Таможенная территория рф. Понятие таможенной территории и таможенной границы

- 108.50 Кб

1. Понятие таможенной территории

2.Свободная таможенная зона.

3.Таможенная граница

4.Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу

Список литературы

  1. Понятие таможенной территории

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы.
Составными частями таможенной территории являются: сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство надними.
Сухопутной территорией является вся суша, находящаяся в пределах его границ.
К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, а также воды рек, озер, иныхводоемов.
Территориальные воды (море) - это прибрежные морские воды ширине и 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии - в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Острова за пределами территориальных вод, как правило, принадлежат ближайшему прибрежному государству.
Воздушную территорию составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается, но не касаетсякосмоса.
Под континентальным шельфом понимается морское дно и недра пол водных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. На континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет свои суверенные права. В районе континентального шельфа осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками, сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Относительно исключительной экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа.
Исключительная экономическая зона рассматривается в качестве части открытого моря с изъятиями в пользу прав прибрежного государства. Указанные права и юрисдикция - это не результат территориального верховенства (суверенитета) государства над районами зоны, а следствие международной договоренности, т.е. эти права и юрисдикция имеют международно-правовое происхождение и конвенционную основу. В таможенную территорию не входят отдельные участки государственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады.

2. Свободная таможенная зона


Под свободной таможенной зоной имеется в виду территория, на которой иностранные товары размещаются и используются в соответствующих границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Под свободным таможенным складом понимается закрытое помещение или открытая площадка, в пределах которых иностранные товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регулирования. Товары размещаются и используются на указанных территориях в соответствии с условиями, применяемымиприэкспорте.
Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются по общему правилу как находящиеся вне таможенной территории страны. С точки зрения таможенного права они находятся за пределамитаможеннойграницы.
Вместе с тем из общего правила о выведении свободных таможенных зон и свободных складов за пределы таможенной территории имеются исключения. На определение таможенной территории существенное влияние оказывает создание таможенных союзов. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции страна создает с другими государствами таможенные союзы. Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных границ между ними и образовании общей таможенной территории с общими таможенными границами, со свободным обращением товаров на ней, с едиными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отношению к другимистранам.
В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) создание единой таможенной территории закреплено в качестве одного из важнейших международно-правовых требований к таможенному союзу. Поэтому таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их союз дает единую союзную таможенную территорию.
Примером создания таможенных союзов может служить Бенилюкс - таможенно-экономическпй союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (1948). В январе 1995 г. был создан таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Он явился важной формой экономической интеграции независимых государств в рамкахСНГ.
Пределы таможенной территории государства определяются таможенной границей: таможенная граница - граница таможенной территории Украины.
Таможенная граница практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны. Однако во всех случаях само понятие таможенной границы не совпадает с понятием государственной границы.
Государственная граница представляет собой реальную линию на мести чети и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределыгосударственнойграницы.

3. Таможенная граница


Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории Украины, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войскамисовместностаможенникам и.
Внутренние таможенные границы образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Они проходят в глубине таможенной территориистраны.
По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной таможенной зоны, свободного склада рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободнойтаможеннойзоны.


4. Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу


В общеупотребительном смысле под товарами имеют в виду продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. В таможенном праве термином товар обозначается любое перемещаемое через таможенную границу Движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключениями, предусмотренными таможенным законодательством). При этом не имеет значения, для чего эти товары перемещаются: для продажи, бартера,демонстрации, потребления и т.д.
Под имуществом имеются в виду любые предметы, перемещаемые через таможеннуюграницу.
Электрическая, тепловая и иные виды энергии как предметы, обладающие количественной и качественной определенностью, являются объектом гражданских прав. Соответственно все виды энергии являются движимым имуществом в смысле объекта таможенного права.
Что касается транспортных средств, то товаром в таможенном праве признаются не все перемещаемые через таможенную границу транспортные средства. Не являются товаром транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другоетранспортноеоборудование.
В таможенном праве существенное значение имеет происхождение товара.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товара может пониматься также группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах; живые животные и растительная продукция, выращенные на ее территории; продукция, полученная или произведенная от выращенных животных, охотничьего, рыболовного и морского промыслов; вторичное сырье и отходы производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также все другие товары, произведенные в данной стране исключительно из указаннойпродукции.
Критерием достаточной переработки товара в данной стране считается изменение товарной позиции по товарной номенклатуре, выполнение производственных или технологических операций, достаточных, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; правила адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
Соответственно изложенным правилам украинскими считаются товары, созданные или переработанные в соответствии с установленными критериями на территории страны. Под выпуском товаров в свободное обращение понимается распоряжение без таможенного контроля на таможенной территории страны или за пределами этой территории товарами и транспортными средствами, пропущенными через таможенную границубезобязательстваобихвыв озе.
Все остальные товары признаются в таможенном праве иностранными. Под такого рода операциями имеются в виду: операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (сортировка, упаковка и т.д.); простые сборочные операции; смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих. Документом подтверждения происхождения товара из данной страны являетсясертификатопроисхожден иитовара.
Сертификат о происхождении товара - письменный документ, выдаваемый уполномоченным органом или учреждением (торгово-промышленными палатами, ассоциациями производителей и др.) и однозначно свидетельствующий о том, что названный в нем товар происходит из определенной страны. Он включает в себя: письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения; письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведениясоответствуютдействите льности.
Под перемещением через таможенную границу понимаются действия по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводноготранспортаилини йэлектропередач.
Перемещение через таможенную границу понимается как фактическое пересечение таможенной границы в случае ввоза товаров или транспортных средств на таможенную территорию, а также их ввоз с территории свободных экономических зон и со свободных складов на остальную часть таможеннойтерритории.
При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории и при ввозе их с указанной части таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещением через таможенную границу считается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортныесредства.
Перемещение товаров и транспортных средств через украинскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенногорегулирования.
Перемещение товаров через таможенную границу вне определенных таможенными органами мест, вне установленного времени производства таможенного оформления, с сокрытием от таможенного контроля и т.п. являются квалифицирующими признаками предусмотренных УК и ТК таможенных преступлений. Под принципами перемещения через таможенную границу понимаются основные положения, которыми обязаны руководствоваться все участники отношений ввоза и вывоза товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономическойдеятельност и).
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу имеют значение фундаментальных правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению, и образуют основу правового регулирования перемещения товаров и транспортных средств, таможенного оформления и таможенного контроля. Рассмотрим эти основныепринципы.
Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Этот основополагающий принцип заключается в том, что все лица (граждане и юридические лица) на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаровитранспортныхсредств.
Юридическое равенство признается за всеми лицами, перемещающими товары, независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве.
Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК и других законодательных актах страны.
Осуществление гражданином права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств не должно нарушать права и свободы других лиц.
Запреты на ввоз и вывоз отдельных товаров. В ТК Украины установлены ограничения по которым может быть запрещен ввоз в Украину и вывоз из нее сдельных товаров и транспортных средств. К ним, в частности, относятся: соображения государственной безопасности, защита государственного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений и др.
Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат незамедлительному вывозу или возврату. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются украинские таможенные органы. Предельный срок их хранения на складах временного хранения составляет трое суток. Расходы по вывозу и возврату товаров и транспортных средств несет лицо, перемещающеетовары, либоперевозчик.
Ограничения на ввоз и вывоз товаров. Наряду с полным запретом в отношении ввоза и вывоза из товаров и транспортных средств могут применяться различные ограничения. Так, законодательство устанавливает ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы украинских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточноважнымоснованиям.
При установлении таких ограничений ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под их действие, производится таможенными органами только при условии соблюдения требований, установленных законодательством и международными договорами. В частности, установлены ограничения на ввоз и вывоз ряда товаров, включая ядерные материалы.
Право выбора таможенного режима. Перемещение товаров через таможенную границу может осуществляться только в соответствии с предусмотренными ТК и другими законодательными актами правилами - такназываемымитаможеннымирежим ами.
Таможенный режим представляет собой совокупность условий, определяющих статуе товаров, перемещаемых через таможенную границу. Такие условия касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и предоставления льгот, определения пределов прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами. Право выбора таможенного режима предоставлено лицу, перемещающему товары. По его заявлению один таможенный режим может быть заменен другим. При выборе режима подлежат учету назначение и характер товара, цели его ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и некоторые другие обстоятельства.
Обеспечение сохранности товаров. При осуществлении таможенных операций таможенные органы обязаны обеспечить сохранность поступающих к ним товаров и транспортных средств.
Общим для всех таможенных режимов является правило об освобождении от ответственности за несохранность товаров, если это вызвано аварией или непреодолимой силой. Исключается такая ответственность за недостачу товаров, образовавшуюся в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки и хранения.
Определенность места и времени пересечения таможенной границы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов, товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу только по согласованию с таможеннымиорганами.
Условный выпуск товаров. Суть его состоит в передаче таможенными органами товаров и транспортных средств после их таможенного оформления в распоряжение лица, сопряженной для этого лица с обязательствами соблюдения установленных ограничений, требований или условий. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми такие льготы предоставлены. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК и иными актами законодательства страны.

1.1 Функции декларирования

2.1 Права и обязанности декларанта

3. Выпуск товаров

5.1 Основания для выпуска товаров

6. Приостановление выпуска товаров

Список литературы

Декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом (в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме) сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).

1.1 Функции декларирования

· Обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию.

· Подтверждение законности совершаемых лицом, производящим, действий в отношении товаров и транспортных средств в соответствии с выбранным таможенным режимом.

· Проверку таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным.

2. Декларант

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

· физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

· иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

· иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

· иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

2.1 Права и обязанности декларанта

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:

· осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

· с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

· присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);

· знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

· представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом;

· пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131);

2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса.

Описание работы

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правового режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории.

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ

экономико-правовое понятие, включающее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает также в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела. Единая Т.т. РФ выступает как таможенно-правовое выражение общероссийского рынка, главным внутренним принципом функционирования которого являются отсутствие внутренних таможенных границ и барьеров, свободное движение товаров, услуг и капиталов.

На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне Т.т. РФ, за исключением случаев, определяемых таможенным законодательством.

Пределы Т.т. РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ.

Лит.: Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулиро-вания//Московский журнал международного права, 1995.№ 1; Таможенная территория мира. Нью-Йорк, 1989; Шестакова М.П. Порядок перемещения товаров через таможенную границу/ /Право и экономика, 1997, № 9.

Анисимов Л.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ" в других словарях:

    Территория с единым режимом ввоза и вывоза то варов. В пределах ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ввоз и вывоз товаров сопровождаются уплатой таможенных пошлин и соблюдением других необходимых фор мальностей. Словарь финансовых терминов. Таможенная… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    таможенная территория - Территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся Стороны (Глава 2 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе… … Справочник технического переводчика

    Таможенная территория - (англ. customs territory/area) по таможенному законодательству РФ ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Т.т. РФ включает в себя также находящиеся в ее морской исключительной экономической… … Энциклопедия права

    Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и… … Административное право. Словарь-справочник

    Таможенная территория - Каждое государство имеет свою таможенную территорию, которую составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория государства включает в себя также находящиеся в морской… … Официальная терминология

    таможенная территория - территория данного государства, где таможенное законодательство применяется в полном объеме. Согласно ст. 3 ТК РФ, Тт. РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Тт. РФ включает… … Большой юридический словарь - сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Т.Н. Трошкина,
к.ю.н., доцент кафедры финансового и банковского права
Государственного университета - Высшей школы экономики

Понятие "таможенная территория" является одним из основных в таможенном законодательстве. С его помощью определяется объект таможенно-правового регулирования - таможенные отношения, под которыми понимаются отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это понятие используется также для определения пространственных пределов действия таможенного законодательства, так как под таможенной территорией подразумевается пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Именно эта формулировка содержится в глоссарии таможенных терминов Совета таможенного сотрудничества (ныне - Всемирная таможенная организация).

Законодатель дал определение таможенной территории дважды. Первое по хронологии определение приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", согласно которому таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Немного позже появилось второе определение таможенной территории в ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с которым таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Давая такое определение, законодатель опирается на понятие "государственная территория", соответствующее в целом понятию "территория Российской Федерации", содержащемуся в п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ таможенная территория Российской Федерации включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ч. 2 ст. 3 ТК РФ). Это положение соответствует п. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Эти положения ч. 2 ст. 3 ТК РФ были развиты в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В ст. 5 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ среди прав, которые Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе*1, названо исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
_____
*1 Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ закреплено, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне*1.
_____
*1 Под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ, международными договорами и нормами международного права.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (Российская Федерация ратифицировала эту Конвенцию в 1997 году). Согласно ст. 33 Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной*1, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:
_____
*1 Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

А) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Б) для наказания за нарушение вышеуказанных законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Действующее законодательство содержит понятие исключений из таможенной территории, в число которых входят территории свободных таможенных зон и свободных складов*1, которые согласно ст. 3 ТК РФ рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. К числу предусмотренных ст. 3 ТК РФ исключений относится созданная в Калининградской области Особая экономическая зона согласно Федеральному закону от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), ст. 1 которого предусматривает, что данная Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье Закона N 13-ФЗ устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном Законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7 Закона N 13-ФЗ) территория, которую занимает Калининградская Особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.
_____
*1 Согласно ст. 75 ТК РФ свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Специальными правовыми актами может устанавливаться таможенный статус территорий, международно-правовой режим которых остается неурегулированным. Так, в письме ГТК России от 08.11.1995 N 01-13/15822 сообщается, что временно, до определения правового режима Каспийского моря, продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная там российскими судами или судами, арендованными (зафрахтованными) российскими лицами, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения и не облагается ввозными таможенными пошлинами и налогами, взимание которых возложено на таможенные органы.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов. Как уже отмечалось, в ст. 4 ТК РФ закреплено право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности ТК РФ определяет общепризнанные нормы международного права.

Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (совместной) территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устанавливаются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и глав правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании экономического союза обозначены основные этапы интеграционных процессов в СНГ.

В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, руководителями которых 26 февраля 1999 года в Москве был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, и в нем было подтверждено обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство. Под таможенным союзом в ст. 21 Договора понимается торгово-экономическое объединение, имеющее:

Единую таможенную территорию;

Общий таможенный тариф;

Режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных в самом Договоре;

Упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

Однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

Органы управления;

Единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

В соответствии со ст. 24 рассматриваемого Договора стороны обеспечат объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий.

Государства - участники Таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом такого экономического объединения является наличие единой таможенной территории. В ст. 1 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

Отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

Установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

Формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями.

Говоря о Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, необходимо упомянуть о решении Экономического суда СНГ N 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года", которое было принято в г. Минске 15 сентября 1997 года. В этом решении указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как на товары, происходящие с территорий государств - участников Таможенного союза, так и на товары, происходящие с территории третьих стран, но выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

Таможенно-правовое регулирование исходит из принципа единства таможенной территории.

С анализируемым понятием "таможенная территория" непосредственно связана категория "таможенная граница".

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением случаев таможенных союзов, анклавов, эксклавов и некоторых других), что закрепляется непосредственно в текстах таможенных законов и международных соглашений. На всем протяжении внешней таможенной границы действует специальный административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе, а ее охрана осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории и возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободного склада, свободной таможенной зоны). По правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд на которую осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. В частности, перемещение через внутреннюю таможенную границу багажа и предметов ручной клади осуществляется по таможенным правилам, применяемым к лицам, следующим через государственную границу, и при вывозе товаров сверх установленных норм взимается таможенная пошлина.

С помощью понятия "таможенная граница" могут создаваться юридические конструкции, позволяющие взимать таможенные налоги с товаров до момента их перемещения через таможенную границу (в отдельных случаях пошлины могут взиматься даже с товаров, предназначенных не для внешней торговли, а исключительно для внутреннего потребления), а также наоборот - не облагать таможенными налогами товары, уже перемещенные через таможенную границу.

Примеры того, как товары облагаются таможенными налогами, не перемещаясь через таможенную границу, заслуживают особого внимания. Они имеют большое значение для государств, активно участвующих в международном экономическом сотрудничестве и развивающих кооперационные связи в промышленности. Так, например, предприниматель, выступающий в качестве кооперанта по соглашению о международном сотрудничестве, продает товар иностранному партнеру, который должен использовать его в совместном инвестиционном проекте, реализуемом на территории государства - продавца товара.

Объект купли-продажи подвергается таможенному обложению на основании предположения, что товар вывозился за пределы таможенной территории и был на нее возвращен. Таким образом, экспортные (если они существуют) и импортные налоги должны быть уплачены до момента потребления товара. Юридическая фикция, состоящая в признании товара, не изменяющего своего физического местонахождения, дважды пересекшим таможенную границу (один раз по пути в страну покупателя, второй раз - возвращаясь в страну продавца, где он должен быть использован в совместном инвестиционном проекте), применяется, во-первых, с целью экономии на транспортных, страховых и иных расходах (поскольку фактического перемещения товара не состоялось), а во-вторых, для использования различных льгот, предусмотренных внешнеторговым законодательством ряда стран. Так, кооперант, продавший товар своему иностранному партнеру, может получить экспортную премию, предъявив соответствующим финансовым органам таможенную декларацию, подтверждающую фиктивный вывоз товара. Если внутренние цены на продаваемые товары выше мировых, продавец в качестве компенсации за разницу цен получит экспортную премию. В то же время благодаря фиктивному вывозу и повторному ввозу товара обеспечиваются равные условия предпринимательства на одной таможенной территории. Если бы инвестор не уплатил импортных налогов и иных причитающихся таможенных платежей, то он необъективно был бы поставлен в более выгодное экономическое положение, чем любой другой импортер, ввозящий аналогичный товар из-за границы. Примеры того, как товары, уже перемещенные через таможенную границу, не облагаются налогом, известны российскому законодательству и таможенным системам большинства зарубежных стран. Режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли позволяют не взимать таможенные платежи и не применять мер экономического воздействия по отношению к товарам, перемещенным через границу и помещенным под вышеуказанные таможенные режимы.

1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.

Таможенная территория – единая таможенная территория таможенного союза. На территории трех государств нет участков, не являющихся таможенной территорией. (Россия, Беларусь, Казахстан).

Таможенная граница – пределы таможенной территории таможенного союза.

1) таможенная граница является условной линией. 2) предположение о существовании терминов внутренняя и внешняя таможенная граница. Следует исходить из постулата о единстве таможенных границ таможенного союза, отсутствие национальной таможенной границы, несмотря на упоминания ст. 151 ТК ТС.

16. Правовой статус таможенных органов Российской Федерации.

Таможенные органы России - это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.


Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной комᴨетенцией в сфере таможенного дела.

17. Правовой статус ФТС.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) в соответствии с содержанием Таможенного кодекса РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет, позже преобразованный в ФТС РФ) является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Как главный орган федеральной исполнительной власти РФ в сфере таможенного дела ФТС РФ, являясь главным исполнителем таможенного законодательства и таможенной политики РФ, осуществляет координацию действий подчиненных ему таможенных органов, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции определенные нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы. Возглавляет ФТС РФ председатель, который назначается на эту должность Президентом РФ. Федеральная таможенная служба РФ, как и любой другой государственный орган, имеет свои персональные функции, возложенные на него государством в целях осуществления таможенной политики как составного элемента экономической политики государства.Основные функции ФТС РФ:

1. принимает участие в разработке предложений по реализации таможенной политики в РФ;

2. в возглавляемой им системе осуществляет полное регулирование деятельности государственных таможенных управлений и отделов;

3. принимает участие в разработке предложений по внесению изменений в таможенно-тарифное регулирование, а именно в механизм применения таможенных пошлин, налогов и сборов при возникновении таможенных правоотношений;

4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

6. в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также различного рода организаций и учреждений, в той или иной степени занимающихся осуществлением таможенного дела;

7. осуществляет ведение таможенной статистики;

8. организует борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

9. занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников таможенных органов, а также иных служб, так или иначе связанных с таможенным делом в РФ;

Для осуществления своей деятельности ФТС РФ, помимо функций, имеет и свои собственные права, а именно на:

1. определение особенностей правового регулирования таможенных режимов;

2. ограничение или запрет на ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

3. установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;

4. образование координационных и экспертных советов, временных творческих коллективов и рабочих групп по вопросам таможенного дела и пр.


Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ.
В свободной зоне действует такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Свободные зоны эффективно используются для поднятия уровня социально-экономического развития отсталых районов.
Выделение территории свободной зоны оформляется актами органов исполнительной власти.
В пределах одного государства (страна А) может существовать территория, не являющаяся частью таможенной территории данного государства, а относящаяся к таможенной территории другого государства (страна Б).
В этом случае данная территория является таможенным анклавом страны Б и таможенным эксклавом страны А.
В анклавах действует таможенное законодательство той страны, анклавом чьей территорией он является.
Образование таможенных анклавов и эксклавов происходит на основе международно-правовых договоренностей.
Таможенный союз
Таможенный союз - международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам.
В таможенном союзе устанавливается общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.
Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную таможенную территорию.
Единая таможенная территория - отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу. Таможенный союз, дополненный устранением всех ограничений свободного перемещения товаров, капитала и рабочей силы, ведет к созданию общего рынка.
Руководство таможенным делом. Таможенные органы РФ
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Система таможенных органов включает: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 26 июля 2006 г. № 459, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).
Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.
После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.
В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.
Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.

Еще по теме Понятие таможенной территории:

  1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых судами на таможенную территорию Российской Федерации
  2. Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику