Церковный Православный праздник августа. Борис и глеб

Православный журнал Фома

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

Кто такие Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Стихотворение о Борисе и Глебе.

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

<1977 год Борис Чичибабин >

Основным информационным источником о жизни угодников Божьих, живших в Древней Руси, были и остаются летописи. Составленные много лет назад очевидцами событий, они содержат сведения, считающиеся историками вполне достоверными. По крайней мере, именно эти документы служат в большинстве случаев основанием для канонизации святых. Так было, к примеру, с благоверными князьями Борисом и Глебом. День памяти их православные христиане празднуют ежегодно 6 августа.


Происхождение братьев

Князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший Русь-матушку и уничтоживший на родной земле язычество, являлся счастливым отцом прекрасных сыновей. Братья Борис и Глеб были младшими из его детей. По примеру отца своего мальчики – будущие князья-страстотерпцы – росли богобоязненными и смиренными. С детства родные братья воспитывались вместе. Оба они были доброго нрава, милосердны, отзывчивы, всегда готовые прийти на помощь обездоленным и немощным. Старший Борис много времени с удовольствием проводил за чтением божественных книг, в особенности Священного Писания, жизнеописаний Божьих угодников и трудов святых отцов. Он восхищался подвигами Христовых мучеников и мечтал повторить их путь, о чем часто и пылко молился Господу. Глеб полностью поддерживал и разделял желание брата посвятить свою жизнь Творцу.

Коварный замысел Святополка

Когда братья подросли, повзрослели, Владимир определил каждому из них удел. Бориса он послал на княжение в Ростов, а Глеба отправил в Муром. Жизнь шла своим чередом, и оба брата превосходно справлялись со своими обязанностями. Но когда князь Владимир стал совсем немощен и стар, то получил неутешительное известие о том, что на Русь движутся полчища кочевников, печенегов с целью осуществлять по всей стране грабежи и разорения. Сам князь по состоянию здоровья и за неимением физических сил уже не мог отправиться в поход против недруга. Поэтому поручил выполнение данной миссии Борису. Тот не посмел ослушаться повеления отца и, возглавив многочисленную дружину, двинулся в путь. Он еще не достиг пункта назначения, когда князь Владимир скончался. На престол в Киеве взошел Святополк – старший брат Бориса. Мало того, он задумал страшное: устранить конкурентов – законных наследников умершего князя, имевших все права на власть в столице Руси.


Борис получил известие о кончине отца, когда возвращался из похода в Киев. Вместе с тем, ему было вручено письмо от Святополка, в котором тот клялся брату в любви и дружбе, а также сулил расширить прежние владения родственника. Воины Бориса, узнав об этом, предложили своему предводителю занять стольный град, применив силу, поскольку желали, чтобы именно добрый и мудрый Борис занял место князя Владимира, а вовсе не хитрый и коварный Святополк. Но наш герой остановил своих верных дружинников: ему не хотелось развязывать междоусобную войну. Он порешил, что придет в Киев к брату со словами: «Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» Узнав о намерениях князя, воины отказались продолжать с ним путь в столицу.

Гибель Бориса и Глеба

А Святополк не терял времени зря. Он подослал своих людей к Борису, чтобы те убили брата. Это случилось в воскресное утро: князь находился у себя в шатре и распевал псалмы во славу Божию, когда вдруг туда ворвались незнакомцы и со всех сторон на мужчину посыпались смертельные удары. Удивительно, но Борис не просил убийц о пощаде. Его просьба была иного рода: он хотел успеть помолиться перед кончиной. Она была удовлетворена. Когда же Борис завершил молитву, то повернулся к своим палачам и вымолвил со слезами на глазах: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Слова эти, наполненные любовью и смирением, были последними словами князя. Удар меча, что пришелся прямо в сердце Бориса, оборвал жизнь последнего раз и навсегда.


С Глебом, младшим братом, произошло то же самое: он также погиб от рук убийц, подосланных коварным и бесчеловечным Святополком. Последний выманил брата за пределы Мурома, где тот княжил. Там, недалеко от Смоленска, в устье реки Смядыни его встретили дружинники Святополка. Глеб прекрасно понимал, что ждет его, ведь, отправившись в путь по просьбе Святополка, он уже был в курсе гибели своего старшего брата Бориса. Князь сознательно предпочел смерть жизни без горячо любимого брата, с которым рос вместе, и войне с братом старшим. Но если Бориса похоронили по христианской традиции в Вышгороде, то тело Глеба убийцы не предали земле, а бросили на пустыре, вдали от глаз людских.

Отмщение и обретение мощей

Вскоре о гибели младших братьев своих узнал сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Снарядив войско, князь пошел войной на Святополка. Решающий бой произошел близ места захоронения Бориса. Сражение продолжалось в течение дня, и только, когда солнце стало клониться к закату, войско Ярослава начало брать верх над таковым вероломного убийцы, прибравшего к рукам киевский престол. В итоге Святополк бежал с поля боя, испугавшись такого натиска. Он покинул Русь, а через какое-то время умер от тяжкой болезни.


Таким образом, киевским князем стал Ярослав, прозванный за благочестие свое и ум «Мудрым». Душа его не могла обрести покоя, пока тело младшего брата Глеба не будет найдено и погребено согласно христианским традициям. Организованные Ярославом поиски быстро увенчались успехом: до правителя дошли слухи о том, что под Смоленском на одном из пустырей люди видят свет и слышат пение ангелов. Именно там убили и бросили ни в чем неповинного молодого князя.

Ярослав послал к указанному месту священнослужителей. Те обрели тело Глеба, обнаружив его источающим благоухание и абсолютно не тленным. Мощи князя-страстотерпца представители духовенства с почестями перенесли в Вышгород, где предали земле возле могилы второго погибшего брата – Бориса. Так исполнилось желание двух братьев повторить подвиг многочисленных мучеников, принявших страдания за Христа.

Послесловие

Подвиг князей-страстотерпцев весьма поучителен для нас, представителей современного мира, погрязшего во всяческих пороках. Святые братья своей добровольной гибелью показали, что нельзя отвечать злом на причиненное тебе зло, и даже смертельная угроза не должна быть тому помехой. С другой стороны, Борис и Глеб продемонстрировали важность послушания и покорности воле старших, пусть даже губительных для исполняющих свой долг. Правда, данный факт вряд ли может быть воспринят многими как пример для подражания. В любом случае, князья достойны чести называться святыми, поскольку, во-первых, вели жизнь благочестивую; во-вторых, совершили настоящий подвиг, а в-третьих, после смерти по молитвам к этим угодникам Божьим, в том числе у их мощей совершалось множество чудес. Святые благоверные князья Борис и Глеб являются первыми русскими праведниками, причисленными к лику святых сразу и Русской, и Византийской Церковью. Спустя короткое время после их гибели святителем Иоанном I, митрополитом Киевским была составлена служба угодникам Божьим.

(2 мая по строму стилю) по народному календарю отмечается Борис и Глеб Сеятели. Название праздник взял от церковной даты почтения двух святых – русских братьев-князей Бориса и Глеба. В данный день чествуют перенесения их мощей.

Борис и Глеб жили в 10-11 веке на Русской земле, являлись детьми князя Владимира I. Оба они погибли от рук старшего брата – Святополка. Церковь их признала первыми святыми и назвала мучениками-страстотерпцами. Спустя четыре года князь Ярослав Мудрый, сын Владимира, отомстил за погибших братьев, прогнав Святополка к полякам. Останки Глеба и Бориса были перенесены и вновь погребены в храме Вышгорода.

В народе братьев величали Сеятелями, поскольку продолжалась пора посева яровых культур. Кроме них сажали семена огурца, кабачка и тыквы. Для защиты от утренних заморозков их покрывали смесью из земли и навоза. А для их большой урожайности проводили обряд зарывания в почву песта, используемого совместно со ступой для растирания ингредиентов в порошок.

Пока мужчины сеяли зерно в поле, женщины на день Бориса и Глеба отправлялись в лес собирать росу с березовых листьев. Ею сами умывались для крепкого здоровья и несли в избу – детей умыть. Также росу несли трудящимся мужьям в поле. Вместе с росой с березы собирали молодые листья, их сушили и использовали для чайных напитков.

На Бориса и Глеба Сеятелей подавали голос соловьи. Они пели об окончании весеннего разлива и начале пахотного сезона. Громкое пение соловья извещало о скором лете, ночное - сулило погожий день на утро. В народе считалось за счастье, если соловей случайно залетал в жилище, это предвещало богатство и благополучие в семье. Дабы примета сбылась, следовало тихо отворить окна и двери настежь, бросить птице жменю зерен и выйти из комнаты, оставив ее одну самостоятельно найти выход.

Также дату называли Барыш-днем. Торговцы и спекулянты праздновали день с размахом, накрывали богатый стол и угощали прохожих. Бориса считали покровителем торговли, потому чествовали его память, дабы дела на рынке шли успешно. Если в данный день у них продажа шла хорошо, то весь год доходы предвещали радовать торговца.

Местные знахари на Бориса и Глеба занимались лечением неврологических расстройств с помощью специальных заговоров. А жители отправлялись на ярмарки - день считался удачным для покупки молодняка хозяйственной живности.

Приметы этого дня извещали о будущем. Погожий день предсказывал много ржаной муки к осени. Чистый закат готовил жителей к ясной засушливой летней поре. Если соловей замолкал на день, то готовились к непогоде. Цветение черемухи сулило двухнедельное понижение температуры.

Народный праздник Борис и Глеб отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память невинно убитых мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида).

Другие названия праздника: Борис-Глеб Бессонники, Паликопна, Борис и Глеб Летние.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком - кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

О младших сыновьях Владимира Крестителя историкам известно немного. Борис и Глеб (во крещении — Роман и Давид соответственно) были сыновьями киевского князя от византийской царевны Анны из Македонской династии. Едва мальчики подросли, каждому в удел Владимир отдал по городу: Борису — Ростов, а Глебу — Муром.

Как выглядели княжичи — судить трудно, правда, сохранилось описание внешности Бориса, но записанное полстолетия спустя после его кончины. «Сказание о Борисе и Глебе» говорит, что юноша был «телом красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом».

О Глебе и таких скудных сведений найти невозможно, остается довериться фантазии или иконописной традиции, которая рисует Глеба совсем юным, длинноволосым и безбородым. Вот и все, что сохранилось до наших дней о двух молодых княжичах. Как будто они ничем не выделялись среди прочих отпрысков Владимира.

Надо отметить, что князь Красное Солнышко был многодетным отцом, от разных жен у него родилось несколько сыновей: Вышеслав от скандинавки Оловы, Святополк (по крови — сын убитого Владимиром брата Ярополка), Изяслав, Ярослав и Всеволод — от плененной князем после братоубийства жены Ярополка Рогнеды, Мстислав, Станислав и Судислав от Адельи, Святослав от «чехини» Мальфриды, Позвизд, чья мать неизвестна, и дети Анны Византийской Борис и Глеб.

Борис и Глеб были единственными из его сыновей, рожденными в христианстве, то есть, по мнению Крестителя, наиболее законными его детьми. В них текла кровь византийских базилевсов, которые в то время еще оставались образцом и авторитетом для русских правителей.

По отрывочным летописным записям, Владимир держал Бориса при себе, подумывая именно ему передать великое княжение, даже подчинил ему свою дружину. Однако к моменту смерти родителя Борис отправился в поход на печенегов, а Глеб оставался в своем уделе — Муроме. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли.

На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев в 1015 году. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. © Иконописец Виктор Морозов 2006.

Традиции и обряды на день Бориса и Глеба

Главная традиция в этот день — сбор ягод.

— 6 августа крестьяне начинают заготавливать черемуху. Это в наше время черемуху в пищу употребляют редко, а раньше она считалась вполне нормальной ягодой, да и целебных свойств в ней на Руси находили немало. Соком свежих ягод черемухи лечили различные кожные болезни, которые сопровождались нагноением. В сушеном виде черемуха использовалась для лечения инфекций и воспалений, в качестве закрепляющего средства при диарее, настоем из ягод промывали глаза при конъюнктивите.

— В этот день усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы на день Бориса и Глеба

  • Если на Бориса и Глеба стоит светлая и теплая погода, то будущая зима будет морозной и малоснежной, если же в этот день идет дождь, то и зима будет снежной и теплой.
  • На Бориса и Глеба дозревает хлеб.
  • Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.
  • Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.
  • Если на 6 августа приходится полнолуние, погода в этот день будет такой же до конца лета.
  • Чайки часто на воду садятся – к дождю.
  • Если утром 6 августа шел дождь, то в течение всего дня должна быть солнечная погода.
  • Если в этот день мухи начинали свою возню с утра, значит, день будет солнечным. Если этого не наблюдалось, значит, следовало ждать дождя.
  • Если цыплята в этот день не отходили от своей мамы, то следовало ждать длительных дождей.
  • Низко летающая в небе кукушка предвещала дождь.

Именины 6 августа

Алфей, Анатолий, Афанасий, Боголеп, Борис, Глеб, Давид, Ермоген, Измарагд, Иларион, Именей, Капитон, Николай, Папа, Поликарп, Роман, Фантин, Феофил, Христина (Кристина).

Народный праздник Борис и Глеб Сеятели отмечается 15 мая 2019 года (по старому стилю - 2 мая). В православном церковном календаре эта дата посвящается перенесению святых мощей братьев-великомучеников князей Бориса и Глеба. Праздник прозвали «Сеятелем», поскольку на Руси с этого дня начинали сеять тыкву и огурцы.

История

Борис и Глеб погибли от рук наемников, которых послал старший брат Святополк после смерти их общего отца Владимира I. Это первые русские, которых причислили к лику святых. Они считаются защитниками русской земли.

Первым погиб старший из братьев, Борис. Его тело слуги, которые совершили убийство, тайно доставили в Вышгородский храм Василия Великого. Тело младшего брата, которого убили спустя месяц, находилось непогребенным в районе Смоленска.

Через четыре года Ярослав Мудрый победил старшего брата-убийцу. Тот убежал в Польшу. После этого новый князь Киевский отыскал останки Глеба, перенес их в тот же храм и предал земле рядом с братом Борисом.

Спустя некоторое время храм сгорел, но мощи святых остались невредимыми. В том лично удостоверился митрополит Иоанн, который открыл гроб. Тела Бориса и Глеба оставались целыми, и от них исходило благоухание. На время постройки нового храма мощи страстотерпцев перенесли в часовню. На месте прежней церкви возвели новую, большую пятиглавую. Со всеми полагающимися почестям перенесли останки великомучеников. После этого освятили новый храм.

Традиции и обряды

С этого дня начинает заливаться трелью соловей. В народе говорят, что таким образом он провожает весну и встречает лето. Люди верят, что если поймать эту птицу с белым опереньем, то она принесет семье счастье.

Торговцы просят помощи у святого Бориса в делах и хорошей выручки. По поверью, если 15 мая торговля хорошо идет, то и весь год будет удачным.

Начинается посадка огурцов и тыквы.

Целители и знахари в этот день лечат нервные расстройства.

День благоприятен для покупки мелкой домашней живности, поросят и цыплят.

На Бориса и Глеба начальство не может отказать. Для закрепления успеха перед разговором стоит прочесть специальный заговор.

Приметы

Если весь день тепло - урожай зерновых будет хорошим.

На закате солнце хорошо видно - летом будет мало дождей.

На черемухе распустился цвет и слышно соловья - следует готовиться к похолоданию на 14 дней.

Всю ночь слышно соловья - днем будет солнечно.

Если услышать пение соловья раньше кукушки, то лето пройдет удачно.