Исследовать функцию на четность и нечетность y. Свойства функций

Скрыть Показать

Способы задания функции

Пусть функция задается формулой: y=2x^{2}-3 . Назначая любые значения независимой переменной x , можно вычислить, пользуясь данной формулой соответствующие значения зависимой переменной y . Например, если x=-0,5 , то, пользуясь формулой, получаем, что соответствующее значение y равно y=2 \cdot (-0,5)^{2}-3=-2,5 .

Взяв любое значение, принимаемое аргументом x в формуле y=2x^{2}-3 , можно вычислить только одно значение функции, которое ему соответствует. Функцию можно представить в виде таблицы:

x −2 −1 0 1 2 3
y −4 −3 −2 −1 0 1

Пользуясь данной таблицей, можно разобрать, что для значения аргумента −1 будет соответствовать значение функции −3 ; а значению x=2 будет соответствовать y=0 и т.д. Также важно знать, что каждому значению аргумента в таблице соответствует лишь одно значение функции.

Еще функции возможно задать, используя графики. С помощью графика устанавливается какое значение функции соотносится с определенным значением x . Наиболее часто, это будет приближенное значение функции.

Четная и нечетная функция

Функция является четной функцией , когда f(-x)=f(x) для любого x из области определения. Такая функция будет симметрична относительно оси Oy .

Функция является нечетной функцией , когда f(-x)=-f(x) для любого x из области определения. Такая функция будет симметрична относительно начала координат O (0;0) .

Функция является ни четной , ни нечетной и называется функцией общего вида , когда она не обладает симметрией относительно оси или начала координат.

Исследуем на четность нижеприведенную функцию:

f(x)=3x^{3}-7x^{7}

D(f)=(-\infty ; +\infty) с симметричной областью определения относительно начала координат. f(-x)= 3 \cdot (-x)^{3}-7 \cdot (-x)^{7}= -3x^{3}+7x^{7}= -(3x^{3}-7x^{7})= -f(x) .

Значит, функция f(x)=3x^{3}-7x^{7} является нечетной.

Периодическая функция

Функция y=f(x) , в области определения которой для любого x выполняется равенство f(x+T)=f(x-T)=f(x) , называется периодической функцией с периодом T \neq 0 .

Повторение графика функции на любом отрезке оси абсцисс, который имеет длину T .

Промежутки, где функция положительная, то есть f(x) > 0 - отрезки оси абсцисс, которые отвечают точкам графика функции, лежащих выше оси абсцисс.

f(x) > 0 на (x_{1}; x_{2}) \cup (x_{3}; +\infty)

Промежутки, где функция отрицательная, то есть f(x) < 0 - отрезки оси абсцисс, которые отвечают точкам графика функции, лежащих ниже оси абсцисс.

f(x) < 0 на (-\infty; x_{1}) \cup (x_{2}; x_{3})

Ограниченность функции

Ограниченной снизу принято называть функцию y=f(x), x \in X тогда, когда существует такое число A , для которого выполняется неравенство f(x) \geq A для любого x \in X .

Пример ограниченной снизу функции: y=\sqrt{1+x^{2}} так как y=\sqrt{1+x^{2}} \geq 1 для любого x .

Ограниченной сверху называется функция y=f(x), x \in X тогда, когда существует такое число B , для которого выполняется неравенство f(x) \neq B для любого x \in X .

Пример ограниченной снизу функции: y=\sqrt{1-x^{2}}, x \in [-1;1] так как y=\sqrt{1+x^{2}} \neq 1 для любого x \in [-1;1] .

Ограниченной принято называть функцию y=f(x), x \in X тогда, когда существует такое число K > 0 , для которого выполняется неравенство \left | f(x) \right | \neq K для любого x \in X .

Пример ограниченной функции: y=\sin x ограничена на всей числовой оси, так как \left | \sin x \right | \neq 1 .

Возрастающая и убывающая функция

О функции, что возрастает на рассматриваемом промежутке принято говорить как о возрастающей функции тогда, когда большему значению x будет соответствовать большее значение функции y=f(x) . Отсюда выходит, что взяв из рассматриваемого промежутка два произвольных значения аргумента x_{1} и x_{2} , причем x_{1} > x_{2} , будет y(x_{1}) > y(x_{2}) .

Функция, что убывает на рассматриваемом промежутке, называется убывающей функцией тогда, когда большему значению x будет соответствовать меньшее значение функции y(x) . Отсюда выходит, что взяв из рассматриваемого промежутка два произвольных значений аргумента x_{1} и x_{2} , причем x_{1} > x_{2} , будет y(x_{1}) < y(x_{2}) .

Корнями функции принято называть точки, в которых функция F=y(x) пересекает ось абсцисс (они получаются в результате решения уравнения y(x)=0 ).

а) Если при x > 0 четная функция возрастает, то убывает она при x < 0

б) Когда при x > 0 четная функция убывает, то возрастает она при x < 0

в) Когда при x > 0 нечетная функция возрастает, то возрастает она и при x < 0

г) Когда нечетная функция будет убывать при x > 0 , то она будет убывать и при x < 0

Экстремумы функции

Точкой минимума функции y=f(x) принято называть такую точку x=x_{0} , у которой ее окрестность будет иметь остальные точки (кроме самой точки x=x_{0} ), и для них тогда будет выполняться неравенство f(x) > f(x_{0}) . y_{min} - обозначение функции в точке min.

Точкой максимума функции y=f(x) принято называть такую точку x=x_{0} , у которой ее окрестность будет иметь остальные точки (кроме самой точки x=x_{0} ), и для них тогда будет выполняется неравенство f(x) < f(x^{0}) . y_{max} - обозначение функции в точке max.

Необходимое условие

Согласно теореме Ферма: f"(x)=0 тогда, когда у функции f(x) , что дифференцируема в точке x_{0} , появится экстремум в этой точке.

Достаточное условие
  • Когда у производной знак меняется с плюса на минус, то x_{0} будет точкой минимума;
  • x_{0} - будет точкой максимума только тогда, когда у производной меняется знак с минуса на плюс при переходе через стационарную точку x_{0} .
  • Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке

    Шаги вычислений:

  • Ищется производная f"(x) ;
  • Находятся стационарные и критические точки функции и выбирают принадлежащие отрезку ;
  • Находятся значения функции f(x) в стационарных и критических точках и концах отрезка. Меньшее из полученных результатов будет являться наименьшим значением функции , а большее — наибольшим .
  • Функция называется четной (нечетной), если для любогои выполняется равенство

    .

    График четной функции симметричен относительно оси
    .

    График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

    Пример 6.2. Исследовать на четность или нечетность функции

    1)
    ; 2)
    ; 3)
    .

    Решение .

    1) Функция определена при
    . Найдем
    .

    Т.е.
    . Значит, данная функция является четной.

    2) Функция определена при

    Т.е.
    . Таким образом, данная функция нечетная.

    3) функция определена для , т.е. для

    ,
    . Поэтому функция не является ни четной, ни нечетной. Назовем ее функцией общего вида.

    3. Исследование функции на монотонность.

    Функция
    называется возрастающей (убывающей) на некотором интервале, если в этом интервале каждому большему значению аргумента соответствует большее (меньшее) значение функции.

    Функции возрастающие (убывающие) на некотором интервале называются монотонными.

    Если функция
    дифференцируема на интервале
    и имеет положительную (отрицательную) производную
    , то функция
    возрастает (убывает) на этом интервале.

    Пример 6.3 . Найти интервалы монотонности функций

    1)
    ; 3)
    .

    Решение .

    1) Данная функция определена на всей числовой оси. Найдем производную .

    Производная равна нулю, если
    и
    . Область определения – числовая ось, разбивается точками
    ,
    на интервалы. Определим знак производной в каждом интервале.

    В интервале
    производная отрицательна, функция на этом интервале убывает.

    В интервале
    производная положительна, следовательно, функция на этом интервале возрастает.

    2) Данная функция определена, если
    или

    .

    Определяем знак квадратного трехчлена в каждом интервале.

    Таким образом, область определения функции

    Найдем производную
    ,
    , если
    , т.е.
    , но
    . Определим знак производной в интервалах
    .

    В интервале
    производная отрицательна, следовательно, функция убывает на интервале
    . В интервале
    производная положительна, функция возрастает на интервале
    .

    4. Исследование функции на экстремум.

    Точка
    называется точкой максимума (минимума) функции
    , если существует такая окрестность точки, что для всех
    из этой окрестности выполняется неравенство

    .

    Точки максимума и минимума функции называются точками экстремума.

    Если функция
    в точкеимеет экстремум, то производная функции в этой точке равна нулю или не существует (необходимое условие существования экстремума).

    Точки, в которых производная равна нулю или не существует называются критическими.

    5. Достаточные условия существования экстремума.

    Правило 1 . Если при переходе (слева направо) через критическую точку производная
    меняет знак с «+» на «–», то в точкефункция
    имеет максимум; если с «–» на «+», то минимум; если
    не меняет знак, то экстремума нет.

    Правило 2 . Пусть в точке
    первая производная функции
    равна нулю
    , а вторая производная существует и отлична от нуля. Если
    , то– точка максимума, если
    , то– точка минимума функции.

    Пример 6.4 . Исследовать на максимум и минимум функции:

    1)
    ; 2)
    ; 3)
    ;

    4)
    .

    Решение.

    1) Функция определена и непрерывна на интервале
    .

    Найдем производную
    и решим уравнение
    , т.е.
    .Отсюда
    – критические точки.

    Определим знак производной в интервалах ,
    .

    При переходе через точки
    и
    производная меняет знак с «–» на «+», поэтому по правилу 1
    – точки минимума.

    При переходе через точку
    производная меняет знак с «+» на «–», поэтому
    – точка максимума.

    ,
    .

    2) Функция определена и непрерывна в интервале
    . Найдем производную
    .

    Решив уравнение
    , найдем
    и
    – критические точки. Если знаменатель
    , т.е.
    , то производная не существует. Итак,
    – третья критическая точка. Определим знак производной в интервалах.

    Следовательно, функция имеет минимум в точке
    , максимум в точках
    и
    .

    3) Функция определена и непрерывна, если
    , т.е. при
    .

    Найдем производную

    .

    Найдем критические точки:

    Окрестности точек
    не принадлежат области определения, поэтому они не являются т. экстремума. Итак, исследуем критические точки
    и
    .

    4) Функция определена и непрерывна на интервале
    . Используем правило 2. Найдем производную
    .

    Найдем критические точки:

    Найдем вторую производную
    и определим ее знак в точках

    В точках
    функция имеет минимум.

    В точках
    функция имеет максимум.
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • сформировать понятие чётности и нечётности функции, учить умению определять и использовать эти свойства при исследовании функций, построении графиков;
    • развивать творческую активность учащихся, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать;
    • воспитывать трудолюбие, математическую культуру; развивать коммуникативные качества.

    Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, раздаточный материал.

    Формы работы: фронтальная и групповая с элементами поисково-исследовательской деятельности.

    Информационные источники:

    1.Алгебра9класс А.Г Мордкович. Учебник.
    2.Алгебра 9класс А.Г Мордкович. Задачник.
    3.Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Беленкова Е.Ю. Лебединцева Е.А

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Постановка целей и задач урока.

    2. Проверка домашнего задания

    №10.17 (Задачник 9кл. А.Г. Мордкович).

    а) у = f (х ), f (х ) =

    б) f (–2) = –3; f (0) = –1; f (5) = 69;

    в) 1. D(f ) = [– 2; + ∞)
    2. Е(f ) = [– 3; + ∞)
    3. f (х ) = 0 при х ~ 0,4
    4. f (х ) >0 при х > 0,4 ; f (х ) < 0 при – 2 < х < 0,4.
    5. Функция возрастает при х € [– 2; + ∞)
    6. Функция ограничена снизу.
    7. у наим = – 3, у наиб не существует
    8. Функция непрерывна.

    (Вы использовали алгоритм исследования функции?) Слайд.

    2. Таблицу, которую вам задавалась, проверим по слайду.

    Заполните таблицу

    Область определения

    Нули функции

    Промежутки знакопостоянства

    Координаты точек пересечения графика с Оу

    х = –5,
    х = 2

    х € (–5;3) U
    U (2; ∞)

    х € (–∞;–5) U
    U (–3;2)

    х ∞ –5,
    х ≠ 2

    х € (–5;3) U
    U (2; ∞)

    х € (–∞;–5) U
    U (–3;2)

    х ≠ –5,
    х ≠ 2

    х € (–∞; –5) U
    U (2; ∞)

    х € (–5; 2)

    3. Актуализация знаний

    – Даны функции.
    – Указать область определения для каждой функции.
    – Сравнить значение каждой функции для каждой пары значения аргумента: 1 и – 1; 2 и – 2.
    – Для каких из данных функций в области определения выполняются равенства f (– х ) = f (х ), f (– х ) = – f (х )? (полученные данные занести в таблицу) Слайд

    f (1) и f (– 1) f (2) и f (– 2) графики f (– х ) = –f (х ) f (– х ) = f (х )
    1. f (х ) =
    2. f (х ) = х 3
    3. f (х ) = | х |
    4. f (х ) = 2х – 3
    5. f (х ) =

    х ≠ 0

    6. f (х )= х > –1

    и не опред.

    4. Новый материал

    – Выполняя данную работу, ребята мы выявили ещё одно свойство функции, незнакомое вам, но не менее важное, чем остальные – это чётность и нечетность функции. Запишите тему урока: «Чётные и нечётные функции», наша задача – научиться определять чётность и нечётность функции, выяснить значимость этого свойства в исследовании функций и построении графиков.
    Итак, найдём определения в учебнике и прочитаем (стр. 110). Слайд

    Опр. 1 Функция у = f (х ), заданная на множестве Х называется чётной , если для любого значения х Є Х выполняется равенство f(–х)= f(х). Приведите примеры.

    Опр. 2 Функция у = f (х) , заданная на множестве Х называется нечётной , если для любого значения х Є Х выполняется равенство f(–х)= –f(х). Приведите примеры.

    Где мы встречались с терминами «четные» и «нечётные»?
    Какие из данных функций будут чётными, как вы думаете? Почему? Какие нечётными? Почему?
    Для любой функции вида у = х n , где n – целое число можно утверждать, что функция нечётна при n – нечётном и функция чётна при n – чётном.
    – Функции вида у = и у = 2х – 3 не являются ни чётным, ни нечётными, т.к. не выполняются равенства f (– х ) = – f (х ), f (– х ) = f (х )

    Изучение вопроса о том, является ли функция чётной или нечётной называют исследованием функции на чётность. Слайд

    В определениях 1 и 2 шла речь о значениях функции при х и – х, тем самым предполагается, что функция определена и при значении х , и при – х .

    Опр 3. Если числовое множество вместе с каждым своим элементом х содержит и противоположный элемент –х, то множество Х называют симметричным множеством.

    Примеры:

    (–2;2), [–5;5]; (∞;∞) – симметричные множества, а , [–5;4] – несимметричные.

    – У чётных функций область определения – симметричное множество? У нечётных?
    – Если же D(f ) – несимметричное множество, то функция какая?
    – Таким образом, если функция у = f (х ) – чётная или нечётная, то её область определения D(f ) – симметричное множество. А верно ли обратное утверждение, если область определения функции симметричное множество, то она чётна, либо нечётна?
    – Значит наличие симметричного множества области определения – это необходимое условие, но недостаточное.
    – Так как же исследовать функцию на четность? Давайте попробуем составить алгоритм.

    Слайд

    Алгоритм исследования функции на чётность

    1. Установить, симметрична ли область определения функции. Если нет, то функция не является ни чётной, ни нечётной. Если да, то перейти к шагу 2 алгоритма.

    2. Составить выражение для f (– х ).

    3. Сравнить f (– х ).и f (х ):

    • если f (– х ).= f (х ), то функция чётная;
    • если f (– х ).= – f (х ), то функция нечётная;
    • если f (– х ) ≠ f (х ) и f (– х ) ≠ –f (х ), то функция не является ни чётной, ни нечётной.

    Примеры:

    Исследовать на чётность функцию а) у = х 5 +; б) у = ; в) у = .

    Решение.

    а) h(х) = х 5 +,

    1) D(h) = (–∞; 0) U (0; +∞), симметричное множество.

    2) h (– х) = (–х) 5 + – х5 –= – (х 5 +),

    3) h(– х) = – h (х) => функция h(х) = х 5 + нечётная.

    б) у =,

    у = f (х ), D(f) = (–∞; –9)? (–9; +∞), несимметричное множество, значит функция ни чётная, ни нечётная.

    в) f (х ) = , у = f (х),

    1) D(f ) = (–∞; 3] ≠ ; б) (∞; –2), (–4; 4]?

    Вариант 2

    1. Является ли симметричным заданное множество: а) [–2;2]; б) (∞; 0], (0; 7) ?


    а); б) у = х· (5 – х 2). 2. Исследуйте на чётность функцию:

    а) у = х 2 · (2х – х 3), б) у =

    3. На рис. построен график у = f (х ), для всех х , удовлетворяющих условию х ? 0.
    Постройте график функции у = f (х ), если у = f (х ) – чётная функция.

    3. На рис. построен график у = f (х ), для всех х, удовлетворяющих условию х? 0.
    Постройте график функции у = f (х ), если у = f (х ) – нечётная функция.

    Взаимопроверка по слайду.

    6. Задание на дом: №11.11, 11.21,11.22;

    Доказательство геометрического смысла свойства чётности.

    ***(Задание варианта ЕГЭ).

    1. Нечётная функция у = f(х) определена на всей числовой прямой. Для всякого неотрицательного значения переменной х значение этой функции совпадает со значением функции g(х ) = х (х + 1)(х + 3)(х – 7). Найдите значение функции h(х ) = при х = 3.

    7. Подведение итогов

    Как вставить математические формулы на сайт?

    Если нужно когда-никогда добавлять одну-две математические формулы на веб-страницу, то проще всего сделать это, как описано в статье : математические формулы легко вставляются на сайт в виде картинок, которые автоматически генерирует Вольфрам Альфа. Кроме простоты, этот универсальный способ поможет улучшить видимость сайта в поисковых системах. Он работает давно (и, думаю, будет работать вечно), но морально уже устарел.

    Если же вы постоянно используете математические формулы на своем сайте, то я рекомендую вам использовать MathJax - специальную библиотеку JavaScript, которая отображает математические обозначения в веб-браузерах с использованием разметки MathML, LaTeX или ASCIIMathML.

    Есть два способа, как начать использовать MathJax: (1) при помощи простого кода можно быстро подключить к вашему сайту скрипт MathJax, который будет в нужный момент автоматически подгружаться с удаленного сервера (список серверов ); (2) закачать скрипт MathJax с удаленного сервера на свой сервер и подключить ко всем страницам своего сайта. Второй способ - более более сложный и долгий - позволит ускорить загрузку страниц вашего сайта, и если родительский сервер MathJax по каким-то причинам станет временно недоступен, это никак не повлияет на ваш собственный сайт. Несмотря на эти преимущества, я выбрал первый способ, как более простой, быстрый и не требующий технических навыков. Следуйте моему примеру, и уже через 5 минут вы сможете использовать все возможности MathJax на своем сайте.

    Подключить скрипт библиотеки MathJax с удаленного сервера можно при помощи двух вариантов кода, взятого на главном сайте MathJax или же на странице документации :

    Один из этих вариантов кода нужно скопировать и вставить в код вашей веб-станицы, желательно между тегами и или же сразу после тега . По первому варианту MathJax подгружается быстрее и меньше тормозит страницу. Зато второй вариант автоматически отслеживает и подгружает свежие версии MathJax. Если вставить первый код, то его нужно будет периодически обновлять. Если вставить второй код, то страницы будут загружаться медленнее, зато вам не нужно будет постоянно следить за обновлениями MathJax.

    Подключить MathJax проще всего в Blogger или WordPress: в панели управления сайтом добавьте виджет, предназначенный для вставки стороннего кода JavaScript, скопируйте в него первый или второй вариант кода загрузки, представленного выше, и разместите виджет поближе к началу шаблона (кстати, это вовсе не обязательно, поскольку скрипт MathJax загружается асинхронно). Вот и все. Теперь изучите синтаксис разметки MathML, LaTeX и ASCIIMathML, и вы готовы вставлять математические формулы на веб-страницы своего сайта.

    Любой фрактал строится по определенному правилу, которое последовательно применяется неограниченное количество раз. Каждый такой раз называется итерацией.

    Итеративный алгоритм построения губки Менгера достаточно простой: исходный куб со стороной 1 делится плоскостями, параллельными его граням, на 27 равных кубов. Из него удаляются один центральный куб и 6 прилежащих к нему по граням кубов. Получается множество, состоящее из 20 оставшихся меньших кубов. Поступая так же с каждым из этих кубов, получим множество, состоящее уже из 400 меньших кубов. Продолжая этот процесс бесконечно, получим губку Менгера.