Временная лента. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени

В настоящий момент мы создали уникальную базу данных: внесли факсимильные постраничные изображения 3000 книг ХIХ – начала ХХ века, 3900 редких карт и более 20 000 исторических иллюстраций и фотографий. Эти исторические труды, энциклопедии, сборники документов, графика не переиздавались почти 100 лет - люди о них просто не знают.

Проект «Руниверс» рассчитан и на профессиональных историков и на заинтересованных школьников. Ежегодно сайт посещают 1,5 млн человек, они скачивают полмиллиона томов из нашей библиотеки. Именно они и являются нашей аудиторией.

Постепенно наш проект перешел к новому этапу своего развития - визуализации накопленных на сайте исторических данных. Именно так была создана «Лента времени».

Непрерывность истории

Мы хотели не просто расположить на временной шкале различные события из истории России, а представить их в контексте мировой истории. В школе и в институтах сначала изучается история Древнего мира, потом Средневековья, потом зарубежная история Нового и Новейшего времени и в отдельных учебниках - история России.

Получается, что российскую историю у нас традиционно изучают отдельно от мировой. Из‐за этого возникают многие заблуждения, которые удалось бы избежать, если бы учебный и научный процессы были выстроены правильно. На «Ленте времени» исторические события расположены параллельно. Это позволяет сравнивать и сопоставлять мировую и российскую историю, время царствования правителей России и Европы, важнейшие войны и события в истории нашей страны.

скриншот сайта проекта

После школы у людей редко возникает представление о непрерывности русской истории, она воспринимается фрагментарно. Например, все знают про Петра I, а следующий известный правитель - Екатерина II . А ведь между ними уместилось 37 лет, три императора и три императрицы! Наш проект позволяет взглянуть на историю страны без разрывов.

О временном охвате

Даты начала и окончания первого таймлайна выбраны ключевые для российской истории: 1462 год - год начала правления Ивана III , при котором сформировалось единое Русское государство, и 1917 - год, когда Российская империя перестала существовать. Этот базовый событийный ряд мы разделили по тематическим разделам: присоединение земель, войны, правители России, Англии, Австрии, Польши, Франции, Швеции. Все события снабжены аннотациями, которые составили научные консультанты «Руниверса».

Мы сделали второй таймлайн - «Средневековая Русь 839-1462» - отражающий историю с 839 по 1462 годы. Планируем в этом году ещё один - с 1917 года по наши дни.

О трудностях

Для создания первой версии «Ленты времени» с 1462 по 1917 год потребовалось полтора года работы историков и программистов. «Средневековую Русь 839-1462» сделали за полгода. В подготовке материалов участвуют ведущие специалисты по российской истории: профессор исторического факультета МГУ Антон Горский, профессор Российского государственного гуманитарного университета Игорь Курукин.

Главная сложность при работе над таймлайнами - отобрать из множества фактов те, которые наиболее точно будут отражать характерные исторические процессы. Для таймлайна по Средневековой Руси было очень сложно отобразить линейно смену великих князей из различных княжеств.

Перед проектом «Лента времени» мы выпустили серию бумажных книг в формате раскладывающегося альбома, снабженных иллюстрациями и картами. В этом году две из них издали на английском языке. Постепенно все они в виде таймлайнов будут появляться у нас на сайте. Мы планируем выпустить книги об эпохе правления Петра I и о правителях Москвы.


скриншот сайта проекта

У нас в планах создать хронологические ряды по политическим, конституционным, экономическим, научно‐культурно‐образовательным, военным, религиозным событиям для России и для основных европейских стран. По мере расширения проекта пользователь сможет создать свою ленту времени из интересующих его тем и фактов. Есть идея адаптировать «Ленту времени» для школах, чтобы их можно было смотреть на интерактивных досках.

Детище команды Timeline JS. Позволяет создавать ленты событий с привязкой к картам Google Maps. По функционалу и простоте — выше всяких похвал. Хотя сервис традиционно рассматривается как инструмент для создания интерактивных карт, с его помощью можно делать афиши или представлять биографию героя.

Моя персональная любовь в мире сервисов по созданию таймлайнов. Ленты времени получаются емкими и объемными, потому что можно использовать фото, видео, аудио, зашивать ссылки.

Тут можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана, настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов. Все прелести доступны в бесплатной версии с одним ограничением — создать можно только одну ленту времени и нельзя получить embed-код для встраивания на сайт или блог. Если не хватает средств на платный тариф, можно зарегистрировать неограниченное количество имейлов — даже подтверждение не потребуется


Таймлайн в сервисе Сутори не похож на привычные горизонтальные ленты времени. Здесь вы нанизываете на вертикальную ось, по которой читатель продвигается сверху вниз, различные виды контента. Это может быть текст, фото, видео или аудио с описанием, а также интересные факты, опросы, тесты или обсуждения. Временные промежутки настраиваются произвольно и зависят от того, в каком месте на вертикальной оси вы нажмете кнопку «плюс». Инструмент позволяет рассказывать различные медиаистории, но визуально проект будет выглядеть как основанный на хронологии.


Сервис позволяет создать бесплатно до трех таймлайнов студентам, но при регистрации зачетную книжку никто не требует. Интерфейс стилизован под олдскульный приемник, что можно превратить в фишку материала. Значимость событий задается пользователем и отображается на шкале размером шрифта. Читатель нажимает на заинтересовавший его таймпоинт и узнает больше. Иллюстрации отображаются на параллельной шкале наверху, это непривычно. Добавить видео- или аудиофрагмент нельзя. Результат встраивается на сайт или блог с помощью embed-кода.

В Рунете сервис практически не используется.


Сервис создает временные графики на основе текста. Добавить к событиям фото или другой мультимедийный обвес нельзя.


Сервис похож на StoryMap JS: тоже выстраивает таймалайны в привязке к геометкам, позволяя отмечать не только дату и время события, но и место, где оно произошло. В результате получается хронологическая презентация.

Готовую историю можно встроить на сайт или блог с помощью embed-кода с автозапуском (пользователь будет перемещаться от точки к точке с интервалом в 15 секунд). Есть возможность сохранить данные в виде таблицы CSV, которая содержит только текстовые данные о местоположении, времени и описания событий; в формате KML (позволит загрузить презентацию для просмотра в Google Maps или другой картографический сервис) или в PDF. Сервис легко освоить, он бесплатный и хорошо русифицирован.

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Счет лет в истории».

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3. Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, век, календарь.

Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.

План урока:

1.Историческая хронология.

2.Календарь.

3.Наша эра и лента времени.

Ход урока

1.Организационный момент.

Беседа с классом

Угадайте, о чем идет речь:

Без крыльев, без рук оно.

Быстро летит, не догонишь его. (время)

Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями. Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие?

2.Изучение нового материала.

1). Историческая хронология.

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории »

Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.

Последовательность исторических событий во времени называется хронологией . (хронос и логос)

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.

Век – 100 лет

Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.

Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.

    1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.

    Если сейчас 2015 год, то какой сейчас век? (21 век).

    862год. Это какой век? (9век).

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

X =10, его половина V=5

Например - 9 век, как IX (10-1)

2). Календарь.

Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.

3). Наша эра и лента времени. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

До нашей эры Наша эра

    Обобщение и закрепление нового материала.

Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач..

Решите задачи :

1.Согласно легенде, город Рим основан (753 г. до н.э) сыном бога войны Марса Ромулом. Подумайте, мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх (776 г. до н.э) и мог ли он в них участвовать? ответ обоснуйте (арифметически)

2.Отметьте на линейки времени: XVI век, IIX до н.э., 1701 г, 56 г. до н.э

3.Наполоеновская армия вторглась в нашу страну чз 1779 лет после распятия Иисуса Христа в возрасте 33 лет? Отметьте на линейки времени эти даты. И подсчитайте год, когда Наполеон вторгся в Россию?

4. Определи век:

1256 год - …

400 год - …

35 год до н.э. - …

1900 год - …

201 год - …

2010 год - …

1645 год - …

100 год - …

102 год до н.э. - …

723 год - …

25 год до н.э. - …

Д/З: параграф 2

В тетради письменно сделать следующие задания:

1. Составить 3 задачи на счет лет в истории.

2. Записать римскими цифрами:

6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …

3.Записать арабскими цифрами:

V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII -

4.Определить век:

1232 год - …577 год - …48 год - …28 год до н.э. - …1703 год - …308 год - …2001 год - …

function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Викизнание

Лента времени - графическое представление последовательности событий, прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы. Ленту времени используют для того, чтобы представить ход времени.С амая правая точка - год, в котором мы живем. Левее будут располагаться предшествующие годы или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить. Чтобы проще было вести счет большим промежуткам времени, каждые сто лет считаются одним веком. Века обозначают римскими цифрами: XX - двадцатый век, XVIII - восемнадцатый век. Для создания «Ленты времени» используйте сервисы: Dipity.com, Timetoast.com, Timerime.com, ClassTools, Timeline

Функции Dipity.com Timetoast.com Timerime.com ClassTools, TimeLine
Общие сведения Один из самых известных сервисов. Время можно "увидеть" в разных вариантах: собственно, лента времени, книга быстрого просмотра (похоже на слайд-шоу), список или карта. Возможна совместная работа. Сервис замечательный, но временами работает очень медленно. Бесплатный аккаунт позволяет создать только 3 ленты, в каждой ленте не более 150 событий. На каждое событие можно добавить фото, видео, текстовое описание, гиперссылку. Сервис позволяет размещать события в хронологическом порядке. Линия (шкала, лента, линейка) времени служит для создания временно-событийных линеек – на линейку времени наносятся события, таким образом получаем историю развития события, личности, эпохи и т.п. Хронология событий будет включать в себя фиксированную дату, описание, ссылку; можно вставить ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием. В события можно добавлять текст, видео, графику, звук (mp3). Есть возможность совместной работы. В бесплатной версии ограничение на хранение в 50 Мб., количество событий на ленте не больше 100, видео можно добавлять только с YouTube. Cлужит для создания временно-событийных линеек – на линейку времени наносятся события, таким образом получаем историю развития события, личности, эпохи и т.п. События можно представлять в виде текста, картинки или видео. Событие описывается, можно вставить ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием.
Функции Музыка,Фильм,Наука и технологии,Бизнес,Политика,Биография,Искусство и культура,Личный,История Печать "Хронологии" в формате PDF Настройка заголовков сайта, и специальный субдомен собственной школы (например, college.timerime.com)
Регистрация После традиционной регистрации (выбор имени и пароля, указание e-mail, cогласие с правилами сайта) Минимум функции при регистрации После традиционной регистрации (выбор имени и пароля, указание e-mail, cогласие с правилами сайта)
Язык Английский Английский Английский Английский
Пример

· Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?

В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления .

Ø Исторический словарь

Летоисчисление (эра) –отсчет исторического времени отопределенного момента.

Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.

В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют

наша эра (новая эра )илиэра от Рождества Христова .

События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э. , или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение«н.э.»написьме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.

Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием) .Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие .

Ø Это интересно

- Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.

- В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.

Чтобы представить движение времени в истории, используют линию(ленту) времени .Это прямая линия,на которой нанесены временныепромежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.

Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это

101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.

Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век. Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.

Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 1101-1200 1201-1300 1901-2000
гг. гг. гг. гг.
I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. XX в.

· Работая в парах, попросите друг друга вспомнить новые слова, употребленные в тексте и объяснить их смысл. По учебнику проверьте правильность ответа.

· Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

Календарь и его виды

· Как и для чего люди составляли календари?

Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать

календари .

Ø Исторический словарь

Календарь –система счета больших промежутков времени,сделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первых дней месяца, приходящихся на время, близкое к новолунию.

Существует три вида календарей – лунные , связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год–промежуток времени,приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-

солнечные ,основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земливокруг Солнца.

Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток.

Точность календарей – свидетельство того, что люди знали математику, астрономию, понимали законы природы. В современном мире наиболее распространен солнечный календарь.

Ø Это интересно

В 46 г. до н.э. римский правитель и полководец Юлий Цезарь ввел юлианский календарь .Чтобы сделать его более точным,один разв четыре года добавлялся один день, т.е. после трех обычных лет следовал високосный год.

4 октября 1582 г. папой римским Григорием XIII был введён григорианский календарь ,в котором были убраны лишние10суток. Так, в католических странах, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Также, из каждых 400 лет убирали по три високосных года, общее количество которых стало не 100, как в юлианском календаре, а только 97. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем », а григорианский календарь – «старым стилем ». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.

В Советской России календарь «нового стиля» был введен в январе 1918 года (после 31 января наступило 14 февраля). В связи с этим, появилась традиция отмечать Старый Новый год, так как 14 января соответствуют 1 января по старому стилю.

· Расскажите, что в тексте было для вас известным, а что новым.

· Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

4. Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

Ø Памятка для решения хронологических задач

1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку – начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. На линии времени запишите условие задачи (годы).

5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

Ø Образцы исторических задач и их решений:

1. Задачи на установление века, в котором произошло событие

каком веке произошло событие, если известен год?).

В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло?

Ответ: прошло16полных веков от начала нашей эры и еще63годаследующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке.

2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие,если известна его дата?).

Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.). до сегодняшнего дня?

Ответ: 2015– 1223 = 792года


Похожая информация.