Как я избавила своего сына от компьютерной зависимости. Зависимость от компьютерных игр (игромания)

02 БЧЗХУФБ 2002 ЗПДБ

лБЛ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ "ПФХЮЙФШ" ЧУЕ УЧПЕ ЧТЕНС ХДЕМСФШ ЛПНРШАФЕТХ?

дПВТЩК ДЕОШ ЧУЕН! рПДУЛБЦЙФЕ, ЛБЛ УРТБЧЙФШУС У РТПВМЕНПК. нПК НХЦ, УЙУФЕНОЩК БДНЙОЙУФТБФПТ, ГЕМЩК ТБВПЮЙК ДЕОШ РТПЧПДЙФ РЕТЕД ЛПНРШФЕТПН. рТЙКДС ДПНПК Й РПХЦЙОБЧ, ЧЛМАЮБЕФ ДПНБЫОАА НБЫЙОХ - Й ДБ ЪДТБЧУФЧХК ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ, ВПКГПЧЩЕ ЛМХВЩ Й Ф. Д. рПНПЭШ РП ДПНХ - ФПМШЛП РПУМЕ ИПФШ НЙОЙНБМШОПЗП, ОП УЛБОДБМБ; ХДЕМЙФШ ЧОЙНБОЙЕ НОЕ, РППВЭБФШУС - ОЕ ПФТЩЧБС ЗМБЪ ПФ НПОЙФПТБ... Й ЧУЕ Ч ФПН ЦЕ ДХИЕ. уРБФШ МПЦЙФШУС РПЪДОП, ХФТПН ЕМЕ ЧУФБЕФ, УФБМ ТБЪДТБЦЙФЕМЕО, ОП ОЙ ОБ ЛБЛЙЕ ТБЪЗПЧПТЩ ОЕ ЙДЕФ, ФПМШЛП Й УМЩЫОП, ЮФП С ЕЗП "РЙМА", ДТЕМА Й ЛБТЛБА". пВЙДОП Й ЪБ ОЕЗП Й ЪБ УЕВС.

пФЧЕФЙФШ

дЦЙО 02 БЧЗХУФБ 2002 ЗПДБ

лПНРШАФЕТОБС ЪБЧЙУЙНПУФШ - ЬФП ЧЕЭШ, ВЕЪХУМПЧОП, ОЕ ПЮЕОШ РТЙСФОБС ДМС ПЛТХЦБАЭЙИ, ТБЧОП ЛБЛ Й ЧУЕ РТПЮЙЕ ЪБЧЙУЙНПУФЙ. оП У ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЬФП ОЙЮЕН ОЕ УЕТШЕЪОЕЕ, ЮЕН, УЛБЦЕН, НБОЕТБ УНПФТЕФШ ЧУЕ РЕТЕДБЮЙ РПДТСД РП ФЕМЕЧЙДЕОЙА ЙМЙ У ЗПМПЧПК ОЩТСФШ Ч ЛОЙЗХ. уХДС РП ЧУЕНХ, Х чБЫЕЗП НХЦБ ПОБ ОЕ РТЙПВТЕМБ ВПМЕЪОЕООПК ЖПТНЩ: ОБУЛПМШЛП С РПОЙНБА, ПО ОПТНБМШОП ЪБОЙНБЕФУС ДЕМПН ОБ ТБВПФЕ, Й ЕЗП ОЙЛФП ОЕ ЧЩЗПОСЕФ ЪБ ОЕРТЕУФБООЩЕ ЙЗТЙЭБ. б ЧПФ ДПНБ ЕЗП РПЮЕНХ-ФП ВПМШЫЕ ФСОЕФ ПВЭБФШУС У ЙУЛХУУФЧЕООЩН ЙОФЕММЕЛФПН, ЮЕН У чБНЙ. б ЧПФ РПЮЕНХ - УФПЙФ ТБЪПВТБФШУС.
фП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ, РТЙДС У ТБВПФЩ, УБДЙФШУС "РПЙЗТБФШУС" - ЬФП ЧРПМОЕ ОПТНБМШОПЕ СЧМЕОЙЕ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ДМС МАВПЗП ПВМБДБФЕМС "ЦЕМЕЪОПЗП ЛПОШЛБ У ЬМЕЛФТПООЩНЙ НПЪЗБНЙ". оП Х чБЫЕЗП НХЦБ ЬФП УЛПТЕЕ РПИПЦЕ ОБ ЪБЭЙФОХА ТЕБЛГЙА: ЧЕДШ РПЛБ ПО УЙДЙФ ЪБ НБЫЙОПК, ПО ЙЪПМЙТПЧБО ПФ ЛПОФБЛФПЧ, ПО ФБН, Ч УЧПЕН НЙТЕ, ЗДЕ ЕЗП ОЕ ЧПМОХАФ ОЙ ДПНБЫОЙЕ ДЕМБ, ОЙ, ЛБЛ ЬФП ОЙ ПВЙДОП, чБЫЙ ЮХЧУФЧБ. нОЕ ЛБЦЕФУС, ЮФП ЛМАЮ ЛП ЧУЕНХ Ч УМПЧЕ "ПФХЮЙФШ". чЕДШ ТЕЮШ ЙДЕФ П ЧЪТПУМПН ЮЕМПЧЕЛЕ УП УМПЦЙЧЫЙНЙУС ЧЛХУБНЙ Й ЙОФЕТЕУБНЙ. лБЛ ЬФП ОЙ ОЕРТЙСФОП, ОП "НЙОЙНБМШОЩЕ УЛБОДБМЩ" ОЙЮЕН ОЕ РПНПЗХФ. рПЮЕНХ? рТЙРПНОЙФЕ-ЛБ УФБОДБТФОЩК ТБУЛМБД, РТЙ ЛПФПТПН чЩ РТПУЙФЕ НХЦБ РПНПЮШ РП ДПНХ, Б ПО ЧСМП ПЗТЩЪБЕФУС. ьФП ЦЕ ФПЮШ-Ч-ФПЮШ ФБЛБС ЦЕ ЛБТФЙОЛБ, ЛБЛ НБНБ ЗПЧПТЙФ ЪБЙЗТБЧЫЕНХУС ТЕВЕОЛХ "уМПЦЙ ЛХВЙЛЙ Й РПНПК РПУХДХ", Б ПО ФП ПФНБИЙЧБЕФУС: "еЭЕ ДЕУСФШ НЙОХФПЛ!", ФП ОБЮЙОБЕФ ИОЩЛБФШ… еУМЙ чЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ИПФЙФЕ ЮФП-ФП ЙЪНЕОЙФШ - Б ЙЪНЕОЙФШ ЦЕМБФЕМШОП, РПФПНХ ЮФП ПФОПЫЕОЙС НПЗХФ РПТФЙФШУС ДПЧПМШОП ВЩУФТП - ФП ДБЧБКФЕ РПРТПВХЕН УПЧЕТЫЕООП ДТХЗХА УФТБФЕЗЙА РПЧЕДЕОЙА.
дМС ОБЮБМБ ПУФБЧМСЕН НХЦБ Ч РПЛПЕ ОБ ДЧЕ ОЕДЕМЙ. уПЧУЕН. оЕ МЕЪЕН У ТБЪЗПЧПТБНЙ, ОЕ РТПУЙН П РПНПЭЙ; ЕУМЙ ЮЕЗП-ФП УДЕМБФШ УБНЙ ОЕ НПЦЕН, ФП РТПУФП ОЕ ДЕМБЕН - Ч ЛПОГЕ-ФП ЛПОГПЧ, НЕМЛЙЕ ВЩФПЧЩЕ РТПВМЕНЩ ФБЛПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧТЕНЕОЙ РЕТЕЦЙФШ НПЦОП, ЧЕТОП? оП Й ОЕ ДХЕНУС: ЪБИПФЕМПУШ ЕНХ РППВЭБФШУС - ПВЭБЕНУС.
б ДБМШЫЕ ОБЮЙОБЕН… ЙЗТБФШУС. дБ-ДБ, ЛБЛ ТЕВЕОПЛ У ТЕВЕОЛПН. уБДЙФЕУШ ЪБ НБЫЙОХ УБНЙ, ЧЩВЙТБКФЕ ЙЗТХ РП ДХЫЕ - Й ЧРЕТЕД, ЪБТЕ ОБЧУФТЕЮХ, ОЕ ДХНБС ОЙ П ЮЕН; ЦЕМБФЕМШОП ФПМШЛП, ЮФПВЩ ЙЗТХЫЛБ ВЩМБ ЙЪ ФЕИ, ЮФП ОТБЧСФУС НХЦХ. рТЙДЕФ, ЪБИПЮЕФ УЕУФШ ЪБ НБЫЙОХ - РПРТПУЙФЕ РПДПЦМБФШ, ЛБЛ ЧЩ ДПЙЗТБФЕ ХТПЧЕОШ. рПРТПУЙФЕ Х ОЕЗП УПЧЕФБ, ЛПЗДБ ЮФП-ФП ОЕ РПМХЮБЕФУС; РХУФШ ПО УСДЕФ ЪБ НБЫЙОХ У чБЫЕК ЙЗТПК, Б чЩ РТЙУФТПКФЕУШ ТСДПН Й ЛПННЕОФЙТХКФЕ ЧУЕ, ЮФП РТПЙУИПДЙФ ОБ ЬЛТБОЕ. ъБЮЕН ЧУЕ ЬФП? х чБУ РПСЧЙФУС ПВЭЕЕ ХЧМЕЮЕОЙЕ, РП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ЕЗП ЙММАЪЙС. дМС ОБЮБМБ УФБОШФЕ ДМС НХЦБ "УЧПЕК Ч ДПУЛХ" Ч ЬФП УЖЕТЕ. рТПУЙФЕУШ ЙЗТБФШУС РП ПЮЕТЕДЙ, УПТЕЧОХКФЕУШ У ОЙН, ДПВЕКФЕУШ, ЮФПВЩ ПО ТБДПЧБМУС чБЫЙН ХУРЕИБН. дЕФУФЧП? дБ, ОП ЬФП ОЕПВИПДЙНП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ОБМБДЙФШ ПФОПЫЕОЙС. еУМЙ Х ЧБУ ДЧБ ЛПНРШАФЕТБ, ЪДПТПЧП ВЩМП ВЩ РПТЕЪБФШУС Ч ЛБЛХА-ОЙВХДШ "УФТЕМСМЛХ-НПЮЙМЛХ" РП УЕФЛЕ (НПЗХ УЛБЪБФШ РП УЕВЕ: ЬФП ЧЕМЙЛПМЕРОПЕ УТЕДУФЧП РТЙКФЙ Ч УЕВС РПУМЕ ФСЦЕМПЗП ТБВПЮЕЗП ДОС) ЙМЙ ДБЦЕ УИПДЙФШ ДМС ЬФПК ГЕМЙ Ч ЛПНРШАФЕТОЩК ЛМХВ. б ЛПЗДБ, ПВТБЪОП ЧЩТБЦБСУШ, УФБОЕФ МЕЗЮЕ ДЩЫБФШ, НПЦОП ВХДЕФ РЕТЕКФЙ ОБ ЧЪТПУМЩК ХТПЧЕОШ, Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ОЕ ПФЛБЪЩЧБСУШ ПФ УПЧНЕУФОЩИ ЙЗТЙЭ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ: РТПУЙФШ П РПНПЭЙ НПЦОП Й ОХЦОП (ЧППВЭЕ-ФП Ч ЙДЕБМЕ РТПЭЕ ВЩМП ВЩ УТБЪХ ДПЗПЧПТЙФШУС, ЛФП, ЮФП Й РТЙ ЛБЛЙИ ПЗПЧПТЛБИ ДЕМБЕФ РП ДПНХ, ОП ЬФП ОЕ Ч УХЭЕУФЧХАЭЕК ОБ ДБООЩК НПНЕОФ УЙФХБГЙЙ), ОП ЬФП ОХЦОП ДЕМБФШ ЪБЗПДС: ОЕ УТПЮОП УПТЧБФШУС Й ЙДФЙ ЮФП-ФП ДЕМБФШ, Б РТПУФП УЛБЪБФШ, ЮФП ОХЦОП ФП-ФП Й ФП-ФП, Б УДЕМБЕФ ПО ЬФП РТЙ РЕТЧПК ЧПЪНПЦОПУФЙ. оЕ ДЕМБЕФ? оБРПНОЙФЕ, ОП Ч ЧЙДЕ ЫХФМЙЧПК РТПУШВЩ: "еУМЙ НЩ ДП ХЦЙОБ ОЕ РЕТЕНПЕН ЬФХ ЗПТХ РПУХДЩ, ФП РТЙДЕФУС ЛХЫБФШ УХР РТСНП ЙЪ ЛБУФТАМЙ Й РП ПЮЕТЕДЙ - ПУФБМБУШ ЧУЕЗП ПДОБ ЮЙУФБС МПЦЛБ". чЕДШ ЗМБЧОБС чБЫБ ГЕМШ - ЬФП ОЕ "РПУФТПЙФШ" НХЦБ, Б ДПВЙФШУС ФПЗП, ЮФПВЩ ПО ОЕ ЧПУРТЙОЙНБМ чБУ ЛБЛ ЧТБЗБ ОБТПДБ. б НПЦЕФ МЙ ТБЪДТБЦБФШ ФПЧБТЙЭ РП ЙЗТБН? дБ ОЙЛПЗДБ Ч ЦЙЪОЙ! лУФБФЙ, ЛПЗДБ Х чБУ РПСЧСФУС ПВЭЙЕ ФЕНЩ, ЧТЕНС Х ЛПНРШАФЕТБ ОЕРТЕНЕООП УПЛТБФЙФУС: Х ОЕЗП ВХДЕФ ЮФП У чБНЙ ПВУХДЙФШ Й ВЕЪ ФПЗП, ЛБЛЙН ПТХЦЙЕН МХЮЫЕ НПЮЙФШ ЪМПЧТЕДОПЗП ЫБТПЧЙДОПЗП ДЕНПОБ… Й ОЕЧБЦОП, ЮФП ЧУЕ ОБЮБМПУШ ЙНЕООП У ЬФПЗП! цЕМБА чБН ХДБЮЙ!

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

пФМЙЮОЩК ПФЧЕФ, дЦЙО, УРБУЙВП ЧБН, ИПФШ Й ОЕ С ЪБДБЧБМ ЬФПФ ЧПРТПУ. оП ХЦ ПЮЕОШ ДПВТП Й ПВУФПСФЕМШОП ОБРЙУБМЙ — Sam
рПМОПУФША РТЙУПЕДЙОСАУШ Л Sam. уРБУЙВП, дЦЙО, ЛТБКОЕ РП-ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙ Й НХДТП. оЕРТЕНЕООП ТБУРЕЮБФБА Й РЕТЕДБН УХРТХЗЕ БЛЙ ТХЛПЧПДУФЧП Л ДЕКУФЧЙА. цБМШ, ЮФП РТПЮЕМ С УБН, Б ОЕ ПОБ ЧФБКОЕ ПФ НЕОС. юФП Ц, РПУНПФТЙН, ЛБЛ ЕК ХДБУФУС УФТПЙФШ ЖЕТНЩ Й ЛБЪБТНЩ Й ЧПДЙФШ РПМЛЙ ОБ ЪМПВОЩИ ЗЕМШЧЕФПЧ ЙМЙ РПТФХЗБМШГЕЧ... :-)) — Zealot
хДБЮЙ, ТЕВСФБ;) — дЦЙО
х НЕОС ЧТПДЕ ВЩ ЛБЛ ОЕ ОБУФПМШЛП ЧУЕ РТПВМЕНБФЙЮОП, ОП ФПЦЕ ОБЮЙОБЕФ ТБЪДТБЦБФШ... нХЦ РТЙИПДЙФ РПУМЕ ТБВПФЩ (8 ЮБУПЧ ЪБ рл) Й УБДЙФШУС ЪБОЙНБФШУС ТБВПФПК, ОП ФПК, ЮФП ЕНХ Ч ДБООЩК НПНЕОФ ОТБЧЙФУС... фП ПО УБКФ УПЪДБЧБМ У ЧЙДЕПТПМЙЛБНЙ, ФП ОБ ЛПОЖЕТЕОГЙА ЧЙДЕПЖЙМШН, ФЕРЕТШ ЪБОСМУС ПГЙЖТПЧЛПК ЧЙДЕП Й НПОФБЦПН. чТПДЕ ЛБЛ ОЕ ЙЗТБЕФУС, ЮФПВЩ НОЕ ОЕТЧОЙЮБФШ РП РПЧПДХ РТПЦЙЗБОЙС ЧТЕНЕОЙ, ОЕ ТХЗБЕНУС НЩ У ОЙН - ОП ЛБЛ ТБЪДТБЦБЕФ ЧЙДЕФШ ЕЗП РТПЖЙМШ ЙЪП ДОС Ч ДЕОШ. рТПВПЧБМБ С МЕОЙФШУС РП РПЧПДХ ДПНБЫОЙИ ДЕМ - ОХ ПРХУЛБАФУС ТХЛЙ, ЛПЗДБ ЧУЕ УБНБ... оБЮЙОБАФУС ЧПЪНХЭЕОЙС РП РПЧПДХ ФПЗП, ЛБЛБС С РМПИБС ИПЪСКЛБ, ЮФП ВТПУБА ОЕЧЩНЩФПК РПУХДХ... уБНПЕ УФТБЫОПЕ Ч ЬФПН ФП, ЮФП С МПЧМА УЕВС ОБ НЩУМЙ П ТБЪЧПДЕ... нПЦЕФ, ЬФП С РТПУФП ЪБОЙНБАУШ РПРХУФЙФЕМШУФЧПН, Й ОБДП РТПУФП РП-УЕТШЕЪОПНХ ТХЗБФШУС? — Yasa
оЕ ОБДП ТХЗБФШУС - ОЙЮЕЗП ОЕ ДБУФ, ЛТПНЕ ЗТБОДЙПЪОПЗП УЛБОДБМБ. б ЧПФ "РПМАВПРЩФОЙЮБФШ" РП РПЧПДХ ТБВПФЩ ОЕ РПНЕЫБЕФ - Ч ПВЭЕН, РП ФПК ЦЕ ФЕИОПМПЗЙЙ (ЕУМЙ ПО, ЛПОЕЮОП, ОЕ ДЕМБЕФ ЮФП-ФП УЧЕТИЕУФЕУФЧЕООП ЪБОХДОПЕ). й - ОЕ МЕОЙФЕУШ МЕОЙФШУС, ХЦ РТПУФЙФЕ ЪБ ЛБМБНВХТ! л УПЦБМЕОЙА, ЬФП ФПМШЛП Ч УЛБЪЛЕ ЙДЕБМШОПК ИПЪСАЫЛЕ ЗБТБОФЙТПЧБОБ "УМБДЛБС ЦЙЪОШ". — дЦЙО
оХ Й ПФЧЕФ Х дЦЙО! дБЦЕ "НХЦХ" - ФП ЕУФШ ПРРПОЕОФХ уЧЕФЩ, РПОТБЧЙМУС, ЛБЛ ЧЙДОП ЙЪ ЛПННЕОФБТЙЕЧ. уМЕДПЧБОЙЕ ЬФПНХ УПЧЕФХ ОЕУПНОЕООП ХУХЗХВЙФ УЙФХБГЙА РТПФЙЧПУФПСОЙС. — уЛПУЩТЕЧ о.о.
уЛПУЩТЕЧ о.о. 11 БЧЗХУФБ 2002 ЗПДБ

Sveta, ОЕ УМХЫБКФЕ УПЧЕФБ ОБЮБФШ ЙЗТБФШ ЧНЕУФЕ У НХЦЕН - РПМХЮЙФУС ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ ЕУМЙ ВЩ ПО ВЩМ БМЛБЗПМЙЛПН Й ЧЩ УФБМЙ ВЩ ЧНЕУФЕ РЙФШ... :-) йЪ ЧБЫЕК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ НХЦБ НОЕ ЧЙДОП, ЮФП ФПМШЛП УЙМШОБС ХЗТПЪБ НПЦЕФ РПДЕКУФЧПЧБФШ - ХИПД (ТБЪЧПД). йМЙ ЕУФШ ОЕХЛБЪБООЩЕ чБНЙ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ НХЦБ: ДЕФЙ, ЧБЫБ ОЕФТХДПХУФТПЕООПУФШ? лБЛПК ЧФПТПК ЛПНРШАФЕТ? мХЮЫЕ ВЩ Й РЕТЧПНХ ОЕ ВЩФШ! еУМЙ чЩ ОЕ УРТБЧЙФЕУШ (УП УЧПЕК ЧОХФТЕООЕК ЪБЧЙУЙНПУФША ПФ НХЦБ), - ПО чБУ ЪББДНЙОЙУФТЙТХЕФ ПЛПОЮБФЕМШОП, РТЕЧТБФЙФ Ч УТЕДУФЧП ДПУФЙЦЕОЙС ЛБЛЙИ-ФП УЧПЙИ ГЕМЕК, ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС УЧПЙИ РПФТЕВОПУФЕК. тБВПФБ РМАУ ЙЗТЩ РПНПЗБАФ ЕНХ ДЕЗТБДЙТПЧБФШ - ЬФП ЛБЛ Ч ВПМПФЕ. чБН РПНПЦЕФ ОЕ ЛПНРШАФЕТОБС, Б УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ЙЗТБ У НХЦЕН. оБЮОЙФЕ "ЦЙФШ" ФБЛ, ЮФПВЩ ПО чБН УФБМ ЪБЧЙДПЧБФШ, РПДЮЈТЛОХФП оеъбчйуйнп, РХУФШ ПО ВЕЪ ЧБЫЙИ УМПЧ ХУФЩДЙФУС УЧПЕК НБМПЛХМШФХТОПУФЙ Й ПДОПУФПТПООПУФЙ. еУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ПВЭБФШУС У ДТХЗЙНЙ МАДШНЙ - ПУПВЕООП, ЛФП УНПФТЙФ ОБ ЛПНРШАФЕТ, ЛБЛ РТПФЙЧОПЕ ПФХРМСАЭЕЕ УТЕДУФЧП - РПДЮЈТЛОХФП ЧЩУПЛП пгеойфе ЬФП ЙИ ЛБЮЕУФЧП Й ое ъбнщлбкфеуш ОБ ПДОПН НХЦЕ. ьФП чБН Й ЕНХ ФПМШЛП ОБЧТЕДЙФ. х ПДОПК ЛОЙЦЛЙ НОЕ ДБЦЕ ОБЪЧБОЙЕ РПОТБЧЙМПУШ: "йЗТЩ, Ч ЛПФПТЩЕ ЙЗТБАФ МАДЙ, Й МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ЙЗТБАФ Ч ЙЗТЩ". уФБОШФЕ ИПЪСЙОПН, БЧФПТПН ЙЗТЩ!

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

жЕЛМБ 30 БЧЗХУФБ 2002 ЗПДБ

ъДТБУФЧХКФЕ Sveta! лБЛ ЮЕМПЧЕЛ УФБМЛОХЧЫЙКУС У ФБЛПК ЦЕ РТПВМЕНПК ИПЮХ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ.
уЛПТЕЕ ЧУЕЗП чБЫ НХЦ РТПУФП РТЙЧЩЛ ВПМШЫЕ ПВЭБФШУС У ЛПНРШАФЕТПН ЮЕН У ЦЙЧЙНЙ МАДШНЙ. дМС ОЕЗП ОПТНБМШОП ЧУЕ УЧПЕ УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС РТПЧПДЙФШ ЪБ ЛПНРШАФЕТПН Й ПО УПЧЕТЫЕООП ЙУЛТЕООЕ ОЕ РПОЙНБЕФ, РПЮЕНХ чБН ЬФП ОЕ ОТБЧЙФШУС. (оХ ЧЕДШ ПО ЦЕ ФПЦЕ ЙНЕЕФ РТБЧП ОБ ПФДЩИ, ПО ФБЛ ХУФБМ ОБ ТБВПФЕ!) рПЬФПНХ ДМС ОЕЗП чЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП "РЙМПТБНБ". чБН РТПУФП ОБДП РЩФБФШУС ОБИПДЙФШ ДМС ОЕЗП "БМШФЕТОБФЙЧОЩЕ" ЖПТНЩ ПФДЩИБ - РПРЩФБФШУС ЧЩФСЗЙЧБФШ Ч ЗПУФЙ, ОБ РТЙТПДХ ЙМЙ РТПУФП ЗХМСФШ РП ЗПТПДХ. рПЗПЧПТЙФЕ У ОЙН (ФПМШЛП УРПЛПКОП, ВЕЪ ТХЗБОЙ), ПВЯСУОЙФЕ ЕНХ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЕЗП "ЙЗТХЫЛБН". рПЧФПТАУШ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ПО РТПУФП ОЕ ЧЙДЙФ Ч ЬФПН ОЙЮЕЗП РМПИПЗП, Б чБЫБ ОЕЗБФЙЧОБС ТЕБЛГЙС ЪБУФБЧМСЕФ ЕЗП ЪБНЩЛБФШУС Ч УЕВЕ. оБ ЛБЛЙЕ-ФП ХУФХРЛЙ РТЙДЕФУС РПКФЙ ОЕ ФПМШЛП ЕНХ, ОП Й чБН.

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон - неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:

  • Звонки
  • Сообщения
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Навигатор
  • Игрушка
  • Будильник
  • Калькулятор
  • Видеопроигрыватель
  • Аудиоплеер
  • Выход в Интернет

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.

И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: "за" и "против"

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой - посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за» :

  • Развитие ребенка . Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе . Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека . Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг . Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против» :

  • Глаза . Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения - глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.

  • Позвоночник . Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук . Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система . Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом . Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками . В настоящее время социальные сети - это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства - все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 - 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное - будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево - распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят.

Сегодня мы поговорим о том, как избавить ребенка от компьютерной зависимости, разберемся в источниках ее возникновения и узнаем советы специалистов по ее профилактике.

Тема чрезмерного увлечения компьютером становится актуальнее с каждым днем. Например, недавно произошла громкая трагедия: девятиклассник убил мать и успел тяжело ранить отца только за то, что они запретили ему сидеть за компьютером.

По словам психолога, беседовавшего с юным игроманом, у подростка сформировалась игровая зависимость. Он практически утратил связь с реальностью и считал свои поступки продолжением игры. Психическое расстройство усугубилось тем, что ребенок постоянно играл в жестокие «стрелялки» (шутеры).

Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

  1. Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.
  2. Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.
  3. Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.
  4. У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.
  5. Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.
  6. Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.
  7. Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Читайте также: Причины, симптомы, диагностика и коррекция дислексии

Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы и выслушивать советы психологов, нужно понять, какой именно вид зависимости существует у вашего ребенка.

По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает двух основных типов.

  1. Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам. Подросток может часами сидеть за монитором, забывая про учебу и даже прием пищи. Кибераддикция, в свою очередь, бывает двух видов:
    • увлеченность неролевыми играми (аркады, головоломки, на быстроту реакции), когда ребенок радуется прохождению игры или получению максимального количества очков;
    • зависимость от ролевых игрушек, когда дети играют за определенных героев, целиком погружаясь в виртуальность.
  2. Сетеголизм (зависимость от Интернета) наблюдается у школьников, испытывающих сложности во взаимоотношениях с ровесниками. Подросток проводит все свободное время (до 14-15 часов в сутки) на форумах, в чатах и соцсетях. Он общается, скачивает музыку и фильмы, заводит виртуальные знакомства. Явные признаки – постоянная проверка электронной почты, неодолимое желание выйти в сеть с компьютера, планшета или телефона.

Чем опасна компьютерная зависимость для детского здоровья?

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. По мнению авторитетного английского психолога Эрика Сигмана, компьютерная зависимость у детей может вызвать:

  • ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;
  • ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;
  • проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;
  • бессонницу;
  • аутизм.

Читайте также: Буллинг в школе: как прекратить насмешки и издевательства?


Влияние компьютера на психику ребенка

  • Ребенок реже контактирует со сверстниками, происходит замена реальной жизни на виртуальную. Это, в свою очередь, усиливает увлечение компьютером – время, проведенное без него, кажется потерянным зря.
  • На фоне социальной дезадаптации у некоторых школьников появляется неоправданная агрессия, жесткость и прочие антисоциальные поступки.
  • Педагоги уверены, что чрезмерная увлеченность компьютером приводит к снижению грамотности. Дети пишут с ошибками, так как уже привыкли к автопроверке орфографии.

Советы психолога по избавлению от компьютерной зависимости

Не можете отучить детей от бесконечных игр и общения в соцсетях? Прежде всего, необходимо понять, что стало причиной появления этой вредной привычки. Среди ее источников – неуверенность в себе, сложные взаимоотношения с домочадцами, неумение выстроить отношения с одноклассниками. Родителям в подобных ситуациях необходимо поддержать подростка и помочь разобраться с неприятностями.

  1. Первый шаг – признать всей семьей существование зависимости и выработать меры по борьбе с ней. Сразу предупреждаем, что лечение сетеголизма и кибераддикции – долгий и очень кропотливый труд.
  2. Не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Во-первых, специалист подтвердит или опровергнет ваши подозрения, во-вторых, он со стороны увидит ситуацию, выяснит причину зависимости и назначит лечение.
  3. Не следует критиковать, ругать, а тем более физически наказывать детей. Подобные действия только усугубят проблему и отдалят подростка от родителей, вынудив его еще больше замкнуться во внутреннем мире.
  4. Сблизиться с детьми поможет неподдельный интерес к их увлечению. Это повысит доверие к взрослым, а значит, подростки с большей охотой станут делиться своими эмоциями и с большей вероятностью будут следовать родительским советам.
  5. Пустоту, которая появится после отказа от игр, нужно заполнить другим увлечением. Это могут быть спортивные или творческие занятия, чтение книг, клуб по интересам.

В отношении детей и подростков всё в руках их родителей. Скажем так: беспокоиться и контролировать время, проведенное ребенком за компьютером нужно обязательно. Всё чаще родители спрашивают, как отучить подростка от компьютера. Мы не можем собрать вещи и увезти своего ребенка в какую-нибудь глушь, где нет компьютера и Интернета. Как отвлечь подростка от компьютера в таком случае?

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.

Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Играйте вместе с ребенком.Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Пусть ребенок принимает в этом участие. Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно.

Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки.

Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Станьте вашему ребенку другом.В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».

Как отучить подростка от компьютера?

Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? На мой взгляд, до школы вообще категорически нельзя давать компьютер.

Если все в семье сидят за компами, то и дитя туда полезет. Все остальное свободное время занимать ребенка делами. Единственный способ отвлечь ребенка – это не оставить ему времени на пк. После школы – в секцию.

Я уже молчу про книги, которые дети читают в сокращенных инет-версиях. Учите пользоваться только в самых крайних случаях, а игры и соцсети вообще запретите. Потому я с такой злостью отношусь к детям - они ничего не дают, только берут деньги в диких количествах. Папа с ребенком занимается. В непростом положении оказались современные родители: к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось абсолютное непонимание мира, в котором живут современные подростки.

Компьютер в жизни подростка

Однако если вы видите своего ребенка уткнувшимся в экран постоянно, это начинает по-настоящему пугать. Давайте разберемся, почему же нынешние подростки так много времени проводят за компьютером. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность.

Подростки, выделяющиеся из толпы, получают возможность найти друзей и единомышленников. Общение у современных подростков перешло на другой уровень – так, может, родителям не стоит и беспокоиться? Подросток – это еще не взрослый человек, и ответственность за его здоровье несут именно родители. Вы должны дозировать количество экранного времени в жизни своего ребенка. В таком случае родителям следует разобраться в причинах, толкнувших подростка в экранный мир и предпринять меры по «вытаскиванию» его оттуда.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей и даже любовь. И в этом отношении всё очевидно – глаза современных школьников адаптируются к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии.

Близорукость молодеет с каждым годом, и глупо отрицать взаимосвязь этого факта с популяризацией компьютеров, телефонов и планшетов. Компьютер при всей сложности своего устройства – машина. Ни одна игра, никакое общение в соц.сетях не может передать всех тонкостей, свойственных многогранности мира и личности человека. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден.

Подросток сидит за компьютером (ноутбуком или планшетом) – не правда ли, знакомая и даже банальная картина? На все перечисленное нужны деньги, а денег нет. Есть только физически на компьютер и на Интернет. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится.

Здравствуйте! Меня зовут Юлия. Я расскажу о том, как я избавила своего, в общем-то, взрослого сына Илью от компьютерной и игровой зависимости. Надеюсь, многие согласятся с представленным подходом избавления от данного вида зависимости и, возможно, даже примут его на вооружение.

Было это четыре года назад, Илья учился на четвертом курсе института, ему был тогда 21 год. С учебой у Ильи были трудности: постоянные хвосты в сессию, пропуск занятий, звонки домой из деканата… Все свое время он проводил либо сидя в Интернете, либо играя в бесчисленные онлайн-игры. В какой-то момент я поняла, что так продолжаться больше не может: закончится это во-первых отчислением, а во-вторых – полнейшей деградацией личности сына.

Через одну из своих подруг я вышла на психолога по имени Светлана: довольно энергичная молодая женщина. Мы легко нашли с ней общий язык, и она, выслушав мою проблему, предложила мне программу, действие которой я изложу ниже.

Однажды я пригласила Светлану домой. Она последовала в комнату к Илье, где он как обычно играл в какую-то игру на компьютере, слушая при этом музыку в наушниках. Он даже не заметил незнакомую женщину у себя в комнате, пока она не потрогала его за плечо (я же в это время осталась за дверью, слушая их разговор).

Сын выразил испуг и удивление, поинтересовавшись у Светланы, кто она, собственно, такая, и как попала в его комнату?
- Можешь звать меня тетей Светой. - сказала психолог с улыбкой, - Я здесь, чтобы помочь тебе решить твои проблемы с компьютером.
- Никаких проблем у меня нет! - отрезал Илья.
- Ошибаешься…
Светлана задала моему сыну несколько простых вопросов, каждый из которых, однако, вызвал у него затруднения. Она спросила, сколько времени в день он уделяет компьютеру, все ли у него хорошо с учебой, как часто он общается с друзьями, как у него отношения с противоположным полом.
Сохраняя доброжелательный тон диалога, Светлана, тем не менее, смогла несколько смутить Илью, и он признал, что компьютер действительно занимает слишком большое место в его жизни.
- Не просто большое… Это самая настоящая зависимость! - заявила Светлана, - И я предлагаю тебе радикальное, но очень действенное средство избавления от нее: мы сократим твое время пребывания за компьютером до 1 часа в сутки.
И тут уже Илья начал возмущаться и протестовать. Дождавшись, когда он немного угомониться, Светлана дала ему понять, что программу лечения не отменят только из-за его несогласия: ведь компьютер куплен на материнские деньги, и мать вправе устанавливать любые ограничения.

Осознав свое бессилие, сын сменил тактику: он начал упрашивать позволить ему четыре, три, ну или хотя бы два часа в день находиться за компьютером. Но Светлана была непреклонна:
- Прости, Илюша, но торговаться мы с тобой не будем. Час – и не минутой больше.
Затем психолог попросила Илью пустить ее на две минуты за компьютер, чтобы сделать необходимые настройки. Светлана задала автоматическое выключение через час после начала работы, а также поставила на компьютере пароль (после она сообщила его мне). Затем она молча выключила компьютер, вызвав бурное негодование Ильи:
- Стойте, так нечестно! Вы сказали, что только на две минутки!
- Верно, - согласилась Светлана, - и я свое слово сдержала. Но я не обещала, что пущу тебя за компьютер после этого.
Она предупредила, что сын никоим образом не должен узнать пароль – иначе вся программа будет сорвана. Светлана велела мне быть сильной, и не поддаваться давлению сына – ведь я должна быть авторитетом для него – хоть ему и 21 год.

Остаток дня Илья провел без компьютера, не желая ни с кем говорить. Он просто лежал на диване, закрыв лицо руками. Я же напомнила себе, что не должна чувствовать себя виноватой или же испытывать жалость.

На следующий день Светлана снова посетила нас, поинтересовавшись у Ильи, как ему его теперешнее положение?
- Плохо. Мне нечего делать, - процедил он сквозь зубы.
Светлана похвалила его за то, что он с достоинством выносит свои лишения, а также попросила не смотреть на нее, как на врага и «злую тетю, которая отняла у него любимую игрушку».
- А вот занятия ты будешь искать себе сам, - заявила психолог, - Ты уже взрослый человек. Советую хорошенько подумать, чем ты заполнишь появившееся у тебя свободное время.

После этого у Ильи наступил период «ломки», когда он всех считал врагами и никак не хотел идти на контакт. В течение последующей недели Светлана каждый день навещала нас, проверяя психологическое состояние Ильи, и ведя с ним беседы о необходимости жизненных перемен. Сын же стал более резким, угрюмым, он тяжело переживал лишение компьютера, который долгое время был частью его жизни. Он часто, но безуспешно клянчил у меня пароль. Иногда Илья говорил, что ему необходимо заняться учебными делами за компьютером – я позволяла ему это, но отключала питание, как только замечала его за развлечениями. Больше всего Илью раздражало то, как внезапно выключается его компьютер по завершении положенного часа – он то и дело не успевал доиграть или досмотреть что-то.

Я боялась, что сын так и не сможет смириться с утратой – однако Светлана уверяла меня, что главное – дождаться завершения периода «ломки». И она оказалась права. У Ильи попросту не осталось выбора: уже через месяц он взялся за книги, учеба постепенно стала налаживаться. Он полюбил художественную литературу, стал больше времени проводить на улице с друзьями.

Еще через полгода у Ильи появилось желание записаться на спортивные танцы, где он познакомился с девушкой, на которой впоследствии женился. О компьютерных развлечениях он со временем и думать забыл: использует компьютер в основном лишь для работы.

Подытожив, хотелось бы сказать, что данный метод избавления от компьютерной зависимости можно назвать методом «шоковой терапии». Безусловно, он вызовет негативную реакцию у ребенка. Однако опасаться следует не истерик, которые закатит ваше чадо поначалу. Опасаться следует того вреда, который оно получит от бесконечных часов, проведенный в сети. Метод убеждения как правило малоэффективен (об этом Светлана предупредила меня сразу) – ведь любая зависимость пускает крепкие корни в человеческом сознании.

В связи с возникшими у многих сомнениями в правдивости данной истории хотелось бы сделать некоторые пояснения.

Во-первых: по-поводу того, почему сын не стал возражать против нового режима пользования компьютером. Я воспитывала своего сына одна, без мужа. По характеру Илья всегда был спокойным, сдержанным, мальчиком. Случаи, когда он закатывал истерики, были единичны: я привила ему уважение к старшим. И в 21 год данное ему воспитание не улетучилось! Разумеется, он был возмущен лишением компьютера, и об этом я указала в истории, пусть и не в ярких красках. И я совершенно не понимаю, почему он должен был послать всех матом, выгнать Светлану, или уйти из дома... Подобное хамское, неадекватное поведение просто не могло прийти в голову Илье - даже в такой стрессовой ситуации. Светлану я пригласила в мою квартиру, а копьютер куплен, как уже сказано, на мои деньги - взрослый, как многие отметили, 21-летний сын не мог этого не понимать. Еще раз повторюсь: в период "ломки" конфликты с сыном были, не вижу смысла детально описывать их.

Далее. Почему Илья не устроился на работу, чтобы купить собственный компьютер? До введения жесткого режима он все свое свободное время проводил в сети, считая, что это может продолжаться вечно. Освободившееся время ему пришлось тратить на учебу, так как он понял, что полученная специальность обеспечит ему в дальнейшем хорошую работу. Смысла устраиваться на мелкую подработку в ущерб учебному времени я не вижу - Илья тоже такой вариант не рассматривал.

По поводу пароля: я не стала это расписывать, но стандартные средства защиты Виндоус не использовались. Светлана установила на компьютер Ильи программу, которая выключала компьютер в заданное время: также можно было настраивать график работы ПК - при попытке войти в "запрещенный" час компьютер тут же выключался. Паролем были защищены именно настройки этой программы.

Насчет использования компьютера для учебы. Опять-таки, не все, возможно, прочли внимательно, но я упомянула, что для учебных целей время Ильи за компьютером продлялось, но всяческие попытки начать развлекаться онлайн пресекались.

И в заключение еще раз подчеркну, что в данном вопросе я являюсь противницей каких бы то ни было снисхождений и болтовни о том, что нужен индивидуальный подход, желание измениться самому и прочее. Зависимость - это болезнь (а поняли это еще не все). Это вирус, который просто так не отстанет. Здесь применимы лишь "хирургические", жесткие меры.