Биология в лицее. Коллективные насекомые. Пчелы и муравьи Сообщение о общественно полезных насекомых

Показать все

Особенности поведения общественных насекомых

Поведение насекомых определяется совокупностью условных и безусловных рефлексов, инстинктов, таксисов и тропизмов (подробнее об этом можно прочитать ).

У общественных насекомых, живущих колониями и сложно взаимодействующих между собой, присутствуют все эти компоненты поведения, но наиболее сильно у них выражены инстинкты - длинные цепочки рефлексов, запускающихся друг за другом по своеобразному «эффекту домино». Иногда инстинктивное поведение обусловливает настолько сложные комплексы действий, что сложно поверить в отсутствие у муравьев, термитов, пчел и ос способности мыслить и полноценно общаться между собой.

За проявление инстинктов и других сложных форм поведения отвечают особые области головного мозга. У многих общественных насекомых эти области развиты очень хорошо и увеличены в размерах относительно остальных. Например, так называемые грибовидные тела, отвечающие за интеграцию информации, получаемой от органов чувств, занимают у медоносной пчелы шестую часть объема мозга, а у муравья Formica- одну треть. Сам мозг у них тоже развит сильнее в сравнении с другими насекомыми.

Ключевые особенности поведения общественных насекомых состоят в следующем:

Это можно проиллюстрировать на примере еще одного опыта. Возле дороги малого лесного муравья установили специальное приспособление: две камеры, две шторки, закрывающие каждую из этих камер, и две нити, соединенные со шторками. Если муравей тянул за одну нить, шторка открывалась, и в камере в качестве вознаграждения насекомое получало сахарный сироп. За другой шторкой не было ничего. Муравьи быстро поняли, что к чему, и открывали камеру, в которой находился сироп, более 60 раз в час. Притом, иногда одни муравьи тянули за нить, поддерживая шторку открытой и уступая другим право полакомиться сиропом.

Еще одна особенность заключается в том, что общественные насекомые целенаправленно и слаженно могут выполнять одну общую работу, необходимую ради интересов колонии. Они строят муравейники, добывают пищу, осуществляют кладку и ухаживают за ними в соответствии с какой-то негласной договоренностью, в которой каждому члену сообщества отведена определенная роль. (фото)

Поведение и разделение на касты

Обеспечивать автономное существование колонии было бы невозможно, если бы у всех насекомых в группе были «равные права». Поэтому внутри семьи общественные насекомые обычно разделены на касты - подгруппы, представители которых выполняют определенные задачи. На примере пчел можно видеть, что в улье одна-единственная матка, которая откладывает , несколько трутней, которые ее оплодотворяют, а все остальные особи - это рабочие пчелы. Они отвечают за жизнеобеспечение, запасание пищи, уход за яйцами и и т.д. Соответственно, у этих трех подгрупп совершенно разные модели поведения. Еще более сложно устройство сообщества у муравьев. У некоторых родов и видов муравьев среди рабочих особей выделяют «разведчиков», «фуражиров», «воинов», «водоносов», «нянек» и т.д. Всего в одном муравейнике может насчитываться до 11 каст, и ведут они себя, соответственно, по-разному.

Поведение общественных насекомых в целом очень сложное. Но внутри каждой семьи «поступки» отдельных ее членов более схожи, чем действия разных насекомых одного вида, ведущих одиночный образ жизни. Это объясняется тем, что в группе насекомые живут в примерно одинаковых условиях, поэтому у них развиваются похожие условные рефлексы и формируются похожий жизненный опыт.

Однако каждое насекомое семьи уникально. Было установлено, что способность к обучению и другие врожденные свойства различаются у разных членов сообщества, даже в пределах одной касты. Иными словами, как и среди людей, среди муравьев, пчел и т.д. есть «глупые» и «умные». Их поведение отличается.

Осы

Можно привести еще много примеров того, насколько удивительным может быть поведение общественных насекомых. Но даже эти примеры заставляют нас убедиться в том, что по своему развитию представители класса Insecta иногда даже превосходят организмы, находящиеся на более высоких ступенях эволюции. Именно особенности поведения общественных насекомых по сей день заставляют некоторых специалистов высказывать мнение, что, вероятно, наряду со всем остальным (рефлексы, инстинкты и др.), насекомые имеют зачаточные формы рассудочной деятельности.

Много видов высокоразвитых насекомых (термиты, пчёлы, муравьи, осы) живут в сложных сообществах. У них настолько хорошо выверенная организация, что порой они напоминают „суперорганизм", который приводится в действие маткой-королевой.

БОЛЬШИЕ СЕМЬИ

В многочисленных "государствах" насекомых, которые образуют термиты, муравьи, некоторые виды пчёл и ос, каждый член сообщества - матка, рабочие особи, солдаты и трутни - выполняет свою, чётко регламентированную функцию. Подобное разделение труда является основным условием существования колонии. Отдельные особи такого сообщества настолько зависимы друг от друга, что уже не могут самостоятельно существовать. Например, рабочих термитов охраняют хорошо „вооружённые" солдаты, которые не способны выжить без рабочих, поскольку самостоятельно добывать пищу не могут и зависят от рабочих - те их кормят. В свою очередь, рабочие и солдаты не способны размножаться. Функция воспроизведения потомства лежит на матке, вокруг которой и формируется колония. Живёт матка внутри гнезда, её кормят рабочие, а солдаты защищают. Все пчёлы одной колонии, а их может быть около 80 000, являются потомками одной матки и старшими сёстрами новорождённым особям. Все они являются генетическими близнецами, поэтому имеют сильно развитый социальный инстинкт.

ОБРАЗОВАНИЕ КОЛОНИИ

Осенью, с наступлением холодов, погибают все особи колонии ос, за исключением оплодотворённых маток. Незадолго до того, как исчезнет гнездо, в колонии ос появляется несколько половозрелых пар, которые улетают и спариваются. Самцы вскоре погибают, а самки, чувствуя приближение зимы, прячутся в тёплых местах. Весной оплодотворённые матки выходят из укрытий и каждая из них строит гнездо из обработанной специальными ферментами древесины, состоящее из 10-12 шестигранных ячеек. В эти ячейки матки помещают яйца. Личинок королева-матка кормит кашицей из полупереваренных насекомых. Личинки быстро растут и вскоре превращаются в бесплодных рабочих ос. После появления на свет рабочих матка никакими хозяйственными делами больше не занимается, она только откладывает яйца, а рабочие строят новые ячейки, заботятся о яйцах и выращивают личинок. Общественная система некоторых видов муравьёв и термитов несколько сложнее. Рабочие муравьи делятся на несколько каст, в зависимости от работы, которую они выполняют. На одних, например, лежит задача опрыскивать врагов муравьиной кислотой, т. е. вести своеобразную „химическую войну", а на других - доставлять нектар на склад. Личинки термитов представляют собой миниатюрные копии взрослых особей. Из них развиваются солдаты, которые имеют мощные челюсти или жалящий аппарат, который выделяет липкое вещество, которое может стать ловушкой для врагов. Рабочие и солдаты термитов - бескрылые и слепые особи.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

У большинства видов насекомых, за исключением периода размножения, потребность в общении отсутствует. У общественных насекомых, наоборот, коммуникация между членами колонии является жизненно необходимой. У некоторых видов развилась совершенная система передачи информации. Для этого часто используется язык телодвижений. Например, медоносные пчёлы с помощью специального танца очень точно сообщают своим одноплеменницам по улью о дороге до места, где, по их данным, находится источник нектара. Муравьи пользуются другим методом. Найдя значительный источник пищи, они возвращаются в муравейник, оставляя за собой стойкий пахучий след. Другие муравьи, следуя по этой тропе, также оставляют свои пахучие отметки, что является ориентиром для остальных членов колонии. Очень большую роль в жизнедеятельности всех видов общественных насекомых играют феромоны. Голодные личинки выделяют особое вещество, которое является сигналом „накорми меня". Матка выделяет свои феромоны и таким образом посылает собственный сигнал рабочим, напоминая об их обязанностях. Через определённые промежутки времени рабочие обмениваются с маткой выделениями желёз, и таким образом между ними поддерживаются тесные взаимоотношения. Сообщество многих насекомых, потерявшее матку, обречено на гибель: насекомые не знают, что им делать, например, рабочие перестают работать. Рабочие пчёлы, оставшись без матки, могут вырастить новую: для этого они строят специальные ячейки и выкармливают личинки особой пищей.

Термиты

Общественную структуру термитов составляют три типа насекомых: матка (королева), солдаты и рабочие.
Матка : живёт в центре колонии. Она имеет большое тело с гипертрофированными яичниками (длиной до 10 см), которые постоянно производят яйца - много миллионов яиц в течение всей жизни. Крылатый самец, который оплодотворил самку, погибает. Матка живёт около 10 лет.
Солдаты : большие и темнее рабочих, с большими головами и чрезвычайно крепкими челюстями. Они охраняют и защищают колонию от врагов.
Рабочие : маленькие, мягкотелые насекомые белого цвета. Они строят гнездо и поддерживают в нём порядок. В отличие от других общественных насекомых, рабочие термиты бывают обоих полов.

Муравьи

Почти все виды муравьёв являются общественными насекомыми. Они живут в муравейниках.
Матка : единственная её задача - заботиться о продолжении рода, откладывать яйца.
Рабочие : бескрылые стерильные самцы длиной до 30 мм. Они ухаживают за маткой, личинками, строят и ремонтируют муравейник. Если на муравейник нападают враги и некому „воевать", то рабочие защищают колонию.
Солдаты : подобно рабочим особям бескрылые и бесплодные, но несколько крупнее, с большими головами и мощными челюстями. Их задача - защищать муравейник от врагов

Пчёлы

Пчёлы живут в сообществах, насчитывающих до 60 000 насекомых.
Матка : единственная во всей колонии. Матка управляет ульем и откладывает яйца. Органы для сбора пыльцы у неё отсутствуют, поэтому её кормят рабочие.
Рабочие : собирают с цветов пыльцу и нектар, кормят молодь, матку, трутней и охраняют колонию. Строят соты, состоящие из правильных шестиугольных ячеек, которые являются хранилищем мёда и инкубатором для яиц. Рабочие пчёлы сообщают друг другу информацию о богатых едой местах с помощью специального танца, точно указывая расстояние до них и направление полёта.
Трутни : единственное их назначение -оплодотворение матки. Трутней кормят рабочие пчёлы. После спаривания они погибают.

Осы

Некоторые общественные виды ос живут большими колониями. В отличие от пчёл и термитов, гнездом пользуются лишь в течение одного лета. Осенью все осы вымирают. Зимуют только оплодотворённые самки-основательницы, которые весной строят новое гнездо. Гнёзда осы строят из целлюлозы - кусочков дерева, смешанных со слюной.

Насекомые, живущие единой общиной: муравьи, осы, пчёлы и термиты – всегда вызывали у людей особый интерес и удивление. Это нашло отражение в многочисленных мифах, легендах и преданиях. В древнегреческой мифологии муравьи были символом богини Деметры. А одним из самых древних изображений, найденным в Европе, оказалась Царица Улья. Общественные насекомые играют важнейшую роль практически во всех экосистемах суши. Осы и большая часть муравьёв выступают как хищники, термиты, особенно в тропических экосистемах, – как важнейшие разрушители растительных остатков, а общественные пчёлы являются опылителями многих диких и культурных растений и производителями целебных продуктов.
Иерархические внутрисемейные связи и сложные структуры взаимодействия между членами сообщества до сих пор привлекают пристальное внимание учёных. Разгадать загадку коллективного разума животных человечество пыталось ещё с древности, и, судя по тому, что наши предки для имиджа богов использовали образы насекомых, говорит о том, что данный секрет был ими понят и активно применялся для управления человеческими сообществами.
В чём суть этого феномена природы?! Что же происходит?

ПЧЁЛЫ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. В мире животных с Николаем Дроздовым. Видео (00:04:59)

Гнёзда общественных насекомых: пчёл, ос и муравьёв. Видео (00:45:14)

Скопление комаров или бабочек, которые вы могли наблюдать, являются временными, поскольку эти насекомые могут жить поодиночке. Но есть виды насекомых, существующие только потому, что отдельные особи жи-вут в организованных сообществах - колониях (семьях). Таких насекомых называют общественными. Как организованы их колонии?

К общественным насекомым (рис. 26.1) относят термитов, муравьев, некоторые виды пчел, ос, шмелей. В коло-нии обязательно есть матка (царица) — плодовитая самка. Утермитов царица всегда имеет «супруга» (царя), живущего вместе с ней. Множество бесплодных потомков образуют касту рабочих. У пчел она состоит из самок, а у термитов среди рабочих есть и самки, и самца. Как распределены обязанности между членами колонии?

Матка «отвечает» за продолжение рода, поэтому непрерывно откла-дывает яйца. Из них развиваются и бесплодные рабочие, и способные к размножению самцы, и самки — будущие матки. Обычно матка живет дольше своих бесплодных потомков: у пчел — до 5 лет, у муравьев — 6-7 лет, у термитов — свыше 20 лет. У перепончатокрылых самцы (трут-ни у пчел) в семье долго не живут, они улетают, чтобы встретить плодо-витых самок из других семей и оплодотворить их.

Рабочие выполняют все обязанности по обеспечению «быта» семьи и ее защиты. Они строят гнездо с камерами для яиц и личинок, чистят его, защищают подступы к гнезду, уничтожают врагов, проникших в него. Рабочих, которые находят источники пищи, собирают ее, сносят к дому (рис. 26.2), называют фуражирами. Они кормят матку и личи-нок, пока те не превратятся в куколок. Материал с сайта

Рис. 26.2. Муравьи-фуражиры с добычей

Рабочая пчела обычно выполняет то один вид работ, то другой, в за-висимости от ее возраста. У муравьев и термитов каста рабочих разде-лена с самого начала их жизни на солдат и фуражиров. Солдаты защи-щают гнездо, ведут территориальные войны, но сами отыскивать пищу не могут. Телосложение у насекомых-фуражиров и насекомых-солдат разное: у солдат есть приспособления для обороны и нападения.

В каждого члена колонии заложена программа инстинктивного по-ведения, определяющая его обязанности. Члены колонии не могут жить самостоятельно, размножение таких насекомых возможно лишь при на-личии семьи, поэтому существование их вида зависит от благополучия колонии.

На этой странице материал по темам:

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

1. Какие особенности поведения и образа жизни характерны для обитателей муравейника?
Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи – это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник.
Большинство муравьев – хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи сохраняют, «пасут» этих насекомых, кормящихся на растениях, иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для питания грибы, принося туда измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи. Муравьи общаются, прикасаясь друг у другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

2. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел.
Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье. В улье большинство насекомых – рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых измененный яйцеклад служит жалом. Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они только один сезон (около года). В пчелиной семье главная пчела – матка, которая откладывает яйца – до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Весной, в мае-июне, в пчелиной семье из куколок появляется новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями: никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача – оплодотворение матки. Старая самка с частью рабочих пчел покидает улей – происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

3. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека.
Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Пчелы и муравьи организуют сообщества, которые представляют собой одну большую семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции.

4. На основании каких признаков тутовый шелкопряд относят к домашним животным? Какое значение в хозяйственной деятельности человека имеет это насекомое?

Это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии.
Шелк, выделяемый тутовыми шелкопрядами, используют в легкой промышленности для получения тканей, в медицине (из него делают нити для сшивания ран) и в авиации.