Расправленные крылья - бомбардировки ч.1. Лондон во время войны

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания.

На обширных пространствах, признавал позднее Черчилль, уже нечего было жечь и разрушать. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на «передовых позициях».

По существу они были в окопах «битвы за Англию». Лондон, с горечью вспоминал Черчилль, походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться.

Ночью 03 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления.

Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны. В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут.

Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14.XI.1940 года 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 тонн бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ.

Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тысяч очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку 1 .

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут «ковентрированы», то есть беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой.

На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины «скобяных королей» из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 году на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тысяч бомб и более 21 тысячи бомб в 1941 году 2 .

Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 года ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 09.XI.1940 года), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы.

С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей.

Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 года по июль 1941 года, когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста 3 .

1 Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с.81, 82.

2 Вторая мировая война 1939-1945. М., 1958, с.95.

3 Strength and Casualties of th"e Armed Forces and Auxiliary Services

of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p.9.

В течение июня и в начале июля немецко-фашистские воздушные армии готовились к нанесению решающего удара по Британским островам. После предварительной разведки и пробных полетов 10 июля был проведен первый большой налет немецкой авиации. Началась ожесточенная "битва за Англию".

Можно выделить три основных этапа немецкого воздушного наступления. Первый этап - с 10 июля по 18 августа, когда основные удары немецкой авиации наносились по английским военным и торговым судам в Ла-Манше и по южным портам Англии от Дувра до Плимута. Немецкое командование ставило задачей вовлечь в бой английскую авиацию и измотать ее, а также нанести удар по тем морским портам Южной Англии, которые должны были стать объектами вторжения по плану "Морской лев".

На втором этапе - с 24 августа по 27 сентября - немецкое командование стремилось проложить путь к Лондону, ликвидировать английскую авиацию и ее базы, радиолокационные станции, а также военно-промышленные объекты. Третий и последний этап наступил тогда, когда операция "Морской лев" была отложена (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 983. ).

Особенно ожесточенной бомбардировке подвергся Лондон - "самая большая в мире цель". На долю жителей столицы выпали тяжкие испытания. С 7 сентября по 3 ноября, в течение 57 ночей подряд, германская авиация бомбила английскую столицу и ее окрестности. В среднем на Лондон налетало по 200 бомбардировщиков. Фашисты надеялись ожесточенной бомбежкой парализовать британскую столицу с 7-миллионным населением, запугать английский народ и заставить правительство заключить мир. Однако немцы лишь посеяли бурю гнева английского народа. В ночь на 6 сентября 68 немецких самолетов бомбили Лондон. Но это была только разведка. 7 сентября 300 тяжелых бомбардировщиков в дневное время ожесточенно бомбили Лондон. По приказу Гитлера главный удар был нанесен по железнодорожным узлам и лондонским докам, в районе которых находились крупнейшие продовольственные склады с запасами для всей страны. В доках от зажигательных и фугасных бомб бушевало пламя грандиозного пожара: горело зерно; огненной лавой вытекал расплавленный сахар; горел каучук, окутывая пепелище черным едким дымом; взрывались бочки с красками, виски и вином.

С 20 часов до 7 утра при свете бушующих пожаров над Лондоном появились еще 250 бомбардировщиков. Тысячи лондонцев - стариков, женщин и детей были погребены под развалинами домов, погибли в пламени. Немецкие бомбы попали в здание английского парламента, превратили в развалины многие правительственные здания вокруг Уайтхолла. Восемь лондонских церквей работы бессмертного архитектора Кристофера Рена были превращены в развалины. Только героическими усилиями лондонцев удалось спасти собор св. Павла и гробницы Веллингтона и Нельсона.

Особенно ожесточенным, "классическим", так его называл Черчилль, был налет немецко-фашистской авиации на цитадель финансовых заправил Англии - лондонское Сити. Пожары были "благодарностью" Гитлера за те миллионы фунтов стерлингов, которые ссудили немецким фашистам банкиры лондонского Сити. Бомбы, сброшенные на Букингемский дворец, разрушили дворцовую церковь, с корнем вырвали деревья дворцового сада. Много раз во время жестоких бомбежек монарху Англии Георгу вместе с премьером приходилось в спешке спускаться в недостроенное убежище Букингемского дворца.

В воскресенье, 15 сентября 1940 г., произошло, по мнению Черчилля, одно из решающих сражений за Англию, своего рода "битва при Ватерлоо".

В этот день германские ВВС совершили крупнейший массированный дневной налет на Лондон, послав на город свыше 1000 самолетов (См.: История второй мировой войны 1939-1945, т. 3, с. 134 ). Разыгралось крупнейшее воздушное сражение.

В тот же день Черчилль покинул свою резиденцию в Чекерсе и прибыл в Аксбридж, в штаб вице-маршала авиации Парка, командовавшего 11-й авиагруппой британских ВВС.

Черчилля провели в оперативный центр, расположенный в прочном бомбоубежище на глубине 50 футов под землей. Едва он успел спуститься, как тут же поступило сообщение, что с немецких аэродромов из района Дьеппа вылетело "40 с лишком" самолетов противника. Один за другим следовали сигналы: "60 с лишком" и далее "80 с лишком". Все новые и новые волны атакующих самолетов врага шли бомбить Лондон.

Все английские эскадрильи Парка ввязались в жестокий бой. Черчилль заметил тревогу на лице вице-маршала и спросил:

Какими еще резервами мы располагаем?

Резервов больше нет, (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 296. ) - тихо ответил тот. Положение английских ВВС было отчаянным.

Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы неприятель бросил еще сотню-другую самолетов в момент, когда английские эскадрильи, вынужденные заправляться горючим и пополнять запасы боеприпасов через каждые 70-80 минут, находились на земле. Но немцы не сделали этого.

Днем Черчилль вернулся в Чекерс. После отдыха он вызвал главного личного секретаря Дж. Мартина с вечерней сводкой известий. Они были печальны. "Тем не менее, - сказал Мартин, заканчивая свой доклад, - все это искупается положением в воздухе. Мы сбили 183 самолета, потеряв меньше 40". Правда, данные, полученные после войны, показали, что потери немецкой авиации составили всего 56 самолетов, а английской - 26. Все же Черчилль склонен был считать 15 сентября переломным моментом в "битве за Англию" ( Ibid., p. 297. ). Несомненно, немецкое командование военно-воздушных сил, что признавал и Черчилль, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

Когда немецкая авиация наносила массированные удары по аэродромам, она тем самым ставила под удар оперативные центры и телефонную связь английских ВВС. Буквально на волоске висела вся сложная система организации истребительной авиации Англии. Но когда Геринг перенес свои бомбежки на Лондон, английское командование истребительной авиации вздохнуло свободно. История "битвы за Англию" была историей не осуществленных до конца противоречивых планов Геринга, бессистемной смены первоочередных объектов военных бомбардировок. Немецкий морской штаб признавал неэффективность "воздушной войны" Геринга без учета требований морской войны и вне рамок операции "Морской лев". В той форме, в какой вел Геринг эту войну, она "не могла, - по признанию морского штаба Германии, - помочь подготовке к операции "Морской лев"" (Ibid., p. 289-290. ). По-прежнему английские корабли почти беспрепятственно действовали в Ла-Манше и Дуврском канале.

Лишь в конце сентября 1940 г. Геринг отказался от надежды превратить Лондон в груды развалин.

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания. "На обширных пространствах, - признавал позднее Черчилль, - уже нечего было жечь и разрушать" (Ibid., p. 328. ). Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на "передовых позициях". По существу они были в окопах "битвы за Англию". "Лондон, - с горечью вспоминал Черчилль, - походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться" (Ibidem. ).

Ночью 3 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления. Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны.

В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут. Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14 ноября 1940 г. 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 т бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ. Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тыс. очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку (См.: Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с. 81, 82. ).

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут "ковентрированы", т. е. беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой. На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины "скобяных королей" из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 г. на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тыс. бомб и более 21 тыс. бомб в 1941 г. (См.: Вторая мировая война 1939-1945 гг. М., 1958, с. 95. ) Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 г. ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 9 ноября 1940 г.), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы. С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей. Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 по июль 1941 г., когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста (Strength and Casualties of the Armed Forces and Auxiliary Services of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p. 9. ).

В течение августа в различных пунктах английского побережья между островом Уайт и Корнуэллом бурное море выбросило на берег 40 трупов немецких солдат.

Говорят, у страха глаза велики. По прибрежным английским городам поползли тревожные слухи, что немцы уже предприняли попытку вторжения на Британские острова, но были разгромлены.

В действительности фашистские штабы лишь проводили учения по высадке десанта, почти каждую ночь занимаясь погрузкой и разгрузкой барж и других судов в портах французского побережья. Часть этих барж, спасаясь от ударов английской авиации, вышла в море и погибла то ли от бури, то ли от бомбовых ударов. Однако, по указанию Черчилля, слухи о разгроме десанта не опровергались. Они усиливались, принимая фантастические размеры, распространялись в оккупированных странах, подбадривая народ.

Инженерная служба английской армии поддерживала легенду о создании таких средств обороны, которые позволяли превратить побережье Англии, и особенно прибрежную полосу воды, в сплошное море пламени и тем самым сжечь все десантные суда и боевые корабли гитлеровцев.

Однако тревога нарастала. 7 сентября британское командование получило сведения о продвижении немецких барж и мелких судов к портам между Остенде и Гавром. Имперский генеральный штаб считал это передвижение попыткой высадки десанта. Тревога усилилась в связи с тем, что на передовых аэродромах в районе Па-де-Кале английские разведчики заметили новые части пикирующих бомбардировщиков ближнего действия, переброшенных из Норвегии. В начале сентября немецкие шпионы высаживались на южном и восточном побережье Англии, имея указание быть готовыми в течение двух ближайших недель в любой момент доносить о передвижении английских резервных войск в районе Исович - Лондон - Оксфорд. Между 8-10 сентября фаза Луны, условия прилива особенно благоприятствовали высадке немецкого десанта на юго-восточном побережье Англии. Поэтому начальники английских военных штабов заявили Черчиллю, что создалась непосредственная угроза вторжения (Churchill W. Op. cit., vol. II, p. 276. ). Силы обороны были приведены в состояние боевой готовности.

Кодовое слово "Кромвель", означавшее "вторжение близко", было передано командованием войск метрополии в 20 часов вечера 7 сентября Восточному и Южному военным округам; передовые дивизии готовы были открыть огонь по врагу. Приказ "Кромвель" был передан всем соединениям в районе Лондона, а также 7-му и 4-му корпусам резерва главного командования и сообщен всем остальным военным округам в Великобритании. В ряде районов страны командиры отрядов местной обороны по собственной инициативе созывали добровольцев колокольным звоном. Над городами и местечками Англии гудел тревожный, протяжный набат, и сотни тысяч добровольцев, вооруженных охотничьими ружьями, пиками, вилами и ножами, сбегались на свои сборные пункты, полные решимости вступить в неравный бой с вооруженным до зубов беспощадным врагом. Дороги были заминированы, в некоторых местах взорваны мосты. Появились слухи о высадке неприятельских парашютных десантов, о приближении к побережью разнокалиберной "армады" фашистских десантных судов (Ibidem. ).

"Не следует закрывать глаза на тот факт, что с присущей немцам основательностью и методичностью ведется подготовка к решительному всестороннему вторжению на наш остров и что оно может быть предпринято сейчас в Англии, Шотландии, Ирландии или сразу во всех трех местах" (Ibid., p. 291. ). Особенно опасной британское правительство и командование считали неделю с 11 по 18 сентября, когда погода весьма благоприятствовала высадке крупного десанта.

Признаки надвигающегося германского вторжения множились. Новые английские аэрофотосъемки показали, что в голландских, бельгийских и французских портах и устьях рек было сосредоточено более 3 тыс. самоходных барж, и это, не считая резервов более крупных кораблей в устье Рейна или на Балтике, о которых английская разведка не знала.

Рейды Люфтваффе на города Англии в 1940 и 1941 годах, известные как «Блиц», несли с собой разрушение и смерть, но немцам не удалось добиться главных целей: деморализовать народ Великобритании и нанести урон военной промышленности.

Лондон пострадал больше остальных городов: более миллиона зданий было уничтожено, погибло 20000 мирных жителей (по всей Англии 40000), но дух британцев не был сломлен.

(Всего 14 фото)

1. Вид Лондона в 1940 году. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

2. Рабочие расчищают завал на месте, где стояло здание, Лондон, 1940 год. Черчилль писал в своих мемуарах: "То было время, когда англичане, и в особенности лондонцы, которым принадлежало почетное место, проявляли свои лучшие качества. Ожесточенные и воодушевленные, упрямые и готовые к испытаниям, люди не желали видеть себя покоренными, и адаптировались к новой реальности (Блица), со всеми ее ужасами и потрясениями". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

3. Разрушенные дома в Лондоне, 1940. Мемуары Черчилля: "За Атлантическим океаном длительные бомбардировки Лондона, а впоследствии и других городов, вызвали волну сочувствия в Соединенных штатах, какой не бывало ни до ни после того в англоговорящем мире. В сердцах американцев пылало сопереживание, и сильнее всех – в сердце президента Рузвельта. Я чувствовал желание миллионов мужчин и женщин разделить наши страдания и нанести ответный удар. Американцы ехали в Великобританию и везли столько, сколько могли взять с собой. Их уважение, почтение, чувство любви и товарищества очень воодушевляли. Однако на дворе был всего лишь сентябрь, и нам предстояло еще много месяцев такого странного выживания". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

4. Британцы работают в "саду победы", 1940 год. "Сады победы" – участки земли, на которых жители Англии, США, Канады и даже Германии выращивали фрукты и овощи для военных нужд. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

5. Автобус в воронке от бомбы, Лондон, 1940 год. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

6. Здание в огне после бомбардировки Лондона. 1940 год. В ночь на 29 декабря немцы попытались вызвать в городе пожар, сбросив 10000 зажигательных бомб. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

7. Вид разрушений в Лондоне, 1940 год. Черчилль пишет: "Вся мощь удара была сосредоточена на центре Лондона. Время было рассчитано таким образом, чтобы бомбардировка пришлась на час отлива. Главные водяные магистрали были выведены из строя взрывами морских мин, сброшенных с самолетов на парашютах. Людям пришлось бороться с пятнадцатью тысячами очагов пожаров. Серьезный урон был нанесен доками и железнодорожным станциям. Восемь церквей Кристофера Рена были уничтожены или повреждены. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

8. Вид Лондона после немецкого авианалета, 1940 год. Мемуары Черчилля: "Ратуша была уничтожена, а Собор Св. Павла удалось спасти только героическими усилиям. В центре Британии теперь зияет провал, но когда Король и Королева прибыли на место, их встретили с энтузиазмом, какой не увидишь даже на дворцовых торжествах". (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

9. Мужчина читает, сидя на лавочке, Лондон, 1940 год. За его спиной надувают заградительный аэростат, еще один такой же виден в небе. Эти аэростаты были созданы для защиты от ракет "Фау-1": более 200 ракет не достигли своих целей, получив повреждения или взорвавшись от столкновения с аэростатами или их веревками и металлическими тросами. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)

10. Отряд гражданской обороны вытаскивает раненых и убитых мирных жителей из поврежденных зданий после удара ракет "Фау-1" по Лондону, 1940 год. (William Vandivert/TIME & LIFE Pictures)13. К 1944 году авианалеты давно прекратились, и становилось ясно, что планы Гитлера по захвату Европы и всего мира обернулись поражением для "Тысячелетнего Рейха". (Frank Scherschel/TIME & LIFE Pictures)

14. Журнал LIFE писал в 1941 году: "Немцы удивлены и озадачены желанием Лондона терпеть разрушения и смерть, вместо того, чтобы сдаться. По мнению Германии, англичан побили, просто они еще отказываются с этим соглашаться. Конечно, это вовсе не так. И если в конце концов мы выиграем войну, то победа будет обязана отваге, с которой жители Лондона сдерживают осаду. (Frank Scherschel/TIME & LIFE Pictures)

С началом бомбардировок Лондона основной удар пришелся на восток столицы, Ист-Энд, где были расположены основные заводы и лондонские доки. Кроме того, в Берлине расчитывали, что бомбардировками Ист-Энда, традиционно небогатых и пролетарских районов, удастся внести раскол в английское общество. Недаром королева-мать Елизавета на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца со смехом сказала: «Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных».

Британские власти рассматривали возможность массированных бомбардировок городов. Еще в 1938 году появился секретный расчет специалистов, сделанный по заказу правительства. В нем прогнозировалось, что в случае начала войны с Германией от бомб погибнет до полумиллиона мирных жителей. Для раненых были заготовлены 750 000 коек в больницах. Эта оценка оказалась сильно преувеличенной, но с началом войны правительство приняло меры.

У городских властей оказалось достаточно времени, чтобы научить лондонцев, что нужно делать при налетах. Десятки тысяч были мобилизованы в различные гражданские службы – наблюдателей, помощников пожарных и т.д. К тому же даже во время налетов осенью 1940 года, многие опасались, что худшее еще впереди.

Перспектива вторжения Вермахта рассматривалась со всей серьезностью. Население обучали навыкам партизанской войны и саботажа. Усиленная в несколько раз пожарная бригада Лондона целый год приобретала оказавшиеся столь необходимыми специальные навыки тушения пожаров. Со всех дорог были убраны указатели направлений, в городах снимались таблички с названиями улиц.

Первая сирена прозвучала над Лондоном спустя несколько минут после произнесения премьер-министром лордом Чемберленом 3 сентября 1939 года речи, в которой он объявлял войну Германии. Первая тревога была ложной, и до начала осени 1940 года Лондон спал спокойно. Главной проблемой, помимо печальных новостей из Франции, было затемнение и вызванные им автомобильные аварии.

К началу лета 1940 года власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, потенциальных целей Люфтваффе, в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Маленьких лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Основным источником информации было радио. Опасаясь, что бомбардировщики смогут использовать радиосигналы в качестве маяков, Би-би-си сократило свои программы фактически до одного национального радиоканала. Выпуски новостей открывались, как говорили тогда англичане, «счетом матча» - сводкой сбитых самолетов Люфтваффе и Королевских ВВС.

По всей стране был введен суровый режим экономии.Кразличным работам – на военных заводах, в частях гражданской обороны, в системе оповещения и т.д.- были привлечены женщины (чего, кстати, так и не произошло в Германии). Активисты гражданских свобод считают, что именно Битва за Англию позволила после войны изменить статус женщин в Великобритании и во всем Западном мире.

Переведенная еще в 1939 году на военные рельсы промышленность, даже в худший для Королевских ВВС месяц – с середины августа по середину сентября 1940 года смогла выпустить самолетов больше, чем было сбито немцами.

Бомбоубежищами для лондонцев были станции метро, подвалы церквей, небольшое количество специальных помещений. Правительство и военное командование располагало своим бомбоубежищем –«Военным кабинетом», который и поныне сохраняется как музей. Черчилль прерывал любые разговоры о возможной эвакуации руководства страны. Один из его секретарей рассказывал, что когда летом 1940 года в подземном кабинете премьера установили стол, Черчилль спустился в убежище, огляделся и произнес: «Отсюда я буду руководить обороной и либо сохраню страну, либо погибну».

Ни один город мира до Лондона не был целью столь яростных бомбардировок. Разрушено было множество памятников архитектуры, жилищный фонд пострадал на столько, что проблеме срочного строительства многоквартирных домов было посвящено одно из заседаний кабинета министров сразу после войны.

Несмотря на все старания сократить количество жертв, за время бомбардировок погибло более 43 000 человек, более 51 000 получили тяжелые ранения.

В ночь на 25 августа 1940 года десять немецких самолетов сбившись с курса по ошибке сбросили бомбы на окраину Лондона. Англичане ответили оперативно.Первый авиационный рейд на Берлин состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 г . На город было сброшено 22 тонны бомб. До 7 сентября было произведено всего семь налетов на немецкую столицу. Каждый из тех ночных рейдов был отражен в официальных докладах Верховного командования вермахта. Немецкий средний бомбардировщик Ю-88.

26 августа 1940 г.: «Прошлой ночью самолеты противника впервые появились над Берлином. На пригороды были сброшены бомбы». 29 августа 1940 г.: «Прошлой ночью британские самолеты систематически атаковали жилые кварталы столицы рейха… Были сброшены фугасные и зажигательные бомбы. Погибло много гражданских лиц. Имели место случаи пожаров, причинен материальный ущерб». 31 августа 1940 г.: «Ночью британские самолеты продолжили атаки на Берлин и другие цели на территории рейха. Несколько бомб упали в центре города и в рабочих кварталах». 1 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью британская авиация атаковала Рурскую область и Берлин. Были сброшены бомбы. Причиненный ущерб не является существенным, ни один из военных объектов не пострадал». 2 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью самолеты противника снова предприняли попытку атаковать Берлин». 5 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью британские самолеты вновь вторглись на территорию рейха. Плотным огнем зенитной артиллерии попытка атаковать столицу рейха была отражена. Противнику удалось сбросить бомбы на город всего на двух участках». 7 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью вражеские самолеты вновь атаковали столицу рейха. Было произведено массированное бомбометание на невоенные цели в центре города, что привело к жертвам среди мирного населения и материальному ущербу. Авиация люфтваффе также начала налеты на Лондон крупными силами. Прошлой ночью атаке подверглись доки в Восточном Лондоне с применением фугасных и зажигательных бомб. Начались пожары. Огонь наблюдался в доках, а также в районе нефтехранилища в Темзхейвене». После этого бомбовая война против столиц противоборствующих сторон стала набирать обороты. Теперь она велась сама по себе. «Блиц» на Лондон был объявлен актом возмездия за налеты на Берлин. Он начался в ночь с 6 на 7 сентября 1940 г., то есть через пять месяцев после начала неограниченной бомбовой войны и через две недели после сброса на Берлин первых бомб. Налеты продолжались непрерывно до 13 ноября 1940 г. силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков.Самые масштабные бомбардировки Лондона состоялись 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 - ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а люфтваффе выпустило пресс-релиз в котором заявило что свыше тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов.
Неповрежденный купол собора святого Павла в клубах дыма и огня от окружающих зданий во время бомбардировки немецкими самолетами Лондона 29 декабря 1940 года. (AP Photo/U.S. Office of War Information).Эту фотографию иногда называют символом сопротивления Лондона -Лондон выстоял.

Вообще-то обе стороны оказались не готовы к проведению стратегических бомбежек. Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Виккерсов: большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой нагрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Виккерс Веллингтон - британский двухмоторный бомбардировщик, широко использовался в первые два года войны.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учётом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей, доктрина люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. До начала стратегических бомбежек никто не задумался над созданием дальнего истребителя, который мог бы совершать прикрытие бомбардировщиков в их рейдах в глубь территории врага.

Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 над доками Лондона.

По британским данным, первый налет на Берлин был выполнен силами 3 скоростных бомбардировщиков в дневное время. Однако официальный отчет по результатам рейда отсутствует. По слухам, его целью было поиздеваться над Герингом, который в тот раз должен был выступить с обращением перед массовой аудиторией. В связи с налетом речь Геринга была задержана на один час. Вплоть до конца 1940 г. было осуществлено еще 27 ночных налетов на Берлин. Самый крупный из них состоялся в сентябре, когда курс на Берлин взяли 656 английских бомбардировщиков, хотя, конечно, не все они вышли к цели. После этого наблюдается тенденция к уменьшению числа бомбардировщиков, задействованных в таких налетах. В декабре в атаках на Берлин принимали участие всего 289 машин, затем в рейдах английской авиации наступила пауза. В воздушных рейдах на немецкую столицу участвовали в основном самолеты типа «Веллингтон» и «Хемпден», максимальный радиус действия которых позволял им лишь долететь до Берлина и обратно. При сильном встречном ветре самолеты не могли достичь цели, и им приходилось ложиться на обратный курс. Если же пилоты ошибались в расчетах, они вынуждены были порой сажать машины в море. Поскольку в то время еще не было надежного устройства прицеливания для бомбардировщиков, которое позволяло бы уверенно поражать отдельную цель в темное время суток, число попаданий по сравнению с промахами было незначительным. Главными целями английских самолетов было здание имперского министерства авиации, а также железнодорожные станции. Несмотря на все усилия летчиков Королевских ВВС, результаты налетов были мизерными. В сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7320 тонн бомб, в том числе 6224 тонны было сброшено на Лондон. В то же время на территорию Германии, включая Берлин, упало всего 390 тонн бомб. Так называемый рейд возмездия на Берлин в ночь с 23 на 24 сентября 1940 г., выполненный силами 199 бомбардировщиков, оказался более эффективным, чем обычно, хотя в результате плохих метеоусловий до цели долетели всего 84 машины. С этого времени жители Берлина начали ощущать над собой постоянную угрозу. В связи с тем, что на тот период пришлось большое количество дипломатических визитов в столицу Германии, рейды проводились в основном в ночное время. Из воспоминаний министра иностранных дел Испании Серано Суньера мы знаем, что во время его визита в Берлин ему приходилось почти каждую ночь проводить в подвале гостиницы «Адлон». Похоже, что это неприятное обстоятельство очень повлияло на принятые впоследствии политические решения. Суньер пишет: «Гражданская оборона в тылу была налажена так же четко, как и ПВО на фронте. Благодаря этому немецкий народ вряд ли сознавал, насколько ужасна война. Организация явно позволяла предотвратить угрозу. Бомбовая война в те дни велась почти без жертв, но от такой ее более мягкой формы гражданскому населению в дальнейшем было труднее выстоять в последующих событиях».

Встреча Молотова на вокзале в Берлине, ноябрь 1940г.

Министр иностранных дел Германии тоже был весьма раздражен тем, что ему приходилось вести важные политические переговоры со своим иностранным коллегой в обстановке, когда беседа прерывалась оглушительными бомбовыми разрывами. Раздражение росло и оттого, что совсем недавно он уверенно провозгласил, что война была уже почти выиграна. Во время переговоров Молотова в Берлине, он не преминул вставить шпильку своему немецкому коллеге по поводу английских бомбардировок имевших место во время официальных бесед. Официальные отчеты за период с 1 сентября 1939 г. по 30 сентября 1940 г. дают такую картину жертвам и разрушениям, причиненным Берлину: 515 погибших и примерно вдвое большее количество раненых, 1617 полностью разрушенных и 11 477 серьезно пострадавших зданий. Согласно зимней директиве британского командования бомбардировочной авиации, вышедшей в конце октября 1940 г., Берлин стоит на пятом месте в списке главных целей для Королевских ВВС сразу же за заводами по производству горючего, судостроительными предприятиями, объектами транспортной сети и постановкой мин. Там же говорилось, что при осуществлении ударов по городам следует искать цели как можно ближе к жилым кварталам с целью причинения противнику максимального материального ущерба и одновременно демонстрации врагу мощи Королевских ВВС. В январе 1941 г. в налетах на Берлин участвовало всего 195 самолетов, и после этого бомбовые удары по двум вражеским столицам на время прекратились. В январе-феврале 1941 года погода была очень плохой для полетов. В марте активность возросла и главной целью теперь были порты и гавани. Затем наступила последняя и самая тяжелая стадия ночных бомбежек. В апреле и мае налетам снова подвергся Ковентри, затем Портсмут и Ливерпуль. И покой Лондона также был нарушен. Затем прозвучал последний ужасный аккорд мрачной симфонии: 10 мая, в годовщину немецкого наступления на Западе, Лондон подвергся мощному налету. Возникли 2000 пожаров, и были разрушены 150 водопроводных магистралей. Были сильно повреждены пять доков, 3 тысячи человек погибли или были ранены. В ходе этого налета получила попадания и была сильно повреждена Палата Общин (нижняя палата британского парламента).
Улица Лондона, разрушенная авиабомбежками.

Фактически это был конец, потом в Лондоне стало тихо и сирены больше не разрывали ночи своими воплями. Однако это была угрожающая тишина и многие в Англии опасались, что она указывала на некую новую дьявольскую затею. Они были правы, но на сей раз она была направлена не против Англии. За год воздушной войны Великобритания потеряла в ходе бомбежек 43 тысячи человек убитыми и 50 тысяч тяжело раненными.Но после этого задачи Королевских ВВС коренным образом изменились - от обороны английская авиация перешла к нападению. На берегах Ла-Манша остались только две истребительные эскадры люфтваффе, большинство истребителей и бомбардировщиков были сосредоточены на Востоке. Налеты на Берлин во второй половине 1941 года участились.

С 8 августа по начало сентября бомбардировки Берлина проводились советской авиацией дальнего действия. 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского Е. Н. был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Командование операцией было поручено Жаворонкову С. Ф., ответственным за исход назначен Кузнецов Н. Г.
Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), а также новые ТБ-7 и Ер-2 ВВС и ВВС ВМФ, которые с учётом предельного радиуса действия могли достать до Берлина и вернуться обратно. Учитывая дальность полёта (около 900 км в одну сторону, 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км) и мощную ПВО противника, успех операции был возможен лишь при выполнении нескольких условий: полёт необходимо было осуществлять на большой высоте, возвращаться назад по прямому курсу и иметь на борту лишь одну 500-кг бомбу или две бомбы по 250 кг. 2 августа из Кронштадта в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоящий из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Пройдя через заминированный Финский залив и зайдя в уже осаждённый немцами Таллин, утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил груз.

Пе-8 (ТБ-7) - советский бомбардировщик.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кагул был осуществлён пробный полёт - несколько экипажей, имея запас горючего до Берлина и полный боекомплект, слетали на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде.
4 августа особая ударная группа перелетела на расположенный на острове аэродром Кагул. С 4 по 7 августа производилась подготовка к полёту, бытовое устройство лётного и техсостава, удлинение взлётно-посадочной полосы.
В ночь на 6 августа 5 экипажей отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено: зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6 000 м. Вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу.В 21.00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Звеньями командовали капитаны Гречишников В. А. и Ефремов А. Я., штурманом летел Хохлов П. И. Полёт проходил над морем на высоте 7 000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) - Свинемюнде - Штеттин - Берлин). Температура за бортом достигала -35 - -40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.
Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам советских самолётов сесть на ближайший аэродром.
В 1.30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

29 августа 1942 года был совершен самый массированный налет советской бомбардировочной авиации на Берлин за все годы Великой Отечественной войны. В нем приняли участие 100 бомбардировщиков Пе-8, Ил-4 и ДБ. На обратном пути 7 Пе-8 также сбросили бомбы на Кенигсберг. Этот налет стал финальным аккордом в серии бомбардировок советской авиацией крупных германских городов и промышленных центров в августе 1942 и прелюдией к сентябрьским налетам на страны-сателлиты Германии.

7 ноября 160 самолетов королевских ВВС бомбили Берлин; 20 из них были сбиты. В 1942 году в Берлине была объявлена воздушная тревога только 9 раз. Английские ВВС решали в этом году задачи связанные с выживанием Англии, а именно все усилия были направлены против подводных лодок и против судостроительных заводов производивших эти лодки. Битва за Берлин. Ноябрь 1943 - март 1944. У Великобритании появилась возможность нанесения массированных ударов по Берлину только во второй половине 1943 года. Прелюдией к воздушному наступлению на Берлин послужили два авианалета 30 января 1943 года. В этот день с большими речами выступали Гёринг и Геббельс. Авианалеты были приурочены по времени точно к началу обоих выступлений. Это имело большой пропагандистский эффект, хотя материальные утраты немцев были незначительны. 20 апреля англичане налетом на Берлин поздравили с днем рождения Гитлера.
Авро 683 Ланкастер - британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.

"Битва за Берлин" началась налетом в ночь с 18 на 19 ноября 1943 года. В налете участвовали 440 Ланкастеров в сопровождении нескольких Москито. Самый тяжелый ущерб Берлину был нанесен в ночь с 22 на 23 ноября. Из-за сухой погоды в результате сильных пожаров пострадало множество зданий, в том числе иностранных посольств. Самый крупный рейд состоялся в ночь с 15 на 16 февраля. Налеты продолжались до марта 1944 года.Общие потери Берлина составили почти 4000 человек убитых, 10 000 раненых и 450 тысяч человек остались без крова. 16 налетов на Берлин обошлись Англии более чем в 500 потерянных самолетов. Бомбардировочная авиация потеряла над Берлином 2690 летчиков и почти 1000 стали военнопленными. В Англии принято считать, что битва за Берлин была неудачной для ВВС, но многие британские историки утверждают, что "в оперативном смысле битва за Берлин была больше, чем неудача, это было поражение". Начиная с 4 марта Соединенные Штаты в преддверии высадки во Франции начали воздушную войну на истощение. Полагая, что люфтваффе не сможет уклониться от боев при защите столицы, американцы организовали серию сокрушительных бомбардировок Берлина. Потери были тяжелыми для обеих сторон: США потеряли 69 летающих крепостей В-17, а Люфтваффе - 160 самолетов. Но США могли восполнить потери, а Германия уже нет.

Берлин, осень 1944 года, жертвы бомбардировки.

Затем, вплоть до начала 1945 года, авиация союзников переключилась на поддержку высадившихся войск во Франции. И новый крупный налет на Берлин состоялся лишь 3 февраля 1945 года. Почти 1000 бомбардировщиков B-17 Восьмой воздушной армии под прикрытием дальних истребителей Мустанг бомбили систему железных дорог в Берлине. По данным разведки через Берлин перебрасывалась немецкая Шестая танковая армия на восточный фронт.Это был один из немногих случаев, когда ВВС США провели массированную атаку на центр города. Джеймс Дулиттл, командующий Восьмой армией ВВС, возражал. Но Эйзенхауэр настоял, так как атаке на Берлин придавалось большое политическое значение в том, что этот налет был осуществлен, чтобы помочь наступлению советских войск на Одере, к востоку от Берлина, и имел важное значение для единства союзников. Бомбежка вызвала большие разрушения и пожары, которые продолжались в течение четырех дней. Границы пожара были локализованы только водными преградами и зелеными массивами парков. Немецкая ПВО к этому времени была очень ослаблена, так что из 1600 самолетов участвовавших в налете были сбиты только 36. Было уничтожено большое количество памятников архитектуры. Пострадали также правительственные здания, в том числе рейхсканцелярия, канцелярия НСДАП, штаб-квартира гестапо и здание так называемого "народного суда" .Среди погибших был печально известный Рональд Фрейслер, глава "народного суда". Центральные улицы: Унтер-ден-Линден, Вильгельмштрассе и Фридрихштрассе были превращены в груды развалин. Число погибших составило 2894 человека, количество раненых достигло 20000 и 120000 потеряли свое жилье.
Стратегический бомбардировщик В-17, "Летающая крепость".

Еще один крупный рейд состоявшийся 26 февраля 1945 года оставил без крова 80000 человек. Рейды англо-американской авиации на Берлин продолжались до апреля месяца, пока Красная армия была за пределами города. В последние дни войны советские ВВС тоже бомбили Берлин, в том числе с помощью штурмовиков Ил-2. К этому времени ПВО, инфраструктура и гражданская оборона города были на грани развала.Позже, статистики подсчитали, что на каждого жителя Берлина было почти тридцать девять кубических метров щебня. До конца марта 1945 года было в общей сложности 314 воздушных налетов на Берлин, из них 85 в течение последних двенадцати месяцев. Половина всех домов были повреждены и около трети являлись непригодными для проживания, целых 16 км ² города представляли собой просто груды щебня. Оценки общего числа погибших в Берлине от воздушных налетов составляют от 20.000 до 50.000. Для сравнения, число погибших в одном нападении на Дрезден 14 февраля 1945 года и на Гамбург в одном налете 1943 года составили соответственно около 30000 и 40000 человек. Относительно низкое количество жертв в Берлине свидетельствует о превосходной ПВО и хороших бомбоубежищах.

Башня ПВО "Зоопарк", апрель 1942 года.

Нацистский режим был хорошо осведомлен о политической необходимости защиты столицы рейха от разрушения с воздуха. Еще до войны, началась работа по созданию разветвленной системы общественных бомбоубежищ, но к 1939 году только 15% от запланированных 2000 укрытий были построены. К 1941 году, однако, пять огромных государственных бомбоубежищ были готовы полностью и вмещали до 65000 человек. Другие укрытия были построены под правительственными зданиями, самым известным является так называемый бункер под имперской канцелярией. Кроме того, многие станции метро были использованы в качестве бомбоубежищ. Остальная часть населения была вынуждена укрываться в своих подвалах. В 1943 году немцы решили эвакуировать людей, чьё присутствие в Берлине не диктовалось нуждами войны. К 1944 году 1,2 млн. человек, 790 000 из них женщины и дети, около четверти населения города, были эвакуированы в сельские районы. Была предпринята попытка эвакуировать всех детей из Берлина, но это встретило сопротивление со стороны родителей, и многие эвакуированные вскоре вернулись в город (как это было и в случае с Лондоном в 1940-41). Растущая нехватка рабочей силы означала, что женский труд было важно сохранить для промышленности Берлина, поэтому эвакуация всех женщин с детьми не удалась. В конце 1944 года население города начало расти снова, из-за беженцев, спасавшихся от Красной Армии. Хотя беженцам было официально отказано в разрешении оставаться в Берлине в течение более двух дней, но все же не менее 50.000 удалось остаться в Берлине. К январю 1945 года население было около 2,9 млн, хотя требования немецких военных ограничивались только 100 тысячами мужчин в возрасте 18-30 лет. Другие 100.000 необходимые для расчисток города, были,в основном, французские "фремдарбайтеры" ("иностранные рабочие") и русские "остарбайтеры" ( "восточные рабочие"). Ключем к противовоздушной обороне Берлина были три огромные башни, на которых находились прожекторы и 128мм зенитные орудия, а также система убежищ для гражданских лиц. Эти башни были в Берлинском зоопарке в Тиргартене, в Гумбольдтсхайне и Фридрихсхайне. Башни все чаще комплектовались подростками из гитлерюгенда, так как пожилые мужчины были призваны на фронт.


Руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине; разрушена в результате бомбардировок союзников и сохранена как памятник.

13 июня 1944 - первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1, удар нанесён по Лондону.
Немцы впервые в истории начали авиабомбардировки, они же первыми начали ракетные обстрелы городов. Всего было изготовлено около 30 000 аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.
Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнем) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение авианалетов Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075 0
Потеряно экипажа 7690 0
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1 150 000 1 127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
Усилия ВВС.
Вылетов 86 800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

Фау-1 на пусковой катапульте.

8 сентября 1944 года был произведен первый боевой запуск ракеты Фау-2 по Лондону. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Ракеты поражали в основном мирное население (погибло около 2700 человек.Гитлера не покидала идея о производстве тяжелой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».
Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:
Нелепая затея. В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонн в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины «Летающих крепостей». Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет «земля-воздух». Такая ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем «Вассерфаль» (Водопад).
Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте).Данные о количестве ракет,запущенных и достигших целей, разнятся. По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).
Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

О том, что Лондон подвергается ракетным обстрелам германское правительство объявило только 8 ноября. И 10 ноября Черчилль выступая в Палате Общин сообщил парламенту и миру, что в последние несколько недель Лондон подвергается ракетным ударам. По английским оценкам в Лондоне ракетами Фау-2 было убито 2754 мирных жителя и 6523 ранены. Точность попаданий возросла за годы войны и ракетные удары наносили порой существенные разрушения сопровождающиеся многими смертями. Так 25 ноября 1944 года был разрушен универмаг в юго-восточной части Лондона. Погибли 160 человек и 108 были серьезно ранены. После таких уничтожающих ударов английская разведка организовала "утечку" фальсифицированной информации о том, что ракеты перелетают Лондон на 10 - 20 км. Эта тактика сработала и большинство ракет стали падать в графстве Кент не принося особого ущерба.

Последние две ракеты взорвались 27 марта 1945 года. Одна из них убила миссис Айви Милличамп, 34 лет, в ее собственном доме в графстве Кент.

А это жертва Фау-2 в бельгийском Антверпене, 1944г.

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес: [email protected]. Буду очень благодарен.