Метод принуждения применяется для того чтобы. Убеждение и принуждение, как методы управления. Значение принуждение, как процессуальной меры

административное принуждение как метод государственного управления

Введение В системе отраслей российского законодательства важная роль принадлежит административному законодательству. Административное законодательство есть отрасль российского законодательства, регулирующие отношения, возникающие в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.Исполнительная деятельность представляет собой претворение в жизнь требований российских законов и других нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Распорядительная же деятельность органов управления заключается в издании административно-правовых актов, обеспечиваемых в необходимых случаях мерами государственного принуждения. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти” . “Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.” Например представители власти – это государственные служащие, в частности начальник районного отдела милиции, районный военком и др., которые наделены правами давать обязательные указания как лицам, им подчиненными по службе, так и лицам, не подчиненным им по службе. В случае невыполнения их указаний они могут применить определенные меры административного принуждения. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

П онятие и особенности административного принуждения. Государственное принуждение - это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное принуждение - это метод психического или физического воздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого поведения.

Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений. Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе”. Он указывает, что как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны, чем преступления той меры административного принуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание. Севрюгин В.Е. отмечает, что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), судами (мировыми судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний. Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные черты административного принуждения:1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.4. Административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях судами (мировыми судьями), но в порядке, установленном нормами административного права.5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий, и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.8. Способствует профилактике преступлений.9. Осуществляется на строго правовой основе. Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Виды административного принуждения, их правовая характеристика.

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике. По мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждения необходима: Во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия. Во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей. В-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности, административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности. В-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания. Он отмечает, что меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий, восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например, приостановление работы предприятия). Он также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных..подразделений: 1.административно-процессуальные. 2.административно-предупредительные. 3.административно-правовые санкции.При этом он отмечает, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: пресечения, взыскания, предупреждения, о рассмотрим каждую меру административного принуждения.

I . Административно-предупредительные меры. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.” Особенности админиистраттивно-предупредупредитальных мер:- Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядкка и безопасности.-Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения.-Как правило, административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.- Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.К административно-предупредительным мерам относят:-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;- личный досмотр и досмотр вещей;- введения карантина; - прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; - проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погран–зоне и др.);- уничтожение недоброкачественных продуктов питания;- ограничение права водопользования и т.п.Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, досмотр). Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей. Он проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни, и т.д.) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того же пола, однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого «в случаях не терпящих отлагательства». О досмотре, закон обязывает составить протокол, либо соответствующую надпись. Остановимся более подробно на такой предупредительной мере как надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Эта мера возложена на органы внутренних дел (ОВД) ст. 11 Закона о Милиции, и регламентируется Указом Президиума Верховного Суда СССР от 26.07.1966 года.Контроль осуществляется с целью наблюдения за поведением лиц ранее судимых и оказание на них необходимого воспитательного воздействия с целью предупреждения совершение ими новых правонарушений.Административный надзор может применятся отношении следующих лиц:-особо опасные рецидивисты,-судимых за тяжкие преступления,-судимых два и более раза, либо условно досрочно освобождённых и вновь совершивших преступление если их поведение свидетельствует о упорном нежелании встать на путь исправления, -если после освобождения лицо систематически нарушает общественный порядок.Сроки административного надзора могут быть установлены на срок от шести месяцев до одного года, а при определённых условиях может быть продлён ОВД с уведомления прокурора на срок шесть месяцев каждый раз.Административный надзор связан с ограничением административного статуса поднадзорных лиц и возложение на них определённых обязанностей.- поднадзорные лица обязаны являться в органы внутренних дел в указанный срок и время. - уведомлять о перемени места жительства, работы и т.д.Особые ограничения.- запрещение ухода из дома в определённое время,- запрещение пребывания в определённых местах,- запрещение выезда по личным делам за пределы города,- обязанность являться в органы внутренних дел.Постановление об установлении административного надзора вручается поднадзорному лицу под роспись.Основания прекращения административного надзора.- по окончании срока,- досрочно,- в случае погашения или снятия судимости.О прекращении административного надзора выносится специальное постановление. Итак, меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза. В то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

II . Меры административного пресечения их особенности и виды. Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил.В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е., который утверждает, что меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное действие, поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок, например мелкое хулиганство, в-третьих, систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в общественных местах в нетрезвом виде). Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны. Общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств. Основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и.т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних” (см. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность, с. 31). Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа). Исходя, из выше изложенного можно выделить следующие особенности мер административного пресечения:- применяются для немедленного пресечения нарушения закона -носит волевой и достаточно жёсткий характер - носит, как правило, кратко временный характер-применяются различными исполнительными органамиМеры административного пресечения многообразны. Это. по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении разных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.- Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).- Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения. - Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств автотранспорта, находящихся в состоянии опьянения.- Требования прекратить неправомерное поведение может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.- Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.- Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.Ряд авторов (Еропкин М.И.) одной из мер административного пресечения считает применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности.Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 27.3. КоАП РФ).Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): -наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; -отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); -отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.В главе 27 КоАП РФ указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений. Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное умышленное или неосторожное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ).Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам, судьям и прокурорам.Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (УПК).Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:- составления протоколов;- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;- обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производиться только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.)К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания среди них такие как:- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;- задержание нарушителей пограничного режима.В целом административно-присекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения. Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление, для чего законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств в плоть до оружия. По этому более подробно остановимся на такой присекательной мере как непосредственное воздействие с применением специальных средств. Применение специальных средств регламентируется ст. 14 и огнестрельного оружия ст. 15 Закона о Милиции. Милиционер имеет право применять следующие специальные средства:- резиновые палки - наручники - слезоточивый газ - светозвуковые средства отвлекающего действия - средства нарушения преград - средства принудительной остановки транспорта - специальные окрашивающие средства В случаях:- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции.- для пресечения сопротивления.- для задержания лица застигнутого на месте преступления, и других случаях.Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти лица не оказывают сопротивление. Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения. Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений смерть, поэтому установлены дополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждом случае применения оружия в течение 24 часов с момента его применения предоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы. Каждый раз в результате служебных проверок проверяется правомерность применения оружия. Служебная проверка назначается, когда кому-либо причинён физический или имущественный вред, либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо по факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело. Обо всех случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор. Ст. 15 закона о Милиции.Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: - для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья - для отражения нападения на сотрудника милиции, а также для отражения попытки завладеть его оружием - для освобождения заложников - для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления - для пресечения побега из-под стражи - для остановки транспортного средства путём его повреждения, если водитель создаёт реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться - для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных - для предупреждения о намерениях применить оружие Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии, если эти лица не оказывают сопротивление. III . Меры взыскания. Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, а также предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:- они носят ярко выраженный санкционированный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают; - воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом; - взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения; - все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Являются эффективным средством реализации института ответственность, под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания.Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение.2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий: - предупреждение (ст. 3.4.);- штраф (ст. 3.5.);- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 3.6.);- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 3.7.);- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 3.8.);- административный арест (ст. 3.9.);- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст. 3.10.).-дисквалификация (ст. 3.11.).Итак, административное взыскание – это мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а в предусмотренных законом случаях судами (мировыми судьями). Заключение

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.

Проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

Социальное назначение и эффективность этих методов определяются тем, что они:

  • а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;
  • б) должны находиться в неразрывном единстве;
  • в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;
  • г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с нормами права. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.

Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов Российской Федерации. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации и "качество всякой власти".

Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).

В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

Принуждение - насильственное воздействие на сознание и волю лица, императивно навязывающее ему определенный вариант поведения.

Сущность принуждения состоит в отрицании воли подвластного, в отсутствии у него какой-либо свободы выбора. Принуждение может иметь психологический, имущественный, физический, организационный характер. Главная цель принуждения - защитить правопорядок в обществе, обеспечить правомерное поведение всех участников общественных отношений.

Особое внимание придается правовому характеру принуждения. Главным является требование законности, согласно которому любое ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Причем большое значение имеют не только законность, но и обоснованность, оправданность, целесообразность принуждения. При любой возможности следует отказаться от принуждения, его наиболее жестких форм.

Применение принуждения - не общее правило, а часть специальной компетенции отдельных государственных органов. Совокупность этих государственных органов образует правоохранительную систему государства.

Государственное принуждение осуществляется согласно принципам:

· Государственная монополия на принуждение.

Запрещены месть, самосуд, самоуправная реализация и защита частными лицами своих прав, свобод, интересов. Исключение составляет правовой институт необходимой обороны, когда государство делегирует гражданам властные полномочия по защите своей жизни, здоровья, имущества, нематериальных благ.

· Равенство всех и каждого перед законом и судом.

Государство гарантирует равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к человеку независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

· Презумпция невиновности.

Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности лица, возлагается на государство.

· Гуманизм.

Запрет жестокого обращения, пыток, телесных наказаний. Мораторий на смертную казнь или полная ее отмена. Минимизация вреда, причиняемого лицу принудительными мерами. Правоохранительные органы не должны обращаться с человеком, унижая его достоинство как личности. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Наказание должно преследовать не только карательные, но и воспитательные цели.

· Индивидуализация, соразмерность и однократность наказаний.

Меры принуждения должны применяться с учетом личности виновного, его семейного положения, формы вины, смягчающих и отягчающих обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Размер санкции должен соответствовать причиненному вреду, то есть наказание должно быть соразмерно содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

· Право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц.

Меры принуждения, показывающие, в какой форме осуществляется принудительное воздействие, можно сгруппировать в четыре блока:

Ш Меры безопасности.

Применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции правонарушений, иных вредных, угрожающих общественным и частным ценностям действий и событий. В данном случае речь идет о системе государственного контроля в различных сферах управления.

Виды: любые контрольные мероприятия, проверки, ревизии, инвентаризации; проверка документов, удостоверяющих личность; остановка транспортных средств и проверка документов на право пользования и управления ими, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз; досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов; карантин; пропускной режим на особо охраняемых территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях, в военных городках, на государственной границе; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; оперативно-розыскные мероприятия.

Главная особенность состоит в том, что угроза общественным ценностям в данный момент отсутствует, она допускается лишь как потенциальная возможность. Меры безопасности применяются к лицу независимо от того, совершил он правонарушение или нет. Государство здесь действует в состоянии крайней необходимости, ограничивая отдельные права и свободы человека, чтобы защитить более важные ценности.

Ш Меры пресечения.

Применяются с целью прекращения правонарушений или иного угрожающего поведения, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.

Основанием применения мер пресечения является наличие реальной угрозы общественным (частным) ценностям или же непосредственно факт правонарушения.

Виды: ограничение и запрещение движения транспорта и пешеходов; оцепление (блокирование) территорий; физическое воздействие; применение специальных средств (резиновых палок, наручников, водометов, служебных собак, слезоточивого газа, электрошоковых средств и т. д.); применение оружия; доставление, задержание, привод; медицинское освидетельствование и принудительное лечение; личный досмотр и досмотр вещей и документов; изъятие предметов и документов; отстранение от работы, от управления транспортным средством; задержание транспортного средства; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; арест имущества; принудительная эвакуация - выселение из районов, опасных для проживания; из домов, грозящих обвалом; закрытие участков границы; комендантский час; запрещение эксплуатации или временное закрытие объектов.

Ш Меры ответственности (санкции).

Применяются с целью наказать и перевоспитать нарушителя. В основе указанных мер - идея возмездия как негативная реакция государства и общества на совершенное правонарушение.

В зависимости от фактического основания (преступление, проступок, гражданско-правовой деликт или нарушение трудовой дисциплины) юридическая ответственность разделяется на четыре вида: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную. Соответственно подразделяются и меры юридической ответственности.

Уголовные санкции - штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Административные санкции - предупреждение; штраф; лишение специального права; возмездное изъятие имущества или конфискация; административный арест; выдворение иностранных граждан за пределы государства.

Гражданско-правовые санкции - штраф, неустойка, пеня, проценты за незаконное использование денежных средств.

Дисциплинарные санкции - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Ш Меры восстановления.

Они применяются с целью восстановления нарушенного правового состояния, устранения (возмещения) причиненного вреда. Сущность восстановительных мер - компенсация причиненного ущерба. Они, как правило, применяются одновременно и параллельно с мерами ответственности.

Виды: возложение обязанности возместить причиненный ущерб; взыскание недоимок и пени с налогоплательщика; снос самовольно возведенных строений; административное выселение из самовольно занятых жилых помещений; взыскание алиментов; признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение; восстановление на работе незаконно уволенных работников; отмена незаконных правовых актов - нормативных или индивидуально-правовых. Типичный пример правовосстановительных мер - возложение на средство массовой информации обязанности опровержения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан или организаций.

Принуждение - это некое склонение, причем тогда, когда человек не хочет делать те или иные вещи. Подобные действия, которые понуждают людей к нежелательным или даже неприемлемым для них моментам, могут носить как аморальный характер, так и, напротив, законный, то есть правовой. Все будет зависеть от рода и вида принуждения.

Что такое принуждение

Принуждение - это действия, направленные на понуждение лица совершить то, что является для него нежелательным. Данное понятие может иметь как положительное, так и негативное определение и встречается довольно часто. Принуждение способно быть чуть ли не преступлением, но также может иметь и правовой характер, то есть совершенно законный и широко применяемый.

Самым важным является наличие условия добровольности, а точнее сказать, ее отсутствия. Человек, к которому применяют меры принуждения, не должен иметь желания совершать какие-либо действия и претерпевать те или иные перемены. Если он добровольно соглашается на это, ничем не обделяя себя при этом, не ограничивая, считаться принуждение подобное поведение уже не будет.

Условия принуждения

Для того чтобы данный полностью соответствовал своей природе, необходимо наличие трех условий. Первое из них - наличие принуждающей стороны. Обязательно должно быть лицо или, возможно, несколько лиц, которые и будут осуществлять то самое принуждение. Например, если это процессуальное принуждение, то это может быть суд или сотрудники правоохранительных органов.

Вторым условием будет являться наличие объекта принуждения. Это соответственно те люди, которые претерпевают на себе те или иные принудительные меры. Важно, что действия, применяемые к ним, должны быть запретными и обезопаситься от них возможности быть не должно. Однако условие запретности не всегда действуют, когда применяются меры государственного принуждения, то оно допускается законом.

И последнее, третье условие - наличие какого-либо принудительного действия. То есть принуждающая сторона заставляет совершать те или иные поступки, претерпевать какие-либо ограничения или лишения, и именно эти лишения и будут являться рассматриваемым принудительным действием.

Виды принуждения

Общее деление такого явления, как принуждения подразумевает определение двух основных видов: психического и физического. Первый из них касается морального воздействия на человека, влияние на его душевное состояние. Обычно проявляется оно в виде угрозы, особенно часто осуществляется давление за счет обещания физического насилия.

Второй вид направлен на физическое понуждение. Боль, вред здоровью, - любое воздействие на человека, его тело. Безусловно, данные виды очень обобщенные, они говорят о деление принуждения в целом, однако также нередко выделяют такой вид, как государственный или правовой, и он совершенно отклоняется от общего понимания данного явления и считается законным.

Государственное принуждение

Правовое принуждение очень важный элемент системы уголовного процесса. Кроме того, это наиболее часто встречающийся вид принуждения в целом, так как оно законно и не запрещено, более того, является распространенным методом Государственное принуждение также имеет свои виды, которые определяются с учетом отрасли его действия.

Самым применяемым видом правового принуждения является уголовное. После очень важно предотвратить негативное поведение с его стороны. Право принуждения в данном случае есть у правоохранительных органов или у суда, в зависимости от вида применяемых мер.

Кроме уголовного, выделяют также административное, гражданско-правое и дисциплинарное понуждение. Принуждение это, как известно, склонение к чему-либо, так вот каждая из этих отраслей обязывает лицо, совершившего правонарушение, что имеет принципиальное отличие от преступления, к определенным действиям, которые компенсируют негативные последствия.

Меры процессуального принуждения

Действия принудительного характера - это и есть меры, которые применяются соответствующими субъектами, а именно сотрудниками правоохранительных органов. Все вопросы относительно условий их реализации, способов и сроков фиксируются в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, который закрепляет все необходимые моменты, помогающие предотвращать преступность.

Меры принуждения делят на две группы, те, что направлены на предупреждение ненадлежащих действий со стороны лица, подозреваемого в совершение преступления и те, что обеспечивают порядок судопроизводства в уголовном процессе, что также имеет не меньшее значение. Однако особое внимание необходимо уделить первой группе мер принуждение.

Меры пресечения. Задержание

Задержание - это мера принуждения, которая применяется органами дознания. Обычно это происходит для того, чтобы удержать лицо, которое подозревается в совершение преступления. Важно помнить, что задерживать гражданина можно только на определенный срок, а именно сорок восемь часов, что требует скорейшего решения его положения.

Именно после задержания может быть избрана одна из мер пресечение, если, конечно, это необходимо. К ним относятся: личное поручительство; залог; арест, в данном случае домашний; присмотр за лицом, не достигшим восемнадцати лет, а также наблюдения командира воинской части; заключение под стражу.

Каждая из этих мер применяется только на основании постановления следователя, а в некоторых случаях таких, например, как залог или заключение под стражу на основании решения суда. При этом всегда учитываются сроки, и любое нарушение процессуальной стороны вопроса может повлечь недействительность того или иного принятого решения, а соответственно остановить предупреждение совершения преступлений в дальнейшем.

Значение принуждение, как процессуальной меры

Принуждение - это всегда важная часть уголовного процесса, которая помогает предотвратить совершение преступлений в будущем и пресечь негативное поведение со стороны подозреваемых лиц. В отличие от принуждения в целом, правовое не является запрещенным и поддерживается законом, что имеет колоссальное значение и влияние на общество.

Безусловно, принуждение само по себе, как то, что оказывает психическое и физическое давление на человека, явление негативное. Именно поэтому закон четко устанавливает границы применения различных мер предупреждение преступлений, ставит действия правоохранительных органов в рамки и фиксирует принципы, определяющие важность человеческого достоинства и чести.

Введение …………..……………………………………………………………… 3
1.Общая характеристика методов принуждения и их правовая основа……….5
2. Административное предупреждение и административное пресечение…...10
3.Административное обеспечение и административные наказания…………16
Заключение…………………………………………………… ………………….26
Список используемой литературы……………………………………………... 28
Приложения…………………………………………………… ………………...30
ВВЕДЕНИЕ

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Административно-правовые методы применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, чем и определяют актуальность данной работы в свете массового нигилизма присущего правовой действительности России.
Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено на то, чтобы обеспечить:

    правомерность поведения участников управленческих отношений;
    функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
    существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.
Принуждение в деятельности ОВД подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.
Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем, оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

1.Общая характеристика методов принуждения и их правовая основа.

В административной деятельности милиции воздействие субъекта административной деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами административной деятельности. Следовательно, метод - это способ практического осуществления целей, задач и функций административной деятельности милиции. Содержание метода дает ответ на вопрос о том, каким способом наиболее рационально можно достичь целей административной деятельности.
Административная деятельность милиции осуществляется посредством различных методов. Наличие множества методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности. Основными методами административной деятельности милиции являются убеждение и принуждение, ибо в реализации любой функции этой деятельности имеется вариантность соотношения убеждения и принуждения. При этом на первом месте выступает убеждение, а затем - принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения 1 .
Административное принуждение – разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности:
1. Административное принуждение является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.
2. Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно-правовым принуждением.
3. Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).
4. Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.
5. Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранительного и др.), которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.
Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, то есть на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.
Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.
К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения; посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия работником милиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.
Меры административного принуждения могут применять как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).
Виды административного принуждения классифицируются исходя из целей, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер. Административное принуждение классически делят на четыре группы: меры административного предупреждения (административно- предупредительные меры); меры административного пресечения (административно- пресекательные меры); меры административно- процессуального обеспечения; меры административного наказания. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей 2 .
Данная классификация в некоторой степени относительна. Отдельные меры административно- процессуального обеспечения поглощаются мерами пресечения (например, доставление, задержание и др.).
Правовыми основами административного принуждения являются:

    Кодекс РФ об административных правонарушениях - все аспекты административного принуждения.
    Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. на 2005 г.) 3
    Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» 4
    Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
    И другие.
В качестве вывода можно отметить следующее, органам внутренних дел для выполнения возложенных на них задач и обязанностей предоставляется право применять меры административного принуждения, которые используются для защиты общественных отношений от противоправных посягательств. Меры принуждения могут применяться и к лицам, не совершающим правонарушений, в целях предупреждения правонарушений или наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
Полномочия органов внутренних дел и их сотрудников на применение и использование мер административного принуждения закреплены законами и иными нормативными актами, в частности Законами «О милиции», О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и др.
Милиция и ее сотрудники применяют меры:
- административного предупреждения;
- административного пресечения;
- административно- процессуального обеспечения;
- административные наказания.

2. Административное предупреждение и административное пресечение.

Меры административного предупреждения (административно- предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного и юридического лица. Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, противоправное действие; возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и другие чрезвычайные ситуации, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие доведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций 5 .
Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения, на основании которой выделяются две группы мер административного предупреждения.
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:
- введение карантина, то есть специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией;
- закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;
- технический осмотр транспортных средств;
- принудительное медицинское освидетельствование; санитарный осмотр грузов;
- досмотр транспортных средств;
- досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.
Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары.
Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов; контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, а также, в частности, относится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения, свободы.
Меры административного пресечения как разновидность административно-правового принуждения обладают всеми его признаками. Особенность их состоит в целевом назначении и самой сущности мер. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности 6 .
Вместе с тем рассматриваемые меры используются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения общественно опасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, то есть административно- деликтоспособного возраста, а также невменяемыми.
Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и единственно возможным средством пресечения преступления (например, применение оружия).
Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Скажем, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда (при низкой температуре воздуха) предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Пресечение противоправной деятельности нередко позволяет предотвратить действия и события, которые усугубили бы вину нарушителя и, следовательно, усилили бы ответственность виновного.
Среди мер административного пресечения, применяемых милицией, принятого выделять меры общего и специального назначения. К числу мер общего назначения относятся:
- требование прекратить правонарушение.
Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений 7 . Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на необходимость немедленного прекращения совершаемых им действий.
- административное задержание. Подробно будет рассмотрено в третьем вопросе.
- доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части милиции и содержание в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии сильного опьянения;
- приостановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
- отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами.
Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной безопасности, на пресечение эксплуатации неисправных источников повышенной опасности (например, транспортных средств нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей, личной и общественной безопасности).
Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в правовых актах, не является исчерпывающим. В сложных экстремальных ситуациях допускается пресечение противоправных действий средствами и способами, не указанными в законодательстве. Так, согласно Закону «О милиции» сотрудник милиции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства 8 .
Основания, порядок применения и использования мер административного пресечения определяются законами и иными нормативно-правовыми актами.
Меры административного пресечения специального назначения являются средствами физического воздействия на правонарушителей, применяемыми в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно.
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, резиновые пули, бронемашины и иные транспортные средства, служебныхсобак и лошадей и др.), полный перечень которых устанавливается Правительством России, а также огнестрельное оружие.
Случаи и порядок применения мер пресечения регламентируются Законом РФ «О милиции», постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами 9 .
Применению физической силы, специальных средств и оружия, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни или здоровью граждан и лиц, уполномоченных применять эти меры пресечения, должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требования лица, наделенного правом применять меры пресечения.
В качестве вывода можно отметить, что предупреждение следует рассматривать как самостоятельный вид административного принуждения. Мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий. Ко второй группе – имеющие целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений.
Кроме того, арсенал мер административного пресечения в деятельности ОВД весьма разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.

3. Административное обеспечение и административные наказания.

К числу мер административного принуждения относятся меры административно- процессуального обеспечения и административные наказания, которые применяются в случае совершения административного правонарушения.
Меры административно- процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушения, установления личности, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Назначение этих мер состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных наказаний. В отдельных случаях мерами административно- процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций. Их применение часто бывает необходимым и в связи с реализацией мер административного принуждения медицинского характера.
Достижение названных целей административно- процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно- процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных наказаний.
Меры административно- процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, свершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. К этим мерам относятся: доставление правонарушителя, административное задержание и привод.
Правом доставления физического лица в милицию или иные служебные помещения наделены все сотрудники милиции (под «доставлением» понимается принудительное сопровождение правонарушителя или лица, подозреваемого в совершении правонарушения, в милицию или иное служебное помещение). Цели, основания и порядок доставления физического лица сотрудниками милиции регламентированы нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в нормативных актах МВД России.
Фактическим основанием применения этой меры является деяние лица, содержащее признаки административного правонарушения. Доставлять такое лицо можно лишь при наличии указанных в законе следующих условий. Во-первых, деяние лица должно содержать признаки административного правонарушения, о совершении которого обязательно составляется протокол. Во-вторых, должны быть обстоятельства, препятствующие его составлению на месте совершения правонарушения или на месте нахождения нарушителя. Последние могут быть обусловлены отсутствием у доставляемого документов, удостоверяющих его личность, его поведением, препятствующим составлению протокола, необходимостью проведения дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения и т.п. Помимо доставления лиц, совершивших или подозреваемых в совершении административного правонарушения, сотрудники милиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления.
О доставлении физического лица сотрудником милиции составляется рапорт. Все лица, доставленные в орган внутренних дел (милицию), регистрируются дежурным по органу внутренних дел в книге доставленных.
Доставленные в органы внутренних дел (милицию), в установленных законом случаях могут быть подвергнуты административному задержанию. Административное задержание состоит в кратковременном ограничении свободы физического лица и связано с принудительным содержанием их в течение установленного законом времени в специальных помещениях органов внутренних дел.
В соответствии с законодательством об административных правонарушениях административное задержание допускается в целях пресечения административных правонарушений, составления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает круг субъектов (органов и должностных лиц), правомочных осуществлять административное задержание. В Кодексе содержится перечень правонарушений, при совершении которых эти органы (должностные лица) вправе произвести административное задержание.
По каждому факту административного задержания должен составляться протокол, в котором фиксируются следующие сведения: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания.
и т.д.................