Церковь во имя святых захария и елизаветы кавалергардского полка. Церковь св. Захарии и Елизаветы. Церковь Кавалергардского полка Церковь захария и елизаветы

Правоверных Захарии и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Захарьевская ул., 22

В. Ульрих. Приезд Александры Федоровны в казармы Кавалергардского Ее Величества полка 7 мая 1849 г. Около 1851. С оригинала Дюпрессуара (1849). ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Кавалергарды появились в 1724 г. как почетный эскорт Екатерины I, которая позже возглавила их в чине капитана. С той поры шефами полка всегда были Императрицы. При Елизавете Петровне кавалергарды образовали лейб-компанию, у которой имелась освященная 5 марта 1743 походная Введенская церковь. В 1800 полк стал гвардейским. В нем служили преимущественно потомственные дворяне. Кавалергарды отличились в войне с Наполеоном - участвовали в битвах при Аустерлице, Бородине и Кульме.
Сперва полк располагал только походной церковью. В 1803 г. помещения, принадлежащие служащим Запасного двора и придворной канцелярии, обратили в полковые казармы. Вместе с ними в распоряжение полка перешла и Захарьевская церковь, выстроенная в 1740-х из дерева. 9 августа 1752 последовал указ о постройке каменной церкви с двухъярусной колокольней. Утварь в нее привезли из Москвы, и на освящении 5 сентября 1753 г. присутствовала сама императрица Елизавета Петровна.
В 1762 Екатерина повелела: «церкви при оном полку не быть, понеже оный всегда находиться будет, где мой двор», и посему отныне молиться кавалергарды должны были в придворном храме. Однако храм оставили открытым для служащих Запасного двора. В 1779 г. главный иконостас был заменен, но прежний остался на хорах, в освященном 28 февраля 1756 приделе св. Иоанна Богослова. По преданию, этот двухъярусный из атласа иконостас был привезен в XVI веке из Греции и находился с Иваном Грозным под Казанью (в 1844 г. его передали в Оружейную палату).
В 1844 храм был заново отделан; в 1855 арх. К. К. Циглер по проекту по проекту А. И. Штакеншнейдера начал перестройку: возвел колокольню, сделал хоры и установил новый иконостас, который вырезал Иван Владимиров. Государь пожертвовал 3 тыс. руб. серебром на украшение храма. 1 октября 1858 состоялось новое освящение. Во время стройки служили в походной Михайловской церкви.

Неизвестный художник. Иконостас церкви Кавалергардского Ее Величества полка. Вторая половина 1850-х. Литография с тоном. ГРМ (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

В этом виде храм простоял до 1896, когда по плану Л. Н. Бенуа началась его капительная перестройка. От старого здания остались одни стены, изменен был даже план, который приобрел форму греческого креста. 16 мая 1897 произошла торжественная закладка. Постройка на средства вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и офицеров шла быстро, и уже 14 января 1899 военный протопресвитер А. А. Желобовский, служивший до 1888 в этом храме, освятил его в Высочайшем присутствии.


Л.Н. Бенуа. Проект перестройки церкви святых Захарии и Елизаветы Кавалергардского Ея Императорского Величества Марии Федоровны полка в Петербурге. Южный фасад. 1896. ГМИР (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)


Стилизованная под елизаветинское барокко живописная церковь с высоким шпилем на колокольне вмещала 1500 человек и была богато убрана внутри. Благодаря покатому полу (своеобразная новинка) служба была хорошо видна с любого места. Иконостас был поставлен прежний, только отреставрирован. Акад. П. П. Чистяков сделал эскизы наружных мозаичных икон; лепку внутри исполнил П. С. Козлов. Колокола отлил завод Орлова.
Серебряный престол, изготовленный фирмой Фаберже и весивший 13 пудов, подарила З. Н. Юсупова. Светильники из бронзы отливал мастер Н. А. Мельцер; мраморный престол сделала мастерская Ботта. Освещался храм красивым бронзовым паникадилом, датированным 1834 годом.
У клиросов размещались полковые штандарты; в витринах лежали мундиры шефов, Георгиевские кресты и медали солдат; у стены стоял небольшой памятник павшим в войну с Наполеоном. В конце XIX - начале XX веков в присутствии Императрицы 5 сентября торжественно справлялся храмовый и полковой праздник. В каждом эскадроне тоже был свой праздник, во время которого после литургии перед эскадронным образом служился молебен.
Храму от шефов, командиров и офицеров было подарено много ценных вещей: в 1848 Императрица Александра Феодоровна преподнесла золоченные серебряные сосуды; в 1896 кн. С. С. Салтыков в память о сыне-кавалергарде - два украшенных драгоценными камнями образа XVIII века: Христа Спасителя с частицей Ризы Господней и Владимирской Божией Матери; А. Н. Безак - Евангелие в серебряном окладе работы Фаберже. Хранились здесь еще несколько высокохудожественных произведений: «Нерукотворный Спас», который в 1679 царь Алексей Михайлович подарил дьяку Виниусу; два образа на атласе из упомянутого иконостаса XVI века; плащаница 1677 года и вырезанное из слоновой кости изящное Распятие.
В 1891 М. В. Нестеров исполнил для интерьера эскизы мозаичных икон «Воскресение Христово» и «Св. Александр Невский», перед которыми горели серебряные лампады, сделанные в мастерской Фаберже по рисунку проф. Е. А. Сабанеева. 2 декабря 1902 после очередного ремонта церковь была освещена малым освящением.

М.В. Нестеров. Образ Благоверного князя Александра Невского из церкви праведных Захарии и Елизаветы. 1894-1895. ГМИР (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Настоятелем в 1903-1910 был известный богослов прот. Евгений Петрович аквилонов, профессор Духовной академии и будущий протопресвитер, а последним перед революцией - прот. Стефан Васильевич Щербаковский.
К церкви был приписан деревянный Казанский храм в летнем лагере полка, выстроенный в 1905 в Красном Селе.
Поскольку после революции полк был расформирован, то летом 1918 церковь стала приходской. С 1922 церковь - один из центров обновленчества во главе с Александром Введенским. Закрыта по решению президиума Ленсовета от 1 августа 1835, позже переделана под спортзал, в 1948 полностью снесена. На ее месте возведен корпус Военного инженерно-технического университета.

Архивные источники
РГИА Ф.468. Оп.1. Д. 1734; Ф.544. Оп. 1. Д.468 ; Ф.796. Оп.43. Д.200.
ЦГИА СПб. Ф 19. Оп.1. Д. 4668; Оп.31. Д.3641.
Литература
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.4. Ч.2. 1875. С.152-162.
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.6. Ч.1. 1878. С.15.
Воейков В. Н. Икона Спасителя … в церкви Захария и Елизаветы. СПб., 1897.
Цитович Г. А. Храмы армии и флота: историко-статистическое описание. Ч.1. Пятигорск, 1913. С.53-57.
Панчулидзев С. А. История кавалергардов. Т.4. СПб., 1912. С.351-380.
Черепнина Н. Ю. Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга. 1917-1945: справочник. СПб., 1999. С.141-144.

Ист.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: энциклопедия христианских храмов. - СПб. : Лики России; Спас, 2010. - С. 159-160.

Церковь праведных Захария и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку

Церковь располагалась на Захарьевской улице в Литейной части Петербурга, где со времени правления императрицы Елизаветы Петровны жили служащие придворного ведомства, закладка первого каменного храма для которых состоялась в 1752 году. 3 сентября 1756 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны церковь была освящена во имя праведных Захария и Елизаветы.

В.С. Садовников. Церковный парад Кавалергардского полка на Масляном лугу на Елагином острове. 1850-1851. ГРМ. Ежегодно в полковые храмовые праздники (5 сентября - день праведной Елизаветы и 5 октября - день праведного Захарии) на Елагином острове служили молебен и после богослужения на Масляном лугу перед дворцом проходил церковный парад. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Спустя почти полвека, в июне 1803 года высочайшим именным указом здание Запасного двора было приказано перестроить под казармы лейб-гвардии Кавалергардского полка. Так церковь перешла в разряд полковых.
Под сводами храма был устроен придел апостола Иоанна Богослова, в котором располагался складной иконостас с иконами, написанными на атласе. По преданию это был иконостас походной церкви Ивана Грозного, бывшее при нем во время похода в Казань. Иконостас находился в храме с середины XVIII века до 1844 года, когда по приказу Николая I был передан в Эрмитаж, а затем в Оружейную палату. Придел с заново установленным иконостасом просуществовал до 1855 года, когда по случаю столетнего юбилея храма было принято решение о ремонте всей церкви. Работы по разработке плана перестроек и составлению сметы были поручены А. И. Штакеншнейдеру. К этому времени относятся устройство малых хоров, замена каменного пола паркетным, изготовление нового иконостаса и реставрация старых образов.

Во второй половине 1890-х годов церковь праведных Захария и Елизаветы при лейб-гвардии Кавалергардском полку, построенная еще в эпоху Елизаветы петровны, подверглась серьезной перестройке. Для организации работ, приуроченных к столетнему юбилею полка, была образована комиссия. Архитектор Л. Н. Бенуа по просьбе офицеров Кавалергардского полка составил проект, получивший 21 февраля 1897 года одобрение августейшего шефа полка - вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Торжественная закладка храма состоялась 16 мая 1897 года. Несколько ранее, в апреле того же года, началось строительство здания на средства, выделенные императором Николаем II, императрицей Марией Федоровной и офицерами полка. После завершения всех капитальных работ в ноябре 1897 года в еще не отделанном храме была размещена походная церковь. 14 января 1899 года в присутствии императорской семьи и всего полка протопресвитером А. А. Желобовским было проведено освящение храма.
По сути, используя старые стены, архитектор возвел новый храм. В его внешнем облике, в общей динамике архитектурных форм легко угадывались черты барокко, выбранного Л. Н. Бенуа в качестве стилистического прототипа. О елизаветинской эпохе напоминали характерная форма главок, украшенных рельефными позолоченными орнаментами, круглые окна-люкарны в крыше трапезной, лучковые фронтоны, резные ажурные двери с мелкими зеркальными стеклами.
В отделке фасада и интерьера церкви принимали участие знаменитые мастера. Наружные мозаики были выполнены по оригиналам П. П. Чистякова, образа «Воскресение Христово» и «Благоверный князь Александр Невский» написал М. В. Нестеров, а престол, подаренный храму княгиней З. Н. Юсуповой, исполнила фирма К. Фаберже. Среди предметов, перенесенных в новый храм из старого, выделялся высокий барочный иконостас. Каждый эскадрон и каждая команда полка имели в церкви свою особую икону и отмечали так называемые эскадронные праздники с непременными водосвятными молебнами. Все образа усердием офицеров были украшены серебряными ризами, имели богатые позолоченные киоты.
Церковь, как и другие подобные храмы. Исполняла роль полкового музея. В ней хранились полковые штандарты, мундиры шефов полка, георгиевские кресты и медали солдат и офицеров, а возле ее стены возвышался небольшой памятник кавалергардам, павшим в воне с Наполеоном.
В 1919-1923 годах настоятелем храма был протоиерей Александр (Введенский), ставший впоследствии первоиерархом обновленческой Церкви. 1 июля 1935 года храм был закрыт и переделан под спортзал. В 1948 году его снесли, соорудив на этом месте корпус Военно-строительного училища имени А. Н. Комаровского.

Ист.: Религиозный Петербург /сост. П. Климов; государственный Русский музей. - СПб., 2004. С. 274, 383.

Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка


Захарьевская улица, 22

Церковь заложена в 1752 г. по повелению Елизаветы петровны. Освящение состоялось в сентябре 1756 г. в присутствии императрицы. Церковь построили для чиновников и служивших при Запасном дворе, в 1806 г. с перемещением Кавалергардского полка она стала полковой. На протяжении всего существования первой церкви внешний вид ее оставался неизменный, менялась лишь отделка интерьера. Наиболее значительной была переделка 1856 г.: тогда возобновили иконостас, установили вместо кирпичных гранитные колонны, настелили паркетный пол. До 1844 г. в церкви находился придельный храм во имя апостола евангелиста Иоанна Богослова, устроенный под сводами, которые были разобраны в 1856 г. Здесь хранился иконостас походной церкви, все иконы которого были писаны на белом атласе по золотому фону. иконостас как памятник истории и культуры России XVIII в 1846 г. передали в Оружейную палату в Москву. Первая церковь была однопрестольной, каменной; купол и колокольня ее - деревянными, иконостас - трехъярусным; иконы были писаны на черном фоне.

Святынями церкви являлись напрестольный крест с частицами святых угодников; серебряные литургические сосуды, пожалованные полку его шефом императрицей Александрой Федоровной; икона Богоматери, именуемая "Трех радостей", которой в 1848 г. Александра Федоровна благословила полк в Венгерский поход. В церкви хранились штандарты полка, украшенные Георгиевскими крестами в память об Отечественной войне 1812 г. Между штандартами на мраморном пьедестале стояла серебряная доска с именами погибших и раненых офицеров и с указанием числа убитых и раненых нижних чинов. В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.

В 1897-1899 гг. по проекту архитектора Л. Н. Бенуа на месте прежней была возведена изящная, стилизованная под барокко, церковь. В отделке ее интерьеров принял участие М. В. Нестеров, выполнивший мозаичные иконы. Утварь была изготовлена знаменитой фирмой Фаберже. В новую церковь из прежней перенесли иконостас и штандарты.

Здание снесено в 1948 г.

Ист.: Длужневская Г. Утраченные храмы Петербурга. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2003. С. 130-132.

Храм Захария и Елизаветынаходится в подгорной части Тобольска. Это одна из красивейших церквей города.

Храм построен в стиле сибирского барокко. Он был рассчитан на большое количество людей. Эта церковь была наиболее посещаема, так как находилась в самом оживленном месте Тобольска в начале Пятницкой улицы, которую заселяли богатые купеческие фамилии, поэтому приход храма отличался особым достатком и это сказывалось на его внутреннем убранстве. Вокруг церкви — красивая металлическая ограда на каменных столбах.

В планировочной структуре нижнего города она занимала главенствующее место. Расположенная на Базарной площади, вместе с Богородицкой церковью и другими зданиями, она формировала торгово-административный центр города. Строилась церковь долго, почти 17 лет, в период с 1758 по 1776 годы, и была освящена в 1776 году. На ее месте прежде стояла деревянная, построенная при митрополите Сильвестре в 1752 году, но она сгорела через 5 лет. Поэтому было решено возвести каменный храм. Церковь строилась каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту, присланному из Петербурга, относящемуся к школе В. Растрелли.



В процессе реставрации:

Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка

Захарьевская улица, 22

Захарий - отец Иоанна Крестителя, священник, принадлежавший к древнему священническому роду. До преклонных лет он был бездетным. Когда ему в храме было видение ангела, возвестившего о рождении сына, Захарий усомнился, за что был поражен немотою и разрешен от нее только после исполнения данного ему обетования. У него родился сын Иоанн, предназначение которого Захарий воспел торжественной песней.

Елизавета - жена Захария и мать Иоанна Крестителя была родственницей Марии, она первая, после Благовещения, приветствовала ее как Благословенную между женами и как Матерь Божию.

Церковь заложена в 1752 г. по повелению Елизаветы Петровны. Освящение состоялось в сентябре 1756 г. в присутствии императрицы. Церковь построили для чиновников и служивших при Запасном дворе, в 1806 г. с перемещением

Кавалергардского полка она стала полковой. На протяжении всего существования первой церкви внешний вид ее оставался неизменный, менялась лишь отделка интерьера. Наиболее значительной была переделка 1856 г.: тогда возобновили иконостас, установили вместо кирпичных гранитные колонны, настелили паркетный пол. До 1844 г. в церкви находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный под сводами, которые были разобраны в 1856 г. Здесь хранился иконостас походной церкви, все иконы которого были писаны на белом атласе по золотому фону. Иконостас как памятник истории и культуры России XVIII в. в 1846 г. передали в Оружейную палату, в Москву. Первая церковь была однопрестольной, каменной; купол и колокольня ее - деревянными, иконостас - трехъярусным; иконы были писаны на черном фоне.

Святынями церкви являлись напрестольный крест с частицами святых угодников; серебряные литургические сосуды, пожалованные полку его шефом императрицей Александрой Федоровной; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей», которой в 1848 г. Александра Федоровна благословила полк в Венгерский поход. В церкви хранились штандарты полка, украшенные Георгиевскими крестами в память об Отечественной войне 1812 г. Между штандартами на мраморном пьедестале стояла серебряная доска с именами погибших и раненых офицеров и с указанием числа убитых и раненых нижних чинов. В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.

В 1897 - 1899 гг. по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа на месте прежней была возведена изящная, стилизованная под барокко, церковь. В отделке ее интерьеров принял участие М. В. Нестеров, выполнивший мозаичные иконы. Утварь была изготовлена знаменитой фирмой Фаберже. В новую церковь из прежней перенесли иконостас и штандарты.

Здание снесено в 1948 г.

Изображение первоначальной церкви 1751 - 1752 гг. на плане Санкт-Петербурга Трускотта 1753 г. :

При всех дальнейших перестройках (в том числе и самой последней по проекту Л.Н.Бенуа) сохранялась композиция церкви с колокольней.

В начале XIX в. при строительстве казарм Кавалергардского полка фасады церкви получили новую отделку в стиле классицизма по проекту Л.Руска (был ли при этом изменен и интерьер, мне неизвестно). Вот лист из альбома чертежей Л.Руска (A, лист XV; на сайте - стр. 100):

Совершенно ясно, что такая отделка не могла быть у первоначальной церкви, построенной в эпоху барокко.

В пояснениях к чертежам (стр. 27 (на сайте - 45) Руска ограничился одной фразой:

"La Planche XV nous donne l"élévation de l"eglise." - "На листе XV показан фасад церкви." Из нее не видно, был ли проект осуществлен, однако старые изображения церкви до последней перестройки (фото 6, 8) свидетельствуют о том, что он был осуществлен. (Видны только небольшие отличия в форме верха колокольни и завершения основного объема - вероятно, это результат переделок середины XIX в.)

Как это ни странно, о переделке Руска ничего не сказано ни в "Историко-статистических сведениях", ни в "Лаврах, монастырях и храмах", ни в "Храмах армии и флота" Цитовича (везде говорится, что церковь якобы сохранялась в первоначальном виде), ни в "Святынях Санкт-Петербурга" (написано только о более поздних переделках, причем в даже говорится о том, что колокольня якобы построена только в 1856 - 1858 гг. К.К.Циглером фон Шафгаузеном - что вообще является недоразумением).

А вот еще некоторые чертежи из альбома Руска.

A, лист XI (на сайте - страница 93). Фасады по Захарьевской (вверху) и Шпалерной улицам. Церковь стояла между двумя трехэтажными корпусами с безордерными фасадами. Рядом - одноэтажный корпус и боковой фасад

). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению - церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.

Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.

Архитектура

Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.

Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII - первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «обыкновенный дом со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».

Церковь построена с необычной колокольней - по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов. Местные жители привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой половины XIX века - православный храм.

Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к западной культуре, поэтому им был заказан именно такой проект.

История

После включения в 1783 году Крыма в состав Российской империи и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции крымских татар территорий, необходимость строительства православного храма стала очевидной.

Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.

Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.

В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.

«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», - упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.

Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).

Архивные данные сообщают о дате постройки церкви - 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».

Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа Священного Синода от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.

Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.

Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в христианской церкви как прародители Иоанна Крестителя.

Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.

Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.

Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.

Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением - татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан - 2087 человек. Духовных лиц - 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.

С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской женской гимназии, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии - около 500 руб.

360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники - 120 руб.

В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.

Октябрьская революция изменила ход исторического развития.

В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.

В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:

«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».

С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой Отечественной войны вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской спортивной школы со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской Православной Церкви ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».

Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.