Свято климентовский инкерманский монастырь как добраться. Инкерманский пещерный монастырь

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь - Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь.

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII - IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно.

После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, - "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца".

В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день".

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы - Монастырская.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного - небольшой, с низким потолком.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 - 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид.

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря - крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь:

расположен на правом берегу реки Черной при ее впадении в Северную бухту в окрестностях Севастополя. Основанный в VIII-IX веках монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от преследований иконоборцев, он состоял из нескольких церквей и комплекса жилых и хозяйственных пещер. Все они связаны друг с другом высеченными в скале ходами и расположенной на скале крепостью Каламита, сооруженной византийцами в VI веке для защиты подступов к Херсонесу.

Вход в монастырь был устроен около церкви под скалой, длинный коридор заканчивался небольшим залом с каменными скамьями, который вел в церковь Климента. Пещерные помещения снаружи скалы обозначены арочными окнами, объединенными треугольными тимпанами.


Инкерманский пещерный монастырь


Ступеньки с Монастырской скалы прямо идут к монастырю


Вход на Монастырскую скалу


Вход на Монастырскую скалу


В городе Инкерман на Монастырской скале, в устье реки Черной, сохранились руины средневековой крепости Каламиты, а в нижней части скалы - остатки христианского пещерного монастыря. Этот комплекс является филиалом Национального заповедника "Херсонес Таврический".


Крепость Каламиты


Остатки крепости Каламиты


Надгробья


Инкерманский пещерный монастырь


Дата публикации: 08.08.10

Спасибо за галерею. Моё любимое место на земле.
Крепость Каламита(не требуется подчинение в родительном падеже)- один из интересных памятников крымского средневековья. С юга и запада крепость защищена обрывами, с севера и востока - высеченным в скале рвом и стеной, состоявшем из трех куртин с пятью двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляет 1500 кв.м. Ее постройка относится к VI в.

Функция-защита тогровых путей из степной части Крыма в Херсонес.
В 1427 году крепость Каламита перестраивается князем Феодоро Алексеем для защиты Авлиты, единственного порта княжества Феодоро, который находился к устье Черной(по др. источникам на берегу Килен-бухты).
Через Авлиту велась оживленная торговля, что сделало её опасным конкурентом Каффы, принадлежавшей Генуэзской республике. В 1434 году порт сжег генуэзский десант высадившийся с галер под предводительством Карла Ломеллино. Мирное население изначально укрывшееся в крепости Каламита, смогло бежать под покровом ночи.

Крымское ханство пользовалось Авлитой, сбывая туркам захваченных в плен невольников. В 1474 году крымские татары продали через Авлиту людей, захваченных во время первого набега хана Менгли I Герая на Украину. Летом 1475 года порт был захвачен турецкими войсками, и вскоре порт Авлита и крепость Каламита были переименованы в Инкерман.

Что означает "пещерная крепость". Владели ей до заключения Кючук - Кайнарджийского мирного договора (1774 г.).
Возникновение монастыря предание связывает с культом св. Климента, римского епископа в 92-101 годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса и убитого здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по предан

по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - остров Казачий) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.После захвататурками, монастырь постепенно пришёл в упадок.В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь св. Климента.В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).

Инкерманский пещерный монастырь является самым древним среди пещерных обителей, находящихся в Крыму. В Монастырской скале (ее западном обрыве) высечены основные его помещения. На плато этой скалы сохранились руины создание которой относится к VI веку. В этой статье мы опишем Инкерманский пещерный монастырь, экскурсия в который стала неотъемлемой частью культурной программы многих людей, решивших посетить Севастополь. Обитель находится неподалеку от этого города, в Инкермане (пригороде Севастополя). Мы подробно расскажем об истории обители и ее основных храмах.

Святой Климент

Человеком, который основал Свято-Климентовский пещерный монастырь, является святой Климент, один из самых известных проповедников христианской религии. Он был возведен в сан самим апостолом Петром в Риме. За проповедь христианства в этом городе Климента сослали в Херсонес. Здесь уже находилось около 2 тыс. христиан, которых ранее постигла та же участь. И в каменоломнях святой проповедовал свою веру. Многие каторжники, а также жившие неподалеку свободные люди крестились у него. Правители Херсонеса, обеспокоенные этим, казнили епископа в 101 году. На шею ему привязали якорь, после чего утопили в расположенной неподалеку Казачьей бухте.

Строительство церкви и мощи св. Климента

Год спустя, во время отлива, останки праведника были найдены в подводном гроте. С тех пор ежегодно в день его смерти верующие приходили к месту его казни. Они отправлялись на поклон к святым мощам по обнажившемуся дну. Вплоть до XI века морской отлив позволял людям совершать такое паломничество. Затем на небольшом острове, находящемся посреди бухты, была сооружена церковь, и мощи Климента перенесли туда. И в наше время существует этот островок. Сейчас он является территорией воинской части. В результате раскопок, проведенных в 1890 году, было найдено несколько помещений, а также часовня с мощами святого.

В 861 году и Мефодий прибыли в Херсонес. С разрешения местного архиепископа они забрали часть мощей с собой и перенесли их в Рим. И по сей день они хранятся здесь, в базилике св. Климента. Князь Владимир, крестившийся в Херсонесе в Х веке, перевез в Киев часть мощей этого святого.

Строительство укрепления

Византийцы в VI веке поставили свое укрепление на вершине Монастырской скалы. Обитель при них разрослась: в скале постепенно высекались кельи, храмы и пещерные помещения. Все они соединялись лестницами, вырубленными в камне. Скорее всего, именно здесь обосновались монахи-иконопочитатели, которые бежали из Византии в период иконоборческих гонений.

Возникновение поселения, захват крепости турками

В Загайтанской скале, расположенной восточнее, изрешеченной многочисленными пещерами в несколько ярусов, возникло средневековое поселение, которое до сих пор мало изучено. До начала XIV века письменных свидетельств о Каламите не сохранилось. Эта часть Крыма в XV веке оказалась под влиянием княжества Феодоро. В устье реки Черной был создан морской порт Авлита. В целях его защиты Алексей, кангупский князь, отстроил заново находившееся на острове древнее укрепление. Так оно стало крепостью Каламитой. Эту крепость в 1475 г. захватили турки. Они реконструировали ее, чтобы она соответствовала требованиям огнестрельного оружия. Именно от турок пошло новое название этого места - Инкерман, что в переводе означает "пещерная крепость".

Монастырь в это время пришел в упадок. Скорее всего, монахи переселились из обители на мыс Фиолент, где был расположен Свято-Георгиевский монастырь. В дальнейшем обитель возрождалась на короткое время. После того как христиане ушли из Крыма в 1778 г., монастырь был окончательно заброшен.

Возрождение обители

После присоединения Крыма к территории России начал возрождаться Инкерманский пещерный Киновия была открыта в 1850 г. Также началась реконструкция расположенных здесь трех пещерных храмов. Так получил вторую жизнь Свято-Климентовский Инкерманский монастырь. История его была отмечена целым рядом важных событий.

Церковь Климента

Церковь во имя Климента была освящена первой (в Средневековье это был Георгиевский храм, который, согласно преданию, сам Климент вырубил в скале). Церковь имеет форму базилики. Ее пространство делится на три части двумя рядами колонн. Сохранились скамьи, вырубленные в скале, часть колонн, а также ниша, предназначенная для запрестольного образа. Длинный коридор ведет к этой церкви. В нем вырублены каменные скамьи. Также сохранился до нашего времени двухступенчатый синтрон в апсиде. В центре его имеются остатки горнего места, а в стене над ним вырублена ниша, предназначенная для запрестольного образа. Массивный процветший крест вырезан здесь же. Что касается древних фресок, то от них сохранилось только изображение сидящего на престоле Спасителя.

Низкий и небольшой древний придел находился с правой стороны церкви. Он посвящен апостолу А. Первозванному. придела отделялся сплошной скальной перегородкой от остальной части. Посередине перегородки были Также имелись два маленьких окошка. Под левым окошком, в алтаре, был встроен жертвенник с нишей под ним. Возле правого окна было сооружено седалище для священника, выполненное из камня. Также в алтаре находился каменный престол, который примыкал к восточной стене.

Обнаружение древних помещений, открытие церкви св. Мартиниана

В ходе проведенной реставрации были обнаружены и другие древние храмы, а также подсобные помещения. Однако они были засыпаны или закрыты стенами, поэтому остались неисследованными. Второй в Инкерманском монастыре открыли посвященную св. Мартиниану пещерную церковь. Она представляет собой прямоугольной формы храм, перекрытый куполом (полукруглым).

Дальнейшая судьба обители

Спустя два года после обнаружения монастыря разразилась Жестокие бои происходили у Черной речки. Каламита, где находились русские войска, была жестоко обстреляна. Англичане разграбили имущество, принадлежавшее монастырю. Когда война окончилась, монахи вновь поселились в киновии. Они построили домовую церковь (Свято-Троицкую), а также дом настоятеля. Также монахи провели реставрацию источника св. Климента. Немного позже была построена гостиница для паломников. В честь чудесного спасения семьи императора, произошедшего у ст. Борки при крушении поезда в 1888 году, в 1895 г. в обители был возведен новый храм. Он был посвящен целителю и великомученику Пантелеимону. Особенность этого храма заключается в том, что его алтарная часть вырублена в скале, а оставшаяся, наземная, созданная в византийском стиле.

История монастыря в ХХ веке

В монастыре в 1905 г. было создано еще несколько храмов. Один из них находится в восточной части скалы, на месте храма св. Евграфия, существовавшего в Средние века. Он был освящен в честь св. Дм. Солунского. В ХХ веке в Дмитриевском храме совершались захоронения. Здесь имеются 3 гробницы, которые были вырублены рядом с храмом, в полу небольшой пещеры. В это же время на верхнем плато было завершено строительство церкви Николая Чудотворца. Она с двумя приделами, по форме - крестообразная.

История Софийского храма

В присутствии Алексея Михайловича (великого князя), а также участников Крымской войны 27 сентября 1905 г. была освящена церковь иконы "Всех скорбящих радосте". Она построена на месте, где в древности находилась Софийская церковь, высеченная в обрыве, по левому берегу р. Черной. Известно, что в XIV столетии здесь же находился монастырь св. Софии. По всей видимости, он был очень богатым, поскольку его храмы выделялись среди других оформлением и размерами. Когда христиане покидали Крым, обитель была оставлена и заброшена. Собор св. Софии - самый большой в Крыму пещерный храм. Его перекрывает плоский купол. Церковь имеет крестообразную форму. Часть ее северной стены, а также алтарная часть еще в древности обрушились. В полу храма находились гробницы. Имеется ход из этой церкви в часовню, в полу которой есть 2 гробницы с остатками греческих надписей.

Сооружение часовни, крестные ходы

В пещерах монастыря до Крымской войны находились пороховые склады. По окончании боевых действий бывший унтер-офицер поселился возле Каменоломного оврага. Этот человек ухаживал за братской могилой. Благодаря ему был организован сбор денежных средств, и в 1885 году над могилой соорудили часовню. Монахи, которые населяли Инкерманский Свято-Климентовский пещерный каждый год 24 октября шли к этой часовне крестным ходом. Они совершали панихиду по тем, кто был убит за веру и царя. По инициативе Алексея Михайловича в 1903 году Софийский храм был отреставрирован. Со всей страны собирали деньги на это дело. Внутри Скорбященского храма, построенного в это время, хранились образа частей, которые участвовали в битвах на Черной речке.

Строительство новых зданий, закрытие монастыря и его возрождение

В Инкерманском монастыре в 1910 году были возведены 2 жилых здания, предназначенные для братии, а также домовая Благовещенская церковь. Кроме того, при обители была создана церковно-приходская школа. К 1917 году Инкерманский пещерный монастырь населяли 122 послушника и 25 монахов. В период Гражданской войны обитель поддержала отряды Врангеля. После провозглашения советской власти произошла национализация всех обителей и земель Крыма. Инкерманский пещерный монастырь в 1926 г. был окончательно закрыт. В 1927 году уничтожили часовню на могиле бойцов, павших в Инкерманском сражении, а в 1932 - собор св. Николая, находившийся на верхнем плато.

В годы Великой Отечественно войны на месте монастыря располагался штаб Приморской дивизии. В июне 1942 г. ее солдаты старались сдержать немцев, которые рвались к Севастополю. В 1991 году Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь начал возрождаться. Были восстановлены келейные корпуса и храмы.

Инкерманский пещерный монастырь: как добраться

Можно проехать электричкой от Севастополя до о.п. 1531 км. Добраться до монастыря из Балаклавы можно на маршрутном такси или автобусе №31. Еще один вариант - воспользоваться любым междугородним автобусом, который следует до остановки "Втормет", проходя через Инкерман. Если ехать на автомобиле, то возле белого каменного креста (вы увидите его возле главной дороги, которая проходит через весь город) нужно повернуть к обители. Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь имеет следующие координаты: N 44 39.873, E 34 16.160.

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях Севастополя , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху - на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом - Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный - это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой — вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря - пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин - еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря - частица мощей Святого Климента.

Второй храм частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Был в монастыре еще один наземный храм - в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламиты. Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только , куда мы и направились.

Настоятель: ? Адрес: г. Инкерман (пригород Севастополя), на правом берегу р. Чёрной Телефон: ? Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь - один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя - Инкермане. История Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV-XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков. Св.Климент I , четвёртый епископ (папа) Римский, апостол от 70-ти, рукоположен ап.Петром. Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь.Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента совершалось много чудес. Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы. Церковь св. Климента (бывшая Георгиевская) в Инкерманском монастыре После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России. В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь св. Климента. В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина). C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю. С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма. Местонахождение Монастырь находится в городе Инкерман (пригород Севастополя) на правом берегу р. Чёрной. Проезд: катером от Графской пристани; электричкой до платформы "Инкерман"; авт.117,103 от остановки «5-й километр»; автобусом 106 от площади Захарова на Северной стороне или любым междугородним автобусом проходящим через Инкерман до остановки "Втормет"(возле автомобильного моста через Чёрную Речку). Примечания Данный объект расположен на территории полуострова Крым, бо́льшая часть которого является предметом территориального спора между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно административно-территориальному делению России, на полуострове располагаются субъекты РФ Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административно-территориальному делению Украины, на территории Крыма располагаются входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь. Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь. НПЦ «ЭКОСИТИ-Гидрофизика». По другим сведениям, Николаевская церковь разрушена во время Великой Отечественной войны, см. По материалам