Своими руками картины из луковой шелухи. Луковая шелуха для огорода и комнатных растений. Для изготовления поделки из луковой шелухи Вам понадобятся

В жизни молодых родителей произошло радостное событие – малышу исполнилось 7 месяцев! Вчера они забирали из роддома укутанного в пеленки кроху, который озадаченным взглядом рассматривал окружающих и недовольно посапывал. А сегодня он уже радостно хохочет, видя знакомое мамино лицо, и принимается весело лопотать.

Седьмой месяц жизни насыщен событиями: малыш осваивает важные навыки, которые станут основой дальнейшего развития. А за правильным и своевременным их формированием будут следить родители. Что же должен освоить ребенок к семимесячному возрасту?

Физическое развитие

В течение седьмого месяца жизни кроха прибавляет 600 г веса и 2 см роста (нормальными показателями роста считаются 66–70 см, веса – 8–9 кг). Подросший малыш принимается активно познавать мир и осваивать новые умения.

Умение переворачиваться

К 7 месяцам малыш осваивает повороты со спины на животик. Сначала он относится к новой возможности настороженно и поворачивается через одну сторону. Но уже спустя 6 недель после первой удачной попытки кроха быстро и уверенно переворачивается с одного бока на другой или со спины на живот в любую сторону.

Если малыш не спешит овладеть новым умением, спровоцируйте первое переворачивание самостоятельно. Привлеките внимание крохи игрушкой и медленно уведите ее в сторону. Ребенок, увлеченный вещицей, потянется к ней и повернется.

Первые шаги

В семимесячном возрасте младенец пытается принять вертикальное положение, опираясь на прутья кровати или манежика. И ему удается! Из положения лежа он встает на колени; затем с помощью опоры поднимается на ножки и перебирает ими, делая маленькие шажки на месте.

Ребенок с радостью шагает, когда родители поддерживают его под ручки. Он выполняет ножками танцующие движения, приседает и резко выпрямляется, подпрыгивая вверх. Это доставляет ему огромное удовольствие.

Если ребенок не проявляет инициативы и не желает шагать и подпрыгивать, помогите ему «войти во вкус». Приподнимите его под мышки, поставьте на твердую поверхность и покажите нужные движения.

Сидение

Семимесячный карапуз уже пытается сидеть. Это нехитрое умение дается ему гораздо сложнее, чем ходьба на месте: он плохо держит спину, наклоняется вперед, быстро устает. Вновь принять лежачее положение пока трудно, поэтому кроха наверняка будет плакать и кричать.

Помогите малышу научиться сидеть: протягивайте руки, чтобы он мог уцепиться за них и изменить положение тела. Умение удерживать туловище в согнутом положении придет со временем, поэтому не пытайтесь облегчить труды ребенка, подложив ему под спину подушку.

Ползание

В 7 месяцев карапуз начинает ползать. Пока это выглядит неуклюже: кроха то пятится назад, то резво бежит боком, то еле-еле движется по-пластунски. Не беспокойтесь: через несколько недель он сможет быстро ползать во всех направлениях.

Иногда навык проявляется позже или пропускается: некоторые малыши сразу предпринимают попытку встать на ножки и пойти. Это заканчивается болезненными падениями. Но если ребенок не проявляет беспокойства по этому поводу, волноваться не стоит.

Неспособность ползать не говорит о запаздывании физического развития. Если остальные умения развиты хорошо, родителям не о чем беспокоиться.

Совершенствование мелкой моторики

Семимесячный ребенок уверенно пользуется руками: хватает вещи, недолго удерживает их, перекладывает из ладони в ладонь, поднимает упавшие предметы и вновь бросает их. Это значит, что малышу пора предложить новые игрушки – пирамидку-конструктор, кубики, стаканчики разной величины, мячики, игрушки с крупными кнопками.

Чтобы убедиться в нормальном развитии пальцев рук, протестируйте кроху:

  1. Посадите его на свои колени так, чтобы ручки оставались свободными, и предложите два одинаковых предмета. Физически развитый ребенок сможет схватить обе вещи и недолго удерживать их.
  2. Положите карапуза на живот и предложите ему яркую игрушку. Идеальный результат таков: кроха сможет взять вещицу и удержит ее не менее 3 секунд в одной руке, опираясь при этом на вторую.

Если вы убедились, что младенец развивается нормально, начните работу над мелкой моторикой. В это время полезно проводить жестовые и пальчиковые игры («Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока»).

Приучение к горшку

Поскольку малыш уже начинает сидеть, познакомьте его с горшком. Старайтесь, чтобы первый опыт не вызвал негативных ощущений: подогрейте сиденье, усадите на него выспавшегося и умиротворенного ребенка и подержите 10 минут.

Не ждите, что в этом возрасте младенец сможет сигнализировать вам о потребности опорожнить мочевой пузырь или кишечник. Эта способность возникнет гораздо позже. Пока же хорошим результатом будет формирование рефлекса: вы добились поставленной цели, если кроха чувствует позывы при виде горшка.

Речевые умения

В 7 месяцев младенец осваивает новые звуки, учится выражать с их помощью радость или недовольство. В этот момент ребенок особенно активно агукает, хохочет, пофыркивает или урчит, сигнализируя о своем эмоциональном состоянии.

Теперь он может произносить не только гласные звуки, но и согласные, а также их сочетания: «на-на», «ма-ма», «та-та». Чтобы правильная артикуляция формировалась быстрее, помогайте ребенку: наклоняйтесь над его кроваткой и четко проговаривайте отдельные слоги. Он будет наблюдать за вашей мимикой, движениями губ и щек, а позже попытается их повторить.

Пришло время обучить ребенка простейшим жестам:

  • «привет» (помахивание ручкой из стороны в сторону);
  • «пока» (взмахи ручкой вверх-вниз);
  • «я голодный» (поглаживание животика);
  • «ладушки» (похлопывание одной ладошки о другую).

Ребенок продолжает лепетать несвязные звуки, но узнает собственное имя и понимает речь окружающих. Когда при нем говорят знакомое слово (мама, папа, киса), он поворачивается к названному объекту.

Проверить умение ребенка понимать простейшие слова несложно. Задайте вопрос «где мама?» или «где папа?» Малыш тут же устремит взгляд на искомого человека.

Психическое развитие

В семимесячном возрасте страх и настороженность, которые ребенок проявлял в раннем возрасте к незнакомым людям и предметам, сменяется подлинным интересом. В сознании малыша активизируются познавательные процессы, он становится пытливым и любознательным.

Правильное психическое развитие семимесячного младенца проявляется так:

  • он безошибочно узнает родственников, а к матери демонстрирует глубокую привязанность: улыбается, выполняет ее просьбы, принимает защиту и расстраивается, когда не обнаруживает ее поблизости;
  • интересуется своим телом: увлеченно разглядывает отражение в зеркале, ощупывает себя, тянет пальцы в рот;
  • не меньший интерес проявляет и по отношению ко взрослым: хватает их за нос, волосы, ощупывает и пытается попробовать на вкус каждую любопытную деталь;
  • с удовольствием слушает негромкую музыку и пытается подпевать, играет с музыкальными игрушками;
  • понимает слово «нельзя» и жесты, означающие запрет, различает нежные и грозные интонации;
  • учится проявлять собственные чувства: может ласково прижаться к человеку или недовольно отвернуться.

Семимесячный малыш способен обходиться без постоянного материнского присмотра. Но расставание с матерью для него – тяжелое испытание. Он не желает отпускать ее: хочет постоянно сидеть на руках, чувствовать прикосновения, ощупывать и обнимать ее.

Не бойтесь избаловать малыша: сейчас у него формируется способность проявлять чувства. Если вы дадите ему такую возможность, то избежите многих проблем, связанных с будущей социализацией.

Интеллектуальное развитие

Интеллект малыша продолжает активно развиваться. И главное достижение этого возраста – умение различать разнообразные предметы и их положение в пространстве.

У ребенка просыпается интерес к устройству вещей. Он может часами крутить какую-нибудь вещицу, пытаясь понять, из каких частей она состоит, можно ли ее разобрать или деформировать. Такой пристальный интерес к одному предмету и способность долго не отрываться от дела говорит о том, что у малыша формируется способность к концентрации внимания.

В этот период важно максимально удовлетворить любопытство. Карапуз уже понимает слово «нельзя», но не стоит злоупотреблять запретами. Пусть малыш исследует любой интересный объект, вертит и крутит его, ломает, гнет или рассыпает.

Если ребенок хочет потрогать горячую кружку или другой опасный предмет, организуйте эксперимент: поднесите его ладонь к объекту повышенного интереса и наглядно продемонстрируйте, что получится. Под вашим присмотром малыш не травмируется, зато надолго удовлетворит любопытство.

Недоношенные дети развиваются чуть медленнее. У них аналогичные способности появляются на 2–3 месяца позже, чем у малышей, рожденных в срок.

Режим дня

В этом возрасте кроху нужно приучать к строгому распорядку. Если вы будете неукоснительно придерживаться определенного режима, проблем с развитием не возникнет.

Сон

Потребность во сне определяется характером, психологией и физиологическими особенностями детского организма. Днем ребенок должен спать 2–3 раза по 1,5–2 часа. К 7 месяцам ночной сон ребенка нормализуется, становится глубоким и спокойным. Малыш может проспать до 10–11 часов.

Питание

В 7 месяцев грудного вскармливания бывает недостаточно: в меню ребенка необходимо постепенно вводить овощные пюре и однокомпонентные каши, затем – фруктовые пюре.

Если прикорм был начат раньше, то к 7 месяцам в рационе ребенка может появиться нежирное мясо (курица, крольчатина, телятина). Его нужно отваривать и растирать в блендере до состояния пюре.

Кормить малыша следует 5 раз в сутки (ночью – по необходимости).

Определить, что ребенок готов к новой пище, несложно:

  • он проявляет интерес к еде, лежащей на тарелке матери или отца, тянет ее в рот;
  • не давится кашами и пюрированной пищей, с легкостью проглатывая предложенные блюда;
  • умеет показать отвращение к непонравившейся пище или выплюнуть ее;
  • уверенно сидит, не заваливается на бок и не падает.

Нужно внимательно следить за состоянием ребенка. Если новая пища вызывает несварение желудка, рвоту или резкое изменение стула, прикорм лучше отложить.

Чтобы семимесячный малыш правильно рос, родители должны уделять ему много внимания. Крохе требуется массаж, закаливание и гимнастика, развивающие игры и постоянное общение с матерью и отцом. Только у любящих и ответственных родителей ребенок становится гармоничной и всесторонне развитой личностью.

Семь месяцев позади, и ваш ребенок научился сидеть, выбираться из коляски, хлопать в ладоши, подпевать и даже смущаться.

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?

Искать взглядом предмет, который упал на пол;

Хорошо стоять на ногах, когда мама поддерживает под мышки;

Сидеть без помощи взрослых (но только если кто-то поможет сесть);

Выражать новые эмоции: смущение, радость, испуг;

Действовать двумя руками одновременно;

Брать предметы пальцами.

Когда ребенок начинает ползать?

Представьте себе радость ребенка, который вдруг понял: оказывается, до мячика, лежащего на расстоянии нескольких шагов, можно добраться самостоятельно. И вовсе не обязательно просить маму о помощи. Надо просто встать на четвереньки и продвигаться вперед. Правда, ползать таким образом ребенок учится не сразу. Сначала он будет опираться на ладошки и выпрямлять ножки. И в этом положении пятиться назад, плюхаться на бок или попу.

Ползание для ребенка - первый способ перемещаться, а значит, открывать что-то новое. Но педиатры предупреждают: существует такое понятие, как «травматизм седьмого месяца». Дело в том, что именно в этом возрасте малыш учится самостоятельно передвигаться. А вот силы свои он пока рассчитать не в состоянии. Вот и получается, что кроха может легко соскользнуть с дивана или попытаться встать, уцепившись за скатерть.

Важно дать ребенку возможность больше двигаться самому. А вы стимулируйте его активность. Например, разложите игрушки на полу, на некотором расстоянии друг от друга - по прямой или зигзагами. Пусть ребенок проползет по новому маршруту. Соорудите ему тоннель из высоких подушек. Настоящее приключение!

Безопасность детей дома

Ваш малыш чувствует себя первооткрывателем. Теперь он изучает новые «земли» - коридор, кухню, кухню, прихожую. Не оставляйте ребенка надолго в манеже. Ведь он не дает ему двигаться, а значит, развиваться. Лучше сделать пространство квартиры безопасным. С открытых низких стеллажей уберите хрупкие украшения и вазы, со столов скатерти. Ребенку сейчас нравится тянуться к самым верхним полкам. С каждым разом у него это получается все лучше и лучше.

Развитие речи у детей 7 месяцев

В 7 месяцев у ребенка появляется понимание речи: он способен понять простые фразы «соски нет», «дай мне кубик», «постучи в барабан». Затем ребенок произносит первые слова: мама, папа, баба, дай, ава.

Чаще разговаривайте с малышом, не сюсюкайте, иначе он будет неправильно воспроизводить речь.

В семь месяцев ребенку уже недостаточно обмениваться лишь признаниями в любви. На седьмом месяце жизни ему жизненно необходимо слушать комментарии к своим действиям и связывать слова с делами. Он все время пытается вас копировать, в том числе - повторять за вами различные звуки.

С ребенком 7 месяцев надо играть в пальчиковые игры. Пойте потешки и сопровождайте слова несложными жестами. Ребенок с удовольствие будет повторять за вами, и к концу месяца вы уже сможете выступать на публике с небольшими сценками.

Развивающие игры для детей 7 месяцев

1. Бах и Бух!

Ребенок сидит на своем высоком стульчике и всем видом показывает вам, что ему очень нужна салфетка, которая у мамы в руках. Когда же он добивается своего, то тут же бросает салфетку на пол и с любопытством наблюдает за полетом. Вслед за ней летят ложка, мячик, кубики - все, что попадает в руки. Мама терпеливо поднимает упавшие предметы, малыш улыбается! В семь месяцев такие игры стали у вашего ребенка самыми любимыми. Правда, ему и раньше нравилось развлекаться подобным образом. Но во втором полугодии руки ребенка становятся более ловкими и сильными. Теперь он не просто перекладывает колечко из ладошки в ладошку. Ему под силу соединить несколько простых движений в одну цепочку, чтобы лучше изучить новый предмет. Ребенок берет погремушку из маминых рук, стучит ею (проверяет на прочность), отдает маме, затем опять забирает, перекладывает, пытается согнуть и в конце концов бросает на пол. Вот какая большая работа проделана!

2. Входит и выходит!

Еще в этом возрасте ребенок открыл для себя, что одновременно можно играть с несколькими предметами: например, нанизывать колечки на палочку или складывать кубики в коробку, а потом доставать их оттуда. Возьмите миски разного цвета и размера, сложите их одну в другую

В самую большую насыпьте разноцветные шарики, а ребенок пусть переворачивает и высыпает все на пол.

Упражнения для детей 7 месяцев

Правой! Левой!

Положите ребенка на спину. Обхватите его ноги так, чтобы большие и указательные пальцы держали голени, а остальные лежали на коленной чашечке. Прямые ножки поднимайте вверх и не спеша опускайте. Затем немного измените упражнение: поднимайте их попеременно. Повторите движения 6-8 раз.

Как научить ребенка ползать?

Из положения лежа на животе поставьте ребенка на четвереньки (руки прямые, ноги согнуты в коленях) и заинтересуйте его игрушкой, таким образом вызывая желание подползти к ней. При этом тренируются мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног. Выполняйте это упражнение, пока ребенок не научится ползать сам.

Качаем пресс

Ребенок лежит на спине. Возьмите его за запястья и медленно поднимите в положение сидя. Резко не дергайте, иначе можно повредить суставы. Из этого положения снова уложите ребенка на cпину. Такое упражнение укрепит мышцы пресса и шеи. Достаточно повторить его 5-6 раз.

Что делать, если в 7 месяцев:

- ребенок не умеет сидеть

По-настоящему тревожиться, что ребенок не умеет сидеть, надо, лишь когда ребенку исполнится 9 месяцев. Если до 9 месяцев ребенок не научился самостоятельно сидеть, можно подозревать задержку в развитии.

Научить ребенка сидеть помогают упражнения и массаж. Также существует теория о том, что ребенок с рождения генетически запрограммирован на определенный темп развития.

Подумайте, есть ли у вашего ребенка достаточно возможности практиковаться? Возможно, вы предпочитаете возить его лежа в коляске или носить в рюкзаке, а кормить в кроватке - в таком случае ребенок не испытывает необходимости сидеть.

- у ребенка темные и серые пятна на зубах

У некоторых детей в возрасте 7-8 месяцев появляется пигментация на молочных зубах. Скорее всего, это не кариес, а результат приема железосодержащих витаминов и лекарств. Это неопасно, вреда зубам от пятен никакого. Они сами пропадают, когда ребенок перестает принимать витамины в форме сиропа. Однако продолжайте чистить зубы вашему ребенку, лучше чистым бинтиком, это сделает пигментацию менее заметной.

Если ваш ребенок не принимает витамины, а пятна появляются, то, вероятно, это кариес. Или врожденный эффект зубной эмали. Обязательно покажите ребенка детскому стоматологу.

Маленькие дети развиваются настолько быстро, что мы, взрослые, удивляемся каждый день их достижениям и развитым навыкам. Вчера малыш сказал первое слово, сегодня научился складывать пирамидку, завтра того и гляди переползёт из детской комнаты в кухню. Если до полугода чадо жило по одному режиму, то питание и развитие ребёнка в 7 месяцев уже существенно меняется в зависимости от физиологических особенностей организма карапуза и его приобретённых умений.

Вес и рост

Несмотря на то что ребенок немного подрос, он всё так же нуждается в вашей заботе, ласке и поддержке. Малыш становится насколько интересным, что вам хочется неустанно за ним наблюдать. Энергичный и любознательный, он делает очередные успехи в умственном развитии. Но не стоит забывать и про другие показатели, которые неизменно остаются важными для малыша этого возраста.

В 7 месяцев, как и раньше, должен находиться в пределах физиологической нормы. Рассчитать его нетрудно. Для этого нужно суммировать: три окружности плеча чада и по одной - верхнего участка бедра и самой крупной части голени. От полученного результата отнимаем рост в сантиметрах. Если цифра будет равна 19-21 см, то у вашего крохи накоплено достаточное количество подкожного жира. При этом вес ребёнка в 7 месяцев увеличивается до 8-9 килограмма - это касается мальчиков. Девочки набирают приблизительно от 7,5 до 8,5 кг. Рост карапузов мужского пола при этом достигает 67-69 сантиметров, малышек - 64-67 см.

Развитие

Что уже умеет ваш малыш в этом возрасте? Во-первых, в 7 месяцев ребёнок должен освоить самые простые навыки: он без опоры уверенно сидит и способен, держась за поручни кроватки, подняться на ножки. Он начинает осваивать технику ползания, хотя некоторые особо шустрые карапузы уже вовсю путешествуют по родительской квартире. Во-вторых, если с чадом активно заниматься, он сможет сымитировать звуки, которые слышит ежедневно. И порадует вас первыми простыми слогами и даже короткими односложными словами.

На прощание малыш умеет махать ручкой. Он выражает свои эмоции и желания с помощью мимики. С удовольствием играет в самые простые ролевые игры типа «ладушки». Ребёнок внимательно перебирает игрушки, перекладывает их с одной ручки в другую, с любопытством разглядывает и пробует на вкус. Запрещать ему что-то грызть бесполезно, да и не нужно. Дети в семь месяцев познают мир не только с помощью зрения и слуха, но также на основе вкусовых и Поэтому тщательно помойте пару «неопасных» игрушек и отдайте чаду на растерзание.

Проблема № 1: кроха не сидит

Многие молодые мамы очень переживают по этому поводу. Стоит ли беспокоиться, если ребёнок (7 месяцев) не сидит самостоятельно? Врачи говорят, что все малыши индивидуальны: одни в полгода спокойно принимают вертикальное положение, другим для этого нужно немного больше времени. Поэтому не паникуйте, а помогите чаду быстрее освоить новую для него технику. Например, чаще усаживайте его к себе на колени или в специальное детское кресло. Сначала младенец будет сидеть только с помощью опоры, но уже через некоторое время вы увидите, как он отрывает от неё спину.

На улице старайтесь гулять в прогулочной коляске. Конечно, если кроха заснёт, спинку следует опустить, когда же он бодрствует, всегда приподнимайте ее. Малыш не только научится принимать вертикальное положение, но и порадуется открывающимся его взору новым пейзажам и лицам людей. Кроме того, если ребёнок (7 месяцев) не сидит, следует сообщить об этом педиатру. Он назначит массаж, который укрепит спинные мышцы младенца и поможет вам решить возникшую проблему.

Проблема № 2: малыш не ползает

Ещё одна неприятность, с которой часто сталкиваются обеспокоенные мамочки. Если ортопед не обнаружил отклонений в развитии, но при этом ребёнок (7 месяцев) не ползает, то не форсируйте события, а только покажите крохе, как можно передвигаться на полу. Для этого пригласите в гости младенца, который уже освоил данную технику. Дети часто копируют поведение своих сверстников, поэтому наглядный пример будет очень кстати. Да вы и сами можете встать на четвереньки и поползти: это будет очень весёлое занятие как для взрослых, так и для маленького члена вашей семьи.

Не поленитесь и создайте комфортную обстановку для ползания: пол не должен быть холодным, скользким и грязным. Не забывайте и про удобную одежду, которая не сковывает движения малыша, не мешает ему и не натирает его нежную кожу. Чтобы сын или дочка быстрее догадались, как можно дотянуться до недоступной игрушки, отложите её на другой конец комнаты и позовите кроху. Дети очень сообразительны: малыш быстро поймёт, что от него требуется. Если ребёнок (7 месяцев) не ползает, чаще занимайтесь с ним гимнастикой, откажитесь от ходунков - это также значительно ускорит процесс.

Другие проблемы в этом возрасте

Во-первых, ребёнок начинает капризничать и отказываться от еды. И это неудивительно: ваше чадо взрослеет, у него появляются свои вкусовые предпочтения: например, кашу с молоком он поглощает в огромных количествах, а вот овощной суп, как ни старайся, запихнуть в него не удаётся. Не огорчайтесь. Можете попробовать смешать ненавистные для крохи морковь и свёклу с более любимыми лакомствами: мясом, рыбой, картошкой. Если повезёт, малыш не почувствует присутствия «нежеланных гостей» в тарелке. В ином случае придётся купить в магазине пюре в баночке (возможно, оно больше понравится малышу) или на время отказаться от такого продукта. Пичкать насильно младенца не рекомендуется.

Во-вторых, многие родители переживают, что сын ли дочка не издают даже малейшего звука. Врачи всегда успокаивают по этом поводу: рано или поздно заговорит. Да ещё и как - рот потом закрываться не будет. Поэтому ждите и радуйтесь тишине в доме. Если же совсем невтерпёж, чаще говорите с малышом, тщательно проговаривайте ему слова, читайте и описывайте предметы, которые попадаются под руку. Это спровоцирует всплеск речевой активности младенца. Но при этом помните, что грудной ребёнок (7 месяцев) ещё достаточно мал и не всегда может оправдать ваши «ораторские» надежды.

Питание

Кормление ребёнка в 7 месяцев остаётся грудным, но уже частично. К этому периоду нужно расширять рацион и делать его более разнообразным, питательным и вкусным. После полугода дайте попробовать чаду фруктовые соки и пюре. Вводите их постепенно, методом проб и ошибок, чтоб избежать нагрузки на неокрепший желудок и не вызвать аллергическую реакцию молодого организма.

Если педиатр даёт добро, можете смело заменить одно грудное кормление блюдом из перетёртых овощей или В рационе также должен присутствовать куриный желток, творог и кефир, отварное нежирное мясо птицы или телятины, рыба. С последней нужно быть максимально осторожным: она может содержать мелкие опасные кости и быть аллергенной для вашего чада. Если малыш по каким-то причинам не является грудничком, ребёнка (7 месяцев), основанное на адаптированных смесях, требует более быстрого перехода от молочного питания к взрослому варианту. Поэтому дополнительный прикорм врачи рекомендуют давать малышу на месяц раньше.

Сон

Ваш малыш существенно подрос и возмужал. Поэтому режим ребёнка в 7 месяцев должен быть построен таким образом, чтоб на отдых отводилось не больше 1/3 дня. Спит чадо два раза приблизительно по полтора часа, в идеальном варианте на свежем воздухе: на улице, балконе или хотя бы при открытой форточке. Не бойтесь простудить кроху. Если за окном ненастная погода, оденьте его потеплее, оградите от сквозняков, и пусть мирно наслаждается цветными снами. Время и длительность индивидуальны в каждом случае, они зависят от ваших планов, тишины вокруг и пережитых ребёнком эмоций. Если будете строго следовать режиму, то засыпать малыш будет в одно и то же время. Так же, как и просыпаться. Что касается ночного отдыха, то он должен длиться около 11-12 часов.

Избегайте активных игр перед тем, как положить малыша в постель: он будет слишком возбуждённым, что выльется в капризы, плач, томительное засыпание и беспокойный сон. Лучше почитайте младенцу книжку или сделайте массаж. Следите за температурой воздуха: она должна находиться в пределах 18-22 градусов, иначе ребёнку будет некомфортно.

Купание

После полугода ваше маленькое чудо может начинать осваивать взрослую ванну. Это ему очень понравится. Если малыш уже уверенно сидит, он с удовольствие поиграет перед процедурой с резиновыми зверушками и машинками, которые будут плавать в воде. Не забывайте придерживать кроху за спинку, он ещё слишком мал, чтоб справляться без вашей помощи. Любой неудачный поворот тела может привести к тому, что малыш поскользнётся, потеряет равновесие и наглотается воды.

Часто родители, чтоб избежать инцидентов, покупают сыну или дочери специальные купальные приспособления - круги. Они не позволят крохе перевернуться в воде и захлебнуться. Чтоб малышу было удобно сидеть, подстелите ему под попу коврик: так будет максимально мягко, удобно и тепло. Длительность процедуры - 15-20 минут. Температура воды должна быть не ниже 22 ºС и не выше 28 ºС. Питание и развитие ребёнка в 7 месяцев всегда имеет индивидуальные особенности для каждого отдельного случая. Это же правило распространяется и на купание: иногда дети любят горячую или более прохладную воду. Подстраивайтесь, но не переусердствуйте, чтоб не заморозить или не обжечь кроху.

Прогулки

Вывозите малыша на коляске в свет как можно чаще. Если за окном тёплое время года, то на свежем воздухе можно проводить почти весь день: ребёнок охотно спит в коляске или бодрствует, разглядывая окружающий неизведанный мир. Когда на улице зима, то гулять стоит два раза в день: перед обедом и ближе к вечеру. Не забывайте при этом укрыть его и намазать открытые участки кожи на лице специальным кремом, который защищает нежную кожу от негативного влияния холодного воздуха.

Врачи рекомендуют гулять при любых климатических условиях, за исключением ветреной погоды и сильного мороза (ниже минус 10 ºС). В жару откорректируйте время прогулок таким образом, чтоб они припадали на ранее утро и поздний вечер, когда температура падает, а знойное солнце скрывается за горизонтом. Если вы не знаете, чем кормить ребёнка (7 месяцев) во время променада, то посоветуйтесь с педиатром. Скорее всего, он порекомендует захватить с собой на улицу то, что не портится. Например, баночку заводского готового пюре, свежий банан или печенье с чаем.

Досуг

Питание и развитие ребёнка в 7 месяцев частично отличаются от режима, который вы соблюдали от рождения. Если рацион пополняется каждую неделю новыми видами прикорма, то ежедневное бодрствование - познавательными развивающими играми. Не ограничивайте свободу малыша: пусть свободно ползает по комнате. Только перед этим подготовьте помещение: утром почистите ковёр, сделайте влажную уборку паркета или ламината. Поверьте, если на полу останется даже малейшая соринка, она тут же попадёт в рот к вашему карапузу. Дети в этом возрасте чрезвычайно любознательны и тянут в рот всё, что встретится на их пути.

Уберите все опасные и мелкие предметы подальше от маленьких глаз и рук. Полочки завяжите резинками - скоро ваш путешественник доберётся и до их содержимого. Когда нужно отлучиться на кухню, посадите чадо в безопасный манеж. Что касается игрушек, то они должны соответствовать возрасту малыша. Остерегайтесь ярких китайских безделушек, некачественного или бракованного товара. Машинки и куклы не должны быть сделаны из мелких деталей, которые легко отковырять. Ограничьтесь цельными погремушками, плюшевыми зверьками без длинного ворса, резиновыми и пластмассовыми поделками из хорошего материала.

Опасности, что подстерегают

Они не только связаны с игрушками, но также с другими бытовыми вещами, с которыми контактирует малыш. В первую очередь это его одежда. Все завязки, бантики, пуговицы, рюши и тесёмки лучше ликвидировать. Поверьте, если они не на совесть пришиты, то тут же будут оторваны и проглочены. Когда портить брендовую кофточку или штанишки жалко, лучше отложить их на самую дальнюю полку. Не надевайте на кроху синтетические наряды и продолжайте стирать его белье и одежду вручную, используя детский порошок.

Никаких мобильных телефонов, пультов от телевизора не должно быть в поле досягаемости малыша. Безусловно, дети очень любят ими забавляться, но они кишат бактериями, поэтому не давайте их в руки карапузу. Режим ребёнка в 7 месяцев максимально наполнен активными играми и полезным времяпрепровождением. Поэтому когда карапуз бодрствует, проследите, чтоб он не травмировался: все скатерти и занавески поднимите, шнуры, иголки и лекарства спрячьте, на острые углы мебели и розетки наденьте специальные защищающие устройства.

Питание и развитие ребёнка в 7 месяцев обязаны находиться под контролем педиатра. Каждый месяц не забывайте посещать участкового врача для планового взвешивания, осмотра и вакцинации. Следуйте медицинским рекомендациям относительно сна и прогулок. Не забывайте, что кроме ухода малыш нуждается в вашей любви: обнимайте его, говорите ласковые слова, но не сюсюкайте. С ребёнком нужно общаться на равных, так он быстрее развивается.

Не ссорьтесь с мужем и другими членами семьи в присутствии чада. Дети в этом возрасте очень ранимые: любой крик или гневное слово может травмировать детскую психику. В 7 месяцев малыш уже должен чётко понимать, что можно, а что нельзя. Не давайте слабину: если игра с мамиными бусами под запретом, то пусть так остаётся в любой ситуации. Болезнь крохи, его или плач не должны выбивать из колеи и заставлять менять принятое решение. Родителям лучше изначально договориться и разработать общую схему воспитания для наследника, строго придерживаясь её правил и критериев.

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Теоретическая часть: игровая завязка занятия, историческая справка о луке, информация о технологии изготовления поделок из лука.

Практическая часть: изготовление поделок из лука: котика, собачки, петушка, старичка и матрешки, "Чипполино".

Материалы и инструменты: луковицы, семена и косточки из винограда, спички или сучки кустарников, кусочки ткани, нитки, клей ПВА, шило, нож, игла, проволока.

Преподаватель ставит на стол "волшебную" коробочку, в которой спрятана луковица, и предлагает поиграть в игру "Угадай-ка" - отгадать предмет, спрятанный в коробочке, задавая разные вопросы. Задавать можно любые вопросы, кроме прямого: "Что это такое?" Эта игра учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию.

После того, как дети отгадали, какой предмет лежит в "волшебной" коробочке, преподаватель рассказывает историю происхождения лука.

Лук - весьма своеобразное растение. Разные виды дикого лука растут на полях и в лесах. У нас как называется дикий вид лука? (черемша). Культурный лук происходит из Западной Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте.

В армиях Древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука, полагая, что лук возбуждает силу, энергию, храбрость. В средние века приписывали луковице чудесное средство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей и алебард. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Поэтому один вид лука так и назвали: "Лук победный". Во все времена у всех народов приписывали луку лечебные свойства. У восточных народов существовали поговорка: "Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь". Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях, что и нашло отражение в поговорке: "Лук от семи недуг". И в наше время ученые установили, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии.

Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности, разрезая луковицу поперёк, объясняли на ней своим ученикам строение Вселенной. Они иногда утверждали, что Вселенная состоит из нескольких сфер - оболочек, окружающих землю.

Как видите, казалось бы, простая, обыкновенная луковица во все времена и у всех народов занимала почётное место во многих областях человеческой жизни. Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну область применения лука, посмотрим на него с эстетической точки зрения, научимся делать из него различные поделки.

Из луковицы можно сделать оригинальные и забавные игрушки и фигурки, любимые персонажи детских сказок и рассказов. Основное их достоинство - простота изготовления и доступность материала в любое время года. Луковицы легко разрезаются ножом и протыкаются шилом. Форма луковицы позволяет создавать поделки мгновенно, почти ничего не доделывая. Например, фигурка "Чипполино". Достаточно приделать луковке глаза, нос, рот, и он ожил.

Для изготовления фигурки "Чипполино" нужно взять три луковицы среднего размера. Для головки можно выбрать чуть проросшую луковицу. Шилом сделать наколки для глаз, носа и рта и воткнуть туда семена плодов. Для глаз можно использовать косточки от винограда или яблока, для носа - зернышко кукурузы, а для рта - семечко калины; из двух других луковиц сформировать туловище. Предварительно срезать верхушки луковиц, в сердцевинке сделать наколку шилом и соединить тонкой веткой или половинкой спички, очищенной от серы. При соединении головки, предварительно срезать ножом корневую часть и присоединить её также к туловищу. При изготовлении поделок шило используется минимально, т.к. свежие плоды лука мягкие и легко накалываются.

Для изготовления рук и ног к фигурке можно подобрать веточки, похожие на рогатки. Одновременно веточки выступают в роли соединительных элементов, при помощи которых отдельные детали поделки соединяются друг с другом. Соединительные палочки должны быть не слишком толстые. Лопоточки можно изготовить из мелкой луковички, разрезанной пополам; в серединке просверливается отверстие и накалывается на ножки-палочки.

Основа этих фигурок "Старичок и матрёшка" также состоит из трёх луковиц, но при помощи дополнительных материалов меняется характер поделки. Лицо старичка оформляется также как и "Чипполино", только приклеивается борода клеем ПВА из волокна кукурузы. Туловище формируется также как и у фигурки "Чипполино", закрепляется с головкой старичка. Фигурка старичка дополняется дополнительным оформлением: нужно сшить рубашку из лоскутка ткани и шляпу из кусочка мешковины, затем одеть на фигурку старичка.

Фигурка матрёшки крепится аналогично из трёх луковиц. Лицо оформляется также, только без бороды. Оформление фигурки матрёшки производится с помощью дополнительного оформления: шьётся юбка-сарафан, а на голову одевается косынка.

Большую серию игрушек-поделок животных и птиц можно выполнить из луковиц, достаточно проявить фантазию и приложить старание. Для фигурки котика и петушка нужно скрепить две луковицы, одна под другой. Усы котику сделать из еловых иголок. Уши - из чешуек еловой шишки. Лапки и хвостик - из маленьких луковиц, разрезанных пополам.

Петушку установить клювик из семечка, гребешок, хвостик и крылья сделать из перьев птиц. Места соединения деталей можно закрепить клеем ПВА.

Объёмные поделки их лука.

Аппликации из луковой шелухи

Теоретическая часть: загадки о луке, беседа о понятии "аппликация".

Практическая часть: подготовка материала для работы с луковой шелухой, игра-фантазия на тему: "На что похожи кусочки луковой шелухи?"

Материалы и инструменты: луковая шелуха, клей ПВА, тряпочка, фон-основа, пинцет.

Учитель просит детей вспомнить загадки о луке, приводит их и сам.

1. На одном быке семь шкур.

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Все меня любят,
А как раздевать - слёзы проливать.

4. Что без боли и печали приводит в слёзы?

Не бьют, не ругают,
Ничего не потеряешь, а заплачешь.

Сидит Марфутка в четырёх шубках,
Кто поцелует, тот и сморщится.

Я вырос на грядке,
Характер мой гладкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу.

8. Сто одежёк и все без застежёк.

Преподаватель спрашивает у детей, какие особенности лука подчёркнуты во всех загадках и среди всех ответов выделяет следующее: большое количество одежек - луковой шелухи. Уточняет её цвет. Луковая шелуха - это золотистые, прозрачные, очень плотные плёночки. И именно из них мы научимся делать различные виды аппликаций.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественной работы, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Аппликация появилась более 2500 лет назад у кочевых народов. Украшали ею одежду, обувь, жилище. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Это кожа, мех, войлок, береста. Значительно позже материалом для аппликаций стали ткани, вырезанные из бумаги и другое.

Работа над аппликацией выполняется в определённой последовательности. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание.

Подготовка материала.

Луковая шелуха - нежный, хрупкий материал, очень богат по своей цветовой гамме. С ней приятно работать: она золотистая, гладкая. Снимать с луковицы шелуху нужно осторожно и использовать её свежую, не смятую. Технология заготовки материала и работа с ним немного похожа на заготовку и работу с соломкой.

Луковую шелуху предварительно запаривают в горячей воде на 10-15 минут, пока она не размокнет, затем проглаживают горячим утюгом. От горячего утюга может измениться цвет - от золотистого до тёмно-коричневого. Луковую шелуху можно окрасить и другим способом - просто прокипятить. Можно окрасить марганцовкой, морилкой для дерева или анилиновыми красителями.

Если это ваша первая работа, то лучше всего использовать уже готовый рисунок, который при желании можно упростить. Для изготовления небольшой аппликации не требуется много материала, зато можно проявить свои способности и художественный вкус.

В качестве фона можно использовать бархат, сукно, холст, шелк, натянутые на подрамник. Можно использовать цветной картон или бархатную бумагу. При подборе материала - основы, который выступает в качестве фона, нужно обратить внимание на то, чтобы цвет его и фактура гармонировали с будущей композицией. Подходящий фон оттеняет красоту силуэта и линий, усиливает их звучание, образует приятное цветовое сочетание, высвечивает, как и всю композицию в целом, так и отдельные её детали. Можно порекомендовать следующее сочетание цветов: голубой, синий, фиолетовый. Чёрный цвет уменьшает объёмность, в качестве фона усиливает действие жёлто-золотистого цвета.

Необходимо отсортировать материал по цвету и оттенкам с учётом направления тканей, полутонов и бликов (показ образцов по оттенкам: светлые, тёмные).

Способы работы с шелухой.

Наклеивание шелухи сразу на основу по рисунку. Клеем ПВА смазывают кусочки шелухи, затем накладывают их по рисунку в направлении предусмотренного эскиза. В этом случае применяется способ подгонки деталей, выполняемый сразу на основу, что практически сделать очень трудно.

Перенос каждой отдельной детали на тонкую бумагу. Луковую шелуху наклеивают клеем ПВА на тонкую, прозрачную бумагу. Затем производят вырезание деталей по изнаночной стороне. Подготовленные фрагменты кладут на фон-основу и приклеивают только тогда, когда предварительно уже составлено удачное композиционное решение.

Нужно помнить о гармонии пропорций, контрасте и естественности сочетаний.

После окончания практической работы детям предлагается игра "фантазия": из произвольно разложенных кусочков луковой шелухи с помощью преподавателя дети составляют и описывают получившиеся сюжетные картинки. Это развивает воображение, образное мышление, чувство сопереживания окружающему миру.

Образцы аппликаций из луковой шелухи: контурная "Колокольчик", полуобъёмная "Жар-птица", сюжетная "Грибочки.

Образец аппликации из чесночной шелухи.

Цветы из луковой шелухи

Теоретическая часть: загадка, сказка, беседа о цветах, информация о технологии изготовления цветов из луковой шелухи.

Практическая часть: заготовка материала - сухих соцветий цветов и луковой шелухи, изготовление цветов.

Материалы и инструменты: луковая шелуха, сухие соцветия цветов, клей ЛБА, тряпочка, кисть, ножницы.

Преподаватель в начале занятия загадывает детям загадку:

"Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают", (цветы), и рассказывает сказку "Как появились цветы на земле" (по Попову Т.Н.)

Возвращался Иван-царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки цветочками по всему миру. После рассказа сказки задаётся вопрос: - А вы, какие цветы знаете? Идёт небольшая беседа о цветах.

В русском быту цветы издревле занимали прочное место: без них на Руси не обходилось ни одно торжество, об этом мы узнаём из народных преданий, сказок.

Три тысячи лет назад сады персидских шахов украшали тюльпаны. Этот цветок упоминается в сказках "Тысяча и одна ночь".

В Скандинавии воспевается скромный цветок весны и любви - маргаритка, эта "невеста солнца".

В древнегреческих мифах богу солнца, науки и искусства Аполлону был посвящён гиацинт - "цветок дождей", распускающийся после первых весенних дождей.

Но самым древним цветком называют лотос, который считается священным в Индии и Китае. Венки из цветов мирта, фиалок, плюща, роз венчали головы императоров. Из древнеримской мифологии к нам пришла богиня Флора - богиня цветов, весны и юности.

И сегодня мы научимся сами изготавливать цветы!

Для изготовления цветов из луковой шелухи необходимо заготовить материал, сохраняя его естественные природные качества. Для этого нужно взять хорошие сухие луковицы, срезать у них нижнюю часть, слегка смочить шелуху, потянуть за верхушку и осторожно снять её. Для стержня можно использовать стебли сухих соцветий, злаков, семенные коробочки декоративных садовых или болотных растений. Верхушку соцветия смазать клеем ПВА и осторожно нанизать на неё чашечки из шелухи. По возможности поправить края лепестков ножницами. Так изготавливается цветок из целой луковой чашечки, а можно изготовить из отдельных деталей лепестков и листьев.

При этом способе формирование цветка производится подклеиванием отдельных лепестков, выполненных из луковой шелухи по шаблону: к верхней корзиночке сухого соцветия подклеиваются отдельные лепестки и собираются в форму выбранного вами цветка, например, ромашки, колокольчика. Листья также вырезаются по шаблону, формируются на стебле и фиксируются клеем ПВА.

Роза и пион. Эти цветы можно выполнить из целых луковых чашечек, которые формируются на соцветии в бутон один в один. Собираются несколько таких чашечек - для розы 2-3, для пиона 5-6. Листья выкраиваются по шаблону и фиксируются на стебле клеем ПВА.

Ромашки и колокольчики бывают разные по цвету и потому их можно изготовить как из луковой, так и из чесночной шелухи.

Основой цветов ромашки и колокольчика также является сухое соцветие, на которое крепятся отдельные, вырезанные по шаблону лепестки. Эти цветы можно выполнить по выкройке из отдельных лепестков или цельнокройно.

Литература

1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. Москва, изд. "Эксмо", 2005г.

2. Нагибина Н.И. "Природные дары для поделок и игры". Популярное пособие для родителей и педагогов. Основы художественного ремесла. Москва, "АСТ-Пресс", 1997г.

3. Перевертень Г.И. "Аппликация из цедры и шелухи лука". Москва, АСТ "Сталкер", 2005г.

4. Черныш И.В. Основы художественного ремесла. Поделки из природного материала. Москва, "АСТ-Пресс", 1999г.