Как совершается хадж? Значение хаджа для мусульман

Религия Ислама богата и неизведанна для многих европейцев. Мусульмане являются религиозными людьми, которые чтят Священную Книгу Коран, исполняя все её предписания, совершают множество обрядов и ритуалов, а также самозабвенно поклоняются Аллаху. Важным для мусульман обрядом является , который должны совершить, как мужчины, так и женщины.

Хадж представляет собой паломничество к святым местам , при совершении которого необходимо проводить определённое количество обрядов, восхождений и обходов к конкретным святым местам. По сути, Хадж – это целый ритуал конкретных действий, которые должны совершаться в определённое время - в первой половине 12 месяца по мусульманскому лунному календарю. Этот месяц так и называют «обладающий паломничеством», по-арабски «зу-ль-хиджжа». В этом месяце ежегодно десятого числа отмечается великий для всех мусульман праздник жертвоприношения.

Обязательные условия Хаджа

Но не все так просто, как может показаться изначально. Если не выполнить всех ритуалов и действий в четкой последовательности, то такое паломничество будет считаться недействительным, то есть неугодным Аллаху.

В число таких ритуальных действий входит четыре этапа (столпа) , выполнение которых является обязательным условием:

  • Аль-ихрам – действие, свидетельствующее о намерении совершить хадж;
  • Таваф аз-зияра – хождение вокруг Каабы (священного Дома), совершаемое семь раз;
  • Вукуф би-Арафа – нахождение на священной горе Арафат определенный промежуток времени;
  • Сай байна ас-Сафа – быстрое движение (бег) между возвышенностями аль Марва и ас-Сафа.

Исполнять Хадж ежегодно не требуется, но и не возбраняется. Согласно исламскому учению его необходимо совершить каждому истинному мусульманину хотя бы раз в жизни. В случае наличия уважительных причин (слабоумие, наличие тяжелого заболевания или проблемы с опорно-двигательным аппаратом, бедность, рабство или лишение свободы и др.), которые препятствуют паломничеству, разрешается послать другого человека вместо себя, но только того, кто уже совершал Хадж и оплатить все, связанные с этим действием расходы.

Обязательным условием для совершения Хаджа для женщин является наличие провожатого (мужчины). Это могут быть муж или близкий родственник мужского пола. Выполнять такое священное паломничество запрещается на деньги взятые взаймы.

Выполнение Хаджа согласно исламской вере приближает паломника к Аллаху и является гарантией того, что он услышит все его молитвы, простит грехи, и в конце жизненного пути примет к себе на небеса.

Islam-today

Статья оказалась интересной? Будем благодарны за репосты!

Мусульмане, также как и представители других религий, путешествуют к своим святыням. Однако у них есть совершенно особый вид паломничества – Хадж. Это паломничество в Мекку – пятый столп Ислама, то, что обязательно должен совершить в своей жизни каждый мусульманин.

Хадж символизирует собой воссоединение и прощение Адама и Евы, принесение Авраамом в жертву своего сына Исмаила и саму жизнь Мухаммеда как образец покорности и смирения. Человек, совершивший хадж, именуется хаджой, получает право на ношение зеленой чалмы и начинает пользоваться большим уважением за счет более высокого положения в обществе.

Хадж – это добровольное и индивидуальное поклонение Единому Богу. В ходе паломничества верующие как бы становятся гостями Аллаха, покидая свой дом. Тяготы путешествия даруют как внешнее, так и внутренней очищение, соединяют с Всевышним.

Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 году. Законы шариата гласят, что для совершения хаджа человек должен:

  • Быть совершеннолетним;
  • Пребывать в ясном сознании и твердой памяти;
  • Быть свободным;
  • Иметь необходимые средства для паломничества и содержания оставшейся дома семьи;
  • Обладать необходимым здоровьем;
  • Уметь обезопасить себя в ходе пути;
  • Выехать из дома заранее, чтобы выполнить все обряды в седьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

Во время хаджа паломник должен быть одет в специальное одеяние – ихрам. Сначала он должен первый раз обойти Каабу, затем помолиться на горе Арафат, а после второй раз обойти Каабу.

Слово «ихрам» переводится как «посвящение» и означает состояние духовной чистоты. Для его достижения необходимо омовение тела, особое одеяние и некоторые правила. Женщины после омовения одеваются в просторную белую одежду, открывающую только лицо, ступни и кисти рук. Мужчины же надевают на себя покрывало, закрывающее ноги, и другое покрывало, перекидывающееся через плечо. Эти одежды являются символом чистоты и равенством всех паломников перед Богом.

Во время хаджа, то есть в состоянии ихрама, нельзя:

  • торговать и заниматься прочими мирскими делами;
  • вступать в какие-либо половые связи, вступать в брак и свататься;
  • злиться, обижать других;
  • причинять вред живому (то есть срывать листья и ветки, убивать насекомых и животных и т.п.);
  • Стричься, бриться, обстригать ногти;
  • Курить, надевать украшения и пользоваться благовониями.

Любое нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

В седьмой день месяца зу-ль-хиджжа все паломники, прибывшие в Мекку, совершают «малое паломничество» - поклонение Каабе, белому яхонту из рая, от грехов ставшему черным. Кааба была дарована Адаму Аллахом, когда тот добрался, наконец, до Мекки после изгнания из рая.

После обхода Каабы паломники бегут между холмами Сафа и Мавра – это обряд называется сай. Мусульмане поднимаются на Сафу, разворачиваются лицом к Каабе и молят Аллаха о помощи и защите. Затем они спускаются с холма до столба, бегут к столбу у холма Мавра, поднимаются на этот холм и снова совершают молитву. Такой бег нужно повторить семь раз. После бега паломники сначала пьют из священного колодца, а затем обливают себя водой.

На восьмой день месяца паломники берут воду и путешествуют к горе Арафат, располагающейся на расстоянии 25 километров от Мекки через долины Мина. С восьмого на девятый день месяца паломники ночуют в долине, после чего и совершается главный обряд паломничества – вукуф, стояние у Арафата. Обряд начинается в полдень и заканчивается перед заходом солнца. Паломники слушают проповеди и многократно громко молятся Аллаху.

После того, как солнце зайдет, паломники отправляются в долину Муздалифа и все вместе молятся перед мечетью. Тут же паломники ночуют. Эту ночь принято считать ночью молитвы и поста не только для тех, кто совершает хадж, но и для всех мусульман.

Ранним утром десятого дня месяца паломники снова совершают молитву, а затем отправляются в долину Мина, где каждый бросает в последний столб, символизирующий Сатану, семь камней. Затем идет обряд жертвоприношения животного, во время которого часть мяса съедают сами паломники, а часть они отдают бедным. После жертвоприношения все паломники коротко стригут волосы, сбривают бороды, женщины отрезают прядь волос. Все это закапывается в землю, а сами паломники возвращаются в Мекку для того, чтобы выполнить последний обход Каабы.

С 11 по 13 дни месяца паломники совершают жертвоприношения и продолжают посещать долину Мина. 14 числа все обряды заканчиваются, паломники покидают состояние ихрам и получают титул хаджи.

Многие мусульмане уже после того, как совершили хадж, посещают различные места Мекки, напоминающие о пророке Мухаммеде. Наиболее почитаемое место – это Гора Света, в пещере которой Мухаммед получил первое откровение Корана. После этого паломники часто отправляются в Медину для поклонения гробнице пророка и могилам его сподвижников. Принято также оставаться в городе Таифе, в котором Мухаммед прятался от корейшитов – мекканских язычников.

По возвращении домой паломники, уже получившие статус хаджи, надевают длинные белые одежды и зеленую чалму, что является символом совершения хаджа. Родные и друзья паломника торжественно встречают его, сопровождая встречу угощением.

Мусульмане часто повторяют хадж, а некоторые совершают его каждый год или как минимум несколько раз в жизни.

МЕСТА МУСУЛЬМАНСКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА

Паломническими центрами в исламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Паломничеством в исламе считается посещение этих двух священных городов.

Хадж в Мекку

МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) - священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah, по-арабски, что можно перевести как "Блистательная Мекка". Находится Мекка в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической области Хиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря. Мекка находится на высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами. Известна с IV века нашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местом поклонения последователей многих языческих культов. В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникла новая религия - ислам.

Мекку ежегодно посещают около 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира - Харам бейт - Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба, которое сложено из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м.

В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу 7 раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление. Святилище Кааба покрыто черным покрывалом - кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.

Мекка является духовным центром ислама, священным городом для всех мусульман. "Мать городов" - так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами "Лабайк-аллахума лабайка", что означает "я здесь, Господи, я здесь".

В соответствии с основами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Особенно значительным в глазах мусульман является особое ритуальное паломничество в Мекку - хадж, совершаемое в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший хадж, даже носит особое звание - хаджа.

Мекка, наверное, самый посещаемый город мира. В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с обслуживанием паломников, посещающих этот город. Для паломников в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях.

Паломничество в Медину

Медина - второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество. Здесь похоронен пророк, именно отсюда он выступил в поход на Мекку, чтобы подавит сопротивление противников своей веры.

Медина находится также в западной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу от Мекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины до побережья Красного моря - около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу (Yanbu) - 275 км

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой - 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или на самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль - Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал - Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было первое видение, на гору Джабал ат - Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат - Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность - в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.

Медина - типичный современный арабский город, с шестиполосными магистралями, вдоль которых растут пальмы. В отличие от Мекки земля там гораздо более плодородна, поэтому город утопает в буйной зелени, воздух свеж и напоен ароматом цветов.

Кстати, именно со дня переселения Муххамеда в Медину, которое носит у арабов особое название - "хиджра" (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.

В самом центре города находится одна из основных святынь ислама - Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамеда. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. Впоследствии Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века.

Последние работы по реконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадь комплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом были использованы самые современные технические решения. Так, для создания тени на открытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматические зонтики.

Как и Мекка, Медина является местом паломничества мусульман. В окрестностях Медины построен современный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи, Куала-Лумпур.

Как и Мекка, Медина является городом, закрытым для немусульман. Однако здесь эти ограничения распространяются, по сути дела, только на центральную часть города. Пребывание же немусульман в аэропорту города Медины и близлежащих гостиницах вообще никак не ограничено.

Одним из основных обязанностей мусульманина перед Всевышним Аллахом является хадж. В установленные дни мусульманин, войдя в Ихрам (1), посещает Байтуллах (2), совершает стояние на Арафате (3) и исполняет другие обязанности, связанные с хаджем.

Для совершения этого вида поклонения необходимы следующие условия:
1) Нужно обладать определённым достатком.
2) Необходимо иметь соответствующее здоровье, чтобы человек физически смог его совершить.

Мусульманин, имеющий материальные возможности и достаточное здоровье , обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж . Таким образом, мы поклоняемся Всевышнему Аллаху и своим имуществом, и своим телом.

Связав эти два условия - здоровье и наличие материальных средств - Всевышний Аллах обязал нас совершать хадж только в том случае, если на этот момент мы имеем достаточно средств для обеспечения членов семьи на весь период хаджа, а также, можем полностью обеспечить собственные дорожные расходы.

Если же у человека была такая возможность для совершения паломничества в Мекку, и он ею не воспользовался, а затем впал в бедность, то Спроса в Судный День ему не избежать.

Весьма нежелательным считается хадж, совершённый посредством распродажи собственного имущества и впадению из-за этого в крайнюю бедность. К такому хаджу Всевышний Аллах нас не обязывает.

Не обязаны совершать хадж "гайр-и муслимы" (не мусульмане), душевнобольные, дети, пленники, бедные.

Если же человек имеет достаточно средств, но не имеет возможность совершить хадж по состоянию здоровья, а в обозримом будущем улучшений не предвидится, в этом случае он может снарядить на свои средства другого человека для совершения хаджа.

Всевышний Аллах говорит нам в аятах Благородного Корана: "Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке, - благословенным и в руководство для миров! Там - ясные знамения для людей - место Ибрахима, и тот, кто вошёл в него, безопасен. А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему. А кто не верует … то ведь Аллах - богат, превыше миров!"

Как мы спешим порою воспользоваться приглашением уважаемого человека, почтенного мэтра, или какой-либо престижной организации. Как же! Нас уважили, не забыли, выделили из числа других. Нам приятно находиться рядом с ними; приятно упоминание нашего имени (да простит нас Аллах).

Так вот хадж - это приглашение от Создателя всего сущего, Покровителя всех миров Всевышнего Аллаха! И, находясь в здравом уме, имея материальную возможность и достаточное здоровье, верующий в Единого Создателя, должен спешить воспользоваться приглашением Аллаха и совершить хадж .

Ступить на землю, которой касалась нога Пророка всех народов Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Попить воды из святого источника Зам-Зам, чудесным образом напоивший и спасший сына пророка Авраама пророка Исмаила; совместно с верующими, прибывшими из разных концов света, совершить "таваф" - обход вокруг Каабы - насколько же прекрасен этот вид поклонения Всевышнему Аллаху!

А вот хадис Пророка о хадже: "Хадж смывает грехи также, как вода смывает грязь".
Ещё хадис: "Вознаграждением за хадж, (не смешанный грехом), принятый Аллахом - будет Рай" . Всевышний Аллах ежегодно избирает из числа людей определённое количество и внушает им своё приглашение к хаджу. Избранники, почувствовав в душе божественный призыв, начинают готовиться и материально и духовно. И при наступлении соответствующего времени, стекаются в Мекку кто на самолётах, кто на верблюдах, а кто и пешком. Все эти избранники, вставшие на путь хаджа, движимы любовью к Аллаху, к Исламу.

Сказано о них в Благородном Коране: "И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определённые дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!" (22: 27-28)

Ещё хадис Пророка: "Совершающие хадж - избранники Аллаха. Аллах пригласил их, и вот они здесь. Теперь они могут просить у Аллаха, и Аллах им не откажет" .

Святая наша мать Айша как-то спросила у Пророка (меиб): "Считается, что джихад на войне - самое сильное поклонение Всевышнему. Но мы, женщины, не можем участвовать в военных действиях, как же нам быть". На что Посланник (меиб) ответил: "Самый лучший джихад (для женщин) это принятый Аллахом хадж" . Люди, не имеющие возможности совершать джихад на поле боя по причине возраста или состояния здоровья, а также женщины, совершённым хаджем получают одинаковую благость Аллаха, как и те, что сражались на поле боя.

Спуская Адама (мир ему) на Землю, Всевышний сказал ему, что вместе с ним опускает священный дом, вокруг которого нужно совершать обход так же, как и вокруг Арша (4) и совершать возле него намаз так же, как и возле Арша. При потопе, во время пророка Нуха (Ноя, мир ему), эта Кааба была вознесена на небо. Совершая хадж, пророки не знали, в каком месте находилась Кааба. Место это определил Пророк Ибрахим (Авраам, мир ему) и, собрав камни с гор Хира, Себир, Любнан, Тур и Хайр, построил со своим сыном Исмаилом здание Каабы.

За каждый шаг мусульманина, идущего на хадж даётся Аллахом одна благость, значение которых с каждым шагом увеличивается. При стоянии на Арафате Всевышний Аллах спрашивает у своих ангелов: "Что же привело их сюда" . Ангелы отвечают: "Одобрения Твоего и Рая хотят." На что Единый Создатель говорит: "Даю слово перед всем созданным Мною - Я их простил. Сколь бы их ни было - хоть по количеству дней всех эпох, хоть по количеству песчинок - грехи их я простил".

Дорогие мусульмане, для совершения паломничества в Мекку, духовный багаж ещё более важен, нежели материальный. А это - любовь и искренность. Спаси вас Аллах от всяких раздоров, не соответствующих этим святым местам. Чрезвычайно важно при хадже избегать всего, что не соответствует духу Ислама. Всё это необходимо мусульманину и на протяжении всей жизни, но при хадже нужно быть особенно внимательным. Постарайтесь вникнуть в эти слова: Любовь к Аллаху - это, прежде всего Любовь к Ближнему и Искренность. Аль-хамду лиль-Лаху Раббиль алемиийн!

Хадж является пятым столпом Ислама. Это значит, что мусульманину предписано (фард) хотя бы 1 раз в жизни посетить Мекку и сделать обход вокруг Каабы. Следующие посещения уже будут дополнительными - то есть сунной . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, совершил хадж верхом на своём верблюде Кусва на 10-ом году Хиджры. (На том самом верблюде, на котором он въехал в Медину. В месте остановки Кусвы построена мечеть)

В книге "Дурр-уль-мухтар" Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) пишется: "Если у того, кто хочет посетить Мекку с целью торговли и хаджа, намерение хаджа будет выше чем намерение торговли, то в этом случае он заслужит благость Всевышнего Аллаха. Он получит тем большую благость, чем больше будет его намерение по совершению хаджа. Если же намерение этого человека больше склонится к торговле или они будут равны, то благости по совершению хаджа этот человек не сможет заслужить. Если даже он выполнит все условия хаджа, то только избавится в судный день от наказания по не совершению обязательного предписания - фарда . Также оцениваются и любые другие виды поклонения, добрые дела. Если эти поклонения совершались неискренне, то благости ждать не приходится".

Совершивших (или совершающих) хадж, называют "Хаджи" - паломник. Надо помнить о том, что в мире существует лишь одна единственная Кааба, которая находится в Высокочтимой Мекке. И Хаджи могут стать только те верующие, которые отправятся в Мекку и исполнят все предписания Всевышнего Аллаха.

Перед отправлением в хадж, мусульманин должен совершить 2 ракаата намаза и затем обратиться к Аллаху со словами: "Би-сми л-Лахи тавакальту алал-Лахи ла хауля ва ляа куввата илляа би-ль-Лахи".

(Произношение арабских слов необходимо сверять. В статье даны лишь приблизительные прочтения кириллицей.)

Существует 3 вида хаджа:

1. Хадж "Ифрад" . - Входят в "ихрам" с намерением совершить только хадж.

2. Хадж "Киран" . - Входят в ихрам, с намерением совершить и хадж и умру. Вначале, до наступления дней основного хаджа, совершается "таваф" и "сай", с намерением совершить умру. После этого, не выходя из ихрама и не постригаясь, уже в дни хаджа совершается повторный таваф и сай. Благости за хадж "Киран" выше, чем за 2 других.

3. Хадж "Таматту" . - Входят в ихрам в сезоне хаджа (месяцы Шавваль, Зулькаада и первые 10 дней м-ца Зульхиджа) с намерением совершить умра. После тавафа и сайа стригутся и выходят из ихрама. Не возвращаясь домой, вновь входят в ихрам не позже дня "тарвиййа" (8-ой день месяца Зульхиджа) и далее совершают хадж "Ифрад". После тавафа, вновь совершается сай. Исполняющим хадж "Киран" и хадж "Таматту" весьма желательно совершить жертвоприношение в благодарность Всевышнему Аллаху. Если они такой возможности не имеют, то должны поститься 10 дней (7-ой, 8-ой, 9-ый день месяца Зульхиджа и ещё 7 дней после праздника "Курбан"). "Умра" совершается в любой день и месяц сезона хаджа кроме 5 (пяти) дней, когда исполняется сам "Хадж". Как было сказано выше, для совершения умры необходимо выполнить условия: - ихрам, таваф, сай, бритьё или стрижка волос. Совершение умры 1 раз в жизни по мазхабу Ханафи и Малики - сунна . По мазхабу Шафии и Ханбали - фард .

Для совершения хаджа определены необходимые условия. Предписания подразделяются на обязательные - фард , очень близкие к обязательному - ваджиб и весьма желательные - сунна .

Условия разделены на 2 группы :
Условия предварительные.
Условия, необходимые при совершении хаджа.

По мазхабу Ханифа предварительных условий - 8 (восемь):

1 - Быть мусульманином.
2 - Живущий не в Исламском государстве должен знать, что хадж - обязательное предписание.
3 - Быть дееспособным.
4 - Быть совершеннолетним.
5 - Быть свободным человеком (не рабом).
6 - Иметь необходимые средства для совершения хаджа. Средств этих должно быть достаточно и на полное обеспечение иждивенцев на весь этот период, если таковые имеются, и на весь цикл собственно хаджа вплоть до возвращения назад. Средства эти, все до последней копейки, должны быть честно заработаны! Человек, собравший деньги нечестным трудом, должен думать не о хадже, а о том, как бы скорее вернуть эти запретные (харам) для него деньги истинным хозяевам! Совершивший хадж на "нечестные" деньги, не сможет заслужить благость Всевышнего Аллаха. Разве что избавится от наказания за не совершение фарда. Человек, который имеет достаточно средств для совершения хаджа, но находится в сомнении о том, что все деньги заработаны должным образом, может взять в долг и отправиться в хадж. Долг может отдать из своих денег, вызывающих опасения. (такую фетву даёт имам Али б. Яхья - учёный по мазхабу Шафии).
7 - Совершение хаджа в определённый срок. А это - день Арафа (день перед праздником "Курбан") и 4 праздничных дня - всего 5 дней.
8 - Необходимо иметь достаточное здоровье.

Для совершения хаджа необходимо наличие ещё четырёх условий:

1) - Не находится в местах лишения свободы или под следствием.
2) - Хадж обязателен, если обеспечена безопасность пути. В военное время, или при наличии какой-либо другой явной опасности в пути, хадж необязателен. В то же время отдельные несчастные случаи, происходящие в пути, не могут стать причиной отказа от хаджа.
3) - Женщина, живущая далее 3-х дневного пути от Мекки, обязана совершать хадж или с мужем, или с очень близким родственником (Махрем). Родственник должен быть: совершеннолетним мужчиной, в здравом уме, благочестивым мусульманином (Салих). При этом женщина должна оплатить дорогу сопроводителя. Муж не может запретить жене совершить обязательный хадж в сопровождении Махрем, так как не имеет права по шариату помешать жене исполнить фард - обязательное предписание Всевышнего Аллаха. Но, дополнительный хадж без разрешения мужа совершать нельзя.
4) - Разведенная женщина или вдова может совершать хадж только после периода "Идда. Срок "идда исчисляется следующим образом:
а) если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то срок заканчивается после родов;
б) если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для неё срок заканчивается через 4 месяца и 10 дней;
в) для разведённой не беременной женщины срок "идда заканчивается после троекратного очищения (3-х менст. циклов); г) для разведённых женщин, свободных от менст. цикла, срок "идда заканчивается через 3 месяца. Кстати, муж должен материально обеспечить прожиточный минимум разведённой жены до окончания её срока "идда.

Как только в жизни мусульманина появятся условия, позволяющие совершить хадж, он в тот же год обязан это сделать. Если же он не совершит хадж в тот же год, это будет считаться грехом. Если же человек будет ежегодно откладывать хадж на более позднее время, то возникает опасность стать нечестивым - Фасык . Так как при продолжительном совершении малых грехов, они (малые грехи) становятся одним большим грехом.

Если человек умрёт по пути в Мекку, то обязанность хаджа для него будет считаться выполненной. Наследникам не надо будет снаряжать другого человека вместо умершего, за деньги, оставшиеся после него. Если же мусульманин, ранее не совершивший хадж, в последние годы своей жизни не сможет этого сделать из-за болезни, из-за старости, заболеет по пути в Мекку или будет заключён в тюрьму, то он может снарядить на свои средства другого человека. Этот человек должен принять намерение совершить хадж вместо него, и сделать это из страны постоянного проживания поручителя. Если, после поручения совершить вместо себя хадж и исполнения этого кем-либо, у поручителя появится возможность совершить хадж самому, то ему надо будет это исполнить. Можно также мусульманину, не совершившему хадж, указать в завещании, чтобы наследники снарядили бы кого-нибудь для совершения хаджа вместо него, используя оставленные им сбережения.

Известно, что поклонения Всевышнему Аллаху бывают 3-х видов:

1 - Поклонения, совершаемые телом. К ним относятся: пятикратная молитва (намаз), пост, чтение Священного Корана, зикр. Эти виды поклонения совершаются лично. Препоручить кому-либо их нельзя. И никто не может совершать эти виды поклонения вместо кого-нибудь.
2 - Поклонения, совершаемые имуществом - пожертвования в пользу бедных. Это, различные формы закяата, фитр садака (милостыня, даваемая по окончанию месяца Рамазан), помощь бедным едой, одеждой. Эти виды поклонения можно препоручить другому, и даже не мусульманину.
3 - Поклонения, совершаемые и телом, и имуществом.

К этому виду поклонения относится обязательный хадж . Если же человек не имеет возможности совершить обязательный хадж лично ввиду продолжительной болезни , то он может на свои деньги снарядить другого человека. Для того чтобы препоручить другому человеку совершить вместо себя дополнительный хадж , мусульманин не ограничен никакими условиями. Мусульманин, достигший определённого достатка, когда ему становится обязательным и Закяат и Хадж , а денег хватает только на что-то одно, обязан безотлагательно совершить хадж. Закяат будет уплачивать из оставшихся от хаджа денег. Если не сможет совершить хадж, то должен будет отдать закяат от всей имеющейся суммы. Мусульманин не может откладывать более хадж с того момента, когда это предписание станет для него обязательным - фард . И, если наступило время хаджа, он не может имеющиеся деньги тратить на другие цели, вроде покупки машины или дома и тому подобное. Он обязан будет совершить хадж. Эти покупки мусульманин может делать только в том случае, когда время хаджа ещё не наступило. Так как хадж становится обязательным только при наступлении времени хаджа.

[Закяат выплачивается по прошествии одного года по лунному календарю, с момента, когда мусульманин становится обладателем определённого достатка (Нисаб). Поэтому выплата закяата мусульманами происходит в разное время. Если время выплаты закяата наступило раньше времени хаджа, то вначале надо выплатить закяат со всей суммы, а на оставшиеся - совершить хадж. Если же время выплаты закяата совпало со временем хаджа или наступит после этого времени, то вначале нужно совершить хадж. А закяат надо будет выплатить по возвращении с хаджа с оставшейся суммы.]

1 - Ихрам . Ихрам, это не только облачение Мухрима (человека входящего в ихрам) в 2 куска белой бязи. Это - состояние души. Мусульманин задолго до этого готовится духовно. В ихрам входят с намерением отказаться от ряда вещей, запрещённых при хадже. Одним куском белой материи нужно обернуть себя от пояса и ниже (до щиколотки). Другой кусок бязи накидывается на плечи. Нельзя завязывать узлом, или использовать бечёвки. Перед совершением тавафа, один конец верхней части ихрама пропускаем под правым плечом и укладываем оба конца на левом плече - это является сунной. Перед вхождением в ихрам в пункте микат совершается 2 ракаата намаза и, принимая намерение вхождения в ихрам, читается молитва: "Аллахумма инни уридул-хасса фейессирху ли ва такаббелху минни". Затем произносится Тальбиййа: "Лаббайк Аллахумма лаббайк. Лаббайк, ляа шарика лака лаббайк. Инналь-хамда ван-нимата ляка валь-мульк. Ляа шарика лак". - Вот я перед Тобой, мой Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой о Аллах и нет у тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала Тебе! И милость принадлежит Тебе и владычество! Нет у Тебя сотоварища!

Желающим посетить Пресвятую Мекку с целью хаджа, умры, торговли и т.п. необходимо в местах Микат войти в ихрам . Эти места расположены вокруг Мекки. Если же кто-либо проехал или прошёл это место, не войдя в ихрам, ему следует вернуться для совершения этого. В противном случае, придётся делать дополнительное жертвоприношение - курбан . Пространство между пунктами микат и городом Меккой называется Хил . Путникам, следующим через микат с намерением остаться в хиле, и тем, кто живёт в хиле в ихрам можно не входить. Из места хил можно без ихрама входить в город, если нет намерения совершить хадж или умру. Для совершения хаджа, живущие в хиле, входят в ихрам там же. Живущие в Мекке, входят в ихрам в Мекке. Проходя через микат, в ихрам надо входить соблюдая все условия, произнося необходимые молитвы. Входить в ихрам можно и раньше миката, и даже с места отправления в хадж, если мухрим сможет сохранить свой ихрам в чистоте. За это благости Всевышнего Аллаха увеличиваются.

После облачения в 2 куска белой бязи, паломнику необходимо соблюдать некоторые условия.

Запрещено в ихраме : охотиться на диких животных; надевать шитую одежду; брить какую-либо часть тела; совокупляться. Не разрешено так же спорить, ругаться, драться; использовать пахнущие средства; стричь ногти; одевать какую-либо другую, не разрешенную обувь (обувь должна быть с открытым верхом); надевать перчатки или чулки; ломать дикорастущие деревья, рвать растения и т.п. Нарушители установленных запретов (неважно, знали они об этом или нет), обязаны принести в жертву барана. Причём, мясо этого курбана нельзя будет нарушителям есть, так как данное жертвоприношение - это мера наказания. Тогда как в случае жертвоприношения при хадже карин и хадже мутаматти, владетелям курбана данное мясо можно есть. Здесь надо заметить, что исполняющий хадж "карин", при нарушении запрета обязан принести в жертву 2-х животных - один за умру и один за хадж.

Разрешено: надевать обувь с открытым верхом; удалять зуб; принимать душ (купаться); при отсутствии белой бязи, использовать для ихрама цветную. Можно уничтожать мух, блох, вшей (не на себе), мышей, крыс; когда дикие животные (ядовитые змеи, скорпионы, волки и т.п.) угрожают жизни или здоровью людей, убивать их. Разрешено укрываться от солнца под зонтом или т.п. (но, не касаясь головы); надевать пояс с кошельком, носить кольцо (по сунне); рвать зелень, выращенную людьми; носить оружие за поясом или на привязи, для сражения с разбойниками или другим врагом, мешающим свободному исполнению паломничества в Мекку. Женщины совершают паломничество с покрытой головой. Им разрешается закрывать лицо, но с условием, что ткань не должна касаться кожи лица. Они могут носить шитую одежду, мест (обувь, которую можно обтирать при омовении, не снимая с ног), чулки. Могут также носить и украшения, но скрытые одеждой.

Увидев Каабу, читаем Тальбиййа: "Лаббайк …" (см. выше), затем "Аллаху Акбару. Ля илаха илля-л-Лаху" , затем после салаватов читаем молитву: "Аллахумма зид бейтаке ташрифан ва тазиман ва такриман ва бирран ва мехабатан" . Помня о том, что в этих местах принимаются наши молитвы и просьбы, насколько возможно мы их постоянно читаем и просим: "Аллахумма инни эсалуке ридаке вал-джанната ва аузу бика мин гадабика ван-нар".

2. - Стояние на горе Арафат. Каждый паломник в день Арафа (за день до праздника "Курбан") должен стоя выслушать просьбу к Всевышнему Аллаху (дуа) стоящего перед ним имама. После дуа можно садиться, ложиться. Если не может выслушать стоя, то слушает сидя или лёжа. По пути на Арафат, кто может, читает дуа: "Аллахумма лакал-хамду келлези такуулю ва хайран мимма накуль. Аллахумма лака салати ва нусуки ва махйайа ва мемати ва илайка мэаби ва лака рабби тураси. … " и затем:

1) 100 раз "Ляа иляха илля-л-Лаху вахдаху ляа шарика лаху. Лаху"ль-мульку ва лаху"ль-хамду ва Хува ала кулли шай"ин кадир".
2) 100 раз суру "Ихлас".
3) 100 раз "Субхана-л-Лахи ва"лхамду лиль-Лахи ва ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху акбару. Валя хавля валя куввата илляа биль-Лахи"ль-Алиййил-Азим".
4) 10 раз "Астагфиру-л-Лаха"л-лази ляа иляха илля Хува"л-Хаййуль-Каййум ва этубу иляйх ва ас"алуху"т-тавбaтa ва"л-магфирата иннаху Хува"т-тавабу"р-Рахим".
5) 100 раз "Аллахумма салли аляа Мухаммадин ва аляа али Мухаммад". 6) 100 раз последовательно № 1 + № 5 и далее "кама саллайта аляа Ибрахима ва аляа али Ибрахима иннака хамидун маджит"…

3. - Обход вокруг Каабы (Таваф-и зиярат) . Каждый паломник, называемый "хаджи", обязательно должен обойти вокруг Каабы 4 раза - это для него фард. Совершение ещё 3-х обходов очень близки к обязательному - ваджиб . Всего нужно совершить 7 обходов . По мазхабу Шафии последние 3 обхода тоже обязательны (фард). Обход можно совершать и за колодцем Зам-зам, и за камнем Ибрахима (мир ему). Не разрешается обход за пределами Запретной Мечети.

При совершении обхода, женщинам нежелательно приближаться к Каабе. При большой вероятности при обходе коснуться женской руки, последователям мазхаба Шафии лучше принять намерение совершить таваф по мазхабу ханафи или малики .

Также надо учесть, что обход совершается после принятия намерения, и после стояния на горе Арафат. Если при совершении обхода или сайа будет услышан призыв к молитве - Азан, всё оставляется и читается молитва. После намаза можно продолжить таваф или сай.

1 - После тавафа, совершённого по прибытии в Мекку, необходимо совершить Сай - хождение между холмами Сафа и Марва. Без тавафа, сай не является действительным (сахих).
2 - При возвращении с Арафата, сделать остановку в Муздалифа. Здесь, по преданию встретились впервые наши прародители Адам и Ева.
3 - В местечке Мина три дня в трёх разных местах бросать камушки в шайтана.
4 - Перед выходом из "ихрама" необходимо обрить 4-ую часть головы или срезать не менее 3-х сантиметров волос. У кого нет волос и нет возможности брить голову (по причине болезни), проводят бритвой над головой, не касаясь ран. Женщины голову не бреют, а лишь слегка стригут волосы.
5 - Хаджи, приехавшие издалека, в последний день пребывания в Мекке совершают обход (таваф-и садр). Без ремла и сайа.
6 - После захода солнца ещё некоторое время оставаться на Арафате (даже если нарушено омовение). Человеку, оставившему Арафат до захода солнца, необходимо сделать жертвоприношение.
7 - Совершить ещё 3 дополнительных обхода вокруг Каабы после 4-х обязательных. Оставаться на ночёвку в долине Мина после Таваф-и зиярат - обхода вокруг Каабы, по мазхабу Ханафи является Сунной.
8 - При тавафе - обходе, всё тело должно быть в состоянии ритуальной чмстоты.
9 - Одежда должна быть чистой.
10 - При обходе оставлять пространство "Хатим" с внутренней стороны. Хатим - пространство между северной стеной Каабы и ограждением в виде полукруга с той же стороны. По сообщению Алауддина Хаскафи, в этом месте находятся могилы пророка Исмаила, мир ему, и его матери Хаджар (Агарь).
11 - При обходе, Кааба должна быть слева.
12 - Совершить таваф до захода солнца третьего дня праздника.
13 - При обходе, закрывать части тела, запрещённые для показа. Этот пункт особенно важен для женщин.
14 -Сай надо начинать с холма Сафа (см. п. 1). С этого холма спускаемся к Каабе. Здесь произносим "такбир"- Аллаху Акбар; "тахлил"- Ля иляхи илля-л-Лаху и "салават". Затем, подняв обе руки до уровня плеч и открыв ладони к небу, обращаемся с просьбой к Аллаху - дуа. После этого поднимаемся на холм Марва. Всего совершить таких переходов от Сафы до Марвы надо 4 раза, а от Марвы до Сафы - 3 раза.

При хождении между холмами Сафа и Марва читаются Тальбиййа - "Лаббайк…". С того места, где нужно убыстрять ход читается дуа: "Раббигфир вархам ва теджаваз амма та"лем. Иннака анта"л-эаузу"ль-акрам". При каждом подходе к холму Марва читается айат 158 из суры "Бакара". Этот же айат читается (в сторону Киблы) и на холме Сафа. При подходе к долине Мина или по прибытии читается дуа: "Аллахумма инна хаза минан ва хаза ма далалтана алайхи миналь-манасики асалюка эн тамунна алайхима биджавамиил-хайри ва бима…".

15 - После каждого тавафа, совершать 2 ракаата намаза в пределах "Запретной Мечети".
16 - Бросание камней в шайтана должно происходить в праздничные дни.
17 - Совершать пострижение в первый день праздника и в пределах "Запретной Мечети".
18 - Сай исполнять в форме ходьбы. Между 2-мя столбами мужчины передвигаются быстро.
19 - Исполнители хаджа "Киран" и хаджа "Таматту" делают жертвоприношение.
20 - Совершать жертвоприношение в 1-ый день праздника.
21 - До стояния на Арафате не совершать строго запрещённых действий (к примеру, - совокупление). Иначе, хадж будет нарушен. Не совершение остальных запретных действий до выхода из ихрама - ваджиб.

Нарушители вышеперечисленных условий (вне зависимости от того, знали они об этих условиях или нет), обязаны сделать жертвоприношение или дать милостыню фитр-садака . Не считается нарушением, если причиной этих нарушений являются старость, болезнь или слишком большое стечение народа. Женщинам в дни известных "периодов" нельзя находиться на территории "Запретной Мечети" и совершать таваф. В это время им можно совершать другие действия хаджа. Таваф же можно совершать только после очищения. Хаджи, не успеваюший совершить очередные рукны хаджа днём, может их исполнить этой же ночью.

Разрешается совершать обязательные и дополнительные намазы самостоятельно или с джамаатом в Каабе. Здесь можно делать намаз и находясь в положении спиной к спине имама. Нежелательно в намазе стоять спиной к лицу имама, или совершать намаз на Каабе. В случае, когда совершается совместный намаз, стоя вокруг Каабы (наподобие кольца), то, можно стоять ближе к Каабе, чем имам. Кроме тех, кто стоит слева и справа от имама.

1 - Мусульмане, живущие дальше мест "Микат" (место вхождения в "Ихрам"), по приезде в Мекку сразу же должны совершить "таваф-и кудум" - предварительный обход. При виде Каабы сразу произносить: такбир - "Аллаху акбар", тэхлил - "Ля иляхи илля-л-Лаху" и дуа - просьба к Аллаху. Мужчины дотрагиваются до камня "Хаджар-уль-асвад" рукой и лицом. Но это по возможности. Если трудно подойти, то издали поднимают руки и со словами "Би-сми л-Лахи! Аллаху акбар!" проводят ладонями по лицу. После обхода "таваф-и кудум" и совершения 2-х ракаатов намаза, исполняется сай между холмами Сафа и Марва. После этого находятся в Мекке, не снимая ихрам и до дня "Тарвиййа" совершают дополнительные обходы вокруг Каабы. Те, кто принимал намерение совершить хадж "Ифрад" или хадж "Киран" должны бережно относиться к ихраму, так как они не будут снимать ихрам до бросания камней и бритья головы. Тем, кто не уверен, что сможет сберечь в чистоте свой ихрам, лучше совершать хадж "Таматту". Кстати, проходить перед молящимися в "Запретной Мечети", не является грехом.

2 - Обход вокруг Каабы - таваф начинать и заканчивать у камня "Хаджар-уль-асвад" . При подходе к камню "Хаджар-уль-асвад" , поднимаем руки кверху и произносим "Аллаху Акбару". Затем, опустив руки, читаем: "Ла иляха илля-л-Лаху вальхамду ли-ль-Лахи. Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али аляа Мухаммад". После этого, если есть возможность, целуют камень, или, дотронувшись до камня ладонью правой руки, целуют ладонь. Если невозможно и это, то, подняв руки вверх, обращают ладони к камню и читают молитву: "Аллахумма иманен бика ва тасдикан бикитабика ва вефаэн биахдика ват-тибаан лисуннати набиййика Мухаммадин салляа-Ллаху таала алейхи ва саллям". У дверей Каабы читаем: "Аллахумма инна хазаль-байте байтука. Вал-харама харамука вал-амна амнука. Ва хаза макамул-ази бике минан-нари фа харрим люхумана ва башаратана ален-нар". После семикратного тавафа просим Аллаха: "Аллахумма иннака та"лему сирри ва аланиййати факбил ма"зирати ва та"ламу хаджати феа"тини су"ли. Ва та"ламу ма фи нафси фагфир ли зюнуби. Аллахумма инни ас"алюка иманан юбаширу калби ва йакинан садикан хатта а"лама аннеху ла йусибуни илла ма катабта ли ва ридан бима касамта ли".

3 - Чтение имамом хутбы в 3-х местах . Первый раз в 7-ой день месяца Зульхиджа в Мекке; Второй раз - в 9-ый день на Арафате перед полуденным и послеполуденным намазами; и третий раз - в 11-тый день в долине Мина. На Арафате сразу после хутбы читаются совместный полуденный и послеполуденные намазы. Не успевшие на совместный намаз, читают обе молитвы в послеполуденное время. После молитвы в мечети "Намра" все идут в место "Маувкиф", где совершают Вакфа - "стояние на Арафате" в сторону Киблы. Имаму надо быть верхом (на лошади, верблюде…). Люди стоят на земле, а кто не может стоя, тот совершает поклонение сидя. А наилучшее положение, когда все сидят верхом на каком либо животном. Для "стояния на Арафате" не обязательно забираться на скалы.

4 - Выходить из Мекки с целью посещения Арафата нужно в день "Тарвиййа"- 8-ой день месяца Зульхиджа, после утреннего намаза. Из Мекки нужно вначале идти в долину Мина.

5 - Оставаться ночевать в долине Мина в ночь на 9-ое, 10-ое, 11-ое и 12-ое число месяца Зульхиджа.

6 - Из долины Мина отправляться на Арафат после восхода солнца.

7 - Проводить ночёвку в ночь на 9-ое число месяца Зульхиджа в местечке Муздалифа. По прибытии из Арафата в Муздалифу до наступления темноты читаются друг за другом совместный вечерний и ночной намазы. Паломникам, уже совершившим вечерний намаз на Арафате или в пути, лучше повторно исполнить эту молитву в Муздалифе. Не успевшие на совместный намаз, читают вечерний и сразу за ним ночной -самостоятельно.

8 - После ночёвки в Муздалифа , нужно встать на рассвете и, сразу же исполнив утренний намаз, до полного рассвета совершить стояние - вакфе в месте, называемом "Меш"ар-уль-харам" . Сразу же, до восхода солнца, отправляемся в долину Мина. В путе нельзя останавливаться в местечке "Мухассар". Это место служило стоянкой Йеменских солдат, называемых Асхаб-и фил, которые шли разрушать Каабу по приказу своего короля Абраха. Прибыв в долину Мина и найдя место под названием "Джамара-и Акаба" (оно находится в самом дальнем месте от мечети "Масджид-и Хиф"), большим и указательным пальцем правой руки бросаем семь (7) камней величиной с горошину под стену, которая указывает место "Джамара…" . Стоять к этому месту нужно не ближе двух с половиной (2,5) метров. Засчитываются и те камушки, которые попали на нужное место, отскочив от стены или от кого-либо. Бросание камней разрешено до рассвета следующего дня. Но лучше всего закончить до полудня - это сунна.

После этого, не задерживаясь, уходим. Паломникам, прибывшим издалека и совершающим хадж "Ифрад", жертвоприношение не обязательно. Совершающие хадж "Киран" и хадж "Таматту" идут делать жертвоприношение. После обряда жертвоприношения совершается бритьё или стрижка головы и снятие ихрама. Те паломники, которые в праздничный день находились в долине Мина, не совершают праздничного намаза. Затем, в этот день или на следующий, или в третий день паломники идут в Мекку с намерением сделать Таваф-и зиярат. Этот таваф, совершаемый по возвращении с долины Мина, также называют Таваф-и ифада и совершение его обязательно.

До этого времени можно совершать таваф и вместо другого паломника, который потерял сознание, лишился чувств, памяти и т.п. Если паломник для этого тавафа ранее совершал сай, то теперь не надо делать ни Сай, ни Ремэл (особый способ ходьбы при тавафе). Если ранее сай не был совершён, то его надо будет исполнить. Для этого тавафа не надо делать Изтиба" - укладывать оба конца ихрама на левом плече, предварительно пропустив один конец ихрама под правым плечом.

Совершив таваф и намаз, паломник идёт в Мину. Полуденный намаз делает в Мекке или в Мине. На второй день праздника после полуденного намаза в Мине читается хутба, а затем в трёх разных местах бросают по семь (7) камней. Начинают с места, которое ближе к мечети "Масджид-и Хиф". На третий день также бросают по семь камней троекратно. Итого, с первыми 7 камешками, получится сорок девять (7+21+21=49) камней. Нельзя эти камушки бросать раньше полудня. Во всяком случае, весьма нежелательно. На третий день до захода солнце оставляем Мину.

Желающие заслужить ещё большую благость Всевышнего Аллаха остаются на четвёртый день в Мине, и от рассвета до захода солнца, в желаемое время, бросают дополнительно 21 камень. Внимание! Если же паломник останется в Мине до рассвета четвёртого дня и уйдет, не совершив бросания камней, то, в качестве наказания ему надо будет сделать дополнительное жертвоприношение. После бросания камней в первом и во втором месте, паломники поднимают руки до уровня плеч и, обратив ладони к небу, излагают просьбу к Всевышнему Аллаху - дуа. Эти 70 камней, величиной с горошину, которые паломник намеревался бросать в шайтана, он собирает в Муздалифе или по дороге в Мину. Можно совершать бросание камней сидя верхом на животном.

После возвращения в Мекку и совершения обхода вокруг Каабы (этот обход называется "Таваф-и садр" или "Таваф-и веда" ), паломники пьют воду из колодца Зам-Зам и читают дуа: "Аллахумма инни эс"алюка илмен нафиан ва ризкан васиан ва шифаэн мин кулли даин ва сакам"; если есть такая возможность, целуют порог Каабы, дотрагиваются грудью и правой щекой части стены Каабы, называемой "Мультазам" (между дверью и камнем "Хаджар-уль-асвад" ). Затем, взявшись руками за покрывало Каабы, читают на память из Корана и излагают свою просьбу к Всевышнему Аллаху. Наиболее богобоязненные паломники после этого выходят за ворота со слезами на глазах.

Мина находится восточнее Мекки. Муздалифа восточнее Мины и Арафат восточнее Муздалифы. Расстояние по современным асфальтовым дорогам между этими пунктами следующие: между Миной и Меккой - 4,5 км.; между Миной и Муздалифой - 3,3 ; Муздалифой и Арафатом - 5,4 ; между холмами Сафа и Марва - 330 метров (в наст. вр. - террит. мечети); между верхним ярусом холма Сафа и Каабой - 70 метров.

9 - Перед стоянием на Арафате необходимо совершить полное ритуальное омовение (Гусл).

10 - При последнем возвращении из Мины в Мекку, вначале необходимо посетить местечко Эбтах и немного там постоять. После этого возвращаемся в Мекку и остаёмся там насколько возможно.

11 - Перед совершением хаджа мусульманину нужно спросить разрешение у не нуждающихся родителей и находящихся под его опекой людей. Если родители или жена не обеспечены средствами к существованию, то без их разрешения, или их полного обеспечения отправляться в паломничество запрещено. Весьма желательно пройти в Мекку через ворота "Му"алла", а в Мечеть через "Баб-ус-Салам" и сделать это днём.

Не исполнение этих одиннадцати положений сунны не влечёт за собой наказания и не является грехом. Влечёт лишь уменьшение благости Всевышнего Аллаха в целом за всё паломничество. В случае, когда день Арафа (9-ый день месяца Зульхиджа, предпраздничный день) совпадёт с Пятницей, то ценность хаджа инша-ал-Лаху возрастает в 70 раз!

Хадж - это один из пяти важных столпов ислама, который приобрел свое законченное выражение во времена пророка Мухаммада. по нескольким святым местам (Мекка, Медина и др.), а также соблюдение определенного ритуала. Каждый мусульманин должен хотя бы один раз в жизни совершить хадж, всенепременно соблюдая все условия.

Пять столпов ислама

Ислам на сегодняшний день является второй по многочисленности верующих, а также ее приверженцев из всех религий мира. Она также одна из самых древних, не считая христианства и буддизма. Конечно, такое длительное время позволило создать и закрепить определенные ритуалы поклонения Господу.

Существует пять основополагающих столпов в исламе, и хадж - это один из них. Остальные четыре - это шахада, молитва, благотворительность, пост.

Что такое шахада (свидетельство)? Это особый догмат, который обозначает Единого Бога (Аллаха). Без его слов не обходится ни одно мероприятие, а также каждая молитва начинается именно с него.

Также мусульманин должен совершать молитву пять раз в сутки. Для каждого раза есть определенное время. Это настоящий ритуал, который подразумевает предварительное омовение, особую индивидуальную молитву и телодвижения.

Особым пунктом стоит благотворительность, а именно обязательный налог и добровольное пожертвование. Все это подразумевает духовное очищение верующего.

Как и во всякой религии, в исламе также существует и пост. Однако это не просто воздержание от определенных видов пищи, а полное голодание в солнечное время суток (от заката до рассвета). Это происходит в по Также запрещаются в это время сексуальные отношения. Освободиться от поста могут только немощные люди, а также дети и беременные женщины.

Что же подразумевает под паломничеством ислам? Хадж - это одно из важных действий в мусульманстве. Как было сказано выше, хотя бы один раз в жизни верующий должен его совершить. Это довольно важное переживание, которое сильно сплачивает всех мусульман во всем мире, укрепляет их веру.

Некоторые исторические факты о хадже

Ритуал хаджа имеет довольно древнюю историю, которая восходит еще к первым пророкам в исламе - Ибрахиму и Исмаилу. Благодаря им был построен Каабу, который считается первым домом, в котором поклонялись Господу.

Однако есть предание более древнее, которое повествует о том, что на месте современной Каабы был построен самый первый дом для поклонения Господу, и сделали это первые люди, изгнанные из рая - Адам и Хавва. После потопа он был разрушен.

Вот так и начинается история хаджа, как раз после окончания потопа, когда Господь повелел своему пророку Ибрахиму привести свою семью на то место, где сейчас находится Мекка, а именно Кааба. После этого пророку необходимо было уйти в Палестину.

Очень интересным моментом является поиски воды женой пророка - Хаджарой. Благодаря ее усилиям и вере между холмами Сафа и Марва появился источник, который называется Зам-Зам. Хаджара семь раз пробегала между этими холмами в поисках воды. Этот момент отразился и в ритуале хаджа: теперь паломники должны также совершить это действо. А источник воды так и существует там до сих пор, его водичка является целебной, ее пьют и обливаются ею во время ритуала.

В дальнейшем история хаджа обретает новую веху, особенно после того, как Ибрахим построил на этом месте Каабу и призвал людей к совершению паломничества в это место и поклонения Единому Господу.

Пророк Мухаммед и хадж

После того как призвал народ на совершение хаджа, через некоторое время его ритуалы были изменены. Появилось идолопоклонство, некоторые действия стали довольно постыдными.

После появления пророка Мухаммеда стали возвращаться истины о том, как совершать хадж в Мекку. Он вернул чистый и истинный ритуал, который передан был еще пророком Ибрахимом. Все это сохранилось и по сей день в той же традиции, которая была возвращена Мухаммедом.

Сам же пророк совершил паломничество всего лишь один раз в жизни. Это произошло из-за политических моментов, так как в то время святыни, которым поклоняются во время хаджа, были во власти язычников.

Хадж в священных писаниях

Хадж - это действительно важный ритуал для мусульманина, который упоминается даже в Коране. Написано, что по велению Господа пророк Ибрахим построил первый дом для поклонения. После чего он призвал верующих совершить хадж, а Аллах донес до каждого об этом. Даже камни и земные породы откликнулись.

Требования к ритуалу

Те верующие, которые собираются совершить хадж, должны соблюсти следующие условия:

  • на момент совершения паломничества человек должен быть совершеннолетним;
  • также необходимо иметь свободу на это время, ясный ум и физическое здоровье;
  • ритуал хадж (паломничество по святым местам) совершается человеком в том случае, если он имеет достаточное количество средств для обеспечения себя в это время, а также своей семьи;
  • необходимо погасить все долги перед началом хаджа, а также нельзя его совершать в долг;
  • необходимо организовать свою безопасность и заблаговременный выезд для того, чтобы не опоздать к началу выполнения обряда.

Помимо этого, во время хаджа нельзя совершать некоторые действия:

  • запрещается причинять вред или боль всему живому (животным, насекомым, растениям, людям);
  • тот, кто совершает паломничество, не должен торговать и делать что-либо относящееся к мирской жизни;
  • различные матримониальные действия запрещаются, а также сексуальные отношения;
  • запрещается стричься, бриться, использовать различные благовония, носить драгоценности и украшения;
  • также нельзя курить в это время.

Если происходит нарушение какого-нибудь пункта, то хадж можно считать несовершенным и недействительным.

Подготовка к ритуалу

Обязательным является чистое состояние и одеяния паломника - ихрам. Это достигается путем полного омовения тела, после чего мужчины-паломники облачаются в два белых простых покрывала, одно из которых должно закрыть ноги верующего от бедер до колен, а второе следует накинуть на левое плечо.

Женщины же должны полностью укрыть свое тело просторным белым одеянием, также покрыть голову платком. В результате открытыми должны остаться ступни ног, кисти рук и лицо.

Такие одежды для верующих означают то, что, несмотря на их положение в миру, перед Аллахом они все равны, а также говорит об их чистых помыслах. Переодеваются в такие одежды в особом месте, которое называется микат. Это приблизительно в четырех километрах от Каабы. Однако не считается предосудительным одеться прямо в самолете, если паломник летит издалека.

После того как микат пройден, следует прочесть молитву, что означает вхождение в это особое состояние ихрама. Это позволяет продолжить дальнейшее совершение ритуала.

Таким образом, можно сказать, что хадж - это особое действие, которое имеет огромное духовное значение для мусульман.

Продолжение ритуала проведения хаджа

Ритуал начинается в месяц, который называется зу-ль-хиджжа, в седьмой его день. Он начинается в Мекке, паломникам следует войти босыми в Масджид-аль-Харам, мечеть. Хадж продолжается целованием или касанием черного камня, который, по преданию, принадлежал еще первому человеку - Адаму. Это совершают сразу по своему приезду в Мекку.

После этого следует семикратно обойти Каабу. называется таваф. В это время следует поклониться двум углам и произнести молитвы. После того как обход закончен, следует прижаться ко входу Каабы и произнести молитву, подняв правую руку. Затем необходимо дважды взять воду из священного Зам-Зама, напившись и облившись ею.

После того как этот ритуал закончен, нужно перейти к следующему. Это бег между холмами Марва и Сафа. Возле каждого из них нужно совершить молитву. Выполнение этого действа считается окончанием малого паломничества (умры). Если верующий не желает дальше совершать ритуал, то он выходит из состояния ихрама.

Другие обряды хаджа совершаются коллективно. Седьмого дня зу-ль-хиджжа следует прослушать проповедь о том, как паломникам нужно вести себя.

Долины Муздалифа и Мина

Восьмого дня необходимо набрать воды для путешествия. Нужно совершить переход через долины для того, чтобы продолжить ритуал хадж. Паломничество продолжается. Этот день называется днем напоения (йаум ат-тарвийа) по причине его связи с водой.

Ночь после выхода верующие проводят в долине Мина, а в полдень возле горы совершается центральный обряд (о нем чуть ниже).

Гора Арафат

Итак, возле паломники совершают стояние. Это продолжается с того момента, как солнце стало в зенит, и до того времени, как оно заходит. После это следует прослушать хутбу и произнести молитву, обращаясь к Единому Господу. Ее нужно читать много раз и вслух.

Продолжение паломничества

После того как солнце село, следует вернуться очень быстрым шагом в долину Муздалифа. Перед мечетью совершается молитва, которая длится всю ночь. Причем это делают не только те, кто совершает хадж, но и мусульмане всего мира.

На десятый день паломники в хадж после молитвы должны перейти опять в долину Мина. Тут необходимо бросить семь камешков из долины Муздалифа в столб, который является символом сатаны.

После этого идет десятый день, в который нужно совершить жертвоприношение (коза или бык), небольшую часть съесть самому верующему, а остальное отдать.

После этого мужчины должны полностью сбрить волосы или коротко их остричь, а женщины срезать прядь. Их нужно закопать в долине Мине. После этого все возвращаются в Мекку, чтобы обойти еще раз Каабу.

Следующие три дня верующим следует продолжать посещать долину Мина, совершать жертвоприношения. Хадж завершается полностью на четырнадцатый день. Паломники получают титул хаджи.

После того как завершены все ритуалы, паломник приобретает особый статус. Об этом свидетельствует зеленая чалма и белые одежды (галабея), в которые он обязан облачиться. Дома его встречают с почестями.

Места памяти в Мекке

После того как завершен хадж в Мекку, многие остаются в этом городе, чтобы поклониться святым местам, которые так или иначе связаны с пророком Мухаммедом. Самое большое количество паломников отправляется в Джабаль ан-Нур (Гора Света). Там расположена пещера, где пророк получил свое первое откровение Корана.

Также паломники в хадж, после его завершения, могут отправиться дальше, в Медину. Перед этим они заходят в город Таифу, где посещают мечеть Аббаса. Там совершается совместная молитва верующими.

Медина - город, где покоится пророк

Очень важным для паломников является посещение священного города Медины. Именно в нем находится усыпальница пророка Мухаммеда, а также его ближайших соратников при жизни. Это находится в мечети Масджид ан-Наби. Тут они произносят особое приветственное слово пророку, затем совершают молитву. После этого паломникам следует подойти к соратникам Мухаммеда, повторив те же действия.

Что же касается женщин, то им приближаться к ним нельзя. Они только могут совершить молитву в мечети пророка.

После этого посещают другие священные места паломники, которые совершили хадж. Медина имеет их большое количество, так как пророк жил тут очень долгое время. К примеру, мечети ат-Таква и Куба. Сначала следует совершить омовение, потом посетить Кубу, сотворить там молитву. После этого отправится в мечеть ат-Таква. Также мужчины должны подняться на гору Джабаль. Именно там есть могилы семейства Мухаммеда, а также других верующих, которые погибли возле Ухуды, в битве.

Итак, зачем же посещать эти места, когда хадж уже завершен? Тут кроется одно из наставлений пророка, которое гласит, что совершающий хадж должен поприветствовать могилу его, в ответ он получит то же самое от самого Мухаммеда.