Лучшие конспекты уроков истории. Уроки истории. Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по истории и обществознание

в 10 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа

на тему « Личность Петра I »

Разработал: Иванов Дьулустаан Спиридонович

слушатель курсов профессиональной переподготовки « История теория и методика преподавания в образовательной организации »

Проверил: Иванов Иннокентий Вячеславович - учитель истории и обществознания

Москва, 2016

Тема: «Личность Петра I »

Дата проведения 12.12.2016 года

Тип урока: комбинированный.

Технические средства (оборудование урока): I », «Екатерина I I

Цель: I .

Задачи:

1.Образовательные:

I Алексеевича;

I .

2. Воспитательные:

I ;

3. Развивающие:

I ;

Методы:

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Раскрытие темы урока.

    Закрепление знаний.

    Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

    Мнения историков о личности реформатора.

    Внешность и личная жизнь Петра I .

    Петровские реформы.

    Внешняя политика.

Ход урока:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация : «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске - «Личность Петра I »)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I ?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста - 204 см (6 футов 7 дюймов) - он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения - носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя ).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715-1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714-1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715-1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.

Подводятся итоги, выставляются оценки .

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I ».

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся.

3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу - его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

5. Н. М. Карамзин , признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

9. П. Н. Милюков , в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I .

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат . Создание 12 коллегий , имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 по делил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций , управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий , единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества . В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1 , которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.

Календарная реформа

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в

Тема урока: « Личность Петра I ».

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I .

Задачи:

1.Образовательные:

создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I .

2. Воспитательные:

способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;

привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;

развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

    устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

    наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

    практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I », «Екатерина I », презентация «Личность Петра I », карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. - М., 2010. - 544 стр.

Цель и задачи урока реализовывались

    Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания внешности, характера и личной жизни императора, а также при изучении его внешней и внутренней политики.

    Воспитательные задачи решались путем ознакомления с постепенным превращением России при помощи реформ и удачной внешней политики Петра I в великую европейскую и морскую державу.

3. Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, в процессе опросов, работа в паре). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время зарисовки схемы семьи императора, а также в процессе обсуждения мнений историков о личности Петра I .

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока истории подходы :

    Интегрированный. Связь с Всеобщей историей осуществлялась через повествование о событиях войны со Швецией, Турцией.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками.

    Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со схемой семьи.

    Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, проведение опросов.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Актуализация (повторение пройденного материала и переход к новой теме);

3. Раскрытие новой темы;

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

5.Дано домашнее задание;

6. Итоги урока были подведены учащимися в виде голосования.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные слайды презентации с иллюстрациями, видеозапись. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная в виде карточек, работа в паре в виде подготовке тестирования и групповая в виде осмысления поставленного вопроса и голосования. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценки учащимся объявлены.

Пособие содержит опорные конспекты по истории России с древнейших времен до наших дней. Составленные на основе крупных тем, они позволяют научить детей видеть исторический процесс во всей его причинно-следственной целостности, повысить эффективность обучения.
Предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учебных заведений, преподавателей истории и методики гуманитарных вузов, студентов, изучающих исторические дисциплины.

Методика работы с опорными конспектами.
Методика работы с опорным конспектом включает пять этапов. В зависимости от подготовленности учащихся, продолжительности изучения истории, наличия навыков работы с таким дидактическим средством отдельные этапы могут повторяться дважды, отдельные - исключаться вообще и т. д.

Первый этап. Опорный конспект высвечивается через графопроектор (кодоскоп) типа «Лектор-2000». Учитель последовательно, в виде рассказа, расшифровывает опорные сигналы. Учащиеся, не ведя никаких записей, внимательно слушают его.

Второй этап. Опорные сигналы с экранного изображения переносятся учащимися в тетради. При этом рекомендуется учитывать и цветовую гамму обозначений.

Имея опорный конспект в тетради, каждый учащийся теперь уже самостоятельно расшифровывает его. Учитель готов в любой момент оказать помощь испытывающим затруднение в данном виде работы.

Третий этап. Отдельные учащиеся, лучше по желанию, выходят поочередно к экрану и, используя изображение на нем, расшифровывают, проговаривают вслух информацию конспекта в целом или его блоков.

СОДЕРЖАНИЕ.
Опорные конспекты на занятиях.
Опорные тематические конспекты.
ОК-1. Происхождение славян.
ОК-2. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.
ОК-3. Восточнославянские племена в VIII-IX вв. (продолжение).
ОК-4. Религия восточных славян.
ОК-5. Появление государства у восточных славян.
ОК-6. Первые русские князья.
ОК-7. Правление Святослава.
ОК-8. Правление Владимира I.
ОК-9. Правление Ярослава Мудрого.
ОК-10. Ордынское владычество на Руси. Середина XIII в.
ОК-11. Создание единого централизованного Московского государства.
ОК-12. Создание единого централизованного Московского государства (продолжение).
ОК-13. Литература. Историческая мысль ХI\/-ХV вв.
ОК-14. Быт русских людей XIV-XV вв.
ОК-15. Реформы Избранной рады. XVI в.
ОК-16. Реформы Избранной рады. XVI в. (продолжение).
ОК-17. Россия к середине XVI в.
ОК-18. Конец династии И. Калиты.
ОК-19. Просвещение в XVI в.
ОК-20. Литература. Историческая и политическая мысль. XVI в.
ОК-21. Боярская дума в ХVII в. (до Петра I).
ОК-22. Земские соборы в первой половине XVII в.
ОК-23. Центральное и местное управление при первых Романовых.
ОК-24. Соборное уложение 1649 г.
ОК-25. Суд и армия в XVII в.
ОК-26. Сельское хозяйство в XVII в.
ОК-27. Промышленность в XVII в.
ОК-28. Сословия в XVII в. Феодалы.
ОК-29. Сословия в XVII в. Крестьяне и холопы.
ОК-30. Сословия в XVII в. Посадские люди.
ОК-31. «Соляной бунт» 1648 г.
ОК-32. «Медный бунт» 1662 г.
ОК-33. Разинщина. 1670-1671 гг.
ОК-34. Правление Федора Алексеевича. XVII в.
ОК-35. Обучение грамоте в XVII в.
ОК-36. Школы в XVII в.
ОК-37. Научные знания в XVII в.
ОК-38. Быт в XVII в.
ОК-39. Реформы Петра Великого. Экономическое развитие.
ОК-40. Реформы Петра Великого. Изменения в сословиях.
ОК-41. Реформы Петра Великого. Государственное управление.
ОК-42. Реформа власти при Екатерине II.
ОК-43. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
ОК-44. Сельское хозяйство в XVIII в.
ОК-45. Торговля в XVIII в.
ОК-46. Быт россиян в XVIII в.
ОК-47. Восстания в XVIII в.
ОК-48. Общественно-политическая мысль в XVIII в.
ОК-49. Русская церковь в XVIII в.
ОК-50. Наука в ХVIII в.
ОК-51. Просвещение в XVIII в.
ОК-52. Россия в начале ХIХ в.
ОК-53. Сословия в начале XIX в.
ОК-54. Тайные организации. 1816-1825 гг.
ОК-55. «Русские национальные начала». 30-е годы XIX в.
ОК-56. Военные поселения в XIX в.
ОК-57. Крестьянский вопрос при Николае I.
ОК-58. Образование в первой половине ХIХ в.
ОК-59. Наука в первой половине XIX в.
ОК-60. Русские путешественники первой половины XIX в.
ОК-61. Великие реформы Александра II. «О государе Александре II».
ОК-62. Великие реформы Александра II. «Освобождение крестьян».
ОК-63. Великие реформы Александра II. «Земское и городское самоуправление».
ОК-64. Великие реформы Александра II. «Суд скорый, правый и милостивый».
ОК-65. Великие реформы Александра II. «В силе армии - сила России».
ОК-66. Великие реформы Александра II. «Финансовое устроение».
ОК-67. Великие реформы Александра II. «Образование».
ОК-68. Великие реформы Александра II. «Внешняя политика».
ОК-69. Контрреформы Александра III.
ОК-70. Промышленный подъем в 90-е гг. ХIХ в.
ОК-71. Образование. Вторая половина XIX в.
ОК-72. Русская наука во второй половине XIX в.
ОК-73. Печать и книгоиздательское дело во второй половине ХIХ в.
ОК-74. Первая перепись населения. 1897 г.
ОК-75. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
ОК-76. Кризис внутренней и внешней политики в начале XX в.
ОК-77. Первая российская революция и начало парламентаризма.
ОК-78. Незавершенная модернизация.
ОК-79. Нарастание общенациональной катастрофы.
ОК-80. Падение империи Романовых.
ОК-81. Расхождение идеала с действительностью. 1917-1922 гг.
ОК-82. Несостоявшаяся перемена точки зрения на социализм.
ОК-83. «Социализм» в одной стране.
ОК-84. Сталинская «революция» сверху.
ОК-85. Советский Союз в годы Второй мировой войны.
ОК-86. Советский Союз в годы Второй мировой войны (продолжение).
ОК-87. Последние годы сталинизма.
ОК-88. На путях либерализации системы. Время Н.С. Хрущева.
ОК-89. От стабильности к «застою».
ОК-90. «Перестройка» и крах советской системы.
Опорные конспекты обобщающие (по векам).
ОК-91. История России. IX в.
ОК-92. История России. X в.
ОК-93. История России. XI в.
ОК-94. История России. XII в.
ОК-95. История России. XIII в.
ОК-96. История России. XIV в.
ОК-97. История России. XV в.
ОК-98. История России. XVI в.
ОК-99. История России. XVII в.
ОК-100. История России. XVIII в.
ОК-101. История России. XVIII в. (продолжение).
ОК-102. История России. XIX в.
OK-103. История России. XIX в. (продолжение).
ОК-104. История России. XX в. 1901 - 1917 гг.
ОК-105. История России. ХХ в. 1917-80-е гг.
ОК-106. История России. ХХ в. 90-е гг.
Опорные конспекты по первоисточникам.
ОК-107. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
ОК-108. «Поучение Владимира Мономаха».
ОК-109. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения.
ОК-110. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения (продолжение).
ОК-111. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения (продолжение).
ОК-112. Ключевский В. О. Неудача преобразований Александра I.
ОК-113. Ключевский В. О. Неудача преобразований Александра I (продолжение).
ОК-114. Ильин И. А. Искусство строить федерацию.
ОК-115. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).
ОК-116. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).
ОК-117. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео

Сразу хочу оговориться, что какой-то специальной методики подготовки конспектов у меня не было и нет. Поэтому данный пост - это всего лишь попытка обобщить некоторые простые и очевидные советы по составлению конспектов.

Совет 1. Цель должна оправдывать средства.

Если вы приняли решение писать конспекты, то стоит сразу для себя решить - будете ли вы это делать по всему курсу истории, только по какой-то самой сложной и/или малоизученной для вас части (теме), или просто ограничитесь краткими отрывочными записями «на всякий случай» и «авось прокатит».

Это актуально, потому что примеров, когда люди неправильно рассчитывали время и многое просто не успевали - масса. Либо у них исчезала мотивация, когда они начинали понимать, что объем работы очень большой, а написание конспектов продвигается очень медленно. Отсюда вытекает следующая рекомендация.

Совет 2. Краткость - сестра таланта.

Это значит, что информация в конспекте должна быть изложена сжато. Казалось бы, капитан Очевидность, но часто оказывается, что далеко не для всех. Конспект - это не переписывание целых предложений и абзацев из учебника, а осознанная работа с текстом с целью уменьшить существующий объём до «выжимки» наиболее ценного материала. Конспект должен содержать самые важные из упоминаемых в параграфе (главе, разделе) имён, дат, событий.

Как их выбрать? Здесь два пути.

А) Полагаться на уже имеющиеся указания (иногда в тексте ключевые моменты могут быть уже выделены полужирным шрифтом, курсивом , цветом ). Также можно опираться на присутствующие в начале-конце учебника (справочника) или их разделов словари терминов, списки персоналий, дат и т.д. и т.п.

Б) Опираться на собственный выбор. Скорее всего, идеальный путь, как это часто бывает - «золотая середина», т.е. сочетание обоих способов.

Совет 3. Сделать экономик у - экономной, а конспект - пон ятным.

Следовать первой части высказывания и призыву Л.И. Брежнева совсем необязательно, но вот сделать свои записи не только сжатыми по объёму, но и содержательными по качеству - необходимо.

Я бы выделил два основных способа достижения этой цели.

А) Составление развёрнутого плана-конспекта (т.е. выделение смысловых частей - подпунктов в тексте). С помощью данного метода удастся структурировать даже большой текст и облегчить его понимание, а значит, и запоминание информации.

Б) Составление схем (рисунков, таблиц и т.д.). Здесь основная цель примерно та же, только бОльшую роль играет метод визуализации, позволяющий как сократить количество написанного, так и не запутаться в причинно-следственных связях, логике поступков исторических лиц и т.п.

Совет 4. Конспе кт - не рос кошь, а средство обучения.

Это значит, что конспект должен быть удобным в использовании. Я всё чаще прихожу к мысли, что возможно, удобнее использовать для записей не тетради - «гроссбухи», своей толщиной напоминающие полное собрание сочинений Ленина, а обычные листы бумаги А4. Дело в том, что уже после написания конспекта вы можете найти какие-то новые сведения и важные моменты, которые также захочется зафиксировать в письменном виде. Записи в тетрадях здесь неудобны, поскольку трудно рассчитать необходимое место, которое следует оставить для внесения изменений (дополнений). Минусом здесь является то, что нужно постоянно следить, чтобы все необходимые материалы были под рукой и ничего не потерялось.

Тем не менее, из этого вытекают следующие советы.

Совет 5. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

Здесь имеется в виду, что если Вы пишете на отдельных листах, то, по крайней мере, заведите себе специальные папки (лучше с файлами), в которые и упаковывайте плоды своей учебной деятельности. Это особенно касается, например, исторических сочинений, которые стоит не только регулярно писать, но, и что не менее важно, переписывать, (исправляя последствия неудачного опыта), а затем и бережно сохранять. Это нужно, чтобы перед экзаменом не пытаться купить/скачать весь пакет возможных текстов «без смс и регистрации», а спокойно перечитать собственные опусы.

Совет 6. «У кого руки чешутся, чешите в другом месте», и пишите так, чтобы потом не чесать (в затылке).

При всём уважении к В.С. Черномырдину и его крылатой фразе в заголовке, но некоторых проблем со своими текстами лучше избегать. Поэтому если вы всё же пишете в тетради, то обязательно:

А) Оставляйте место после конспекта для внесения вполне могущих появиться уточнений (исправлений), дополнений. Не стоит лепить слова и предложения друг на друга так, будто вы пишете на дефицитном материале. Не жалейте бумагу и она будет вам признательна!

Б) Используйте бумажные закладки для обозначения разделов, маркеры и ручки для выделения цветом наиболее значимых моментов (но не переборщите). Это сэкономит вам немало времени при поиске необходимых сведений при повторении и не только.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Когда вы пишете конспект какой-либо истории, он должен быть кратким, располагающим и раскрывать суть. К счастью, это совсем несложно!

Шаги

Часть 1

Когда вы читаете

    Прочтите историю. Очень сложно подготовить конспект истории, не читая ее. Так что откройте книгу или подключите наушники и прослушайте историю с вашего iPod. Не стоит всегда доверять сайтам, которые утверждают, что подготовили конспект книги - эти конспекты не всегда точные.

    • Когда вы читаете, держите в уме главную идею истории. Главной идеей «Властелина Колец», например, может быть что-то в духе «жадность (в данном случае - желание обладать Кольцом Всевластия) является мощным источником силы для зла» или «даже действия одного незначительного существа (такого как Хоббит) могут изменить мир».
  1. Делайте заметки. Вам нужно делать заметки во время чтения, поскольку вам придется ссылаться на них, когда вы будете готовы начать конспект. Ищите «кто? что? когда? где? почему?» Вы получите основу для того, что хотите осветить в конспекте.

  2. Найдите главных героев. Вы должны знать, о ком в итоге эта история, и определить, какие персонажи не столь важны для повествования. Если вы читаете историю со множеством действующих лиц, вам не захочется отмечать каждого нового персонажа.

    • Например, при разборе книги Гарри Поттер и Философский камень вам стоит записать Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер, поскольку они являются главными героями. Можно также записать Хагрида, Дамблдора, Снейпа, Квиррелла и Волдеморта, поскольку они занимают значительное место в истории.
    • Вам не нужно указывать полтергейста Пивза или дракона Норберта. Хотя они важны в определенные моменты истории, но недостаточно влияют на основную сюжетную линию, чтобы быть упомянутыми в конспекте.
    • Более короткие истории вроде «Красной Шапочки» просты, поскольку вам нужно записать только Красную Шапочку, ее бабушку, волка и дровосека (в зависимости от версии).
  3. Отметьте место действия. Место действия - место, где происходят события. Будет сложнее, если история, которую вы читаете, разворачивается во множестве различных мест. В этом случае вам придется описывать больше.

    • В продолжение примера с Гарри Поттером: основное действие происходит в Хогвартсе, так что вы можете написать что-то вроде «школа магии Хогвартс в Великобритании».
    • В конспекте истории, подобной Властелину Колец, которая разворачивается на обширной территории, можно упомянуть, что это Срединные Земли и указать некоторые важные места, например, Шир, Мордор и Гондор. Не нужно слишком углубляться в детали (например, упоминать лес Фангорн или башню Минас Моргул).
  4. Отметьте конфликт. «Конфликт» означает главную проблему, с которой придется справляться героям. Это не обязательно злодей, как в случае с Гарри Поттером и Властелином Колец.

    • В истории о Гарри Поттере главный конфликт - попытка Волдеморта украсть Философский камень и вернуться в качестве угрозы миру волшебников (и убить Гарри).
    • Например, если вы пишете конспект Одиссеи, главный конфликт - попытка Одиссея вернуться домой на Итаку. Вся история развивается вокруг его желания добраться домой и препятствий, которые стоят на его пути.
  5. Отметьте главные события. Это самые важные части истории. Вам не нужно описывать каждое действие персонажа. На самом деле, это как раз то, чего вам не надо делать! Просто ищите события, которые развивают основной конфликт или помогают разрешить его.

    • Некоторые ключевые события в истории о Гарри Поттере: Гарри узнает, что он волшебник, или Гарри встречает трехглавую собаку, и, конечно, Гарри, Рон и Гермиона побеждают Волдеморта.
    • Задача может показаться более простой при разборе коротких историй вроде «Красной Шапочки», но вы должны отмечать только самые важные моменты, например, встречу Красной Шапочки и волка, съедение Красной Шапочки волком, после того, как она ошибочно приняла его за свою бабушку, появление дровосека.
  6. Отметьте развязку. Обычно это крупное событие, которое завершает конфликт истории и решает проблемы. Даже если книга является частью серии, обычно в ней есть развязка истории. Ниже спойлеры!

    • В «Гарри Поттере» развязка - победа над Волдемортом. История после этого момента не важна для конспекта, даже если она имеет значение для повествования. Вам не нужно описывать беседу Дамблдора и Гарри, и даже победные очки Гриффиндора, поскольку это не имеет отношения к главной сюжетной линии с Волдемортом.
    • В «Красной Шапочке» развязкой будет появление дровосека, чтобы спасти саму Красную Шапочку и ее бабушку.
    • В истории вроде Властелина Колец развязка достаточно сложна для конспекта. Вы можете закончить на уничтожении Кольца, но (особенно если основная мысль истории - важность поступков одного незначительного существа) вам стоит упомянуть Очистку Шира и отплытие Фродо из Серой Гавани.

    Часть 2

    Написание конспекта
    1. Организуйте заметки. Самая сложная часть - чтение книги - закончена! Если вы делали заметки, вы полностью готовы написать конспект. Вам стоит организовать заметки согласно хронологии истории. Определите, где начинается и заканчивается история, как главный герой добирается из одной точки в другую.

      • В продолжение примера с Гарри Поттером: вам нужно проследить, как Гарри прошел путь от момента, когда он узнал о том, что является волшебником, до победы над Волдемортом.
      • Конспектируя историю вроде Одиссеи, вы должны проследить, как Одиссей, потерявший всех людей и выброшенный на берег Калипсо, пришел к победе над женихами и убеждению Пенелопы в том, что он «настоящий».
      • При разборе короткой истории вроде «Красной Шапочки» вы должны описать, почему Красная Шапочка пошла в лес, как она была обманута и съедена, как она была спасена.
    2. Напишите конспект. Теперь, когда вы упорядочили заметки, это будет совсем просто. Все, что вам нужно сделать - написать короткий параграф, отвечающий на ключевые вопросы «кто? что? когда? где? почему?», которые уже освещены в ваших заметках. Убедитесь, что вы также указали название произведения и имя автора.

      • Убедитесь, что вы сосредоточены на основной сюжетной линии истории. Не отходите от темы, описывая игру Гарри в Квиддич или его вражду с Малфоем.
      • Также не цитируйте историю. Вы не должны повторять диалоги из истории в конспекте. Можно кратко упомянуть основную идею беседы (например, «Когда Гарри и его друзья узнали от Хагрида, что Философский камень может быть в опасности, они решили сами остановить вора»).
    3. Посмотрите на примеры конспектов сюжета. Намного проще написать что-то, если вы видели пару примеров, получили представление об используемых формулировках и способах объединить различные элементы в одной короткой, емкой фразе.

      • ""Гарри Поттер и Философский камень" Дж.К.Роулинг - история об одиннадцатилетнем сироте Гарри Поттере, который узнает о том, что он волшебник, и отправляется изучать магию в Британскую школу волшебников, Хогвартс. Там он узнает, что его родителей убил злой волшебник Волдеморт, которого победил тогда еще младенец Гарри. Со своими друзьями Роном Уизли, который родился в большой семье волшебников, и Гермионой Грейнджер, самой умной ведьмой их курса, Гарри выясняет, что Философский камень, который дает бессмертие, спрятан в Запретной секции четвертого этажа Хогвартса. Когда Гарри и его друзья узнают от Хагрида, что Философский камень в опасности, они решают сами остановить вора, которым, по их мнению, является профессор Снейп, ненавидящий Гарри. Когда Гарри находит камень, он обнаруживает, что вор - профессор Квиррелл, одержимый Волдемортом. Из-за заклинания, наложенного матерью Гарри, он способен победить Квиррелла, и Волдеморт вынужден вернуться в изгнание".
      • "Эпическая поэма Гомера «Одиссея» повествует о греческом герое Одиссее и его десятилетнем путешествии домой на остров Итака, где его ждут жена Пенелопа и сын Телемак. В начале поэмы Одиссей является пленником нимфы Калипсо, затем греческие боги заставляют ее отпустить героя. Бог Посейдон, таящий злобу на Одиссея за то, что тот ранее в путешествии ослепил сына Посейдона Циклопа, пытается уничтожить корабль героя, но бога останавливает богиня Афина. Одиссей отправляется на Схерию, родину феакийцев, где ему дают возможность безопасного плавания и расспрашивают о путешествии. Одиссей рассказывает о различных приключениях, во время которых спасался вместе с командой, путешествии в Страну Лотофагов, ослеплении Полифема, своем романе с колдуньей-богиней Цирцеей, смертоносных Сиренах, путешествии в Аид, борьбе с морским монстром Сциллой. Феакцийцы благополучно доставляют Одиссея на Итаку, где он входит в зал своего дома под видом нищего. На Итаке считали, что Одиссей мертв, зал полон женихов, которые пытались убить его сына и убедить Пенелопу выбрать нового мужа. Пенелопа отказывалась, так как верила, что Одиссей жив. Она устраивает состязание с луком Одиссея, который лишь он один может натянуть. Когда Одиссей натянул лук, он перестрелял всех женихов и воссоединился с семьей".
      • Эти конспекты описывают основной сюжет историй. В них используются формулировки вроде «Когда Гарри нашел Камень...» вместо описания, чего стоили поиски камня, которое не является предметом рассмотрения конспекта. Они короткие и сосредоточены только на самых значительных основных персонажах, таких как Одиссей, Пенелопа, боги и так далее.