Зачем нужна заливка щебня битумом? Щебень и битум — вместе мы сила! Щебень с пропиткой битумом купить

Черная щебенка относится к смесям продуктов дробления и отсева горных пород и минеральных и органических вяжущих материалов. Они имеют широкую сферу применения, наиболее востребованной областью является дорожное строительство. При небольшом росте цены в сравнении с обычными марками эта разновидность отличается повышенной долговечностью, влаго- и износостойкостью. Процесс изготовления считается несложным, при наличии специального оборудования их можно получить в домашних условиях, но при высоких требования к рабочим характеристикам предпочтение отдается продукции с заводским качеством.

Материал получают путем обработки вяжущими составами изверженных, осадочных и метаморфических пород, продуктов переработки отходов металлургии и речного гравия со стандартным размером. Доля пропитывающих веществ варьируется в пределах 1,5-4,5 % (чем меньше зерна, тем выше расход) и с пенетрацией от 60 до 250, чаще всего они имеют органическую основу. Для улучшения их подвижности также вводят ПАД и минеральные присадки (от 1 до 3 %). Изготавливают в смесителях барабанного типа, оснащенных нагревателями и системами опрокидывания, время приготовления зависит от рецепта и фракций.

В зависимости от способа производства и методов укладки различают следующие виды черного щебня:

  • Горячий – получаемый при температуре вяжущего в районе 120-160 °C и укладываемый около 100-120 (материал должен слегка остыть). Для пропитки в данном случае используются среднегустеющие битумы СГ, БНД, БН или деготь Д-6. Из всех разновидностей эта является самой дорогостоящей, 1 м 3 обходится не менее 2500 рублей.
  • Теплый – на основе дорожных нефтяных битумов или дегтя Д-5, подогретых до 80-120 °C и образующих покрытие при 60-100. По аналогии с предыдущим укладывается незамедлительно, для исключения прилипания к кузову при транспортировке стенки обрабатывают смазочными составами.
  • Холодные – не подогреваемые в процессе изготовления щебень или гравий, пропитываемые медленно и среднераспадающимися эмульсиями, жидкими битумами и дегтем Д-3. Эти марки характеризуются минимальной адгезией, при организации правильных условий хранения они лежат без слипания до 4-6 месяцев, при необходимости их можно купить заранее.

Отдельную группу представляет темный щебень природного происхождения – дробленный мрамор, долерит (куски горных пород насыщенного серого и черно-зеленого цвета) и аналогичные разновидности, используемые преимущественно в декоративных целях. Их цена варьируется от 2500 до 4500 рублей за 1 м 3 , применение этих марок в общестроительных работах экономически нецелесообразно.

Требования к наполнителю регламентированы ГОСТ 8267 и 3344, минимально допустимая марка морозостойкости составляет F15, доля зерен с неправильной формой не должна превышать 35%. Прочность зависит от целевого назначения и основы и варьируется от М300 до М1200. Объемный вес такого щебня определяется этими же факторами и достигает 2,6 т/м 3 .

Величина адгезии напрямую связана со способом изготовления: черные горячие и теплые смеси в этом плане выигрывают у холодных. Данный материал обладает хорошей водостойкостью, износостойкостью, битумное покрытие держится не менее 4-6 лет.

Сфера и нюансы применения

Основной областью использования является дорожное строительство. Хорошие результаты при этом достигаются при укладке разных фракций: крупных – первым слоем, более мелких, расклинивающих – верхним. Пропитанные битумами или дегтем смеси обладают хорошими гидроизоляционными свойствами, что объясняет их востребованность при обустройстве фундаментов зданий на участках с рисками подтапливания. К важным условиям технологии относят укладку в сухую и теплую погоду, идеальными сезонами считаются весна и ранняя осень.

Черный декоративный щебень и блестящий гравий (природного происхождения или окрашенные разновидности) применяются в ландшафтных проектах. Пропитанные битумами марки подходят для обустройства дорожек, на участках с большой проходимостью укладываются горячие и теплые смеси, с малой достаточно холодных. Темный цвет редко используют в качестве основного, максимальный декоративный эффект достигается при комбинировании оттенков.

Стоимость материала

Минимальная стоимость м 3 при условии самовывоза – 2000 рублей. Ориентировочные расценки с учетом доставки в пределах 30-40 км приведены в таблице.

Требует надежной гидроизоляции . Особенно тщательно нужно производить гидроизоляцию строений с подвалом и цокольным этажом. Ведь грунтовые воды, которые находятся под поверхностью земли, могут проникнуть в цокольное помещение. Постоянно воздействуя на незащищенный фундамент строения, они постепенно будут разрушать его.

Чтобы избежать подобного явления и защитить подвал и цоколь от воздействия влаги, применяется метод гидроизоляции с помощью битума. И совершенно неважно, на какой глубине залегают грунтовые воды. В любом случае нужно защитить цокольное помещение от воды. Для горизонтальной гидроизоляции помещений выполняется гидроизоляция с помощью политого битумом щебня, .

Битум представляет собой углеводородное соединение, получаемое в процессе перегонки нефти. По сути – это отход нефтяного производства. Битум может быть жидким или твердым. Твердый битум перед выполнением гидроизоляции необходимо разогреть в специальном котле.

Технология выполнения гидроизоляции

В котлован, который подготовлен для будущего подвала, засыпается не очень крупный щебень 20 40 мм. можно дополнить мелким щебнем, чтобы максимально заполнить пустоты между отдельными камнями. Слой щебня тщательно утрамбовывают, чтобы достичь одинаковой толщины и равномерной плотности. Толщина слоя должна быть около 40 мм.

После этого проливают слой битумом, который заполняет все пустоты в слое щебня. Битум укрепляет щебень и защищает его от проникновения воды. Затем поверх слоя щебня с битумом выполняется цементная стяжка. Такая технология проведения гидроизоляции существует уже давно. Как показывает многолетний опыт, данный метод гидроизоляции является очень надежным и эффективным.

Битумная эмульсия. Обработка, пропитка, подгрунтовка. Цена 11 руб. м2. (ЭБА-2). Укрепление слоев дорожных одежд. Современный экологичный материал для дорожных работ.

Виды работ и материал

Ед. измерения

Цена, руб.

Расход эмульсии гр. на м 2

Обработка поверхности эмульсией (ЭБА-2)

Обработка поверхности из асфальтовых оснований эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

Обработка бетонных и щебеночных оснований эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

Обработка (укрепление) слоев дорожных одежд способом пропитки эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

1200

ЭБА-2 является незаменимым, современным и экологичным материалом для строительства дорог и ямочного ремонта. Самое распространенное применение битумной эмульсии — это гидроизоляция фундамента, обработки асфальта, обработка . Битумная дорожная эмульсия представляет собой маловязкую жидкость коричневого цвета. Все знают, что дорожное покрытие набирает окончательную прочность по мере охлаждения смеси. В качестве альтернативного решения битум разбавляют нефтяными растворителями (керосином), пока он не станет жидким, и конечная прочность материала достигается только при испарении растворителя. В данном случае, битумная эмульсия обеспечивает альтернативный подход, при котором битум разжижается путем диспергирования в воде.
Битумные эмульсии могут использоваться с мокрыми и холодными каменными материалами, и за счет этого происходит окончательный процесс «упрочнения» дорожного материала, когда эмульсия распадается – возвращается в непрерывную битумную фазу – вода исчезает. Другими словами, битумную эмульсию используют, как вяжущий материал, который обеспечивает комфортные условия для обработки дорожных покрытий. Ее используют для разных видов покрытий: асфальтовых, щебеночных и бетонных. Битумная эмульсия разделяется на два типа: анионная (ЭБА) и катионная (ЭБК). Основное различие между вышеуказанными видами эмульсий заключается во взаимодействии с обрабатываемыми материалами.

Самым популярным направлением использования битума, при котором щебень пропитывается вяжущим веществом, является устройство асфальтового покрытия. Еще одним вариантом применения такой технологии является устройство гидроизоляции фундамента.

Различают два основных вида битума: природного характера и искусственно созданный нефтяной.

При необходимости дополнительной защиты фундамента можно использовать такие материалы, как битум и щебень. Консистенция (продукт нефтяной переработки) бывает разной, жидкой и твердой. Остальные нюансы его применения и необходимый расход на пропитку щебня рассмотрим далее.

Таблица физико-механических свойств битума.

Прежде чем осветить вопрос, касающийся того, какой расход необходим для осуществления пропитки щебня, выясним, что же такое битум. Этот продукт представляет собой вещество твердой либо смолоподобной консистенции. Необходимы Виды труб НПВХ? перходите по ссылке Виды труб НПВХ

В его состав входят различные сложные смеси углеводорода и его производных. Чаще всего это соединение углеводорода с серой, азотом и кислородом. Провести идентификацию всех его составляющих невозможно.

  • Данное название в переводе с латинского обозначает «горная смола».

Для битумов характерным является аморфная конструкция, они не обладают определенным градусом плавления.

  • Устойчивость к кислотным, щелочным, солевым растворам водного характера доказана не раз. А вот органические растворители, такие как бензин, скипидар, ацетон и другие, довольно хорошо выполняют свою функцию при воздействии на битум;
  • Еще к свойствам относится такой показатель, как гидрофобность. Говоря по другому, они не подвержены воздействию воды, не пропускают ее, так как обладают плотным строением и нулевой пористостью.

Схема приготовления битумных эмульсий.

Именно в связи с этими качествами они остаются непроницаемыми для воды и устойчивы к низким температурам. Благодаря этим свойствам, битум является довольно востребованным материалом в строительстве (кровля, гидроизоляция) и устройстве дорожных покрытий (для щебня). Воспользовавшись такой пропиткой, вы обеспечите надежную гидроизоляцию фундамента.

Различают два основных вида в зависимости от их происхождения:

  • природного характера;
  • искусственно созданный нефтяной.

Битум природного характера содержится в горючих ископаемых. Их добыча осуществляется чаще всего карьерным способом (либо шахтным), дальнейший процесс извлечения битума из горной породы проводится при помощи органического растворителя либо способом выварки.

Искусственный аналог (технический) производят из остатков продуктов нефтяной переработки, каменноугольной промышленности и сланцев, имеющих сходство составов с битумом природного происхождения.

Назначение подразделяется для строительных, кровельных и дорожных целей.

Характеристики

Таблица характеристик

Все виды имеют специальную маркировку, которая имеет следующую расшифровку:

  • Например, БНК – нефтяной кровельный. Первое число в маркировке обозначает температурный режим, при котором происходит размягчение битума, второе – пенетрацию. Это глубина, на которую проникает битум специальной иглой, при температурном режиме в 25 градусов и степени нагрузки 100 гр (обозначается в десятых долях миллиметра);
  • Такой вид, как строительный, является горючим веществом, у которого температура вспышки составляет от 220 до 240 градусов, а температура самовоспламенения равна 368 градусам. Производится такой битум в процессе окисления продуктов перегонки нефти (а также ее смесей);
  • Использование строительного битума (БН50/50; БН70/30, БН90/10) особенно востребовано в строительных гидроизоляционных работах;
  • Битум для кровли имеет температуру вспышки не меньше 240 градусов, а температуру самовоспламенения – 300 градусов. Производится тем же методом, что и строительный. Его применение, в соответствии с названием, – различные кровельные материалы: пергамин, рубероид и другие.

Существует и такой вид, как модифицированный. Он отличается от обычных улучшенными, за счет добавления специализированных добавок (полимеров), качествами.

А теперь давайте рассмотрим такой показатель, как расход.

Таблица оценки адгезии щебня и битума.

От того, в каких целях используется битум, будет зависеть и его расход. Например, при устройстве гидроизоляции при помощи битума требуется разогрев его до жидкой консистенции. Рекомендуемый слой нанесения – от 1,5 до 2,5 миллиметров, расход при этом составит от 1 до 1,5 кг на один квадратный м.

  • При выполнении дорожного покрытия с использованием битума его розлив (БНД90/130) производится при температуре нагрева около 150 градусов, с помощью автогудронатора по всей ширине имеющегося покрытия.

Поверхность слоя предварительно очищается от грязи и пыли. Расход вещества соответствует следующему соотношению, от 1 до 1,1 л/кв.м на один см толщины пропиточного слоя, дополнительная пропитка, т.е. расход, от 1,5 до 2 л/кв.м для устройства покрытия.

  • Для того чтобы снизить расход, используют асфальтобетонные покрытия, имеющие в составе активированный порошок. В этом случае расход битума понижается примерно на 25%.

Кроме экономии битумной составляющей, налицо значительное уменьшение такого качества, как пластичность, а это обстоятельство напрямую способствует повышению степени устойчивости полученного покрытия деформационным изменениям в виде сдвигов.

Устройство асфальтобетонных покрытий

Схема устройства асфальтобетонных покрытий.

Любое асфальтовое покрытие делают при помощи горячей битумной смеси, щебня (гравия), песка и минерального порошка. Технологический порядок операций включает следующие этапы:

  • нанесение грунтовочной смеси, слой которой составляет 1 мм на бетонную поверхность;
  • укладка смеси асфальтобетонного характера (может быть жесткой либо литой) и последующее ее уплотнение.

Устройство покрытия с применением асфальтобетона требует наличие смеси жесткой консистенции и последующего уплотнения при помощи механического катка. Уплотнение ручным способом литого асфальтобетона разрешается только тогда, когда объем предстоящих работ не очень большой либо уплотнению подлежат труднодоступные для механического катка места.

Таблица сцепления дорожного битума с поверхностью щебня.

Асфальтобетон, точнее его литые смеси, укладывают при устройстве покрытия полосками шириной не более двух метров, имеющими ограничение рейками, которые выполняют функцию маяков при выполнении асфальтовых работ, что позволит не превышать расход материала.

  • Необходимо выполнять выравнивание смесей с использованием правила. Передвигать его нужно по маякам (рейкам), применяя дальнейшее уплотнение катком, оснащенным электрическим нагревателем и весом в 70 кг;
  • Окончание трамбовки асфальтобетона литого характера целесообразно в случае устранения его подвижности под воздействием катка;
  • Каждый уплотняемый слой, точнее его максимальная толщина, не может быть больше 25 мм. Иногда в труднодоступных местах для уплотнения смеси используются вальцы;
  • Если в работе по устройству асфальтового покрытия был перерыв, то кромка участка, уплотненного ранее, разогревается. Швы подлежат тщательной утрамбовке, до состояния, когда они станут незаметными. Участки с браком (трещинами, раковинами) подлежат вырубке и замазыванию при помощи горячей смеси.

Что касается случаев, когда для устройства покрытия используется щебень, то для него необходимо использование одинаковых по прочности частей натурального происхождения.

Щебень, точнее его размер, должен отвечать значению от 25 до 75 миллиметров. Главное – не превышать 0,7 % толщины накрывочного слоя. На начальном этапе щебень (его слой) обрабатывается при помощи клинца, обладающего размером от 15 до 25 миллиметров, либо камешков не больше 15 мм.

  • Щебень укладывается слоями от 80 до 200 мм. Не забудьте, что каждый его слой необходимо подравнять, после чего осуществить трамбовку при помощи катка. Выполняя действия по трамбовке, щебень необходимо обрабатывать водой. После того как полностью исчезла подвижность щебня, а следы от катка стали незаметными, можно закончить уплотнение.

Как уже отмечалось выше, щебень, точнее его слой, покрывается клинцом, затем мелкими камешками, а также песком не крупнее 5 миллиметров. Осуществив нанесение вышеперечисленных материалов, поверхность смачивают водой и проводят трамбовку катком весом в 12 тонн. Обратите внимание: если после прохождения катка не остается следов, можно завершить уплотнение.

Аналогичным способом выполняется покрытие из щебня с пропиткой в виде битума. Перед началом пропитки щебень должен быть сухим. Если он влажный, необходимо его просушить. Расход материала при этом не изменяется, но так положено по технологии.

Чаще всего для осуществления пропитки применяют марку битума БН11. Пропитку выполняют путем троекратного разлива горячего битума равномерным слоем на щебень (по всей площади).

  • Битум при разливе должен обладать температурой от 150 до 170 градусов. Произведя разлив первый раз, необходимо сразу же осуществить посыпку клинцом. После второго и третьего слоя битума рассыпают мелкие камни с соблюдением соотношения 1 куб.м на 100 кв.метров поверхности. Не забудьте о равномерном распределении камня между частями щебня;
  • Покрытие, выполненное таким способом (с пропиткой), обладает хорошей прочностью, шероховатостью и с легкостью выдерживает движение интенсивностью около 1000 машин за сутки.

В качестве недостатка можно отметить большой расход битумной составляющей и не всегда равномерное распределение вяжущего вещества между частями щебня. Если использовать битум в большом количестве, то возможно появление сдвигов и волнообразных выпуклостей.

А недостаточное количество влияет на качество связности щебня и, как следствие, способствует быстрому разрушению дорожного покрытия. Поэтому целесообразно соблюдать рекомендованный специалистами расход.

Стандартные требования

Таблица требований к щебню и битуму.

Как уже известно, для обустройства дорожного покрытия используется такая составляющая, как щебень. Его получают в результате дробления горной породы. В зависимости от способа устройства и вида дорожного покрытия, выбирают ту либо иную марку щебня.

Хочется отметить, что, при выполнении дорожного покрытия с использованием пропитки, зерна пластинчатой формы могут содержаться в щебне, не превышая значения в 35%.

Что касается вяжущих материалов, то для дорожного покрытия могут использоваться следующие варианты:

  • вязкий дорожный нефтяной в соответствии с ГОСТом 22245-76;
  • жидкий дорожный нефтяной битум, обладающий медленной и средней скоростью загустения (ГОСТ 11955-74);
  • дорожный каменноугольный деготь, соответствующий ГОСТу 4641-74;
  • другие органические вяжущие вещества.

Выбор марки и вида находится в прямой зависимости от того, какое покрытие предполагается сделать, назначения слоя, способа выполнения работ и других немаловажных факторов.

Пропитка щебня

Если вы планируете построить дом с подвальным помещением и цокольным этажом, то вам не обойтись без устройства гидроизоляции. Это очень важный этап в строительстве.

Если вы позаботитесь об устройстве качественной гидроизоляции, то в будущем избежите проблем с высоким уровнем грунтовых вод и с ненадлежащей прочностью фундамента.

Поэтому воспользуйтесь нашим советом и позаботьтесь об устройстве гидроизоляционного слоя на этапе возведения фундамента. В любом случае этим вы только увеличите срок службы вашего строения и избавитесь от сырости в помещениях дома.

О том, какой расход наиболее целесообразен, говорилось выше. Далее можно ознакомиться с технологическим порядком проведения работ по гидроизоляции.

  • Дополнительная защита фундамента осуществляется с использованием битума. Им осуществляется проливка щебня, предназначенного для фундаментного слоя. Сначала необходимо засыпать щебень в подготовленный котлован будущего подвального помещения;
  • Специалисты рекомендуют использовать более крупный щебень. Заполнение оставшихся пустых пространств проводится с помощью добавления более мелких частей щебня;
  • Обязательное действие при устройстве фундамента – уплотнить щебень, в итоге его высота должна составить около 40 миллиметров. Теперь возможна проливка.

Слой заливают горячим битумом, в результате чего получают еще более надежное уплотнение. Все пустоты, не заполненные мелкими камнями, необходимо залить вяжущим веществом.

Такая проливка обеспечит надежную защиту от влаги. После окончания пропитки щебня необходимо выполнить заливку с помощью бетонной смеси.