Православный журнал для детей «Радость моя» (Донецкая епархия). Православные журналы. Всегда есть, что почитать

Тематико-отраслевой состав изданий

Анализ издательского репертуара православной литературы последних 20-ти лет показывает его тематическое и жанрово-видовое разнообразие. Издаются творения Отцов Церкви, жития святых и подвижников благочестия, труды по циклу богословских наук (догматическое, сравнительное богословие, аскетика, литургика), книги по истории Белорусской Православной Церкви, по православной педагогике, церковному искусству, издания по основам православной веры для духовно-назидательного чтения, духовная поэзия, детская православная литература, Справочно-библиографические пособия в помощь работе с православной литературой и т.д.

К сожалению, репертуар православного книгоиздания в Беларуси на сегодняшний день определить не просто. Не все типографии пересылают обязательный экземпляр своей продукции в Книжную палату Беларуси; оформление некоторых изданий не соответствует требованиям. Часто выходные сведения (место издания, издательство и год издания) в издательской продукции отсутствуют или приводятся не полные выходные данные. Не всегда приводятся сведения о первоисточнике публикации в репринтных изданиях. Используемая символика во внешнем оформлении книг иногда не соотносится с их содержанием. Все это затрудняет идентификацию книг, особенно, если необходимо отнести их к тому или иному христианскому вероисповеданию, в данном случае выделить православные книги.

Православные периодические издания

Для православной периодики, издаваемой на территории Белорусского Экзархата характерно видовое разнообразие как по форме (газеты, журналы, листки), так и по целевому, читательскому назначению. Выходят научные богословские, духовно-просветительские, познавательные, богословско-литературно-художественные издания для детей, православной молодежи, учащихся и студентов духовных школ, церковного и монастырского клира, широкого круга прихожан (воцерковленных и неофитов), а также представителям светского образования (учителей школ и вузов) и т.д.

По ведомственным признакам православные периодические издания можно поделить на церковные и частные. К церковным относятся издания Белорусского Экзархата, духовных школ, православных братств, монастырей, епархиальные и приходские издания; к частным - издания, учреждаемые отдельными подвижниками православной веры, а также различными общественными объединениями православной ориентации.

По числу православных периодических изданий на первом месте стоит Минская епархия. В 1989 г. здесь возобновлено издание “Минских Епархиальных Ведомостей” (“МЕВ”), основанных в 1868 г. архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем). Сегодня “МЕВ” является не только местом публикации церковных документов, но и летописью Минской епархии, отражением церковной истории. Здесь печатаются важнейшие документы и распоряжения по епархии правящего архиерея, Слова, наставления, богословские труды митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета; хроника, епархиальные отчеты. Ведутся постоянные рубрики “Архиерейские служения”, “Указы”, “Награждения”, “Собрания благочинных”, “Из жизни сельских приходов”, “Сектоведение”, “Подвижники благочестия XX века”, “Храмы Минской епархии”, “Юридическая консультация”, “Православный календарь” и многое другое. Помещаются материалы о жизни монастырей, приходов, о задачах православного образования, организации воскресных школ, деятельности духовных школ Беларуси. На страницах журнала делятся своим опытом священники, педагоги, ведущие катехизационные занятия с детьми, молодежью, взрослыми прихожанами, участниками сестричеств и братств. Поучительны материалы о несении послушания белорусских священников в армии; о возрождении, на основе Православия, патриотизма, любви к Отечеству. Журнал также повествует о сложностях священнического служения в тюрьмах, колониях, иных местах заключения. Рассматриваются вопросы практического взаимодействия Церкви и интеллигенции. Издание помещает статьи ученых, богословов, специалистов в области истории Православной Церкви, педагогики и др. Журнал распространяется по приходам Минской епархии.

В 1992 г. церковным приходом св. Архангела Михаила (г.Жодино) была основана газета “Царкоўнае слова”, главным редактором ее с момента создания и до 1997 г. был священник Алексий Шинкевич. С 1997 г. газета становится органом Минской епархии, редакция ее размещается в Свято-Петро-Павловском соборе г. Минска.

Православную периодику издают и в отдельных благочиниях и приходах Минской епархии. Например, при Свято-Михайловском кафедральном соборе Слуцкого благочиния с 1994 г. издается газета “Преображение”.

Множество православных периодических изданий создается в приходах Минского городского благочиния. В приходе Покрова Пресвятой Богородицы (Минск) в 1998-2000 издавался “Крупецкий листок”, периодичностью 2-4 раза в месяц. После Пасхи 1999 г. некоторое время Листок выходил под названием “Христос Воскресе”. Ныне при воскресной школе Свято-Покровского храма печатается детская духовно-нравственная газета “На источнике Богородицы”.

Также существуют приходские газеты: «Вербочка» Свято-Воскресенского прихода (Минск), “Преображенский листок” Свято-Преображенского прихода (Минск), “Серафимовский листок” Свято-Серафимовского прихода (Минск), а также познавательная литературно-художественная газета Дома Милосердия “Благовест”.

Школа звонарей при Минском епархиальном управлении выпускает с 2000 г. свой альманах “Звонница”. Редакция размещается в приходе храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте”, альманах выходит с благословения настоятеля храма, протоиерея Игоря Коростелева.

Свои периодические издания имеют и православные братства. Так, при Свято-Петро-Павловском соборе Минска Братство Святых Виленских Мучеников издает с 1993 г. журнал на белорусском языке “Праваслаўе”.

В этом же приходе действует братство православной молодежи им. К.Острожского, которое, начиная с 2000 г., выпускает свою православную духовно-просветительскую газету “Светач веры”.

В Могилевской епархии в 1991 г. по благословению архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима возобновлено издание “Могилевских епархиальных ведомостей”, основанных в 1883 г. епископом Могилевским и Мстиславским Виталием.

“Полоцкие Епархиальные Ведомости”, издаваемые в 1874-1917 гг., восстановлены в 1995 г. по благословению епископа Полоцкого и Глубокского Глеба (Савина).

“Гродненские Епархиальные Ведомости” как духовно-просветительное и информационное издание Гродненской епархии в виде газеты начали издаваться с 1992 г. (До революции “Гродненские Епархиальные Ведомости” начали издаваться только в 1901 г. и просуществовали до 1915 г.) Кроме того, в Гродненской епархии по благословению епископа Гродненского и Волковысского Артемия с 1998 г. издается газета “Православный вестник”.

В Брестской епархии с 1997 г. православным братством “Подвижник” во имя преподобномученика Афанасия, игумена Брестского издается информационно-просветительная газета “Духовный вестник”. С 1999 по 2001 гг. выходит газета “Брестские Епархиальные Ведомости”. В 2001 г. она преобразована в журнал с названием “Христианское время”. В 2002 г. издание “Ведомостей” как ежеквартального информационного бюллетеня в виде журнала возобновлено по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна.

С 1998 г. в Новогрудской епархии стали издаваться “Новогрудские Епархиальные Ведомости”. Сестричеством во имя святого апостола Иоанна Богослова при Свято-Михайловском кафедральном соборе издается журнал “Каўчэг”.

В Витебской епархии первым печатным периодическим епархиальным органом стала газета “Наше Православие”. В 1995 г. при участии епархии было выпущено два специальных номера газеты “Витебские ведомости”, посвященных жизни епархии. В 1997 г. выпуск газеты “Наше Православие”. При активном участии Братчиков в газете активно отражается текущая жизнь епархии, история Православия на Витебщине. В 2000 г. основан журнал “Витебские Епархиальные Ведомости”. При помощи издательского отдела епархии Витебское православное духовное училище создало свою газету «Кириллица».

В Гомельской епархии епархиальным печатным органом стала газета “Искра Православия”.

Из монастырских периодических изданий получили популярность у читателей богословско-литературно-художественный листок “Жыровіцкая абіцель” - ежемесячное издание Жировицкого Свято-Успенского монастыря и газета “Встреча”, издаваемая теперь в форме малого журнала Свято-Елисаветинским монастырем и Сестричеством во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (г.Минск) .

С 2000 г. начинается история периодической печати Минских Духовных Академии и Семинарии. Вначале был основан студенческий журнал “Ступени”. В качестве приложения к нему выпускается сборник студенческих научных публикаций “Экспромт”. В 2002 г. увидел свет первый сборник “Трудов Минской Духовной Академии им. святителя Кирилла Туровского”.

С 2002 г. издаются “Ученые записки” факультета теологии им. св. Мефодия и Кирилла Европейского гуманитарного университета, главным редактором которых стал митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом благословляются и поддерживаются частные инициативы православных христиан и сообществ по изданию газет и журналов православной ориентации. Духовно-просветительная газета для учителей, родителей и детей “Воскресение” возникла в 1999 г. обществом “Пробуждение”.

Итак, совершим небольшой экскурс в историю. Почему для празднования «Дня Православной книги» выбрано именно 14 марта? Все очень просто. Именно в этот день, в 1564 году диаконом Иваном Федоровым была напечатана первая книга – богослужебный «Апостол». Хочу напомнить, что до появления печатного станка, книги представляли собой увесистые фолианты. Они переписывались от руки, с использованием очень дорогих материалов, таких как пергамент, т.е. выделанная особым образом кожа. Такие книги были настоящими произведениями искусства, в которых сочетались каллиграфия, живопись и ювелирное дело. Естественно, что рукописные книги могли позволить себе только самые богатые люди. Появление печатного станка заметно удешевило процесс создания книг, и они стали теперь более доступным, массовым явлением. Так, считается, что упомянутый выше «Апостол» вышел тиражом примерно в 2000 экземпляров.

Можно с уверенностью сказать, что 1564 год стал переломным, так как печатная книга дала колоссальный импульс к развитию современной культуры и науки в России.

Сам праздник, о котором мы сегодня говорим, очень молод. Он учрежден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. И, как всякий праздник, он несет функцию не только культурно-просветительского характера, когда мы встречаемся с людьми, в основном молодежью, и рассказываем о православной книге, как о некоем историческом феномене, о её значении для развития общества, государства. Другой немаловажной его функцией является освещение некоторых проблем, с которыми сталкивается современное образование. Можно сказать, что появление «Дня православной книги» - это реакция Церкви на общее падение культурного и, в первую очередь, духовно-нравственного уровня человека.

По данным ВЦИОМ на 2014 год, которые мы видим на представленном слайде, по сравнению с 2009 годом, количество людей, которые практически не читают книг, увеличилось с 27 до 36 процентов. Хочу отметить, что в 1992 году таких людей было всего 20 процентов. 43 процента опрошенных заявило, что вообще не любят читать. В другом опросе, проведенном фондом «Общественное мнение», можно увидеть более тревожную тенденцию: оказалось, что 58% процентов россиян не может назвать вообще каких-либо книг, которые произвели бы на них сильное впечатление. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос находим в той же самой статистике. Для современного читателя наибольший интерес представляет лёгкое, развлекательное чтение – 37 %. На втором месте стоит художественная литература – 29%, на третьем – литература по специальности – 21%. На последнем месте, к сожалению, стоит религиозная литература – всего 5%. Какую долю занимает из этих 5 процентов православная литература – это открытый вопрос, статистики такой нет, однако, не думаю, что очень большую.

Исходя из этих данных, неудивительно, что сегодня остро встает вопрос о необходимости проведения работы по популяризации книг с духовно-нравственным содержанием. Но одно дело – сделать книгу популярной, а другое – пробудить интерес читателя к этой тематике. Последнее является самым сложным, так как современный мир всем своим естеством, широкой пропагандой навязывает нам представление о том, что для человека хорошо соответствовать определенной моде, определенному тренду. Достаточно вспомнить тот ажиотаж, который появляется при выходе очередного голливудского фильма. В этот момент, особенно в среде молодежи, часто можно услышать вопрос: а ты смотрел? При этом удивительно, что сам сюжет фильма можно пересказать буквально за пару минут. Не берусь говорить, каков этот сюжет, хороший или плохой, фильмы бывают разные. Но нас привлекает в большей степени картинка, и «крутые» спецэффекты в отрыве от реального содержания. Существует очень мало людей, которые после просмотра очередной картины, попытаются найти то литературное произведение, по которому она снята. Еще меньше людей способны осмыслить увиденное и услышанное. Наверное, происходит это потому, что к тому моменту, когда в нашей голове сможет зародиться такая здравая идея, нас уже стремглав несет новая волна моды. К тому же, мы очень ленивы, ведь размышления о нравственности это тяжелый труд, а нам хочется чего-то легкого, что может сиюминутно поднять нам настроение. К сожалению всё, что я сейчас сказал о фильмах справедливо и для литературы.

Однако каждый из нас имеет представление о непреходящих, то есть постоянных, ценностях, к которым относится любовь к своей Родине, знание её истории и культуры. Всё это является для нас признаками образованности. Думаю, что со мной согласятся все присутствующие здесь, если я скажу, что быть образованным и культурным человеком лучше, чем необразованным и некультурным. И ни для кого не секрет, что развитие нашего государства теснейшим образом связано с Церковью. От этого факта нельзя убежать или сделать вид, что его просто нет. И если я люблю свою страну, если я хочу быть полезен в будущем своим соотечественникам, если мне небезразлично то, кем станут мои дети, то у меня нет никакого права выкинуть на свалку истории тот огромнейший пласт культуры, накопленный совместными усилиями Церкви и государства, начиная от князя Владимира, принявшего крещение уже более 1000 лет назад, в 988 году. И в такой ситуации книга, как материальный носитель знания, должна представлять для нас большой интерес.

Православная Церковь всегда ставила и ставит своей основной задачей духовно-нравственное развитие личности, а государство, особенно с эпохи Петра I поощряет научные знания. Давайте задумаемся, каким может стать образованный, но бездуховный и безнравственный человек? За примерами не надо далеко ходить, достаточно вспомнить те бесчеловечные опыты, которые проводились над пленными во время Второй Мировой в нацистских концлагерях. Так вот чтобы мы, или наши потомки, никогда не стали теми, кто попрал все человеческое, нам необходимо сейчас учиться быть Людьми, Людьми с большой буквы. И естественно, что в этом учении лучше всего обратиться к опыту Церкви, который насчитывает уже более 2000 лет.

Сегодня на полках наших книжных магазинов, или в интернет-библиотеках, можно встретить целые разделы под названием «православная литература». И что только не относят к ней: календари с указаниями дней памяти святых, молитвословы, кулинарные книги, жития, поучения, ответы на повседневные жизненные вопросы от православных священников, рассказы, исторические и богословские труды и т.д. Однако мало кто представляет, что именно называется православной книгой и по какому критерию можно судить о её православности?

Действительно, согласно общепринятому мнению, православной книгой можно назвать такую, в которой не будет противоречий с учением Церкви и её догматами. Также в ней, скорее всего, будет идти речь о чем-то, что в той или иной степени связано с православными традициями и верой.

Но можно ли найти такую книгу, которая одновременно и православна, и не содержит явного упоминания о православии? Ответ на этот вопрос более интересен, но вместе с тем сложен, так как «не лежит на поверхности». Сложен он потому, что здесь встают перед нами такие проблемы, как оценка личности автора и самого читателя. Кто они? Атеисты современности или прошлого? Либералы, считающие возможным пересмотр вероучения Церкви в угоду новым открытиям естествознания? Может быть, сектанты? Или же, что еще более страшно, люди околоцерковные, те, кто часто смешивает православную веру и народные суеверия?

Следует понимать, что разделение, которое присутствует сейчас, на светскую и духовную литературу, на самом деле условно, так как между ними существует глубочайшая связь. Достаточно вспомнить произведения наших классиков, таких как Г. Р. Державин, А.С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. И. Куприна или К. Г. Паустовскогй и т.д. В произведениях этих писателей постоянно поднимаются темы любви, гуманизма, смысла жизни, места человека в мире, постоянной борьбы между добром и злом и выборе между ними. Всё это – христианские темы, которые присутствовали и ранее, в древнерусской литературе. А основной целью последней было как раз воспитание наших с вами предков, бывших язычников и идолопоклонников, через усвоение христианских истин, через приобщение к обширному духовному наследию Византийской Империи и, естественно, через веру в Бога. Результат этого воспитания – огромная страна с богатейшей культурой, сумевшей сохранить себя в очень трудные времена и вышедшая из них победительницей. Вот что такое наша православная литература. Однако следует понимать, что её сердцем и первоисточником является Евангелие и никакие другие произведения не могут заменить Его.

Итак, если вы решитесь обратиться к чтению серьёзной литературы, то какую книгу лучше взять для начала? Конечно, тут трудно угодить вкусам всех одновременно. Тем более, что в интернете, если задаться такой целью, можно найти огромный перечень произведений, из которых хотя бы одно подойдет именно вам. И все же, для начала я предложил бы вам прочесть книгу современного автора, архимандрита Русской Православной церкви, отца Тихона (Шевкунова), «Несвятые святые». В книгу вошли короткие рассказы из жизни автора. Многие из них связаны с , где автор начинал монашескую жизнь. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это - часть нашей церковной жизни. Проповедь… ведь и строится на осмыслении Священного Писания, на толковании церковных событий святыми отцами и на примерах из жизни».

Еще одно произведение, общехристианское, и по своему названию должно быть знакомо всем вам, это «Хроники Нарнии», цикл из семи детских фэнтезийных книг (сказок ), написанных . В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния , где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом . «Хроники Нарнии» раскрывают смысл большого числа христианские идеи в доступном для читателей виде.

Если же вы захотите познакомиться с современной православной периодикой, то ваше внимание нужно сосредоточить на двух замечательных журналах. Первый называется «Фома», который позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». В названии журнала - имя апостола Фомы , обозначающее недоверчивого слушателя (из-за первоначального неверия апостола в воскресение Иисуса Христа ). Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. «Фома» адресован всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов.

СТАТИСТИКА По данным ВЦИОМ на 2014 год, по сравне-нию с 2009 годом, количество людей, которые практически не читают книг, увеличилось с 27 до 36 процентов.

АЖИОТАЖ- Искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему – нибудь. (Толковый словарь Ожигова)

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить ». (прав. Иоанн Кронштадский)

В судьбах настоящих и в судьбах будущих православного христианства, - в том и заключена вся идея народа русского, в том его служение Христу и жажда подвига за Христа. Жажда эта истинная, великая и не переставаемая в народе нашем с древнейших времён, непрестанная, может быть, никогда, - и это чрезвычайно важный факт в характеристике народа нашего и государства нашего. (Ф.М. Достоевский)


Православные журналы. Всегда есть, что почитать

Современные православные периодические издания различаются как по формату, так и по концепциям самих изданий. О том для какой аудитории можно использовать те или иные журналы мы попробовали разобраться в небольшом обзоре.

Одним из главных инструментов диалога молодежи, интеллигенции, духовенства в контексте православной культуры является литература, слово. Стоит обратить внимание на периодические издания, имеющие уклон к православной этике, ориентированные на молодёжь. На сегодняшний день существует достаточное количество подобного рода изданий.

Для данного обзора было выбрано несколько православных журналов: «Виноград», «Наследник», «Нескучный сад», «Фома», «Русский дом», «Татьянин День», «Славянка». Экземпляры этих изданий есть во многих приходских библиотеках, что облегчает доступ к ним. Издания имеют свои интернет-порталы, так что ознакомиться с их материалами можно в режиме онлайн.

«Виноград» примечателен тем, что на страницах этого журнала уделяется немалое внимание проблемам подросткового воспитания, осуществляется диалог современности и традиции. Большой акцент в журнале делается на проблеме материнства и мужского воспитания (https://vinograd.su/).

Православный молодёжный журнал «Наследник» обращен к молодой аудитории. На страницах этого издания можно встретить множество интересных статей, репортажей, очерков, интервью, по своему содержанию интересных прежде всего молодежи.

Стоит также отдельно сказать о версии журнала в Интернете - http://www.naslednick.ru/ .

«Нескучный сад» позиционируется как журнал о православной жизни; весьма информативен и объёмен. На страницах журнала можно ознакомиться с традициями Православия, с Православием в контексте истории и современности, большое внимание уделяется вопросам соотнесения науки и веры, веры и современной культуры, религии и политики, диалога Церкви и общества, диалога Православия с другими мировыми культурными традициями- http://www.nsad.ru/ .

Журнал «Фома» можно охарактеризовать как культурно-просветительское, аналитическое, религиозное издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». В журнале активно осуществляется анализ современных общественных и культурных процессов https://foma.ru/ .

«Русский дом» - журнал, из названия которого сразу понятна патриотическая направленность данного издания. На страницах «Русского дома» обсуждаются проблемы, ищутся ответы на многие вопросы, связанные с положением России в мире, проблемами русской культуры, современным положением православной веры, раскрывается многообразие православных традиций и канонов - http://www.russdom.ru/ .

Интернет-издание «Татьянин День» весьма информативно и примечательно интересным новостным порталом, имеет характерный уклон в историю православной культуры. Здесь можно ознакомиться с весьма разноообразным материалом, элементами православной этики в контексте исторического, культурного и общественного процесса. Издание учреждено домовым храмом мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова в 1995 году. - http://www.taday.ru/ .

Православный женский журнал «Славянка» обращен непосредственно к прекрасной половине человечества. Как и во всех подобных изданиях, в «Славянке» затрагиваются вопросы женской красоты и здоровья, семейного очага, воспитания детей -