Святые мученики архидиакон лаврентий, папа римский сикст и прочие с ними. Поучение перед исповедью

епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии

Одним из первых архиереев Нижегородской кафедры, пострадавших от большевистского красного террора, был епископ Лаврентий.

Будущий архипастырь (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 году в городе Кашире Тульской губернии. Единственный сын у матери-вдовы, он по происхождению своему не принадлежал к духовному сословию. Начальное образование получил в Веневском духовном училище, среднее — в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, со степенью кандидата богословия, и поначалу посвятил себя педагогической деятельности.

6 февраля 1903 года Евгений Князев был назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 мая 1907 года стал инспектором той же семинарии. Прослужив на этом поприще более пяти лет, 28 января 1912 года в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским), будущим Патриархом, был пострижен в монашество с наречением имени Лаврентий.

Определением Святейшего Синода, от 28 февраля 1912 года, иеромонах Лаврентий (Князев) назначен на должность ректора Литовской духовной семинарии. Он был учеником и духовным чадом Оптинских старцев, усердным делателем молитвы Иисусовой. 17 марта 1912 года, по указу Святейшего Синода, иеромонаха Лаврентия возвели в сан архимандрита. Он был определен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, священноархимандритом которого в те годы являлся епископ Литовский и Виленский Тихон (Беллавин) (с 1917 года — Патриарх Московский и всея Руси).

Служение Лаврентия (Князева) в качестве ректора и преподавателя семинарии продолжалось до 1917 года, когда 28 января Государь Император Высочайше соизволил утвердить Всеподданнейший доклад Святейшего Синода «о быти ректору Литовской духовной семинарии Лаврентию епископом Балахнинским, викарием Нижегородским, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в Нижнем Новгороде».

Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о рукоположении архимандрита Лаврентия в сан епископа Преосвященный Тихон (Беллавин), он же и возглавил архиерейскую хиротонию. О том, как это происходило, весьма подробно описывалось на страницах нижегородских газет того времени. «18-го февраля, в 12 часов дня, в Крестовой церкви состоялось наречение архимандрита Лаврентия во епископа Балахнинского.

…У стола с зерцалом, поставленного среди храма, между кафедрой и амвоном, заняли места Владыки: Тихон, архиепископ Литовский и Виленский, Иоаким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, Макарий, епископ Орловский и Севский, и Амвросий, епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, в мантиях. Из отворенных царских врат протоиереями А. А. Порфирьевым и В. П. Веселовским был выведен архимандрит Лаврентий в мантии, который принял благословение от всех Владык и встал пред зерцалом. Секретарь консистории объявил ему указ: „Честный отец архимандрит Лаврентий! Всепресветлейший и Самодержавнейший Великий Государь Император, Самодержец Всероссийский, именным своего Величества указом повелевает, и Святейший Правительствующий Всероссийский Синод благословляет Вашу святыню быть епископом Богоспасаемого града Балахны“ . На что архимандрит Лаврентий ответил: „Понеже Всепресветлейший и Самодержавнейший Великий Государь Император Николай Александрович, Самодержец Всероссийский, повелел произвести, и Святейший <…> Синод судили мене достойна быть в таковую службу, благодарю и приемлю и немало вопреки глаголю…“

Хиротония его состоялась на следующий день, 19-го февраля, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Архипастырский посох епископу Лаврентию вручал правящий архиерей Нижегородский Иоаким (Левицкий), произнеся при этом слова, которые в дальнейшем оказались отчасти пророческими в судьбе нового викария: «…Божественным устроением твое посвящение в сан епископа совершилось в знаменательный день — Торжества Православия. Уразумевай в сем особое указание тебе свыше посвятить все свои дарования и силы на служение торжеству Православной Церкви… „Сия есть победа, победившая мир, — вера наша“ (1 Иоан. 5, 4).

Но злобный враг человеческого спасения, изначала противоюющий Церкви Христовой, и ныне направляет свое смертоносное жало на истинных богопочитателей, производя брани, смуты и религиозные разделения… Эти и подобные скорбные явления в современной жизни Церкви и Отечества и, в частности, нашей паствы требуют от церковных пастырей бодрого и внимательного стояния на страже стада Христова, пламенной ревности и отеческой попечительности о спасении погибающих и тем самым содействия торжеству Православия… И тебе, возлюбленный о Господе брат и сослужитель, надлежит, выражаясь словами апостольскими, облещись во вся оружия Божия, препоясать чресла твоя истиною, одеться в броню правды. Обуть нозе во уготование благовествования мира, восприять щит веры, и шлем спасения, и меч духовный, еже есть глагол Божий, и возможеши вся стрелы лукавого разженные угасиши (Еф. 6, 10-17), во спасение свое и врученного тебе стада Христова…»

Присутствовавший на наречении и хиротонии епископа Лаврентия о. Варнава (Беляев) (в 1920 году — епископ Васильсурский, викарий Нижегородский, впоследствии духовный писатель, аскет, старец) сообщал в письме родным в феврале 1917 года: «Нового епископа хиротонисали. <…> Человек благочестивый, смиренный, каких мало».

Епископ Лаврентий был назначен на различные должности по Духовному ведомству Нижегородской епархии. Традиционно, викарий Балахнинский возглавил Епархиальный училищный совет и стал председателем Совета миссионерского Братства Святого Креста. Кроме того, на Преосвященного Лаврентия возлагались обязанности председателя Епархиального приходского совета, занимающего реформами прихода. Результатом его трудов на этом поприще стал утвержденный 13 августа 1918 года Устав «Союза православных приходских общин». (Союз был создан для «объединения деятельности Приходских собраний и Советов Нижегородской епархии в целях большей успешности достижения религиозно-нравственных и церковно-общественных задач»).

В Нижнем Новгороде Владыка Лаврентий проживал и служил, как и его предшественники-викарии, в Печерском Вознесенском монастыре, на правах настоятеля.

В июле 1917 года Преосвященный Лаврентий торжественно освятил вновь отреставрированный главный Троицкий летний собор в Макарьевском женском монастыре. Владыке сослужили девятнадцать священников и шесть диаконов. Торжество состоялось при стечении огромного числа прибывших на праздник богомольцев и поистине явилось образцом церковного благолепия. 2 июля был освящен главный престол, а на следующий день — придельный храм.

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий). ГУ ЦАНО

Начиная с лета 1917 года, епископ Лаврентий являлся также временно управляющим делами Нижегородской епархии. Преосвященный Иоаким, 65-летний правящий архиерей, будучи членом Святейшего Синода, выехал в Москву, взяв официальный отпуск, на Поместный Собор Русской Православной Церкви. К управлению Нижегородской епархией он более не вернулся, так как вынужден был подать прошение об уходе на покой — под давлением революционно настроенных общественных кругов. (Постановлением Святейшего Синода и Патриарха, от 28 марта 1918 года, просьба его была удовлетворена). Временное управление Нижегородской епархией по-прежнему возлагалось на епископа Лаврентия (Князева).

Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев)

Волею судеб, епископское служение его было недолгим: в общей сложности он прожил в Нижнем Новгороде один год и восемь месяцев, по сути самостоятельно руководя епархией. И именно Владыка Лаврентий в самое сложное и смутное время, разгар революционных потрясений, сумел организовать и сплотить вокруг Церкви Христовой свою паству. По его благословению, еще в марте 1917 года в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское братство по возрождению церковно-общественной жизни (инициатором являлся А. А. Булгаков, управляющий нижегородской казенной палатой). Вся деятельность братства проходила не только под почетным председательством епископа, но и при его непосредственном участии. В кратчайший срок, отпущенный историей, была развернута живая, инициативная и плодотворная работа: устроен церковный детский сад, очаг помощи, религиозная библиотека, шла подготовка к широкой издательской деятельности. Все активные городские пастыри и миряне непременно посещали собрания братства и горячо участвовали в его деятельности. Члены братства вскоре организовали Союз христианского единения, сделавшийся и весомой политической силой (на ноябрьских выборах 1917 года в Учредительное собрание Союз занял третье место по губернии, в результате чего православные от Нижегородской губернии получили одно место в Учредительном собрании).

Вплотную приблизились времена открытых гонений на Церковь и большевистского насилия. Ознакомившись с проектом большевистского декрета об отделении Церкви от государства, члены Спасо-Преображенского братства выразили свой открытый протест в местной печати, а также направили определение по этому вопросу в Учредительное собрание. Невозможно было еще даже предположить, каким вероломством и жестокостью ответит вскоре новая власть на подобные, вполне мирные к ней обращения и попытки Церкви и верующих защитить свои права.

Молебен на Благовещенской плащади. ГУ ЦАНО

Вскоре Святейший Патриарх вынужден был призвать православных к организации крестных ходов по всей стране, к «стоянию в вере до смерти». В конце января 1918 года епископ Лаврентий благословил протоиерея Кафедрального собора Алексея Порфирьева, члена Спасо-Преображенского братства, провести собрание нижегородского духовенства в доме Георгиевского братства, чтобы обдумать и принять решение, каким образом откликнуться на послание Святейшего Патриарха Тихона. Но представители властей, с помощью отряда наемных латышских красных стрелков, сорвали это мероприятие. Невзирая на неудачу, через неделю Владыка сумел собрать духовенство в зале Епархиального женского училища, на Большой Покровской улице. На этом собрании фактически единогласно был высказан протест против антирелигиозных действий новых губернских властей. Протест в письменном виде был направлен в Совет солдатских и рабочих депутатов, а также губернскому комиссару.

Епископ Лаврентий со своими родственниками в Кашире

2 февраля 1918 года, в праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде, в ответ на Патриаршее послание «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной», состоялся величественный крестный ход. Жители города и его окрестностей решили так выразить свою преданность Русской Православной Церкви.

В этот день, утром, Спасо-Преображенский кафедральный собор, где Преосвященный Лаврентий начал служить Божественную литургию, был переполнен молящимся народом. В конце литургии протодиакон П. Ф. Аедоницкий прочел воззвание Всероссийского Священного Собора к православному народу, принятое после Декрета большевиков о свободе совести. Владыка же произнес Слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Затем начато было служение молебна об умирении страстей. (События этого дня подробно освещала местная пресса. См. «Нижегородский церковно-общественный вестник». 1918, февраль, 10/23, № 3. — Прим. Ред.).

Уже во время соборного богослужения площадь перед храмом переполнилась народом: люди шли из Канавино, Гордеевки, соседних заволжских сел — Бора, Рожнова (крестным ходом), с Нижнего базара, что под Кремлем. Для всех, кто не мог вместиться в собор, диаконом Шляхтиным с соборной паперти было зачитано послание Патриарха, с краткой речью выступил священник Кемарский. Под впечатлением от зачитанного обращения и переживаемых событий многие в толпе плакали.

Многочисленные крестные ходы из приходских храмов всего города стекались на центральную площадь, к Нижегородскому кремлю. Из заречной части города собирались у Алексеевской церкви, а из верхней — у Благовещенского собора. Вся площадь наполнилась народом. У Благовещенского собора, с табурета, поставленного на снежный сугроб, диаконом Дертевым было также зачитано Патриаршее послание, а священником Александром Никольским сказано, с большим подъемом, слово. У Алексеевской церкви происходило то же самое; Патриаршее послание здесь озвучивал диакон Авдентов.

Затем духовенство крестных ходов и молящаяся паства, в ожидании выхода главной части крестного хода из Спасо-Преображенского собора и Кремля через губернаторские ворота, пели духовные песнопения. Когда общий крестный ход воссоединился, весь народ направился по Большой Покровской улице. Православные нижегородцы несли тогда все свои главные святыни, и в том числе чудотворные иконы — Божией Матери Печерской и Казанской Рожновской, а также многочисленные хоругви. О количестве собравшихся на этот молебен и крестный ход людей можно судить по тому, что крестохождение растянулось на всю центральную улицу города — Большую Покровскую. (И это невзирая на 16-градусный мороз). Пройдя по Большой Покровской, крестный ход остановился на Арестантской площади (ныне пл. Горького. — Прим. Ред.) для продолжения молебного пения. Здесь Владыка Лаврентий прочел Евангелие…

Всего этого новые власти не могли ни забыть, ни простить епископу. Избранная Преосвященным позиция — не самоустраняться от боли Церкви! — таким образом, обозначалась все жестче и жестче.

Епископ Лаврентий

В июне-июле 1918 года под руководством Владыки Лаврентия состоялся общий епархиальный съезд для избрания нового правящего архиерея на Нижегородскую кафедру (после вынужденного устранения от управления епархией Преосвященного Иоакима). Выборы архиерея прежде еще никогда не производились «демократически», и потому сам процесс был абсолютно новым и неизвестным. Свое мнение о порядке выборов депутатов на этот епархиальный съезд Преосвященный Лаврентий выразил следующей резолюцией: «По возбужденному вопросу в местном духовенстве наметились два течения: Комитет объединенного духовенства предлагает, чтобы на благочиннических собраниях выборы производились всеми представителями совместно, то есть чтобы члены причта и миряне совместно избрали друг друга, пастырское же собрание высказалось за выборы по куриям, то есть чтобы священники выбирали священников, остальные члены причта — своих собратий, миряне — мирян. Мне же казалось бы долгом справедливости, ввиду дарованной нам свободы, предоставить самим благочинническим собраниям прежде производства выборов большинством голосов решить, какой им желателен способ производства выборов, и затем уже соответственно сему произвести сами выборы, которые и в том и в другом случае должны почитаться одинаково законными».

Важно отметить, что Преосвященному Лаврентию удалось весьма спокойно, без особых общественных волнений организовать и, по благословению Святейшего Патриарха, провести выборы правящего архиерея в Нижегородской епархии. При этом изначально он сам, одним из первых, был выдвинут в качестве кандидата на это служение, и в ходе голосования стал вторым, кого нижегородцы пожелали видеть во главе своей епархии. (Заметим, что окончательное решение об утверждении правящего архиерея в итоге все-таки осталось за высшей церковной властью. Оно последовало спустя несколько месяцев после выборов, 18 ноября (н. ст.) 1918 года, когда Владыки Лаврентия уже не было в живых — еще ранее он был арестован и казнен).

Так, в заботах о епархиальных делах, в тревогах за паству и вверенное ему духовенство шло архипастырское служение викария Нижегородского. В Нижнем Новгороде начались массовые аресты священнослужителей. 23 августа 1918 года Владыка Лаврентий писал Святейшему Патриарху: «…Чувствую большое утомление и усталость от столь тяжелого, лежащего на моих одиноких плечах бремени… Оставаясь один на епархии в такое трудное и исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой… Некоторые из арестованных священников отпущены, другие еще в тюрьме. 28 июля я с большими трудностями мог добыть себе пропуск и посетить их».

Когда новая власть объявила, что у Церкви необходимо отобрать земли и все храмовое имущество (уже вышло постановление на этот счет), на епархиальном съезде нижегородского духовенства по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве о протесте, а также сам протест против закрытия церквей и монастырей и изъятия в пользу государства церковного имущества, подписанный Владыкой, благочинным городских церквей протоиереем Алексеем Порфирьевым и бывшим губернским предводителем дворянства А. Б. Нейдгардтом.

Воззвание к Православному народу. ГУ ЦАНО

На очередном собрании духовенства и мирян во главе с Преосвященным Лаврентием, 2 августа 1918 года, было принято воззвание к сельским приходам Нижегородской епархии: «…Революционное Советское Правительство, осуществляя свой декрет об отделении Церкви от Государства, отняло у духовенства казенное жалованье, причем захватом капиталов Свят. Синода оно лишило даже пенсий заштатное и сиротствующее духовенство. Приходы в этом случае не только не пришли на помощь и защиту обездоленному и обиженному духовенству, но и во многих местах еще и со своей стороны причинили ему большие материальные утеснения и лишения… К такому положению сельского духовенства нельзя относиться безучастно. Угнетая и принижая духовенство, оно <положение> должно быть унизительно и для прихожан… И вы, православные христиане, спешите на помощь своей матери Церкви… Все, все откликнетесь на зов Церкви. „Ночь убо прейде, а день приближися“.

Посему „облечемся во вся оружия Божия“, чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви Нижегородской… Епархиальное Собрание духовенства и мирян обращается к сельским приходам с братским призывом — возвратить причтам отнятую у них землю и восстановить в полной мере все нарушенные в революционное время способы их материального обеспечения».

Дело ЧК об аресте и расстреле епископа Лаврентия. 1918 г. ГУ ЦАНО

Столь активная позиция нижегородского духовенства, естественно, ни в коей мере не устраивала новую власть. Данное обращение было истолковано как «призыв к вооруженному восстанию». 3 сентября 1918 года чекисты провели обыск в покоях Владыки Лаврентия, изъяв личную переписку и полевой бинокль. При проведении же обыска на территории всего Печерского монастыря ничего «уличающего» епископа не обнаружили, кощунственно осквернив две свежие могилы в усыпальнице Успенского храма. В официальном протоколе это было зафиксировано следующим образом: «При проверке монастыря ничего не оказалось.

Под помещением старого храма были обнаружены две свежие могилы, которые были вскрыты, при вскрытии ничего не оказалось за исключением сгнившего трупа».

Еще во времена служения епископа Лаврентия в Вильно ему была предсказана мученическая кончина, о чем он часто вспоминал в Нижнем. Свои последние проповеди в Нижнем Новгороде он заканчивал одинаково: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время — всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество»…

Ордер на арест епископа Лаврентия. 1918 г. ГУ ЦАНО

На основании предписания Отдела по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией и ордера за № 367 епископ Лаврентий (Князев) был арестован и препровожден в тюрьму, на Острожной площади. В тюрьме ему предложили занять отдельную камеру, но он предпочел остаться в общей, и первую ночь провел на голом полу. На следующий день духовная дочь Владыки Е. И. Месина передала для него постель. Вместе с Преосвященным были арестованы протоиерей Алексей Порфирьев и Алексей Борисович Нейдгардт.

Поводом для ареста Преосвященного викария послужил и тот факт, что когда 30 августа на страницах «Рабоче-крестьянского листка» была опубликована статья под заголовком «Довольно слов», где сообщалось о расстреле чекистами из НижгубЧК сорока одного нижегородца, среди которых погибли наместник Оранского монастыря архимандрит Августин (Пятницкий) и протоиерей Варварской церкви Нижнего Новгорода Николай Орловский, епископ Лаврентий был одним из немногих, кто не побоялся совершить у себя в Печерском монастыре соборную панихиду — о упокоении душ новопреставленных убиенных.

Камеру заключения Владыка покидал лишь на время допросов или принудительных работ. Находясь в заточении, он непрестанно молился, что поначалу вызвало насмешки соседей, но скоро молитвенный подвиг архипастыря подействовал и на них, заставляя невольно подражать его примеру. Немалым утешением для епископа служило полученное от властей разрешение священнодействовать в тюремном храме: архипастырь не пропускал ни одного праздника и воскресного дня, чтобы принести Господу бескровную жертву о себе и всех россиянах.

Через келейника, которому было разрешено навещать Владыку дважды в неделю, духовные чада передавали для епископа Лаврентия продукты и теплые вещи.

Шло время, Преосвященный не терял надежды выйти из тюрьмы на свободу, но чем дольше длилось его заточение, тем меньше оставалось этой надежды на благополучный исход. Приближалась годовщина Октябрьской революции. Вечером 5 ноября 1918 года епископа Лаврентия перевели в тюремную камеру НижгубЧК, на Малую Покровскую улицу, якобы для очередного допроса. (Старинный особняк, в котором разместилась тогда городская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, был окружен садом, выходившим в Почаинский овраг. Здесь осенью 1918-го практически ежедневно производились расстрелы).

Документы следствия. ГУ ЦАНО

По существу своего обвинения Владыка в письменной форме пояснял: «Меня арестовали 3 сентября сего года в Н. Новгороде. Причина ареста мне не известна. Что касается воззвания Епархиального Собрания духовенства и мирян к сельским приходам Нижегородской епархии, то могу объяснить следующее. Слова в воззвании „возвратить причтам отнятую у них землю и восстановить в полной мере все нарушенные в революционное время способы их материального обеспечения“ отнюдь не выражали явное требование к мирянам о насильственном возвращении земли, а лишь просьбу, обращенную к доброй воле крестьян помочь причтам в добывании насущного куска хлеба, тем более что большая часть духовенства сама обрабатывала землю… Я категорически утверждаю, что воззвание от первого до последнего слова носило характер просьбы, а не требования и не воззвания к неподчинению декретам Советской власти… Добавляю, что если за таковое воззвание кто бы то ни было должен отвечать, то я беру ответственность на себя…»

Протоиерей Алексий Порфирьев

Невзирая на объяснения обвиняемого, Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией при Нижегородском Совете рабочих и крестьянских депутатов признала епископа Лаврентия «виновным по политическим мотивам». 5 ноября 1918 года следователь ГубЧК постановил «дело представить на рассмотрение президиума Нижегородской ГубЧК для принятия к Князеву Е. И. — епископу Лаврентию самого строгого наказания, вплоть до расстрела».

В ночь с 6 на 7 ноября епископ Лаврентий, а также протоиерей Алексей Порфирьев и А. Б. Нейдгардт, члены Спасо-Преображенского братства, предстали перед военно-революционным трибуналом. По одной из версий, на вопрос «Признает ли он советскую власть», Преосвященный дал отрицательный ответ. Святителя вывели в сад при доме ЧК, где сразу же и расстреляли.

Алексей Борисович Нейдгарт.

О гибели Владыки Лаврентия по Нижнему Новгороду в те дни ходили разные слухи. По другой версии, епископа и протоиерея вывели для расстрела в Почаинский овраг, за зданием НижгубЧК. Красноармейцы приготовились стрелять, но в это время над головами их жертв возник сияющий ореол и послышалось пение Херувимской. Солдаты, православные во святом крещении, якобы наотрез отказались стрелять в святых мучеников. Тогда кровавую расправу бесстрастно совершили латышские стрелки. Тела епископа и протоиерея были увезены для погребения на Мочальный остров, где и были предположительно захоронены (или попросту сброшены в Волгу).

На следующий день после расстрела Преосвященного и других, казненных вместе с ним, то есть в годовщину торжества советской власти, всем, содержащимся в заключении (в том числе и Владыке Лаврентию) следовало быть освобожденными по амнистии, но злоба человеческая несколькими часами раньше погубила святителя.

По поводу деятельности нижегородской губернской Чрезвычайной комиссии (в частности, по поводу расстрела епископа Лаврентия и остальных убиенных) в том же, 1918-м, году был обнародован официальный документ, поразительный по своему ерническому и самоуверенному тону, не терпящему ничьих возражений, — в ответ на запрос Святейшего Патриарха Совету Народных Комиссаров. В документе-листовке сообщалось следующее (орфография оригинала сохранена. — Прим. Ред.) :

«Патриарх Тихон, возседающий на своем московском престоле в сонме светлоризых архиепископов и архиереев, возбудил через Совет Народных Комиссаров запрос о том, что дало повод к разстрелу епископа Лаврентия. В своем обращении патриарх Тихон пишет: „Получены сведения о том, что разстрелян преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Это уже десятый архиерей православной церковной иерархии Российской, подвергшийся насильственной смерти. Обращаюсь к Совету Народных Комиссаров с просьбой сообщить, за какия вины пострадал преосвященный Балахнинский Лаврентий?“

Да, епископ Лаврентий — пока только „десятый архиерей православной церковной иерархии Российской“, подвергнутый разстрелу, и других надесятых архиереев ждет та же участь что и десятого Лаврентия. До тех пор всех этих господ архиереев Советская власть будет разстреливать, пока окончательно не сломит, не задавит преступную контр-революционную деятельность высших иерархов среди низших своих соратников и среди всего народа Республики Российской…

Главными врагами революционного народа, верховодами контр-революционной деятельности духовенства являются попы — феодалы и буржуа, разные преосвященные и преподобные… У нас наше Нижегородское духовенство с первых же дней октябрьской революции определенно стало в ряды оппозиции… В частности, епископ Лаврентий, а вместе с ним и протоиерей Порфирьев обвинялись в распространении по губернии особого возвания с призывом к народу восстать против декрета об отделении церкви от государства, другими словами — восстать против Советской власти… Когда это возвание попало в руки Чрезвычайной Комиссии, творцы его, в лице подписавшихся епископа Лаврентия и протоиерея Порфирьева были немедленно арестованы. Свою подпись оба негодяя не отвергли… То обстоятельство, что возвание было выпущено в столь тяжелый, критический момент, еще больше еще сильнее отягощает вину как Лаврентия, так и Порфирьева. В городе Балахне под влиянием возвания, подписанного епископом, вспыхнул было бунт на религиозной почве. Местное духовенство… созвали народ набатным звоном и убеждали его отстаивать права церкви… и только благодаря своевременно подоспевшему отряду милиции и местного гарнизона загоревшийся бунт быстро ликвидировали.

Патриарх Тихон, собиравшийся отслужить благодарственное всенародное молебствие при успехе авантюры Локкарта, пусть ограничится тем, что отслужит панихидку по своим титулованным соратникам вполне основательно и законно разстрелянным за их контр-революционную деятельность».

В мае 1992 года, на основании ст. 3 и ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года, Евгений Иванович Князев (епископ Лаврентий) был реабилитирован, о чем прокурором Нижегородской области, старшим советником юстиции А. И. Федотовым было подписано соответствующее заключение.

Преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, Нижегородский викарий и бывший настоятель Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, в 2000 году причислен к лику святых новомучеников, в земле Российской просиявших, решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Память его отмечается 24 октября/6 ноября, в праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Году в городе Кашире . Происходил из духовного звания. Был единственным сыном у матери-вдовы. Начальное образование получил в Веневском духовном училище , среднее - в Тульской семинарии . В году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

Собрания проходили по средам в доме А. Булгакова. Епископ Лаврентий был непременным их участником.

В Нижнем Новгороде епископ жил и служил в Печерском монастыре . Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы . За каждой службой говорил проповеди и после литургии благословлял весь народ.

Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время - всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество». В доме Булгаковых говорил, что ему предсказана мученическая кончина. Рассказывали, что во время пребывания в Вильно , он отдал в женский монастырь свой клобук , чтобы его привели в порядок. Монахиня, занимавшаяся этим, все вычистила, выгладила наметку, надела ее на камилавку и подошла к зеркалу взглянуть, правильно ли она сидит. Подняла клобук над головой, чтобы надеть на себя, и вдруг упала без чувств. Она увидела над клобуком огненный венец.

Пробыл владыка в Нижнем Новгороде один год и семь месяцев и все это время один управлял епархией; правящий архиерей, архиепископ Иоаким (Левицкий) , летом года уехал в Москву для присутствия на Поместном соборе и не вернулся. Из Москвы поехал в Крым, где у него была дача, и там был повешен бандитами.

В воззвании были приведены слова апостола «облецитесь во всеоружие Божие». Властями они были истолкованы как призыв к вооруженному восстанию.

Когда обвинение было найдено, власти арестовали протоиерея Алексея Порфирьева .

Вечером 5 ноября епископа Лаврентия перевели на Воробьевку, в тюрьму ЧК. Вели его через весь город в сопровождении одного вооруженного солдата. По дороге люди подходили за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок, по-видимому, плакал. Проходя мимо подворья Пицкого монастыря, епископ остановился. Там праздновался престольный праздник иконы «Всех скорбящих радости» и шла всенощная. Узнав, что здесь епископ, молящиеся выходили и получали от него последнее благословение.

Молитвы

Тропарь, глас 4-й

Святительства благодатию украшенный, ни на един же день оставити паству свою восхотел еси, юже вручи тебе Пастыреначальник Христос, Емуже до уз темничных и смерти, взем крест, последовал еси, венцем мученическим на небесех венчался еси, священномучениче Лаврентие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим .

Кондак, глас 3-й

В годину трудную и скорбную крест свой не оставляя понесл еси, егоже вручи тебе Пастыреначальник Христос, Емуже до темницы и смерти последовал еси, венцем мученическим на небесех венчался еси, священномучениче Лаврентие отче наш, молися Пресвятей Троице паству Нижегородскую в правоверии соблюсти и обитель твою Печерскую сохранити даже до скончания века .

Величание

Величаем, величаем Тя, священномучениче отче Лаврентие, и чтим святую память Твою, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего .

Молитва

Мучениче святый, епископе Лаврентие! Молим тя мы, недостойные чады твои, на грешней и многострадальней земле Российской пребывающие, на коей и ты страдания и мучения претерпел еси ради Христа Бога нашего! Спаси души наша, утверди души наша во спасительных делах. Моли Господа Бога нашего удалити от нас искушения мира сего грешного, моли Его даровати нам силы и обстояния для исполнения заповедей Его и повелений! Молим тя, святый мучениче Лаврентие, помощи во спасении душ и телес наших, сродников наших и всех христиан Российских .

Использованные материалы

  • Составлено по воспоминаниям монахини Серафимы (С. Булгаковой). ЦОА КГБ СССР, «Дело Патриарха Тихона». Арх. № Н-1780. Т. 17, л. 139, 423, 424. Госархив Горьковской области. Ф. 588, on. 586, д. № 417.
  • Страница сайта о православных иконах IconSV.ru :
  • "Молитвы," страница сайта о священномученике Лаврентии (Князеве):

Лаврентий Римский (+258), архидиакон, священномученик. Память 10 августа (23 августа).

Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.

Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: «Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!» Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом (+ 6 августа 258 г.).

Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: «Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища». За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: «Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном».

После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями.

Во время страданий мученика архидиакона Лаврентия воин Роман внезапно воскликнул: «Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!» После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и поместили в темницу, где позже он и крестил воина Романа, сподобившегося мученической кончины сразу после крещения.

Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: «Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец». Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: «Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!» Умирая, он произнес: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои», — и с этими словами испустил дух.

Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.

Тропарь

глас 8

Серафим во плоти явился еси Лаврентие, огнем бо Божественныя любве распаляем, ярящийся огнь мучителя ни во что же вменил еси и угасил еси того ревность безбожную, темже и венец победоносен о имени и страдании твоем от Христа приял еси мужественно, сего ради победительно взываем тебе: Радуйся, мучениче непобедимый Лаврентие.

Кондак

глас 2

Огнем бежественным распалив сердце твое, огнь страстей до конца испепелил еси, страдальцев утверждение, богоносе мучениче Лаврентие, и в страданиих вопиял еси верно: ничтоже мя разлучит любве Христовы.

Кондак 1

Избранный страстотерпче и угодниче Христов Лаврентие, архидиаконе и непобедимый во страданиих великомучениче, песньми похвальными величаем тя, нашего в бедах заступника, выну предстоящаго златозарному Престолу Царя славы. Ты же, яко огнем мучений вшедый в покой небесный, от огня страстей и скорби всякия свобождаяй нас, во уповании тебе взывающих: Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Икос 1

Архангелов и Ангелов чины, Серафимов и Херувимов собори, и всех горних безплотных Сил сонмы вельми удивишася толикому мужеству твоему, великомучениче Лаврентие, яко в немощнем телеси человечестем безплотных Сил явил еси образ, огнем бо на железнем одре жегомый и испекаемый, всесожжение живыя жертвы Христу был еси. Сие пачеестественное и страшное для единаго помысла человеческаго терпение точию воспоминающе, содрагаемся, и от всего сердца воспеваем тако: Радуйся, великомучениче, огнем и железом к небесному покою пришедый. Радуйся, во архидиаконстем чине служащий совершению Безкровныя Жертвы, и сам всего себе в жертву Христови принесший. Радуйся, адаманте, ничимже одолеемый и не побежденный. Радуйся, каменю веры, на недвижимем основании заповедей Господних утвержденный. Радуйся, егоже подвигом дивяшеся горния Силы. Радуйся, егоже дивному терпению содрогаются человеческая множества. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 2

Видя святейший первосвятитель Римския церкви богомудрый Сикст, твое велие дерзновение о Господе, святый великомучениче Лаврентие, возлюби тя, архидиакона своего, и, прославляя Господа, возложи на тя попечение о дому Божием, о нищих и убогих чадах Божиих, о всех скорбящих и озлобленных, милости Божия и помощи требующих, и имея тя добраго делателя во храме святыни Господней, радовашеся духом, научая и нас воспевати о тебе благодателю нашему Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Богопросвещен имея, о доблий исповедниче Христов Лавренитие, и мира сего сладости презрев, устремился еси во след страждущаго учителя твоего, святаго Сикста, и к нему от всея любящия души твоея взывал еси: «Камо, отче, без сына грядый? Камо, о архиерею святый, спешиши без архидиакона твоего? Ты никогдаже без мене приносил еси жертву, что во мне неугодно явися отеческой твоей милости? Еда ли не искусил мя еси угодна быти тебе служителя? И аще общник бых тебе в действии Божественных Таин Христовых, почто и во излиянии за Христа крове не общаюся тебе? Поими мя, отче, с тобою, сына твоего, поими, учителю, ученика твоего и даждь мя пред тобою в жертву Богу, якоже Авраам сына Исаака и яко верховный Апостол Петр перваго Архидиакона Стефана, и узрев мя совершившася мученичеством, сам послежде к венцу потщишися». Таковой любви твоей, великомучениче Христов, дивящеся, умиленно вопием ти похвальная: Радуйся, любовь к миру любовию Божиею в себе победивый. Радуйся, крепчайшую паче огня оную любовь явивый. Радуйся, возлюбивый всем сердцем, всею душею, всею мыслию, всем разумом Христа — Небеснаго Учителя и Пастыреначальника. Радуйся, такожде возлюбивый и земнаго пастыря — отца, первосвятителя твоего и наставника. Радуйся, яко святая душа твоя серафимскою любовию пламенеющая, по Апостолу, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Радуйся, таяжде апостольския глаголы в себе вместивый, яко любы николиже отпадает. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 3

Силою Всевышняго укрепляеми, святии мученицы дерзновенно проповедаху Света истиннаго Христа, Имже просвещаеми, ко славе небесней устремишася: глаголаше бо Сикст святый диаконом и соузником своим Феликиссиму и Агапиту: «Братия и своенственники мои, не убойтеся мук временных; весте кая мучения претерпеша прежде нас святии, да получат венец вечныя жизни. Сам Христос Бог наш оставил нам образ. Не убойтеся убо пострадати за Христа, да с Ним воцаритеся». Сему убо исповеданию внемля и ты, великий страдальче Лаврентие, к достижению небесных чертогов устремился еси, воспевая сам, и нас воздвизая пети вся промышляющему о нас Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеет весь мир христианский молитвенницы о себе святии мученицы, радостию просвещается о сем, и тебе, великий страдальче Христов Лаврентие, прославляя, воздвизает храмы имени твоему, покланяется иконам лика твоего, ведуще тя яко усерднаго печальника и заступника и в похвалу сицевая тебе вопиет: Радуйся, земный ангеле и небесный человече. Радуйся, мужу деланий святых. Радуйся, великий во страданиих, крепкий в терпении, мужественный в скорбех. Радуйся, мощный силою десницы Господней, дивный в подвизех, славный в родех родов. Радуйся, имже красуется доблественный мученический полк. Радуйся, егоже непобедимому терпению дивятся Ангельския горния Силы. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 4

Бурею ярости на имя Христово дышуще, невернии людие устремишася на христианы, во еже предавати их мукам лютейшим, растерзанию зверьми, усечению мечному и огню. Ты же, великомучениче, паче оных лютейшую смерть приял еси, испечен быв огнем, аки брашно печеное, на снедь кровожадным людем, зверское существо имущим; обаче сила вражия ничтоже успе, любовию бо ко Христу пламенея, взывал еси со Апостолом: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся, яко овцы заколения, но во всех сих препобеждаеми за Возлюбльшаго ны». Сию убо велию любовь имети испроси и нам, угодниче Божий, научая воспевати Подвигоположнику: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавши Сикст святый твоя любовию понуждаемыя глаголы и духом провидя будущая, сице отвещаше тебе: «Не оставляю тя, о чадо, но на множайшия муки блюду тя, предлежат бо тебе большия подвиги за веру Христову. Аз, яко стар, на легчайшее исхожду борение, тебе же подобает славнейшее показати над мучителем одоление и торжество; не плачи убо, но веждь, яко по триех днех скончания нашего, пойдеши, левите, за своим священником; не потребно есть тебе присутствия моего, аки бы каковыя помощи: Илия остави Елисея, но не отъя ему чудодейственныя силы. Иди тем временем и церковная сокровища раздаждь нищим и требующим — по твоему разсмотрению». Сие обетование и волю архиерея своего слышавше ты, яко послушлив архидиакон того, велиим тщанием устремися да сотвориши сия, поучая нас взывати тебе: Радуйся, любве и веры ради за Господа и послушания архипастырю, к мучениям устремивыйся. Радуйся, в путь узкий шедый и прискорбный и крест, яко ярем, вземший и Христу последовавый. Радуйся, надеждою вечнаго покоя водимый, к борению мужественно притекший. Радуйся, славы вечныя осияния паче земных сластей вожделевший. Радуйся, обещание лютейших мук, яко райския утехи сладость из уст учителя твоего услышавый. Радуйся, яко обетованием тем утешивыйся и возвеселивыйся. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 5

Чудо велие помощию силы Божия действующия в тебе, по крепцей любви твоей ко Христу, сотворил еси, славный страстотерпче Христов, егда по скончании словес архипастыря твоего и учителя ты, святый Лаврентие, якоже повествует житие твое, «вся церковная утвари и сокровища взем, искаше по всему граду крыющихся клириков и убогих христиан, и еликих обреташе, даяше им на нужныя потребы» и тамо, исцеляя вся недужныя очима и главою, чудотворец явился еси дивный во славнем житии твоем; темже и по кончине святыми мощами своими и дивными чудотворящими иконами целиши всякия недуги ко твоему заступлению вседушно притекающих, Богу же, Подателю всякия милости, поющих: Аллилуиа.

Икос 5

Узре свет слепый Крискентион, емуже ты, помолившеся, рекл еси: «Господь наш Иисус Христос, отверзый очи слепорожденному, Той да просветит тя!» и сотворив, якоже глаголет житие твое, «крестное знамение на очесех слепаго, и абие той прозре, и виде лице Лаврентиево, и возрадовася». Сие бяше в дому Наркисса христианина; пред сим же, абие по речении Сикста святаго, пришедый в дом вдовы Кириакии, к горе Хелион нарицаемой, идеже мнози христианы собрашася, исцелил еси тую от болезни главы, чрез возложение рук твоих и речение: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа буди здрава!», учредив убо довольны христианы тамо, такожде и в дому Наркисса сущия, пришел еси в пещеры Непотиановы, несый крыющимся тамо христианом «яже на пищу и иныя потребы», идеже бо собрани быша душ яко седмьдесят и три, с ними же обрет и пресвитера Иустина. Мыслию убо и любовию, сретая тя на сем пути твоем, возглашаем тако: Радуйся, страннолюбче, нищим и убогим богатства церковная истощивый. Радуйся, церковная имения спасая от неверных хищения, Церкви живой — убогим вручивый. Радуйся, сокровищами земными небесное сокровище — славу святых приобретый. Радуйся, нищих и убогих, в беде сущих, теми сокровищами препитавый. Радуйся, руками убогих богатство тленное в приобретение нетленных сокровищ предпославый. Радуйся, за страннолюбие и страдания венец нетления стяжавый. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 6

Проповедницы истины, богоноснии мученицы святии сквозь огнь и воду внидоша к небесному покою, о нихже глаголати подобает словесы апостольскими, яко сии страстотерпцы велиими и неисчислимыми муками умучени, «камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, ихже не бе достоин весь мир». Темже убо и мы, по сему глаголу апостолову, «толик имуще облежащ нас облак свидетелей, бремя всякое отложше и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса», Емуже с веселием, от всего сердца нашего, возопием: Аллилуиа.

Икос 6

С светлым лицем представ судилищу Декиеву, святе Лаврентие, радовался еси грядущему венцу мученическому паче венца мирския славы, и вопрошаемь от него быв: «Где суть сокровища церковная?», — ничтоже отвещал еси безумному, подобяся Подвигоположнику Христу Богу, Иже не даде ответа вопрошавшему Его Ироду. Разгневася убо Декий, вдаде тя Валериану епарху, тойже в темницу заключи тя, идеже ты слепыя многия исцелив, подвизаеши всех верных взывати тако: Радуйся, врачу телесных немощей. Радуйся, ходатаю горних чертогов. Радуйся, слепоту телесную именем Христовым исцеляяй. Радуйся, слепоту душевную познанием истиннаго Бога отгнавый. Радуйся, истины Христова учения среди мглы неверия и безбожия прекрасный проповедателю. Радуйся, света Евангельскаго во тьме и сени смертней безбожия седящим великий показателю. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 7

Мира дольняго красоту, богатство и славу земную оставил еси, непобедимый воине Христов, великомучениче архидиаконе Лаврентие, и к небесным горним селениям лютою стезею мучений мужественне востекл еси, идеже предстоя Престолу Господа славы с лики Ангельскими, поеши Ему победную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Егда узре Ипполит, начальник темницы, исцеленнаго тобою слепаго узника Лукиллия, егоже и крещением просветил еси, и иныя многия слепцы приходившия к тебе, яко ты, по словеси жития твоего, «призывая имя Иисус Христово и руку с знамением крестным на очеса их возлагая, творяше их прозрети», сим убо дивяся, обаче не оставляя и заблуждения неверных, испытоваше тя: «Покажи мне сокровища церковная»; к нему же ты, великомучениче, рекл еси: «О Ипполите, аще веровати будеши в Бога Отца всесильнаго и в Сына Его Господа Иисуса Христа, показано тебе будет сокровище и жизнь вечная дастся ти». Посем убо, изведен быв из темницы в дом Ипполитов и, огласив его, крести; просвещен же быв Ипполит крещением, рече: «Видех души неповинныя в велицей радости», якоже повествует житие, — «то бяху сокровища, о нихже Лаврентий ему извествоваше, яко будут откровенна, в час бо крещения показа ему Господь дивным видением небесная радования». Сим обрадован Ипполит быв, приведе ко Христу весь дом свой; от негоже похваляемый, мучениче, такожде и от нас приими сия: Радуйся, великий мучениче, Апостоле и проповедниче. Радуйся, скорый врачу, крестителю и исповедниче. Радуйся, в мучениих сущий, проповеди Христовы не оставивый. Радуйся, с венцем мученика звание Апостола вместивый. Радуйся, устремляяйся к мукам, дела проповедания не оставивый. Радуйся, и самыя мучения в живую проповедь славы Христовы обративый. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 8

Сокровищем земным прилежа, Валериан мучитель истязаше тя, святый Лаврентие, емуже ты и обещал еси показати сокровища: «Даждь ми время на два или три дни и аз покажу ти сокровища». Отпущену же бывшу ти из темницы и извещенну бывшу о сем Декию Царю, ты, великомучениче, собрал еси многое множество нищих, и вдовиц, и сирот, и слепых, и хромых, и немощных в дом Ипполитов, по триех же днех, приведши оных пред лице Декия и Валериана, воззва к ним: «Се имате сокровища вечная в тех, ихже зрите сосудех вложенная, и кто имения своя в тыя сосуды влагает — приемлет оныя с лихвою в Небеснем Царствии». Даждь убо и нам молитвами твоими, святый великомучениче, сокровища наша земная, тленная, без сожаления влагати в таяжде честныя сосуды, чающе небеснаго воздаяния и поя Богу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 8

Видяще царь Декий и Валериан епарх себе постыжденных, разгневашася зело и уже не о сокровищах тебе, святый великомучениче, истязоваху, но к поклонению идолом привлекаху, биему убо нещадно и устрашаему разновидными орудии мучений тебе бывшу, взывал еси Декию: «О, окаянне, всех сих аз давно желах, аки пиршества, то бо вам видятся быти мучения, нам же — слава»; повелевающу мучителю, да приведеши на пиршество сие вся христианы, глаголаше: «Не достойна суть скверная очеса ваша видети тех, ихже имена написана суть на небесех». Биему же паки, и опаляему, и молящуся ти уже о исходе души твоея, слышашеся глас с небесе: «Еще множае страдати имаши!», егоже аще слышаху невернии, но не можаху уразумети откуду есть, и паки лютейшия муки приложиша; ихже мы воспоминая, благоговейно тебе вопием: Радуйся, биение за Христа, нас ради биеннаго и страдавшаго, приемый. Радуйся, душу твою положивый за Господа и вечную жизнь обретый. Радуйся, узким путем страданий вшедый в покой небесный. Радуйся, опаляемый огнем, угасивый вечный огнь геенский. Радуйся, яко непрестанно в муках моливыйся, тем подражая в Гефсимании и на Кресте молившемуся Господу. Радуйся, непрестанно в молитве и любви пламеневый, даждь и нам сей дар молитвы ко Творцу всея твари. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 9

Всею душею твоею возлюбив Господа, Егоже и посреде лютых мучений, яко среди веселия, великий в мученицех Лаврентие, непрестанно прославлял еси; темже и Христос знамение силы Своея являше на тебе, посылая Ангела Своего, егоже виде един от воин, именем Роман, возопи: «Святый Лаврентие, вижду юношу пресветла при тебе стояща и лентием отирающа язвы и все тело твое. Заклинаю убо тя Христом Господем, пославшим тебе Ангела Своего, не остави мене». Сему дивному знамению мучители не восхотеша внимати, волшебством оное разумея, и заключиша тя паки в темницу, идеже ты, крестив Романа, уготови его на подвиг мучения; он же, приклонив выю свою под меч острый, взываше, якоже и ты, радостно Господу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещаннии не возмогут изобразити и уразумети лютейшия муки, егда, якоже глаголет житие твое, великий Лаврентие, «принесен бысть одр железный, и на том положиша мученика нага пред Декием и Валерианом, и углие огненное подложиша, железными же вилами слуги сверху пригнетаху на одре том тело мучениково и поджигаху пекуще, аки снедное мясо». Сие страдание твое точию воспоминая, содрагаемся, и прилежно приносим ти похвальная песни сия: Радуйся, на огни испекаемый и жегомый, огнь страстей палящий ны утоли молитвами твоими. Радуйся, на одре железном возлегий, от одра лености предстательством твоим возстави нас. Радуйся, лютыя страсти терпевый великодушно, от страстей облежащих ны исхити. Радуйся, страданиями небрегий да вечную славу приобрящеши, тоя же славы улучити и нам умоли. Радуйся, телесными скорбями вшедый в горняя обители, и нам помози оных достигнути. Радуйся, высоту терпения показавый, узкий и прискорбный путь терпения в житии сем нам облегчи. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, о телеси твоем небрегл еси, принося себе в жертву Господу, якоже и глаголал еси мучителем твоим: «Аз принесох мене самаго жертву Богу моему в воню благоухания в дусе сокрушенном» и, егда мучителие разжигаху вельми одр, паки рекл еси царю: «Виждь, окаянне, яко углие то огненное мне прохладу готовит, тебе же — вечныя муки: весть бо Господь мой, яко о святем имени Его оклеветанный — не отвергохся, вопрошенный — исповедах Его, ныне жегомый — благодарю Ему». Сицевому благодушию в лютых страданиих научи и нас, доблестный великомучениче, да достигше обетованных благих, воспоем с тобою песнь победную Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стены безчувственныя твердее показася безбожный мучитель, повествует бо житие твое, Лаврентие славне, яко «вси тамо предстоявшии удивляхуся цареву мучительству таковому, яко жива человека испещи повеле». Ты же, великомучениче, глаголал еси молитвенно: «Благодарю тя, Господи Иисусе Христе, яко укрепил мя еси», и обращся к мучителем, рекл еси: «Се, о окаяннии, испекосте едину тела моего страну, обратите на другую и ядите испеченное мясо мое», и паки ко Господу: «Благодарю тя, Господи Иисусе Христе, яко сподобил мя еси внити во врата Твоя;» и сия рек, испусти дух. Поклоняяся таковей славней кончине твоей, умиленно вопием ти: Радуйся, кончиною своею посрамивый зело мучителей твоих. Радуйся, устыдивый вельми беззаконнующих. Радуйся, кротким терпением твоим удививый все естество человеческое. Радуйся, в терпении сем явивый себе, яко безтелесна, подобна горним Силам. Радуйся, благодарственно вся терпевый, живота вечнаго явился еси славный наследник. Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся, показался еси вечныя славы сопричастник. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 11

Песнь исходную первее принесе тебе, страдальче Лаврентие, Ипполит темничник, крещенный тобою, иже похити в ту нощь тело твое и плащаницею со ароматы обви е, и со Иустином пресвитером принесе в дом Кириакии вдовицы, пребыв в той день в пощении со слезами. В вечер же глубок, якоже повествует житие твое, «мощи твоя несоша в пещеру, яже на селе вдовы тоя. Собравшимся же многим христианом, и плачущим много, сотворивше тамо всенощная моления, погребоша честно мученика, а святый Иустин пресвитер и вси прочии быша причастницы пречистых Таин Тела и Крови Христовых». Воспоминающе сие и мы, вместо мира — слезы молитвы принесем тебе и песнем исходным воздыханьми подражая, воспоем о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Свет Христов, просвещаяй и освящаяй всяческая, озари душу твою, богомудрый великомучениче, темже и по кончине твоей честныя мощи и иконныя подобия лика твоего неоскудно источают исцеления, утешение и радость всем болящим, скорбящим и унылым, подвизая оных подражати тебе во исповедании, терпении, мужестве и крепцей любви ко Христу, еюже пламенея, дивный образ терпения в злостраданиих явил еси и нас научаеши воспевати тебе тако: Радуйся, велию любовь и веру ко Христу до последняго издыхания сохранивый. Радуйся, в любви сохранивый веру, верою стяжавый мужество и теми козни вражия победивый. Радуйся, путем тесным в горняя восшедый. Радуйся, праведным житием обители вечныя достигший. Радуйся, в мире живый, надмирную красоту очами духовными созерцавый. Радуйся, Рима великаго и мира всего славо и украшение. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 12

Благодать данную ти от Господа в земнем житии твоем, святый великомучениче, во еже исцеляти недужныя, почитая, веруем, яко и по смерти ты целиши с верою приходящих ко всечестным мощем твоим и прославленным Божественною благодатию иконам; уповаем же, угодниче Божий, яко исцеляя телесныя очи прибегающих к тебе недужных, вкупе просвещаеши и душевныя очеса, и ныне, якоже и древле, научая просвещенныя тобою воспевати Творцу всяческих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя великая страдания, Лаврентие, великий Христов угодниче, хвалим твое непостижимое нам немощным долготерпение, ублажаем твердое исповедание Христово и, почитая священную и славную память твою, заступниче наш и целителю, ведаем, яко по слову псалмопевца, «в память вечную будет праведник». Темже любовию прославляя тя, от чистаго сердца и благоговейныя души, устнами, аще и грешными, но усердными, вопием со умилением сице: Радуйся, великих даров Божиих присный нам ходатаю. Радуйся, преизящный угодниче и непобедимый в мучениих страстотерпче. Радуйся, крепким терпением стяжавый душу твою, оным терпением и нам явивый образ спасения вечнаго. Радуйся, тем же терпением мучителеву дерзость победивый, научая оным и нас побеждати дерзость исконнаго врага нашего. Радуйся, в том же терпении себе равнаго Серафимам безплотным явивый. Радуйся, сим величайшим терпением звание непобедимаго от всех родов христианских получивый. Радуйся, непобедимый великомучениче архидиаконе Лаврентие.

Кондак 13

О великий, всехвальный, непобедимый во страданиих великомучениче и архидиаконе Лаврентие, приими от всея души нашея сия похвалы, тебе возносимыя, и нас, чающих милости Божия, помощи и спасения, от всяких бед, болезней и зол соблюди, воздыханий наших в болезнех и скорбех не презри, слезы наши собери и ко Престолу Утешителя Господа принеси, в час же кончины нашея предстани нам и Престолу Господа славы нас представи воспети Ему в горних селениих песнь Ангельскую: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О пресвятый и предивный стратотерпче Христов, архидиаконе Лаврентие! Восхваляюще веру и страдания твоя, почитаем победу и венценосное прохождение твое чрез горящее углие от тьмы века сего ко свету невечернему Престола величествия Божия. Темже убо молим тя: якоже древле притекавшия с верою к покрову твоему чудесы твоими утвердил еси, тако да приимеши и нас под покров твой и в болезни и печалех наших заступник нам да будеши; и якоже от слепоты телесных очес Крискентиана преложением рук исцелил еси, тако да исцелиши предстательством твоим у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Призри на разслабление наше телесное и душевное, и укрепи нас бодренностию противу враг наших видимых и невидимых, удручающих нас напастьми, да твоею помощию путь маловременныя жизни сея прешедше, непобеждени от бед и скорбей и всякаго лютаго обстояния, достигнем неприступныя славы величествия Божия, идеже предстоя, молишися со дерзновением за люди, прибегающия с верою к тебе и воспевающия дивнаго во святых Бога Израилева во веки веков. Аминь.

Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.

Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".

После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову († 9 августа). Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: "Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец". Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.

Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.