Поведение общественных насекомых. Конспект урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые" Пчелы и муравьи общественные насекомые

Класс: 7

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить особенности поведения общественных насекомых;
  • изучить многообразие общественных насекомых;
  • изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
  • развивать творческие умения учащихся;
  • развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

Воспитывающие:

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  • воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
  • воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:

  • к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;
  • муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;
  • пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.
  • внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
  • пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;
  • пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

Фронтальный опрос:

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:

  1. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
  2. Полезные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Ученики: Можно.

Учитель : Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья Муравьиная семья
Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль
Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

Текст (http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/nas35.html):

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель : Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики : да.

Учитель : означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики : наверно означает.

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель : что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Учитель : Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны?

Ученики : Полезны.

Учитель : Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут)

Учитель : Каких полезных насекомых вы знаете?

Ученики : муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд.

Учитель : А какую пользу приносят данные насекомые?

Ученики : мед, шелк, поедают вредных насекомых…

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен?

Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы:

Где в природе встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не встречается).

  • Как выглядит взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое название?
  • Как человек получает шелк с помощью тутового шелкопряда?

IV. Рефлексия. (5 минут)

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Какие насекомые относятся к общественным?
  2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
  3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
  4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
  5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
  6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

Как пчелы добывают мед?

Учебная литература

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил.

Тема урока : Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые, насекомые вредители. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I. орг. момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1.

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

  1. Две пары крыльев.
  2. Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Передние крылья более плотные, чем задние.
  7. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III. Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV. изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Матка

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Трутень

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Самец

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям . План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI. Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII. Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

  • Ротовой аппарат;
  • Тело, покрытое ворсинками;
  • Медовый зобик;
  • Жало- видоизмененный яйцеклад;
  • Задние конечности с корзинками и щёточками.

Муравьи (рис. 1) обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Они живут семьями. Муравьиная семья может насчитывать от нескольких сотен до миллионов особей. Это зависит от вида. Размерами они тоже различаются - от самых крошечных (примерно 2 мм) до гигантов (2-3 см).

Свои дома муравьиные семьи строят в земле, в древесине, под камнями, некоторые на деревьях (рис. 2), а некоторые - кочуют, то есть перемещаются.

Рис. 2. Муравейник ()

Обычный рыжий муравей наверняка вам знаком. Вы все встречали их гнезда - муравейники, которые могут быть высотой до 1 метра. Но это только видимая часть, скрытая часть находится в земле и может быть даже больше внешней (рис. 3).

Рис. 3. Устройство муравейника

В муравейниках всегда куча ходов и камер. Это ведь не просто дом, это целый город. В таком гнезде есть одна или несколько самок-цариц, главная задача которой заключается в откладывании яиц, чтобы пополнять население муравейника. Молодые самки - крылатые, после спаривания они сбрасывают крылья. Известно много видов муравьев, но нет ни одного, который бы вел одиночный образ жизни.

Большую часть населения муравейника составляют рабочие, которые и выполняют всю работу. Они строят, чинят гнездо, проветривают, обвивают его, ухаживают за личинками и куколками, запасают пищу.

Муравьи-солдаты защищают муравейник от врагов. Их в гнезде может быть несколько тысяч.

В тропических лесах, где часто бывают наводнения, муравьи селятся на деревьях. Самые удивительные гнезда устраивают муравьи-портные, они сооружают из листьев висячие домики (рис. 4).

Рис. 4. Муравейник на дереве

У муравьев очень плохое зрение, но у них прекрасно развито обоняние и осязание. Эти органы находятся у муравьев на усиках. Ими они ощупывают все предметы, различают своих и чужих, а также находят дорогу в свой муравейник.

Многие животные запасают пищу впрок, а муравьи умеют заниматься хозяйством, у них есть домашние животные и грибные сады. Муравьи - единственные существа, кроме человека, которые имеют домашних животных.

Самые ценные для муравьев - это их «коровы», тли (рис. 5).

Тля сосет сок растений и перерабатывает его в сладкий сироп. Вот этот сироп и любят муравьи. Подойдя к тле, муравей щекочет ей брюшко усиками, доит тлю, и та немедленно выделяет каплю сиропа, слизнув ее, муравей спешит с ношей домой, где сдает ее на хранение в кладовую. Своих «коров» муравьи не оставляют без присмотра. Они защищают их от врагов, выгуливают, если светит солнце, сооружают для них укрытия и прячут.

Известны более сотни различных видов муравьев, разводящих грибы. Это муравьи-листорезы. Они срезают кусочки листьев, уносят их в гнездо, пережевывают и выращивают на этой массе специальные плесневые грибы. Такие муравьи способны наносить вред посадкам, так как они обгрызают листья, почки и цветы.

Существуют муравьи-жнецы, которые питаются только семенами. Они умеют заготавливать зерна растений и перемалывают их в муку.

Муравьи - очень трудолюбивые существа. Они приносят огромную пользу лесу. За 12 часов муравьи могут принести в свой дом 33 000 вредных гусениц. Поэтому там, где есть муравейники, лес здоровый и чистый.

Есть в мире муравьи, которые не умеют работать, а могут только воевать. Это муравьи-амазонки. Они достаточно крупные, их длина - около 1 см. Они похищают куколок муравьев других видов и в дальнейшем используют их в качестве рабочей силы. Солдаты амазонок не способны даже сами себя прокормить, поэтому для выполнения работы они вынуждены набирать себе рабочую силу - рабов.

Существуют опасные муравьи, муравьи-кочевники. Их называют бродягами, армейскими муравьями, потому что в их колонии могут находиться тысячи муравьев. Они не строят гнезд, а постоянно кочуют и устраивают привалы, чтобы их королева отложила тысячи яиц. Когда из яиц появляется потомство, армия продолжает свой путь, наводящий на всех страх. Муравьи аккуратно поднимают свои личинки и продолжают свое движение, нападая на любое живое существо, которое оказалось на их пути.

Огненные муравьи считаются одними из самых опасных. Они наносят очень болезненные укусы по ощущениям похожие на ожоги. Яд, который они впрыскивают, вызывает сильные аллергические реакции, способные привести к смертельному исходу.

В домах человека обитают фараоновые муравьи. Впервые они были обнаружены в гробницах египетских фараонов, но постепенно расселились по всему миру. Эти незваные гости доставляют немало хлопот, поедая продукты питания людей.

Муравьи - одни из самых долгоживущих насекомых. Рабочие особи могут жить от 1 года до 5 лет, матки - от 15 до 20 лет. Таким образом, муравейник, в котором молодые матки сменяют старых, может простоять на одном месте не одну сотню лет.

Муравьи выделяют едкую жидкость, которая называется муравьиная кислота. Эту кислоту человек использует, чтобы лечить некоторые заболевания. Жители Мексики умеют добывать мед из муравьев, которых называют медовые муравьи. Эти насекомые пью сок сладкого дуба. Сок они хранят у себя в брюшке. Им они кормят личинок. По вкусу он напоминает пчелиный мед.

Наверное, в каждом доме есть такой важный продукт, как мед. Мед берут из пчелиных ульев (рис. 7), где он хранится в восковых ячейках, сотах. Мед делают пчелы (рис. 6).

Пчел на земле тоже очень много видов. Они обитают практически везде, кроме Антарктиды. Одни пчелы живут самостоятельно, другие - сообща. По специфическому запаху пчелы отличают своих от чужих. Питаются пчелы нектаром и пыльцой растений.

Мед нам дают домашние пчелы. Их так и называют - медоносные пчелы. В каждом улье есть своя пчелиная матка, королева. Это самая большая пчела, только она откладывает яйца. Другие пчелы являются рабочими. Они заботятся о порядке, строительстве. Королева живет до 5 лет, а рабочие пчелы - только 5 недель летом и до полугода зимой. Есть еще трутни, это самцы, которые появляются в семье только перед роением (рис. 8). Они отличаются от рабочих пчел большими глазами и толщиной.

Роение - это деление пчелиной семьи для размножения и образования новой семьи.

Улей заполнен сотами, которые разделены на ячейки (рис. 9). Часть из них служит детской, где растут личинки, другая - кладовыми. Мед - это зимняя еда пчел, ведь зимой они не спят, а растения в это время года не цветут. Для этого пчелы трудятся все лето, и запасов этих хватает и им, и человеку.

Среди пчел имеются разведчицы, которые ищут новые источники корма. В случае удачи они используют специальный танец, который рассказывает, далеко ли лететь за нектаром.

Рабочую медоносную пчелу легко узнать - она все время находится в движении, летает от цветка к цветку, ползает по цветку, стараясь побольше набрать на волоски, покрывающие ее тело. С них она счищает пыльцу в корзиночки с задних ног. Пчела способна нести груз, превышающий ее вес более чем в 300 раз.

Итак, пчелы и муравьи усердно и слажено работают, и человеку есть чему у них поучиться.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Detishka.ru ().

Домашнее задание

  1. Нарисуй муравья и пчелу. Какие особенности их строения ты заметил?
  2. Сравни образ жизни муравья и пчелы. Чем они похожи? Чем отличаются?
  3. *Попроси родителей показать тебе муравейник в лесу и пасеку. Что тебя впечатлило больше всего? Обсуди это со своими одноклассниками.

Общественные насекомые. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, муравьи, пчелы. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции: собирают пишу, делятся ею друг с другом, ухаживают за личинками, охраняют гнездо.

Большую часть живущих в муравейнике (рис. 104) муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов.

Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи охраняют, «пасут» этих насекомых, кормящихся на растениях, иногда строят для них укрытия.

Рис. 104. Поперечный разрез муравейника: 1 - камеры с яйцами; 2 - камеры с личинками: 3 - камеры с куколками

Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для питания грибы, принося туда измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи. Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

К общественным насекомым относится медоносная пчела. Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье (рис. 105, А). В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых видоизмененный яйцеклад служит жалом. Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они только один сезон (около года). В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Весной, в мае - июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями: никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Старая самка с частью рабочих пчел покидает улей - происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

Рис. 105. Пчелы: А - пчелиный улей; Б - схема «танца» пчел

Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах: взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Сначала они строят соты, чистят ячейки, кормят личинок, принимают корм у прилетающих пчел и распределяют его в улье, вентилируют улей, охраняют его и, наконец, начинают вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ.

Однако только у пчел имеется «язык танца». При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения (рис. 105, Б). Пчела-разведчица «танцует» в улье на сотах.

Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным, потому что инстинкт - совокупность врожденных форм поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение общественных насекомых настолько сложное, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Медоносную пчелу издавна разводит человек. Она распространена по всему земному шару. Человек получает от пчел воск, мед, различные лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко).

На нижней стороне брюшка рабочей пчелы находятся особые железы, которые выделяют воск. Из него пчелы строят соты. На задних ногах пчел имеются участки, окруженные длинными хитиновыми волосками, - корзиночки. Пчелы ползают по цветкам, и пыльца попадает на волоски их тела. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощью специальных щеточек на лапках ног. Вскоре там образуется комочек пыльцы - обножка, которую пчела переносит в улей. Перга - пропитанная медом пыльца - служит запасом белкового корма пчелиной семьи.

У рабочих пчел имеется своеобразное расширение пищевода - медовый зобик. Из собранного с цветков нектара, который прошел через медовый зобик, образуется основной запас пищи пчелиной семьи - мед. Медом наполняются ячейки, которые пчелы закрывают тонким восковым слоем. За год от одной пчелиной семьи можно получить до 100 кг меда.

Хотя человек издавна разводил пчел, разборные рамочные ульи были изобретены сравнительно недавно - в 1814г. русским пчеловодом П.И. Прокоповичем. До этого, чтобы извлечь мед из пчелиного гнезда, которое, как правило, располагалось в выдолбленной колоде дерева, надо было разламывать соты, то есть разорять пчелиную семью. Уцелевший рой пчел может жить самостоятельно, без помощи человека. Это свидетельствует о том, что пчелы еще не полностью одомашнены.

Тутовый шелкопряд. Существуют и другие полезные для человека насекомые. Таковы шелкопряды. Это единственное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии (рис. 106). Самки его даже «разучились» летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева.

Рис. 106. Стадии развития тутового шелкопряда: 1 - самка, откладывающая грену; 2 - гусеница; 3 - формирование кокона; 5 - куколки в коконе

Ученые предполагают, что в диком состоянии предок тутового шелкопряда обитал в предгорьях Гималаев. Разводить шелкопряда стали в Китае около 3000 лет до н. э. В наше время это насекомое полностью одомашнено. Сейчас его разводят в Китае, Японии, Индокитае, в Южной Европе, Южной Америке, Средней Азии и на Кавказе - там, где растет шелковица (тутовое дерево). Существует несколько десятков пород тутового шелкопряда, различающихся по длине, прочности и окраске производимой ими шелковой нити.

Самки тутового шелкопряда откладывают яйца (каждая - до 600 яиц), которые называются греной. Из них появляются гусеницы. Этих гусениц содержат в специальных помещениях на кормовых этажерках, выкармливают листьями шелковицы. При окукливании каждая гусеница в течение трех суток вьет кокон из очень тонкой нити, длина которой достигает 1500 м.

Шелковая нить выделяется особой шелкоотделительной железой, расположенной на нижней губе гусеницы.

Готовые коконы шелководы собирают, обрабатывают горячим паром, а потом специальными машинами разматывают шелковые нити. Часть коконов оставляют для выведения бабочек на воспроизводство.

Шелк используют в легкой промышленности для получения тканей, в медицине (из него делают нити для сшивания ран) и в авиации.

Охрана насекомых. Человек очень сильно влияет на окружающую среду (распахивает целинные степи, вырубает леса, использует ядохимикаты). Поэтому численность многих видов животных, в том числе насекомых, сокращается. Некоторые виды находятся на грани исчезновения. В связи с этим редкие виды насекомых взяты под oxpairy. Созданы Красные книги, куда занесены сведения об особо охраняемых редких животных (рис. 107), причинах их бедственного положения и мерах охраны. Среди насекомых нашей страны, занесенных в Красную книгу, встречается дыбка степная - большой степной кузнечик, обитающий в степях на юге России. Область распространения этого кузнечика сократилась в связи с распашкой целинных степей. Из жуков на страницы Красной книги попало несколько видов крупных хищных жуков - жужелиц. На юге Дальнего Востока охраняется самый крупным жук России - реликтовый дровосек, длина тела которого достигает 10,8 см, длина личинки до 17 см. Он попал на страницы Красной книги в связи с вырубкой старых деревьев, в древесине которых развиваются его личинки.

Рис. 107. Редкие и охраняемые насекомые: 1 - дыбка степная; 2 - аполлон; 3 - дальневосточный реликтовый дровосек; 4 - жужелица кавказская; 5 - шмель стенной; 6 - перламутровка зенобия

В Красную книгу занесены и многие виды шмелей, например шмель изменчивый и шмель степной. Среди бабочек, занесенных в Красную книгу, можно назвать аполлопа, мпемозину, перламутровку зенобию. Они охраняются Законом «Об охране животного мира».

Роль насекомых в природных сообществах огромна. Насекомые - важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным беспозвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать в минеральные вещества органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя ее своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Какие особенности поведения и образа жизни характерны дли обитателей муравейника?
  2. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел.
  3. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека.
  4. На основании каких признаков тутовый шелкопряд относят к домашним животным? Какое значение в хозяйственной деятельности человека имеет это насекомое?

В данной статье мы разберем поведение пчел и муравьев, их различия и сходство.

Почему-то фраза «общественные насекомые» наводит на мысль, что они принадлежат обществу. Но, на самом деле, такое название получено благодаря структуре и сложности своего поведения. Каких насекомых относят к данной группе, и чем они отличаются, рассмотрит в данном материале.

Что такое общественные насекомые?

Кто такие насекомые, в пояснении не нуждается даже дошкольник. Чтобы стало понятно, кто же такие эти общественные насекомые, понаблюдайте за муравьями. Самыми обычными рыжими лесными или за черными садовыми насекомыми. Обратите внимание, как красиво и слажено они передвигаются у себя в муравейнике.

  • Поэтому, можно отметить первую выделяющую черту общественных насекомых – это наличие семей . Они обитают не поодиночке, а только большими группами. Более того, у каждого из представителей есть своя роль в такой общине.
  • Полиэтизм – эта главная черта общественных насекомых. Проще говоря, это разделение обязанностей.
  • Вторая отличительная черта – это наличие каст по половым и репродуктивным функциям. У общественных насекомых может быть одна матка (то есть, моногиния ) или же несколько плодящих самок (полигиния ). Но это отражается на величине кладки и размере. Даже рабочие особи меньшие в размере от таких маток.
    • Во главе общественных насекомых стоит матка или королева , на плечах которой и лежит ответственность за размножение и потомство. Все семейство с колониями выстраивается вокруг нее.
    • А для защиты есть специальные солдаты ! У этих представителей нет возможности размножаться, но зато есть оружие. А именно сильные жала у пчел или мощные челюсти у термитов и муравьев.
    • Но кормить их тоже кто-то должен. И эта обязанность ложится на плечи рабочей силы , которая также не может производить свое потомство. Невероятно, но даже рабочие представители делятся еще на подвиды в зависимости от работы.
  • Именно поэтому эти группы насекомых в тесной взаимосвязи друг с другом. Если выпадает хоть один пазл, то другая часть картины теряется. Ведь одни насекомые защищают, другие – кормят, а третьи – заботятся о потомстве.

ВАЖНО: Разных подвиды даже одного вида насекомых могут существенно отличаться некоторыми правилами.

  • Жилье – вот еще одно отличие. Да, животные и насекомые ищут себе теплый ночлег для зимовки. Но лишь общественные насекомые строят такие сложные и продуманные до мелочей гнезда. А как они заботятся о своей кладке!
  • Такие насекомые могут общаться . Нет, они не имеют своего языка. Точнее, он немного своеобразный. Чаще используют язык тела и его движений.
    • Пчелы могут танцевать! Но это не просто желание размяться, так они сообщают о месте нахождения нектара.
    • Муравьи используют сладковатый запах, который оставляют по необходимой дороге. Например, после съедобной находки муравей оставит такой след до своего муравейника, сообщив этим своим сородичам.
  • Но наибольшую ценность представляет связь между маткой и ее подчиненными. В этом заслуга феромонов ! В этой структуре все безумно тонко продуманно. Дело в том, что это вещество выделяется личинкам. Таким образом, они сообщают о своем голоде. Но услышать их может только матка!
    • И лишь она сообщает своим рабочим силам, что нужно принести запасы еды. Да что там, она дает четкие указания, какая пища нужна и в каком количестве. Без царицы остальные представители просто погибнут, поскольку они не знают, что им делать!
    • Но есть и такие насекомые, которые имеют шанс вырастить новую королеву. Правда, это очень кропотливый и трудоемкий процесс. Новая матка требует специальных условий выращивания, то есть ей требуются специальные ячейки. Да и в пище она привередлива.

Теперь можно сделать окончательный и уже обоснованный вывод, кто же такие общественные насекомые.

Общественные насекомые – это те представители, которые ведут общественный или социальный образ жизни. Как видно из выше предоставленной информации, они перешагивает поведение других насекомых и даже неплохо соревнуются с высшими классами царства животных. То есть, общественные насекомые могут создавать социумы. Поэтому, наука, которая занимается их изучением – это социобиология.

Особенности сложного поведения общественных насекомых: описание

У таких насекомых наблюдается развитие головного мозга и нервной системы. А это естественным образом отражается на поведении общественных насекомых, выделяя их среди подобных одиночек.

  • Головной мозг напрямую зависит от разнообразия и подвижности жизнедеятельности насекомого. То есть, чем оно активнее, тем более развитым и большим в размере получается мозг. Например, рабочие особи муравьев и продуктивные представители. У последних насекомых наблюдается меньший размер головного мозга.
  • Невероятно, но общественные насекомые могут различать формы и цвета ! Например, австралийский этолог Карл Фриш проводил опыты на пчелах. В результате чего было установлено, что они садятся на яркие цвета.
  • Не до конца изучен этот аспект, но насекомые могут находиться далеко от своего гнезда, но дорогу домой они все равно найдут. Был проведен опыт со шмелями, которые в коробочках помещались на разное расстояние от дома, их обязательно пометили цветной краской. К вечеру все насекомые оказались на месте.
  • Они не просто запоминают дорогу домой , но и на поиски, например, нектара выходят со строго продуманным планом действий. Например, пчела ориентируется не только на рельефную форму и яркий цвет, но еще и на качества запаха.

ВАЖНО: Для общения между собой общественные насекомые используют целую цепочку из стимулов – это слуховые и зрительные контакты, химические, вибрационные и тактильные стимулы.

  • Данные насекомые имеют память и могут передавать опыт . Например, муравьи живут 1,5-2,5 года и для них это несет важную ценность. Вспомните мультфильм «Лунтик», у муравьев всегда есть вожак или командир!
    • Они выделяют тех особей, которые имеют хорошую память и богатый опыт, чтобы в случае казусов найти решение. Именно этим и занимается вожак. Они действуют строго по проложенному маршруту, но если на пути появится преграда, то активист поведет остальных за собой, обойдя ее.

  • Более того, такие насекомые даже могут мыслить логически и находить выходы из сложных ситуаций. Проводился опыт (опять же на муравьях), когда в их гнездо доставляли небольшую дозу радиации (до 10 Р/ч). Это длилось на протяжении 3 лет. И чтобы уменьшить поступающую дозу, муравьи проложили крытую дорогу.
  • У общественных насекомых быстрее формируются и развиваются условные рефлексы . Это еще одно подтверждение развития их памяти и способности делать выводы. У них настолько разделенная и продуманная работа каждого представителя, что требует определенных навыков. А это говорит о хорошей способности обучаться.
    • Они имеют цель и движутся к ее выполнению! У них настолько слажена работа между собой, что они запросто конкурируют даже с высшими животными. Даже человек может для себя вывести некоторые навыки.
  • У них невероятная забота о потомстве . Матка посвящает себя и всю свою жизнь, заботясь о них. А в случае острой необходимости и угрозы потомству, она, не раздумывая, пожертвует собой.
    • Посмотрите даже снова на муравейник, они свои коконы не оставляют близко к входу, а спускают их на другие этажи. Если же дом будет в опасности, они выносить станут первым делом именно их!

ВАЖНО: У общественных насекомых наблюдается цепочка сложных рефлексов, которые отвечают за их инстинкт.

  • Кроме памяти, способности запоминать и мыслить, а также делать логичные выводы, среди видов даже одного семейства насекомых, имеются «глупые» и «умные» особи.
  • Также стоит выделить такое качество общественных насекомых, как запасливость. Что муравьи, что пчелы делают запасы еды.
  • И это еще не все, ведь они способны ею делиться между собой. Да, это результат организованной работы в касте. Но еще это и своеобразная забота об окружающих членах семьи.

Некоторые наглядные примеры.

Муравьи

  • Они способны заключать «пакт дружбы» . Известна их связь с тлей. Муравьи защищают ее и предоставляют некоторые свежие побеги для их питания, а также заботятся о зимовке. Но за это они собирают их сладкие экскременты для своего питания. Это чем-то напоминает скотоводство.
  • Но есть муравьи, которые занимаются земледелием . Например, листорезы переносят споры некоторых грибов вместе с запасами листьев. Они их высаживают в муравейнике, а потом употребляют в пищу.
  • А вот тропические муравьи-амазонки берут в рабство других насекомых. Точнее, они воруют их яйца или же малюсеньких особей. И с этих детенышей они выращивают рабочую силу. Подобное поведение наблюдается и у других видов муравьев. Кстати, нападать они могут и на соседние муравейники.
  • А еще у некоторых видов муравьев, например фуражиров, есть пенсия . Да, со временем они из активных представителей переходят в пассивных наблюдателей. Но зато они передают собранные традиции и опыт молодому поколению. А в случае разрухи, пенсионеры способны все снова восстановить.

Осы

  • Осы-полисты проявляют интересное поведение во время дождя . Дело в том, что их домик покрыт осиновой бумагой, через которую проходят капли воды. Поэтому насекомые ее впитывают, а потом выплевывают наружу.
  • А вот осы-вестины могут нагревать свою кладку движениями брюшка. Они начинают танцевать, словно исполняя танец живота. И, таким образом, температура может повыситься на целый градус.

Термиты

  • Их можно назвать настоящими архитекторами . У них хоть работа кажется хаотичной и неслаженной, но результат порадует глаз. Ведь их строения имеют не только простую форму, но могут быть в виде арок, навесов или целых коридоров. И не стоит забывать, что термиты совершенно слепые, поэтому свои проекты выполняют чисто с помощью инстинктов.
  • Некоторые их виды способны к саморазрушению. Если на рабочую особь напали, то она в буквальном смысле может взорваться. При этом враг будет атакован липкой слизью. Она не опасна, но несет отвлекающий характер.

Пчелы

  • Они удивляют не только своим танцем, но и наличием эмоций. Даже через танцевальные движения они способны точно указать, где находится запас еды. А также проявить свой характер.
  • И много их рабочих представителей погибает в результате защиты своей колонии. Ведь они оставляют жало в теле врага, после чего и погибают вместе с ним.

Шмели

  • Среди данных представителей есть «кукушки». Дело в том, что такие виды насекомых подкидывают свои яйца в другую кладку. Конечно, они выбирают другие семьи шмелей, а не колонию муравьев. Своих рабочих насекомые-кукушки не имеют. Дети же растут в «приемной» семье, вместе с другими детенышами наравне.

Чем общественные насекомые отличаются от одиночных: сравнение, сходства и различия

Исходя из вышеуказанного материала, можно уже сделать один точный вывод – одиночные насекомые живут по отдельности, а вот общественные представители – только большими семьями. К схожим характеристикам можно отнести добычу пищи, необходимость в ней, а также защиту территории и своего потомства. Нельзя еще не отметить, что и другие насекомые используют звуковой сигнал или жесты для общения в брачный период. Просто у общественных насекомых все характеристики немного усовершенствованные.

  • Но никто из них не сможет выжить сам. Настолько продумана и организована роль каждого «члена» семьи, что он выступает недостающим пазлом. А без него не получится цельная картина. Например, пчелы строят семьи до 60 тыс. – 100 тыс. особей.
  • И поэтому, такая большая община способна построить большой дом. Например, некоторые муравейники могут доходить до нескольких метров в глубину (по некоторым данным даже до 10 м). А какие термитники встречаются в природе, что одиночным не под силу такое. Самые высокие термитники достигали 9 м.
  • Эти дома повышают безопасность не только взрослых особей, но детенышей и кладки. У одиночных видов такой заботы о потомстве не наблюдается. У общественных насекомых будущее поколение, а также запасы пищи вообще стоят на первом месте.
  • В этом огромном доме, где продумана каждая дорога, спуск или соты, еще регулируется температура и влажность. Опять же, все для поддержания оптимальных условий кладки. Но только общественные насекомые могу создавать подобный микроклимат благодаря своему большому количеству.

  • Такая семья может атаковать и большую добычу, а это поможет сделать значительный запас еды.
  • Слаженная работа помогает общественным насекомым защищаться от врагов. Одиночные представители более слабые в этом вопросе.
  • Ну и главное отличие – это полиморфизм. То есть, наличие матки, которая занимается только потомством. Царица занимается лишь кладкой. Хотя, например, у некоторых видов термитов матка не способна даже передвигаться самостоятельно. Это максимально оберегает ее от любых опасностей, обеспечивая большую рождаемость.

Каких насекомых можно и нельзя отнести к общественным?

Проще назвать тех представителей, которые могут принадлежать к общественным насекомым. Все остальные, если не имеют вышеуказанных характеристик социальной жизни, относят к ряду одиночных особей.

  • Муравьи – практически все их виды относятся к общественным насекомым. Они приносят большую пользу лесу, защищая его от врагов. Характеризуются большими муравейниками, которые состоят из наземной и подземной части
    • В центре находится бескрылая матка (она теряет крылья после брачного периода) и всю жизнь занимается лишь откладыванием яиц.
    • Рабочие представители чистят кладку, матку и приносят ей пищу.
    • Солдаты выделяются большими размерами и мощными челюстями, задача которых защищать колонию.
  • Пчелы имеют только одну матку, которая ими и управляет. У них нет солдат, но зато есть трутни, которые занимаются оплодотворением матки. После спаривания они погибают. Вся работа, в том числе и кормление матки, ложится на плечи рабочих.
  • Осы живут только одно лето. Зимовать остаются лишь оплодотворенные самки. Жильем также пользуются только один год, Строят его из дерева и собственной слюны.
  • Шмели имеют такие же признаки социальной жизни. Но стоит выделить, что жало может быть не только у рабочих особей, но и у матки. Кстати, оно не имеет зазубрин, поэтому насекомые могут им пользоваться многократно.
  • Термиты обитают в термитниках, а их семья может насчитывать до 1 млн. особей. Матка данного вида может жить до 10 лет, а рабочие отличаются тем, что могут быть обоих полов. Их основная задача – это порядок в «доме».

У общественных насекомых 5 основных видов

Наблюдаются некоторые характерные признаки общественного поведения у следующих насекомых:

  • уховертки – они характеризуются заботой самки о потомстве
  • клопов, что обитают большими семьями
  • и даже у тлей, которые контактируют с муравьями
  • сверчки и японские клопы приносят пищу для своих личинок
  • наибольшая социальная степень жизни у трипсов. Они также строят семьи практически до 200 тыс. особей, прокладывают тропы с характерным запахом и заботятся о своей кладке

ВАЖНО: Только муравьи полностью относятся к социальной группе. Все остальные насекомые принадлежат классу Перепончатокрылых насекомых. Поскольку для них характерны все переходы от одиночного образа жизни до общественного поведения.

Видео: Общественные насекомые: секрет коллективного разума