могу сделать по ней (не только определенную, но даже сравнительную) "историю рода Homo Sapiens".Несколько еврейских фраз - и вся история моих славянских корней - вятичей - описана?
Кроме определенных к историческому моменту еврейских страстей там абсолютно ничего нет. Описываемое в Библии - всего-лишь обгероизная (часто просто исторически лживая) история отпрыска шумерских племен - главы небольшого кочевого племени Аврама (скорее всего - изгнанного из-за своих мерзостей на пустынные окраины), принесенного с собой часть шумерско=акадских знаний, потомки которого до сих пор не могут поделить "землю обетованную" - несколько сот км. земли, из которых плодородных нет, разве, что для стад баранов.

Исследовать и просто читать Библию надо - это история (не точная, а преображенная) и сущность развития Средиземноморских народов. Не читая Библии - вы не увидете явный бред, ложь и выдумки. Но, вместо с тем, Библия - это один из полных древнейших документов, где даже дописки, несостыковки, ложь и т.п. имеют даже большее значение для пытливого ума, чем просто написанная история.

Привет в ответ! Но, пока на Руси правят нерусские, об истории своей Родины можно только собирать по крупицам из разных источников. Найдите расходы по археологии или истории на Руси. Максимум, что найдете - расходы на монастыри, кремли и т.д., но все- христианский период. На дохристианский период если и выделяют - то, наверно, такой мизер, что и не указывают.
А лично меня задевают многолиллионные изыскания каких-нибудь англичан, которые сообщают (статья была недавно), что 10-12 тыс. лет назад на мою реку Десну пришли потомки негров, при чем не до конца европеидных, по большей части - еврейских. Я-то, например, прекрасно знаю, что этому англичанину надо было-бы экскурсию провести о жителях Брянской области 25 тыс (доказанных)- летней давности. С помещениями, экскурсиями и т.д. И это, ТО - ЧТО СЛУЧАЙНО НАЙДЕНО.
И найдено давно, при СССР. Найдено при случайных "огородных" раскопках, когда кости древние сыпятся сами. А специально никто древние города и селища не раскапывает ниже даже 1-го тысячелетия. ОБЩАЯ история не меняется. НЕ хотят НАШИ ПРАВИТЕЛИ искать корни народов.
Добавлю, что куда уже каким-нибудь европейцам понять противостояние вятичского левого берега Десны и правого северянского в течение нескольких СОТ ЛЕТ. Один народ, одни почти племена - одни вершинные, другие низинные, одни лесные, другие полянные, но - война между собой. При этом всегда вместе - войны против общего врага - это отличало РАНЬШЕ славян. Даже через десятилетия и сотни лет официального присоединения вятичей к Киевской Руси (правобережной Деснянской, Днепровской) проезд через Брянские леса считался супер особым героизмом. Одна из версий борьбы Ильи-Мумомца с Соловьем-разбойником - это проезд его через Брянские леса в районе г.Карачева (там и река такая-же и местность). Даже в Книге "Князь Серебрянный" и то прямое упоминание боязни Брянских лесов и их мрачности - смертельные для проезжих.
Но где вы видели официальные учебники истории по дохристианской РУСИ. В каком классе школы их изучают? Важнее Древний Рим, Древняя Греция и Египет.

Прискорбно,но факт на лицо.
Видно кто то во ВЛАСТИ решил,что то что рядом увидят сами,а то что за бугром важнее и интереснее.
Цепочка потянулась...многие рвутся за бугор.Там мед и молочные реки.Возвращаются единицы,а уж людьми остаются...вообще по пальцам посчитать можно.Вот их голоса и не слышат.Крикунов-любителей жвачки и колы хватает с лихвой.Переорут даже бешеного павиана.

Прискорбно то, что начиная от Крещения Руси, вся власть Руси-России идет из-за рубежа. Назначенные Патриархи, помазывающие на трон, Золотоордынские ярлыки на правление, европейские династии на российском троне, якобы народная власть под предводительством всех, но не русских.
Корни сегодняшней власти засекречены.
Но, если в тясячах статей, есть хоть тысячная доля правды, то ни русских у власти на Руси не будет, да и Русь может скопытиться.

Целиком вставлять главу в сообщение было бессмысленно, т.к. все кому интересно могут перейти по ссылке. Вся глава - краткий пресказ истории дщери Иерусалима. Имелось ввиду, что эта глава целиком - история, а не только пара цитат из неё.

200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Описываемое в Библии - всего-лишь обгероизная (часто просто исторически лживая) история отпрыска шумерских племен - главы небольшого кочевого племени Аврама (скорее всего - изгнанного из-за своих мерзостей на пустынные окраины)

Так может показаться, если подходить по-книжному. Я думаю, в этом и была проблема между Христом и фарисеями с книжниками. Даже в современные учебники по истории Библейская история попала где буквально, без изменений, а где с корректировками археологов. И постоянно: новые археологические открытия - новые корректировки. Я даже знаю что было бы в конце: оказалось бы, что Библия от и до вымысел. А точнее - вымыслом является то прочтение, которое вы озвучили в приведенной мной выше цитате от вас. Поэтому вся современная история по учебникам - одно сплошное нагромождение ошибок. Многие до сих пор думают, что эта книга о маленьком избранном еврейском народе. Но я думаю что это не так. Авраам - это человек очень могущественный, который участвовал во многих космических сражениях. Это тот человек, от которого произошел весь род Homo Sapiens. Этот человек жил около 300 000 годов назад (либо ~490 000 - сомневаюсь, т.к не помню, мне говорили, но я не помню точно). Еврей - это то как в Библии называют представителей рода Homo Sapiens. Сион - это планета Земля. Библия вся такая. Вы сами где-то говорили, что Авраам победил нескольких царей, которые сами в свою очередь победили нескольких царей. Причем некотрые цари укрылись в горах. Горы в Библии - это планеты. А цари Содомский и Гоморский попадали в смоляные ямы, т.е. черные дыры, скорее всего. Это было космическое сражение, в котором сошлись 9 царей. А Аврам победил победителей. Наверное поэтому Христос, в Новом Завете написано, говорил: "Был бы жив Авраам, из камней сих сделал бы детей себе". Т.к. он был очень могуществен. Думаю, это был человек очень достойный. Может быть даже, если бы мы знали каким он был, мы бы все влюбились в него.

Честь «первого контакта» - разговора представителей разных видов - принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. К тому времени уже было известно, что животные способны мыслить: они могут решать задачи «в уме», то есть не только методом проб и ошибок, но и придумывая новые варианты поведения.

Это доказал немецкий психолог Вольфганг Келер, проводивший свои знаменитые исследования интеллекта шимпанзе еще в начале ХХ века. В одном из его экспериментов обезьяна после ряда неудачных попыток сбить высоко висящий банан палкой или достать его, взобравшись на ящик, садилась, «задумывалась», а потом вставала, ставила ящики один на другой, взбиралась на них с палкой и сбивала цель.

Эти опыты вдохновили ученых на первые попытки «очеловечить» обезьян. В 30-е годы супруги-психологи Кэллог взяли на воспитание детеныша шимпанзе по кличке Гуа, который рос вместе с их годовалым сыном Дональдом. Родители старались не делать различий между «детьми» и общаться с ними одинаково.

Правда, добиться особых успехов в воспитании Гуа им не удалось, а вот Дональд стал обезьянничать: развитие его речи замедлилось, зато он научился в совершенстве подражать крикам и повадкам Гуа и даже стал вслед за ним обгрызать кору с деревьев. Испуганным родителям пришлось прекратить эксперимент, Гуа отправили в зоопарк. Другой паре психологов, супругам Хейс, воспитывавшим шимпанзе Вики, с огромным трудом все-таки удалось научить ее произносить несколько слов: «мама», «папа», «чашка».

Лишь в 1966 году этологи Аллен и Беатриса Гарднер, просматривая фильмы о Вики, обратили внимание на то, что та хотела и могла общаться с помощью знаков: например, очень любила кататься на машине и, чтобы сообщить о своем желании людям, придумала приносить им изображения автомобилей, которые вырывала из журналов. Неспособной к речи ее делал не недостаток ума, а устройство гортани. И тогда Гарднерам пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Так начался «проект Уошо».

Уошо и ее семья

Будущая первая леди в мире шимпанзе была 10-месячным детенышем, пойманным в Африке: первоначально ее предполагали использовать в космических исследованиях - судя по всему, она была просто рождена для славы.

Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но и задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей и сама заговаривала с ними.

Первым ее «словом» стал знак «еще!»: еще пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков-слов амслена - американского языка глухонемых, за первые три года - 130 знаков. Овладевая языком в той же последовательности, что и ребенок, она научилась объединять знаки в простые предложения. Вот, например, Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил: следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал: «Попроси вежливо», - на что Уошо ответила: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.

Легко дались шимпанзе и такие, казалось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из служителей, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться - дело совсем не такое примитивное, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Именно на этой способности обобщать с помощью слов строится человеческая разумность.

Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем это делают маленькие дети, начинающие овладевать языком. Например, один из первых выученных ей знаков - «открой!» - она сначала применяла, когда хотела, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец даже чтобы открыть водопроводный кран.

Обезьяна правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем (в будущем ее интересовали в основном праздники, например Рождество, которые она очень любила), порядок слов в предложениях (например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя»). Иногда Уошо пыталась «заговорить» не только с людьми, но и с другими существами. Однажды, когда за автомобилем, в котором она ехала, с лаем погналась собака, Уошо, до смерти боявшаяся собак, вместо того чтобы, как обычно, спрятаться, высунулась из окна и стала отчаянно жестикулировать: «Собака, уходи!»

Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. При этом исследователи не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» - поправляет жест-символ.

Когда в 1970 году Гарднеры закончили свою работу с Уошо, ей угрожала опасность отправиться в один из биомедицинских центров «на опыты» и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Ее, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в лаборатории, спас ассистент Гарднеров Роджер Фаутс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живет теперь «семья Уошо» - колония «говорящих» обезьян.

Горилла-профессор

Результаты исследований «семьи Уошо» казались совершенно невероятными, но в 70-е годы несколько групп независимых исследователей, работавших с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Пожалуй, самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалеку от Сан-Франциско. Коко - настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка и, решая тесты, показывает коэффициент интеллекта, соответствующий норме для взрослого американца.

Впрочем, как и у других «говорящих» обезьян, основное развитие ее речи и интеллекта происходило в первые годы жизни (как правило, талантливые обезьяны доходят в развитии речи до уровня двухлетнего ребенка, а в некоторых отношениях - трехлетнего). Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Коко до сих пор играет в куклы и игрушечных зверей и разговаривает с ними, смущаясь, правда, когда кто-то застает ее за этим занятием.

Вот, например, Коко разыгрывает воображаемую ситуацию между двумя игрушечными гориллами. Посадив игрушки перед собой, обезьяна жестикулирует: «плохой, плохой» - по отношению к розовой горилле, а затем «поцелуй!», обращаясь к голубой. А когда ее парт­нер - горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, Коко разразилась самым страшным ругательством, какое когда-либо слышали от обезьяны: «Ты грязный плохой туалет!»

Коко очень любит кошек (у нее была своя кошка, которая недавно умерла), любит рисовать. Рисунки Коко можно посмотреть на ее сайте //www.koko.org/index.php , где также можно узнать последние новости из жизни гориллы, которой уже под сорок (шимпанзе и гориллы могут жить до 45–50 лет).

Сейчас ученые хотят вывести «очеловечивание» Коко на новый уровень - они собираются научить ее читать.

Дрессированные животные или братья по разуму?

Тем не менее выводы из этих исследований оказались слишком скандальными и совершенно неприемлемыми для большей части научного сообщества. С одной стороны, «говорящие» обезьяны оказались ложкой дегтя в бочке меда рассуждений философов и психологов о пропасти между человеком, обладающим сознанием, и животными, подобными автоматам, управляемым рефлексами и инстинктами.

С другой стороны, атаковали лингвисты: согласно доминирующей в американском языко­знании концепции Ноама Хомского язык - это проявление генетической способности, свойст­венной только человеку (кстати, в издевку одну из «говорящих» обезьян назвали Ним Чимски).

По мнению критиков, жесты обезьян - это не осмысленные знаки, а простое подражание исследователям, в лучшем случае «условные рефлексы», приобретенные в результате дрессировки. Экспериментаторы, разговаривая с обезьянами, якобы все время делают им подсказки, сами того не осознавая - мимикой, взглядом, интонацией, и обезьяны ориентируются не на их слова, а на невербальную информацию.

«Говорящих» обезьян сравнивали с Умным Гансом - орловским рысаком, владелец которого «научил» коня считать и отвечать на вопросы. Потом оказалось, что Ганс просто реагировал на едва уловимые движения своего тренера.

Среди скептиков была и исследовательница Сью Сэвидж-Рамбо. Она решила опровергнуть представления о «говорящих» обезьянах. Началась серия исследований, в которых карликовые шим­пан­зе-бонобо общались с учеными посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке - йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка).

Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только усугубляли ее скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи - сын одной из этих обезьян, все время вертевшийся возле матери, - вдруг начал по собственной инициативе отвечать за нее. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще.

Вскоре обнаружилось, что так же спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа, и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что ее «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга.

С результатами исследований Сэвидж-Рамбо было очень сложно спорить. Тем, кому дорога человеческая исключительность, осталось лишь утверждать, что все-таки языку, который используют обезьяны, еще очень далеко до человеческого. Как в анекдоте: «На арену цирка вышла свинья и сыграла на скрипке виртуозную пьесу. Все восторженно аплодируют, и лишь один зритель не хлопает, равнодушно поглядывая на сцену. “Вам не понравилось?” - спрашивает его сосед. “Да нет, неплохо, но - не Ойстрах”».

В мире животных: культура, образование, эмоции

«Животные лишены сознания». Этот тезис - последняя надежда утвердить исключительное положение человека среди других живых существ, дающая нам моральное право держать их в клетках, использовать для опытов и строить заводы для производства «живого мяса».

Но еще в середине ХХ века появилась этология - наука о поведении животных. И наблюдения этологов позволили совсем по-другому взглянуть на психические способности животных.

Выяснилось, что человекообразные обезьяны (как и слоны, и дельфины) обладают самосознанием, по крайней мере на телесном уровне: они узнают себя в зеркале. Спектр эмоций, проявляемых ими, очень богат. Например, по наблюдениям этолога Пенни Паттерсон, гориллы любят и ненавидят, плачут и смеются, им знакомы гордость и стыд, сочувствие и ревность…Одно из последних исследований, выполненное британскими биологами из университета Сент-Эндрюс, показало даже, что у дельфинов есть подобие постоянных имен друг для друга.

Многие человекообразные обезьяны используют орудия труда, что еще недавно считалось исключительной привилегией человека. «С тех пор как около полувека назад Джейн ван Лавик-Гу­долл впервые увидела, как шимпанзе с помощью тонкого прутика выуживают из отверстия в термитнике его обитателей, зоологи обнаружили в поведенческом репертуаре этих обезьян еще около сорок методов целенаправленного использования всевозможных предметов», - рассказывает Евгений Панов из Института проб­лем экологии и эволюции РАН.

Это уже не инстинкт, а культурный навык, который передается из поколения в поколение. В последние годы появляется все больше исследований культурных традиций у обезьян, и слово «культура» употребляется там без кавычек.

Однако, как утверждает Евгений Панов, «высокий уровень развития орудийной деятельности человекообразных обезьян указывает на их способность рационально планировать длинные последовательности действий. Однако это не приводит к возникновению развивающейся материальной культуры».

Но, может, обезьянам это просто не нужно? Вспомним афоризм Дугласа Адамса: «Человек всегда считал, что он разумнее дельфинов, потому что многого достиг: придумал колесо, Нью-Йорк, войны и так далее, в то время как дельфины только тем и занимались, что развлекались, кувыркаясь в воде. Дельфины же со своей стороны всегда считали, что они намного разумнее людей - именно по этой причине».

Да, мозг человекообразной обезьяны весит в три раза меньше, чем наш, но это еще не делает нас исключением среди других живых существ: у дельфинов, китов, слонов мозг куда больше, чем наш. Исследователи придумали сравнивать не объем мозга, а отношение веса мозга к весу тела. Но вот незадача - впереди нас по этому коэффициенту оказались лабораторные мыши.

Между обезьяной и человеком

Одна из главных проблем состоит в том, что мы везде ищем «подобия» нашему разуму и нашему языку, не в силах представить ничего иного. «Говорящие» обезьяны - совсем иные существа, чем их природные сородичи, «глупые обезьяны», по определению Уошо. Но людьми они так и не становятся, по крайней мере в глазах самих людей.

Уошо назвали в честь местности в штате Невада, где жили Гарднеры. Впоследствии выяснилось, что на языке индейского племени, исконно обитающего в этой местности, «уошо» означает человек. Человеком себя считала и сама Уошо. «Она такой же человек, как и мы с вами», - говорит о своей Коко ее воспитатель Пенни Паттерсон. В эксперименте по разделению фотографий на две категории - «люди» и «животные» - Вики, знающая всего-то три слова, свое фото уверенно клала в группу «люди» (как и все другие «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент). Фото своего собственного «неговорящего» отца она так же уверенно и с видимым отвращением клала в группу «животные» вместе с фотографиями лошадей и слонов.

Как нам относиться к этим существам? В славном советском фильме «Приключения Электроника» была точно та же проблема: для взрослых Электроник - говорящий робот, и его можно и нужно «включать-выключать», дети же ясно видят: это - человек, даже больше человек, чем его близнец Сыроежкин.

Сегодня на сторонников защиты прав животных смотрят как на сентиментальных психов. Но, возможно, завтра все изменится, ведь когда-то и рабов или представителей других человеческих рас не считали за людей.

Фото: Chimpanzee and human communication institute; Gamma/Eyedea/East News; Corbis/RPG; AP

Что могут человекообразные обезьяны

Воспринимать и продуцировать незвуковые «слова». В основе таких «слов» лежит обобщенное представление о классе соответствующих объектов и действий, которое позволяет использовать их в разнообразных ситуациях, в том числе совершенно новых, употреблять в переносном смысле, как шутки и как ругательства.

Им доступны «высказывания» об отсутствующих объектах и, в ограниченной степени, о событиях прошлого и буду-щего.

Они могут поддерживать друг с другом и с человеком активные диалоги, включающие обмен ролями говорящего и слушающего.

Они адекватно используют личные и притяжательные местоимения, а также указательные частицы (этот, тот и т. п.).

Обезьяны бонобо, с самого раннего возраста воспитывавшиеся в обогащенном социальном окружении (контакт с матерью, с людьми и с сородичами разных возрастов) и постоянно слышавшие разговоры людей, могут воспринимать звучащую речь и понимать ее синтаксис на уровне двухлетнего ребенка.

Обученные языку обезьяны помнят его на протяжении жизни, воспринимают его от родителей и друг от друга.

Обезьяны, достигшие к настоящему времени 40-летнего возраста, практически не повышают уровня, которым они овладели в первые годы жизни и который представляет, по-видимому, предел их языковых способностей.

По материалам доклада Зои Зориной (заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) на круглом столе «Коммуникация человека и животных»

Что могут иные виды (птицы, муравьи, пчелы)

Они могут выучить язык другого вида (в отличие от нас), чтобы шпионить и вести переговоры.

Способны к быстрой оценке текущей ситуации, смене ролей и стратегий, к оценке риска, к многоходовому планированию.

Им свойственна высокая специализация ролей в социуме, оценка места и глубины понятий «свой/чужой» в зависимости от многофакторного пространства.

Возможно использование разных языков одними и теми же особями, разных модальностей, например акустической, химической и тактильной, а ведь принято считать, что многоканальность - свойство человеческого языка.

Варианты их социального устройства многочисленны не только у разных видов и групп, но и у одного и того же вида, и выбор поведения требует серьезных «вычислительных» усилий. У них можно наблюдать согласие кормить других в обмен на их услуги; «рабовладение», «скотоводство» и «земледелие» (доение тли и выращивание грибов), понимание меры дозволенности действий, прав разных членов сообщества... Удивляет многообразие приемов!

Они способны к выбору средств ведения войн: у них есть химическое оружие, в том числе и оружие массового психического поражения; камикадзе; разведчики, действую-щие то в одиночку, то объединяясь в группы; пограничники, стоящие на охране рубежей в один ряд или в несколько. Как они договариваются? Где военачальники? Что за «распределенный мозг»?

По материалам доклада Татьяны Черниговской (профессора Санкт-Петербургского государственного университета) на круглом столе «Коммуникация человека и животных»

Ученые утверждают: межвидовой «инцест» породил рак и СПИД

Изменить размер текста: A A

Предки людей и шимпанзе занимались сексом 4 миллиона лет

Анализ геномов человека и шимпанзе показывает: они отличаются всего на полтора процента. Откуда такое внутреннее сходство? Мы и в самом деле близкие родственники?

После того как люди и шимпанзе пошли разными путями по эволюционной лестнице, они продолжали вступать в интимные отношения еще 4 млн. лет, - рассказывает доктор Массачусетского технологического института Дэвид Рейч . - Мало того - имели общих потомков!

Столь сенсационный вывод исследователь и его коллеги сделали, изучив гены наших предков. Оказалось, что рождавшиеся детеныши не образовали отдельного вида, так как не были способны давать потомство друг от друга. Но рожать как от людей, так и от шимпанзе могли гибриды. И череп одного из них «возрастом» около 7 миллионов лет был найден несколько лет назад в Африке . Археологи его назвали Тумаи .

Наличие у Тумаи человекоподобных черт дает основания полагать, что разделение человека и шимпанзе на виды шло долго и включало в себя эпизоды гибридизации между зарождавшимися видами, - подтверждает заявление Рейча другой участник исследования - Ник Паттерсон .

Последствия «любви»

За «инцест» человечество поплатилось, - полагает доктор медицинских наук, заведующий отделением Центра генетических исследований Антон Крюков . - Многие ученые считают, хотя предпочитают об этом не распространяться, что рак и СПИД - это страшные последствия «любви» между людьми и обезьянами.

Так американские ученые из Алабамского университета смогли окончательно подтвердить, что первич ным источником вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающего СПИД, были шимпанзе, живущие на берегу реки Санага в Камеруне (Западная Африка). Первый человек, про которого известно, что он заразился ВИЧ, был жителем Киншасы - столицы Конго , находящегося рядом с Камеруном. Его кровь сохранили для медицинского исследования в 1959 году - за десятилетия до того, как ученые узнали о СПИДе.

По официальной версии, пионер иммунодефицита пострадал от укуса самки шимпанзе. Заразился сам и передал вирус жене, та - своим родившимся детям. В итоге инфекция пришла в город, где и распространилась. А по неофициальной версии, отягощенной массовыми слухами, африканец заразился после половых контактов с обезьянами.

Интимные отношения с лохматыми братьями и сестрами по разуму, распространенные на заре эволюции, могли сделать современных людей весьма уязвимыми для генетических заболеваний, - продолжает Антон Петрович. - И, вероятно, сильно подпортили нам гены. Например, исследование показало: X-хромосома (у женщин их две, а у мужчин одна) - самая юная часть генома - видоизменялась в течение тех самых четырех миллионов лет «инцеста» и гибридизации. В результате и люди, и шимпанзе накопили равное количество невыгодных мутаций - по 140 тысяч в некоторых участках ДНК . Они-то и сделали наши виды более восприимчивыми к болезням, в основе которых лежат генетические причины. И самая страшная из них - рак.

Секретный план

Еще не понимая последствий зоофилии, ученые сами пытались скрещивать людей и обезьян. Известно, что в 1926 году Сталин поддержал секретный план по созданию в лаборатории существ, обладающих невероятной силой и недоразвитым мозгом, нечувствительных к боли, выносливых и неприхотливых в пище. Предполагалось, что удастся вырастить «живую военную машину», а заодно и «рабочую лошадь», которую без больших затрат можно было бы эксплуатировать в угольных шахтах, на строительстве в Сибири и арктических регионах. Рассматривался вопрос и об использовании существ, рожденных в лаборатории, в качестве источника органов.

Задачу возложили на известного ученого Илью Иванова , который к тому времени имел большой опыт в скрещивании различных видов животных. На опытной станции «Аскания-Нова» в Крыму «советский Франкенштейн » выводил зеброидов, оленебыков, сернобыков, бизонов-полукровок. Он скрещивал белую мышь с морской свинкой, зайца-русака с кроликом, получил крысино-мышиное потомство. Но все эти не существующие в живой природе гибриды были только прелюдией к осуществлению безумной идеи получить потомство от человека и обезьяны.

Африканские страсти

Проект ученого Иванова, детали которого российские историки раскрыли спустя 80 лет, также получил одобрение Института Пастера в Париже . Французы уступили Москве свой исследовательский центр в Киндии (Новая Гвинея ), где уже проводились работы по искусственному оплодотворению и эксперименты с клетками животных.

Иванов, который ничего не знал о генетических различиях, пробовал оплодотворять самок шимпанзе и горилл человеческой спермой. И наоборот - африканских женщин сперматозоидами обезьян. Перед тем как сделать впрыскивание, подопытных - и самок, и женщин - усыпляли. И потомство вроде бы... появлялось.

Вот что писал сам Илья Иванович своим московским друзьям (в 1930-е годы все они исчезли без следа): «Гибридный «человек», который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище, из всех забав предпочитает половые наслаждения. Важнейшее его преимущество перед живыми существами, включая «человека», - простота в управлении и безукоризненное послушание. Возможности использования безграничны - от работы в сырых забоях до солдатской службы». Хотя не исключено, что ученый излагал лишь идеи.

В 1929 году было принято решение создать питомник обезьян и в самом СССР . Он был открыт в Сухуми , в Грузии . Туда из Африки якобы и были отправлены беременные шимпанзе и уже родившиеся детеныши. Но по дороге они умерли от неизвестной болезни, которая по своим симптомам напоминала... нынешний СПИД.

Иванова заподозрили в саботаже. В декабре 1930 года его арестовали и дали пять лет лагерей. А 20 марта 1932 года профессор скончался при неизвестных обстоятельствах. Некролог подписал великий русский физиолог Иван Павлов .

Рассказывают, что аресту и смерти Иванова предшествовал довольно странный случай, - говорит доктор Крюков. - Из сухумского питомника ночью сбежал один из сотрудников, выпустив на волю оставшиеся гибриды. После этого появились любопытные байки. Старики из Грузии и Абхазии рассказывали, что в горах даже после второй мировой войны можно было встретить «диких людей, похожих на больших обезьян». Может быть, это были сбежавшие из питомника гибриды, доживавшие свой век на свободе?

Химеры из пробирок

Исследования Иванова были, конечно, экстремальными, - рассказывает доктор Крюков. - Лишь развитие генетики дало возможность проводить подобные опыты более деликатно - в пробирках. Первая попытка создания гибрида между человеком и животным произошла в 1996 году, когда генетик из Массачусетса Хосе Сибелли, проведя ваткой у себя по рту, извлек молекулы ДНК и поместил их в коровью яйцеклетку, из которой предварительно удалил все ДНК. Эксперимент, как сообщил Сибелли на заседании Национальной академии наук в Вашингтоне , посвященном проблемам клонирования, он прервал спустя неделю.

Большинство ученых согласились с тем, что если бы плоду позволили нормально развиваться и появиться на свет, то он был бы похож на человека, но некоторые характеристики клеток, скорее всего, слегка бы изменились. Коровьими у него были бы энергетические элементы клеток - митохондрии, поскольку их генетический материал содержится как раз в оболочке яйцеклетки.

Свинья на 5 процентов

О попытке Сибелли, например, научный мир узнал лишь спустя два года, когда финансировавшая его биотехнологическая фирма Advanced Cell Technology попыталась получить патент на изобретение.

Благодаря патентному бюро стало известно и о предпринятой независимо друг от друга биотехнологическими фирмами - американской и австралийской - попытке соединять человека со свиньей. Как заявили в патентных заявках сами ученые, они вырастили зародыш человека-свиньи до 32 клеток, прежде чем его уничтожить. Если бы его оставили развиваться, то он на 95 процентов был бы человеком. Но каким был бы этот человек, никто, конечно, не знает.

Ученые не ради спортивного интереса пытаются вывести эти гибриды, - подытоживает доктор Крюков. - Если пересадить 5 - 6 человеческих генов животному, то его органы можно использовать для трансплантации человеку, и они не будут отторгаться организмом. Вообще сегодня цель подобных экспериментов - не выведение химер, а поиск новых путей лечения болезней.

Опыты продолжаются в Конго?

В начале этого года по новостным лентам незамеченным прошло одно интересное сообщение. В Республике Конго были обнаружены очень крупные обезьяноподобные существа, не похожие ни на горилл, ни на шимпанзе. Пока у ученых есть лишь несколько снимков, как обычно в таких случаях, нечеткая видеосъемка и свидетельские показания. Из всего этого следует: обнаруженные твари отличаются изрядным ростом (приблизительно на пять сантиметров выше средней гориллы), у них более плоские морды, нежели у большинства других приматов, и их поведение также отличается от поведения прочих высших обезьян. В частности, они передвигаются вертикально и на двух ногах, часто спят в больших наземных гнездах (в то время как шимпанзе обыкновенно устраиваются на деревьях, чтобы не стать добычей хищных зверей). Кроме того, неизвестные пока твари имеют странное обыкновение приветствовать восход и заход луны громкими ликующими криками, не опасаясь - в отличие от шимпанзе - привлечь львов и гиен.

По словам профессора Университета штата Джорджия Дуэйна Рамбо, это либо действительно новый вид, либо новый подвид, или - что самое интересное - некий гибрид. Ученые выяснили, что их матерями являются самки шимпанзе. Кто же отцы? Неужели в дебрях Африки до сих пор продолжаются сексуальные опыты между людьми и животными? Или эти существа - потомки тех гибридов, выведенных Ивановым и сбежавших от него?

МНЕНИЕ ГЕНЕТИКА

Директор Медико-генетического научного центра РАМН Владимир ИВАНОВ:

Все сведения о якобы имевшихся результатах удачного скрещивания человека с человекообразными обезьянами (с гориллами прежде всего) и получении от них жизнеспособного потомства не имеют ни единого научного подтверждения.

МНЕНИЕ ВЕТЕРИНАРА

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Борис ГАЛУЦКИЙ:

У нас 46 хромосом, а у шимпанзе - 48. Теоретически может родиться гибрид с 47 хромосомами. Но из-за нечетного числа хромосом такое существо окажется стерильным. Значит, не может давать потомство. Известно, что, например, зеброиды - гибриды домашней лошади и зебры - оставались бесплодными. А от домашней лошади с ее 64 хромосомами и осла с 62 рождается стерильный мул. В начале прошлого века генетика только зарождалась. И наука не знала, что при гибридизации важны не только число и форма хромосом, но и набор генов, который несут родители. Ведь в каждой хромосоме содержится огромное количество генов. Кроме того, нельзя сравнить тестостерон шимпанзе и человека: у них различные гормоны, разная иммунная система. Если бы это было так просто, то можно было бы брать органы шимпанзе и трансплантировать их человеку.