Сады при загородных дворцах фараонов. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства. Частный египетский сад

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москва

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования

Московский колледж архитектуры и градостроения

По дисциплине: «История ландшафтной архитектуры»

На тему: «Устройство садов Древнего Египта»

Выполнил: Балашова А. Е.

Проверил: Миленина Л. М.

Москва 2014-15 уч. г.

1. Парково-храмовый комплекс

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Рис. Первый храмово-парковый комплекс

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры. Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив - древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов.

2. Ахетатон

Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

3. Принципы устройство сада в Древнем Египте

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии; египетский сад орошение дерево

Формирование замкнутых композиций;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

Использование ритма как композиционного приема;

Применение аллейных и рядовых посадок;

Использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Шадуф - водоподъемное сооружение типа журавля в Древнем Египте.

Он представлял собой рычажное устройство. К одному концу длинного шеста крепилось ведро, к другому груз.

Рис. Посадка деревьев

Поскольку города лежали на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения японских садов. Японский сад как образ живой природы. Особенности садового искусства в Японии. Место камней и воды в ландшафте. Устройство пруда. Проектирование сада. Методика формовки растений и их расположение. Современные стили.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    История зимних садов начинается в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3000 лет, хорошо видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Несколько тысячелетий насчитывает искусство бонсай, зародившееся в Китае.

    реферат , добавлен 25.12.2004

    История возникновения японских садов как образа живой природы, процесс формирования их типологических черт. Особенности садового искусства в Японии. Сад камней: камень в японской культуре. Вода как второй главный компонент сада. Мох - необходимый атрибут.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2015

    История возникновения садово-паркового искусства Японии. Восточная философия, стилистика и разновидности японских садов. Значение, особенности и принципы проектирования сада. Внутренний смысл композиций из камней, декоративных элементов, растений.

    реферат , добавлен 20.06.2015

    История создания садов и парков Санкт-Петербурга. Планировка и строение парков Царского Села, парков Петергофа, садов Каменного острова и Стрельны, Гатчинских парков. Особенности Нижнего сада Меншиковского дворца в Ораниенбауме. План Каменного острова.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Обобщение основных элементов оформления сада. Отличительные черты голландских барочных садов, для которых была характерна пышная растительность, проявляющаяся в широком применении зелени для проектирования аллей, беседок, трельяжей, живых изгородей.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Исторический опыт озеленения городских территорий, этапы развития садово-паркового искусства. Классификация зеленых насаждений по их назначению. Проблематика озеленения городских территорий. Породы деревьев и кустарников, применяемых в озеленении.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    История создания и архитектурные особенности палат Аверкия Кириллова как типичного образца московских построек допетровской России. Архитектурное устройство комплекса и его внешний вид. Описание внутреннего убранства, историческая ценность построек.

    реферат , добавлен 15.06.2014

    Основные способы защиты помещений от атмосферных осадков и устройству кровли. Особенности технологической карты на устройство дощатых полов. Рассмотрение особенностей укладки чистого пола по лагам, знакомство с применяемыми материалами и изделиями.

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Часть I

Аменхотеп IV (Эхнатон) с женой (Нефертити) в саду

В далекой первобытности начался процесс изучения и овладения природой. Среда воспринималась человеком в те времена как сильная и враждебная. Человек обожествлял природу, поклонялся и деревьям, и животным. Из беспомощности человека перед природой и отчаянного желания приблизить ее к себе, закрепиться в мире родился тотемизм – вера в кровнородственные связи между человеком и растением или животным. Тотемизм породил магию, магия – мифы, ритуалы и обряды. Так, первая творческая деятельность (наскальный рисунок, натуральный макет, первобытный танец, изображавшие то или иное животное) носила ритуально-магический характер и была попыткой не отразить природу, а завладеть ею. Человек противостоял природе и боролся с ней за себя, в тоже время наблюдая и изучая ее и постепенно превращая в свою союзницу. Если вы хотите узнать о борьбе между пейзажным и регулярным парками , пройдите в рубрику на нашем .

С первобытных времен человек, перейдя к оседлому образу жизни и устраивая дом, стал огораживать свой кусочек природы. Сад, ограждённый примитивной изгородью от диких животных, представлял собой участок земли, где сажали сначала, в основном, лекарственные растения, затем плодовые и декоративные. Возможно, жилище украшалось цветами. Понятие и содержание декоративного сада сформировались в Древнем Египте . Определилось сочетание декоративной и функций сада (т.е. имеющая практическое назначение). Первые ирригационные системы, декоративные аллеи, перголы появились в садах Древнего Египта . Создание первых садов в Древнем Египте было осложнено засушливым климатом, малым количеством лесов и плодородных земель. Лишь некоторые из насаждаемых в садах Древнего Египта растений росли в естественных условиях на берегу Нила. Поэтому здесь были предприняты первые успешные попытки акклиматизации иноземных растений и создания первых садов на искусственных основаниях. Благодаря сложной системе оросительных каналов сады поливались водами. С тех самых пор боги всех времен и народов «поселились» в садах.

Обожествление мира египтянами

Египтяне жили в абсолютно обожествленном мире. Богами были животные, растения, птицы, небо, земля, горы и река. Изображение египетских богов с птичьими, звериными, лягушачьими и звериными головами и сфинксов с человеческими лицами и сегодня потрясают воображение и одновременно напоминают о действительной связи всего живого. Следы поклонения животным остались в виде аллей сфинксов, львов в Делосе, кладбищ священных крокодилов, собак, кошек и т.д., а также в географических названиях египетских городов, описанных древними греками: Крокодилополь, Ликополь (Волкоград), Кинополь, Леонтополь (Львоград), Элефантина. Еще больше египтяне поклонялись растениям. Сооружение садов Древнего Египта было не только необходимостью, но и требованием религиозных культов. Дворцовый сад царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри был посвящен богу солнца Амону-Ра. Разрешение на строительство садов также давал Амон-Ра, и это было привилегией богатых. От социального положения, богатства зависел и размер сада.

Уход за виноградниками и сбор урожая в Древнем Египте. Фреска из гробницы в Фивах. XII в до н.э.

Многие предполагают, что в эпоху Древнего и Среднего царства, в чаще всего, было распространено строительство плодовых садов, виноградников, огородов. Многочисленные изображения, барельефы, изображающие отдельные виды работ в садах – полив, посадка растений, сбор урожая, — подкрепляют это предположение, указывая на то, что сначала были освоены сады утилитарного назначения (т.е. имеющий практическое назначение). Однако в Новое царство деревья, растения стали компоновать в группы по законам красоты.

Сады Древнего Египта

создавались при храмах, дворцах, жилых домах состоятельных египтян. Вместе со священными рощами, озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, обнесенных валами, стенами. Город, «видимых с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, на зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Города Фивы и Тель-эль-Амарна описывались как города – сады.

Города имели прямолинейную сетку, а широкие улицы (до 40 м) играли роль ритуально-процессионных дорог, поскольку вели к дворцам и храмам. Было обнаружено археологами по сторонам улиц ям с остатками земли, корней, фрагменты оросительной системы, как свидетельствовало о наличии их озеленения. Предполагают, что в уличных аллейных посадках использовались пальмы.

План египетской виллы. Барельеф гробницы в Фивах.
1- вход
2 — пергола
3 — жилище
4 — бассейны

Египетская вилла. Барельеф в гробнице около города Тель-эль-Амарна. Среднее царство.

Частный египетский сад

История. Сады Древнего Египта и Крита . На стене гробницы Мефена, визиря фараона Снофру, нашли первое описание частного сада. Этот сад включал дом, озеро и большое количество фиговых деревьев. Некоторые изображения садов Древнего Египта сохранились в барельефах.

Судя из изображений, типичный египетский сад имел квадратный или прямоугольный план, почти симметричной планировки, окружался стенами, символизирующими силу и безопасность. Считалось, что чем массивнее портал, тем выше статус владельца. Здание находилось на оси садов и вместе с ними поднималось над уровнем реки, часто располагаясь на террасах. Центральную часть сада занимал обширный виноградник, увивающий перголу, или пруд. По периметру сада вдоль ограды были устроены аллеи.

Important!

Дорожки в садах Древнего Египта всегда были только прямыми, их кривизна была невозможна на протяжении всех трех тысячелетий Древнего Египта , поскольку ассоциировалась с непорядком.


Сады наполнялись скульптурными изображениями львов, богов, сфинксов, аналогичных тем, что организуют аллею сфинксов в Дэйр-эль-Бахри или «Дорогу процессий» между Карнакским или Луксорским храмами. Дом египтянина окружен амбарами с зерном и маслом. За домом в саду растут разнообразные деревья, по изображениям которых можно идентифицировать пальмы, смоковницы, инжир. В центре сада расположен большой пруд. За прудом по оси перспективы дома посажен сикомор.

Парки и сады древних цивилизаций

Развитие садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства тесно связано с развитием цивилизаций. С древних времен люди не только селились в благоприятных природно-ландшафтных условиях, но и стремились создать уголки облагороженной природы - сады и парки.

Сады в древнем Египте . В III и II тысячелетиях до нашей эры древнеегипетская цивилизация была ведущей цивилизацией мира. Здесь начали осушать болота, были возведены грандиозные некрополи с пирамидами и гробницами в Саккаре и Гизе; грандиозные храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре; заупокойные храмы и некрополи фараонов в Долине Царей близ Фив и др. При храмах создавались террасные сады, центрами композиций ландшафтного дизайна которых были пруды. К храмам вели пальмовые аллеи. Бассейны прямоугольной формы были композиционными центрами и в садах ландшафтного дизайна при богатых жилых домах. В садах высаживались разнообразные растения и цветы, в том числе привозимые из других стран.

Парки и сады в Двуречье Тигра и Евфрата . На плодородных землях долин рек Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) сформировалась одна из древнейших цивилизаций, которая дала миру ряд важных открытий: колесо, повозку, запряженную волами, вьючных ослов, парусное судно, систему орошения. Жрецы изучали звезды, созерцали красоту природы, задумывались над причинами явлений, занимались садоводством.

В развитии цивилизации Двуречья выделяют три периода: шумеро-аккадский (IV - II тысячелетиях до н. э.), ассирийский (I тысячелетия до н.э.), и нововавилонский (VII-VI вв. до н.э.). О шумеро-аккадском периоде сохранилось мало свидетельств. Ассирийский и нововавилонский периоды изучены лучше.

Сады и парки Ассирии и Вавилона отличались большими размерами и роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки стран Двуречья. Естественные зеленые насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности планировки ландшафтного дизайна парков, которая была обусловлена оросительной системой, посадки располагались свободно. В парках использовался богатый ассортимент редкостных деревьев, кустарников, цветов. Сохранились свидетельства о больших парках с разнообразной растительностью в Дур-Шарукине в период правления Саргона II (711-707 гг. до н.э.), в Ниневии в период правления Синахериба, сына Саргона II. В парках создавались искусственные холмы и озера, строились беседки и павильоны.

Широкую известность получили Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (IX-VII вв. до н.э.) - одно из 7 чудес Древнего мира. Это было грандиозное четырехъярусное сооружение, расположенное на берегу Евфрата, имевшее террасы, уступами поднимавшиеся на высоту около 25 м. Мощные столбы поддерживали своды и образовывали сквозные проходы. Террасы соединялись лестницами из мрамора. Декоративные деревья, кустарники, цветы высаживались на террасах так, как они росли в естественных условиях: растения низменностей - на нижних террасах, высокогорные - на верхних. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. С террас открывался вид на город и реку Евфрат.

Парки и сады в Персии . Древнеперсидская цивилизация возникла в конце II тысячелетия до нашей эры. Она являлась как бы мостом между Азией и Европой. Территория Персии (современного Ирана) был родиной земледелия. Из Персии в Индию пришло искусство скульптуры. Мечети и мавзолеи, сооруженные исламскими правителями Индии, также создавались под влиянием культовой архитектуры Ирана. Становление могольской школы живописи в Индии стало возможным благодаря персидским художникам, которые привнесли свое представление о прекрасном, чистые минеральные краски, тонкие кисти, изготовленную ручным способом бумагу, которыми пользовались персы.

Персидский язык на протяжении веков был придворным языком в Индии и Афганистане. Из Персии в Древнюю Грецию и Рим было привезено множество новых растений, которые изменили экономику этих стран. Да и сама идея ландшафтного дизайна садов и парков пришла в Европу из Персии.

Арийские племена перекочевали из восточных и северных районов Прикаспия на Иранское нагорье около 1700 г. до н.э. В период бронзового века они занимались скотоводством, разводили лошадей. Само слово «Иран» означает «страна ариев». Население современного Ирана происходит от тех же кочевых племен, от которых произошли греки, римляне, тевтоны, славяне, народности Северной Индии и Восточного Пакистана.

Правители Персии строили огромные парки с редкостными декоративными и фруктовыми деревьями, цветами, которые назывались - парадиз (рай). Парки разбивались на несколько участков и предназначались для охоты на диких животных и включали богато отделанные павильоны и гроты.

На рубеже XVI-XVII вв. шах Аббас I Великий перестроил Исфахан, придав ему характер величественной резиденции. Центром города стала большая (510 × 165 м) прямоугольная площадь Мейдане-Шах с богато украшенными поливным декором зданиями. С западной стороны площади находится обширный дворцовый комплекс Али-Капу («Высокие ворота», XV в., расширен в XVII в.), за которым простирались сады (частично сохранились), которые окружала стена длиной около 6 км. Сады с тенистыми аллеями, фруктовыми деревьями и цветами, прудами, мраморными бассейнами, фонтанами и текущей водой, декоративными животными и птицами символизировали рай на земле.

Самый знаменитый сад Ирана - Чор-Багх в Исфахане (улица четырех садов). Его длина более 3 км, ширина - 32 м. Сад спускался невысокими террасами по склону. По оси находился канал с бассейнами и фонтанами на террасах. Вода с террасы на террасу ниспадала небольшими каскадами. В последствии «чор-багх» стали называть тип сада, отличительными признаками которого является разделение его территории каналами на четыре части.

Парки и сады в Индии . Древнеиндийская цивилизация - одна из древнейших. В Индии найдены печати, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. В Индии родились математика, астрономия, литература, живопись, роль которых в развитии мировой науки и искусства трудно переоценить.

Города древних индусов были хорошо спланированы. До прихода арийцев в Пенджабе, Синде, Раджастане города развивались на основе процветающего сельского хозяйства. Приблизительно в 1600 г. до н.э. в Индии появились арийцы - кочевые племена, пришедшие из низовьев Каспийского моря. Пришельцы представляли культуру бронзового века. Они содержали большие стада домашнего скота. Арийцы уже знали медь и золото, но не знали железа. Вторая волна арийцев пришла в Индию приблизительно в 1000 г. до н.э. К этому времени относится открытие железа.

IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Священные книги «Веды» и «Упанишады» отражают религиозные взгляды, этические и духовные ценности народа. Первым образцом классической литературы этого периода считаются «Брахманы» - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды.

Древнеиндийская цивилизация породила буддизм, религию, возникшую в VI в. до н.э. и распространившуюся в Индии, Китае, Японии, Корее, Монголии и других странах Востока. Названа по имени основателя - Будды. Конечной целью жизни человека в буддизме считается нирвана - состояние высшего блаженства, отрешение от всех житейских забот и стремлений, отрешение от всего личного и слияние с «божественной первоосновой» и вселенной.

С начала XVI в. в Индии правила династия Великих Моголов, пришедших из Центральной Азии. В различных районах Индии сохранилось множество великолепных историко-культурных ценностей, архитектурных ансамблей этого периода. С династией Великих Моголов связан и расцвет садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства в Индии. Различаются два основных вида садов. Для этого периода были характерны сады двух основных видов: сады для развлечений и сады-усыпальницы.

Сады для развлечений имели квадратную или прямоугольную в плане форму и были окружены высокой стеной. Сад разделялся на две (иногда больше) террасы, по которым проходил выложенный камнем оросительный канал с водоемами и фонтанами. С террасы на террасу вода стекала по высеченным из камня уступам, называемым чадары (белый шлейф воды). Чадары чаще всего имели волнообразную форму или форму раковин. Как и в Персии, в Индии русла мелких каналов выкладывали плиткой голубого цвета, что создавало иллюзию глубины. В жарком климате вода - это жизнь и душа сада, поэтому для садов выбирались земли с горными источниками. В садах было много цветущих деревьев, цветов, поющих птиц. Цветущие растения символизировали жизнь, молодость, надежду.

Сады-усыпальницы создавались, чтобы души умерших покоились в мире и благоухании. Самый известный сад-усыпальница находится в двух километрах от города Агра, у мавзолея Тадж-Махал. Мавзолей был сооружен в середине XVII в. по указанию Шах-Джахана в память любимой жены Мумтаз-Махал. В нем же много лет спустя был похоронен и сам султан. Мавзолей, стоящий на платформе высотой 7 м на берегу реки Джамны, отличается совершенством пропорций архитектурных объемов. В плане это квадрат размером 104 × 104 м со срезанными углами. Сооружение общей высотой 81 м облицовано белоснежным полированным мрамором и перекрыто пятью куполами, из которых центральный луковицеобразный значительно возвышается над остальными.

К мавзолею примыкает регулярный сад размером 300 × 300 м с водоемами, каналами и фонтанами. Каналы разделяют сад на четыре квадрата (как в иранских садах чор-багх), каждый из которых делится дорожками на квадраты со сторонами около 35 м. Мавзолей и сад вместе создают великолепный ансамбль.

Парки и сады античного мира . Древнегреческая и древнеримская цивилизация заложили основы современной западной цивилизации. Греки создали полисы - города-государства, из которых самым крупным были Афины. Девизом древнегреческой культуры были поиски правды, красоты, гармонии человека с природой. Древнеримская цивилизация оставила после себя не только памятники архитектуры, произведения искусства, которые демонстрируются в многочисленных музеях, но и строительные технологии, законодательство, основы управления государством.

Садово-парковое ландшафтное искусство в античной Греции . Одним из первых типов общественных садов в античной (Древней) Греции были священные рощи, примыкавшие к храмам богов или посаженные в честь выдающихся людей, почитаемых как боги.

Самые известные сады Древней Греции - Академия - парк с тенистыми аллеями, где под сенью деревьев проводил беседы с учениками Платон (427-347 гг. до н.э.) и Ликейская роща (Ликей, Лицей), в которой преподавал и писал философские труды Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона.

Садово-парковое ландшафтное искусство в Древнем Риме . В Древнем Риме получили развитие сады в атриумно-перистильных жилых домах, в загородных виллах, а также городские общественные сады. При разбивке садов и размещении зданий использовалось террасирование склонов. Термы, купальни, рыбные садки, устраиваемые в загородных виллах, нуждались в большом количестве воды. Для обеспечения водой в самой высокой точке территории виллы создавался подземный резервуар, окруженный деревьями, чтобы вода не нагревалась в зной. Трубы обеспечивали подачу воды по всей территории сада.

В садах устраивались цветочные партеры - ксистосы, размещалась скульптура. Террасы окружались балюстрадами. Получило распространение топиарное искусство - фигурной стрижки деревьев и кустарников.

В композиции ландшафтного дизайна садов подчеркивалась основная ось главного здания с учетом открывающихся видов. Красивый пейзаж имел решающее значение при выборе места для строительства виллы.


садовый парковый возрождение

Сады Древнего Египта

Историческая справка

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

Особенности:

  • 1. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений
  • 2. сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах
  • 3. Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы
  • 4. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине
  • 5. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов

Зодчие:

  • 1. Имхотеп
  • 2. Хемиун
  • 3. Инени
  • 4. Сенмут

Сады Амона в Карнакском храме

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н.э.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками - значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону - во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.


Аллея сфинксов с бараньими головами

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов - бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников.

Карнакский храм, нач. 14 века до н.э.

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта - храму Амона-Ра в Луксоре.

Сады Вавилона

Историческая справка

Вавиломн - древний город вМесопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира. Столица Вавилонского царства (Вавилонии) (II-I тыс. до н.э.). В VI-IV вв. до н.э. - крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Особенности:

  • 1. Культ воды. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это так: же мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
  • 2. Вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу
  • (Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.)
  • 3. магический образ Зверя
  • 4. культ небесных светил

Зодчие:

Навуходоносор, Арадаххеш

Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Висямчие садым Семирамимды - одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения - Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. . Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла.


Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Устроены сады были в виде пирамиды с четырьмя платформами-ярусами, опирающимися на 20-метровые колонны. Самый нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, длина которого в разных частях варьировалась от 30 до 40 метров

Издалека пирамида выглядела, как вечнозеленый и цветущий холм, купающийся в прохладе фонтанов и ручейков. В полостях колонн были расположены трубы, и сотни рабов постоянно вращали специальное колесо, подающее воду к каждой из платформ висячих садов.

Расцвет садов Семирамиды длился около 200 лет, после чего во времена гегемонии персов дворец пришел в запустение. В нем лишь изредка останавливались цари Персии во время редких поездок по империи. В 4 м веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок - за садом окончательно перестали ухаживать, а сильные паводки повредили фундамент, и сооружение рухнуло. Находилось это чудо в 80 километрах к юго-западу от современного Багдада, на территории Ирака

Сады Древней Греции

Историческая справка

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.

Самыми распространенными и свойственными исключительно для Древней Греции видами озеленения являлись такие как герроны, больше популярные кА божественные рощи, частовладельческие сады и философские сады. Причем, герроны в большинстве случаев носили исключительно мемориальный характер, их использовали в процессе создания различных архитектурных сооружений, скульптур, а также лесных массивов с источниками.

Главные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Особенности:

  • 1. сочетание природных композиций с малыми архитектурными формами.
  • 2. Сады обустраивались прямолинейными дорожками и аллеями, украшались вазами, колоннами, скульптурой.
  • 3. В садах и парках создавались искусственные водоемы, фонтаны и источники.
  • 4. Равновесие и симметрия
  • 5. использовали террасирование

Зодчие:

Лисикрат, Скопас, Фидий

Афинский акрополь. II век до нашей эры

Афимнский акромполь - акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропс» (Kekrops) - в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.


План Афинского акрополя

в Акрополе велось большое строительство. При тиране на месте царского дворца был построен храм богини Афины В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.

В 447 году до н.э. по инициативе на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору которому, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Афимнский акромполь

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Сады Древнего Рима

Историческая справка

Создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялись в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизма.

Особенности:

  • 1. Здесь формируются такие сады, как священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили.
  • 2. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой.
  • 3. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами.
  • 4. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка).
  • 5. Регулярная планировка

Зодчие:

Юлия Домна, Гней Помпей

Плодовое садоводство в Риме

План сада Древнего Рима

Кроме декоративного сада, в римских виллах, как и у греков, имелись плодовые деревья, виноградники и огород. Но и этим насаждениям римские садовники придавали декоративный вид. Прямые аллеи, обсаженные ирисом, гвоздикой, гладиолусами, маком, разделяли фруктовый сад и огород на правильные участки.

Плодовое садоводство в Риме стояло тогда на таком высоком уровне, что садовники делали сложные прививки одних растений на другие.

Сады для гулянья


Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Прогулочный сад начинался от террасы и ее лестниц. Прямые симметричные дорожки и аллеи были выложены каменными плитами и обсажены небольшими деревьями, группами кустов (роз, мирты, олеандра, жасмина, граната) и окаймлены изгородью из букса, лавра, розмарина.

Вилла Адриана

Наиболее крупная и богатая вилла «Тибуртина» принадлежала императору Адриану, созданная уже в серебряном веке Рима (121 - 131 гг.). Она находилась в 25 километрах к востоку от Рима, около Тиволи. Для этой виллы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, создавали искусственные озера, - словом, рабы переделывали природу, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами.


Вилла Адриана. Храм Венеры

Наряду с прекрасными копиями Адриан собрал в своей вилле и подлинные произведения греческого искусства. Это действительно была вилламузей. Вилла, или вернее, целый город великолепных зданий занимал площадь около 5 кв. километров и был окружен стеною в 9 метров высотой.

Древние постройки виллы Адриана грандиозны и величественны, как грандиозны в Риме Колизей, храм Венеры и термы (бани) Каракаллы.

Среди развалин виллы сохранились великолепные уголки: то кольцевой водоем среди здания, окруженный колоннами, то мозаичный пол, то высокая стена - и за ней узкая аллея темных остроконечных кипарисов.

Вдали темно-зелеными зонтами стояли пиннии - итальянские сосны, высокие кипарисы, ливанские кедры с плоскими кронами и рощи серебристых олив с их растрескавшимися стволами. Нет только цветов, которых, вероятно, когда-то здесь было очень много.