Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в. История психологии (Ярошевский М. Г.) М г ярошевский история психологии

Михаил Григорьевич Ярошевский

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915-2001) - отечественный психолог, ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии.

Биография . В 1945 г. под руководством С. Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Учение Потебни о языке и сознании». С этого же времени работал в секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951 по 1964 г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов «Вопросы истории естествознания и техники» и «Психологического журнала».

Исследования . Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметно-логическим, научно-социальным и личностно-психологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 712.

Ярошевский Михаил Григорьевич (р. 1915 г.). Ученый-психолог; профессор, доктор наук. Выпускник Ленинградского университета. После защиты кандидатской диссертации в 1945 г. (в Москве) стал сотрудником сектора психологии в Институте философии АН СССР. Во время борьбы с «космополитами» Ярошевский был вынужден оставить институт и уехать в Сталинобад (Таджикистан), где он организовал две кафедры и лабораторию экспериментальной психологии при университете и педагогическом институте. В Институте психологии в Москве защитил докторскую диссертацию. В 1965 г. создал и возглавил сектор психологии научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР. В этом институте работает и сегодня.

В феврале 1938 г. в Ленинграде была раскрыта большая террористическая организация. Согласно «данным» НКВД, основной костяк организации составляли студенты и аспиранты Ленинградского университета. В руководящую тройку входили: Лев Гумилев , Теодор Шумовский 1) и Иерихович. Основные задачи организации: покушение на А.А. Жданова , взрыв Дворцового моста во время первомайской демонстрации и т. п. Организация была тщательно законспирирована и разбита на боевые группы-тройки, члены которых знали только своего старшего, чтобы в случае ареста исключить большие провалы. Аспирант Ярошевский был арестован как руководитель одной из таких групп.

После пыток Ярошевский подписал все предъявленные ему обвинения. Более года он находился в «Крестах», ожидая своей участи (вместе с ним «сидел» актер А. Дикий ). Но после того, как сняли Ежова , дело Ярошевского было пересмотрено, и он был (как и некоторые другие, проходившие по этому делу) амнистирован.

Ярошевский - составитель и один из авторов сборников статей «Репрессированная наука», издаваемых издательством «Наука» в Санкт-Петербурге. Вышло в свет два выпуска в 1991 и 1994 г. Статьи сборников повествуют о советской науке в сталинскую эпоху (1930-1950-е годы), освещают судьбы ученых, репрессированных по идеологическим или политическим мотивам. В одной из статей сборника (1994) Ярошевский пишет:

«Пагубность глобального сталинского террора для будущего страны, для исторических судеб ее народов преувеличить невозможно. Жертвой террора стала преимущественно наиболее работоспособная часть населения - та возрастная категория, которая, аккумулируя лучшие силы нации, определяет ее процветание. И не только в данный актуальный исторический период. Разрушался генофонд народа, его творческий потенциал. И это, конечно, не могло не предопределять ослабление энергии следующих поколений, в том числе и тех, чьими талантами обусловлен научно-технический прогресс. Волна кровавых репрессий поглотила и часть студенческой молодежи, считавшейся властями потенциально опасной для тоталитарного режима. Как известно, в дореволюционной России передовое студенчество приносило властям немало неприятностей и хлопот. Оно в борьбе за новую Россию действовало активно, нередко студенты становились на путь террора. Со свойственной им инертностью мышления сталинские сатрапы переносили стереотипы прошлого на новые времена. В среде студенчества органы НКВД искали террористов. Если их не было, следовало их придумать. О том, что в итоге истреблялась молодежь, служащая резервом будущей науки (и тем самым наносился непоправимый ущерб этому будущему), свидетельствуют прецеденты, когда в силу случайного стечения обстоятельств студенты и аспиранты, оказавшиеся в застенках НКВД, уцелев, становились известными учеными. Им повезло. Но сколько молодых людей, которые могли бы составить славу отечественной науки, погибли в безвестности в этих застенках и во мраке ГУЛАГа».

Примечания

1) Т.А. Шумовский - крупный ученый-арабист, ученик академика И.Ю. Крачковского . Автор воспоминаний «Лестница к солнцу, или Между двумя сроками» (Уроки гнева и любви. Вып. 7. СПб., 1994. С. 105-133).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

Далее читайте:

Учёные (биографический справочник в проекте 1937-й и другие годы. Репрессированное поколение).

Сочинения:

Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX века, М., 1961; История психологии, М., 1966; Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л. И. Анцыферовой); Сеченов и мировая психологическая мысль, М., 1981; Психология в XX века; Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990 (ред., совм. с А. В. Петровским); Л. Выготский в поисках новой психологии. СПб., 1993; Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996.

Ярошевский М.Г. - об авторе

Окончил ЛГУ. Во время учёбы в ЛГУ был репрессирован, но после ареста Ежова выпущен. В 1945 под руководством С. Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение Потебни о языке и сознании». С этого же времени работал в секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. Во время кампании борьбы с «космополитами» уехал в Таджикистан. С 1951 по 1964 организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Был членом редколлегий журналов «Вопросы истории естествознания и техники» и «Психологического журнала».

Учениками М. Г. Ярошевского является ряд известных современных российских психологов, в частности, Т. Д. Марцинковская и др. Именно М. Г. Ярошевский явился автором статьи «Кибернетика — наука мракобесов», давшей начало идеологической кампании против кибернетики в СССР. Впоследствии сожалел об авторстве этой статьи и издал сборник о репрессиях в советской науке.

Ярошевский М.Г. - книги бесплатно:

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной...

Возможные форматы книг (один или несколько): doc, pdf, fb2, txt, rtf, epub.

Ярошевский М.Г. - книги полностью или частично доступны для бесплатного скачивания и чтения.

(22.08.1915, Херсон — 22.03.2002, Москва) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Доктор психологических наук (1962), профессор (1963). Почетный академик РАО (1993). Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1994). Действительный члн Академии педагогических и социальных наук (1996). Член Центрального совета Общества психологов СССР. Член редколлегий ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В 1997 (совместно с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г. И. Челпанова 1-й степени (совместно с В. В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы». В 1937 г. Ярошевский окончил факультет русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С. Л. Рубинштейном . В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева . В 1939 освобожден и благодаря содействию С. Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре. (Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941— 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и старшим преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического института (Таджикская ССР). С 1943 г. Ярошевский — аспирант кафедры психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова , где в 1945 г. под руководством С. Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию: «Учение А. А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института. С 1955 г. — заведующий кафедрой психологии Кулябского педагогического института. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического института и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного университета. В 1962 г. защитил в качестве докторской диссертации свою первую монографию: «Проблема детерминизма в психофизиологии ХIХ века» (1961). В 1965—1968 гг. работал старшим научным сотрудником Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность заведующего сектором «Психологии научно-технического творчества» (позднее преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. — главный научный сотрудник ИИЕиТ РАН. Основные труды Ярошевского относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Ярошевский выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Ярошевским направления — исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: русский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Ярошевский инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ З. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе. Совместно с А. В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в соавт. с А. В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в соавт. с А. В. Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А. В. Петровским, 1998,1999, 2002, 2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М., 2000). Ярошевский также автор и соредактор с А. В. Петровским словарей — «Краткий психологический словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в ХХ столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (1974, в соавт.); «Сеченов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психология науки» (1995); «История психологии от античности до середины ХХ столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.

А. В. Юревич, В. В. Умрихин

Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в.

От автора

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.


Обратно в раздел

(1915-2001) - рос. сов. психолог, известный г. о. своими работами по истории психологии и научной методологии, автор более 50 книг в области истории психологии от античности до современности. Основные работы: "История психологии" (1966); "Психология в XX столетии" (1971); "И.М. Сеченов и мировая психологическая мысль" (1981); "Л.С. Выготский : в поисках новой психологии" (1993).

Психологический словарь. И. Кондаков

Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) - отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Учение Потебни о языке и сознании". С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов "Вопросы истории естествознания и техники" и "Психологического журнала".

Ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии. Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметно-логическим, научно-социальным и личностно-психологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности.

Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;
История психологии. 1966;
Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л.И. Анцыферовой);
Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;
Психология в XX в.;
(Ред.) Краткий психологический словарь. (совм. с А.В. Петровским)

История психологии в лицах

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915-2001) - российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: Вопросы психологии, Психологический журнал и др.

В 1997 (совместно с А.В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях и премии Г.И. Челпа-нова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: Выдающиеся психологи Москвы.

В 1937г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С.Л. Рубинштейном.
В 1938г. был репрессирован в связи с делом Л.Н. Гумилева.
В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991г.).
В 1941 - 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943г. Я. - аспирант кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис: Учение А.А. Потебни о языке и сознании.
В 1945 - 1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва).
С 1951г. - ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та.
С 1955г. - зав. кафедрой психологии Куляб-ского педагогического ин-та. В 1960-1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического ин-та и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного ун-та.
В 1962г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века (1961).
В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР.
В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность зав. сектором Психологии научно-технического творчества (позднее преобразованный в сектор Социальной психологии науки) ИИЕиТ АН СССР.
С 1989 по 1997 г. -гл.н.с. ИИЕиТ РАН.

Основные труды Я. относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки (Психология науки / в соавт., М., 1998.).

интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонен-тный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Я. направления - исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку (Наука о поведении: русский путь, М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980-1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе.

Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. (История психологии / в соавт., М., 1994; История и теория психологии / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; Основы теоретической психологии / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1998; Психология (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; Теоретическая психология / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей - Краткий психологический словарь, М., 1985, 1998; Психология. Словарь, М., 1990. Автор монографий: История психологии (1966, 1976, 1985); Психология в XX столетии (1971, 1974); Развитие и современное состояние зарубежной психологии (1974, в соавт.);