Потрясающий проект красивого частного дома: исламские традиции в современной архитектуре. Частный дом в марокканском стиле, канада Проекты частных домов в марокканском стиле

Риада (в переводе с арабского означает "сад") – это традиционный марокканский дом или дворец. Риады обычно имеют внутренний дворик с садом, откуда естественный свет проникает во все комнаты дома. Пришла эта форма зданий из Древнего Рима, а именно из города Волубилис, со времен правления династии Идрисидов. Главной задачей в такой конструкции было «спрятать» частную жизнь и женщин согласно понятиям Ислама. Позже, завоевав в 11 веке Испанию, Альморавиды отправили христианских и еврейских ремесленников в Марокко для работы на строительстве монументов.

Старинные дома, наполненные антиквариатом, которым пользовались самые знатные семьи страны, жившие в этих дворцах. Дома, в которых царит дух роскоши и богатства, но не золотой роскоши дворцов русской знати, а роскошно-утонченной атмосферы Магриба, внимания и уважения к людям, живущим в них. Семьи, которые владеют риадами, относятся к туристам как к настоящим визирям. Начиная с приготовления желаемых блюд до сопровождения в прогулках по старому городу. Примечательно, что такое отношение не зависит от того, в дорогом номере или в более дешевом проживает человек.

Традиционный арабский дом предназначался для объединения под своей крышей три-четыре поколения одной семьи. Обычно такой дом строился вокруг внутреннего дворика, являвшегося источником дневного света. В домах знатных семей этот дворик становился настоящим андалузским патио, в центре которого устанавливали фонтан. Общим элементом для всех риад также является квадратный или прямоугольный сад, вокруг которого строились три или четыре крыла дома, с фонтаном или небольшим бассейном в центре.

Двор, освещенный солнечными лучами, окружен, как правило, с трех или четырех сторон крытой галереей с колоннами, на кторую выходят салоны и гостиные первого и второго этажей. Риада редко когда имеет один этаж и еще реже – больше, чем два жилых.

Направленность риад внутрь позволила скрыть частную жизнь от посторонних глаз, а также защищала от непогоды, именно поэтому такой тип зданий стал популярен в Марокко. Все окна риад были небольшими и выходили только во внутренний садик, а внешние стены были из сырцового кирпича – эта конструкция здания нашла поддержку со стороны Ислама и ассоциировалась с женским хеджабом. Во внутреннем дворике часто высаживали четыре апельсиновых или лимонных дерева, а стены риад обычно украшали таделакт-штукатуркой и мозаикой, как правило, с арабской каллиграфией и цитатами из Корана.

Стиль риад изменился с годами, но основная форма здания осталась прежней. Сегодня наблюдается всплеск интереса к этой форме дома, в особенности после того, как большая часть старых зданий в Марракеше и Эс-Сувейра была восстановлена.

Риады в целом очень распространены в Марракеше, а также во всем Марокко (всего их около 4000), и они располагаются в мединах или в старинных городских центрах. Обычно они огорожены стеной и ориентированы в центр – во внутренний дворик, что позволяет семьям чувствовать себя защищенными от чужих взглядов и холода или жары. Например, внутри риад в Марракеше летом температура может быть лишь 25C, в то время как за пределами риад температура может превышать 50 C!

Войти в риаду – это уникальный опыт. Риады располагают на размышления и отдых. Все помещения в РИАДЕ открыты для центрального атриума, в котором обычно находится сад (особенно это свойственно Марракешу) с четырьмя деревьями апельсина или лимона и иногда фонтаном.

Стены риад обычно очень толстые, покрытые вручную штукатуркой под названием «таделакт», а пол, как правило, покрывает голубая глазурованная плитка «зеллиге» или другие виды, сделанные из глины, например «бежмат».

Галереи с арками, как правило украшены многочисленными элементами декораций и служат настоящим образчиком архитектуры. Но, помимо своей архитектурной и декоративной функции, они служат как бы двойным экраном для солнечных лучей, даря прохладу и тень обитателям риады – здесь в течение дня гостям сервируется мятный чай со сладостями.

Друзья, в своей предыдущей заметке из Марокко я обещала вам рассказать о риадах - богатых семейных домах в мединах марокканских городов. Сейчас частные владельцы устраивают в них что-то наподобие отелей или даже, скорее, пансионов на несколько комнат и сдают их туристам. Жить в риадах очень интересно, потому что, как вы сами понимаете, это вовсе не отель, а самый настоящий традиционный марокканский дом, построенный, как правило, несколько веков назад. Мы не могли себе отказать в удовольствии пожить в подобном. И когда добрались до Феса - города с самой большой мединой в мире, заселились именно в такой.


Понятное дело, если вы попадаете в восточный город впервые и незнакомы с его мединой, то заблудиться в ней ничего не стоит. То есть, до нужного риада вы можете просто не дойти, заплутав среди извилистых улочек с многочисленными лавками и с совершенно непредсказуемыми закоулками. И вроде бы наш риад - кстати, назывался он "Fes Nejjariine Dar Essoaoude" - находился не так далеко от одних из ворот медины и даже был прекрасно виден с улицы, его смотрительница Фатима встретила нас у этих самых ворот.
2.

И правильно сделала! Ибо потом, следуя за ней по медине, мы несколько раз свернули, поднялись по лестнице, снова свернули и углубились в такую узкую улочку-проход, что будь на нашем месте какой-нибудь полный человек, он непременно бы там застрял, уподобившись Винни-Пуху в гостях у Кролика. :)) Причем, представьте себе, эта улочка вела к единственному входу в дом! Да-да, самая настоящая улочка-нора, с обеих сторон от которых возвышались глухие стены высоченных зданий! :))
3.

Но, как вы сами понимаете, в этом-то и был особенный колорит нашего риада. Ведь даже самые узкие улочки старых европейских городов, которые описаны в любом путеводителе, и которые посещает масса туристов, не войдут ни в какое сравнение с этой в Фесе! Кстати говоря, уже на следующий день мы сориентировались и без проблем уже сами находили наш риад среди всех прочих. Фатима была права: найти его оказалось совсем несложно, правда, когда уже знаешь, как.

Кстати, в Марокко есть удивительная особенность старых домов. Внешне все они очень похожи друг на друга. Обычно это узкие трехэтажные каменные здания без каких-либо внешних украшений. Удивительно, но причина такого однообразия оказалась простой. В Марокко не принято выставлять свои дома напоказ. Именно потому внешне они могут быть совсем невзрачными, а, вот, внутри...
4.

5.

А еще интересно, что моду на риады марокканцы переняли у римлян, живших в античные времена в Волюбилисе (о нем я вам как раз рассказывала в прошлый раз). Мусульманам очень понравилась такая форма домов. Ведь так они могли спрятать личную жизнь от посторонних взглядов. Находясь внутри дома, все жильцы, а главное - женщины, чувствовали себя защищенными.

Тому риаду, в котором жили мы, было уже несколько веков. Правда, так сложилось, что еще десять лет назад он был больше похож на руины. Однако, ему неимоверно повезло. Вообще, в Марокко приезжает немало французов. Ведь все-таки это - бывшая французская колония. Так, в начале 2000-х в Фес приехала одна французская пара, и так им здесь понравилось, что они решили купить в этом городе дом. Тем более, что мужчина был художником-дизайнером, и мог сам заняться его реставрацией. В общем, месье Аллан (так его звали) купил будущий "Fes Nejjariine Dar Essoaoude", реконструировал его, отделал полностью и, казалось бы, можно было начинать в нем жить. Но судьба распорядилась иначе. Жену месье Аллана пригласили на работу в Англию, они уехали туда вместе, а, чтобы риад не простаивал, решили сдавать его комнаты туристам и поручили вести все дела Фатиме - той самой, которая встречала и нас. Кстати, что интересно, сейчас среди европейцев очень популярно покупать риады в Фесе, да и по всему Марокко в целом. А месье Аллан наладил небольшой бизнес и с удовольствием занимается реставрацией риадов тех, кто к нему обращается за помощью. Так что, если вдруг надумаете, пишите, я вам дам его адресок. :)
А это - мы с Фатимой.
6.

Но давайте я, наконец-то, покажу, как выглядит его риад изнутри. Когда Фатима пригласила нас в дом, мы спустились вниз по ступенькам и оказались во внутреннем дворике (его можно увидеть на фото №1). Надо сказать, что внутренний дворик обязательно есть в любом риаде. Мало того, традиционные марокканские дома, если можно так выразиться, строились как раз вокруг внутреннего дворика. Он считается тут самой главной составляющей. Обычно во внутренних двориках богатых риадов разбивают сады и устраивают фонтаны. Так было в прошлом, так есть и сейчас. И первым делом мы увидели как раз фонтан! Кстати, заметьте, вниз в его бассейн ведут ступеньки, и я думаю, в жару в нем было бы неплохо окунуться мелким детишкам. :)
7.

А вообще, внутренний дворик - это еще, конечно же, прекрасный источник света. Они обычно всегда перекрыты легкими стеклянными крышами и представляют собой этакие световые колодцы.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Ну, а вскоре Фатима пригласила нас в наш номер.
15.

Точнее, как сказать, в номер? Называть номерами комнаты в риаде у меня почему-то язык не поворачивается, поэтому лучше я так и буду их называть - комнатами. Кстати, комнат для туристов в "Fes Nejjariine Dar Essoaoude" всего сдается три. И это мы особо оценили, потому что как раз очень любим маленькие отели. В таких обычно хозяева всегда по-особенному относятся к своим постояльцам, более гостеприимно и с душой. Вот и сейчас Фатима проявила к нам гостеприимство и радушие, угостила с дороги нас фирменным марокканским мятным чаем с печеньками.
16.

Наша комната была небольшой, но там было все необходимое.
17.

Душ с горячей водой и туалет находились тут же рядом и были в нашем индивидуальном пользовании. А еще у нас была терраса с садом, на которой мы ужинали и завтракали.
18.

Вид на ночной Фес с террасы.
19.

Да-да, завтрак входил в стоимость нашего проживания. Причем, время завтрака мы выбрали сами, Фатима лишь спросила, к скольким нам его приготовить, а потом мальчик просто накрыл нам к нужному времени стол.
20.

Посмотрите, как кормят на завтраках в риадах в Фесе. Точнее, как кормят в риаде "Fes Nejjariine Dar Essoaoude". Честно говоря, я была уверена, что мы лопнем: йогурт, яица, лепешки мелеуи (чем-то похожие на хачапури), лепешки харша - они мне понравились больше всего, дырчатые блинчики багхрир, тосты, багеты с маслом, мед, четыре вида варенья, свежевыжатый сок, чай, кофе. Ооооо! Про себя я уж молчу, но даже Антон не осилил все это!
21.

22.

Кстати, так получилось, что мы приехали в Фес в пятницу. А у мусульман этот день считается выходным. Марокканцы же по пятницам не только отдыхают, но еще традиционно готовят и едят кускус. В общем, Фатима пригласила нас его вечером попробовать. Признаюсь честно, на тот момент мы уже несколько дней путешествовали по Марокко, и кускус - блюдо из пшеничной крупы - пару раз уже заказывали в разных едальных заведениях. Но одно дело есть его в кафе, а другое, когда его готовят дома. И мы, конечно же, приняли приглашение Фатимы.

О, друзья мои, конечно же, ее кускус не шел ни в какое сравнение с тем, что мы пробовали до этого! Точнее, Фатима приготовила нам целых два кускуса - два огромных блюда. Кстати, как она сама призналась, у марокканцев так принято угощать гостей: марокканцы едят глазами, то есть, еды всегда должно быть гораздо больше, чем ее можно съесть. Один кускус был с курицей и овощами, а второй - сладкий, с изюмом и жареным миндалем. Други мои, вы когда-нибудь слышали о сладких кускусах? Вот и я не имела понятия об их существовании. Но обалденно вкусно! Я даже сравнить его ни с чем не могу. В общем, пока Антон уминал кускус с курицей, я по-тихому, но урча, подъедала сладкий. Ну, ладно-ладно, ему тоже оставила немного. :))
Кускус с курицей.
23.

Сладкий кускус.
24.

В общем, вот такой гостеприимной оказалась у нас остановка в Фесе. А для тех, кто собирается в Марокко, оставлю ссылку на

Загадочный, манящий, уникальный марокканский стиль в ландшафтном дизайне, архитектуре, интерьере создает совершенно неповторимую атмосферу. Заходя в дом, выполненный в марокканском стиле, вы будто бы попадаете в восточную сказку, прикасаетесь к африканским историческим тайнам прошлых веков.

В марокканском стиле интересным образом пересекаются традиции искусства Мавритании и Финикии, Франции и Африки, Испании и Греции, разнообразные аксессуары других стран. В данном стиле собраны самые яркие краски, резные детали и замысловатые орнаменты. При этом марокканское направление постоянно продолжает развиваться, увеличивая свой потенциал новыми идеями в дизайнерском искусстве.

Особенности архитектуры для марокканского стиля – это множество арочных проемов и простых, и вычурных форм, колоннады и галереи, террасы и балконы. Земельный участок возле дома выполнен в ландшафте субтропического климата южной страны, поэтому, будут уместны кусты алоэ и каланхоэ, кактусы, пальмы и лианы:

Пешеходные дорожки во дворе обычно выкладывают тротуарной плиткой или брусчаткой:

В качестве отделочных и строительных материалов для оформления фасада строения, как и во всех этнических стилях, тут применяется глина, камень, черепица, металл:

Ни один дом в марокканском стиле не может обойтись без внутренних двориков. Это старинная традиция марокканской архитектуры. Напольное покрытие обязательно украшает плитка, по всей площади дворика выставляются керамические напольные вазы. Удобная и уютная мебель, водоемы с фонтанами и открытый очаг располагают к релаксу в таких патио:




Особенности интерьера в марокканском стиле

Поскольку этот стиль изначально предполагает сочетание других направлений, дизайнеры, организовывая внутреннюю часть жилища в таком этническом направлении, смело сочетают современные европейские тенденции и древние народные традиции. Это дает возможность создать универсальный, экстравагантный и комфортабельный интерьер в одном помещении.

В гостиной могут соединяться традиционные стилевые акценты (мозаичные стены, полы, мраморные детали) и современная удобная мебель:

Еще один важный элемент для марокканцев в доме – ковры с самыми замысловатыми узорами, ярких расцветок. Коврами украшают пол и в гостиной, и в спальне, и в столовой:




Цветовая палитра



Цветовое оформление дома в марокканском стиле можно охарактеризовать как феерия насыщенных ярких красок. Доминируют цвета – синий, бирюзовый, голубой. Пурпурный, лиловый, красный и их оттенки часто можно увидеть в интерьерах:

Желтый, оранжевый, золотистый, коричневый, терракотовый применяются как типичные цвета свойственные Африканской пустыни:
Белому цвету придается особое значение как символу чистоты и долголетия. В этом цвете может быть выполнен потолок и стены или мебель:



Отделочные материалы

Для внутренней отделки помещений, помимо керамической плитки и традиционного камня, прекрасно подходят различные виды фактурной штукатурки с гладкой или зернистой текстурой:



В одной комнате прекрасно сочетаются мозаичная плитка, элементы и дерево:

Множество кованых и резных деревянных элементов отличает марокканский стиль от остальных африканских направлений. Ярко смотрятся фигурные балюстрады, ограждающие винтовую лестницу и балкон внутри дома:

Традиционная мебель для релакса в марокканском стиле – деревянная, с замысловатыми резными элементами, без острых углов. Обивка из мягкой ткани, как правило, атлас или бархат:

Стоит отметить, что марокканский стиль подразделяется на простой лаконичный (рустикальный) и пышный, роскошный (дворцовый). В одном помещении могут гармонично сочетаться предметы мебели этих двух направлений. К примеру, в кухне прекрасно смотрятся деревянные острова, комоды и буфеты с эффектом брашировки:

А в столовой выполнена дорогостоящая отделка гранитом или мрамором, мебель из дорогих пород дерева удачно контрастирует с грубым дощатым напольным покрытием:

Детали декора и аксессуары

Керамическая посуда, украшенная росписью или мозаикой, металлические кувшины и подносы, расписные сундуки и шкатулки, кованые люстры – главные атрибуты марокканского интерьера:



Жаккардовый текстиль − более позднее дополнения марокканского стиля, но они отлично подходят друг для друга:

Экзотическое панно из природного камня замысловатой формы и удивительного сюжета выделяет самобытность и необычность интерьера:

В заключение стоит сказать, что эклектичный марокканский стиль подойдет для людей с творческими порывами, которые любят разнообразие, простор и яркие краски.

You need to be a registered member to rate this post.

В 2013 году барселонские практики Dom Arquitectura завершили разработку очаровательного проекта – 4 houses. Роскошный большой дом в городе может похвастаться традиционной исламской архитектурой, которая с течением лет немного потускла в окружении современных модернизированных зданий. Мы предлагаем читателям сайта “Красивый загородный дом” обсудить данное жильё, виртуально посетив Джедда, Саудовская Аравия.

Проект предусматривает реконструкцию здания с сохранением характерных для арабского окружения форм и орнаментов, подчеркнуть всю красоту и загадочность культуры и религии. Согласно традициям, сооружения в данном стиле, имеют сложную структуру, обычно построенные вокруг внутреннего двора.

Некоторое отклонение от обычаев – установка просторных окон, что в древние времена особо не приветствовалось. Но при строительстве данного здания, учли, что постройка предназначена для современного человека.

Данный компромисс поспособствовал созданию защитных экранов, которые используются как в целях конфиденциальности, так и в декоративных целях. Украшены заслонки восхитительным резным орнаментом, являющимся атрибутом исламского дома.

Как правило, фасад дома почти лишён любого декора, а вот внутри – интерьер красиво украшен тканями, разнообразием красок, тематическими принтами и мебелью. В нашем случае гораздо большее внимание уделялось ландшафтному проектированию . Декоративные деревья и кустарники высажены по всему периметру, они превосходно смотрятся на белоснежном фоне. В предпочтении были растения адаптированные к местному климату, который является агрессивным ко многим видам из-за частых засух и палящего зноя.

Первый этаж здания является основой, точкой контакта с землёй, он создан из двух видов строительных материалов – бетон и дерево. Для защиты внутреннего пространства от высоких температур стены извне окрашены в белоснежный цвет, он минимизирует воздействие солнца и позволяет сохранять в комнатах прохладу.

Основной концепцией в разработке для архитекторов стало сооружение ассиметричного фасада, что бы со стороны показать, как привлекательно выглядят исламские традиции. Но следуя обычаям, не остались в стороне и современные качества: привлекательность и функциональность для хозяев, которые в свою очередь будут иметь тесную связь с окружающей средой Саудовской Аравии.

В нынешнем Марокко строится очень много жилья, всё однотипное - четырехэтажные шлакоблочные дома с маленьким, но внутренним двориком-колодцем. Проезжая по трассе, я видел участки, подготовленные под строительство - на пустырях аккуратно растут ряды небольших тумбочек, я сначала принял их за надгробия. На самом деле это выводы коммуникаций - в каждой тумбочке электрический кабель и трубы канализации и водопровода. Централизованного газоснабжения я тут не встречал, у всех баллоны.

Как и все на этой прекрасной земле, если тумбочку хорошо поливать и ухаживать, она вырастает в полноценный дом - причем дома тут строят без всяких разрывов, стена к стене, оставляя только узкие улицы - проезды, над которыми нависают балкончики. На окнах почти всегда - решетки, на балконах высокие глухие перила - я так и не понял, зачем решетки на четвертом этаже, возможно, чтобы дети не выпадали из окон. На первом этаже обычно размещается какой-нибудь магазин или мастерская, жилые первые этажи в городе - редкость. На втором и третьем - кухня и несколько больших комнат с телевизором, где вся семья обедает, при этом обязательно вдоль стен будут стоять скамейки с мягкими сиденьями, типа наших банкеток. На четвертом этаже на таких же банкетках спит вся семья, бывает, что у главы семьи есть отдельная комната с огромной кроватью, где спит он с женой, иногда с младшим ребенком. Гостей укладывают на этих же банкетках, во всяком случае, все три ночи на вписках в марокканских домах я спал именно на такой лавочке.

Зато женских и мужских половин я не встречал, это удобно - не приходится разлучаться с попутчицей, все спят поблизости.

Внешне дома могут быть почти одинаковыми, но внутри устроены по-разному - иногда это что-то типа таунхауса, когда одной семье принадлежат все этажи дома,от первого до последнего. Бывает и вариант с квартирами, внутри дома есть подъезд и из него вход в разные квартиры, как нам привычно в России. Например, дом для всех размещается как раз в такой квартире на пятом этаже. особенность нашего дома - нормальные широкие лестницы в подъезде, в таунхаусах из-за экономии места обычно делают лестницу узенькой, такой, что с рюкзаком на плечах не пролезешь.

Крыши везде плоские, покрыты кафелем и сделаны высокие глухие стены. Как правило, крыша используется для сушки белья, иногда там же готовят на углях мясо или таджин - но это не каждый день, а на праздники. Ну и конечно, на крыше будет стоять спутниковая тарелка - даже в халупах из палок и тряпок в пустsне есть телевизор, это обязательно. Когда смотришь на марокканские города сверху, видишь море крыш, ощетинившихся спутниковыми тарелками, тысячи тарелок, до самого горизонта. А вот кондиционеры есть далеко не у всех, только в хороших европейских районах - телевизор важнее прохлады.

В доме для всех крыша замечательная - там можно стричься, наблюдать за луной, облаками и садящимися самолетами, смотреть на город и думать о будущем. Другие жители подъезда на крышу выходят редко, в основном днем - повесить белье, или ночью - покурить. Жаль,что все-таки выходят,а то можно было бы прекрасно загорать или спать на крыше, под звездами - но я запрещаю это, чтобы не шокировать соседей. А еще с крыши дома для всех хорошо видно горы, можно думать, как там сейчас холодно и красиво и как какие-то альпинисты топчут снег по дороге на вершину.

Централизованной горячей воды в Марокко нет нигде, но у многих есть газовые колонки, к ним подключается баллон и можно наслаждаться горячей водой. Жаль, в нашем доме нет такого устройства, приходится ждать пока позовут в гости или мыться холодной.

За все время в Марокко я ни разу не видел туалета типа "сортир" в виде ямы и стоящей над ней будочки. В городах и поселках в каждом доме есть канализация, в деревне и пустыне - срут вокруг и закапывают в песочек.

Оригинальный дом я видел в небольшой рыбацкой деревне на берегу Атлантики - дом построен на известняковой скале на береговом обрыве, одна комната выскоблена в скале, как в Каппадокии, а гостиная и терраса построены обычным способом, изз шлакоблоков. Прямо в доме внутри есть колодец, тоже высверленный в известняке - воду можно поднимать не выходя с кухни. Электричество от солнечных батарей, вообще солнечные батареи популярны в пустыне и в деревнях, центральное электричество есть не везде. Зато в некоторых курортных местечках есть разрисованные снаружи дома - это очень радует глаз посреди одноцветного коричневого уныния.

Вообще, строить тут дешево: фундамент заглублять не надо, земля не промерзает. Основание - камни и гравий, разгреб и ставь дом прямо на грунт. Коммуникации можно вести снаружи, потому что опять же вода не замерзает. Отопление не нужно, когда прохладно - пользуются одеялами, по этой же причине стены делают толщиной 15 сантиметров из дырявых шлакоблоков, такую стену пинком прошибить можно. Кое-где встречаются дома из глиняных не пустотелых кирпичей, но это уже история - так строились крепости-касбы и укрепленные дома в прошлом, сейчас шлакоблоки правят бал везде. Дерево используется минимально, только для балок перекрытия, полы всегда земляные или бетонные, отделаны кафелем. Вообще, марокканские дома напоминают нам ванную или баню - везде сплошной кафель.

В Доме для всех отделка стандартная - кафельный пол, крашеные стены из тонких шлакоблоков, захочешь вбить гвоздь - развалишь стену. На полу происходит жизнь - стол из картона, кровать из картона, у некоторых дизайнеров есть дизайнерский стол из тазика. На стенах с помощью скотча укреплены разные агитматериалы: законы Дома для всех - о чистоте, о благочестивом поведении, правила дома для всех.

Так как законы читают не все, основные мысли повторены на табличках, нарисованных известными художниками, посещавшими Дом - о недопустимости выходить на улицу неодетым, о необходимости бросать бумагу в пакет, а не в унитаз, о том, что надо пополнять запасы. Но естьи просто картинки для души - на целую стену раскинулась фотовыставка литовского гражданина Алекса Кириченко, оформленная Альбиной - фотографии в оригинальных рисованных рамках, с цитатами из Визбора и других бардов.

Еще одна стена - картографическая, здесь большая карта Марокко, пятикилометровка окрестностей Марракеша, схема подъема на тубкаль, две карты города Марракеша - местного производстваи распечатка гуглокарты метр на метр, со всеми переулками. Возле карт всегда тусовка: кто-то рассказывает куда съездил, кто-то планирует поездки.

На окне в комнате девочек сушится разная мелочь - носки и прочее. Думаю, это украшение решетки радует наших соседей. А вообще из окна женской комнаты лучше всего видно горы, из нашей видно похуже.

А мне все чаще думается про мой дом в Салтыковке, недоделанные дела и оставшихся в Москве друзей и дочку - пора собираться домой, осталось 11 дней в Африке..