Новогодние игры для детей 5. Материал на тему: Новогодние конкурсы и игры. Интеллектуальная сказочная викторина «Всех ли мультгероев мы знаем»

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Кроха в 6 месяцев уже может сидеть сам. Если ваш малыш еще не сидит, не переживайте и делайте соответствующие упражнения Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Стимулируйте малыша к ползанию, поскольку это хорошо укрепляет спинку малышу.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу — все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

Поскольку ребенок 6 месяцев изучает игрушки ртом, следите за их чистотой

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Играйте вместе с малышом, так веселее и увлекательнее

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Грудное молоко остается основой рациона 6-месячного ребенка

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Обычный день

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:

Просыпание и первое кормление (ребенок получает грудное молоко либо смесь), гигиенические процедуры.

Укладывание на первый дневной сон.

Просыпание и второе кормление (деткам на грудном вскармливании дают кашу, а малышам-искусственникам добавляют в нее масло), период бодрствования.

Прогулка, во время которой у ребенка обычно бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, третье кормление (младенец на грудном вскармливании получает овощное пюре, а малыш-искусственник — пюре с растительным маслом).

Период бодрствования и развивающие игры.

Прогулка, во время которой обычно бывает третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, четвертое кормление (оно включает фруктовое пюре и грудное молочко либо смесь).

Период бодрствования.

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Ночное время

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники обычно для кормлений уже не просыпаются.

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

Малыш должен чувствовать любовь со стороны родителей, это является залогом его психологического здоровья Частые проблемы

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги — эксперта по интеллектуальному развитию.

С каждым месяцем жизни новорожденный ребенок приобретает все новые знания и умения. Молодые родители с удовольствием наблюдают за малышом и отмечают все освоенные им навыки.

В 6 месяцев в жизни крохи наступает особая дата – полугодие с момента его появления на свет. К этому времени как мальчики, так и девочки становятся очень активными и постигают новые знания просто с невероятной скоростью. В данной статье мы расскажем вам об особенностях развития ребенка-девочки в 6 месяцев и о том, на что следует обязательно обратить внимание в этом возрасте.

Физическое развитие ребенка-девочки в 6 месяцев

В большинстве случаев девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. К моменту исполнения шестимесячного возраста будущая модница, как правило, уже умеет с легкостью переворачиваться в обе стороны – со спины на живот и с живота на спину. Этот навык является очень важным для каждого малыша, ведь с его помощью кроха может изменять положение своего тела в пространстве и становится намного более самостоятельным.

Пройдет совсем немного времени, и малышка, движимая природным любопытством и интересом к окружающим предметам, начнет подтягивать свое тело на руках, а еще позже – самостоятельно ползать. В некоторых случаях уровень развития ребенка-девочки в 6-7 месяцев уже позволяет ей перемещаться в горизонтальной плоскости, поэтому оставлять кроху в одиночестве теперь нельзя ни на минуту.

Кроме того, многие шестимесячные малышки уже осваивают навык самостоятельного сидения. Если же для вашей дочери это умение еще недоступно, вы можете ей в этом помочь, но только после предварительной консультации с врачом-педиатром. Костно-мышечная система и позвоночник младенцев не во всех случаях окончательно формируется к 6 месяцам, поэтому, прежде чем сажать малышку, необходимо оценить уровень ее подготовки с медицинской точки зрения.

Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев

У большинства шестимесячных девочек во время игры присутствует активный лепет, то есть в речи у них появляются отрывочные слоги, состоящие из гласных и согласных звуков. Малышка становится очень эмоциональной, она пытается полностью завладеть вниманием мамы и общается с ней всеми доступными способами.

Вместе с тем, в присутствии незнакомых взрослых многие детки начинают стесняться – увидев нового человека, шестимесячный карапуз замирает, внимательно изучает его лицо и только после этого идет на контакт.

Для правильного и полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важны различные развивающие игры и занятия. Обязательно делайте своей дочке ежедневный «мамин» массаж и легкие гимнастические упражнения, которые вам посоветует врач для укрепления позвоночника и костно-мышечной системы малышки, а также не забывайте о важности пальчиковых игр, которые являются замечательным тренажером для развития мелкой моторики рук и активной речи ребенка.

Шесть месяцев – довольно значимая дата в жизни младенца. Так много событий и новых впечатлений именно на этом рубеже. Первый прикорм, первый зубик. И первые слога, хоть они и не осознаны.

Преодолев первое полугодие, малыш постепенно становится личностью, индивидуальностью со своими чертами и особенностями.

Растет и развивается младенец все с такой же интенсивностью, характерной для первого года жизни.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Родителям новорождённого будет полезно узнать, что умеет ребенок в 1 месяц. Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь ребенок в 2 месяца, какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит развитие ребенка в 3 месяца, каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет ребенок в 4 месяца. Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • Если малыш еще раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлекшись перекатыванием со спины на животик и наоборот.

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного сотрясения мозга, всегда страхуйте ребенка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь еще.

  • Ребенок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лежа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лежа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть.

Если 6 месячный ребенок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • Ребенок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает свое тело вперед. Но так как мышцы ножек еще недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками.
  • Малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки.

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он легкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объем льющейся жидкости.

  • Продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребенком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребенок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «темный».

6-месячный ребенок начинает реагировать на свое имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребенок показывает все большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растет и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, все это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом все эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребенка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребенок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребенку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит ее, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребенка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать еще не может, просто подержать в руке ложечку во время приема пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребенок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

Физическое развитие

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в весе.

Вес ребенка в 6 месяцев, по сравнению с весом при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребенок в 6 месяцев, можно, сложив цифру веса при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 кило.

Рост ребенка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растете более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42-44 сантиметрам.

Более точно про идеальный вес и рост ребенка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор веса и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребенка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

6 месяцев – крайний срок введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикармливаться в 4-5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 5-6 месяцев.

Затягивать, как и торопиться, с началом прикорма не стоит. Ранее его введение чревато аллергией и проблемами с пищеварением, позднее – анемией, рахитом и гипотрофией.

После шести месяцев ребенку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Основные правила

  1. Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребенка.
  2. Время приема новой пищи – утро. Младенец в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи. Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.
  3. Малый объем. Начинаем с 3-5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
  4. Постепенное наращивание количества еды. За 5-7 дней доводим объем питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.
  5. Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.
  6. Многокомпонентные каши, овощные и фруктовые пюре вводим после монокомпонентных, месяцев в 7-8.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объема прикорма. И будет просить ее и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придет время, и малыш полностью перейдет на взрослое питание.

Режим дня и сон

В течение дня у малыша по-прежнему остается 2-3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6-7 часов, затем ребенок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определенная последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, - купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребенок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространенный период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши все тянут в рот. Особенно, когда там все чешется и болит. А распухшие десенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосет соску, самое время от нее отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребенка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Все окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребенка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребенка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребенка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос,

как научить ребенка цветам

Актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определенный перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев в обязательном порядке. И ребенок, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при легком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье

Развитие ребенка в 6 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.

Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.

Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.

Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.

Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он . При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.

После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).
Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.

Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.

Речевые навыки и навыки общения ребенка в 6 месяцев. Что говорит ребенок в 6 месяцев?

Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

Родителям новорождённого будет полезно узнать, . Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь , какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит , каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет . Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного , всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

  • ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

  • продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Из статьи детского доктора родители смогут узнать, как правильно и как готовить пюре из разнообразных овощей.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребёнка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

К шести-семи месяцам у вашего ребенка появились большие достижения: он уже уверенно переворачивается с живота на спинку и со спинки на живот, сидит без поддержки и активно пытается ползать. Если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг.

В восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики?

Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
  • маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
  • одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

Ползем? Ползем!..

Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.

Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!

Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.

Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.

Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.

Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!

Инесса Смык