Что едят в успенский пост, питание, постные блюда, молитва. Успенский пост: календарь питания на каждый день Когда нельзя играть свадьбу

Множество традиций существует в Православной Церкви, и соблюдение постов, постных дней — одна из важнейших. Успенский пост один из важнейших длительных постов Православной Церкви.
Из года в год обычай поститься находит новых последователей. Люди хотят очиститься и духовно, и телесно. Это прекрасное желание, однако традиция поститься имеет ряд нюансов, а также собственную историю.

Также, прежде чем поститься, необходимо взять благословение у священника и понять, насколько вы в силах выдержать Устав Церкви относительно поста — у него есть послабления. Как правильно поститься, мы расскажем в нашей статье.

Успение Пресвятой Богородицы — церковный праздник

Именно к Успению Божией Матери — празднику, который отмечается ежегодно 28 августа — готовятся православные постом. Он завершает календарь двунадесятых праздников. Это символический праздник, поскольку на дату преставления ко Господу Богородицы в канонических текстах указания нет. Накануне Архангел Гавриил — как бы личный Ангел-Хранитель Богородицы, который оберегал Ее всю жизнь и возвещал Ей волю Божию — сказал Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло.

Дева Мария прожила на Земле 72 года. В час смерти Христа Он сказал Иоанну: «Се Мать твоя,» — попросив его, таким образом, заботиться о Деве Марии, что Иоанн Богослов и делал всю жизнь. После Распятия и Воскресения Христа Иоанн Богослов по завету Господа взял к ним в дом Матерь Божию и заботился о Ней. После Вознесения на Небеса Христа Она вместе с апостолами обрела Святого Духа, снизошедшего на них в день Пятидесятницы, а потом проповедовала в ряде стран. После Сошествия на них Святого Духа апостолы и Богородица просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Вместе с Иаковом Иоанн Богослов проповедовал христианство в Палестине и ее столице — Иерусалиме, очевидно, что с ним пребывала и Богоматерь. Известно также, что Она побывала на Святой Горе Афон в Греции и взяла это место под Свою опеку (здесь располагается единственная в мире монашеская республика, и Богородицу почитают как Игуменью всей Горы).

По преданию Церкви Богородица Сама постилась и молилась перед смертью после того, как Ей явился Архангел.


История и значение Успенского поста

Успенский пост — традиция, установившаяся уже в первые века христианства уже признавали. Этот пост, как и другие, установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно почтить Пресвятую Богородицу. Матерь Божия нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении слова Божия, данного в Евангелии.

Отметим, что пост как таковой нельзя назвать праздником — каждый пост является лишь приготовлением к торжеству Пасхи, Рождества, Успения, памяти святых апостолов, — однако символически посты называются духовным праздником.

Еще папа Римский святой Лев I Великий (руководил Церковью с 440 по 461) обозначил даты Успенского поста и других трех длинных православных постов. Окончательно даты поста установили в 1166 году, на Константинопольском Соборе, прошедшем уже после Великой схизмы — разделения Церквей на Православную и Католическую. Всем христианам было положено хранить ряд постов, что дошло и до наших дней:

  • Великий,
  • Петров,
  • Успенский,
  • Рождественский.

Надо сказать, что Успенский — единственный пост, который посвящен Деве Марии.
Патриарх Константинопольский Лука тогда «сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься».


Время начала и конца Успенского поста

В отличие от Великого и Петрова поста, Успенский имеет непереходящие, фиксированные даты. По новому стилю он начинается 14 августа и длится всего 2 недели, завершаясь 28 числа того же месяца праздником Успения (последний день поста — 27 августа).

Время Успенского поста отмечается тремя Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) праздниками: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, середина — Преображением Господним, а завершается памятью Нерукотворного образа Спасителя.

    14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)

    19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

    29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.


Что есть в пост можно и нельзя

В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Успенского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Преображения Господня, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.

Важно понимать, что пост – не цель, а средство для смирения своей плоти, чтобы очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны. «Лучше есть мясо, чем своих ближних», — такая поговорка бытует. Важно и не сокращать свой рацион до ослабления сил, неспособности к делам профессиональным и домашним. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством. Желающие соблюдать пост могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, поисповедоваться и приобщиться Святым Христовым Тайнам.


Ослабление поста для больных, беременных, путешествующих, новоначальных

Продолжительность и мера поста могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Длительный пост для беременной женщины остается ограничением по силам: например, с отказом только от одного вида пищи (или мяса, или молока и яиц, или рыбы). Иногда для здоровья ребенка врачи запрещают ограничения в пище — это нужно принять спокойно, сообщив священнику на исповеди. Главное — не переедать, есть в меру и не ради наслаждения, не чревоугодничать. То же самое относится к Великому посту. Можно, например, поесть вареного мяса вместо жирного стейка на гриле.

Также и подготовка постом к Причастию для беременных сокращается. Обычно она занимает 2-3 дня поста, утром перед Литургией также ничего нельзя есть и пить.


«Время веселое поста» — пост духовный

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.Пост телесный, без поста духовного – добрых дел, исправления своего сердца, избавления от вредных привычек в словах и делах – мало приносит для спасения души, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.

Главное при беременности — душевный мир и спокойствие, здоровье матери и ребенка, а пост второстепенен! Вся церковная жизнь в это важное время должна приносить вам духовное утешение и душевный мир, а не лишать через пост и постоянное присутствие на богослужениях сил. Молитесь больше дома, читайте духовные книги и слушайте песнопения — это прекрасные образцы искусства. При посещении храма радуйтесь иконам, украшению храма, помощи Божией — именно искренняя вера, доверие Господу и Матери Божией являются залогом спокойствия беременной женщины. Врачи могут ошибаться — Господь же не ошибается никогда. Чаще молитесь, предавая свою судьбу в руки Божии.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Нужно стараться чаще бывать в храме, увеличить общение с семьей, заботу о престарелых родных или даже детях-сиротах.

Пост нам дан как школа духовная, время «усиленной тренировки», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты.


Что делать с днем рождения или праздником, который выпадает на пост?

День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Так делают многие и вне поста, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. Ассортимент магазинов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино в субботу и воскресенье дозволяется даже по Уставу.

Да благословит вас Пресвятая Богородица! Желаем помощи Божией в постных трудах!

Праздник Успения Пресвятой Богородицы считается временем положительных перемен, обновления. Приближается осень, происходит смена времен года, подходит к концу церковный календарь (он оканчивается 14 сентября). В этот праздник нужно думать только о хорошем и стремиться к улучшению своей духовности.


Для справки!
Праздник Успения приурочен ко дню смерти святой Марии, матери Христа.

Людям, которые не знакомы с религией, торжество может показаться странным. Зачем отмечать чью-то смерть? Стоит углубиться в историю праздника, чтобы это понять.



Мария ушла не в страданиях, подобно Христу. Она знала о дне своей смерти – за 3 дня до ухода в рай ей сообщил об этом Архангел Гавриил. Мария приняла новость спокойно и даже положительно. Ее земной путь был окончен, настало время уйти к Господу.

Спустя 3 дня Марии действительно не стало, но ушла она без боли и страданий. «Успение» означает «сон». Именно так и можно охарактеризовать смерть Марии: она уснула сладким сном и вознеслась. Ее приняли ангелы и сам Спаситель.

Произошедшее нужно воспринимать не как смерть, а как переход от несовершенного земного к идеальному небесному. Марию приняли на небеса, где она продолжила наблюдать за мирянами и молиться о спасении человечества.




Итак, праздник Успения, учитывая предысторию, является одним из самых возвышенных и ярких. На него принято веселиться, устраивать застолья. Многие православные так любили Успение, что возвели в честь этого празднества многочисленные храмы в разных городах России.

Пост, который держат перед днем Успения Богородицы в течение двух недель, должен подготовить человека к светлому празднику. Прежде всего, он должен очистить разум, а ограничения в еде ставятся на вторую ступень по важности.

Что можно есть

Сухоядение – употребление продуктов, которые не подверглись термической обработке. Это могут быть фрукты и овощи, салат. Также допускается хлеб, вопреки тому, что он был испечен. Горячая пища без масла – запеченная либо вареная, при приготовлении которой не использовались растительные масла.




Это отражает календарь питания по дням для Успенского поста 2020, составленный согласно монастырскому уставу. Он рассчитан на монахов и потому является строгим. Миряне могут не соблюдать часть предписаний, об этом речь пойдет ниже.

В календаре есть два послабления, связанные с праздниками. Так, 14 августа - Происхождение честных древ Животворящего Креста, который также называют Медовым спасом. Иногда о нем также говорят, как о Маковом, так как 14 августа - еще и день памяти 7 ветхозаветных мучеников Маккавеев.




Второй значимый праздник - 19 августа, Преображение Господне, или же Яблочный спас. Это единственный день в течение всех 2 недель, когда разрешается употреблять рыбу.

Пост монахов и мирян: основные отличия

Календарь питания по дням для Успенского поста 2020 может сильно отличаться в разных источниках. Это объясняется тем, что есть два вида ограничений: для монахов и мирян. Первый вариант гораздо строже, второй – мягче.

В монастыре человек полностью отдает себя служению богу, осваивает аскетизм, поэтому легче отказывается от привычной пищи. Кроме того, большая часть монахов – люди здоровые, способные перенести временные лишения.





Интересно!
На монастырской кухне готовит специально обученный повар, который знает, как сделать постные блюда питательными, наполненными необходимыми микроэлементами.

В миру всего этого нет: миряне не умеют соблюдать строгие ограничения, не могут этого делать из-за здоровья, не знают секретов приготовления постной еды. В связи с этим питание для мирян значительно более богатое. В отличие от монахов, они могут отказаться от сухоядения и употреблять термически обработанную пищу в любой день.




Масло также разрешается без ограничений. От чего стоит отказаться, так это от мяса, молока и яиц. Можно периодически употреблять рыбу – не только на Яблочный спас, но и в выходные.

Должна ли постная пища быть невкусной?

Многие ошибочно предполагают, что постная пища, даже приспособленная для мирян, должна быть невкусной или безвкусной. Ведь пост считается временем смирения, когда необходимо отказаться от земных удовольствий, чтобы очистить свою душу. На самом деле, никто не запрещает готовить вкусно и сытно.




Нужно лишь соблюдать несколько правил:

Тратить на питание меньше денег, чем обычно;
меньше времени уделять процессу приготовления пищи;
постараться отказаться от мыслей о еде и направить свой ум на другое, более высокодуховное занятие.


Обратите внимание!
Несмотря на отказ от продуктов животного происхождения, можно использовать множество растительных приправ.





Щавель, лавровый лист, хрен, горчица, растительное масло (оливковое, кунжутное, льняное, подсолнечное, если речь идет о мирянах) – все это позволяет сделать даже простые супы и каши приятными на вкус. Единственное, что советуют священнослужители, – не задумываться об изысканности и не переедать.

Не стоит долго украшать тарелки, сервировать стол особым образом, придумывать особые способы потребления пищи. Не стоит переедать, даже съев простую кашу без масла в слишком большом количестве, человек поддастся чревоугодию.

Когда можно не соблюдать пост?

Календарь питания по дням Успенского поста в 2020 году поможет готовить пищу согласно монастырскому уставу. Хозяева могут подготовить продукты и самостоятельно создать блюда, соответствующие ограничениям.




Однако бывают ситуации, когда использовать домашнюю еду не получается. Например, православная семья отправляется в гости, где хозяева готовят обычную, не постную пищу. Стоит ли отказываться от угощения в угоду правилам?

Все должно быть так, чтобы хозяева не обиделись, но при этом и постящиеся не поддались страстям. Главное – не скатиться на богохульство. Что под ним подразумевается? Это ситуации, когда хозяева, которые накрывают на стол, знают о том, что гости соблюдают пост, но намеренно предлагают отведать скоромной пищи.

Такие хозяева предлагают обычные блюда не по незнанию, а из-за плохого отношения к церковным обычаям. Они считают, что ими можно и даже нужно пренебречь. На предложения таких владельцев дома, куда постящиеся приходят в гости, соглашаться не следует.





Факт!
Такой поступок будет расцениваться как малодушие и чревоугодие. Верующему прямыми словами говорят поступиться правилами церкви, и он на это соглашается – очевидно, это грех.

Но есть и другая ситуация, когда в употреблении обычной пищи нет ничего плохого. Верующие, которые на данный момент постятся, отправились к людям, которые не осведомлены в вопросах религии. Может быть, они и знают о посте, но совершенно не понимают, когда он начинается и заканчивается, какие есть ограничения.

В итоге хозяева могут приготовить горячую пищу, блюда на масле, мясо, рыбу и кушанья с использованием молока. Они делают это не из злого умысла, чтобы заставить гостей нарушить традицию, а по незнанию. Обижать таких хозяев отказом от пищи не следует.




Это будет расцениваться как высокомерие: мол, гости пренебрегают стараниями хозяев и ставят традиции выше их чувств. А ведь одно из главных правил христианства – это дружелюбие по отношению к окружающим.

Итак, если постящемуся испекла мясные пирожки любимая бабушка, которую расстроит отказ, или его пригласил в гости хороший друг, потративший немало усилий и денег на застолье, можно нарушить пост. Главное, соблюдать меру.

Одно дело употребить пищу из вежливости, другое – объедаться ею, пользуясь возможностью нарушить календарь питания по дням, установленный в Успенский пост 2020.



Послабления в посте для детей, больных и ослабших

Пост накладывает строгие ограничения на питание, даже если речь идет о меню с поправкой на мирян, в котором отменяется сухоядение и ограничение масла. Что делать тем, для кого ограничения в еде могут стать серьезной опасностью? Можно ли отказаться от правил?

Календарь питания по дням и Успенский пост 2020 в целом должны соблюдать не все. Есть категории людей, которым и врачи, и священники строго запрещают поститься:




1. Дети до 7 лет. В этом возрасте нельзя отказываться от белка и аминокислот, эти вещества очень важны для правильного роста.
2. Девушки в период полового созревания. Принцип тот же: ограничения в еде не позволят сформироваться организму.
3. Пожилые люди. Лицам старше 50-55 лет нужно не отказываться от продуктов животного происхождения, а повышать ежедневное употребление белков. С возрастом необходимость в них возрастает.
4. Лица, недавно перенесшие операцию, инфекционное или вирусное заболевание, все, у кого ослаблен иммунитет или идет процесс заживления серьезной раны.
5. Люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
6. Лица с нарушением эндокринной системы.
7. Граждане, которые страдают от анемии.
8. Беременные и кормящие женщины.




Этим 8 категориям можно не задумываться о питании в Успенский пост, лучше позаботиться о собственном здоровье. Напомним, что данный пост считается периодом очищения и радости. Никому не будет лучше, если верующий будет страдать, истязая свой организм.

Также послабления делаются для тех, кто в период с 14 по 27 августа путешествует. При постоянных перемещениях трудно найти подходящую постную пищу, а готовить самостоятельно не удается.

Если человек занят тяжелым физическим или умственным трудом, он также может по своему желанию полностью отказаться от поста. Нехватка белка и жирных кислот отрицательно скажется на работоспособности организма, а необходимость постоянно искать постную пищу, голод, стресс ухудшат производительность умственного труда.




Помимо всех перечисленных, даже обычный, здоровый человек может перейти с поста для мирян на более легкие ограничения, если чувствует, что не справится. Для этого достаточно обратиться к духовнику за советом.


Важно!
Главное во время поста – не диета, а духовное смирение. Если отказ от определенной пищи будет усиливать отрицательные стороны характера, то духовник разрешит не соблюдать пост.

Календарь питания по дням на период Успенского поста 2020 можно составить и в индивидуальном порядке, с учетом послаблений. В этом тоже поможет духовник.




Во время поста можно питаться вкусно и сытно, не испытывая голода и раздражения. Главное в этот период – очищаться духовно, а соблюдение календаря – второстепенная задача. Это подтвердит любой духовник. Соблюдать или не соблюдать пост – дело каждого верующего.

Начинается Успенский пост в 2020 году 14-27 августа янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

Какого числа Успенский пост в 2020 году?

14 августа начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Заканчивается он 27 августа .

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения), Успенский пост — время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский).

Дни Успенского поста уже считаются осенними, и действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени Своего перехода из этого мира, Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя Она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся Ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться Ее чистоте, и восхваляя Ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или : это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, .

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно Она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, Она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном из своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы, и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться Ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет - проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в Успенский пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим Его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя в Успенский пост в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища, или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10:27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

— Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая в Успенский пост

Успенский пост – почти такой же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к. это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же, все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеют.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочие фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

С иереем Димитрием Туркиным беседовала Анна Данилова

– Пресвятая Богородица – почему мы почитаем Ее?

– Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей.

Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.

Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное «буди», – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки». Но – что опять дивно и непостижимо – самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему», и производит столь необычайное действие? – Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием» (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).

Если мы испытываем сомнения на этот счет или слышим протесты против почитания Пресвятой Девы, то мы видим в этом не столько неверное рассуждение, сколько глубокое непонимание сути того, что сотворил Ее Сын, и того, что сотворила Она.

Она склонила главу под святое иго Господне, приняла высочайшую святыню, самого Сына Божия в Себя, и этого достаточно, чтобы объяснить почитание Пресвятой Богородицы.

– Иногда от прихожан слышишь: «Я верую в Господа, Богородицу и свт. Николая» или «св. Николай – он как второй Бог». Такое отношение близко язычеству? Каким должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих?

– Да, конечно, это в своем роде язычество, но мало так просто сказать, надо объяснить, почему такое отношение неверно.

В силу многих причин в человеческом обществе суждение человека о мире, об обществе, о горнем мире утратило понятие об иерархии. Это глубочайший корневой ответ. Весь мир построен иерархически. Он устроен так Богом? Высшее главенствует над низшим. Это устроено с нисходящими ступенями – едва ли человеку возможно в полной мере осмыслить эту Божественно установленную иерархию. Она имеет место. Любой ученый, всматриваясь в устроение мира, видит эту иерархию, описывает ее научными терминами, но если его философия и миропонимание неверны, он не увидит истинной иерархии, того, что вся картина мира, со всей соподчиненностью исходит от Бога. Так происходит и здесь. Человек, почитая то, что ему понятно, он престает возносить свою молитву туда, куда она и может быть направлена.

Через святых, через Божию Матерь, через царя мы возносим молитву Всевышнему. Конечно, это не получится через мирскую власть – через президента или муниципалитет.

Мы видим наш мир – повседневный, устроенный неправильно, и это неправильное построение мира мы переносим и на мир Божий.

Нужно смотреть на наш мир через иерархию Божественную.

Как помочь людям правильно увидеть мир? Нужно сначала помочь им разглядеть, что неправильно устроено в их жизни, их душах, тогда и мир Божий они будут видеть по-другому. Тогда они и увидят, что только Ты, Господи, и можешь все поправить, только Ты – моя надежда и мое упование на Твою Матерь Пречистую Богородицу и Твоих святых.

– Часто приходится слышать, что почитание святых в Православной Церкви ничем не отличается от язычества? В чем разница?

– Конечно, так думать неправильно.

Во-первых, мы верим, что святые молятся о нас – не сами, своей силой, помогают нам. Святые не являются богами, но ходатайствуют за нас перед Богом. Можно привести аналоги: когда нам нужно что-то от большого начальника, мы будем надеяться не столько на силу нашего убеждения, но будем просить тех, кто стоит выше нас и ближе к нему, замолвить о нас слово, попросить за нас. Все чудеса, которые они совершают, происходят не некой личной их силой, но благодатью Божией: Господь действует через святых.

Языческое сознание исходит из принципа предопределенности: некая сумма действий и ритуалов или жертвоприношений должна привести к определенному результату. Задача же христиан не обязать Бога сделать то, что нам хочется, а мы хотим, чтобы Он сделал нас такими, как Он замыслил о нас, чтобы мы изменились под лучами Его света и благодати. В язычестве мы воздействуем на бога, а в христианстве Бог воздействует на нас.

– В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему Православная Церковь считает его неверным, считает его ересью?

– Догмат о непорочном зачатии говорит о том, что Пресвятая Богородица, с точки зрения католической догматики, с момента зачатия была свободна от греха, была искуплена изначально. И поскольку Она была искуплена и не нуждалась в искуплении, получается, что если это было возможно для одного человека, то смерть Христова была уже не нужна. А мы знаем, что ни один человек не был свободен от первородного греха, все нуждались в искуплении кровью Сына Божиего и пока кровь не была принесена на Кресте, все, в том числе и Пресвятая Богородица, нуждались в этом искуплении.

– Батюшка, расскажите о самых первых иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы.

– Первая икона – была икона Спасителя, которая сейчас нам известна как Нерукотворный Образ.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

Первые иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой – он был среди первых апостолов. Были и нерукотворенные образы Божией Матери.

– Какие основные типы икон Пресвятой Богородицы?

1. «Молящаяся»

(«Оранта», «Панагия», «Знамение»). Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу.) На Ее лоне, на фоне круглой сферы – Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки… В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. «Путеводительница» («Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный – это путь ко Христу. На этой иконе Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу – святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.

3. «Умиление» («Елеуса»)

На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает нам всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери . Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар… Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление» находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей Сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. «Всемилостивая» («Панахранта»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны – «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница» («Агиосортисса»)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте – слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

– Что означают звезды на одеянии Богоматери?

– Звезды на челе и на раменах (на плечах) Божией Матери означают Ее непорочность: Дева до Рождества, Дева в Рождестве и Дева по Рождестве.

– Батюшка, поясните, пожалуйста, если Пресвятая Богородица пребыла Девой и по Рождестве, а в Священном Писании говорится о братьях Христовых, о ком идет речь?

– Речь идет о детях праведного Иосифа, которые и называются братьями и сестрами Христа. Мать сынов Зеведеевых была одной из дочерей прав. Иосифа. По традиции тех времен, так могли называть и троюродных братьев и сестер.

– Почему икон Пресвятой Богородицы так много?

– Много становится того, что достойно поклонения и почитания, то, что дорого, то Богом умножается. Достойно так чтить Божию Матерь, чтобы каждое чудо, которое случилось, было запечатлено в иконописном образе. Иконы Божией Матери часто являются чудесным образом, как, например, Тихвинская икона.

– Как относиться к современным иконам, например, к иконе «Воскрешая Русь»?

– Икона как таковая – неотъемлемая часть жизни Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому всякая икона как старая, так и новая должна быть отражением истины и, значит, отвечать определенным требованиям: 1) иметь известный источник происхождения по преданию Церкви: образец или «извод», историческое событие, иногда – благословение авторитетного духовного лица; 2) иметь богословское содержание; 3) быть принята полнотой Церкви; 4) если икона новая и отображает новое явление церковной жизни, то для ее написания необходимо архиерейское благословение. Создание новых икон – явление крайне редкое, обычно новым является только название, а происхождение идет от более древнего образа (например, образ иконы Божией Матери Казанская происходит от более древнего образа Одигитрия). Так называемая икона «Воскрешающая Русь» – очевидно совершенно новая и по сюжету, и по времени ее появления. За ней не стоит церковное предание, у нее нет прообраза, отсутствует глубокий богословский смысл, она придумана неизвестно кем и не принята Церковью. Распространением этой иконы занимаются люди, цели которых, по-видимому, очень далеки от сохранения единства Русской Православной Церкви. Категорически рекомендую воздержаться от почитания этой иконы.

– Отец Димитрий, начинается Успенский пост. Для чего он был установлен?

– Святой Симеон Солунский пишет, что «пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминание обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас». Хочется еще сказать, чтобы православные не унывали: я читал, что на самом деле Успенский пост был продолжением поста апостольского – он начинался со второй недели по Пятидесятнице и заканчивался на Успение. А потом по немощи человеческой он был разбит на две части. Желаю всем пройти этот краткий пост во спасение души!

Вы прочитали статью Всё об Успенском посте в 2020 году . О питании в Успенский пост Вы можете узнать из этой статьи.

14 августа у православных начинается Успенский пост. Его начало приходится на Медовый Спас - первый из трех праздников августа, который посвящен Христу Спасителю. Пост продлится две недели.

Чему посвящен Успенский пост

Один из четырех многодневных постов церковного года приурочен ко дню Успения Богородицы - этот праздник завершает его. Оттого он и имеет такое название. В народе же его называют просто Спасы или Спасовка.

Начало поста приходится на Первый Спас, который посвящен происхождению честных древ Животворящего Креста. Первые упоминания об Успенском посте известны еще с V века. Следовательно, его соблюдали уже с древних времен христианства. На Константинопольском Соборе 1166 года были установлены его конкретные даты и сроки.

Изначально он был частью большого поста для тех, кто по каким-либо причинам не смог соблюсти Великий предпасхальный пост. Однако со временем из него выпал почти весь июль, и пост распался на два - Петровский (который заканчивается в день апостолов Петра и Павла 12 июля) и Успенский.

Что можно и чего нельзя делать в Успенский пост

Несмотря на относительно небольшую длительность, Успенский пост не менее строг, чем Великий. Во время поста запрещено есть мясо и продукты из него, молоко и молочные продукты, яйца, сладости, алкоголь. Рыбу едят только в день Преображения Господня, или Яблочный Спас - 19 августа.

По некоторым монастырским уставам, которые соблюдают только те, кто решил выдержать пост по максимальной строгости, предписывается сухоядение по понедельникам, средам и пятницам - то есть в эти дни нужно есть только не прошедшие тепловую обработку продукты. По вторникам и четвергам можно есть вареную пищу без масла, а по выходным разрешается растительное масло.

В праздник Преображения Господня разрешено есть рыбу и растительное масло, а также пить вино. Пост заканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. Но если этот праздник приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а в сам праздник разрешено лишь добавить в рацион рыбу. В другие же дни поста в этот день уже нет. Однако в 2019 году Успение Богородицы выпадает как раз на среду, поэтому правила строже.

Верующим не стоит забывать, что как и любой пост, Успенский посвящен не только телесному, но и духовному очищению. Мало лишь ограничить себя в еде - нужно также избавляться от негативных мыслей и эмоций, посвящать больше времени молитве и размышлениям о душе. В эти дни стоит ограничить развлечения и веселье.

Календарь строгого поста по дням

Среда 14 августа. Медовый Спас, первый день поста. Сухоядение - разрешено есть сырую (то есть не отварную) растительную пищу - овощи, фрукты, сухофрукты, мед, орехи, хлеб.

Четверг 15 августа. Можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла. Это может быть постная каша или суп, отварные или приготовленные на пару овощи.

Пятница 16 августа. Сухоядение, то есть пища, которая не проходила термическую обработку.

Суббота 17 августа. Сегодня можно есть горячую постную пищу с добавлением растительного масла. Например, в суп можно добавить овощную зажарку, потушить грибы с маслом. Кроме того, в выходные разрешено немного вина.

Воскресенье 18 августа. Можно есть горячие постные блюда с растительным маслом, разрешено небольшое количество вина.

Понедельник 19 августа. Сегодня праздник Преображения Господня, поэтому разрешена рыба и бокал вина. Это единственный день поста, когда можно есть рыбу (или другие морепродукты).

Среда 21 августа. Сухоядение - только блюда из сырых овощей и фруктов, хлеб. Не забывайте дополнять рацион орехами и сухофруктами.

Пятница 23 августа. Снова сухоядение, то есть продукты, не прошедшие тепловую обработку, и хлеб. Можно для большей пользы здоровью добавить в рацион проросшие пшеничные или овсяные зерна.

Суббота 24 августа. Можно дополнить постные блюда, в том числе горячие, растительным маслом и выпить бокал вина.

Вторник 27 августа. Разрешена горячая растительная пища без масла - к примеру, отварные или запеченные овощи.

Среда 28 августа. Сухоядение - сырые овощи и фрукты, хлеб, орехи. Масло в еду добавлять нельзя.

Четверг 29 августа. Первый день после окончания поста, сегодня уже можно разговеться и есть любые продукты.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.